DOI 10.52170/2618-7949_2021_11_63 УДК 796
О. С. Сотникова, Е. В. Климова, О. В. Мазенкова
Изменение уровня физической подготовленности студентов при переходе на дистанционный формат обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
Эпидемиологическая ситуация в мире, возникшая в конце 2019 года, внесла свои коррективы во все сферы жизни населения. Система образования также подверглась значительным изменениям. Существующие образовательные программы оказались абсолютно не адаптированы к сложившимся условиям. Образовательные учреждения столкнулись с большими трудностями, связанными с переходом на новый формат обучения. Особенно тяжело дается в новых условиях освоение практических дисциплин образовательного плана. С началом пандемии студенты лишились возможности посещать спортивные объекты. В создавшихся условиях вынужденного ограничения двигательной активности проблема поддержания здоровья и определенного уровня физической подготовленности студенческой молодежи является наиболее актуальной.
Дистанционный формат обучения прочно обосновался в современном образовании. Но при его реализации необходимо учитывать специфику предмета. Физическая культура, в отличие от других дисциплин, требует определенного подхода, при котором невозможно ограничиться заочным выполнением тестовых заданий.
Цель исследования заключалась в изучении уровня физической подготовленности студентов после перехода на дистанционную форму преподавания дисциплины. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент.
Полученные результаты показали, что дистанционный формат обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» отрицательно отразился на уровне физической подготовленности студентов. Большой процент учащихся не смог справиться со сдачей контрольных нормативов.
Ключевые слова: элективные курсы, контрольные нормативы, физическая культура, физическая подготовленность, здоровье, студенты, дистанционное обучение.
Занятия физической культурой являются жизненно важными для человека. В своей основе физическая культура представляет собой двигательную деятельность в виде упражнений, которые позволяют эффективно формировать физические способности. Физическое развитие тесно связано с укреплением и сохранением здоровья. Если человек активно выполняет разные физические упражнения, то он улучшает свое физическое состояние, которое служит основой для всех остальных сторон человеческой жизни [1, 2].
Программа академической дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» имеет своей целью повышение уровня функциональных и двигательных возможностей студентов, что при дистанционном формате обучения вызывает ряд вопросов [3, 4]. Кроме того, важно получение студентами определенных знаний в области укрепления, сохранения здоровья и работоспособности, организации здорового образа жизни во время учебной и профессиональной деятельности.
Ограничение двигательной активности, непрерывная работа на компьютере, повышенная нагрузка, связанная с увеличением объема домашних заданий, отсутствие возможности лич-
ного общения с преподавателем, качество и количество образовательных ресурсов - все эти факторы затронули физическое и психическое здоровье студентов. Отсутствие полноценных и регулярных занятий физической культурой и спортом при переходе на дистанционный формат обучения в вузе привело к обострению проблемы гиподинамии и, как следствие, понижению уровня физической подготовленности студентов [5, 6].
Анализ многих источников и электронных ресурсов показывает, что даже при высоком уровне развития информационных технологий преподавание физической культуры не имеет готовых решений в формате дистанционного обучения. Перед преподавателями этой дисциплины в период пандемии встала сложная задача - найти решение по реализации образовательной программы в дистанционном формате, ведь она должна быть не менее эффективной, чем при очном обучении [7-11].
Методы и организация исследования
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент.
В исследовании приняли участие студенты Сибирского государственного университета путей сообщения в количестве 600 человек (317 юношей и 283 девушки, обучающихся на разных факультетах, с разной специализацией). Обследование проходило в первом и втором семестре 2019/20 учебного года. Рассматривался уровень физической подготовленности студентов основного отделения. Кроме того, был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Результаты исследования
Основной формой работы со студентами СГУПС, в которую включены 100 % обучающихся очного отделения, на протяжении первых трех лет обучения остаются обязательные учебные занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Первокурсники на академических занятиях занимаются легкой атлетикой, плаванием, общей физической подготовкой и спортивными играми, лыжной подготовкой. Студенты 2-го и 3-го курсов всех направлений подготовки распределяются для занятий тем или иным видом спорта (спортивной специализации) по элективным группам, исходя из собственного выбора и условий спортивной базы вуза. Регулярные очные занятия продолжительностью два академических часа проводятся два раза в неделю. По окончанию семестра студенты сдают тесты физической подготовленности и получают аттестацию по данной дисциплине.
В течение нескольких месяцев второго семестра 2019/20 учебного года занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической
культуре и спорту» для студентов СГУПС проводились в дистанционном режиме. Каждую неделю обучающиеся выполняли практические задания и комплексы физических упражнений, отчет о проделанной работе высылали своему преподавателю. Практические задания включали оценку морфофункцио-нального состояния организма, определение индивидуальной калорийности рациона, дневник самоконтроля и т. д. Для получения зачета необходимо было выполнить практические задания и сдать в формате видеоотчета контрольные нормативы, представленные в таблице.
Для данного исследования были взяты три теста (таблица) для студентов основного отделения, характеризующие силовые показатели организма. Беговые тесты, выполнение которых зависит от резервных возможностей организма (состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, функционального состояния мышц), не предлагались для сдачи ввиду ограничения возможностей в период пандемии и самоизоляции.
На основе полученных отчетов был проведен анализ сдачи студентами контрольных нормативов. Полученные данные показали, что при выполнении женщинами контрольного норматива «планка» (рис. 1, а) в 1-м семестре 93 % девушек получили положительный балл, во 2-м семестре произошло снижение до 52 %.
У юношей (см. рис. 1, б) при выполнении данного норматива также было отмечено ухудшение результатов, что свидетельствует о снижении физической подготовленности студентов.
Контрольные тесты физической подготовленности студентов основного отделения
Упражнение Оценка, баллы
5 4 3 2 1
Мужчины
1. Планка на предплечьях 2 мин 30 с 2 мин 1 мин 30 с 1 мин 30 с
2. Подъем туловища из и. п. лежа на спине, локтями коснуться коленей, лопатками - ковра, ноги закреплены, кол-во раз за 1 мин 55 49 45 38 30
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз 33 30 27 24 20
Женщины
1. Планка на предплечьях 2 мин 30 с 2 мин 1 мин 30 с 1 мин 30 с
2. Подъем туловища из и. п. лежа на спине, локтями коснуться коленей, лопатками - ковра, ноги закреплены, кол-во раз за 1 мин 43 35 32 25 20
3. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях, кол-во раз 18 15 12 11 10
Рис. 1. Результаты сдачи контрольного норматива «планка», 2019/20 учеб. г.: а - женщины; б - мужчины
Анализы результатов сдачи контрольного норматива «подъем туловища из исходного положения лежа на спине за 1 мин» (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что этот тест вызвал затруднения у всего студенческого контингента во 2-м семестре. Стоит отметить, что юношам этот норматив при дистанционном формате обучения давался сложнее, чем девушкам. Положительные оценки за данное испытание в 1-м семестре получили 94 % девушек и 90 % юношей, тогда как во 2-м семестре эти значения понизились до 63 и 64 % соответственно.
Анализируя показатели отжимания с колен у девушек (рис. 3, а), можно отметить, что почти 88 % справились с этим нормативом в 1-м семестре, а во 2-м семестре ситуация ухудшилась - произошло снижение в два раза.
Немного лучше, чем девушки, отжимания сдали юноши (см. рис. 3, б). Смогли показать результат на 3 балла и выше 94 % студентов в 1-м семестре и 65 % во 2-м семестре.
По итогам данного исследования можно сделать вывод о том, что дистанционный формат обучения, вынужденно применяющийся во время пандемии, негативно сказывается на физической подготовленности студентов. Гиподинамия, снижение работоспособности, необходимость проведения большого количества времени в период обучения за компьютером не позволяют студентам улучшить и сохранить свою физическую форму. Поэтому при дистанционном формате обучения следует обращать внимание не только на подготовку и выполнение практических работ, но и на самостоятельные занятия, контроль выполнения и регулярность любых физических упражнений. Комплексный подход к реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе, использование электронных ресурсов, применение профессиональных навыков профессорско-преподавательского состава могут повысить эффективность образовательного процесса в период дистанционного обучения.
а)
б)
Рис. 2. Результаты сдачи контрольного норматива «подъем туловища из исходного положения
лежа на спине за 1 мин», 2019/20 учеб. г.: а - женщины; б - мужчины
а)
б)
Рис. 3. Результаты сдачи контрольного норматива «сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу», 2019/20 учеб. г.: а - женщины; б - мужчины
Библиографический список
1. Архипова Т. Н. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни // Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 2 (6). С. 61-64.
2. Черясова О. Ю., ОнищукМ. А. Физическая культура и спорт в жизни современного общества // Молодой ученый. 2018. № 48. С. 332-336.
3. ГнездиловМ. А. Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 31. С. 686-690. URL: https://e-koncept.ru/2017/970152.htm (дата обращения: 08.09.2021).
4. О необходимости внесения изменений в программу по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения / Е. В. Климова, Я. С. Козиков, О. В. Мухаметова [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160) C. 87-90.
5. Балберова О. В., Степанов В. С., Федосеева А. Р. Мониторинг состояния здоровья студентов как инструмент оценки эффективности формирования у бакалавров компетенций в области здоровьесбереже-ния // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр. Урал. гос. ун-та физ. культуры. Челябинск, 2017. С. 354-357.
6. Ковалева В. В., Осипова Г. Е. Анализ структуры заболеваний студентов медицинских групп НГПУ // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта : сб. материалов Регион. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 1 дек. 2017 г.). Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2017. С. 54-57.
7. Беспалова Н. А. Интерактивные формы для студентов технического вуза по предмету «Физическая культура и спорт» // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессиональном становлении специалистов в области физической культуры и спорта : сб. материалов Нац. науч. -практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 30-летию факультета физ. культуры Новосиб. гос. пед. ун-та (г. Новосибирск, 13 дек. 2019 г.). Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2020. С. 6-11.
8. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А. Г. Кара-сев, О. А. Казакова, Л. А. Иванова, А. М. Данилова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 195-199.
9. Смагин Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). Краснодар : Новация, 2020. С. 31-35.
10. Ханевская Г. В., Наумов А. Г. Современные оздоровительные технологии физической культуры в условиях мировой пандемии // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 111-115.
11. Климова Е. В., Мухаметова О. В. Уровень физической подготовки студентов на дистанционном обучении по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» // Материалы I Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию кафедры «Физическое воспитание и спорт» (Новосибирск, 18 дек. 2020 г.) / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2021. С. 63-67.
O. S. Sotnikova, E. V. Klimova, O. V. Mazenkova
Changes in the Level of Students Physical Fitness due to Transition to the Distance Format of Training in the "Elective Courses in Physical Education and Sport"
Abstract. The epidemiological situation that emerged in the world at the end of 2019 resulted in adjustments in all spheres of public life. The education system has also undergone significant changes. The existing educational programs turned out to be absolutely not adapted to the new circumstances. Educational institutions faced great difficulties associated with the transition to a new format of education. Under the new conditions, it is especially difficult for students to master practical disciplines of the educational plan. With the onset of the pandemic, students were deprived of the opportunity to visit university sports facilities. In the situation of deliberately limited physical activity, the problem of maintaining students' health and a certain level of physical fitness is vital.
The distance learning format has been firmly established in contemporary education. When implementing it, it is necessary to take into account the specifics of the subject. Physical Education, unlike other disciplines, requires a certain approach, in which it is impossible to limit oneself to completing the correspondence test tasks. Therefore, this paper analyzes the level of physical fitness of students during the transition to distance learning.
The purpose of our research is to study the level of physical fitness of students after using the distance form of teaching the discipline "Elective Courses in Physical Education and Sports". The research methods are analysis of literature, pedagogical experiment, systematization, generalization.
The results obtained showed that the distance format in teaching and learning physical education had a negative impact on the level of students' physical fitness. As a result, a significant percentage of students failed to achieve the expected level of fitness and complete standard tests.
Key words: elective courses; control standards; physical education; physical fitness; health; students; distance learning.
Сотникова Ольга Сергеевна - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]
Климова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]
Мазенкова Ольга Валентиновна - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]