УДК 94(73:510)"1939/1941"
О.О. Зиновьева
ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ США ПОСЛЕ НАЧАЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ЗИНОВЬЕВА Ольга Олеговна — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.
Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается китайская политика США после начала Второй мировой войны. В период между двумя мировыми войнами политика США в Китае являлась политикой минимальных рисков, поэтому в 1930-е годы. США лишь морально осуждали действия Японии в Азии и не оказывали существенной помощи Китаю. Ситуация изменилась в 1941 году, когда американское правительство взяло курс на оказание экономической и военной помощи правительству Чан Кайши. А после нападения Японии на Перл-Харбор на первое место в китайской политике США выходит координация совместных военных действий союзников в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Тихоокеанском регионе в целом.
США; КИТАЙ; ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»; ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА; ЛЕНД-ЛИЗ; ВОЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
США и Китай входят в число мировых лидеров во многих областях, в том числе и в сфере международной политики, и изучение отношений между этими двумя странами не только на современном этапе, но и в прошлом представляет особый интерес. На протяжении XX столетия американо-китайские отношения складывались по-разному, но во многом зависели от внешнеполитической доктрины, которой придерживались США на том или ином этапе своей истории. Поэтому является актуальным изучение именно политики США в Китае и тех изменений, которым она была подвержена. Несомненно, один из периодов, когда в китайской политике американского правительства произошли очередные перемены, пришелся на начало Второй мировой войны и первые военные годы.
В период между двумя мировыми войнами официальный внешнеполитический курс США в Китае, по сути, ограничивался действиями в рамках доктрины «открытых дверей и равных возможностей», которая, по мнению американской исследовательницы Б. Тачмэн, несмотря на то, что провозглашала защиту независимо-
сти и территориальной целостности Китая, на самом деле означала, что дверь для проникновения в эту страну должна быть открыта в равной степени для всех [1, с. 38]. После окончания Первой мировой войны новый подход США к Азии и Тихоокеанскому региону в целом, закрепленный результатами Вашингтонской конференции 1921—1922 годов, призывал к прекращению военно-морского соперничества с Японией и попыток последней установить господство в Китае, а также к созданию новой системы безопасности, основой для которой послужит сотрудничество между Японией, Великобританией, США и другими державами. Соединенные Штаты выступали против любых экономических монополий других стран в Китае, существование которых не соответствовало доктрине «открытых дверей» [2, с. 10]. Правительство США стремилось использовать международные договоры для того, чтобы сдерживать Японию, сохранять целостность Китая и обеспечивать для всех открытый экономический доступ в эту страну.
Однако политическая нестабильность в Китае и ограниченные возможности США в
этой стране внесли свои коррективы в осуществление внешнеполитического курса. В результате, с одной стороны, в 1920-е годы Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на повторяющиеся акты насилия в отношении американцев и других иностранцев во время революционных и военно-политических событий в Китае [3, с. LXVII], с другой стороны, они брали на себя инициативу для обеспечения своих интересов в беспрепятственном коммерческом проникновении в Китай только тогда, когда политические и дипломатические риски были минимальны [Там же. С. XXXVIII].
В отношениях между США и Японией сложилась ситуация, когда американцы сдерживали захват японцами китайского рынка и в то же самое время наращивали американо-японские экономические связи. Как отмечал в своей монографии Р. Саттер: «В течение 1920-х годов американизации Японии способствовало распространение американских фильмов, потребительских товаров и даже, что более важно, американских политических, экономических и социальных ценностей» [2, с. 10]. Ситуация изменилась в начале 1930-х годов, когда японские политические лидеры переориентировались на военное усиление страны и на установление контроля над рынками и ресурсами стран Азии и европейских колоний в Юго-Восточной Азии.
Реакция США на захват Японией Манчжурии в 1931—1932 годах соответствовала политике минимальных рисков. Р. Саттер отмечал: «Президент Г. Гувер не хотел отвечать силой на агрессию Японии в Манчжурии и предпочел занять нравственную позицию „непризнания" изменений, внесенных японской агрессией» [3, с. LXVШ]. Когда же Япония начала широкомасштабную войну против Китая в 1937 году, Вашингтон выразил ему сочувствие, но конкретная помощь так и не была предоставлена [Там же]. Возможно, что в этом бездействии сыграли свою роль и внутренние проблемы США, которые только начали приходить в себя после экономического кризиса, и отсутствие у американского бизнеса значительных деловых интересов в Китае. По этому поводу Р. Синха писал: «В 1937 году доля Китая в американском экспорте на Дальнем Востоке составляла всего 10 %, а доля Японии — более 53 %. Поэтому американские бизнесмены выступали против
санкций в адрес Японии из-за ее вторжения в Китай» [4, с. 43].
Косвенно об уровне официальных американо-китайских отношений свидетельствуют отрывки из воспоминаний генерал-майора К.Л. Ченнолта — создателя и командира знаменитой группы «Летающие тигры», который с апреля 1937 года находился на службе у китайского правительства. В своих воспоминаниях генерал-майор писал: «Когда я в 1939 году посетил штаб Воздушного корпуса, генерал Арнольд попросил меня прочитать лекцию для своих офицеров о воздушной японо-китайской войне. Потребовался целый час, чтобы отыскать крупномасштабную карту Китая. Однако она была настолько неточной, что мне пришлось карандашом подрисовывать упоминающиеся в лекции пункты и объекты» [5, с. 158—159]. Ченнолт, вернувшийся в конце 1940 года в США, чтобы набрать группу американских летчиков-добровольцев, отмечал: «Лишь немногие американцы видели, что происходит в Европе, где Англия сражалась за свое существование. Дальний Восток был совершенно забыт. Общественное мнение начало постепенно склоняться в сторону оказания помощи Англии. Сотни американцев пересекали канадскую границу, чтобы вступить в Королевские канадские ВВС и сражаться в Европе. Однако идея найти американских добровольцев для войны в Китае казалась фантастической. Буквально все, к кому я обращался, в той или иной форме вежливо давали мне понять, что я сошел с ума» [Там же. С. 157].
Бездействие США поощряло японскую агрессию, но оно имело свои причины. Вот мнение профессора университета города Глазго Р. Синха: «Во-первых, США чувствовали, что, как и любая другая мировая держава, Япония, доказавшая свой статус ранее одержанными победами над Китаем и Россией, имеет право на сферы своего влияния. Во-вторых, подчинение более слабых стран не считалось чем-то безнравственным. В-третьих, многие американцы и европейцы полагали, что Китай слишком отсталый и раздробленный для того, чтобы иметь самоуправление. В-четвертых, у США не было значительных экономических интересов в Китае. И, наконец, в-пятых, американские политики плохо знали политическую ситуацию в Китае» [4, с. 44—45]. По-нашему мнению, по-
мимо этих причин следует учитывать и геополитическое положение США в этом регионе.
До 1941 года Госдепартмент США не рассматривал Китай как важного стратегического партнера, так как в этом регионе сложилась довольно благоприятная геополитическая обстановка. С одной стороны, Соединенным Штатам удавалось не провоцировать усиливавшуюся Японию, а с другой, баланс сил в Восточной Азии хорошо защищал интересы США — на севере Советская Россия и Япония контролировали друг друга, а на юге Великобритания, Франция и Нидерланды поддерживали устойчивый порядок в своих колониях. Американский исследователь П. Варг подчеркивал, что в этот период «некоторые американцы рассматривали Китай как будущий рынок сбыта, поэтому интересовались его внутренними делами, а некоторые считали, что если баланс сил в Восточной Азии будет нарушен, то американские интересы там окажутся под угрозой» [6, с. 1—2]. Что касается неофициального курса, то на неполитическом уровне между США и Китаем были близкие и дружественные отношения, которые развивались в рамках американских миссионерских, гуманитарных и экономических проектов в этой стране.
Ситуация в официальном курсе начала меняться в конце 1940 — 1941 году. Р. Саттер отмечал: «Намерение США помочь Китаю и выступить против Японии окрепло в год, предшествующий вступлению Соединенных Штатов в войну. Тогда же группа американских добровольцев «Летающие тигры» начала обеспечивать противовоздушную оборону районов, контролируемых Гоминьданом, также было утверждено оказание помощи по ленд-лизу для Китая» [3, с. LXVПI]. Однако кардинальные перемены в отношении союзников — США и Великобритании — к Китаю начали происходить после нападения Германии на СССР.
Фактически до начала нацистской агрессии против Советского Союза США и Великобритания в своей внешней политике разделяли войну в Европе и японскую агрессию в Китае. Война в Китае не воспринималась ими как часть мирового военного конфликта. В одной из статей журнала «Amerasia» подчеркивалось, что нападение Германии на СССР «не просто показало, что цели нацистов простираются до берегов Тихого океана, но также включило в
мировую войну миллионы судеб Китая, Индии и других частей Азии. Таким образом, очень быстро сопротивление Китая стало в прямом смысле неотъемлемой частью мирового блока, противостоящего агрессии» [7, с. 239].
В той же статье делался вывод, что «осознание союзниками того факта, что Китай — это не просто театр военных действий, а полноценный партнер в борьбе с агрессией в Тихоокеанском регионе, привело к пониманию союзниками необходимости выполнения ранее данных обещаний об оказании помощи с тем, чтобы в полной мере использовать широкий потенциал мощи Китая» [Там же. С. 242]. Таким образом, в 1941 году произошли изменения не только в отношении США к войне в Китае, но и в официальной политике американского правительства в этой стране. Соединенные Штаты взяли курс на оказание экономической и военной помощи, чтобы можно было использовать прежде всего людские ресурсы Китая и его стратегическое положение.
Одно из первых совещаний, на котором обсуждались поставки в Китай по ленд-лизу, состоялось 27 марта 1941 года в офисе генерала Дж. Бёрнса. На нем присутствовал агент китайского правительства по закупкам — известный китайский политик, дипломат и предприниматель Т. В. Сун (Сун Цзывэнь), которого генерал Дж. Бёрнс подробно расспрашивал о нуждах Китая [8, с. 617—618]. Всего через месяц, 26 апреля, госсекретарь К. Халл направил послу США в Китае Н.Т. Джонсону телеграмму, в которой просил сообщить Чан Кайши, что для Китая были одобрены первые поставки по ленд-лизу [Там же. С. 636]. Уже весной 1941 года началось оказание американской помощи Китаю, несмотря на то что само соглашение о ленд-лизе между США и правительством Чан Кайши было подписано только 2 июня 1942 года.
После нападения Японии на Перл-Хар-бор 7 декабря 1941 года на первое место в китайской политике США вышла организация совместных военных операций против общего врага. 13 декабря президент Ф.Д. Рузвельт обратился к Чан Кайши с просьбой о проведении военной конференции в Чунцине не позднее 17 декабря для координации общих действий. Представители Китая, Великобритании, Нидерландов, США и СССР должны были собраться для разработки предварительного пла-
на совместных военных операций на суше и на море, особенно в Восточной Азии. Кроме того, президент Ф.Д. Рузвельт выражал надежду, что такая конференция положит начало созданию постоянной организации, которая будет координировать совместные действия [9, с. 751—752]. Президент США также подчеркнул, что он «особое внимание уделяет снабжению Китая и делает всё возможное, чтобы его увеличить» [Там же. С. 752]. Обеспечение Китая всем необходимым: вооружением, продовольствием, транспортом, медикаментами — также превратилось в важный элемент китайской политики США.
Таким образом, с началом Второй мировой войны политика США в Китае претерпела существенные изменения. Еще в 1937—1939 годах
в отношении американского правительства к этой стране речь шла только о действиях в рамках доктрины «открытых дверей», о политике минимальных рисков и о моральном осуждении агрессии Японии. Однако 1941 год стал переломным, когда на фоне фактически разгрома Европы Германией США начали осознавать ту важную роль, которую Китай может сыграть в американской военной стратегии и внешнеполитическом курсе. Прежде всего, правительство Соединенных Штатов сосредоточило свое внимание на оказании экономической помощи Китаю, на осуществлении необходимых поставок в эту страну и на координации совместных военных действий союзников в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Тихоокеанском регионе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hichman B.W. Stilwell and the American Experience in China 1911—45. N. Y.: The Macmillan Company, 1971. 621+XV p.
2. Sutter R. The United States in Asia. Lanham; Boulder; N. Y; Toronto; Plymouth (UK), 2009. 303+XV p.
3. Idem. Historical Dictionary of United StatesChina Relations. Lanham; Maryland; Toronto; Oxford, 2006. 239+LXXV p.
4. Sinha R. Sino-American Relations. Mutual Paranoia. Hampshire, N. Y., 2003. 255+XVIII p.
5. Ченнолт К.Л. Путь бойца: американская авиация в войне на Тихом океане. М: ACT : ACT Москва : Транзиткнига, 2006. 555 с.
6. Varg P.A. The Closing ofthe Door. Sino-American Relations, 1936—1946. Michigan State University Press, 1973. 300+X p.
7. Amerasia. A review of America and Asia. N. Y., 1941. Vol. V No. 6.
8. Foreign relations of the United States, 1941. The Far East. U.S. Government Printing Office, 1941. Vol. V. 938+V p. URL: http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/ FRUS.FRUS1941v05 (дата обращения: 10.04.2014).
9. Ibidem. Vol. IV. 1044+IV p. URL: http://digital. library. wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS1941v04 (дата обращения: 10.04.2014).
O.O. Zinoveva
CHANGES IN THE U.S. POLICY IN CHINA AFTER The OUTBREAK OF The SECOND wORLD wAR
ZINOVEVA Olga O. - St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]
The author analyses the changes in Chinese policy of the USA after the outbreak of the Second World War. During the interwar period the U.S. policy in China was the policy of minimal risk therefore in 1930s the USA only morally condemned the Japanese actions in Asia and did not provide substantial assistance to China. In 1941 the situation changed. The USA headed for the rendering of economic and military aid to
China. After the Japanese attack on Pearl Harbor the coordination of joint military operations in East and South-East Asia came out on top in the U.S. policy in China.
THE USA; CHINA; OPEN DOOR POLICY; THE SECOND WORLD WAR; LEND-LEASE; MILITARY COOPERATION.
REFERENCES
1. Tuchman B.W Stilwell and the American Experience in China 1911—45. New York, The Macmillan Company, 1971. 621+XV p.
2. Sutter R. The United States in Asia. Lanham, Boulder, New York, Toronto, Plymouth (UK), 2009. 303+XV p.
3. Sutter R. Historical Dictionary of United StatesChina Relations. Lanham, Maryland, Toronto, Oxford, 2006. 239+LXXV p.
4. Sinha R. Sino-American Relations. Mutual Paranoia. Hampshire, New York, 2003. 255+XVIII p.
5. Chennolt K.L. Put' boytsa: amerikanskaya avia-tsiya v voyne na Tikhom okeane [Way of a Fighter: The U.S. Aircraft in the Pacific War]. Moscow, AST; AST Moskva; Tranzitkniga Publ., 2006. 555 p. (In Russ.).
6. Varg P.A. The Closing of the Door. Sino-Ameri-can Relations, 1936—1946. Michigan State Univ. Press, 1973. 300+X p.
7. Amerasia. A review of America and Asia. New York, 1941. Vol. V, no. 6.
8. Foreign relations of the United States, 1941. The Far East. U.S. Government Printing Office, 1941. Vol. V. 938+V p. Available at: http://digital.library.wisc.edu/1711. dl/FRUS.FRUS1941v05 (accessed 10.04.2014).
9. Foreign relations of the United States, 1941. The Far East. U.S. Government Printing Office, 1941. Vol. IV. 1044+IV p. Available at: http://digital. library.wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS1941v04 (accessed 10.04.2014).
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014