Научная статья на тему 'Изменения в культурной жизни Узбекистана и духовном наследии'

Изменения в культурной жизни Узбекистана и духовном наследии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1249
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ / ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ / КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ / ВОСПИТАНИЕ / ДОЛГ / ВЕРА / ПАТРИОТИЗМ / UZBEK MODEL / POLITICAL FREEDOM / CULTURAL HERITAGE / YOUTH / SPIRITUALITY / IDEOLOGICAL IMMUNITY / EDUCATION / DUTY / FAITH / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Элбоева Шахноза Буриниёзовна

В данной статье утверждается, что растущий интерес всех слоев многонационального населения к культурным ценностям является стимулирующим фактором глубоких социально-духовных изменений в республике и одновременно следствием, в то время как естественная тенденция направлена к истории, историко-культурным корням ее народа, а также к его будущему, в связи с чем в настоящее время наблюдается рост интереса к культурным ценностям. Современные изменения в сфере культуры связаны, прежде всего, с активными демократизационными процессами, которые принесут пользу народу Узбекистана для достижения политической свободы, культурного роста и формирования гражданского общества, формирования новой духовно-нравственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Элбоева Шахноза Буриниёзовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN UZBEKISTAN'S CULTURAL LIFE AND SPIRITUAL HERITAGE

This article argues that the growing interest of all layers of the multi-ethnic population to cultural values is a stimulant profound socio-spiritual change in the country and at the same time a consequence, while the natural tendency is aimed at history, historical and cultural roots of its people and its future, in connection with which there is currently a growing interest in cultural values. Modern changes in the sphere of culture are connected, first of all, with active democratization processes that will benefit the people of Uzbekistan to achieve political freedom, cultural growth and the formation of civil society, the formation of a new spiritual and moral environment.

Текст научной работы на тему «Изменения в культурной жизни Узбекистана и духовном наследии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УЗБЕКИСТАНА И ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ Элбоева Ш.Б. Email: Elboyeva691@scientifictext.ru

Элбоева Шахноза Буриниёзовна - старший преподаватель, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье утверждается, что растущий интерес всех слоев многонационального населения к культурным ценностям является стимулирующим фактором глубоких социально-духовных изменений в республике и одновременно следствием, в то время как естественная тенденция направлена к истории, историко-культурным корням ее народа, а также к его будущему, в связи с чем в настоящее время наблюдается рост интереса к культурным ценностям. Современные изменения в сфере культуры связаны, прежде всего, с активными демократизационными процессами, которые принесут пользу народу Узбекистана для достижения политической свободы, культурного роста и формирования гражданского общества, формирования новой духовно-нравственной среды. Ключевые слова: узбекской модели, политической свободы, культурного наследия, молодежь, духовность, идеологический иммунитет, воспитание, долг, вера, патриотизм.

CHANGES IN UZBEKISTAN'S CULTURAL LIFE AND SPIRITUAL

HERITAGE Elboyeva Sh^.

Elboyeva Shahnoza Buriniyozovna - Senior Lecturer,

DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, KARSHI ENGINEERING-ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article argues that the growing interest of all layers of the multi-ethnic population to cultural values is a stimulant profound socio-spiritual change in the country and at the same time a consequence, while the natural tendency is aimed at history, historical and cultural roots of its people and its future, in connection with which there is currently a growing interest in cultural values. Modern changes in the sphere of culture are connected, first of all, with active democratization processes that will benefit the people of Uzbekistan to achieve political freedom, cultural growth and the formation of civil society, the formation of a new spiritual and moral environment.

Keywords: uzbek model, political freedom, cultural heritage , youth, spirituality, ideological immunity, education, duty, faith, patriotism.

УДК 388;71;(071)

После обретения независимости в Узбекистане произошли глубокие экономические, политические и государственно-правовые перемены, без которых невозможно развитие современного общества, дальнейшее продвижение вперед. Важные шаги в республике сделаны и по национально-культурному возрождению: это деидеологизация культуры; возвращение преданного забвению исторического и культурного наследия; раскрепощение духовной жизни народа; создание условий для диалектической и гармоничной взаимосвязи национальных и общечеловеческих

ценностей, укрепление национальных основ духовно-идеологических институтов. Как подчеркивал первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, «Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашего общества открылись мощные пласты человеческой духовности, высокой нравственности и культуры, возрождения прекрасных национальных традиций, обращения к огромному духовному наследию наших великих предков, внесших весомый вклад в мировую цивилизацию. Открывается историческая память народа, наступает духовное прозрение, а с ним по-новому расцветают чувства национальной гордости, любви к родной земле».1

Национальная модель современных культурных преобразований составляет неотъемлемую часть общей программы суверенного национального развития, получившая в мире наименование «узбекской модели». Её теоретико-концептуальная основа была разработана в трудах первого Президента Узбекистана И.А. Каримова, в ряде его указов. В них красной нитью проводится мысль, что решение стратегической задачи возрождения нации невозможно без духовного возрождения и только «высокая духовность открывает путь в великое будущее».

Возрастающий ныне интерес всех слоёв многонационального населения к ценностям культуры является следствием и одновременно стимулирующим фактором глубоких социальных и духовных перемен в республике. Закономерной тенденцией становится осознание человеком себя в контексте истории своего народа, его ориентация как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы суверенного национального развития. Так, в 1991г. Прошли юбилейные торжества, посвященные гениальному поэту-мыслителю и просветителю Алишеру Навои, превратившиеся в общенародный праздник. Была установлена государственная премия его имени, ко дню юбилейных торжеств был издан сборник его произведений. По инициативе И. Каримова, был основан национальный парк и площадь "Дружба народов имени Алишера Навои", в центре которого высится памятник поэту. В 1994 году прошли юбилейные торжества, посвященные 600-летию со дня рождения великого ученого и мыслителя Мирзо Улугбека. Была открыта выставка в Париже, посвященная М. Улугбеку, по инициативе ЮНЕСКО, что стало доказательством признания его таланта и гениальности в мировом масштабе.

Была проделана огромная работа по восстановлению истины об исторической личности Амира Темура. Важное значение в этом имел указ Президента Республики Узбекистан об объявлении 1996 г. "Годом Амира Темура". Большой вклад в празднование внесло ЮНЕСКО, организовав юбилейные торжества в своей парижской резиденции. Там же были проведены международная конференция под девизом "Процветание, духовность и просветительство во времена правления Темуридов" и выставка, посвященная личности Амира Темура. В Республике был учрежден орден "Амир Темур". Им были награждены города Шахрисабз и Самарканд, где он родился, жил и правил до конца своей жизни. Были восстановлены и реконструированы многие исторические памятники времен Амира Темура, созданы сады, парки и площади, которые носят имя Сахибкирона.

В плане сохранения исторических ценностей и национальных традиций отметим большое значение юбилейных мероприятий великих ученых-мыслителей исламского мира: 1200-летие ат-Термизи, 850-летие Нажмиддина Кубро, 675-летие Бахоуддина Накшбанди, 920-летие Махмуда Замахшари, которые широко отмечались по всему Узбекистану. Юбилеям Бабура, Огахи, Машраба были посвящены многочисленные вечера, семинары, конференции. Проводились торжества в связи с 1000-летием "Алпомыша", 800-летием легендарного полководца Джалолиддина Мангуберди и др.

Под эгидой ЮНЕСКО за годы независимости были отпразднованы 2500 летние юбилеи древнейших городов Бухары, Термеза, Хивы, 2700-летие городов Карши и

1 Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому - требование времени. Т.5. Ташкент: Узбекистон, 1997. С. 107-108.

Шахрисабза, 2750-летие Самарканда, 2250-летие Ташкента и 2000-летие Маргилана. Помимо Узбекистана, юбилеи знаменитых городов отметили также в Париже, на церемониях в штаб-квартире ЮНЕСКО.1

Особую роль в восстановлении духовного наследия играет фонд "Олтин мерос"(3олотое наследие). В советский период национальные и религиозные традиции, обычаи и обряды запрещались, подвергались критике и изгонялись из жизни народов. И только независимость дала возможность их восстановления. Огромным достижением явилось возвращение несправедливо забытого праздника "Навруз", ставшего общенародным праздником. Для привлечения богатых духовных и культурных возможностей исламской религии в дело государственного строительства 7 марта 1992 года был организован Комитет по делам религии при правительстве Республики, были восстановлены священные празднества "Рамазон-хайит" и "Курбон-хайит", которым придан статус общегосударственных праздников, а дни их празднования объявлены выходными днями. Еще одним достижением независимости в нашей стране стало восстановление "Святого хаджа". Созданы условия для участия в религиозных обрядах Хадж и Умра, проводимых в Мекке и Медине. На эти цели из государственного бюджета выделяются значительные суммы. Если ранее ежегодно хадж совершали 3-4 человека, то в период независимости при финансовой поддержке правительства Республики Узбекистан тысячи мусульман совершили хадж в священную Мекку и Медину. Руководство страны придает огромное значение роли ислама в духовном воспитании людей и защите религиозных организаций от случайных лиц. До провозглашения государственной независимости в Узбекистане было 80 мечетей и всего два мусульманских религиозных учебных заведения. Уже к концу 1994 года число мечетей составило 5200, а число мусульманских учебных заведений - 10, готовящих религиозных деятелей различного толка. В 1999 г. были организованы Ташкентский Исламский Университет, Научно-Исследовательский Центр Исламоведения и Академический лицей при Университете.Впервые на современном узбекском языке был издан Коран, четырехтомник хадисов, собранных Имамом Бухари. В республике стал выходить еженедельник «Ислом нури», большими тиражами издается и другая религиозно-нравственная литература. В частности, Священный Коран переиздавался в республике восемь раз, и его тираж достиг 1 млн. экземпляров.

Таким образом, современные изменения в сфере культуры обусловлены, прежде всего, обретением народом Узбекистана политической свободы, активными процессами демократизации, несущими благодатные последствия, особенно значимыми для культурного подъёма и формирования гражданского общества, становления новой духовно-нравственной атмосферы.

Список литературы /References

1. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому - требование времени. Т. 5. Ташкент:

Узбекистан, 1997. С. 107-108.

2. Маматова Я., Сулайманова С. Развитие медиаобразования в Узбекистане.

Учебное пособие. Т.: «Ех^етит-ргеББ», 2015. С. 9.

1 Я. Маматова, С. Сулайманова, Развитие медиаобразования в Узбекистане. Учебное пособие. Т.: «Ех1гетит-рге88», 2015. С. 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.