7. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 1999.
8. Аксаков С.Т. Собрание сочинений : в 3 т. М. : Худож. лит., 1986. Т. 1.
Small prose by S.T. Aksakov: attributes of style
There are suggested the results of the complex analysis of small prose by S.T. Aksakov that are significant for characterizing the writer’s style with the consideration of such attributes as rhythm, composition, verbal pictures.
Key words: small prose, style, rhythm, composition, artistic image, artistic detail.
Ю.г. СЕМикиНА
(Волгоград)
изображение опыта отцовствА в художественных произведениях авторов-
ЖЕНЩИН конца XX -начала XXI в.
Рассматривается осмысление феномена отцовства в женской прозе. Установлено, что писательницы в художественных текстах чаще всего изображают проблемные отцовские практики: социальное отцовство (приемные дети), сознательный отказ от биологического отцовства, духовное отцовство. Преломление в художественном тексте отцовского опыта через призму семейной проблематики имплицитно или эксплицитно проявляется в произведениях авторов-женщин.
Ключевые слова: феномен отцовства, гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, женская проза.
Для многих женщин-авторов тема семьи очень важна, поэтому она имплицитно или эксплицитно проявляется во всех произведениях. Семейные ценности относятся к категории вечных, поскольку испокон веков семья являлась основой общества.
Женщины-авторы пытаются показать в своих произведениях, какую роль играют родители не только и не столько в семье, но и
в обществе и в культуре. В настоящее время женщины-авторы в художественных произведениях выражают собственные концепции «современной семьи», «современного общества» [1 - 2; 4; 9 - 10; 12]. Такие писатели, как И. Полянская, М. Арбатова, не скрывают того факта, что их произведениям свойствен автобиографизм (т.е. авторское переживание, трансформация жизненного опыта, полученного в семье).
В статье представлена попытка осмыслить опыт отцовства, изображенный в творчестве авторов-женщин. Проблема форм изображения отцовства в художественном произведении весьма актуальна, поскольку в литературоведении практически отсутствуют работы, в которых феномен отцовства рассмотрен в контексте гендерной проблематики [16 - 17].
Опыт отцовства органично связан с формированием у детей гендерных стереотипов, т.к. в семье у ребенка формируется способность к установлению отношений и определяется форма идентификации по гендерному типу (т.е. гендерная индивидуальность). Закрепленные в семье процессы гендерного ролевого научения, различия в способности к установлению отношений и формы идентификации готовят мальчика и девочку к принятию взрослых гендерных ролей. Гендерное ролевое поведение с некоторыми модификациями передается от поколения к поколению, как, впрочем, и осознание успешности в выполнении гендерной роли.
В каждой культуре существует стереотип отца, который формируется под влиянием различных компонентов: архетип отца, функционирующий в коллективном бессознательном, фольклорная традиция, христианская традиция (образ Отца небесного), понимание функций отцовства, складывавшееся на определенных этапах развития социума в различные исторические эпохи.
Гендерный стереотип «отца», как правило, конституируется в контексте бинарной оппозиции «отцовское (мужское) - материнское (женское)». Гендерный стереотип отца, существующий в нашей культуре, реализуется в «женской» прозе, поскольку отцовство представляет собой уникальный мужской опыт, который женщины-авторы пытаются осмыслить. Специфика женского творчества заключается в том, что в нем так или иначе затрагивается тема реализованного или нереализованного, биологического или
© Семикина Ю.Г., 2012
социального материнства, а значит, и отцовства [9 - 10; 11 - 12].
Трансформация гендерных стереотипов, отражающих понимание феминности и маскулинности, наиболее ярко проявляется в современных представлениях о семье. Авторы-женщины, наблюдая и анализируя процессы переосмысления гендерных стереотипов, происходящих в современном обществе, в своих произведениях все чаще и чаще обращаются к проблеме кризиса института семьи [13 - 15]. «В средствах массовой информации в политических, академических дискуссиях и даже в документах женского движения подчеркиваются возрастание социальной значимости традиционных женских ролей жены и матери, возвращение мужчине экономической ответственности за обеспечение семьи, важная роль “традиционной крепкой” семьи в процессах консолидации и возрождения нации, значение женской репродуктивной функции для усиления нации в целом» [5, с. 162].
Авторы-женщины осознают несоответствие идеальных представлений о «традиционной семье» и реальное положение дел в современном обществе. Именно поэтому они так часто обращаются в своем творчестве к теме семьи (особенно неполной или «проблемной»). Изменились гендерные стереотипы, отражающие представление о роли мужчин и женщин в обществе, следовательно, возврат к «традиционной семье» в устаревшем понимании этого социального института в общенациональном масштабе практически невозможен [3, с. 11; 5, с. 164].
Трансформация моделей женского и мужского поведения, перераспределение ролей в семье и другие факторы привели к «кризису отцовства», который ощущается в обществе тем сильней, чем больше не совпадают представления о том, каким должен быть отец (идеальные представления об отцовстве), и реальный опыт отцовства. В «женской» прозе происходит осмысление вопроса о том, что же значит для мужчины отцовство и как преодолеть «кризис отцовства». Иными словами, авторы-женщины пытаются понять различные аспекты мужской идентичности, в первую очередь отцовства, насколько оно воспринимается мужчинами как фактор, жизненно важный и конституирующий жизнь.
Анализ произведений авторов-женщин позволяет сделать вывод о том, что в художественных текстах чаще всего описываются проблемные отцовские практики: социаль-
ное отцовство (приемные дети), сознательный отказ от биологического отцовства, духовное отцовство. И.С. Кон в статье «Кризис отцовства и вертикаль власти» выделяет три аспекта «кризиса отцовства». Во-первых, это кризис семьи, проявляющийся в таких тенденциях, как «нестабильность брака, изменение критериев оценки его успешности, проблематичность распределения супружеских обязанностей в мире, где оба супруга работают, появление нетрадиционных форм семьи и брака и т.п.» [6, с. 3]. Во-вторых, очевиден кризис маскулинности. «Имеется в виду ослабление привычной мужской гегемонии и связанное с этим изменение традиционных представлений о мужественности, конфликт между трудовыми и семейными обязанностями, превращение отцовства из обязательного в факультативное, появление новых отцовских практик и сопутствующих им психологических проблем и т.д. Все это преломляется в самосознании мужчины и его гендерной идентичности, с которой соотносится его самоуважение и частные самооценки: что нужно, чтобы стать отцом, каковы критерии отцовской эффективности, в чем современные мужчины видят плюсы и минусы отцовства и насколько оно важно для их субъективного благополучия?» [6, с. 3]. В-третьих, кризис отцовства - это «... аспект кризиса власти. <...> Ослабление власти отдельно взятого отца в отдельно взятой семье начинается с ослабления власти царя и государя, но между этими процессами есть обратная связь» (Там же, с. 4).
Женщины-авторы часто изображают в своих произведениях «слабых отцов», не умеющих брать на себя ответственность за семью. Писательницы подчеркивают инфантилизм современных мужчин, не в полной мере способных к реализации традиционных функций и ценностей отцовства. Поскольку «кризис отцовства» связан с кризисом маскулинности, то авторы-женщины, по сути, фиксируют изменения, происходящие в обществе.
Типично «мужскими» считаются следующие качества: агрессивность, независимость, авторитаризм, рационализм, доминирование в отношениях с противоположным полом, властность, логичность в принятии решений, независимость, успешность, физическая сила, уверенность в себе. В художественных произведениях авторов-женщин конца XX - начала XXI в. представлен ряд мужских персонажей, опровергающих традиционные представления о маскулинности. Например, в романах
Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» персонажи первого плана (мужчины) чаще всего не способны в полной мере защитить свою семью, они за редким исключением выполняют функцию социальных, а не биологических отцов. В частности, Павел Алексеевич Кукоцкий -врач-гинеколог, общественный деятель, создававший проект о перестройке здравоохранения в области материнства и детства, не знал о проблемах со здоровьем Василисы, разрушил доверительные отношения со своей женой, не успел спасти от смерти беременную приемную дочь Таню. Всю жизнь он спасал женщин и детей, но ему не удалось уберечь от бед дорогих ему женщин собственной семьи. Павел Алексеевич растил и воспитывал приемных детей (Таню, Тому, Женю). В тексте романа нет информации о том, страдал ли он от отсутствия собственных детей.
Ряд образов «слабых» мужчин, не соответствующих стереотипам доминантности, можно продолжить: Илья Иосифович Гольдберг (Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»), Самуил Мендес и Алик Шварц (Л. Улицкая «Медея и ее дети»), Шурик Корн (Л. Улицкая «Искренне Ваш Шурик»), Номер Один (Л. Пе-трушевская «Номер Один, или В садах других возможностей»), Евгений (М. Галина «Малая Глуша»), Крылов (О. Славникова «2017»), Антонов (О. Славникова «Один в зеркале»), Климов (О. Славникова «Бессмертный»), Караванов (М. Арбатова «Семилетка поиска») и т.д.
Современные авторы-женщины редко изображают в своих произведениях доминантных мужчин. Возможно, они таким образом одновременно и формируют, и отражают существующий в обществе гендерный стереотип «героя нашего времени» - инфантильного мужчину (отца), не способного быть опорой семьи. В произведениях «женской» прозы «кризис отцовства» представлен через такие социальные явления, как недостаточное участие отцов в воспитании детей, опыт неполной семьи, снижение авторитета отца. Более того, через все эти социальные явления прослеживается формирование стереотипа отцовской некомпетентности.
По мнению И.С. Кона, в современном обществе дети не видят «как работает отец, <.> а по количеству и значимости своих внутрисемейных обязанностей он явно уступает матери. Это меняет не только внутрисемейное разделение труда, но психологический климат семьи» [6, с. 6]. Традиционные ценности отцов-
ства в современном обществе трансформируются.
Необходимо также отметить, что в «женской» прозе редко описываются практики счастливого отцовства, семьи, в которых царят любовь, гармония и взаимопонимание. Травматический опыт общения с отцом транслируется на последующие поколения в двух проекциях: повторение травматического опыта либо его преодоление и изживание. И художественные произведения авторов-женщин являются тому доказательством, поскольку в них фиксируются и осмысливаются изменения, происходящие в социуме.
Как отмечает И.С. Кон, с изменением социального мира «меняются и нормативные ценности отцовства. Традиционный канон выдвигал на первый план такие черты, как властность и суровость. В описаниях и нормативных образах родительства отцовская власть постоянно выступает как антитеза и дополнение материнской любви. Современные родительские практики в эту антитезу часто не вписываются. С ослаблением отцовской власти и дискредитацией поддерживавших ее телесных наказаний она становится сомнительной. <.> В некоторых случаях наличие или отсутствие отцовского тепла предсказывает психологическое благополучие подростка даже лучше, чем наличие материнской любви. Иными словами, отцовская любовь и тепло - более эффективные средства воспитания, чем строгость и телесные наказания» [6, с. 7]. Тем более, что женщины в современном мире становятся более агрессивными и властными, следовательно, происходит перераспределение родительских стереотипов и функций. Материнская любовь воспринимается как должное, а отцовская любовь в свете исторических событий XX в., повлиявших на увеличение числа неполных семей, воспринимается как нечто редкое и исключительное.
Множество межличностных проблем возникает у отцов с детьми, поскольку отцы менее восприимчивы к эмоциональной сфере жизни ребенка. Например, в романе «Казус Кукоцко-го» Таня пытается объяснить эмоциональное потрясение, которое она получила на работе. Поскольку эта проблема лежит вне сферы семейных отношений, а является профессиональной, Павел Алексеевич Кукоцкий, потомственный врач, приводит рациональное объяснение всего случившегося. Именно с этой ситуации начинается разрушение прежних доверительных, эмоциональных отношений между
дочерью и отцом. Они слушают, но не слышат друг друга. Между ними не было властных отношений, отец не был авторитарен. Бескомпромиссная позиция отца привела к эмоциональному разрыву. При этом в произведении показано, как Павел Алексеевич Кукоцкий повлиял на выбор профессии своих воспитанниц (Татьяны Кукоцкой и Томы Полосухиной).
В произведениях современной женской прозы часто встречается образ «отсутствующего отца». Умолчание в данном случае выполняет смыслоразличительную функцию. Например, в романе Л. Улицкой «Искренне Ваш Шурик» нет описания отцовского опыта отца Шурика, зато представлены образы его деда (Александра Николаевича Корна) и прадеда (Мукосеева Ивана Поликарповича) и их опыт отцовства (слова бабушки о том, что дедушка после смерти на протяжении пятидесяти лет помогает их семье (они продавали драгоценные камни из ордена Восходящего Солнца, принадлежавшего деду)) [14, с. 22].
В заключение хотелось бы отметить, что преломление в художественном тексте отцовского опыта через призму семейной проблематики имплицитно или эксплицитно проявляется в произведениях авторов-женщин. отцовские практики, представленные в статье, являются доминантными, но они могут варьироваться в зависимости от целей и социокультурного опыта автора произведения. Авторы-женщины, говоря о психологических проблемах в семейных отношениях, отмечают, что эти проблемы во многом определяют дальнейшую судьбу ребенка. Независимо от стратегии поведения, выбранной отцом осознанно или на подсознательном уровне, у детей, недолюбленных в детстве, не получивших опыта общения с отцом, понижается самооценка и появляются проблемы в проявлении, выражении эмоций, что, в свою очередь, часто приводит к духовному одиночеству и, следовательно, запрограммированности на неуспех в жизни. По мнению писателей-женщин, психологический климат (комфорт) в семье очень важен, поскольку он влияет на формирование гендерной идентификации, гендерных стереотипов и гендерных моделей поведения. Изображение феномена отцовства в художественной литературе, безусловно, требует дальнейшего осмысления и изучения.
Литература
1. Арбатова М. Визит нестарой дамы: Вполне роман. М. : АСТ: АСТ Москва, 2008.
2. Арбатова М. Семилетка поиска: роман. М. : АСТ: АСТ Москва, 2008.
3. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика = Women and social policy: (гендерный аспект) : сб. / отв. ред. З.А. хоткина. М. : Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН, 1992. С. 10 - 22.
4. Галина М. Малая Глуша. М. : Изд-во «Экс-мо», 2009.
5. Ключко О.И. Гендерная стереотипия в изучении актуальных социальных проблем // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 160 - 169.
6. Кон И.С. Кризис отцовства и вертикаль власти // Русский Глобус : междунар. интернет-журнал. 2010. № 2. URL: http://www.russianglobe.com/N96/ Kon.KrizisOtsovstvaIVertikalVlasti.htm.
7. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографическое обозрение. 2010. №6. С. 99 - 114.
8. Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопр. философии. 2010. № 5. С .25 - З5.
9. Петрушевская Л. С. Номер Один, или В садах других возможностей: роман. М. : Изд-во «Экс-мо», 2004.
10. Славникова О.А. «2017»: роман. М. : Ва-гриус, 2008.
11. Славникова О.А. Бессмертный: роман. М. : Вагриус, 2008.
12. Улицкая Л. Казус Кукоцкого: роман. М. : Изд-во «Эксмо», 200З.
13. Улицкая Л. Медея и ее дети: роман. М. : Изд-во «Эксмо», 2005.
14. Улицкая Л. Искренне Ваш Шурик: роман. М. : Изд-во «Эксмо», 2005.
15. Чижова Е.С. Время женщин: романы. М. : АСТ: Астрель, 2010.
16. Lanser S.S. Towards a Feminist Narratilogy // Eagleton M. Feminist literary theory. Oxford, 2011. P. 154 - 158.
17. Mitchell J. Feminity, Narrative and Psychoanalysis // Eagleton M. Feminist literary theory. Oxford, 2011. P. 147 - 151.
Representation of fatherhood experience in the works of fiction by women authors at the end of the XX - beginning of the XXI centuries
There is regarded the comprehension of fatherhood phenomenon in the women’s prose. There is stated that in the works of fiction woman writers represent problem father’s experiences: social paternity
(adopted children), deliberate refusal from biological fatherhood, spiritual fatherhood. The interpretation of father’s experience in the light of family issues is shown in the works by women authors implicitly or explicitly.
Key words: fatherhood phenomenon, gender stereotypes, masculinity, femininity, women’s prose.