история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
«ИЗОБРАЖЕНИЯ ДАННИКОВ ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ ЦИН» («ХУАН ЦИН ЧЖИ ГУН ТУ») КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ В XVIII ВЕКЕ, ЦЗ.Н1
"ILLUSTRATED TRIBUTARIES OF THE QING EMPIRE" (HUANG QING ZHIGONG TU) AS A SOURCE FOR STUDIES OF XVIII CENT. CENTRAL ASIA, VOL.II
Сомкина Надежда Александровна
Восточный факультет СПбГУ somkina@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Трактат «Чжи гун ту» представляет собой ценный источник сведений для изучения истории, этнографии и культуры ряда стран и регионов. В данной статье представлен перевод и комментарии к «центральноазиатской» части 2-го цзюаня альбома, в который вошли, главным образом, территории современного Синьцзян-Уйгурского АР и сопредельных регионов: Или, Турфан, Хами, Казахстан, Кыргызстан, Турфан, Бадахшан, Андижан (Узбекистан) и некоторые другие. Структура записей примерно одинакова: парное изображение представителей народов и народностей, в подавляющем большинстве случаев мужчины и женщины, дополненное коротким текстовым пояснением, включающим историческую справку, описание жизненного уклада, одежды и атрибутов жителей данной местности. Иллюстрации представляют собой интересный источник для историко-этнографический исследований - помимо фиксации внешнего облика жителей рассматриваемых регионов того времени, в ряде случаев прослеживается тенденциозность представлений китайцев о жителях сопредельных районов и изложения исторических реалий в угоду императору, для которого изначально и составлялся альбом. Эта тенденциозность позволяет назвать «Чжи гун ту» примером «патриотически-агитационной» литературы XVII в.
Ключевые слова и фразы: Чжи гун ту, внешняя политика Цин, Китай и соседи, Турфан, Или, Хами, Центральная Азия, Синьцзян.
Для цитирования: Сомкина Н.А. «Изображения данников правящей династии Цин» («Хуан цин чжи гун ту») как источник сведений о Центральной Азии в XVIII веке, цз.11. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(4): 85-107
ABSTRACT
The "Zhi Gong Tu" treatise is a valuable source for studying the history, ethnography, and culture of Central Asian countries and regions. This article presents the translation and comments on the "Central Asian" part of the 2nd volume of the album, which mainly includes the territories of the modern Xinjiang Uygur Autonomous Republic and adjacent regions: Hi, Turfan, Hami, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Turfan, Badakhshan, Andijan (Uzbekistan) and some others. The structure of the entries is mainly the same: a paired image of representatives of peoples and nationalities, predominantly a man and a woman, supplemented by a short textual annotation, including a historical reference, description of the lifestyle, clothing and attributes of the inhabitants of the area. The illustrations are an interesting source for historical and ethnographic research, since in addition to fixing the external appearance of the inhabitants of the regions at that time, in some cases one can see a tendency in describing some historical details to please the emperor, for in the first place it was him whom the album was originally composed for. This tendentiousness allows us to qualify "Zhi gong tu" as an example of "patriotic agitation" literature of the XVHth century.
Key words and phrases: Zhi gong tu, the Qing's foreign policy, China and neighbours, Turfan, Ili, Hami, Central Asia, Xinjiang.
For citation: Somkina N.A. "Illustrated tributaries of the Qing empire" (Huang Qing zhigong tu) as a source for studies of XVIII cent. Central Asia, Vol.II. Modern oriental studies. 2019; 1(4): 85-107
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00218 Китайский историко-этнографический памятник «Изображения данников правящеи династии Цин» («Хуан цин чжи гун ту») и его значение в изучении представлении китаицев о других странах и народах в середине XVIII в.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВВЕДЕНИЕ
Китайский ксилографический альбом "Изображения данников правящеи династии Цин" (Хуан цин чжи гун ту Ж^ШмН) был составлен и издан по указу императора Цяньлуна от 1751 г. коллективом чиновников во главе с Фу Хэном ШШ, отпечатан и размножен ксилографическим способом в период между 17601780 гг. Приведенные в трактате исторические сведения датируются, самое позднее, 1760-м гг. Трактат представляет собои историко-географическое и этнографическое сочинение, содержащее краткое описание населения различных земель мира (включая как отдельные страны, так и регионы), о которых было известно китаицам ко времени создания памятника. Альбом состоит из 9 тетрадеи, сгруппированных по региональному принципу, хотя время от времени этот порядок нарушается. Связано это с тем, что оригинальныи трактат состоит из четырех свитков с ширинои около 33 см и длинои от 140 до 180 см. Авторами оригинальных цветных рисунков были Се Суи (?— 1771), Дин Гуаньпэн, Цзинь Тинбяо, Яо Вэнь-хань и Чэн Лян; в настоящее время этот экземпляр хранится в Таибэиском национальном дворце-музее. Затем трактат был издан в упро-щеннои, ксилографическои форме, контурные рисунки к которому выполнил главным образом Мэнь Циньань, а также Сюи Пу, Даи Юицзи, Сунь Дажу. Подробнее об исследованиях Чжи гун ту см. [Маяцкии, Традиционализм и новаторство, 2019; Миронова, 2019; Харитонова, 2019; Черевко, 2019; Самоилов, 2019, Сомкина,
2019; Маяцкии, Проблема идентификации, 2019] Издание было сокращено и разбито сперва на 7 цзюанеи, из которых было удалено несколько параграфов, а затем дополнено двумя дополнительными цзюанями, куда вернули удаленные записи. Таким образом, рассматри-ваемыи регион - Центральная Азия - оказался разбросан по 2 и 9 цзюаням. В даннои статье будут рассмотрены регионы из 2 цзюаня.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалом исследования послужил текст 2-го цзюаня трактата «Хуан Цин чжи гун ту». В исследовании применялся нарративныи, аналитическии и сопоставительныи метод.
Основную проблему в исследовании представляют собои имена собственные - топонимы и имена. Зачастую они являются иероглифическую транслитерацию названии, принятых в уигурском, тибетском и маньчжурском языках; разница с китаиским в данном случае достаточно велика.
Кроме того, указанные в «Чжи гун ту» факты требовали верификации посредством сравнения с другими (некитаискими) источниками, поскольку некоторые факты были искажены в рамках общеи цинскои тенденциозности повествования о данниках.
Иллюстрации для статьи взяты из цветного оригинала «Чжи гун ту», хранящегося в Таибэиском Национальном дворце-музее; данная копия датируется примерно 1751-1761 гг.
№4 2019
188И: 2686-9675
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обратимся непосредственно к тексту «Чжи гун ту».
Рис. 1
§1. /
Тайджи из Или и прочих мест / Его супруга
шшшшш,
Или - та земля, которая в древности называлась Цюйли, некогда принадлежала племенам ойратов, насчитывает 21 поселение. На 20-й год правления под девизом Цяньлун [(1755)] наши войска умиротворили и тогда же включили [их] в [состав Цинских] владений. Местные жители занимаются кочевым скотоводством, зимой одеваются в теплые одежды, летом в легкие, не имеют постоянного места проживания. Горы [там] обильно покрыты снегом; дождей и талых снегов достаточно для орошения. Некоторые [илийцы] приглашают хуэйцев возделывать земли, на которых [те] высаживают несколько сортов проса, пшеницы и других злаков. [Здесь] выращивают тыкву и виноград, также есть персики, сливы, груши и абрикосы. Их вождь называется «тайджи». [Он] носит войлочную шапку с ровными полями и высокой тульей, украшенной красной бахромой, в левое ухо вдевает кольцо с жемчужиной, [его] платье и пояс из парчи, за пояс заткнут маленький кинжал, [к поясу] также подвязываются чаша и платок. На ногах обувь из красной бычьей кожи. Его жена заплетает волосы в две косы, украшенные красным шелком и жемчугом, в обоих ушах жемчужные серьги, одежда из расшитой парчи, головной убор и обувь подобны тем, что у тайджи.
Стоит сказать, что топоним «Или» употреблялся в Китае в широком смысле - для обозначения территории нынешнего Синьцзяна. На момент создания трактата как раз завершился разгром Джунгарского ханства, и Цин-ская империя налаживала новую администра-
MODERN ORIENTAL STUDIES V0L1 №4 2019
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
тивную систему и взаимодеиствие с местнои знатью. В 1761 году была образована провинция Синьцзян (ШШ, «Новые земли»). В частности, было построено девять городов: Хуэиюань ®Й, Суидин Гуанжэнь Й^—, Сичунь
Нинъюань ^Й, Гунчэнь Чжаньдэ ЩШ,
Хуэинин и Талэци (Щ®^); именно эти
девять городов и получили общее название Или. Также этот раион называли Бэицзян ^ЬШ -Северная окраина. Территория поставляла провизию для регулярных воиск и управлялась с опорои на местную титулованную знать -таиджи2 и заисанов3. Территория к югу от Тяньшаня называлась Наньцзян (ШШ Южная окраина), а также Хуэицзян (0Ш, «Земли хуэицев») , поскольку здесь сосредоточилось в основном мусульманское население разных этносов. Сюда относились Ярканд, Кашгар, Хо-тан, Кучар, Аксу, которые находились под управлением беков, а также Турфан и Хами, которые находились под контролем непосредственно Лифаньюаня. Все эти территории в широком смысле в рамках «Чжи гун ту» названы «Или» [Хостлетер, 2017, С.200].
С образованием новои провинции перед цинским правительством встали новые проблемы. Новые территории предполагались источником снабжения для маньчжурских воиск, однако оставшиеся на севере Синьцзяна кочевые
2 В период Цин таиджи назывались нетитулованная знать, делившаяся на 4 ранга. Это были потомки Мандухая и Бату-Мункэ, а также потомки Хасара, Бельгутея, Тоорил-хана и оиратских ноионов, принявших подданство маньчжурского императора и поселившихся на западе Халхи в XVIII веке [Подробнее см. Владимирцев, 1934, С.153-158]
3 Термин «заисан» (от китаиского цзаисян - министр, канцлер) впервые появился в эпоху Юань, обозначает наследственного владетеля отока.
народы пахотным земледелием не занимались и не могли полностью покрыть потребности воиска. С другои стороны, южные земли по-прежнему оставались источником нестабильности, где регулярно вспыхивали малые и большие восстания. Чтобы убить двух заицев одним выстрелом, было организовано массовое переселение части уигурского населения с юга на север - именно они и были теми «приглашенными хуэицами», которые стали заниматься земледелием. Таким образом, с од-нои стороны, была в значительнои степени разряжена обстановка в южных землях и, с дру-гои - решена проблема снабжения воиск в землях северных. Переселившиеся уигуры, образовавшие в дальнеишем отдельную этническую группу илиицев (или кульджинцев), и в те времена их стали называть «таранчи» («земледельцы») - по-китаиски «таланьци» ЩШ^; именно это название послужило основои для топонима вышеупомянутого города Талэци Щ® которьш позже стал известен как Тарбагатаи.
На рисунке изображены таиджи и его супруга. Их одежды пошиты из дорогои ткани с флоралистическои вышивкои, на головах у обоих шапка рупорообразнои формы, с плоскими полями и краснои бахромои в навершии, характерная для тибетцев и монголов в некоторых регионах (например, провинции Ганьсу).
На поясе мужчины висит чаша, платок и нож. Поясные чаши и ковши известны еще со времен Золотои Орды; поначалу они выполняли роль походнои фляги, но со временем превратились в статусныи атрибут.
На рисунке рука женщины сложена в чин-мудру («мудра осознанности», большои и ука-
УОЫ №4 2019
Ш: 2686-9675
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
зательныи палец соединены, ладонь обращена вниз). Руки мужчины сложены на животе, пальцы переплетены, как в ушас-мудре, только ладони обращены вниз. Поскольку исконное население данного региона исповедовало буддизм, можно предположить, что такое положение рук является отсылкои к религиозным практикам данного региона.
Рис. 2
§2. шшш
Зайсан из Или и прочих земель
ш, ш^шшмто ь
ттл&т, ш^т
ш, шишшшш, мшфл, ш^ф,
аняШо
В Или и прочих местностях в подчинении тайджи всюду ставятся зайсаны, чтобы управлять народом и племенами. По положению они бывают крупными и мелкими, ранжируются
в зависимости от степени удаленности зависимого [от них населения]. Мужчины носят меховые шапки с загнутыми полями и с высокой тульей, отделанной красной бахромой, левое ухо украшено кольцом с жемчужиной, одеты в платье с длинным воротом, либо из вышитой парчи, либо из индийского сукна, на поясе носят маленький кинжал, а также чашу и платок, обуты в туфли из кожи рыжего яка. Одежды их жен также похожи на одежды жен тайджи: по-видимому, [они] тоже ничем не отличаются.
В период ХУ-ХУШ вв. заисанами называли людеи, занятых на службе у монгольских ханов и крупных князеи. В округе Или, под началом таиджи, заисаны отвечали за вверенных им подданных, занимались хозяиственными делами, распределением пастбищ и сбором повин-ностеи. Поскольку немусульманское население региона вело преимущественно кочевои образ жизни, за заисанами часто «закрепляли» не территории, а кланы, соответственно, их власть распространялась на представителеи клана независимо от того, насколько далеко тот откочевал [Владимирцов, 1934, С.138, 140, 144].
В отличие от подавляющего большинства иллюстрации в «Чжи гун ту», люди на которых изображены в статичных позах, заисан и его супруга запечатлены в динамике. Женщина указывает рукои на что-то впереди и очевидно идет к этои цели, оглядываясь на мужчину, словно зовет за собои. Мужчина, подобрав полы платья, следует за неи, большим пальцем пра-вои руки указывая себе за спину. С однои стороны, динамичность их поз можно понимать как указание на активное участие заисанов в жизни народа, поскольку, в отличие от таиджи, которые решали масштабные стратегические вопросы,
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
заисаны заведовали насущными, хозяиственны-ми делами населения и были больше вовлечены в жизнь простого народа. С другои, пока до трактата не добрались специалисты по гендерным исследованиям, предположение о том, что иллюстрация свидетельствует о высокои социальнои роли женщины, пока еще не было озвучено.
В целом костюм и атрибуты тайджи и заисана практически идентичны, однако по-следнии уступает в богатстве отделки - его обувь не покрыта вышивкои, платье и пояс пошиты из заметно менее дорогои ткани. То же справедливо и по отношению к женщинам.
Рис. 3
§3. штт&л / штт&Ам
Илиец-простолюдин / Илийка-простолюдинка
л» ^шмйздй, ^чш^тт,
и«, ттшшш,
шчтмтт,^®«»^™»
Простой народ Или занимается кочевым животноводством, не занимается пахотным земледелием и живет исключительно полагаясь на хуэйцев. Мужчины носят овечьи шапки с желтым верхом, левое ухо украшено медным кольцом, все одеты в платья, сшитые из кусков необработанной овчины, опоясываются матерчатым кушаком, обуваются в сапоги из желто-черной кожи. Женщины заплетают волосы в две косы, в обоих ушах носят медные кольца. Их шапки, одежда и кожаные туфли похожи на те, что носят мужчины.
Изображенные на иллюстрациях мужчина и женщина одеты в одинаковые теплые одежды из лоскутов овчины и идентичные шапки, лица их одинаково обветрены, при этом лицо мужчины темнее, словно покрыто загаром, что характерно для представителеи кочевых народов. Одеты они явно теплее, чем таи-джи и заисан. На поясе мужчины также висят чаша и платок, но, в отличие от таиджи и заиса-на, нож он держит в руке, что, скорее всего, говорит о том, что для простого человека нож был не символическим атрибутом власти, а инструментом, которым он часто пользовался.
Рис. 4
ИСТОРИЯ / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
§4. ршш^. ш^ттйшх / р
шпттштш
Мусульманин и мусульманка илийско-го Таэрци, Чахань Усу4 и прочих земель
РШР
шштт,
аш^ м ьштш,штм, тш
т-шшш-ш, шш-шо
Хуэйцы, которые занимаются торговлей в Или, происходят из разных народностей, проживают в Тарчи, Чаган Усу и прочих местностях, те, что торгуют со всеми ойратами, живут в пяти укрепленных городах: Аксу5, Кучар6, Яркенд7, Кашгар8 и Хотан9, живут хлебопашеством и животноводством. В двадцатый год правления под девизом Цяньлун [1755] Или был усмирен, и проживающие в нем хуэйцы Адис-бек («Адисы-бокэ»), Усубо («Усубу») и другие проявили искреннее желание прийти в подчинение [империи Цин], отправились на высочайшую аудиенцию в Жэхэ10, где получили в ответ богатые дары. Мужчины носят красноверхие собольи шапки и одеты в расшитую золотом парчу, подпоясаны парчовым поясом, носят обувь из лоскутов кожи. Мусульманские женщины заплетают волосы в две прямые косы, перевивают их красной шелковой тесьмой, украшают себя жемчугом, однако их одежда и шапки похожи на те, что носят мужчины, умеют ткать варварскую парчу, которую в просторечии называют хуэйской парчой, за каждую штуку
парчи можно выменять более десяти коней или несколько десятков овец.
Что касается упомянутых в тексте беков Адисы и Усубо, однозначную идентификацию произвести весьма затруднительно. Так, первыми перешедшими на сторону Цинскои империи был уч-турфанскии бек Ходис (он же Ход-жи-Сыбек, которыи взял в плен и выдал цинам джунгарского хана Дабачи и в дальнеишем принимал активное участие в подавлении ан-тицинских выступлении в Восточном Туркестане) и аксускии Абдул-Вахаб. При этом Ходжи -Сыбек в китаиских источниках, в том числе и в «Чжи гун ту» в §7, записывается как ШШШ - «хо цзи сы». Исследовательница К.Ш. Хафизо-ва про уч-турфанского бека пишет: «Хоцзисы (Шараф ад-Дин Юсуф) - один из 6 уигурских героев Цяньлуна в Палате пурпурного блеска» [Хафизова, 2019, С.426]. В таком случае можно допустить, что упомянутыи в отрывке выше «Адис-бек» (кит. Адисы-бокэ, (НЙЖ^ЙЙ) и «Усубо» (кит. Усубу - это один чело-
век, Ходис-бек Юсуф.
Юсуфом также звали правящего на тот момент бека Кашгара, однако достоверных сведении о том, что он переходил на сторону
4 Й^ШЙ, уигурское название Чаган-Усу, альтернативное китаиское -ЩШШ; один из девяти фортифицированных городов, созданных цинами в раионе Или.
5 Аксу - в настоящее время округ в СУАР, на территории северо-западнои части Таримского бассеина и южных склонах Тяньшаня.
6 Кучар (Кучэ) — уезд округа Аксу СУАР, у подножия Тяньшаня.
7 Яркенд - оазис и уезд в СУАР, к юго-востоку от Кашгара и к северо-западу от Хотана.
8 Кашгар - городскои уезд в городском округе Кашгар СУАР.
9 Хотан - оазис и городскои уезд в округе Хотан на юго-западе Синьцзян-Уигурского автономного раиона, южнее пустыни Такла-Макан.
10 Жэхэ - некогда провинция в северо-восточнои части Китая с административным центром в городе Чэндэ, летняя столица цинскои империи.
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
цинов, нет. Кроме того, упоминание еще одного подозреваемого Юсуфа можно наити в указе Цяньлуна от 1758 года о покоре-нии уйгуров: «Как доложил Яэрхашань, байкэ Ходзисы, ранее выдавший Даваци, занимается управлением делами в Туэрмене (Учтурфане) и т. д. <...> Когда наши войска прибудут туда, Хоцзисы непременно подойдет с покорностью. <...> Если Акэсу (Аксу) и Кучэ (Кучар) уже взяты, то здесь необходимо ос-тавлять войска для подавления [сопротивляющих-ся]. Юйсуфу (Юсуф) является искренним и чест-ным человеком, он может охранять эти два горо-да. Приказать ему находиться в том городе, кото-рый считается наиболее важным. Этим можно ус-покоить вновь покоренных и обеспечить нормаль-ную связь между станциями» [Международные отношения в Центральнои Азии, 1989, С.92-93]. Упомянутыи Юсуф - хакимбек туземнои администрации Янги-Гиссара, уигур по национальности, имел ранг сановника 4-го разряда [Международные отношения в Центральнои Азии, 1989, С.254]. Вероятнее всего, в тексте упоминается именно он.
На картинке изображен мужчина с краине суровым выражением лица. Волосы, усы и борода его имеют рыжеватьш оттенок, радужка глаз светлая, хотя разрез глаз монго-лоидныи. В левои руке он держит четки, правую прячет за спину. Вероятно, подобныи жест, вкупе с эмоциональнои окраскои, характеризует его как подозрительного и ненадежного человека, т.е. показатель того, что этот регион ненадежен и не стоит доверия. Следует учитывать, что именно там разыгрались драматические события, сопровождавшие падение Джун-гарского ханства, а также последующее предательство Хана-Ходжи и Бурхан ад-Дина, речь о которых поидет ниже.
Женщина относится к монголоидному типу, черноволоса; вероятно, в данном случае подразумевается, что пришлые неханьские народы ассимилировались на территории Китая посредством женитьбы на ханьских женщинах. Одежды ее сшиты из ткани, обильно расшитои флоралистическим узором.
Рис. 5а
Рис. 5Ь
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
§5. ^ШЖ® Ы / ^ШЖШ Ы Ш (Рис.5а) |£ШЖйЛ / ^ШЖйХШ (Рис.5Ь)
Казахский старейшина / Супруга казахского старейшины
Простолюдин-казах / Простолюдинка-казашка
ш
«й^й^шф, мм
ме, шшно жтытп^, ^ма, «о дшшш, шм«,
Казахи проживают на северо-западе Джунгарии, при Хань [они назывались] Давань, делятся на восточных и западных, с древних времен еще не вступали в контакты со Срединным государством. В 22-й год правления под девизом Цяньлун (1757) Абылай-хан и Абилмам-бет-хан из восточных казахов и Абляз-хан и прочие из западных казахов один за другим привели свои народы выразить искреннюю преданность [цинскому императору], каждый отправил сыновей и племянников в столицу выразить почтение [государю], и вместе с тем преподнести в дар коней, прийти в подчинение и присоединить земли к [цинской] карте. В их обычаях жить кочевым скотоводством, при этом им знакомо и земледелие; их старейшины и прочие носят красно-белые квадратные шапки с высоким верхом и кожаными краями, одеваются в длинные в платья с длинными рукавами, обуты в кожаные туфли с шелковыми лентами. Женщины заплетают волосы в свободно ниспа-
дающие косы, в уши вдевают кольца с жемчугом, одеты в платья с длинными рукавами, с парчовой каймой, шапки их такие же, как и мужчин. Простой народ, мужчины и женщины, носят всего лишь войлочные шапки и платья из грубой ткани.
Абылаи-хан, поначалу поддержавшии мятежного Амурсану, в дальнеишем, сопоставив соотношение сил, передумал и оказал деятельную помощь цинскому правительству; цинские источники, впрочем, по обыкновению представили этот эпизод в нужных цинскому двору красках: «Демонстрируя [свою] дружбу, [он] принес извинения, служил с почтением, умоляя о том, чтобы стать вассалом <...> С 24 года [эры правления Цяньлун] (1759) и позже много раз присылали ко двору послов с данью, которых одаривали головными уборами и одеждой во время торжественного пира, как и всех других» [цит. по Пастухов, 2009, С.25]
На картине «ВдШЖМмН» («Казахи преподносят лошадеи») иезуитскии художник Джузеппе Кастильоне запечатлел аудиенцию, на которои казахские послы преподносят Цяньлуну дань. На картине изображены трое казахов, каждыи из которых ведет под уздцы коня. Казахов сопровождают двое маньчжур. Первыи казах совершает ритуал «коутоу» -земнои поклон императору, остальные двое ждут своеи очереди. Достоверных сведении о времени написания картины нет, однако
11 Давань (Даюань, Паркан) - древнее среднеазиатское государство, существовавшее с III в. до н. э., занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины. Паркан находился на территории современных Узбекистана и Кыргызстана.
12 Абылаи-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства.
13 Абилмамбет-хан (ок. 1690—1771) — хан Среднего Жуза.
14 Абляз-хан - старшии сын Жолбарыса, хана Старшего Жуза.
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
последние годы жизни Кастильоне15 пришлись как раз на драматические события в централь-ноазиатском регионе; кроме того, казахских посланцев трое, что соответствует трем указанным в «Чжи гун ту» ханам, присягнувшим Цяньлуну. Одежда данников полностью соответствует изображенном в «Чжи гун ту» - островерхие красные шапки с мехом, расшитые халаты с длинными, закрывающими кисти рукавами.
Рис. 6а
§6. В В Ш (Рис.ба)
(Рис.бЬ)
Старейшина бурутов 16 / Супруга старейшины бурутов
Бурут-простолюдин
простолюдинка
/
Бурутка-
а -щхщттш>
Буруты живут на юго-западе от чжунгар, так же из хуэйского племени, разделяются на правое и левое кочевья. В 23-й год под девизом Цяньлун (1758) [вождь] левых бурутов Мамат-кул бий17 и [вождь] правых бурутов Каработо18 по очереди привели свои племена и добровольно подчинились [императору], каждый отправил в столицу посольство выразить почтение [государю] и прийти в подчинение. Тогда [их население и земли] включили в [цинские] карты и реестры. В их обычаях жить земледелием и скотоводством. Мужчины носят шапки с длинным верхом и высокими полями, перевя-
Рис. 6Ь
15 Джузеппе Кастильоне (1688 -1766) — итальянскии монах-иезуит, миссионер и придворныи художник в Китае.
16 Буруты - этноним киргизов, распространенный в китаиских исторических хрониках, по названию одного из наиболее многочисленных хакасских сеоков.
17 Матмакул-бии (примерно 1660 - после 1758) - один из предво-дителеи народнои борьбы против калмакских захватчиков в первои половине XVIII в., возглавлял северные роды кыргызов.
18 Каработо-бии - помощник и доверенное лицо Маматакул-бия.
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
занные четырьмя белыми лентами, одеты в парчовые одежды с длинным воротником, подпоясаны красным поясом, на ногах туфли из красной кожи. Женщины заплетают волосы в две прямые косы, в уши вдевают кольца с жемчугом, одеты в парчовое платье с каймой и длинными рукавами, шапка похожа на мужскую.
Следует отметить, что киргизские исследователи дают ровно противоположную картину, ссылаясь на неназванные «китаиские источники»; согласно им, Маматкул-бии управлял правым крылом, а Каработо - левым [Борубашов, 2015, С. 101-102]. Киргизские послы - Ниша, Черикчи и бии чагыр-саяков Торе-ке, а следом за ними и родственник Маматкула Шербек - деиствительно приехали к Цяньлуну в 1758 г., что было использовано для официального причисления киргизов-саяков, чагыр-саяков и сарыбагышеи к «иноземным вассалам» Китая. В подтверждение этому им пожаловали шарики и перья (т.е. знаки достоинства цинскнх чиновников), которые носили на шапках [Кузнецов, 1983, С.14-30].
Правитель бурутов изображен с кротким лицом, при этом его левая кисть полностью закрыта рукавом, которыи он придерживает пра-вои. В отличие от бурута-простолюдина, изображенного на следующеи иллюстрации, на поясе у него нет кинжала. Спрятан ли кинжал в рукаве, остается только догадываться.
Обе кисти женщины полностью закрыты рукавами. Обычаи прятать кисти рук существует в отдельных регионах Центральнои Азии и по сеи день. Примечательно, что у простолюдинки, изображеннои следом, обе кисти откры-
ты, при этом кожа рук значительно темнее, чем лицо - вероятно, свидетельство того, что еи приходится постоянно работать руками.
Отдельную проблему представляет изображение супруги киргизского старшины. На цветном изображении ее лицо и шея покрыты узорами светло-коричневого цвета, однако в текстовом сопровождении об этом не сказано ни слова. Отсюда непонятно, является ли этот узор частью изображения, которыи приходится четко на лицо и шею женщины, или это механическое повреждение свитка (другие изображения не подверглись подобного рода повреждениям). В «Синь Тан шу» указано, что у киргизских женщин в VШ-IX вв. существовал обычаи татуировать шею и лицо после замужества [Синь Тан шу, цз.217Ь], хотя в более позднии период упоминания об этом обычае нет. Также в Синь тан шу сказано, что, помимо женскои татуировки, в традициях киргизов есть обычаи татуирования мужчин, отличившихся доблестью, - в таком случае татуировка наносилась на кисти рук. Однако, на изображении в «Чжи гун ту» правая кисть мужчины не имеет татуировок, а левая спрятана в рукаве. В ксилографическом черно-белом издании на лице женщины также нет никакого узора. Таким образом, природа этого отпечатка до сих пор остается под вопросом.
Бурут-простолюдин изображен с добродушным, улыбающимся лицом, при этом пра-вои рукои он держится за нож, висящии на поясе. И мужчина, и женщины изображены одетыми в идентичные черные одежды.
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Рис. 7а
Рис. 7Ь
§7.
Старейшина мусульман Уч-Турфана, Кучара, Аксу и других мест / Супруга старейшины Уч-Турфана, Кучара, Аксу и других мест
Мусульмане Уч-Турфана, Кучара, Аксу и других мест / Мусульманка Уч-Турфана, Кучара, Аксу и других мест
' ШШМ
«ЖШЙ^Ш^МЙИ^ШФ'ШЖШФ'Ж
'Я
тъ' ° штт - - ж
Мусульмане Уши19, Кучэ20, Аксу21 и других городов, [относятся к] мусульманам западных поселений. Есть и те, что из пяти городов государства Юйтянь22, которое в древности называлось Дяньго23. Их правителя называют ходжой, а в каждом городе есть бек, который управляет этим городом. В 23 год под девизом правления Цяньлун (1759) бек Ходис отправил
(Рис.7а) (Рис.7Ь)
19 ^^ - (Уч)Турфан. После образования в 1883 году провинции Синьцзян был создан Непосредственно управляемый комиссариат Уши (^^Ж^^) в составе Аксуского маршрута (НЖ^Ш). После Синьхайской революции в 1913 году комиссариат был преобразован в уезд.
20 Кучар - уезд округа Аксу Синьцзян-Уигурского автономного раиона. На территории уезда в древности располагалось одноименное древнее буддииское государство. В 1902 году была образована Непосредственно управляемая область Кучэ подчиненная Аксускому маршруту (НЖ^Ш). После Синьхайской революции в 1913 году был образован уезд Кучар.
21 Аксу - округ в СУАР, занимает северо-западную часть Таримского бассеина и южные склоны Тяньшаня.
22 Юитянь - древнее государство на территории СУАР.
23 Дяньго - государство народности дянь на территории нынешнеи провинции Юньнань, существовавшее в период Хань.
ИСТОРИЯ / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
сына Музаффара24 в столицу, чтобы засвидетельствовать почтение императору. Голова [Музаффара] была обернута парчовым платком, сверху воткнуты золотые шпильки с узором в виде цветов и листьев, которые звенели при ходьбе, одежда и платок его были из парчи, а кожаные туфли покрыты узором - вероятно, такими были одежда и украшения, привычные для мусульманской знати. Женщины заплетают волосы в две косы, в уши вдевают кольца с жемчугом, одежды из расшитой парчи, на ногах обувь с вышивкой. Что до простых мусульман, то мужчины и женщины носят маленькие белые шапочки, одежду из простой ткани, примерно похожи на турфанцев. На их землях есть города и предместья, селения, отдельные дома, земля родит пять злаков25, тыквы и фрукты. Мужчины трудятся в поле, женщины занимаются ткачеством, разводят домашний скот -верблюдов, лошадей, коров и овец.
Не совсем понятно, изображен ли на иллюстрации собственно Музаффар или в целом представитель мусульманскои знати Турфана и других упомянутых мест. Тот факт, что в тексте упоминается «супруга», говорит, скорее всего, в пользу последнего, поскольку женщин в посольства обычно не брали.
У женщины-простолюдинки монголоид-ныи разрез глаз, хотя вытянутая форма лица, массивныи подбородок и крупныи нос намекают на примесь другого этноса (в отличие от супруги стареишины, у которои чисто монголоидная внешность). Возможно, в данном случае вновь имела место ассимиляция высшеи знати посредством браков с китаянками, в то время как простолюдины, не облеченные властью, были вольны жениться на соплеменницах. Кисти рук обеих женщин спрятаны в рукавах -практика, распространенная во многих регионах Центральнои Азии до начала ХХ в.
Рис. 8а
24 Старшии сын Ходжи-Сыбека, бек Уша [Думан, 1936, С.95]
25 Рис, просо, ячмень, пшеница, бобы.
Рис. 8Ь
§8. / (Рис.8а)
Шй^Ш 0 й /ШЙЙШ И ЙШ (Рис.9Ь)
Старейшина Бадахшана / Супруга старейшины Бадахшана
Мусульманин из Бадахшана / Мусульманка из Бадахшана
MODERN ORIENTAL STUDIES V0L1 №4 2019
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Бадахшан26 находится в 2 тысячах с лишним ли от Кашгара, занимает значительную часть окраины мусульманских областей в Западном крае. В 24-й год правления под девизом Цяньлун (1760) войска в погоне за двумя мятежными ходжами достигли этих краев, местный вождь Султан-шах присоединился к ним и блокировал путь, схватил и умертвил обоих ходжей, преподнес их левые уши главнокомандующему военачальнику и искренне принял вассальное подчинение [Цинской империи]. Отправил посланников в столицу, чтобы засвидетельствовать почтение государю и преподнести дары -собак, коней и стрелковое оружие. Хуэйцы Боло-ра и других соседних городов, услышав об этом, также перешли в подчинение [Цинской империи]. Одежда и пища мужчин и женщин в целом похожа на принятую у мусульман Кашгара и прочих городов, язык их называется парси.
Ученые до сих пор расходятся во мнении, какая местность получила в китаиских источниках название Болор. В. В. Бартольд указывал, что страна Болор — «туземное название об-
26 Бадахшан - историческая область Памира, расположенная на территории юго-восточного Таджикистана — Гор-но-Бадахшанская автономная область, и северовосточного Афганистана — провинция Бадахшан.
ласти, более известнои теперь под наименованием Кафиристан27». По другои версии, это был Читрал, самыи северныи округ пакистанскои провинции Хаибер-Пахтунхва; упомянутым в китаиских источниках поход правителя Ба-дахшана Султан-шаха в страну Болор совпадает по времени (1751 г.) с упомянутым в исторических хрониках «Та'рих-и Бадахшан» походом Султан-шаха на Читрал [Абаева, 1975, С.158, 163]. Соотнесение Болора с Читралом можно наити и в Ежегоднике ферганскои области [Ежегодник, 1903, С.25].
Упомянутые в тексте мятежники - братья Хан-Ходжи и Бурхан ад-Дин - стали серьезнои проблемои после разгрома Джунгарского ханства. Изначально Цины сделали на них ставку, надеясь с их помощью умиротворить неста-бильныи регион, однако в планах братьев не значилась зависимость от китаицев, а потому, заручившись достаточнои поддержкои на местах, они открыто выступили против Цин-скои империи. Цинские воиска довольно долго гонялись за ними по всему региону и в деле усмирения мятежников пытались привлечь на свою сторону киргизов, которые на протяжение всего конфликта старались занимать неитральную позицию, даже после нескольких набегов Хан-Ходжи на киргизские кочевья. Упомянутое выше посольство Маматкул-бия было отправлено в Пекин именно в контексте переговоров с Цинами об оказании помощи в поимке мятежников. В апреле 1759 года указом императора Цяньлуна сановникам Цзюньцзичу
27 Историческое название территории современнои аф-ганскои провинции Нуристан и окрестных территории
ИСТОРИЯ / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
было велено передать бурутскому правителю следующее: «Когда великая армия атаковала Яркенд, вам было приказано послать войско на помощь. Вы намеренно сослались на сильные холода и глубокие снега. <...> Поскольку вы искренне изъявили покорность Небесной династии и удостоились милостивого расположения великого императора, полагаем, что [вы] обязаны послать солдат на помощь, чтобы показать свою верность и в будущем удостоиться нашей милости. <...> Если же опять будете спокойно сидеть и наблюдать, сложа руки, мы непременно дознаемся [об этом]» [Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана, 2003, С.101-102]. Но, очевидно, даже это не подвигло киргизов к каким-либо активным деиствиям, и помощь в итоге пришла от бадахшанского Султан-шаха.
На иллюстрации представлен бадахшан-скии стареишина. В отличие от типичных для свитков «Чжи гун ту» изображении представи-телеи этноса средних лет, он относится к стар-шеи возрастнои группе, сед и морщинист. Его супруга также несколько старше, чем обычно изображаемые женщины. Орнамент на одежде соответствует распространенному в Бадахшан-скои области и в настоящее время.
Простые мусульмане Бадахшана одеты в одежду из достаточно дорогои ткани с вы-шивкои, из чего можно заключить, что общее благосостояние в раионе было достаточно высоко, хотя на обеих женщинах - и простои, и знатнои - отсутствуют какие-либо украшения. Кисти рук простолюдинки спрятаны в длинных рукавах, при этом голова не покрыта.
Рис. 9а
Рис. 9Ь
§9. 0 0 / 0 0Ш (Рис.9а)
й / (Рис.9Ь)
Старейшина Андижана / Супруга старейшины Андижана
Мусульманин Андижана / Мусульманка Андижана
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Андижан находится в тысяче с лишним ли к северо-западу от Кашгара, эти земли граничат с бурутами, и среди мусульманского населения каждого района встречается множество тех, кто ходит в те земли торговать. Осенью 23-го года под девизом Цяньлун [(1759)] [цинское] войско умиротворило Кашгар, их вождь Ирдана-бий28 перешел в подчинение [Цинской империи], выплатив дань тогда же [на месте]. Местные занимаются торговлей и земледелием; язык, одежда и пища в целом сходны с теми, что обычны среди мусульман Кашгара и других городов.
Стоит сказать, что упомянутыи «переход в подчинение Цинскои империи» Ирдана-бия носил чисто номинальныи характер и происходил на фоне обострившегося локального соперничества. Кокандское ханство постоянно сотрясали то междоусобные распри, то конфликты с соседями (особенно с киргизами), а также внешняя угроза в лице Джунгарского ханства и Цинскои империи. К моменту появления Цин-ского посольства заметным политическим противникам Ирдана-бия стал Аджи-бии, киргиз-скии правитель, занимавшего горную территорию между Кокандом и Кашгаром, с которым, однако, Ирдана-бию пришлось заключить «договор дружбы» на случаи противостояния
28 Абдулкаюмхан (Ирдана-бии) (1720-1762), пятый правитель из узбекскои династии Мингов в Кокандском ханстве.
цинским воискам. Китаиские послы прибыли в 1759 г., при этом сперва к Аджи-бию, вместе с декретом, печатью и обещанием покровительства взамен вассалитета. Обрадованным неожиданным появлением мощного союзника, Аджи-бии немедленно отправился покорять и объединять другие киргизские племена, в том числе и те, что проживали в Фергане, в непосредственных владениях Ирдана-бия. Подобное развитие событии тому, естественно, совершенно не понравилось, поэтому прибывшим теперь уже в его стан послам дань была выплачена прямо на месте упоминается един-
ственныи раз за весь свиток), чтобы заручиться цинскои поддержкои как можно скорее и не отвлекаться на снаряжение послов в Пекин. Сами же цины, вероятно, пытались воплотить в жизнь известную формулу «победить варваров руками других варваров» и столкнуть узбеков с киргизами [Плоских, 1977, С.88-91].
И женщина, и мужчина относятся к европеоидному типу, у обоих светло-карие, почти желтые, глаза. Они одеты в халаты из полоса-тои ткани, характернои для узбекского костюма. При этом изображенные шапки больше похожи на киргизскии калпак - головнои убор, сшитыи из четырех воилочных клиньев, расширяющихся книзу, с загнутыми полями. В данном случае могла сказаться и мультикультур-ность Андижана, с определеннои инвазивно-стью элементов национального костюма, с дру-гои - возможно, иллюстрация выполнялась со слов того, кто некорректно передал детали.
ИСТОРИЯ / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
г а
Рис. 10
§10. /
Хамийский мусульманин тина Аньси / Хамийская мусульманка тина29 Аньси30
шш^и, шМ^, йе^^ж
Шо ЙА^ШШМЩ, ШХ
ШШШ, ШЖ^ФЩ, «м
Ийййо ЙЖННИ
Хамийские мусульмане - это потомки танских уйгуров из каганата Хуэйхэ. В правление династии Мин [здесь] основали вэй31 Хами,
29 Тин - комиссариат, административный раион, вместо уезда, подчиненныи области в местностях, заселенных нацменьшинствами.
30 Поселение, основанное в 1727 г. на территории, входя-щеи в современныи уезд Гуачжоу пров.Ганьсу.
31 Вэи - военно-административная единица Китая с гар-
низоном в 5600 чел. при династии Мин. Вэи Хами был основан в 1406 г. и стал одним из первых вэев в Восточном Туркестане
которое [(букв. - «их потомки»)] впоследствии оказалось во владении Джунгарского ханства. После основания нынешней династии хуэйская знать выплачивает дань и наследует пожалованные земли и титулы. Во время правления под девизом Канси западными путями были отправлены войска, с тем чтобы поставить охранные гарнизоны; военные чиновники превратили их в стратегически важные укрепленные пункты (^ - сказуемое, в значении, производном от прилагательных «высокий, неприступные» со смылом сделать такими; ^ - вводит результат глагольного действия с оттенком «превратили в»). Местные мужчины носят шапки с красными макушками и черными полями, одежды с длинным воротом и строгими рукавами. Женщины распускают волосы, которые ниспадают с четырех сторон, носят маленькие шапочки [полукруглой, как] дынная корка, формы, одежду шьют из простой ткани разных цветов. Напитки, пища и обычаи сходны с теми, что приняты во внутренних территориях.
Хуэйцы ежегодно преподносят в дань дыни и прочие вещи. Хуэйцы пяти поселений Гуачжоу32 - это поселенцы, перешедшие на сторону Цин при правлении под девизом Юнчжэн, их одежда и украшения сходны с хамийскими.
Вэи Хами был основан в 1406 г. и стал одним из первых вэев в Восточном Туркестане. Первые титулы и наделы хамииская знать получила еще в 1380 году, когда хамиискии правитель Унашири принял китаиских послов и согласился признать номинальныи вассалитет. С учреждением гарнизона-вэи власть, тем не менее, оставалась в руках местных правите-леи, которые регулярно выплачивали минскому
32 Гуачжоу - древнее название местности, сеичас город Дуньхуан в провинции Ганьсу.
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
императору дань в виде отборных скакунов. На протяжение всего XV века вэи Хами был яблоком раздора и желаннои добычеи нескольких противоборствующих в регионе сил и регулярно переходил из рук в руки между китаицами, оиратами и турфанским ханом, а затем - между Джунгарским ханством и Цинскои империеи. На момент создания «Чжи гун ту» судьба региона все еще не была решена.
Мужчина изображен в коричневом длинном кафтане, подбитом мехом, с рябым, веснушчатым или испачканным сажеи или грязью носом. В правои руке он держит дыню-хами. На черно-белои гравюре эти детали не отражены, а очертания дыни практически не угадываются. Шапка мужчины не похожа ни на уигурскую, ни на хамиискую, ни на хуэискую (типичную для мусульманских народов), которые в большеи или меньшеи степени представляют собои разновидности тюбетеики; его головнои убор напоминает, скорее, казахскии калпак. Это уже не первыи раз, когда казахскии или киргизскии головнои убор оказывается изображен на представителях других этнических групп.
Женщина изображена в красочных одеждах, которые спрятаны под большои накидкои черного цвета. Кисти рук женщины также спрятаны в накидке, при этом волосы распущены. Судя по фотографиям турфанцев конца XIX века, обычаи прятать кисти рук в рукавах или под накидкои характерен для данного региона. При этом голова женщин часто остается непокры-тои или покрытои маленькои шапочкои. Голов-нои убор женщины на изображении соответствует тем, что носят в раионе Хами и в настоящее время.
Рис. 11
§11. / Шй
Хуэйцы Цзиньтасы33, Лугуцина34 и прочих Сучжоуских мест
шш, «
Н П ¿5. N
Две народности хуэйцев Лугуцина и Пиша-ня35 - это турфанские племена, потомки тан-ских уйгуров каганата Хуэйхэ. В период правления нынешней династии, в 4-й год Юнчжэн
33 В настоящее время Цзиньта - уезд городского округа Цзюцюань провинции Ганьсу; назван в честь буддииского храма Цзиньтасы.
34 Ныне (Лукэсинь) - волостнои город в Турфане, СУАР.
35 Ныне (Шаньшань, или Пичан) - уезд городского округа Турфан, СУАР.
ИСТОРИЯ / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
[1727] они изъявили покорность и вошли в состав внутренних земель, были поселены в Вэй-лубао и Цзиньтасы в округе Сучжоу36, получили земли для возделывания, чтобы тем обеспечивать себе жизнь. Мужчины носят кожаные шапки с зеленым верхом, одеты в платья из простой ткани с длинным воротом. Женщины оставляют свободно ниспадающими две пряди волос, носят красные шапки, в которые косо вставляют перо саджи37, одеваются в платья из ткани красного, зеленого и прочих цветов, обуты в сапоги, перемотанные матерчатой лентой. Их пища и обычаи сходны с хуэйцами внутренних земель.
Сведения о переселении из Турфана можно наити в документе ЕМ13135, хранящемся в Этнографическом музее Анкары. Согласно ему, спасаясь от конфликта с джунгарами, тур-фанскии правитель Эмин Коджа попросил защиты у цинского императора и, получив согласие, увел 9.374 человек в предоставленные поселения в тине Аньси. При этом указанная в документе дата - 1147 Хиджры (1734) на несколько лет расходится с указаннои в «Чжи гун ту» (1727). Далее указаны конкретные места поселении: «Города назвались Тоупу, Эрпу, Саньпу, Сыпу, Упу, Таши и Сяовань. Того более, он [император] пожаловал земли этих городов вместе с землями и каналами Гуачжоу, а также земли Таши и Сяовань» [цит.по: Брофи с.18]. Очевидно, подразумеваются поселения Тоубао («Первое селение»), Эрбао («Второе селение»), Саньбао («Третье селение»), Сыбао («Четвертое селение») и Убао («Пятое селение») [Brophy, 2016, С.24-25; Сагути, 1979, С.13].
36 Сучжоу - раион городского подчинения городского округа Цзюцюань провинции Ганьсу.
37 Степнои рябчик.
Мужчина, изображенным на картинке, явно относится не к монголоидному типу. На поясе у него висят ножны, два красных мешочка (вероятно, кисета) и два платка. Отсутствие трубки позволяет предположить, что в кисетах находится жевательныи табак насваи, распространенныи в Среднеи Азии. Нож по форме напоминает уигурскии пчак с узким лезвием. Традиция повседневного ношения холодного оружия известна среди уигур, однако пчак выполняет скорее производственно-бытовую функцию и не считается боевым оружием.
Женщина, напротив, изображена с монголоидными чертами лица; возможно, это намекает на то, что переселенцы ассимилировались, забирая в жены ханьских женщин. Кроме того, женщина очевидно беременна.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Актуальность военно-политических событии в регионе и его близость к Китаю обусловили содержание данного раздела «Чжи гун ту. О заморских странах и дальних варварах при дворе имели весьма отдаленное представление, поэтому части, посвященные «дальнему зарубежью», в основном описывали быт и внешнии облик жителеи тех регионов; что касается Среднеи Азии, особенно ее мусульманскои части, контактов с нею на момент создания трактата было гораздо больше, а облик жителеи, во многом сходныи с представителями местного разномастного хуэиского населения, китаи-цам был более-менее знаком. Поэтому основ-нои массив сведении носит не этнографиче-скии, а историческии характер; в частности, много внимания уделено обстоятельствам, при
MODERN ORIENTAL STUDIES V0L1 №4 2019
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
которых данные народы приняли статус «данников» цинскои империи. При этом сведения, приведенные в трактате, зачастую умышленно искажены в угоду цинскому правителю -народы Центральнои Азии добровольно приходили к цинским представителям власти, «умоляя» принять их под крыло империи Цин, хотя альтернативные (центральноазиатские) источники обычно описывают стандартную картину, когда именно китаиские послы являются в стан местных правителеи и предлагают изъявить покорность в обмен на щедрые дары и покровительство. То есть, рассчитывать на объективную историческую точность данного источника не приходится.
Фактически, трактат представляет собои документ для личного пользования императора, которые впоследствии был размножен удешевленным ксилографическим способом для более широкого применения, вполне вероятно, в целях повышения авторитета власти и подтверждения стабильности правящеи династии.
Кроме того, ряд неточностеи в иллюстрациях позволяет предположить, что этнографические детали создателеи трактата не слишком интересовали. Вероятно, на момент создания трактата новая провинция Синьцзян оставалась для маньчжуров чем-то чуждым и не слишком понятным.
ВЫВОДЫ
Центральноазиатскую часть трактата «Чжи гун ту» нельзя считать объективным источником для этнографических и исторических исследовании данного региона, представленные сведения нуждаются в подтверждении ин-
формациеи из других - некитаиских - документов. Однако именно эта его особенность и представляет собои своего рода ценность, поскольку проливает свет мировосприятие китаицев и тенденциозность оценки внешнеполитических связеи Китая XVIII в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маяцкии Д. И. Традиционализм и новаторство: ксилографическии памятник «Хуан цин чжи гун ту» и его место в серии китаиских альбомов, посвященных «данникам» // ХХХ Международным конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: к 150-летию академика В.В. Бартольда (1869-1930). СПб.: Каро, 2019. С.111-114.
2. Миронова Т. С. Специфика антропологического и этнографического содержания китаиского ксилографического альбома «Изображения данников правящеи династии Цин» (XVIII в.) // ХХХ Международ-ныи конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: к 150-летию академика В.В. Бартольда (18691930). СПб.: Каро, 2019. С.114-116.
3. Харитонова А. М. Изучение ксилографического памятника «Изображения данников правящеи династии Цин» в России и Европе // ХХХ Международным конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869-1930). СПб.: Каро, 2019. С. 119-122.
4. Черевко М. В. Характер сведении о народах Юго-Восточнои Азии в цинском альбоме «Хуан цин чжи гун ту» // ХХХ Междуна-родныи конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки:
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
10.
к 150-летию академика В.В. Бартольда (1869-1930). СПб.: Каро, 2019. С.122-124.
Самоилов Н. А. Эволюция представлении о китаиском миропорядке и данническои системы в эпоху Цин // ХХХ Международ- 12. ныи конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: к 150-летию академика В.В. Бартольда (1869- 13 1930). СПб.: Каро, 2019. С.116-117.
Сомкина Н. А. «Хуан цин чжи гун ту» как источник сведении о Центральнои Азии в XVIII веке // ХХХ Международным конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869- 141930). СПб.: Каро, 2019. С.117-119.
Маяцкии Д. И. Проблема идентификации 15-государств «Да-сиян-го» и «Сяо-сиян-го» в «Изображениях данников правящеи ди- 16 настии Цин» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. N0 8 (185). С. 23-30. DOI: 10.15393/ uchz.art.2019.408
8. Hostetler, L. The Qing Court and Peoples
17.
18.
of Central and Inner Asia: Representations of Tributary Relationships from the Huang Qing Zhigong tu // Managing frontiers in Qing China : the Lifanyuan and Libu revisited / Schorkowitz D., Chia N. ed. - Leiden ; Boston : Brill, 2017. 19.
Бичурин Н. Я. [Иакинф]. Собрание сведе- 20. нии о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 21 1950. - 382 с.
Борубашов Б.И. История государства и права Кыргызскои республики: учебник. Т. 1. - Бишкек, 2015. - 358 с.
22.
11. Думан Л. И. Аграрная политика цинского
(манчжурского) правительства в Синьцзяне в конце XVIII века / Ответственный редактор В. М. Алексеев. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936. - 256 с.
Brophy, D., Onuma, T. The Origins of Qing Xinjiang: A Set of Historical Sources on Turfan. Tokyo: University of Tokyo Press, 2016.
Сагути Тоору. Сэите: сихаи-ка-но Торуфан (Турфан под властью Цинскои династии ) // То:е: гакухо:, даирокудзю: кан, даисан-ён го:, 1979 (^Д^оШШ^ШТ®
Ь^УгУ //
1979)
Плоских М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе, 1977. - 393 с.
Абаева Т.Г. Границы древнего Болора // СНВ. Вып. 16, 1975, Памир. - с.158-168.
Международные отношения в Централь-нои Азии. XVII-XVIII вв. Документы и материалы. Книга 1-2. М. Наука. 1989
Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Т.2. Бишкек, 2003. - с.94,99,101-102.
Кузнецов В.С. Цинская империя на рубежах Центральнои Азии (вторая половина XVIII- первая половина XIX в.) (автореферат кандидатскои диссертации). - Новосибирск, 1983.
Ежегодник Ферганскои области. Т. 2, Вып. 1903
Владимирцов, Б.Я. Общественныи строи монголов. Монгольскии кочевои феодализм. Изд-во: Л.: Академия наук СССР, 1934.
Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в XVIII—XIX веках. Монография. - Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. - 480 с.
Пастухов А.М. Оиратская политика Цяньлуна // Вестник Калмыцкого инсти-
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
тута гуманитарных исследовании РАН. 4. Элиста, 2009, вып.2.
23. Синь Тан шу. цз.217Ь.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Mayackij D. I. Tradicionalizm i novatorstvo: ksilograficheskij pamyatnik «Huang Qing zhi gong tu» i ego mesto v serii kitajskih al'bo-mov, posvyashchennyh «dannikam» ^ [Traditionalism and Innovation: Xylograph Edition of "Huang Qing zhi gong tu" and its role in the series of Chinese albums of tributaries of the governing dynasty] // XXX Mezhdunarodnyj kongress po istochni-kovedeniyu i istoriografii stran Azii i Afriki:
k 150-letiyu akademika V.V. Bartol'da (18691930). SPb.: Karo, 2019.- P.111-114.
2. Mironova T. S. Specifika antropologicheskogo
6.
i etnograficheskogo soderzhaniya kitajskogo ksilograficheskogo al'boma «Izobrazheniya dannikov pravyashchej dinastii Cin» (XVIII v.) [The specifics of the anthropological and ethnographic content of the Chinese woodcut album "Images of tributaries of the ruling Qing dynasty" (XVIII century)]/ In: XXX Mezhdunarodnyj kongress po istochni-kovedeniyu i istoriografii stran Azii i Afriki: 7. k 150-letiyu akademika V.V. Bartol'da (18691930). SPb.: Karo, 2019. P.114-116.
3. Haritonova A. M. Izuchenie ksilografich-eskogo pamyatnika «Izobrazheniya dannikov pravyashchej dinastii Cin» v Rossii i Evrope [Study of the xylographic monument "Images of tributaries of the ruling Qing dynasty" in Russia and Europe]/ In: XXX Mezhdu-narodnyj kongress po istochnikovedeniyu
i istoriografii stran Azii i Afriki: k 150-letiyu 8. akademika V. V. Bartol'da (1869-1930). SPb.: Karo, 2019. P. 119-122.
Cherevko M. V. Harakter svedenij o narodah YUgo-Vostochnoj Azii v cinskom al'bome «Huan cin chzhi gun tu» [The nature of the information about the peoples of Southeast Asia in the Qing album "Huang Qing Zhi Gong Tu]. In: XXX Mezhdunarodnyj kongress po istochnikovedeniyu i istoriografii stran Azii i Afriki: k 150-letiyu akademika V.V. Bartol'da (1869-1930). SPb.: Karo, 2019. P.122-124.
Samojlov N. A. Evolyuciya predstavlenij o kit-ajskom miroporyadke i dannicheskoj sistemy v epohu Cin [The evolution of ideas about the Chinese world order and tributary system in the Qing era]. In: XXX Mezhdunarodnyj kongress po istochnikovedeniyu i istorio-grafii stran Azii i Afriki: k 150-letiyu akademika V.V. Bartol'da (1869-1930). SPb.: Karo, 2019. P.116-117.
Somkina N. A. «Huan cin chzhi gun tu» kak istochnik svedenij o Central' noj Azii v XVIII veke ["Huang Qing Zhi Gong Tu" as a Source of Information on Central Asia in the 18th Century]. In: XXX Mezhdunarodnyj kongress po istochnikovedeniyu i istoriografii stran Azii i Afriki: k 150-letiyu akademika V. V. Bartol'da (1869-1930). SPb.: Karo, 2019. P.117-119.
Mayackij D. I. Problema identifikacii gosudar-stv «Da-xiyang-guo» i «Xiao-xiyang-guo» v «Izobrazheniyah dannikov pravyashchej dinastii Cin» [The problem of identifying the states of "Da-Xiyang-guo" and "Xiao-Xiyang-guo" in "Images of tributaries of the ruling Qing Dynasty"]/ In: Uchenye zapiski Petroza-vodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No 8 (185). P. 23-30. DOI: 10.15393/ uchz.art.2019.408
Hostetler, L. The Qing Court and Peoples of Central and Inner Asia: Representations of Tributary Relationships from the Huang Qing Zhigong tu // Managing frontiers
история / СОМКИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА / SOMKINA@YANDEX.RU / УДК 930.2
in Qing China : the Lifanyuan and Libu revisited / Schorkowitz D., Chia N. ed. - Leiden; Boston : Brill, 2017.
9. Bichurin N. YA. [Iakinf]. Sobranie svedenij o narodah, obitavshih v Srednej Azii v drevnie vremena. - M-L. AN SSSR, Institut etnografii im. Mikluho-Maklaya, 1950. - 382 p.
10. Borubashov B.I. Istoriya gosudarstva i prava Kyrgyzskoj respubliki: uchebnik [History of State and Law of the Kyrgyz Republic: a textbook].V. 1. - Bishkek, 2015. - 358 p.
11. Duman L. I. Agrarnaya politika cinskogo (manchzhurskogo) pravitel'stva v Sin'czyane v konce XVIII veka [The agrarian policy of the Qing (Manchu) government in Xinjiang at the end of the 18th century] / ed. V. M. Alekseev. M.; L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1936. - 256 p.
12. Brophy, D., Onuma, T. The Origins of Qing Xinjiang: A Set of Historical Sources on Turfan. Tokyo: University of Tokyo Press, 2016.
13. Saguti Tooru. Sejtyo: sihaj-ka-no Torufan [Turfan under the rule of the Qing Dynasty]. In: To:yo: gakuho:, dajrokudzyu: kan, dajsan-yon go:, 1979 (feP^oM^ffiT^b^
77^ // Mft^rn, m^^^m^-rn
1979)
14. Ploskih M. Kirgizy i Kokandskoe hanstvo [Kyrgyz and Kokand Khanate]. Frunze, 1977. - 393 p.
15. Abaeva T.G. Granicy drevnego Bolora [Borders of the ancient Bolor]. In: SNV. Vyp. 16, 1975, Pamir. - pp.158-168.
16. Mezhdunarodnye otnosheniya v Central'noj Azii. XVII-XVIII vv. Dokumenty i materialy [International relations in Central Asia. XVII-XVIII centuries]. Vol.1-2. M. Nauka. 1989
17. Materialy po istorii kyrgyzov i Kyrgyzstana
[Documents and materials on the history of the Kyrgyz and Kyrgyzstan]. T.2. Bishkek, 2003.
18. Kuznecov, V.S. Cinskaya imperiya na rubezhah Central'noj Azii (vtoraya polovina XVIII- pervaya polovina XIX v.) [The Qing Empire on the borders of Central Asia (second half of the 18th - first half of the 19th century)] (avtoreferat kandidatskoj dis-sertacii). - Novosibirsk, 1983.
19. Ezhegodnik Ferganskoj oblasti [Yearbook of the Ferghana Region]. T. 2, Vyp. 1903
20. Vladimircov, B.YA. Obshchestvennyj stroj mongolov. Mongol'skij kochevoj feodalizm [The social system of the Mongols. Mongolian nomadic feudalism]. Izd-vo: L.: Akademiya nauk SSSR, 1934.
21. Hafizova K.SH. Stepnye vlastiteli i ih diploma-tiya v XVIII—XIX vekah [Steppe rulers and their diplomacy in the XVIII-XIX centuries]. Monografiya. - Nur-Sultan: KISI pri Pre-zidente RK, 2019. - 480 s.
22. Pastukhov A.M. Ojratskaya politika Qi-anglong'a [Oirat policy of Qianlong]. In: Vest-nik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh is-sledovanij RAN. Elista, 2009, vyp.2.
23. Xin Tang shu. vol.217(II)
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Associate Professor, PhD Nadezhda Somkina
Department of Chinese Philology
Saint-Petersburg State University
199034 St.Petersburg, Universitetskaya Emb., 11
Russia
somkina@yandex.ru
Принята к публикации: 12.12.2019 г.
Submission Date:2019.12.12