Научная статья на тему 'Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями общества'

Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / EFFICIENCY / SOCIAL AND HUMANITARIAN ACHIEVEMENTS / TECHNICAL ACHIEVEMENTS / LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Любовь Викторовна, Голованова Ирина Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что задача повышения эффективности российского высшего образования приобрела особую значимость за последние несколько лет в связи с глобализацией и различными процессами, происходящими в экономике нашей страны. Сегодня перед Россией ставятся задачи по созданию конкурентоспособных преимуществ на мировых рын¬ках в целом и на мировом рынке образовательных услуг в частности. Цель данного исследования – проанализировать научную литературу по теме исследования и сформулировать основные тенденции, наблюдаемые сегодня в высшей школе, где используют современные технические, социогуманитарные достижения. Результаты данного исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого комплекса задач в области повышения эффективности высшего образования. Методологической базой исследования является анализ литературы по проблеме разработки и применения современных технологий обучения в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустина Любовь Викторовна, Голованова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями общества»

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

ART 196003 УДК 378.147

Капустина Любовь Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязыч ной деловой коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный эко номический университет», г. Самара lkap@inbox.ru

Голованова Ирина Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара irgolovanova@yandex.ru

Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями общества

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что задача повышения эффективности российского высшего образования приобрела особую значимость за последние несколько лет в связи с глобализацией и различными процессами, происходящими в экономике нашей страны. Сегодня перед Россией ставятся задачи по созданию конкурентоспособных преимуществ на мировых рынках в целом и на мировом рынке образовательных услуг в частности. Цель данного исследования -проанализировать научную литературу по теме исследования и сформулировать основные тенденции, наблюдаемые сегодня в высшей школе, где используют современные технические, социогуманитарные достижения. Результаты данного исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого комплекса задач в области повышения эффективности высшего образования. Методологической базой исследования является анализ литературы по проблеме разработки и применения современных технологий обучения в высших учебных заведениях. Ключевые слова: высшее образование, социогуманитарные достижения, технические достижения, технология обучения, эффективность. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Актуальность данного исследования обусловлена динамичными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих выпускниках высших учебных заведений, способных самостоятельно выдвигать и решать многоуровневые задачи в нестандартных условиях. Вуз, будучи социокультурным заведением, в зависимости от применяемой профессионально-образовательной программы способен обеспечивать творческое репродуктивное доминирование у выпускников. Таким образом, сама перспектива профессиональной самореализации молодых специалистов ставит перед современными высшими учебными заведениями задачу формирования личности, готовой к творческому осуществлению профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость в разработке особых педагогических технологий, способных обеспечить подготовку специалистов с мобильным знанием, критическим мышлением, умением быстро усваивать новые знания.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

Цель данного исследования - проанализировать научную литературу по теме исследования и сформулировать основные тенденции, наблюдаемые сегодня в высшей школе, при реализации которых используют современные технические, социогу-манитарные достижения.

Результаты исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого ряда задач в области повышения эффективности высшего образования в России.

Методологической базой исследования является анализ литературы по проблеме разработки и применения современных технологий обучения в высших учебных заведениях.

Многие российские исследователи внесли свой неоценимый вклад в решение задач по повышению эффективности обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями.

Так, например, И. А. Васильев считает, что в XXI в. образование является основным элементом на пути к достойному уровню жизни, освоению людьми новых областей деятельности и дальнейшему вхождению в информационное поле. Любое образование, в том числе и высшее, является приоритетным средством внутренних резервов человека и его возможностей в современном мире. А это, в свою очередь, позволяет ему достичь выбранных целей. Поэтому большинству государств и образовательных учреждений приходится менять свои взгляды в сфере предоставления образовательных услуг и дальнейшего создания благоприятных условий для повышения квалификации специалистов [1].

И. А. Чучалин заостряет наше внимание на том, что, к примеру, вследствие повышения показателей, непосредственно связанных с глобализацией, будет увеличиваться мобильность как самих студентов, так и профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений. Это приведет к массовому обновлению профессиональных кадров, работающих в сфере высшего образования. Каждый вуз, претендующий на место в международных рейтингах, будет вынужден провести реорганизацию кадрового образовательного состава, а именно привлечь сотни профессоров и исследователей, использующих в своем арсенале технические и социогума-нитарные достижения современного общества [2].

А. В. Белоцерковский предвосхищает крупные перемены в образовании, суть которых состоит в выходе за пределы передачи предметно-организованного знания. По оценке ученого, главными процессами в образовании станут коммуникация и концепции интеллектуальной деятельности, нацеленные на решение центральных задач [3].

А. В. Болтов, Г. Н. Молотова считают, что информационная трансформация, происходящая сейчас в обществе, - это один из основополагающих элементов, оказывающих непосредственное влияние на область высшего образования. Масштабный прогресс в сфере цифровых технологий привел к тому, что научный труд уже не является уникальной собственностью конкретного ученого, а в последние годы - и конкретного учебного заведения [4].

А. С. Роботов подчеркивает, что для выхода российской высшей школы на международную образовательную арену и повышения ее конкурентоспособности следует адекватно оценить и максимально изучить и применить опыт зарубежных государств, разрабатывая при этом собственную систему образования [5].

На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.

С точки зрения последних технических достижений российского общества, повлиявших на сферу высшего образования, можно выделить активное внедрение ди-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

станционного обучения. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых обучающимся с помощью систематизированной информационно-образовательной среды [6]. В настоящее время данная идея получила мощный толчок в развитии в связи с повсеместным распространением самых современных информационных технологий: сетевых, гипермедийных и мультимедийных. Технология дистанционного обучения включает в себя комплекты («кейсы») специальных учебных пособий, электронную почту, электронные библиотеки, электронные учебники, голосовую почту и системы телекоммуникаций [7]. На данный момент мы можем смело заявлять, что обучающий больше не является главным и единственным источником и носителем новых знаний, каким он был ранее, до широкого внедрения новых информационных технологий в обществе в целом и в обучении в частности. Обучаемый приобрел значительно больше самостоятельности при добывании и усвоении новых знаний, что придало процессу обучения новые черты, заставило стимулировать активность самого субъекта познания, его самомотивацию к деятельности и ответственность за результаты [8]. Актуальные методики обучения, базирующиеся на активных и самостоятельных способах приобретения знаний, и работа с цифровым и информационным материалом вытесняют такие традиционные способы обучения, как демонстрационные и иллюстративно-объяснительные, ориентированные на коллективное восприятие информации [9].

Таким образом, одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного российского общества органично привело к внедрению средств новейших информационных технологий в методику образования, ориентированную на осуществление психолого-педагогических стратегий обучения и воспитания. Эта процедура побуждает преподавателя российского высшего учебного заведения на реализацию следующих неотъемлемых условий:

- изменение в сторону усовершенствования методологии и выбора информационного наполнения, методов и организационных форм обучения и воспитания с целью надлежащего развития личности студента в современном обществе;

- разработка методических программ обучения, ориентированных на формирование интеллектуального потенциала обучаемого, включающего самостоятельный навык в приобретении новых знаний, ведении экспериментально-исследовательской и информационно-учебной деятельности по обработке информации;

- внедрение и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки степени знаний студентов высших учебных заведений [10].

Однако следует заметить, что у такой технологии обучения есть и определенные недостатки. Главный из них состоит в том, что обучение ведется без реального общения с преподавателем, что может существенно снизить его воспитательный потенциал, так как непосредственная коммуникация педагога и студента не может быть заменена никаким электронным устройством [11].

С точки зрения социогуманитарных достижений нам представляется обоснованным выделить инновационные возможности преподавания, хорошо себя зарекомендовавшие в практике учебно-воспитательной деятельности в высшей российской школе, - игровые способы обучения. Игровые технологии позволяют получать знания и одновременно формировать профессионально-практические умения и навыки у студентов. В практике преподавания широко используются ролевые, деловые, компьютерные игры и т. п. [12, 13]

Довольно распространена в высшей школе деловая игра. Именно она посредством игровых технологий моделирует ту или иную ситуацию будущей профессио-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

нальной деятельности выпускника вуза, включая создание характерных для этой деятельности профессиональных отношений. Иными словами, в ходе деловой игры обучающиеся, и это важно, приобщаются к анализу и решению практических задач, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшем на практике. Следует подчеркнуть, что одновременно с предметно-профессиональными знаниями студент приобретает социально-психологическую направленность на будущую профессию.

Отдельно следует упомянуть и такую закрепившуюся и неплохо себя зарекомендовавшую в последнее время в вузовской практике форму обучения, как проблемное обучение [14]. Его содержание предусматривает последовательную постановку обучающимся учебно-практических задач, в процессе решения которых он не только овладевает теоретическими знаниями, но и приобретает необходимые профессионально-деловые навыки по осуществлению профессиональной деятельности [15]. Основополагающий момент проблемного преподнесения нового учебного материала заключается в том, что преподаватель вовлекает обучающегося в конкретную профессиональную ситуацию, характеризующуюся пониманием того факта, что разрешить ее невозможно лишь с помощью уже имеющихся у обучающегося знаний и ранее приобретенных способов ведения деятельности. И такие проблемные ситуации могут быть абсолютно различными как по содержанию, так и по уровню сложности представленных в них учебных и практических задач. Именно данный способ обучения позволяет преподавателю через разнообразные ситуации подводить обучающихся к учебному и/или практическому противоречию и предлагать последним найти способ его разрешения через призму различных позиций при рассмотрении ситуаций.

Преподавание - процесс творческий, вбирающий в себя лучшие научные достижения общества. Поэтому список инновационных образовательных технологий в высшей школе будет только расширяться, чтобы обучение в российских высших учебных заведениях шло в ногу со временем. Главное, чтобы инновации были направлены на подготовку компетентного специалиста с учетом технических и социогуманитарных достижений общества. При реализации инновационных технологий в образовании педагогу следует осмыслить их цели и содержание, а также использовать их для формирования профессиональных компетенций выпускника высшей школы.

Результаты данного исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого комплекса задач в области повышения эффективности российского высшего профессионального образования и могут быть полезны педагогам, методистам, профессорско-преподавательскому составу и студентам высших учебных заведений.

Ссылки на источники

1. Васильев И. А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. - 2013. - № 5. - С. 103-120.

2. Чучалин И. А., Петровская Т. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 3-10.

3. Белоцерковский А. В. К вопросу о рейтингах и рангах // Высшее образование в России. - 2014. -№ 1. - С. 3-10.

4. Болтов А. В., Молотова Г. Н. О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ // Высшее образование в России. - 2016. - № 11. - С. 5-16.

5. Роботов А. С. Неоднозначные процессы в педагогике высшей школы// Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 47-54.

6. Данильченко В. М. Дистанционное образование как средство развития глобального образования // Информатика и образование. - 2014. - № 3. - С. 15.

7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2012. - С. 122.

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - С. 84.

9. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 2007.

10. Сергеева Т. А., Кузнецов А. А. Компьютерная программа // Информатика и образование. - 2006. - № 2.

11. Князева М. Д. Инновации в высшем образовании. - М.: Акад. естествознания, 2016. - С. 62.

12. Глухов Г. В., Ермакова Ю. Д., Капустина Л. В. Формирование толерантности профессионального иноязычного общения при помощи кросс-культурных деловых игр в Самарском государственном экономическом университете // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 41-49.

13. Голованова И. С., Капустина Л. В., Куликова Н. В. Деловые игры в формировании профессиональной кросс-культурной компетенции будущих экономистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. - С. 21-30. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186014.htm.

14. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный и исторический аспекты. - М., 2013. - С. 124.

15. Пикалов Д. В. Дистанционное образование в Ставропольском государственном университете: задачи и перспективы // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - № 12. - С. 41.

Lyubov Kapustina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics and Foreign Business Communication Chair, Samara State University of Economics, Samara lkap@inbox.ru Irina Golovanova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Linguistics and Foreign Business Communication

Chair, Samara State University of Economics, Samara

irgolovanova@yandex.ru

Changing the technology of education in Russian higher education in accordance with technical and socio-humanitarian achievements of modern society

Abstract. This paper is rather urgent because the task of increasing the efficiency of Russian higher education has acquired particular significance over the past few years due to globalization and various processes occurring in our economy. Today, Russia faces the challenges of creating competitive advantages both in world markets and in the global market for educational services in particular. The purpose of this study is to analyze the scientific literature on the research problem and to highlight the main trends observed today in higher education. The results of this research contribute to the further solution of a whole range of problems in the field of improving the efficiency of higher education. The methodological basis of the study is the analysis of the literature on the problem of the development and application of modern learning technologies in higher educational institutions.

Key words: higher education, social and humanitarian achievements, technical achievements, learning technology, efficiency. References

1. Vasil'ev, I. A. (2013). "Kachestvennoe obrazovanie - determinanta prirosta intellektual'nogo potenciala strany", Obrazovanie i nauka, № 5, pp. 103-120 (in Russian).

2. Chuchalin, I. A. & Petrovskaya, T. S. (2013). "Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya pri realizacii programm prikladnogo bakalavriata", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 3-10 (in Russian).

3. Belocerkovskij, A. V. (2014). "K voprosu o rejtingah i rangah", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 1, pp. 310 (in Russian).

4. Boltov, A. V. & Molotova, G. N. (2016). "O novom konceptual'nom podhode k vyboru luchshih obrazovatel'nyh program", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 11, pp. 5-16 (in Russian).

5. Robotov, A. S. (2014). "Neodnoznachnye processy v pedagogike vysshej shkoly", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 47-54 (in Russian).

6. Danil'chenko, V. M. (2014). "Distancionnoe obrazovanie kak sredstvo razvitiya global'nogo obrazovaniya", Informatika i obrazovanie, № 3, p. 15 (in Russian).

7. Kolechenko, A. K. (2012). Ehnciklopediya pedagogicheskih tekhnologij: posobie dlya prepodavatelej, KARO, St. Petersburg, p. 122 (in Russian).

8. Hutorskoj, A. V. (2016). Pedagogicheskaya innovatika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved, Izd. centr "Akademiya", Moscow, p. 84 (in Russian).

9. Robert, I. V. (2007). Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii, Shkola-Press, Moscow (in Russian).

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

Капустина Л. В., Голованова И. С. Изменение технологий обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и со-циогуманитарными достижениями общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2019/196003. htm.

10. Sergeeva, T. A. & Kuznecov, A. A. (2006). "Komp'yuternaya programma", Informatika i obrazovanie, № 2 (in Russian).

11. Knyazeva, M. D. (2016). Innovacii v vysshem obrazovanii, Akad. estestvoznaniya, Moscow, p. 62 (in Russian).

12. Gluhov, G. V., Ermakova, Yu. D. & Kapustina, L. V. (2015). "Formirovanie tolerantnosti professional'nogo inoyazychnogo obshcheniya pri pomoshchi kross-kul'turnyh delovyh igr v Samarskom gosudarstvennom ehkonomicheskom universitete", Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki, № 1 (25), pp. 41-49 (in Russian).

13. Golovanova, I. S., Kapustina, L. V. & Kulikova, N. V. (2018). "Delovye igry v formirovanii professional'noj kross-kul'turnoj kompetencii budushchih ehkonomistov", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № V2, pp. 21-30. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186014.htm (in Russian).

14. Gur'eva, L. P. (2013). Psihologicheskie posledstviya komp'yuterizacii: funkcional'nyj i istoricheskij aspekty, Moscow, p. 124 (in Russian).

15. Pikalov, D. V. (2004). "Distancionnoe obrazovanie v Stavropol'skom gosudarstvennom universitete: zadachi i perspektivy", Distancionnoe i virtual'noe obuchenie, № 12, p. 41 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

KG HLierrr

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 12.10.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.10.18

Принята к публикации Accepted for publication 26.10.18 Опубликована Published 18.01.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Капустина Л. В., Голованова И. С., 2019

www.e-koncept.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.