Научная статья на тему 'Измерительный комплекс для индицирования дизельного двигателя в условиях эксплуатации'

Измерительный комплекс для индицирования дизельного двигателя в условиях эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
551
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / DIESEL ENGINE / ИНДИКАТОРНАЯ ДИАГРАММА / INDICATOR DIAGRAM / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / MEASURING COMPLEX

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кривцов Сергей Николаевич, Кривцова Татьяна Игоревна

Индикаторная диаграмма дизельного двигателя, получаемая в условиях лабораторных испытаний, отражает основную информацию о протекании рабочего процесса дизеля и может быть использована в целях диагностирования. В статье представлена разработка измерительного комплекса для индицирования дизеля в условиях эксплуатации, а также приведены некоторые результаты, полученные с помощью разработанного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кривцов Сергей Николаевич, Кривцова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURING COMPLEX FOR INDICATING A DIESEL ENGINE IN OPERATION

The indicator diagram of a diesel engine obtained in laboratory conditions contains the main information about the operation of the diesel engine and can be used for diagnosing. The article introduces the development of a measuring complex for diesel engine indication under operation conditions and provides some results received by means of the developed complex.

Текст научной работы на тему «Измерительный комплекс для индицирования дизельного двигателя в условиях эксплуатации»

УДК 629.113

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИНДИЦИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

_ л о

© С.Н. Кривцов1, Т.И. Кривцова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Индикаторная диаграмма дизельного двигателя, получаемая в условиях лабораторных испытаний, отражает основную информацию о протекании рабочего процесса дизеля и может быть использована в целях диагностирования. В статье представлена разработка измерительного комплекса для индицирования дизеля в условиях эксплуатации, а также приведены некоторые результаты, полученные с помощью разработанного комплекса. Ил. 7. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: дизель; индикаторная диаграмма; измерительный комплекс.

MEASURING COMPLEX FOR INDICATING A DIESEL ENGINE IN OPERATION S.N. Krivtsov, T.I. Krivtsova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The indicator diagram of a diesel engine obtained in laboratory conditions contains the main information about the operation of the diesel engine and can be used for diagnosing. The article introduces the development of a measuring complex for diesel engine indication under operation conditions and provides some results received by means of the developed complex.

7 figures. 1 table. 6 sources.

Key words: diesel engine; indicator diagram; measuring complex.

Дизельные двигатели внутреннего сгорания сегодня используются практически во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время повышение эксплуатационной надежности, ресурса и технико-экономических показателей дизелей стало одной из первостепенных технических проблем.

Решение этой проблемы в значительной степени зависит от своевременного определения технического состояния узлов и деталей дизеля. Использование средств технической диагностики дизелей направлено на увеличение ресурсных характеристик и продление межремонтного периода их эксплуатации. Качественная и своевременная диагностика позволит избежать внеплановых ремонтов двигателей и перейти от планово-предупредительной системы ремонта к ремонту по техническому состоянию. Введение этой системы позволит уменьшить эксплуатационные расходы и сократить количество неплановых ремонтов. Качество функционирования дизельного двигателя, его технико-экономические показатели и надежность в значительной степени определяются характером протекания процесса сгорания топлива в цилиндрах. Практически любые отклонения процесса сгорания от нормального приводят либо к механическим и тепловым перегрузкам цилиндров, либо к снижению экономических показателей, нарушению условий смазки, образованию

отложений на деталях двигателя и т.д. Процесс сгорания также определяет одну из существенных сторон функционирования дизеля. Характер процесса сгорания зависит от качества функционирования топливной аппаратуры, систем воздухоснабжения, состояния деталей цилиндропоршневой группы и др.

Диагностирование дизеля по параметрам рабочего процесса и последующая регулировка позволяют обеспечить необходимую мощность и надежность дизеля. Имеющиеся технические средства для получения информации о рабочих процессах в цилиндрах дизеля либо очень дороги, либо сложны и громоздки для применения на практике, либо морально устарели [4]. Получить же данную информацию можно различными методами, например, посредством анализа индикаторных диаграмм. Индикаторная диаграмма, несущая в себе значительное количество информации, является основным показателем, который позволяет анализировать рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания [2]. Поскольку разработкам по индициро-ванию автомобильных двигателей в эксплуатации уделяется недостаточно внимания, авторами данной статьи предпринята попытка решить данную задачу.

Структурная схема прибора для индицирования автомобильного двигателя представлена на рис. 1. Передача данных на персональный компьютер осу-

1 Кривцов Сергей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: 89086619729, e-mail: [email protected]

Krivtsov Sergei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Automobile Transport Department, tel.: 89086619729, e-mail: [email protected]

2Кривцова Татьяна Игоревна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: 89501116407, e-mail: [email protected]

Krivtsova Tatiana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Automobile Transport Department, tel.: 89501116407, e-mail: [email protected]

ществляется с помощью аналого-цифрового преобразователя (ЦАП) Zet 210 производства ЗАО «Электронные технологии и метрологические системы».

В качестве первичного преобразователя был использован индуктивный датчик давления ДДИ-21 (рис. 2). Выбор обусловлен благоприятными характеристиками для измерения быстропеременных давлений в пневматических и гидравлических системах, в том числе при высоких температурах, благодаря охлаждению. Основным достоинством этого преобразователя является работоспособность при воздействии на него механических вибраций, ударных нагрузок с ускорением, а также его работа в прямом контакте не только с «чистыми» средами, неагрессивными по отношению к

нержавеющей стали, но и содержащими твердые частицы (пульпы, смеси с песком и т.д.). Анализ частотной характеристики датчика подтвердил возможность его использования для получения индикаторной диаграммы.

Принцип работы датчика состоит в следующем: под влиянием измеряемого давления рабочая мембрана прогибается, что приводит к изменению комплексного сопротивления рабочей обмотки и, соответственно, к разбалансу мостовой схемы, питаемой переменным током от ЦАП платы Zet 210. Характеристики применяемого преобразователя давления приведены в таблице.

усилитель сигналов гЕТ-410

---Сигнал разбаланса моста

Питание моста

Питание 2ЕТ-210 и передача сигнала на ПК (УББ)

Усиленный сигнал разбаланса моста

Рис. 1. Общая схема подключения измерительного оборудования

Рис. 2. Датчик давления ДДИ-21: 1 - чувствительный элемент (мембрана); 2 - магнитопровод; 3 - измерительная и эталонная катушки Основные технические характеристики первичного преобразователя ДДИ-21

Показатель Значение

Контрольное давление, МПа 16

Диапазон измеряемых давлений, МПа:

максимальный 0 < Ризм < 2Рк

минимальный 0 < Ризм < Рк

Частотный диапазон измеряемых давлений, Гц от 0 до 10000

Собственная частота мембраны (расчетная), Гц более 20000

Основная погрешность, % 2,0

Диапазон рабочих температур, °С от -50 до +500

Виброчувствительность при 100д, % не более 0,5

Датчик устанавливается в отверстие для свечи накаливания, что обеспечивает прямой доступ внутрь камеры сгорания (рис. 3). При этом необходимо обеспечить наименьшее искажение как полезного сигнала, так и рабочего процесса, что требует оптимизации геометрических характеристик индикатора.

Параметры индикаторного канала выбраны благодаря анализу зависимости, позволяющей определить погрешность индицирования за цикл:

п l

АР =--—- • • Р , (1)

u 1,25•ÎO5 dUK 2 ( )

где и« - длина индикаторного канала, мм; daк - диаметр измерительного канала, мм; Pz - максимальное давление сгорания, МПа.

Анализ формулы (1) показывает, что величина погрешности прямо пропорционально зависит от длины индикаторного канала и обратно пропорциональна диаметру канала.

Питание охлаждаемого индуктивного датчика ДДИ 21 (эталонной или компенсирующей катушки) осуществляется напряжением переменного тока частотой 5-20 кГц. Это напряжение сгенерировано ЦАП прибора Zet 210. Сигнал с измерительной (рабочей) катушки

поступает на вход усилителя Zet 410, после чего подвергается фильтрации для устранения помех.

В зависимости от давления на входе на измерительной катушке изменяется амплитуда и фаза напряжения, причем для тарировки по переменному току используется среднеквадратическое значение. Интерфейс программы для обработки данных представлен на рис. 4. В правой части интерфейса отображено: в первом окне - сигнал с измерительной катушки, во втором окне - отфильтрованный сигнал, в третьем - сигнал давления в виде параметров измеряемой физической величины (МПа).

Привязка зависимости давления от угла поворота осуществлена путем подачи сигнала с датчиков угловых меток на второй канал АЦП с последующим преобразованием ОД Y(t) ^ Y(X).

Для тарировки датчика использовался стенд для проверки и регулировки форсунок КИ-3333, оснащенный образцовым манометром (рис. 5). На данный стенд был установлен датчик ДДИ-21 на специальный переходник. На рис. 6 представлен график тарировки датчика ДДИ-21.

Рис. 3. Датчик давления ДДИ-21, установленный на двигатель TD27

Рис. 4. Интерфейс программы для снятия индикаторной диаграммы с помощью датчика давления ДДИ-21

Рис. 5. Стенд для тарировки датчика ДДИ-21

3 -0,041"/ U ( 16,16 6

R2 0,9946

0 5 о 1С 10 Ii ,0 2( Ю 21 >0 зс Ю 3! i0 4С >0 45

Показания датчика, мВ Рис. 6. График тарировки датчика ДДИ-21

Метрологические характеристики средств измерений предлагаемого компьютерного комплекса определяются погрешностями первичных преобразователей (давления, частоты вращения), а также погрешностями аналого-цифрового преобразования. В качестве основных погрешностей измерений исследуемых параметров, выполненных на основе аналого-цифрового преобразования Аст, мы выделили: погрешность, связанную со смещением нуля; погрешность, связанную с нелинейностью квантования; погрешность коэффициента усиления; погрешность квантования; температурную погрешность. Кроме этого необходимо учитывать и динамические погрешности Адин, связанные с частотой опроса (дискретизации) измеряемых сигналов и погрешность, связанную с временной неопределенностью момента начала отсчета.

Суммарная погрешность аналого-цифрового преобразования может быть найдена как [4]

Дг = Аст + Адин, (2)

где Аст - статистическая погрешность; Адин - динамическая погрешность.

Суммарная дисперсионная погрешность рассчитывается как сумма дисперсий статической о2ст и динамической о2дин погрешностей [4]:

о2! = Ост + о2дин . (3)

Зная число разрядов АЦП, максимальную и минимальную амплитуды измеряемых сигналов, можно определить шаг квантования:

(А - А )

_ у макс_мин '

= 2

(4)

где Атах - максимальная амплитуда измеряемых сигналов; Амин - минимальная амплитуда измеряемых сигналов; п - число разрядов АЦП.

При равномерном шаге квантования h погрешность квантования равна его половине:

Н (5)

Ah =

2

Спектр шума входного сигнала в диапазоне частот его изменения 0<!<!1 при известной частоте дискретизации ^ определялся как

. w=

h2 12/,

(6)

Результирующая статическая погрешность имеет низкочастотную и высокочастотную составляющие. Низкочастотной составляющей является математическое ожидание результирующей погрешности с высокой степенью корреляции ее значений между собой [1; 7]. Высокочастотной является центрированная составляющая результирующей погрешности, характеризующаяся взаимно не коррелированными значениями.

Среднее значение низкочастотной погрешности входного сигнала и внешних возмущений w находится как среднее этой погрешности по всем /-м точкам:

A = XA,,

(7)

где п - количество /-х точек.

Высокочастотная погрешность характеризуется только величиной своего среднеквадратического отклонения а [5]:

Т Ж-A)

1 j=1

(8)

где У] - выборка значений выходной координаты при входном сигнале А при ] = 1,2т; т - объем выборки.

Среднеквадратическое значение оценки погрешности находится из выражения [4]:

^ (9)

•Jn

В свою очередь

■f

(10)

где ст02 - дисперсия образцового сигнала; т - объем выборки.

Для каждого типа аналого-цифрового преобразователя существующими государственными стандартами и нормативно-технической документацией устанавливаются численные значения параметров дисперсии образцового сигнала, объема выборки, а также погрешности установки 5х.

Приведенное значение дисперсии результирующей погрешности АЦП с равномерным квантованием для случайного сигнала с нормальным законом распределения спектра при д = о, определялось по формуле [5; 7]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i 1 .

3 22'

(11)

где

2--и, (J1+V2); ом

- максимальная частота

изменения входного сигнала.

Значение дисперсии динамической погрешности для случайного входного сигнала с равномерным распределением определялось по следующей зависимости [4]:

(Амакс - Амин )2 - (2- - имакс ' Тпр )

36

(12)

Максимальная величина погрешности с временной неопределенностью задержки момента начала отсчета находилось по формуле [5]

д = А -и ^ , (13)

пт макс макс пт ' V '

где 1пт - временная задержка начала отсчета.

Вычисление дисперсии результирующей погрешности аналого-цифрового преобразования производилось в следующем порядке [1; 4; 7]:

1. По технической документации, прилагающейся к АЦП, устанавливались его характеристики: число разрядов п; максимальная Амакс и минимальная Амин амплитуды измеряемых сигналов.

2. Определялся шаг h и погрешность Дh квантования по выражениям (4)-(5).

3. Находилась максимальная величина погрешности временной неопределенности задержки начала отсчета Дпт (выражение (13)).

4. Определялся коэффициент ат в формуле (11).

5. Определялось приведенное значение дисперсии результирующей погрешности (13).

Выполненные расчеты показали, что приведенная результирующая погрешность аналого-цифрового преобразования не превышает 0,17%.

1

а =

m

t =

д

i=1

aj x x

aj ^

ш ro

ci

Рис. 7. Индикаторная диаграмма двигателя TD-27 при работе на холостом ходу: - с подачей топлива; - без подачи топлива

Разработанный приборный комплекс позволяет исследовать внутрицилиндровые давления в различных режимах работы дизеля. В то же время режимы, полученные в стендовых условиях, зачастую отличаются от таковых в случае, когда индицирование проводится непосредственно на автомобиле без снятия двигателя с шасси. Поэтому при отсутствии стендов тяговых качеств пригодными режимами для измерения внутрицилиндровых давлений являются режим прокручивания дизеля стартером или другим внешним устройством, режим холостого хода, режим разгона-выбега и режим перераспределения цилиндровых нагрузок на основе выключения цилиндров. Мобильность разработанного комплекса позволяет индицировать дизель и при движении автомобиля в различных дорожных условиях, однако здесь имеется трудность в создании постоянного определенного скоростного и нагрузочного режимов.

В качестве примера представлены зависимости, полученные на режиме холостого хода с подачей топ-

лива и без нее, когда цилиндр выключен из работы (рис. 7).

Таким образом, разработанный комплекс:

- позволяет получить индикаторное давление в любой точке внешней скоростной характеристики дизельного двигателя (суммарная погрешность измерительного комплекса с учетом аналого-цифрового преобразования составляет 2,7%);

- позволяет исследовать внутрицилиндровые давления автомобильных дизелей при установке первичного преобразователя в отверстие для свечи накаливания при различных скоростных и нагрузочных режимах как в лабораторных, так и в стендовых условиях;

- обладает метрологическими характеристиками, пригодными для исследования внутрицилиндровых процессов дизеля в диапазоне частот до 10 кГц при применении индуктивного охлаждаемого датчика давления.

Статья поступила 10.09.2014 г.

Библиографический список

1. Маркелов А.А. Диагностирование дизеля по результатам расчетно-экспериментального исследования индикаторной диаграммы в условиях эксплуатации: дис. ... канд. техн. наук: 05.04.02. Хабаровск, 2007. 175 с.

2. Райков И.Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. М.: Высш. шк., 1975. 72 с.

3. Спектор С.А. Электрические измерения физических величин. Методы измерений. Л.: Энергоатомиздат, 1987. 320 с.

4. Статистические методы обработки эмпирических данных.

Рекомендации ВШИИНМАШ. М.: Изд-во станд-ов, 1978. 232 с.

5. Техника измерений и обеспечения качества. Справочная книга / пер. с нем. под ред. Л.М. Закса, С.С. Кивилиса. М.: Энергоатомиздат, 1983. 472 с.

6. Федотов А.И. Диагностика пневматического тормозного привода автомобилей на основе компьютерных технологий: дис. ... д-ра техн. наук: 05.20.03. Иркутск, 1999. 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.