Налогообложение
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С 2011 ГОДА*
А. Ю. ТРУШИЦЫНА, директор учебного центра аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»
Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.07.2010 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением ХХИ Олимпийских зимних игр и Х7Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» (далее — Закон № 242-ФЗ):
1) статья 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) дополнена пунктами, в соответствии с которыми освобождаются от налогообложения следующие доходы:
• пунктом 49 — доходы в денежной и натуральной формах, полученные спортсменами и членами спортивных XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Документом, подтверждающим освобождение указанных доходов от налогообложения, является олимпийское удостоверение личности и аккредитации или паралимпийское удостоверение личности и аккредитации;
• пунктом 50 — доходы в денежной и натуральной формах, полученные в период организации и период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи физическими лицами, заклю-
* Статья публикуется по материалам журнала «Бухгалтер и закон». 2011. № 6 (150).
Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2011. № 13 (277), № 14 (278), № 15 (279), № 16 (280).
чившими трудовой договор с маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета на выполнение этих работ. В статье перечислены документы, являющиеся основанием для представления соответствующей льготы;
• пунктом 51 — доходы в натуральной форме в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и иных аналогичных документов, стоимости проезда, проживания, питания, обучения, услуг связи, форменной одежды и вещевого имущества, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику XXII Олимпийских зимних игр и (или) XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, полученные от автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» или администрации города Сочи в период организации и период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. Кроме того, приводится перечень физических лиц, которым предоставляется такая льгота. К доходам указанных лиц, не подлежащим налогообложению, относятся также суммы страховых премий (страховых взносов) по всем видам страхования, если эти суммы внесены автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-
ралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» по договорам страхования в пользу указанных лиц;
2) пунктом 2 ст. 246 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 310-ФЗ), в отношении доходов от операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией.
Налог на прибыль организаций. Изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ на 2011 г. внесены следующими законами РФ:
• от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ);
• от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ);
• от 30.12.06 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
• от 27.12.2009 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 368-ФЗ);
• от 15.11.2010 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 300-ФЗ). Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ. Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что с 01.01.2011 имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (ранее — более 20 000 руб.), при этом срок полезного использования (более 12 мес.) не изменился. Это положение (п. 1 ст. 256 НК РФ) применяется к объектам, приобретенным с 01.01.2011. Если же объект был введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. и его стоимость составляла более 20 000 руб., то он признается амортизируемым, т. е. с января 2011 г. на него должна начисляться амортизация.
Пунктом 1.1 ст. 269 НК РФ установлен лимит процентов, учитываемых в расходах по долговым обязательствам — предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
• с 01.01.2010 по 31.12.2010 включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте;
• с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Пунктом 3 ст. 286 НК РФ увеличена предельная сумма доходов от реализации в целях уплаты ежеквартальных авансовых платежей — организация с 2011 г. может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в
среднем 10 млн руб. за каждый квартал. Ранее эта сумма равнялась 3 млн руб.
Части 8, 9 ст. 275.1 НК РФ с 01.01.2011 отменены. Частью 5 ст. 275.1 НК РФ убытки от использования обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной.
Часть 7 ст. 275.1 НК РФ, в которой прописан порядок учета расходов градообразующих организаций, изменилась с 01.01.2011. Теперь вопрос о том, признается ли градообразующей организация, численность работников которой более 5 000 человек, но менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта, неактуален.
В части 7 ст. 275.1 НК РФ с 01.01.2011 указано, что данная часть применяется к организациям, численность работников которых составляет не менее 25 % работающего населения соответствующего населенного пункта. Затраты градообразующих организаций также признаются в фактически понесенном размере без учета нормативов.
Пунктом 2 ст. 287 НК РФ изменен момент перечисления в бюджет налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ — налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.
В соответствии с новым п. 4.1 ст. 276 НК РФ с 01.01.2011 убытки от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, является ли учредитель управления выгодоприобретателем.
Базу текущего налогового периода с 01.01.2011 нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке 0 % (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ. Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в доходы бюджетных и автономных учреждений не включаются предоставленные им субсидии, а казенные учреждения не учитывают для целей налогообложения выделенных им бюджетных ассигнований.
Подпунктом 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или
муниципальных услуг (выполнения работ). В соответствии с новым п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
Автономные учреждения с 2011 г., так же, как и бюджетные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Статья 321.1 НК РФ, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратила силу.
Согласно п. 3 ст. 261 НК РФ затраты по безрезультатным работам признавались с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил соответствующий орган об окончании работ в связи с их бесперспективностью. Пункт 3 ст. 261 НК РФ утратил силу с 01.01.2011. Теперь затраты по таким работам признаются в общем порядке, т. е. с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения (п. 2 ст. 261 НК РФ). Значит, если исследования будут признаны безрезультатными, налогоплательщику не нужно восстанавливать ранее учтенных в общем порядке расходов.
Затраты на безрезультатные работы, кроме того, включаются в расходы, если аналогичные работы осуществлялись на участке недр в течение 5 лет до предоставления налогоплательщику права пользования на этот участок (отменены п. 5 ст. 261, п. 35 ст. 270 НК РФ).
Еще в 2010 г. претерпела изменения и ст. 325 НК РФ, регулирующая порядок ведения учета расходов на освоение природных ресурсов. Теперь если налогоплательщик не получает лицензии на право пользования недрами или принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то связанные с этими действиями расходы учитываются в течение 2 (раньше — 5) лет. Следует отметить, что данные правила применяются к расходам, произведенным после 01.01.2011.
Также изменен срок учета расходов, предусмотренных абз. 4, 5 п. 1 ст. 261 НК РФ (затраты на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затраты на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в
процессе разработки месторождений). Теперь они признаются равномерно в течение 2 (раньше — 5) лет (абз. 4 п. 2 ст. 261 НК РФ). Это изменение также затрагивает расходы, произведенные после 01.01.2011 (ч. 10 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
Изменения, внесенные Законом № 368-ФЗ. Из подпункта 1 п. 3 ст. 284 НК РФ с 01.01.2011 исключено требование о стоимости вклада (доли) — не менее 500 млн руб. Вследствие этого для подтверждения права на применение нулевой ставки не нужно представлять сведений о стоимости приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном капитале организации (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Теперь нулевая ставка будет применяться по любым дивидендам при соблюдении условия о размере доли и о сроке ее владения. Следует отметить, что новые правила можно использовать при расчете доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г.
Изменения, внесенные Законом № 300-ФЗ. Уточнены правила налогообложения расчетов при прямом возмещении убытков в рамках ОСАГО.
В сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с 01.03.2009 действует механизм прямого возмещения убытков. Он заключается в том, что при наступлении страхового случая потерпевший может предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно организации, которая застраховала его ответственность (ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ)). При этом организация, застраховавшая ответственность виновника аварии, обязана возместить расходы страховщика, который произвел выплату потерпевшему. Такие расчеты производятся в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, которое заключают страховые организации — члены профессионального объединения страховщиков (Российский союз автостраховщиков). В соответствии со ст. 26.1 Закона № 40-ФЗ расчеты между страховщиками в случае прямого возмещения убытков могут производиться:
• путем возмещения суммы оплаченных убытков
по каждому требованию;
• исходя из числа удовлетворенных требований
в течение отчетного периода и фиксированных
средних сумм страховых выплат.
В случае применения второго способа расчетов возникают разницы между суммой возмещения,
перечисленного потерпевшему, и фиксированной средней суммой страховой выплаты. До 01.01.2011 НК РФ не предусматривал возможности их учета при налогообложении прибыли.
Теперь в соответствии с новым подп. 11.1 п. 2 ст. 293 НК РФ страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, учитывает в доходах положительную разницу, которая возникла в результате превышения полученной средней суммы страховой выплаты над суммой выплаты потерпевшему. Если же она отрицательная, он включает данную разницу в расходы (новый подп. 9.1 п. 2 ст. 294 НК РФ).
Организация, застраховавшая ответственность виновного лица, учитывает в доходах положительную разницу, которая возникает в результате превышения страховой выплаты, перечисленной потерпевшему в рамках прямого возмещения убытков, над средней суммой страховой выплаты (новый подп. 11.2 п. 2 ст. 293 НК РФ). Если же разница отрицательная, то он включает ее в расходы (новый подп. 9.2 п. 2 ст. 294 НК РФ).
Данные доходы и расходы определяются по итогам каждого отчетного периода. Однако учитываются только те операции по прямому возмещению убытков, по которым расчеты завершены на конец отчетного или налогового периода при соблюдении ряда условий. Для организации, застраховавшей ответственность потерпевшего, таковыми являются:
• страховая выплата перечислена потерпевшему;
• получена средняя сумма страховой выплаты от страховщика виновного лица.
Для организации, застраховавшей ответственность виновного лица, условия следующие:
• страховая выплата, осуществленная организацией, застраховавшей ответственность потерпевшего, признана расходом;
• страховщику потерпевшего перечислена средняя сумма страховой выплаты.
Данными правилами дополнена ст. 330 НК РФ. Помимо этого уточнен подп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ. Теперь доходом организации, застраховавшей ответственность потерпевшего, не признается только та часть денежных средств, полученных от страховщика виновного лица, которая равна страховой выплате потерпевшему.
Положительные и отрицательные разницы, которые возникли до 01.01.2011, можно учесть в целях налогообложения прибыли на день вступления в силу Закона № 300-ФЗ при соблюдении новых условий ст. 330 НК РФ (ч. 2 ст. 2 Закона № 300-ФЗ). Это означает, что разницы, возникшие за весь период
действия механизма прямого возмещения убытков до 01.01.2011, можно учесть при подаче декларации по налогу на прибыль за первый отчетный период 2011 г.
Государственная пошлина. Изменения в гл. 25.3 «Государственная пошлина» НКРФ на 2011 г. внесены следующими нормативными документами:
• Законом № 83-ФЗ;
• Федеральным законом от 05.07.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № 153-ФЗ);
• Законом № 229-ФЗ;
• Законом № 242-ФЗ;
• Федеральным законом от 08.11.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (далее — Закон № 293-ФЗ);
• Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон № 306-ФЗ).
Изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ. В подпункте 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ освобождение от уплаты государственной пошлины получили органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и казенные учреждения. До 01.01.2011 освобождались от государственной пошлины государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из государственного бюджета.
Изменения, внесенные Законом № 153-ФЗ. Пункт 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен п. 4.1, который устанавливает государственную пошлину за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций — 1 000 руб.
Пункт 333.33 НК РФ дополнен п. 4.2, который устанавливает государственную пошлину за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взамен утраченного или пришедшего в негодность — 200 руб.
Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ. Подпунктом 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ с 2011 г. освобождаются от уплаты пошлины иностранные граждане и лица без гражданства за продление срока временного пребывания. Ранее эти лица уплачивали пошлину — 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 600 руб.
Изменен порог пошлины за выдачу разрешения:
• на трансграничное перемещение опасных отходов — 200 000 руб.;
• на трансграничное перемещение озоноразру-шающих веществ и содержащей их продукции — 100 000 руб.;
• на ввоз на территорию РФ ядовитых веществ — 200 000 руб.
Ранее можно было заплатить 10 % от суммы договора, но не менее 200 000 руб.
Изменения, внесенные Законом № 242-ФЗ. Пункт 3 ст. 333.35 НК РФ пополнен следующим подп. 10, в соответствии с которым от государственной пошлины освобождаются иностранные граждане за совершение юридически значимых действий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 242-ФЗ (подп. 10), в том числе:
• за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи;
• за постановку на учет по месту пребывания и продление срока временного пребывания в РФ иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за выдачу приглашения на въезд в РФ в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за постановку на учет по месту пребывания и продление срока временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, привлекаемого в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организаци-
онный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»;
• за выдачу приглашения на въезд в РФ в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, привлекаемому в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и заключившему соответствующий гражданско-правовой договор с этой организацией, прибывшему на территорию РФ в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за постановку на учет по месту пребывания и продление срока временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, принимающего участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в качестве временного персонала;
• за выдачу приглашения на въезд в РФ в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
• за выдачу визы или продление срока ее действия иностранному гражданину, принимающему участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в качестве временного персонала.
Изменения, внесенные Законом № 293-ФЗ. В пункт 1 ст. 333.33 НК РФ добавлены подп. 127— 131, которые устанавливают государственные пошлины за следующие юридически значимые действия. В частности, подп. 127 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:
• образовательного учреждения высшего профессионального образования — 130 000 руб. плюс 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале;
• образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, научной организации — 120 000 руб.;
• образовательного учреждения среднего профессионального образования — 50 000 руб.;
• образовательного учреждения начального профессионального образования — 40 000 руб.;
• иного образовательного учреждения — 10 000 руб.
Подпункт 128 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с установлением иного государственного статуса в отношении:
• образовательного учреждения высшего профессионального образования — 70 000 руб.;
• образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 50 000 руб.;
• образовательного учреждения среднего профессионального образования — 25 000 руб.;
• образовательного учреждения начального профессионального образования — 15 000 руб.;
• иного образовательного учреждения — 3 000 руб.
Подпункт 129 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:
• каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования — 70 000 руб.;
• укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, — 60 000 руб.;
• укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования — 25 000 руб.;
• основных общеобразовательных программ — 7 000 руб.
Подпункт 130 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в других случаях — 2 000 руб.
Подпункт 131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации — 2 000 руб.
Изменения, внесенные Законом № 306-ФЗ. Пункт 3 ст. 333.35 НК РФ дополнен подпунктами, которые освобождают от уплаты государственной пошлины:
• за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон № 61-ФЗ);
• за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ;
• за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных для подтверждения государственной регистрации до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ;
• за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ;
• за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ;
• за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ;
• за выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения по заявлениям, поданным до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ, а также по заявлениям, поданным после дня вступления в силу этого закона, на основании экспертиз, проведенных до дня вступления в силу Закона № 61-ФЗ.
Налог на добычу полезных ископаемых. Изменения, внесенные Федеральным законом от
27.11.2010 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 307-ФЗ). Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 01.01.2011 на газ горючий из всех видов месторождений углеводородного сырья увеличена в 1,61 раза за 1 000 м3 газа, с 01.01.2012 ставка возрастет до 251 руб., с 01.01.2013 — до 265 руб.;
Ставка НДПИ за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной с
01.01.2011 остается такой же, как и в 2010 г. — 419 руб., с 01.01.2012 ставка НДПИ увеличивается до 446 руб., с 01.01.2013 — до 470 руб.
Специальные налоговые режимы. Единый сельскохозяйственный налог. Изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ внесены Законом № 83-ФЗ и Федеральным законом от 22.07.2008 № 115-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).
Изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ. В соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога не только бюджетные организации, но и казенные и автономные учреждения.
Изменения, внесенные Законом № 115-ФЗ. Пункт 4 ст. 346.3 НК РФ дополнен порядком уплаты пени за несоответствие требованиям, которые применяются к налогоплательщику при применении единого сельскохозяйственного налога и за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по ним (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц), а именно:
• в случае если налогоплательщик по итогам налогового периода нарушил требования, установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и не произвел в установленном порядке перерасчета подлежащих уплате сумм налогов, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная со следующего дня после установленного срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов;
• в случае если организация или индивидуальный предприниматель нарушили требования, установленные п. 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ
для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, и необоснованно применяли данный налог, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу), который должен был уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа по налогу) в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся единый сельскохозяйственный налог. Упрощенная система налогообложения. Изменения в гл. 26.2 « Упрощенная система налогообложения» НКРФ на 2011 г. внесены следующими федеральными законами:
• Законом № 83-ФЗ;
• Законом № 310-ФЗ.
Изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ. В соответствии с подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с 2011 г. не смогут применять упрощенной системы налогообложения не только бюджетные учреждения, но и казенные предприятия.
Изменения, внесенные Законом № 310-ФЗ. В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с 2011 г. упрощенную систему налогообложения смогут применять следующие организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %:
• учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 111-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
• учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образо-
вании» высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. Региональные налоги и сборы. Транспортный налог. Изменения в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ на 2011 г. внесены Законами № 229-ФЗ, № 242-ФЗ, № 307-ФЗ.
Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога физическими лицами, не являющими индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это изменение вступает в силу с 02.09.2010, но применяется с уплаты налога за 2010 г. Таким образом, срок уплаты налога за 2010 г. — не ранее 01.11.2011.
В соответствии со ст. 363.1 НК РФ с 01.01.2011 налогоплательщики-организации транспортного налога будут представлять декларацию по налогу один раз в год — не позднее 1 февраля. Отменяется ежеквартальная отчетность в форме расчета по авансовым платежам по налогу.
Изменения, внесенные Законом № 242-ФЗ. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 357 НК РФ, не признаются налогоплательщиками налога лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
Изменения, внесенные Законом № 307-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ с 01.01.2011 ставки транспортного налога снижаются в 2 раза (см. таблицу).
В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены либо уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка с каждой лошадиной силы, руб.
Автомобили легковые с мощностью двигателя:
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
От 100 до 150 л. с. (от 73,55 до 110,33 кВт) включительно 3,5
От 150 до 200 л. с. (от 110,33 до 147,1 кВт) включительно 5
От 200 до 250 л. с. (от 147,1 до 183,9 кВт) включительно 7,5
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:
До 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 1
От 20 до 35 л. с. (от 14,7 до 25,74 кВт) включительно 2
Свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя:
До 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 5
Свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя:
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
От 100 до 150 л. с. (от 73,55 до 110,33 кВт) включительно 4
От 150 до 200 л. с. (от 110,33 до 147,1 кВт) включительно 5
От 200 до 250 л. с. (от 147,1 до 183,9 кВт) включительно 6,5
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы 2,5
на пневматическом и гусеничном ходу
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:
До 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
Свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
с мощностью двигателя:
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10
Свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя:
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20
Свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя:
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25
Свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость 20
(с каждой регистровой тонны валовой вместимости)
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей 200
(с единицы транспортного средства)
Однако это ограничение не должно применяться законами субъектов РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно.
Налог на имущество организаций. Изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций» НКРФ на 2011 г. внесены следующими законами РФ:
• Законом № 242-ФЗ;
• Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон № 243-ФЗ);
• Федеральным законом от 27.11.2010 № 308-ФЗ «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 308-ФЗ). Изменения, внесенные Законом № 242-ФЗ. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 1.1 ст. 373 НК РФ, не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
Изменения, внесенные Законом № 243-ФЗ. Статья 381 НК РФ дополнена пп. 19, 20, которые освобождают от налогообложения организации:
• признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон № 244-ФЗ);
• получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом № 244-ФЗ указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ, для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Законом № 244-ФЗ, а также данные учета доходов (расходов). Изменения, внесенные Законом № 308-ФЗ. Статья 376 НК РФ дополнена п. 6, устанавливающим уменьшение налоговой базы по налогу на имущество на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 01.01.2010.
Статья 378 НК РФ дополнена п. 2, в соответствии с которым имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Местные налоги. Земельный налог. Изменения в гл. 31 «Земельный налог» НК РФ на 2011 г. внесены следующими федеральными законами:
• Закон № 229-ФЗ;
• Закон № 243-ФЗ;
• Закон № 308-ФЗ.
Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ. В пункт 6 ст. 391 НК РФ внесено условие — срок
предоставления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, который не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее такой срок не устанавливался.
Пунктом 3 ст. 396 НК РФ физические лица с 2011 г. освобождены от уплаты авансовых платежей по земельному налогу, что касается организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, то они, как и прежде, уплачивают авансовые платежи в бюджет.
В связи с этим п. 5 ст. 396 НК РФ уточняет, что расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, производится только организациями и индивидуальными предпринимателями.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 397 НК РФ, срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, земельный налог в полном объеме начиная с 01.01.2011 будет уплачиваться физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку п. 2 ст. 398 НК РФ с 2011 г. отменен, а п. 3 ст. 398 НК РФ изменен, отменена обязанность налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, предоставлять расчеты по авансовым платежам по земельному налогу.
Изменения, внесенные Законом № 243-ФЗ. Статья 395 НК РФ дополнена п. 10, в соответствии с которым от налогообложения земельным налогом освобождаются организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом № 244-ФЗ, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным законом РФ.
Изменения, внесенные Законом № 308-ФЗ. Пункт 1 ст. 388 НК РФ с 2011 г. устанавливает, что налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Список литературы
1. О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 309-ФЗ.
2. О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 03.11.2010 № 285.
3. О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 308-ФЗ.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ.
6. О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07. 2010 № 217-ФЗ.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17.06.2010 № 119-ФЗ.
8. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
9. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.11.2010 № 306-ФЗ.