Научная статья на тему 'Измерение уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников межкультурного взаимодействия'

Измерение уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников межкультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / INTERETHNIC INTERACTION / INTERCULTURAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королёва Наталья Евгеньевна

Успешное вхождение в инокультурную среду невозможно без понимания природы межэтнического взаимодействия, а также факторов, лежащих в основе межкультурной адаптации. В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования с использованием опросника самооценки А. Фантини по измерению уровня кросскультурной компетентности потенциальных участников кросс-культурных контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников межкультурного взаимодействия»

УДК 159.9:316.6

Королева Наталья Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный технологический университет

NYKoroleva@yahoo.com

ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Успешное вхождение в инокультурную среду невозможно без понимания природы межэтнического взаимодействия, а также факторов, лежащих в основе межкультурной адаптации. В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования с использованием опросника самооценки А. Фантини по измерению уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников кросс-культурных контактов.

Ключевые слова: кросс-культурная компетентность, межэтническое взаимодействие, межкультурная адаптация.

Реальная практика межэтнического взаимодействия предъявляет серьезные требования к социально-психологической и этнокультурной подготовке участников таких контактов. Успешность вхождения в новую культуру во многом зависит от взаимодействия с принимающей стороной. Так, согласно результатам исследования, представленным в отчете Калифорнийского исследовательского центра IFTF («Институт будущего»), умение понимать людей, принадлежащих к иной культуре, анализировать их поступки, эффективно контактировать, убеждать, управлять конфликтами и выстраивать сотрудничество - все эти компетенции приобретают особую значимость для современного специалиста [1].

Основная часть работ, посвященных проблемам межкультурной адаптации, анализирует результаты эмпирических исследований, проводившихся либо во время пребывания их участников в другой стране, либо уже после их возвращения на родину. В нашем исследовании мы использовали опросник самооценки, разработанный профессором Альви-но Э. Фантини (США) и его коллегами [2; 3]. Данная методика позволяет оценить и измерить уровень кросс-культурной компетентности тех, кто еще только собирается выехать за пределы своей стра-

ны и проверить уровень готовности потенциальных участников кросс-культурных контактов к вхождению в иную культурную среду. В качестве респондентов исследования выступили студенты гуманитарного факультета Костромского государственного технологического университета, обучающиеся по специальности «Туризм» и участники Президентской программы подготовки кадров для народного хозяйства Российской Федерации при ИДПО КГТУ И те и другие являются потенциальными участниками кросс-культурного взаимодействия в рамках прохождения стажировок за рубежом.

Анализ результатов ответов на первый блок вопросов - «Понимание/осознание» (рис. 1) - показал, что респонденты достаточно четко осознают собственные ценностные ориентации, которые влияют на то, как они подходят к решению проблемных ситуаций в условиях межкультурного взаимодействия (Хср.= 4,156). При этом они очень хорошо понимают необходимость изменения своего поведения и языкового стиля в зависимости от ситуации (Хср.=4,531). Участники исследования также считают, что при реальных контактах с представителями иной культуры они смогут достаточно правильно оценить их реакцию на них самих и их поведение (Хср.= 4,0). Однако, и студенты

Рис. 1. Понимание/Осознание

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Королева Н.Е., 2014

Измерение уровня кросс-культурной компетентности..,

и слушатели Президентской программы демонстрируют низкое осознание того, какое выражение находят их ценностные ориентации в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия (Хср.= 3,812).

Второй блок вопросов направлен на измерение некого «внутреннего движения» от просто толерантности по отношению к принимающей культуре к ее более глубокому пониманию и уважению (рис. 2). Как показали полученные нами результаты, респонденты демонстрируют желание к вступлению в контакты с представителями других культур и готовы прилагать все усилия, чтобы их поведение и действия соответствовали этическим нормам принимающей стороны (Хср.=4,375). Они также готовы прилагать все усилия, чтобы варьировать свое поведение, выражать свои чувства и эмоции по-разному и воспринимать представителей принимающей культуры в зависимости от конкретного контекста (Хср.=4,093). При этом участники исследования признают, что они не владеют моделями поведения, которые отличаются от тех, к которым они привыкли (Хср.=3,812).

Достаточно низкие показатели были получены при анализе ответов на вопросы третьего блока -

«Навыки» (рис. 3). Респонденты практически не осознают необходимость выработки специальных стратегий для того, чтобы приспосабливать свои профессиональные привычки к корпоративной культуре принимающей страны и к культуре принимающей компании (Хср.=2,906). Они не считают, что в их арсенале есть культурно-поведенческий инструментарий, необходимый для выстраивания более эффективного взаимодействия на профессиональном уровне в принимающей их стране (Хср.=3,406). Вместе с этим, участники исследования признают, что не обладают достаточной культурно-специфической информацией для того, чтобы улучшить свой деловой стиль и взаимоотношения с представителями новой культуры (Хср.=3,781).

Критичнее всего респонденты оценили себя, отвечая на вопросы четвертого блока опросника -«Знания» (рис. 4). Как показал анализ данных эмпирического исследования, как студенты, так и слушатели Президентской программы практически не знакомы с теорией межкультурной коммуникации и имеют ограниченное представление о проблемах кросс-культурного взаимодействия в профессиональной сфере (Хср.=2,156). Они также не изуча-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

29

Рис. 4. Знания

Рис. 6. Средние значе

ли модели межкультурной адаптации и не обладают моделями поведения, необходимыми для совла-дания с межкультурным стрессом (Хср.= 2,312). Респонденты практически не могут охарактеризовать и объяснить различные модели поведения, свойственные представителям определенных культур, как с точки зрения социальных, так и профессиональных параметров (Хср.=2,875).

по пяти параметрам

Оценивая свою языковую компетентность, респонденты пришли к выводу что они могут общаться на английском языке в пределах основной социокультурной тематики и на базовом уровне удовлетворять потребности профессионально-делового общения на рабочем месте (Хср.= 2,875). Что касается коммуникации на втором иностранном языке, то здесь они оценили свою языковую компетен-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Феномен психологической защиты в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

тность как достаточную для коммуникации на базовом уровне «языка выживания» в основных ситуация бытового общения (Хср.=2,531).

Как видно из сводной таблицы средних значений по всем пяти блокам опросника, самые низкие значения были получены при анализе результатов блоков «Навыки», «Знания» и «Языковая компетентность» (Хср.=3,505/2,643/2,671 соответственно) (рис. 6).

Следует признать определенную ограниченность проведенного нами исследования. В идеале, по мнению автора использованного нами опросника, для получения более достоверных результатов необходим второй этап, предполагающий измерение уровня кросс-культурной компетентности респондентов под руководством работодателя уже во время прохождения ими стажировок. К сожалению, в нашем случае не представлялась возможным реализация второго этапа, так как все участники исследования проходили стажировки в различных зарубежных компаниях. Но даже те данные, которые были получены нами в результате проведения первого этапа исследования, со всей очевидностью показывают, что для повышения общего уровня кросс-культурной компетентности студентов и слу-

шателей Президентской программы подготовки кадров для народного хозяйства Российской Федерации, необходимо проведение специальных тренингов кросс-культурной компетентности для приобретения и отработки навыков практического взаимодействия с представителями иных культур. Полученные знания и навыки могли бы способствовать более быстрой адаптации к условиям иной культуры и более успешному взаимодействию с представителями этой культуры при прохождении профессиональных стажировок в других странах.

Библиографический список

1. Findler D. 10 New Skills That Every Worker Needs / D. Findler, M. Gorbis // Rotman Magazine. -2013. - P. 40-45.

2. Fantini A.E. A Central Concern: Developing Intercultural Competence. / A.E. Fantini (Ed.) // About Our Institution. - Brattleboro, VT: The School for International Training, 2000. - P. 25-42

3. Fantini A.E. Assessing Intercultural Competence: A YOGA Form / A.E. Fantini. -Brattleboro, VT: The School for International Training, 2000. - P. 34-42.

УДК 159.9

Котенева Анна Валентиновна

доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет

akoteneva@yandex.ru

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПОЭМАХ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

В статье анализируется феномен психологической защиты на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гомер художественными средствами описал духовно-нравственные причины возникновения психологической защиты личности, среди которых гордость, славолюбие и гнев — главные человеческие страсти — имеют первостепенное значение.

Ключевые слова: гнев, гордость, защитные механизмы, психологическая защита, совладающее поведение.

Проблема психологической защиты - одна из центральных проблем психологии, . в ней, как в «зеркале», отражаются проблемы человека, его характер, здоровье, особенности адаптации к окружающему миру, жизненные приоритеты и ценности. Вот уже более ста лет в этом направлении проводятся многочисленные исследования. Сегодня принципиально важным моментом является признание учеными необходимости осмысления психологического знания, накопленного в искусстве, мифологии, религии, и включение его в научно-психологический дискурс [3; 4]. Одним из таких источников ненаучной и вненауч-ной информации являются художественные тексты героического эпоса Гомера «Илиада» и «Одиссея». Живой интерес к поэмам Гомера не иссякает в течение тысячелетий. Священные для древних греков тексты волнуют и современных людей. В контексте данной работы нас будет интересовать пси-

хологическая защита своего Я гомеровскими героями. В исследовании текстов Гомера автор опирался на работы отечественных специалистов в этой области - Ф.Ф. Зелинского, А.Ф. Лосева, П.В. Челы-шева, А.В. Котеневой [2; 6; 8].

Психологическая защита - совокупность психологических механизмов, действий и способов, направленных на уменьшение или устранение причин, угрожающих целостности и устойчивости человека, его Я, и на сохранение внутренней гармонии его личности [5, с. 357].

В ряде ситуаций герои Гомера проявляют свойственные всем обычным людям типичные эмоциональные реакции - гнев, печаль, обиду, иногда угрызение совести и чувство вины. Они могут быть следствием как реальных экстремальных событий (военная схватка с врагом, гибель товарищей, стихийные бедствия), результатом воздействия богов, так и сильно задетого самолюбия и ущемленной

© Котенева А.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.