литика направлена на создание необходимых условий для полноценного качественного образования, при этом должны учитываться интересы и способности личности, что позволит достичь конкурентоспособного уровня не только высшей школе, но и всем ступеням образования.
Таким образом, чтобы успешно конкурировать на рынке образовательных, научных и информационных услуг, высшая профессиональная школа нуждается в фундаментальном обновлении технологий обучения, изменении организационных и экономических условий деятельности, повышении уровня информационнотехнологического обеспечения.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. СПб. - М. - Ростов н/Д. : ТЦ «Учитель», 1999.
2. Донди К. Какая система E-Learning нам нужна? // Высшее образование в России : науч.-пед. журн. М-ва образования РФ. 2007. № 11. С. 28 - 33.
3. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д., 2007.
4. Новикова Т., Пинская М., Прутченков А. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор шк. 2008. №5. С. 32 - 35.
5. Хоронько Л.Я. Принцип регионализации в системе образования современной России // воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России : материалы Междунар. пед. форума. Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 4.1. С. 82 - 95.
Training a competitive specialist at contemporary higher school
There is considered the notion of competitiveness in respect to training specialists at an innovative higher school that is able to give a wide range of education service. There are described methods and technologies for raising the university and future specialists’ competitiveness.
Key words: competitive specialist, multimedia technologies, innovative higher school.
е.н. Глувоковл (санкт-петербург)
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
В связи с переходом к информационному обществу, основанному на знаниях, происходят системные изменения в высшем профессиональном образовании: подход к управлению вузом - от управления структурными подразделениями к управлению образовательной программой; образовательные программы - их цели, содержание профессионального образования, подходы к его отбору и предъявлению студентам. Таким образом, изменяется весь учебно-методический комплекс образовательной программы, что влечет изменения и в форматах организации образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная программа, содержание профессионального образования, учебно-методический комплекс, современный университет.
В связи с переходом человечества к информационному обществу, основанному на знаниях, происходят системные изменения в высшем профессиональном образовании. Знания становятся ключевым конкурентным преимуществом личности, организации, общества, а способность управлять этим ценным капиталом - важнейшим условием конкурентоспособности организации. в теории постиндустриального общества предложена концепция знания как «осевого принципа» нового типа общества, которая, в свою очередь, неотделима от концепции знания как ресурса власти (Дж. Бэлл, М. Полани, Э. Тоф-фер, Ю. Хабермас и др.). Выражением этих концепций стала теория управления знаниями - новая, но быстро развивающаяся междисциплинарная область научной и практической деятельности, целью которой является систематизация работы с интеллектуальными ресурсами (активами) и накопленным опытом. И хотя мы не можем управлять знаниями в традиционном смысле термина «управление», но возможно создать такие условия, когда нужные
© Глубокова Е.Н., 2010
знания и информация в нужное время станут доступны нужным людям для выполнения нужных задач. Поэтому актуальность проблемы управления знаниями в современном обществе возрастает. Университеты традиционно являлись не столько хранилищем знания, сколько центрами его производства и распространения, поэтому развиваемая в современном мире концепция управления знаниями должна найти свое отражение и в образовательном процессе университета. Это может произойти благодаря реализации идей о ценности знаний, человеческом (интеллектуальном) капитале сообщества (сумме принадлежащих всем сотрудникам явных и неявных знаний, разных видов опыта), их потенциальной значимости для инновационного развития организации, о необходимости развития творческого интеллектуального потенциала каждого сотрудника. Рассмотрим изменения, происходящие в образовательном процессе вуза под влиянием объективных социально-экономических факторов в контексте управления знаниями.
источниками изменений в образовательном процессе вуза становится трансформация роли и миссии учреждений образования, а также самого процесса образования в обществе. Эти изменения могут быть связаны со становлением университетов в качестве инновационного ресурса развития государства, человеческого капитала. Важными факторами этих изменений являются следующие: развитие идеологии образования в течение жизни; развитие, наряду с формальным, неформального и информального образования в университетской образовательной среде; принятие идеи о значимости неявного знания для становления личности. Основное изменение - это изменение подхода к управлению вузом - от управления структурными подразделениями к управлению образовательной программой.
В таком случае изменятся и сами образовательные программы. В первую очередь, цели программы, что повлечет изменения в содержании программы (содержании профессионального образования), а также в подходах к его отбору и предъявлению студентам (по сути, изменяется весь учебно-методический комплекс образовательной программы). Это обязательно приведет к изменениям в форматах организации образовательного процесса.
Рассмотрим подробнее эти изменения. Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения - это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов. Проектирование программы высшего профессионального образования начинается с целей. Главной целью университетов с момента их создания до конца XX в. было формирование интеллектуальной элиты для различных сфер социальной деятельности. Высшее образование получали немногие, его основной задачей была передача необходимого количества фундаментальных знаний выпускникам, наличие их у человека (в данном случае не нужно было отличать знания от информации) гарантировало ему преимущества в обществе и профессии. Отбор этих знаний не составлял большого труда до конца XX в., когда общий объем знаний человечества стал удваиваться каждые пять лет (по данным исследований Gardner Group; [3]). В этот период остро встала проблема отбора фундаментальных знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности. О рациональных основаниях отбора идут споры, но решить эту проблему только предстоит.
В настоящее время цели образовательной программы меняются с узкоспециальных на широко профессиональные. Высшее образование становится массовым благодаря переходу к многоуровневому образованию и введению коротких образовательных программ (4 года, 2 года вместо 5 и 6 лет). Сегодня студент в вузе готовится не к освоению определенной профессии, а к профессиональной деятельности в определенной области. Так, бакалавр педагогического образования, согласно проекту ФГОС ВПО третьего поколения, подготовлен к педагогической и культурнопросветительской деятельности в области образования, социальной сферы и культуры. При этом «конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса» [4]. Цель современной образовательной программы - подготовка выпускника, способного успешно работать в профессиональной сфере, со-
циально мобильного, целеустремленного, организованного, трудолюбивого, ответственного, с гражданской позицией, толерантного, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями [4]. Цель образовательной программы задается не только контекстом жизни общества, но и запросами работодателей, потребностями студентов, самих вузов. Мы видим, насколько изменились цели образовательных программ высшего профессионального образования: от подготовки элитного специалиста, владеющего набором знаний, умений и навыков (конец хх в.), до успешного человека с нравственно значимыми личностными качествами (начало XXI в.).
ориентация высшего образования не на подготовку к определенной профессии, а к деятельности в профессиональной сфере коррелирует с видением студентами своего профессионального будущего. Приведем некоторые результаты исследования отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, проведенного на психолого-педагогическом и физическом факультетах РГПУ им. А.И. Герцена в 2008 г. (110 студентов 2 - 3-го курсов бакалавриата и специалитета). Уверенно ориентированы на педагогическую деятельность в сфере образования 22% студентов, из них бакалавров - около 17%, на сферу взаимодействия с людьми (менеджмент, сфера услуг и т.п.) - около 50% студентов. Таким образом, около 70% студентов 2—3-го курсов сохранили стремление к профессиональной деятельности в сфере «человек - человек», которое, вероятно, и привело их в педагогический вуз. Более того, при создании определенных условий (повышение заработной платы педагогам, возможность работы после вуза в престижной школе, реализация авторских образовательных программ в учреждениях дополнительного образования) хотели бы работать в сфере образования около 20% студентов, среди них больше студентов специалитета (25%), совсем не привлекает сфера взаимодействия с людьми около 10% студентов. Надо заметить, что, судя по ответам, осознанно шли в педагогический вуз, реально представляя себя в будущей профессии, лишь около 20% наших респон-
дентов. Среди преобладающих ответов на вопросы анкеты, связанные с мотивацией выбора вуза, ожиданиями и стремлениями, наиболее часто встречаются такие: «традиции семьи, всегда было интересно работать с детьми, сегодня важны педагогические знания во многих сферах, педагогический вуз дает хорошее гуманитарное образование, нравится общаться с разными людьми в разных ситуациях» и т.п. Полученные результаты еще раз подчеркивают, насколько изменилась мотивация студентов к получению как высшего профессионального образования, так и образования вообще.
рассмотрим, каким образом в данной ситуации будет трансформироваться понимание результатов образования. на вопрос о том, чего ожидают будущие выпускники от образования в вузе, мы получили такие ответы. Около 65% опрошенных студентов ожидают в будущем успешной карьеры в профессии (не только педагогической), а также успеха в жизни, продолжения образования (получение второго высшего по более престижной и высокооплачиваемой профессии) - около 20%, самоутверждения среди друзей, знакомых, в семье - 14% наших респондентов. Приведенные данные еще раз подчеркивают, что образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозицию целей образования, в современных условиях должны быть ориентированы в первую очередь на возможности индивидуально-личностного развития выпускников. Они также связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства), а также вуза в обеспечении образования. Поэтому результат образовательной программы - это то, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся после участия в реализации этой программы и образовательного процесса на определенном уровне образования (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом). Формулирование результатов на языке компетенций (компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области) [4] свидетельствует о наметившейся тенденции смещения акцентов в системе высшей школы с по-
зиций фундаментализма к прагматической практике. Можно с уверенностью утверждать, что такой подход ведет к изменениям в содержании изучаемых в образовательной программе дисциплин и курсов.
Изменившиеся цели высшего образования обостряют проблему отбора его содержания. Причина в том, что гарантией конкурентоспособности личности в современном мире становится не просто наличие определенного объема информации, а умение применять ее в конкретных ситуациях, в деятельности (в том числе профессиональной), что и свидетельствует о владении знаниями, а по современной терминологии компетентностного подхода - о владении компетенцией. Мы приходим к ценности неявного, личностного знания, полученного в процессе деятельности или в рамках организованного взаимодействия, в образовательном процессе вуза в том числе. Не углубляясь в рассмотрение вопроса, отметим, что огромным потенциалом в формировании такого личностного знания, очень близкого к опыту (социальному, профессиональному), является образовательная среда вуза [7].
В контексте перехода к обществу знаний, когда существенно повышается степень неопределенности и непредсказуемости требуемых в конкретный момент жизни или профессиональной деятельности человека знаний для решения разных проблем, жесткий подход к отбору содержания учебных дисциплин в российском высшем образовании создает противоречия между потребностями общества, работодателей, человека в необходимых знаниях и результатах образования, с одной стороны, и предоставляемыми образовательными услугами вузов, с другой. До настоящего времени вузы находили возможность частично решать эту проблему за счет реализации национально-регионального и вузовского компонентов в действующих стандартах образования, однако это было, скорее, внешнее решение. Кстати, еще в 1989 г. В.С. Леднев в монографии «Содержание образования» писал о том, что профессиональная подготовка должна осуществляться с содержательным упреждением на возможные изменения в характере труда в зависимости от научно-технического прогресса [3]. Он также подчеркивал необходимость учета того факта, что между содержанием профессионального образования и содержанием производственной деятель-
ности специалиста на конкретном рабочем месте имеется определенная разница. Содержание профессионального образования шире за счет общепрофессиональных знаний, умений и навыков (говоря языком стандарта третьего поколения - общекультурных и общепрофессиональных компетенций). С другой стороны, оно уже, чем содержание профессиональной деятельности, потому что выпускник обеспечивается в учебном заведении лишь начальными знаниями и умениями в профессиональной области (можно предположить, что это уровень, близкий к формализованным знаниям о профессиональной деятельности). Именно поэтому, с точки зрения качества профессионального образования, так важны неформализованные знания, связанные с личностным опытом человека, в том числе и профессиональным, которые при условии освоения их студентом в процессе обучения значительно повысят его профессиональную и личностную успешность.
Другая тенденция, которую сегодня отмечают исследователи проблем развития высшего образования, заключается в том, что студент не мотивирован на изучение «дидактических единиц», он не видит возможности применить «правильные» в теории знания в современных реалиях. По данным нашего опроса студентов, из них только 20 - 23% обращаются к реальным учебникам как к источнику знания при выполнении заданий преподавателя по гуманитарным дисциплинам (педагогике, психологии, истории науки и т.п.). В основном используются другие источники информации: электронные базы библиотек, рефераты, журналы, виртуальные учебники, словари, справочники, представленные в сети Интернет, и т.п. Конечно, можно говорить о качестве задаваемых преподавателями заданий, но в большей степени эта тенденция свидетельствует об изменении образовательных запросов и потребностей современного студента.
Рассмотрим некоторые аспекты отбора содержания при проектировании основных образовательных программ. Учитывая контекст управления знаниями, в процессе проектирования программы необходимо руководствоваться тремя важными требованиями, реализация которых сделает информацию востребованным знанием [1].
Первое требование связано с природой знания - она коллективная, а значит, знание создается на основе опыта и устремле-
ний многих взаимосвязанных людей. Командная работа сообщества преподавателей, аспирантов, студентов по проектированию и реализации образовательных программ станет в новых условиях управления знаниями эффективным средством непосредственной коммуникации для передачи неявных знаний.
Второе обусловлено тем, что механизмы управления знаниями решают задачу инициации действия. знания адекватны внешним условиям и порождают действие в ответ на эти условия. Информация, не способствующая какому-либо действию, не является знанием. Один из авторов концепции управления знаниями П. Друкер говорил о том, что знание чаще всего существует лишь в практическом аспекте [1]. значит, в контексте управления знаниями любая теоретическая информация в процессе обучения подкрепляется особого рода заданиями для самостоятельной работы (как в аудитории, так и вне ее), которые ориентируют студента на конструирование собственного личностного знания. Это задания на анализ результатов исследований, проектирование и решение профессиональных задач, рефлексию и т.п.
Третье требование связано с тем, что знание применимо даже в не возникавших ранее условиях, информация же, подогнанная к прежде существовавшей модели, не становится знанием. Именно поэтому управление потоками информации, когда она транслируется от преподавателя к студенту, приобретается в готовом виде из учебников и т.п., не равно управлению знаниями, которое предполагает поиск незапланированных (инновационных) решений в ответ на возникновение неожиданных задач. Реализация этого требования сделает образовательный процесс более технологичным и, вместе с тем, создаст условия, в которых субъектная позиция обучающегося станет востребованной, обучение станет процессом «открывания дверей», что усилит мотивацию обучения и приведет к раскрытию потенциала обучающихся и преподавателей. Результаты опроса студентов это подтверждают. Хотят продолжить обучение в магистратуре около 80% студентов бакалавриата, из них почти 20% хотели бы вернуться на студенческую скамью после 1 - 2 лет работы, занимать-
ся наукой и преподавательской деятельностью в вузе стремятся около 15% респондентов, что выше результатов проведенных ранее (2 и 3 года назад) опросов почти в 2 раза.
По результатам исследования можно констатировать стабильное осознание студентами необходимости продолжения образования в качестве одного из важнейших условий осуществления жизненных планов. Хотя ценность высшего образования в современном обществе растет, но это относится к образованию как результату обучения в вузе и далеко не всегда связывается с соответствующей профессиональной деятельностью в будущем. Не столь важным, по мнению студентов, сейчас является конкретное профессиональное образование, его можно приобрести, если возникнет необходимость, освоив образовательную программу второго высшего образования, магистратуры, дополнительной квалификации и т.п. Возможно, это происходит благодаря идеям непрерывности образования и принятию этих идей обществом (концепция life-long learning об образовании человека в течение всей жизни). Так, по мнению С.Р.Филонович, «возникновение понятия life-long learning ни в коем случае не есть дань моде, а является следствием постепенной трансформации образования как важнейшего элемента социальной структуры» [8]. Таким образом, современному вузу (и не только педагогическому) приходится решать сложные проблемы подготовки к определенной профессиональной деятельности зачастую немотивированных студентов. Однако на сегодняшний день нет альтернативы систематическому образованию: оно преобразуется, под влиянием перехода к обществу знаний меняются его характеристики, изменяется позиция субъектов образовательного процесса и другие составляющие.
Важным условием эффективности образовательного процесса современного вуза является его научно- и учебнометодическое обеспечение, представленное в виде учебно-методического комплекса (УМК), который реализует основные функции процесса управления знаниями. К таким функциям относят следующие: посредничество (обеспечивает доступ людей к имеющимся знаниям), интернализацию (процесс извлечения знания
в результате соответствующего запроса), экспортирование (налаживание связи между не связанными до этого знаниями, содействие распространению знаний), познание (трансформация знания в действие, где действие - это процесс обдумывания и выработки решения, основанного на имеющихся знаниях) [1].
Накладывая эти функции на образовательный процесс вуза, мы с некоторой долей допущения можем сформулировать требования к современному УМК. Он должен быть ориентирован на решение следующих задач: ознакомление с результатами анализа и понимание аналитических исследовательских данных, полученных в результате международных и отечественных исследований в изучаемой области; овладение методами исследовательской практики, представленной в рекомендациях и пособиях международных организаций, работах специалистов различных стран; развитие профессиональных компетенций, позволяющих принимать участие в различных программах и проектах; развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач; формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.
В результате учебно-методический комплекс теряет традиционные форматы предъявления студенту. Увеличивается доля элементов в электронном виде. Обязательными становятся форматы дидактического электронного общения преподавателя со студентами, учебно-методические рекомендации для студентов и методические материалы для преподавателей. Возрастает доля использования ресурсов образовательной среды вуза, информационной среды образования в целом.
Ранее мы обращали внимание на то, что возрастает значимость неявных знаний, приобретаемых человеком в процессе жизнедеятельности. В фГОС третьего поколения сделана попытка расширить и систематизировать приобретаемый студентом опыт через разработку и реализацию сквозных программ. Их основное назначение - обеспечение целостности и целенаправленности ООП, аккумуляция опыта образовательной, научной и творческой деятельности, развитие потенциала сложившихся научно-педагогических и твор-
ческих школ вуза, они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию «универсальных» компетенций, конструируются коллективом преподавателей с привлечением студентов, и, как правило, на их освоение не требуется выделения дополнительного учебного времени, т.к. их содержание как бы «накладывается» на содержание линейных учебных курсов. Эти программы реализуются посредством выполнения заданий (например, учебно-исследовательских), организации деятельности студентов [4]. Интересной может стать, например, программа практической подготовки студентов (объединяющая все виды практических занятий, учебных и производственных практик) или программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении основной образовательной программы» и др.
Подведем некоторые итоги. Итак, под влиянием перехода к обществу знаний в образовательном процессе вуза происходят существенные изменения. Они касаются, в первую очередь, целей образования как важнейшего элемента социальной структуры общества и целей образовательных программ, которые можно рассматривать как реальные средства управления знаниями в вузе. Существенно возрастает значимость неявного (личностного) знания, усиливается влияние неформального и информального образования на результаты личностного и профессионального развития человека. Это, в свою очередь, ведет к изменениям в содержании изучаемых в образовательной программе дисциплин и курсов. При проектировании необходимо руководствоваться тремя важными требованиями, реализация которых сделает информацию востребованным знанием: учет коллективной природы знаний, использование механизмов инициации действий, поиск незапланированных (инновационных) решений в ответ на возникновение неожиданных задач. Для реализации функций управления знаниями в образовательном процессе вуза (посредничество, интернализация, экспортирование и познание) необходимо совершенствование его научно- и учебно-методического обеспечения, представленного в виде учебнометодического комплекса (УМК).
извЕстия вгпу
Рассмотренные изменения закономерно подводят нас к новой проблеме: определению дидактических средств в образовательном процессе современного вуза, которые позволят сделать образовательные программы адекватными требованиям информационного общества и концепции управления знаниями.
Литература
1. Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями : пер. с англ. М., 2008.
2. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). Минск : Современная шк., 2006.
3. Леднев В.С. Содержание образования : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1989. С. 285, 289.
4. Проект ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (любое изд.).
5. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ бакалавра и магистров по направлению подготовки высшего профессионального образования «Геология» (опыт МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 г.).
6. URL : www.archipelag.ru/index/biograhy_ drucker/.
7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Агентство «Издательский сервис», 2005.
8. Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2, 3.
Changing in the education process at a contemporary higher school in the condition of knowledge management
There is system changing in the higher
professional education: an approach to school
management - changing from structure
subdivision management
to education program management;
education programs - changing the goals, the content
of professional education, approaches to its selection
and representation for students. So,
all the education and method set is being changed
thus the organization of education process is going
to be changed too.
Key words: education program, the content of professional education, education and method set, contemporary university.
Ю.А. ивАНовА (волгоград)
педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности
Рассматриваются вопросы подготовки студентов педвуза к решению инновационных педагогических задач с целью формирования опыта педагогической деятельности, что обусловлено недостаточной ориентацией содержания общеобразовательных и специальных предметов на решение данной проблемы. Определены основные направления совершенствования содержания и структуры учебных предметов этого цикла с целью повышения профессионально-педагогической направленности их преподавания.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая задача, имитационное моделирование, инновационные технологии, межпредметные связи.
Одним из важнейших социальных приоритетов современного российского общества становится образование. Международное сотрудничество, развитие информационных технологий, инновационная деятельность и другие факторы формируют новые требования к высшим учебным заведениям, коренным образом меняют цель, средства и парадигму образования. Целью образования становится формирование личности духовной, с развитым интеллектуальным и нравственным потенциалом, способной осуществить свободный и ответственный выбор оптимального развития - как индивидуального, так и социального. Таким образом, формирование новой среды учебного заведения становится сегодня одной из стратегических задач модернизации образования. Осознание этой задачи приводит многие вузы к поиску новых методов и форм обучения и воспитания, к серьезному повороту в сторону гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманизация педагогической деятельности придает ей черты, среди которых особенно важны предвидение и проектирование влияния любого педагогического
© Иванова Ю.А., 2010