помимо общего интереса к музыкальному направлению, способствовал технический, математический склад ума. И деятельность, прямо противоположная основному направлению в развитии школьника, вызывала у него еще большую заинтересованность и внимание. Кроме того, школьник не только изучал новое для себя направление, но и отдыхал от загруженности основной дисциплиной.
Таким образом, по результатам эксперимента, мы пришли к определению творческих способностей как одного из факторов интеллектуально развитой личности, стремящейся к самоусовершенствованию.
Список литературы:
1. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М: Академия, 2002. 208 с.
2. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
3. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН, 1979. 37 с.
4. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студентов муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова; под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 384 с.
5. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. Под ред. Д.В. Ушакова. М: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
6. Хан С. Весь мир - школа. Преобразованное образование. М.: Классика XXI, 2015. 176 с.
Матущак Олеся Сергеевна,
аспирант Российской государственной специализированной академии искусств, член Союза художников России, Московского Союза художников, Товарищества живописцев, Международного художественного фонда, e-mail: [email protected].
Изменение сюжетов русской живописи под влиянием художников -педагогов Императорской Академии художеств
Аннотация. В статье рассматривается становление и формирование методов преподавания в русской Императорской Академии художеств. Особое внимание уделяется возникновению идеи «национального русского» искусства. Исследуются педагогические методы И.Н. Крамского, деятельность Н.П. Крымова в связи с возникновением тональной школы живописи.
Ключевые слова: изобразительное искусство, живопись, русская живопись, художественная педагогика, методы преподавания изобразительного искусства.
Актуальность темы данного исследования обусловлена назревшей необходимостью изучения исторических методов преподавания
изобразительного искусства на материале русской живописи XVIII - первой половины XX веков как значительного явления в русской художественной культуре. Рассмотрим эту проблему в историко-художественном контексте.
Создание Императорской Академии художеств и заимствование методов преподавания. Императорская Академия художеств (1757 - 1918) была основана Петром I и просуществовала до его упразднения правительством РСФСР.
Незадолго до своей кончины Петр I подписал указ «об академии в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Таким образом, после смерти Петра возникло художественное отделение Академии наук.
К середине XVIII века один из основателей Академии Иван Иванович Шувалов (русский государственный деятель, основатель Московского университета и Академии художеств) представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трех знатнейших художеств академию». Он предложил открыть ее в Москве, при задуманном им университете. Академия была учреждена в Санкт-Петербурге, хотя первые шесть лет числилась при Московском университете.
Учебное заведение размещалось в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 года здесь началось преподавание. Личные средства Шувалова помогли сразу высоко поднять авторитет Академии, от Елизаветы Петровны Академии предоставлялось всего шесть тысяч рублей в год. Шувалов пригласил из -за границы педагогов - художников из Франции и Германии, подарил Академии свою художественную коллекцию, которая размещалась некоторое время в особняке Шувалова, положил начало академической библиотеке и музею, набрал первых учеников. Надлежащая организация Академии стала возможной со вступлением в нее русского архитектора Александра Филлиповича Кокоринова. Шувалов и Кокоринов считаются основателями Академии.
В первые годы деятельности учебный курс составлял девять лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры. С 1760 году лучших выпускников стали отправлять на стажировку за границу на казенные средства.
В 1764 году Екатерина II утвердила Устав и штаты Академии художеств, бюджет учебного учреждения был увеличен до 60 тысяч рублей.
С 1764 по 1817 годы продолжалось строительство для Академии специального здания, отделка интерьеров затянулась до 1817 года, здание расположено на Васильевском острове, Университетская набережная,17, архитекторы Ж.Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов.
Процесс обучения. Курс обучения для художников всех специальностей делился на пять разрядов, или классов. Низшей пятой ступенью обучения было рисование орнаментов и оригинальных голов (копирование «оригиналов») (маски и орнаменты), в четвертом разряде копировали с «оригинальных фигур», в двух следующих - с гипсовых голов и фигур, после всего вышеперечисленного художники допускались в первый высший разряд -натурный класс. Два низших разряда составляли Воспитательное училище, три
высших собственно Академию художеств. С переходом в Академию начиналась специализация по классам живописи, скульптуры и гравирования. В учебном заведении много внимания уделяли общеобразовательным предметам: астрономия, иностранные языки, география, мифология, история. В каждом разряде учились три года, поэтому и прием в воспитательное училище осуществлялся раз в три года. В низший пятый разряд принимались мальчики пяти - шестилетнего возраста. Поэтому, как правило, полный курс обучения составлял пятнадцать лет. Позже, с начала XIX века, в училище поступали в возрасте восемь - девять лет, и срок обучения составлял двенадцать лет.
Академизм. С 1800 года Академию возглавлял богатый меценат Александр Сергеевич Строганов (русский государственный деятель, президент Императорской Академии художеств.) В этот период появились медальерный и реставрационный классы, в качестве вольноприходящих слушателей в Академию стали допускать крепостных. Молодых художников посылали за границу.
В 1812 году Академию причислили к министерству народного просвещения. (Министерство народного просвещения - центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки). Алексей Николаевич Оленин - президент Академии в 1817 году издал «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств в 1764-1829 гг.» Эстетика и академизм - основные тенденции при Оленине.
Финансовое положение Академии упрочилось после ее передачи в ведение министерства императорского двора, государственного органа Российской империи, занимавшийся обеспечением деятельности императорского двора и выполнявшей ряд других функций, которому кроме Академии художеств подчинялось также Московское художественное общество. Увеличившиеся средства позволили более регулярно отправлять пансионеров за границу.
Пансионером мог стать лучший ученик, окончивший курс Императорской Академии художеств в России с Большой золотой медалью. Выпускник получал содержание на время дополнительного совершенствования, как правило, за границей.
Первыми пансионерами считаются архитектор Василий Иванович Баженов (1760, Париж) и художник Антон Павлович Лосенко (1760, Париж и Рим), архитектор Иван Егорович Старов (1762, Париж и Рим). Устав Академии с правилами о пансионерах датируется 1764 годом. В XVIII веке пансион выплачивали три года, в XIX веке срок увеличили до шести лет. Исторические живописцы, скульпторы и архитекторы обычно проводили весь срок за границей, жанровые художники, баталисты и пейзажисты обычно проводили три года за рубежом, а еще три путешествовали по России. С 1893 года, после реформы Академии, живописцы и скульпторы были пансионерами в течение четырех лет, а архитекторы, граверы и пейзажисты - двух. Пансионеры освобождались от воинской повинности.
Императорское общество поощрения художеств также выплачивало пансион.
Общество было создано группой меценатов (И.А. Гагарин, П.А. Кикин, А.И. Дмитриев-Мамонов) для содействия образованию художников, развитию художественных познаний и изящных искусств. В 1821 году Л.И. Киль и Ф.Ф. Шуберт составили «Основные правила для руководства к деятельности Общества поощрения художников». Данные правила легли в основу Устава, утвержденного в 1833 году Николаем I. На пансион общества за границей совершенствовались К.П. Брюллов и А.П. Брюллов (1822), А.А. Иванов (1827)
В 1843 году было закрыто Воспитательное училище. В 1830 году Константин Андреевич Тон создал проекты новых интерьеров Тициановского и Рафаэлевского залов.
В 1859 году был создан новый устав Академии, в ней существовало два отделения: живопись и скульптура и архитектура. Вводится преподавание химии физики и математики для архитекторов. Художник, получивший Первую золотую медаль, мог быть послан за границу. Господствовала иерархия жанров. Главным считался исторический жанр: могли быть предложены сюжеты из таких произведений как «Илиада» Гомера, библия, «Метаморфозы» Овидия; древнерусские полотна базировались на раннем этапе классицизма на трех главных изданиях - «Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале словенского народа, о первых киевских князьях и о житии...великого князя Владимирами о его наследниках.до царя.Феодора Алексиевича...» [5-изд., 1762], «Древняя российская история ...» Михаила Ломоносова (1766), «История российская.» Михаила Щербатова (1770-1771)[1].
Передвижники. Отказ от классицизма и переход к национальному искусству. В 1850 - 1860 годах в противовес классическому академическому направлению в искусстве, которое прививала Петербургская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. За образец в этот период в Академии берется Римское искусство, произведения Пуссена рекомендуют для живописцев. Все это далеко от жизни и природы России, а в Академии получают образование талантливые люди разных сословий.
В 1863 году четырнадцать выдающихся художников (Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, Ф.С. Журавлев, К.В. Лемох, А.К. Григорьев, М.И. Песков, В.П. Крейтан, Н.В. Петров), претендовавших на первую золотую медаль, подали прошение в совет Академии о замене написания картины на обязательный сюжет «Пир бога Одина в Валгалле» на свободное задание. Художник сам выбирает тему. Это были уже сложившиеся художники, каждому из них было около тридцати лет, и каждый вынашивал в душе картину, которую хотел бы написать. «Одна тема для четырнадцати художников была бы большою несправедливостью и представляла бы почти лотерейною удачу, тем счастливцам, чьи симпатии совпали бы с задачей. Например, на теме фантастической провалились бы все реалисты; на драме оказались бы слабыми таланты чистой пластики и красоты внешней формы; на
теме исторической провалились бы все жанристы и т.д., а между тем, предоставляя каждому выражать себя свободно, работать над собственной темой, совет имел бы возможность судить о целой личности художника и человека и мог бы вполне определить его достоинства» [3]. Молодые художники «мечтали о создании русской национальной школы живописи» [там же].
Совет Академии отказал. После отказа художники покинули Академию и организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», затем по инициативе Григория Григорьевича Мясоедова в Москве было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923) [2], к которому присоединились и некоторые члены артели. После появления передвижников новое искусство развивается так же, как передовая русская литература и музыка, что положило начало возникновению русского национального искусства.
Художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков воспитал поколение блестящих художников: это В. И. Суриков, В.М. Васнецов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель. После принятия в 1893 году нового устава преподавание велось художниками-реалистами - И.Е. Репиным, И.И. Шишкиным, А.И. Куинджи, В.Е. Маковским.
Предпосылки возникновения национального искусства. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в Крымской войне 1853 -1856 годов, смерть императора Николая I, осуществление отмены крепостного права взошедшим на престол Александром II (1855-1888) и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.
Публикации в литературных журналах широко обсуждалось обществом. Философ и писатель Н.Г. Чернышевский писал, что искусство ценно именно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями», его цель -«руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни».
Бытовой жанр в живописи передвижников. В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни. В то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы.
Репин в книге «Далекое-близкое» [3] пишет, что сложносочиненная композиционная картина, для которой пишутся этюды, потеряла свою значимость, и на первый план начинают выходить уже в начале XX века -начало новой школы - «куски картин» - этюды; этюдная живая портретность (Серов) («Голова Зины Якунчиковой» писалась два месяца, а выглядит так, как будто написана в два-три дня); или «незаконченные» на взгляд поверхностного зрителя картины «Коронация Николая II»: автор как бы остановился там, где посчитал, что картина окончена, и это ее не ухудшило, автор показал зрителю свою точку зрения. В картинах: жизнь настроение и красота пластическая [там же].
Молодой Серов учился у Репина. Серов писал этюды из всех окон квартиры Репина.
Первая картина Серова - пролет моста на Москве-реке. Серов делал этюды по заданию Репина, учил правильному тональному решению и передаче материи предмета: этюды с калачом, черным хлебом и кувшином, предметы одного тона; этюд с ятаганом и черепом; этюд широкими кистями: виноград в медном тазике для варенья. Репин пишет: «Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти: я всегда преследовал суть: тело так тело» [там же].
Репин в свою очередь в юности в период обучения в Рисовальной школе общества поощрения художников находился под огромным влиянием своего педагога И.Н. Крамского, преподававшего там в 1863-1868 годах Репина волновали не только живописные пристрастия учителя, но и его общественные убеждения: идея национального русского искусства и необходимости реализма в живописи.
В этот период необыкновенное впечатление производят на Репина религиозные взгляды Крамского: в первую встречу на квартире педагога, Крамской рассказывает Репину об «искушении жизни», под влиянием Крамского Репин задумал картину «Искушение Христа в пустыне» [там же]. Религиозный перелом в морально-философском мышлении был создан Крамским. Драматические переживания Христа получают в его произведениях глубоко жизненную психологическую интерпретацию, что оказывает на Репина огромное воздействие. Крамской говорил Репину о высокой общественной роли художника, о реализме в искусстве, о «моральной сущности национального русского искусства».
(Репин приносил свои рисунки после экзаменов в Академии Крамскому, который точно указывал на малейшие недостатки, даже не видя оригинала, а академические профессора пропускали эти ошибки).
Живопись и новаторство Н.П. Крымова. Наибольшее развитие сюжетов «состояний», этюдных сюжетов русская живопись получила уже в первой половине XX века: выдающийся русский живописец Н.П. Крымов создал замечательную школу художников - новаторов-реалистов.
Крымов, развивая тему этюдов (состояний), пишет картины уже верные по тону и основную роль играет состояние природы, освещенность, время дня; он, не порывая с «изобразительными традициями предшествующего столетия, органически соединил их с достижениями новой эпохи» [4]. Художники, оказавшие влияние на творчество Крымова, - И.Е. Репин, В.А. Серов, И.И. Левитан, К.А. Коровин.
В 1926 году Крымов формулирует знаменитую теорию «общего тона» в живописи. Не цвет, а тон, т.е. сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагает использовать огонек свечи или спички. Художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в Х!Х веке понимание живописи.
Н.П. Крымов считал, «что самое важное для живописца - это умение передать в произведении общее состояние среды». [4, т. 1]. Надо не только создать композицию: жанровую сцену, пейзаж, натюрморт, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы «все было цельно, все соответствовало своим местам, а главное - «угадать» общий тон, общую светосилу, выражающую конкретное состояние природы. Эти положения наглядно демонстрирует таблица «Изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток» (1934, Государственная Третьяковская Галерея). Таблица -живописное полотно, разделенное на девять прямоугольников с одним и тем же пейзажем: домик и пейзаж, написанный в разные часы суток, при разной погоде. Хотя в последнем пейзаже окно светится, в первом оно кажется довольно темным, написано окно одной и той же краской. «Таблица служила Крымову не только наглядным пособием в его преподавательской деятельности, но и убедительным аргументом в пользу его тональной теории» [там же].
Таким образом, становится очевидным, что рассмотренные методы создания живописных работ требуют досконального изучения, так как они актуальны для практики современных художников и педагогов ИЗО. Также нас может интересовать система обучения, практические методы композиционного построения: вырезание силуэтов с последующей перестановкой и компоновкой, использование отвеса при рисунке, метод разбора по тону и т.д.
Список литературы:
1. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003. 320 с.
2. Николай Троицкий. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. 398 с.
3. Репин И.Е. Далекое-близкое. Воспоминания. Захаров, 2002. 400 с.
4. Порто И.Б. Николай Крымов. Живопись, графика, театр. Серия «Искусство ХХ! века». В 2 тт. М., 2009. 576 с.
Мирзоев Евгений Бахлулович,
кандидат исторических наук, доцент; место работы: ГБОУ Городской методический центр Департамента образования г. Москвы.
Арка Галерия в Фессалониках. Проблема сасанидского влияния
Аннотация. В статье анализируется ряд общих черт в композиции арки императора Галерия в Фессалониках и триумфальных рельефов шаханшаха династии Сасанидов Шапура I. Анализ общих черт римского и сасанидских памятников приводит автора к выводу о сознательном заимствовании скульпторами Галерия ряда сюжетов и элементов композиции сасанидских памятников. Автор рассматривает эти особенности арки Галерия как проявление идеологического противостояния между двумя империями.