ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.7(438) П. МАСЮКЕВИЧ
доктор экономики, профессор, Варшавская школа экономики
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
В статье исследованы институциональные изменения системы финансовой безопасности в Республике Польша. Изучение данных аспектов актуально в связи с присутствием в банковском и страховом секторах этой страны значительной доли иностранного капитала. Кроме того, недавний финансовый кризис также выявил необходимость совершенствования системы финансовой безопасности и правил регулирования финансовых учреждений в случае кризиса для государств-членов Европейского союза. Описана организация системы финансовой безопасности, в которой основной акцент в настоящее время сделан на увеличение количества правил и повышение фискальной нагрузки. Выявлены тенденции развития и новые направления регулирования банковской деятельности, отмечено развитие альтернативной банковской системы, которая функционирует вне досягаемости органов регулирования и надзора. Для деятельности теневых банковских учреждений характерно усиление конкуренции по поводу получения сбережений домашних хозяйств, что вызывает появление дополнительных рисков для финансовой системы страны (неудачные кредиты, мошенничество и хищения, совершаемые сотрудниками, кражи с банковских счетов, потеря ликвидности и неплатежеспособность этих учреждений, которые рефинансируются депозитами населения). Таким образом, несмотря на интенсивное развитие системы финансовой безопасности Польши, существуют некоторые пробелы в регулировании теневых банков и увеличении диапазона восстановительных инструментов. На основе проведенного анализа представлены предложения, благоприятствующие улучшению финансовой безопасности, на примере Польши. Процедуры восстановления и упорядоченной ликвидации в Польше не до конца совпадают с проектом Европейской комиссии, поэтому главной задачей является дальнейшее регулирование в этой области и соответствующая подготовка антикризисных инструментов для финансового рынка.
Ключевые слова: финансовые учреждения; кризис; надзор; регулирование; система безопасности; финансовая безопасность; финансовый рынок; антикризисные инструменты.
P. MASIUKIEWICZ
Doctor habil. (Economics), Professor, Institute of Value Management of Warsaw School of Economics
CHANGES IN THE FINANCIAL SECURITY SYSTEM ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF POLAND
The article investigates institutional changes in the system of financial security. Owing to the fact that foreign capital is presented in banking and insurance sectors of the Polish economy, the issue invokes considerable interest. Moreover, the recent financial crisis has also revealed the need to improve the financial security and financial institutions regulations rules in case of a crisis for the states — members of the European Union. The organization of the financial security system is described, where the emphasis is now placed on increasing the number of rules and escalating the fiscal burden. The new development tendencies and directions of banking regulation are defined. It is stressed that development of an alternative banking system operating beyond the reach of regulation and control authorities is required. The activities of shadow banking institutions is characterized by increasing competition related to getting the households savings that causes the appearance of additional risks for the financial system of the country (bad loans, fraud and theft by employees, thefts from bank accounts, loss of liquidity and insolvency of the institutions which are refinanced by deposits of the population). Thus, despite the rapid development of the financial security system in Poland, there are still a few gaps related to shadow banks regulation and a small range of restoration tools. On the basis of the conducted analysis the author provides a few proposals intended to improve the financial security system on the example of Poland. The procedures of recovery and orderly liquidation in Poland do not fully comply with the European Commission project; therefore, the main task becomes further regulation in this area and preparing of crisis management tools for the financial market.
Keywords: financial institutions; crisis; supervision; regulation; security system; financial security; anti-crisis measures.
© П. Масюкевич, 2014
В Европейском союзе (ЕС) был заложен фундамент финансовой безопасности и одновременно были созданы крепкие экономические связи между странами ЕС. Координирование и сотрудничество отдельных элементов системы являются существенным условием успеха, но во время финансового кризиса (сабпрайм) не всегда получалось их достичь [18]. После него в эту сферу был внесен ряд институциональных изменений.
«В связи с отсутствием решений на уровне Евросоюза в области страхования депозитов, управления кризисной ситуацией и действий по реструктуризации европейские государства несут ответственность за стабильность своей финансовой системы и принимают на себя все последствия любых чрезвычайных ситуаций в условиях кризиса»1. Правильное функционирование финансовой безопасности в Польше очень важно, так как большая часть банковского и страхового сектора является собственностью иностранного капитала. В Польше действуют дочерние банки сектора Global Systemic Important Financial Institutions (доля в активах польских банков более 40 %).
М. Iwanicz-Drozdowska дает следующее определение финансовой безопасности: правовое регулирование и саморегулирование, имеющие цель обеспечить финансовую стабильность и защиту интересов участников рынка, пользующихся услугами финансовых посредников, а также учреждения, контролирующие выполнение этих регуляций [6].
Важное значение имеют также теневые банковские учреждения, часть которых в последние годы в Польше обанкротилась. Определение теневых банковских учреждений может быть сформулировано в широком и узком смысле. В узком значении — это субъекты, предоставляющие банковские услуги, инвестирующие деньги клиентов, которые функционируют без банковского регулирования, а также при ограниченном финансовом надзоре или вовсе без него. К ним относятся инвестиционные компании, хедж-фонды, венчурный капитал, кредитные кооперативы, строительные сберегательные кассы и т. д. В более широком смысле — это все учреждения, которые предлагают различные услуги в области активов, пассивов или же в посред-
1 Financial Stability Report / Polish National Bank. Warsaw, 2011. P. 67.
нических операциях, свойственных банкам. В дополнение к вышеупомянутым фондам и кредитным союзам можно также отметить платежные и брокерские услуги, кредитное посредничество, лизинг, факторинг, финансовые услуги сети гипермаркетов и интернет-платформ (социальные мини-кредиты), пункты обмена валют, системы покупок в группах и др. [10].
Можно утверждать, что польская система финансовой безопасности хорошо организована. В нее входят: Комитет финансовой стабильности, Министерство финансов, Комиссия по финансовому надзору (КФН), Национальный банк Польши (НБП), Банковский гарантийный фонд (БГФ), гарантийные и компенсационные субъекты на рынке страхования и капитала, Национальная ассоциация кредитных союзов ^КОК). Каждая из структур имеет определенные законодательством конкретные задачи как в случае кризисов учреждений, так и в случае кризиса системы в целом. Но, безусловно, финансовая система Республики Польша не является совершенной.
Учреждения финансовой безопасности показаны на рисунке. Особенно важную роль в системе безопасности выполняет новый орган — Комитет финансовой стабильности2. В обязанности Комитета входят:
- оценка ситуации в финансовой системе страны и на международных рынках; обеспечение надлежащего обмена информацией между членами Комитета по основным событиям и тенденциям, которые могут угрожать стабильности национальной финансовой системы;
- разработка и принятие процедур взаимной помощи в случае возникновения угрозы для стабильности национальной финансовой системы;
- координация действий членов Комитета в ситуациях, когда возникает непосредственная угроза для стабильности государственной финансовой системы.
Комитет возглавляет министр финансов. Члены Комитета, в целях укрепления международного сотрудничества и поддержания финансовой стабильности, могут заключать соглашения с учреждениями, которые выполняют задачи в аналогичной области в странах
2 О Котйеае Stabilnosci Finansowej : Ustawa z dn. 07.11.2008 г. ^. и. пг 209/2008, poz. 1317 z ро^. zm.)
Известия ИГЭА. 2014. № 4 (96)
Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), в Европейском центральном банке, в центральных банках, которые входят в Европейскую систему центральных банков, и с министрами финансов и органами надзора над финансовым рынком в государствах ЕЭЗ.
Способы противодействия отмыванию денег и полномочия государственных органов описаны в специальном законе и похожи на таковые в других странах ЕС. Постоянный контроль информации о подозрительных сделках осуществляет генеральный инспектор финансовой информации, который является вице-министром финансов (см. рис.).
Стандартные функции Комиссии финансового контроля относительно финансовых учреждений: лицензирование, подтверждение устава, утверждение согласия акционеров (доля более 10 % капитала), согласие на слияния и поглощения, утверждение кандидата на пост руководителя, финансовые санкции для руководства и другие.
Национальный банк Польши публикует два раза в год отчет о стабильности финансовой системы. Это является важным источником
информации для клиентов банков, инвестиционных фондов и фондовых бирж.
Разделение функций между основными учреждениями финансовой безопасности представлено в таблице.
Недавний финансовый кризис показал, что информационная функция была явно недооценена, а также были спорные моменты для общественности (например, банк Northen Rock в Великобритании).
Особого внимания заслуживают финансовые механизмы, применяемые в случае кризиса. Национальный банк Польши, который выполняет функцию кредитора последней инстанции, имеет в распоряжении только переучет векселей (в Польше небольшой оборот вексельных бумаг) и ломбардный кредит, для которого требуется первичный залог, однако капитал для этой цели ограничен [8; 9].
У БГФ есть кредитный фонд, который используется на восстановительные цели, но только после утверждения КФН долгосрочной программы восстановления банка. У министра финансов есть возможность эмиссии облигаций и докапитализации ими банков.
Институциональная система финансовой безопасности в Польше
Разделение функций в сфере финансовой безопасности
Этапы деятельности Функции Комитет по финансовому контролю Центральный банк Система страхования депозитов Прави- тельство
Предотвращение кризиса Регулирование + + +
Контроль и надзор +
Санкции +
Безопасность платежной системы +
Анализ мер макропредосторожности +
Система мониторинга угроз + +
Система общественной информации + + +
Управление кризисом Регулирование + + + +
Контроль и надзор +
Санкции +
Безопасность платежной системы +
Анализ мер макропредосторожности +
Система мониторинга угроз + +
Кредитор последней инстанции +
Общественная помощь + +
Выплата гарантированных депозитов + + +
Система общественной информации +
Управление банкротствами финансовых учреждений Принудительное поглощение финансового учреждения +
Продажа обанкротившегося предприятия — внешнее управление +
Программа «Recovery and resolution regime» (проект) +
Международные банкротства +
Особое значение имеют нормативные акты 2008-2009 гг., которые увеличили гарантированную сумму депозитов до 100 тыс. евро, а также позволяют правительству обеспечить гарантии для банков, их докапитализацию, выкуп токсичных активов из банков при помощи Банка народного хозяйства и др.1 Этот правительственный банк получил право на докапитализацию банков в кризисной ситуации (см. рис.). Согласно некоторым пунктам лицензии, согласованной польскими надзорными финансовыми органами с иностранными банками, на материнские банки были наложены обязательства в виде предоставления ликвидных кредитов польским дочерним банкам в период кризиса.
По просьбе правительства были введены существенные инструменты поддержки лик-
1 О zmianie ustawy о por§czeniach i gwarancjach udzielanych przez skarb panstwa oraz niekt6re osoby prawne, ustawy o ВапЫ Gospodarstwa Krajowego oraz теИб^^ innych ustaw : Ustawa z dn. 02.04.2009 г. //
Dz. и. пг 65/2009, poz. 545; О udzielaniu przez Skarb Panstwa wsparcia instytucjom finansowym : ustawa z dn. 12.02.2009 г. // Dz. и. пг 39/2009, poz. 308; О rekapitalizacji niekt6rych instytucji finansowych : ustawa г dn. 12.02.2010 г. // Dz. и. пг 40/2010, poz. 226.
видности банков, такие как кредитные линии Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского центрального банка. В 2010 г. министр финансов, при поддержке Национального банка Польши, обратился с просьбой к МВФ о продлении Польше кредитной линии на уровне 20,5 млрд дол. По оценке Национального банка, доступ к этой линии не был необходимостью, тем не менее международный кризис оправдывает такую степень защиты.
На вопрос, найдется ли источник рефинансирования и рекапитализации банков в ситуации банковского кризиса, ответ является положительным, хотя средства на эти цели ограничены. Отдельным важным вопросом является: хватит ли данных финансовых ресурсов в условиях массовых банкротств?
Польское правительство приняло проект о «взносах предосторожности», которые будут вносить банки на счет БГФ. Из этого источника будет создан стабилизационный фонд (см. рис.), который в случае системного кризиса будет предоставлять кредиты и гарантии на восстановительные процессы и рекапитализацию банков [11].
Важным направлением деятельности КФН является сотрудничество с международными учреждениями регулирования и надзора. Что касается нормативных вопросов, комиссия сотрудничает с Международным комитетом по банковскому надзору в Базеле (BCBS), Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциацией страховых надзоров (IAIS) и Европейским советом по системным рискам. Также существенное значение имеют сотрудничество и активное участие в деятельности учрежденных в 2011 г. органов контроля в ЕС. К ним относятся: Объединенный комитет европейских органов банковского надзора, Европейский орган банковского надзора, Европейский орган контроля страхования и трудовых пенсионных программ и Европейский орган контроля рынков и ценных бумаг [7].
Л. Педерсен и Н. Рубини утверждают, что документ Базельского комитета по банковскому надзору Базель II не принял во внимание системные угрозы, так как он относится только к риску банкротства каждого банка и стремится к ограничению возможности индивидуального банкротства, характеризуя индивидуальные банкротства и системные одинаково. А ведь системный кризис более опасен, чем индивидуальные банкротства банков [16].
Международный комитет по банковскому надзору в Базеле, учитывая критику документа после сабпрайма, приступил к работе над правилами Базеля III. В ноябре 2010 г. Европейская комиссия опубликовала директиву, регулирующую систему вознаграждения в банках, управление денежными средствами, секьюритизацию, уровень финансовых рычагов и дополнительных буферов капитала.
В ЕС (в том числе и в Польше) продолжаются дискуссии относительно банковского налога (FTT). Направление изменений очевидно — больше регулирования и больше налоговой нагрузки на отрасль [12].
Польская банковская система обеспечена собственным капиталом на соответствующем уровне Базеля II, а у КФН и БГФ имеются системы выявления риска в банках. Постоянно проводятся инспекции надзора в банках. В Польше БГФ руководит кредитным фондом восстановительных процессов в банках, однако следует рассмотреть вопрос об увеличении взносов в этот фонд восстановительных кредитов.
Следовательно, не стоит торопиться с внедрением новых правил Базельского комитета — Базель III, он носит ограничивающий характер [17]. Спорными и фактически ненужными для польской банковской системы можно считать правила крупных банков (например, норма финансовых рычагов) и проект директивы о банковских налогах. По последнему вопросу в некоторых странах уже приняты решения, которые сильно дифференцированы, и в будущем будет тяжело ввести единый банковский налог в систему Европейского союза [12].
Ужесточение мер в банковском надзоре всегда вызывает споры, что связано с ограничением функционирования рынка. Согласно Л. Павловичу, введение более строгих нормативов во время кризиса было бы действием процикличным, это стоит делать только в условиях хорошей конъюнктуры. Основной функцией банковского надзора, по мнению автора, является профилактика, а не кризисное управление [15]. Нельзя полностью согласиться с этим мнением, так как орган надзора имеет инструменты, которые активно участвуют в дезактивации кризиса.
Важным изменением в наблюдательном совете Европейского союза является учреждение нового органа макропредосто-рожного надзора, т. е. Европейского совета по системным рискам1, и запуск стресс-тестов в больших банках [13]. Стресс-тестирование в польской банковской системе регулярно осуществляется НБП.
Органы власти ЕС, благодаря прошлому опыту, не отказались от введения правил, направленных на повышение безопасности в финансовой системе, руководствуясь принципом, что ни один банк не является крупным настолько, чтобы не обанкротиться. В 2012 г. Европейская комиссия приняла законодательное предложение об изменениях в банках, которым грозит банкротство2. Данный проект направлен на создание таких инструментов
1 Polska wobec swiatowego kryzysu finansowego. Warszawa : NBP, 2010. Cz. II. S. 54.
2 Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council establishing a framework for the recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directives 77/91/EEC and 82/891/EC, Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/ EC and 2011/35/EC and Regulation (EU) No 1093/2010, European Commission, Brussels, 06.06.2012.
и действий, которые бы предотвратили финансовую нестабильность и минимизировали неизбежные затраты в случае банкротства банка. По словам М. Зигеревича, создание системы, основанной на принципах восстановления и поиска решения проблем, повлечет дополнительные расходы и обязательства для банков, но будет обоснованной программой действий [19]. В Польше на основе проекта директивы ЕС правительство подготовило законопроект о БГФ и упорядоченной ликвидации банков, который заключается в осуществлении союзной программы восстановления и упорядоченной ликвидации1.
В последние годы, особенно в развитых странах, развивалась альтернативная банковская система, которая функционировала вне досягаемости регулирования и надзора [2]. На протяжении всего ХХ в. было отмечено увеличение роли теневых банков, их доля в активах финансовой системы в большинстве стран возросла примерно до 60 %, уменьшая долю банковских учреждений [1]. Согласно отчету нью-йоркской Федеральной резервной системы (ФРС), операции, осуществляемые в секторе небанковских финансовых учреждений в США, составили в 2007 г. почти вдвое больше операций, отражаемых на счетах банковской системы, а после 2010 г. это соотношение уменьшилось [4]. По расчетам, содержащимся в Зеленой книге Европейской комиссии, объем глобальной системы теневых банков увеличился с 21 трлн евро в 2002 г. до более 46 трлн евро в 2010 г., что равнялось 30 % всей финансовой системы и половине банковских активов2. Европейский совет по финансовой стабильности информировал, что в наиболее развитых странах Европейского союза доля банковских активов в теневых банках составляет более 95 %. Банкиры, которые хотели иметь больше свободы и больше рисковать, все чаще переносили свою деятельность в теневые банки.
Стоит также выделить две группы теневых банков, действующих на практике:
— теневые банки, работающие с деньгами, которые были доверены клиентами;
1 Ustawa o Bankowym Funduszu Gwarancyjnym, uporz^dkowanej likwidacji bankow oraz o zmianie niekto-rych innych ustaw : projekt z dn. 23.04.13 r.
2 Zielona ksi^ga. Rownolegly system bankowy. Bruk-sela, 2012. S. 5.
- другие теневые банковские учреждения (например, учреждения займа, лизинга, кредитного посредничества).
Типичные риски, которым подвергаются теневые банки, включают в себя: неудачные кредиты, мошенничество и хищения, совершаемые сотрудниками, кражи с банковских счетов, потеря ликвидности и неплатежеспособность этих учреждений, которые рефинансируются депозитами населения.
В Польше сектор теневых банков огромен [10]. Регулирование этого сектора в Польше относится к платежным услугам3 и кредитным кооперативам4. Изменения в регулировании кредитных кооперативов кардинальны: внесены надзор КФН, более высокие требования к капиталу, связанному с риском, возможность избрания управляющего, возможность штрафовать за управление денежными средствами, принудительное включение в систему гарантирования вкладов посредством БГФ и другие требования наряду с банковскими.
На рынке капиталов были введены новые правила Европейского союза, а именно: директива MIFID о рынках финансовых инструментов, директива UCITSIV для обычных инвестиционных фондов и директива AIFMD для альтернативных инвестиционных фондов [11].
Еще одной проблемой является незаконная деятельность некоторых теневых банков (например, создание финансовых пирамид) и их внезапные банкротства — Madoff Fund (США), «МММ» (Россия), Amber Gold (Польша) [3].
В докладе НБП утверждается, что усиление сотрудничества и капитально-операционные взаимосвязи между банками и небанковскими финансовыми организациями, а именно: союзы капиталов, инвестиционная деятельность, конкуренция и использование общего бренда, могут быть источником рисков для стабильности финансовой системы5. В частности, усиление конкуренции между банками и теневыми учреждениями по пово-
3 O uslugach platniczych : Ustawa z 19.07.2011 r. // Dz. U. nr 199/2011, poz. 1175.
4 O spoldzielczych kasach oszcz^dnosciowo-kredy-towych : Ustawa z 05.11.2009 r. // Dz. U. nr 1/2012, poz. 855; O zmianie ustawy o spoldzielczych kasach oszcz^dnosciowo-kredytowych oraz niektorych innych ustaw : Ustawa z 19.04.2013 r. // Dz. U. no 0/2013, poz. 613.
5 Raport o stabilnosci systemu finansowego. Warszawa : NBP, 2008. S. 100.
ду получения сбережений домашних хозяйств вызывает появление рисков для финансовой системы страны1.
Система финансовой безопасности в Польше постоянно совершенствуется, однако есть некоторые недостатки. Особенно важными областями, которые требуют изменений, являются сектор теневых банков, регулирование функции НБП в качестве кредитора последней инстанции и увеличение ответственности и финансовых ресурсов БГФ. По данным КФН, приоритетные изменения в области управления рисками включают: обратный ипотечный кредит, межбанковское кредитование и банковское страхование2.
Надлежащая подготовка инструментов по антикризисным вопросам на финансовом рынке в настоящее время является одной из приоритетных задач государства. Сформулируем требования к изменениям в системе финансовой безопасности:
1. Польское банковское право (в отличие от многих других стран ЕС) не регулирует вопрос кредитора последней инстанции. Эта функция обычно возложена на центральный банк и является чрезвычайно важной в условиях как отдельного кризиса, так и системного. Центральный банк, в случае кризиса ликвидности коммерческих банков, должен предоставить им кредит, особенно в ситуации массового изъятия банковских вкладов.
2. Высокие темпы развития таких небанковских учреждений, как: кредитные
кооперативы, кредитные компании, финансовые и платежные услуги крупных сетей гипермаркетов (Carrefour, Tesco, Obi и др.), динамичное развитие лизинга и факторинга, хедж-фондов, оправдывают внедрение новых стандартов управления рисками. Финансовый контроль КФН должен быть распространен на все финансовые учреждения, которые принимают средства клиентов. Важным вопросом является усиление контроля и наказаний для частных инвестиционных компаний, которые могут превратиться в финансовые пирамиды.
Развитие регулирования теневых банковских учреждений — очень популярный тренд во многих странах. Во всех посткризисных отчетах, которые оценивали сабпрайм, реко-
1 Raport o stabilnosci systemu finansowego. Warszawa : NBP, 2008. S. 100.
2 Priorytety regulatora [Rozmowa z W. Kwasnia-kiem] // Raport specjalny Horyzonty Bankowosci. 2013.
Известия ИГЭА. 2014. № 4 (96)
мендовались регулирования в системе теневых банков [14].
3. Важной проблемой является отсутствие регулирования обратной ипотеки, особенно для защиты клиентов банка, а также теневых банковских компаний в Польше, которые предлагают такие кредиты пенсионерам. Проект законодательного регулирования подготавливает Польская ассоциация банков.
4. Должна быть пересмотрена роль БГФ в процессе реабилитации банков. БГФ, имеющий значительные финансовые ресурсы, должен активно участвовать в управлении санацией на этапе внедрения попечительского совета или попечителя. БГФ мог бы временно приобретать акции с новой эмиссией банка, в то же время гарантировалось бы место в наблюдательском совете и выход из инвестиции. Эффективным инструментом БГФ мог бы быть метод «доля в потерях и участие в прибылях» в сделках P&A (Purchase & Assumption — погашение и покупка), основанный на том, что если учреждение, приобретающее портфель активов банка, который находится под угрозой банкротства, обеспокоено потерями, оно может подписать контракт с гарантийным учреждением о частичной компенсации потерь. Однако если учреждение, приобретающее портфель активов, получит сверхприбыль, то оно должно поделиться ею с гарантийным учреждением. Санационный фонд БГФ должен быть значительно увеличен, и правила его использования должны быть более гибкими.
5. Согласно мнению специалистов Дэвиса и Грина, развитие трансграничной деятельности финансовых институтов, главным образом банков и страховых компаний, влечет за собой вопросы: что произойдет, если что-то пойдет не так, кто на самом деле несет ответственность и какие финансовые средства доступны этим учреждениям [5]. В настоящее время единственным инструментом, в котором может участвовать КФН, являются международные коллегии надзора. В ЕС обсуждается вопрос разделения затрат трансграничного банкротства [14]. Необходимостью является разработка решений для предотвращения кризисов на международном уровне.
6. Отдельной проблемой в деятельности крупных глобальных банков, в том числе и интернет-банков, являются потенциальные риски. В Польше функционируют дочерние банки сектора Global Systemic Important
Financial Institutions (GSIFIs). Их всего 14, а доля в капитале банков достигает 63,7 %. В дополнение к местным каналам распространения кризиса важны также и иностранные каналы (во время недавнего финансового кризиса в Польше были случаи займов главных банков у дочерних банков). По этой причине Польша заинтересована в законодательном регулировании ЕС для крупных банков и программе обновления и упорядоченной ликвидации.
7. Финансовое образование должно служить подготовке общества к правильному заимствованию и поведению в случае системного кризиса. В противном случае управлять паникой на рынках будет очень сложно. НБП последнее время уделяет много внимания финансовому образованию населения, но масштабы этой деятельности невелики.
Для предотвращения кризисов важно анализировать поведение потенциальных клиентов в условиях кризиса. Результат некоторых исследований, которые показывали отношение населения к сбережениям и возможную реакцию клиентов в случае кризиса, очень тревожен [14]. По данным исследования Pentor, целых 33 % микропредприятий и 46 % индивидуальных клиентов в Польше никогда не задумывались о безопасности своих средств, а 57 % предпринимателей и 65 % индивидуальных клиентов никогда не задавались вопросом о диверсификации своих сбережений между разными банками. Это может быть показателем низкого уровня экономических знаний. Необходима хорошая программа повышения финансовой грамотности общества.
8. Предстоящая директива ЕС относительно программы восстановления и упорядочен-
ной ликвидации финансовых учреждений будет, предположительно, введена и в Польше, хотя некоторые из ее положений уже функционируют в стране в течение длительного времени. Вопросы, которые требуют дальнейшего рассмотрения: малое количество восстановительных процедур, чрезмерная продолжительность процесса банкротства (до 10 лет), слишком низкое финансирование БГФ, недостаток специализированных кураторов и управляющих.
Задачей ЕС по системным рискам являются прогнозирование и снижение системных рисков, концептуальные работы по Базелю III. Также важна институциональная система как на национальном, так и европейском уровне. Появилась новая парадигма управления — первенство процессов реорганизации над банкротством предприятия.
Подводя итоги, еще раз отметим, что польская система финансовой безопасности является надежной, принятие директив ЕС происходит очень быстро, но все-таки она нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для увеличения стабильности банковской системы и лучшей подготовки к кризису необходимы следующие меры:
- принять программу финансового образования общества;
- взять под финансовый контроль все теневые банковские учреждения;
- расширить полномочия Комитета финансовой стабильности;
- увеличить имеющиеся инструменты БГФ для регулирования банков.
От кризисов не убежишь, с ними надо бороться, и быть к этому подготовленным.
Список использованной литературы
1. Любомудров Д. В. Небанковские кредитные организации / Д. В. Любомудров. — URL : http://arsys. armos.ru/PaNKO.htm.
2. Марков К. В. Теневая (параллельная) банковская деятельность / К. В. Марков // Деньги и кредит. — 2013. — № 9. — С. 67-68.
3. Радаев В. В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» / В. В. Радаев // Вопросы социологии. — 1998. — Вып. 8. — C. 100-142.
4. Chesnais F. Bezprawne dlugi. Jak banki steruj^ demokracj^, Instytut Wydawniczy Ksiqzka i Prasa / F. Chesnais. — Warszawa, 2012.
5. Davies H. Global Financial Regulation / H. Davies, D. Green. — Cambridge : Polity Press Ltd., 2008.
6. Iwanicz-Drozdowska M. Bezpieczenstwo rynku uslug finansowych. Perspektywa Unii Europejskiej / M. Iwanicz-Drozdowska. — Warszawa : Oficyna Wydawnicza SGH, 2008.
7. Malecka E. Nowy ksztalt unijnego nadzoru finansowego odpowiedziq na kryzys finansowy / E. Malecka // Zarzqdzanie wartosciq instytucji finansowych, Prace i Materialy Wydzialu Zarzqdzania Uniwersytetu Gdanskiego. —
2011. — № 4/5.
8. Masiukiewicz P. Crisis Threat and Banking Reform Trends, Perspectives of Business, Innovations / P. Masi-ukiewicz // Economics Journal. — 2010. — № 6.
9. Masiukiewicz P. Instytucjonalny system bezpieczenstwa finansowego w Polsce / P. Masiukiewicz // Kryzys i co dalej? / red. I. Lichniak. — Warszawa : Oficyna Wydawnicza SGH, 2012.
10. Masiukiewicz P. Regulacje a ryzyko shadow banking w Polsce / P. Masiukiewicz // Zarzqdzanie i Finanse. — 2012. — № 4/2.
11. Masiukiewicz P. Ryzyko duzych bankow / P. Masiukiewicz. — Warszawa : Perspektywa Polski, CeDeWu.pl.,
2012. — S. 133.
12. Masiukiewicz P. Special Taxes in Banking, Perspectives of Business, Innovations / P. Masiukiewicz // Economics Journal. — 2012. — № 11.
13. Masiukiewicz P. Stress Test in Banking — Case of Europe and USA / P. Masiukiewicz // Economic Development of the EU and CIS Countries in Globalization : International Scientific and Practical Congress ISAE Consilium. — Bern, Switzerland, 2013.
14. Masiukiewicz P. Zarzqdzanie sanacjq banku / P. Masiukiewicz. — Warszawa : Oficyna Wydawnicza SGH, 2011.
15. Pawlowicz L. Nowy wymiar globalnego kryzysu finansowego / L. Pawlowicz // Wyzwania ekonomiczne w warunkach kryzysu // red. nauk. I. Lichniak. — Warszawa : Oficyna Wydawnicza SGH, 2009.
16. Pedersen L. A Proposal to Prevent Wholesale Financial Failure / L. Pedersen, N. Roubini // Financial Times. 2009. 30 Jan.
17. Szok regulacyjny a konkurencyjnosc i rozwoj sektora bankowego // red. S. Kasiewicz, L. Kurklinski. — Warszawa : Warszawski Instytut Bankowosci, 2012.
18. The First Global Crisis of the 21st Century / eds A. Felton, C. Reinhart, Centre for Economic Policy Research. — London, 2008. — URL : www.voxeu.org.
19. Zygierewicz M. Rozwiqzanie resolution regime / M. Zygierewicz // Szok regulacyjny a konkurencyjnosc i rozwoj sektora bankowego // pod red. S. Kasiewicza, L. Kurklinskiego. — Warszawa : WIB, 2012.
References
1. Lyubomudrov D. V. Nebankovskie kreditnye organizatsii [Non-bank credit organizations]. Available at: http:// arsys.armos.ru/PaNKO.htm.
2. Markov K. V. Shadow (parallel) banking. Dengi i kredit = Money and Credit, 2013, no. 9, pp. 67-68 (in Russian).
3. Radaev V. V. The return of the crowd: behavior analysis of «financial pyramids» depositors. Voprosy sotsio-logii = Issues of Sociology, 1998, Iss. 8, pp. 100-142 (in Russian).
4. Chesnais F. Bezprawne dlugi. Jak banki sterujq demokracjq. Warszawa, 2012.
5. Davies H., Green D. Global Financial Regulation. Cambridge, Polity Press Ltd., 2008.
6. Iwanicz-Drozdowska M. Bezpieczenstwo rynku uslug finansowych. Perspektywa Unii Europejskiej. Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2008.
7. Malecka E. Nowy ksztalt unijnego nadzoru finansowego odpowiedziq na kryzys finansowy. Zarzqdzanie war-tosciq instytucji finansowych, Prace i Materialy Wydzialu Zarzqdzania Uniwersytetu Gdanskiego, 2011, no. 4/5.
8. Masiukiewicz P. Crisis Threat and Banking Reform Trends, Perspec-tives of Business, Innovations. Economics Journal, 2010, no. 6.
9. Masiukiewicz P. Instytucjonalny system bezpieczenstwa finansowego w Polsce. In Lichniak I. (ed.) Kryzys i co dalej? Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2012.
10. Masiukiewicz P. Regulacje a ryzyko shadow banking w Polsce. Zarzqdzanie i Finanse, 2012, no. 4/2.
11. Masiukiewicz P. Ryzyko duzych bankow. Warszawa, Perspektywa Polski, CeDeWu.pl., 2012, pp. 133.
12. Masiukiewicz P. Special Taxes in Banking, Perspectives of Business, Innovations. Economics Journal, 2012, no. 11.
13. Masiukiewicz P. Stress Test in Banking — Case of Europe and USA. Economic Development of the EU and CIS Countries in Globalization: International Scientific and Practical Congress ISAE Consilium. Bern, Switzerland, 2013.
14. Masiukiewicz P. Zarzqdzanie sanacjq banku. Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2011.
15. Pawlowicz L. Nowy wymiar globalnego kryzysu finansowego. In Lichniak I. (ed.) Wyzwania ekonomiczne w warunkach kryzysu. Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2009.
16. Pedersen L., Roubini N. A Proposal to Prevent Wholesale Financial Failure. Financial Times, 2009, 30 Jan.
17. Kasiewicz S., Kurklinski L. (eds) Szok regulacyjny a konkurencyjnosc i rozwoj sektora bankowego. Warszawa, Warszawski Instytut Bankowosci, 2012.
18. Felton A., Reinhart C. (eds) The First Global Crisis of the 21st Century. London, 2008. Available at: http:// www.voxeu.org.
19. Zygierewicz M. Rozwiqzanie resolution regime. In Kasiewicza S., Kurklinskiego L. (ed.) Szok regulacyjny a konkurencyjnosc i rozwoj sektora bankowego. Warszawa, WIB, 2012.
Информация об авторе
Масюкевич Петр — доктор экономики, профессор, Институт управления ценностью, Варшавская школа экономики, 02544, Польша, Варшава, ул. Мадалинского, 31/33, e-mail: piotr.masiukiewicz@wp.pl.
Author
Piotr Masiukiewicz — Doctor habil. (Economics), Professor, Institute of Value Management, Warsaw School of Economics, 31/33 Madalinskiego St., 02544, Warsaw, Poland, e-mail: piotr.masiukiewicz@wp.pl.