Научная статья на тему 'Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России в перспективе'

Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России в перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ВВП / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТЕХНОЛОГИИ / SMALL BUSINESS / RUSSIA / TURKEY / GDP / EXPORTS / IMPORTS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахтамышева Мадина Хизировна

Автор рассматривает проблемы развития экономики России: отсутствие модернизации производства, преобладание в импорте России готовой продукции, а в экспорте сырьевых ресурсов, чрезмерную зависимость благосостояния страны от цены на углеводородные ресурсы. Одним из возможных путей развития экономики автор считает развитие малого бизнеса как источника увеличения и качественного улучшения валового внутреннего продукта страны. В качестве примера страны с успешным развитием малого бизнеса приводится Турция. Автор рассматривает меры, предпринятые Турцией для развития своей экономики. Автор сравнивает импорта и экспорта России и Турции, откуда становятся лучше видны сильные стороны экономики Турции, такие как фокусированность на экспорте конкурентоспособной продукции и инвестиционных товаров. Автор отмечает большой неиспользованный потенциал малого бизнеса в доле валового внутреннего продукта России. Отмечая положительный опыт Турции в данной сфере, автор предлагает меры по предоставлению малому и среднему бизнесу возможности получить высокотехнологичное оборудование для развития не только сферы услуг, но и сферы промышленного производства. Автор также отмечает проблемы, которые могут помешать осуществлению данных мер, но в то же время подчеркивает, что данный способ может являться основным лишь в отношении малого и среднего бизнеса, а не всей экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахтамышева Мадина Хизировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers that the problems of Russia''s economic development are the lack of modernization, the predominance of Russian imports of finished products and exports over raw materials, excessive dependence on the welfare of the country prices for hydrocarbon resources. One possible way of economic development the author considers is development of small businesses as a source of increase and qualitative improvement of the gross domestic product. As an example of a country with a successful small business, development given is Turkey. The author considers the measures taken by Turkey to develop its economy. The author compares the import and export of Russia and Turkey, from becoming more visible strengths of the Turkish economy, such as focusing on the export of competitive products and investment goods. The author notes a large untapped potential for small businesses at a fraction of the gross domestic product of Russia. While author notes the positive experience of Turkey in this field, the author also proposes measures to provide small and medium business opportunities with high-tech equipment for the development of not only services, but also the sphere of industrial production. The author also notes the problems that may hinder the implementation of these measures, but at the same time emphasizes that this method may be the principal only in respect of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России в перспективе»

УДК 330.341.424

Тахтамышева Мадина Хизировна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1 Ассистент кафедры «Макроэкономика» Кандидат экономических наук [email protected]

Аннотация. Автор рассматривает проблемы развития экономики России: отсутствие модернизации производства, преобладание в импорте России готовой продукции, а в экспорте - сырьевых ресурсов, чрезмерную зависимость благосостояния страны от цены на углеводородные ресурсы. Одним из возможных путей развития экономики автор считает развитие малого бизнеса как источника увеличения и качественного улучшения валового внутреннего продукта страны. В качестве примера страны с успешным развитием малого бизнеса приводится Турция. Автор рассматривает меры, предпринятые Турцией для развития своей экономики. Автор сравнивает импорта и экспорта России и Турции, откуда становятся лучше видны сильные стороны экономики Турции, такие как фокусированность на экспорте конкурентоспособной продукции и инвестиционных товаров. Автор отмечает большой неиспользованный потенциал малого бизнеса в доле валового внутреннего продукта России. Отмечая положительный опыт Турции в данной сфере, автор предлагает меры по предоставлению малому и среднему бизнесу возможности получить высокотехнологичное оборудование для развития не только сферы услуг, но и сферы промышленного производства. Автор также отмечает проблемы, которые могут помешать осуществлению данных мер, но в то же время подчеркивает, что данный способ может являться основным лишь в отношении малого и среднего бизнеса, а не всей экономики в целом.

Ключевые слова: малый бизнес; Россия; Турция; ВВП; экспорт; импорт; технологии.

1125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, 337

Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России

в перспективе

Вступление России в ВТО было самым длительным и болезненным процессом в истории существования Всемирной торговой организации. Переговоры длились годами и, наконец, страна официально с августа 2012 года стала полноправным членом этой действительно всемирной организации. Шаг, безусловно, положительный, так как в этой организации состоят практически все высокоразвитые страны и успешно функционирует большинство развивающихся экономик мира. Однако сложности и негативные факторы, сопутствующие новым условиям и требованиям еще не вполне осознаны российскими предпринимателями и правительственными органами. По крайней мере, заметные сдвиги в структуре экономики в последние годы не наблюдаются. Топливно-энергетический комплекс продолжает играть ведущую роль в формировании бюджета страны, и его продукция остается основным видом экспорта не только в высокоразвитые страны, но и обеспечивает сырьем развивающиеся экономики мира. Эта картина не меняется и в нынешнем 2013 году. Так, основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья в январе 2013 года составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 78,7% (в январе 2012 года - 76,5%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2013 года приходилось 48,8% (в январе 2012 года - 50,6%). Основными торговыми партнерами России в январе 2013 года среди стран дальнего зарубежья были Китай, товарооборот с которым составил 6,1 млрд долларов (+3,0% к январю 2012 года), Нидерланды - 5,5 млрд (-8,9%), Германия - 4,7 млрд (-5,4%), Италия - 3,7 млрд (+22,8%), Турция - 2,7 млрд долларов (-2,9%) [1].

Как видно из приведенных данных, товарооборот с развивающимися странами - Китаем и Турцией по группе промышленных товаров не отстает от объема товарооборота европейских стран, то есть группа развивающихся стран также экспортирует в Россию готовые изделия промышленности и продукцию сельского хозяйства. Необходимо отметить, что технологическое отставание России от стран Запада имеет давнюю историю, и импорт высокотехнологичной продукции воспринимается российскими потребителями как традиционная форма торговых отношений. Однако огромный поток довольно качественной и относительно дешевой продукции развивающихся стран радикально изменил структуру импорта в пользу новых экономик. Этому безусловно способствует довольно низкий жизненный уровень основной массы населения России, у которой потребительские вкусы часто формируются исходя из покупательской способности и бюджета семьи. Поэтому главное конкурентное преимущество развивающихся стран - низкая цена при довольно приемлемых потребительских свойствах товаров, реализуется в последние годы с ускорением. Рецессия, наблюдающаяся в Еврозоне, слабые показатели США и Японии стали дополнительным препятствием освоения внутреннего российского рынка этой группой стран. Однако наибольшую тревогу в плане конкурентоспособности для российской экономики вызывают товары развивающихся стран, в которых была проведена технологическая революция, где активно продолжают осваивать технологические новинки, наступая на пятки странам-разработчикам современных технологий. Известно, что широкомасштабное освоение новых технологий довольно длительный и сложный процесс, требующий огромных усилий со стороны государства и бизнеса, многомиллиардных вложений и благоприятного инвестиционного климата. Даже при наличии в стране этих основных составляющих успеха получение первых ощутимых результатов может растянуться на годы. Между тем ситуация на мировом энергетическом рынке имеет тенденцию к ухудшению доходности от продажи углеводородов, связанного с ожидаемым в ближайшие годы значительным снижением цен на энергоносители. Такие прогнозы обусловлены большим вниманием стран-поставщиков энергоносителей к расширению объемов добычи и разведки запасов нефти и газа. По последним данным мировыми лидерами по подтвержденным запасам нефти являются Венесуэла (296 млрд барр.), Саудовская Аравия (265 млрд барр.), Канада (175 млрд барр.) и Иран (151 млрд барр.) [1], но главным определяющим фактором грядущих лет станет сланцевая

революция в США- основном мировом потребителе углеводородов- благодаря которой ведущая страна мировой экономики может превратиться в экспортеров черного золота. Между тем нефтяные запасы России составляют всего примерно 5,5% мирового - около 8 млрд. тонн, и вопрос об исчерпании ресурсов при нынешних темпах добычи (0.7 млн. тонн в день) может появиться на повестке дня в ближайшие десятилетия [1]. Эти десятилетия и являются для России последним шансом в технологическом броске за быстро развивающимися экономиками. Если страна не уложится в оставшиеся сроки, экспорт может сократиться в разы при более низких ценах, и нечем будет платить за импорт готовых изделий из развивающихся стран и высокотехнологичных западных стран и Японии. Для совершения технологических революций в различных отраслях промышленности необходимо изучать опыт других наиболее успешных экономик развивающихся стран. К числу таких стран можно отнести Китай и соседнюю Турцию. Масштабы китайской экономики и специфика ее социально-экономической политики затрудняют проведение сравнительного анализа и использование опыта модернизации экономики. Вместе с тем более открытая экономическая политика Турции позволяет проследить эффективность тех или иных структурных преобразований в сфере услуг, промышленности, аграрном секторе. Особенно ценен опыт привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из развитых стран, в первую очередь ЕС.

По результатам исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации за 2012 г. Турция по условиям ведения бизнеса занимает 71 место среди 183 стран по условиям ведения бизнеса (годом ранее страна занимала 73 место). Для сравнения, Россия в том же рейтинге находится на 120 месте [3].

При этом согласно последнему докладу «Глобальная конкурентоспособность 20122013» международной неправительственной организации «Всемирный экономический форум» по индексу конкурентоспособности стран мира Турция улучшила показатель и переместилась с 59-го на 43-е место (для сравнения, Иран - на 66-м месте, Россия - на 67-м, Мексика - 53-м, Германия - 6-м и США - 7-м месте) [2].

Отсталая аграрная Турция за период с 1980 года превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся экономик мира. Аграрный сектор, который ранее доминировал, был существенно преобразован, сформировалась фактически заново крупная промышленность наряду с сектором услуг, прежде всего банковских, коммуникационных, медицинских и туристических. Благодаря реализации структурных преобразований и успешной макроэкономической политике экономика Турции стала одной из самых быстроразвивающихся в мире и за последние десять лет добилась выдающихся результатов, став одной из 15 мощнейших экономик в мире и шестой в Европе. Среднегодовой реальный рост ВВП за последние десять лет составил 5,2 процента. Дефицит бюджета сократился с 10 % от ВВП до менее чем 3 % от ВВП [1]. По прогнозу ОЭСР, в 2012-2017 годах это государство будет отличаться самыми высокими темпами развития среди участниц указанной организации: среднегодовой прирост ВВП Турции составит 6,7%.

Для освоения новых технологий и, по существу, создания новых отраслей промышленности турецкое правительство смирилось с торговым дефицитом с европейскими странами, длительное время ввозя в страну технологическое оборудование, налаживая производство новых товаров, успешно конкурирующих на международном рынке. При этом модернизация осуществлялась и продолжает осуществляться за счет прямых иностранных инвестиций из ЕС и часто сопровождается передачей технологий и «ноу-хау. При этом пристальное внимание уделяется созданию благоприятного климата для развития бизнеса с точки зрения налогообложения. По данным, приведенным в отчете за 2011 год по налоговой статистике международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития, самые низкие налоги зафиксированы в Турции и Мексике.

Благодаря достигнутым успехам экспорт готовой продукции позволил Турции в последние годы несколько сбалансировать объемы импорта и экспорта со странами ЕС, хотя до настоящего времени ситуация кардинально не изменилась. Модель развития экономики Турции во многом напоминает европейскую, когда при отсутствии больших сырьевых ресурсов (особенно углеводородов) главные акценты делаются на переработку ввозимого сырья и производство потребительских товаров, оборудования и пр. Единственное отличие турецкой модели от европейской заключается в огромных масштабах туристического бизнеса, который на две трети формирует ВВП страны.

Блестящие результаты, достигнутые Турцией в последние десятилетия, наталкивают на мысль о целесообразности использования отдельных аспектов этого опыта для российской экономики, разумеется, пропустив его через призму особенностей структуры, предысторию развития и ситуации, сложившейся в последние годы, связанной нефтегазовой зависимостью.

Вопрос о необходимости модернизации отечественной промышленности стал притчей во языцех, однако никто не предлагает действенных и эффективных мер для «коренного перелома» в борьбе за выживание России как экономически развитой страны с современной экономикой.

Последние разоблачения коррупционеров в высших кругах властных структур показывают катастрофические размеры хищений и взяточничества, соизмеримых с ВВП страны. Огромные финансовые ресурсы, которые могли быть вложенными в модернизацию экономики, уходят из страны. Борьба с широкомасштабной коррупцией продолжается, она будет сложной и длительной. Страна не может ждать ее успешного завершения и затем приниматься за модернизацию. Необходимо научиться развивать экономику и в условиях коррумпированности чиновничества и их подельников.

Среди главных проблем, мешающие государству строить дороги, социально значимые объекты, крупные народно-хозяйственные объекты, а также оказывать помощь малому и среднему бизнесу повсеместно выделяются хищения финансовых средств и секвестрование субсидий в виде «откатов». Между тем, малый и средний бизнес в сфере производства в нашей стране далек от той роли, которую он играет в экономике развитых стран (а теперь и развивающихся экономик). 15 ноября 2012 года на встрече с руководством предпринимательской организации "ОПОРА России" президент РФ Владимир Путин заявил: -«Необходимо повышать вклад малого и среднего бизнеса в объем ВВП в России... Количество малых и средних предприятий у нас растет, но еще этот уровень далек от того, на котором он должен был бы находиться, имея в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой вклад малых и средних предприятий в общую копилку ВВП больше, чем у нас» Президент напомнил, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России - порядка 21 -22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае - уже 60 с лишним процентов». Учитывая создавшееся положение на поддержку малого и среднего бизнеса в России за последние 3 года выделено 124,5 млрд. рублей и в 2013-2015 годах планируется выделить регионам из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей [4].

Незначительная доля вклада рассматриваемой группы предприятий в ВВП страны свидетельствует о больших резервах этой сферы деятельности для подъема экономики в ближайшие годы, учитывая небольшие временные рамки создания и высокую мобильность малых и средних предприятий в освоении новых видов производств и технологий.

К сожалению, в России малый бизнес нашел наибольшее распространение в сфере услуг, а в сфере производства находится на начальном этапе развития. Так, по статистическим данным на начало 2013 года в структуре российского малого бизнеса лидирует торговля и ремонт авто

и др. бытовых изделий, занимая почти треть рынка малого бизнеса, за ними идут операции с недвижимостью и строительство, охватывая в сумме более 30% малых предприятий [4].

Такое положение объясняется несколькими причинами. В первую очередь, отсутствием начального капитала у потенциальных предпринимателей, которые в девяностые годы не могли путем приватизации создать малые предприятия, как это сделали предприятия сферы услуг, поскольку государственные промышленные предприятия в подавляющем большинстве представляли собой гигантские объекты и не могли служить технологической основой для создания малых предприятий с законченным производственным циклом, который обеспечивал бы изготовление готовой продукции для потребителей. Более того, большинство заводов выпускало военную продукцию, морально устаревшее оборудование, оснастка которых не позволяли без крупных капитальных вложений перейти к производству товаров народного потребления путем конверсии.

В то же время малый и средний бизнес в сфере услуг получил широкое распространение, так как этот вид бизнеса не требует больших затрат на оборудование и технологии, а приватизация позволила быстро трансформировать государственные предприятия в частные на тех же производственных площадях. Однако и здесь не все гладко. 3 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 243-ФЗ, вдвое увеличивший для индивидуальных предпринимателей страховые взносы (35 664 рубля вместо 17 208 рублей в год). Вследствие принятия этого закона за последние три месяца более 200 тыс. индивидуальных предпринимателей вышли из бизнеса. Если быть точным, то к концу 2012-го в Едином государственном реестре их числилось 4 млн., на 1 февраля 2013 года осталось только 3,8 млн.[4]. Последствия принятого закона очевидны и в ближайшее время правительством будут, видимо, приняты меры по исправлению сложившегося положения в налогообложении данной категории предприятий. На наш взгляд, наибольшую сложность представляет выполнение задачи по изменению структуры малого и среднего бизнеса в пользу производственной сферы с учетом того, что государство готово отдать приоритет им в инвестировании на льготных условиях за счет части средств, получаемых от продажи углеводородов. Парадоксально, но здесь может быть полезен российский опыт по оказанию помощи жителям, пострадавшим от стихийных бедствий и пожаров, когда вместо выдачи субсидий для населения строятся новые дома. Конечно, и здесь умудряются мошенники «удешевить» жилища за счет применения некачественных материалов и технологий. Однако воровство строителей доказать гораздо легче, чем выявить денежные «откаты» чиновникам.

По опыту Турции в короткий исторический срок малый и средний бизнес способен совершить крупномасштабный рывок в модернизации экономики, но для развития этой сферы деятельности кроме огромных финансовых вложений необходимо приобретение комплектов оборудования с завершенным технологическим циклом, предназначенных для изготовления высокотехнологичных изделий в различных отраслях промышленности. Турция решила эту проблему за счет особых отношений со странами Европы, инвестиции которых материализовались в виде крупномасштабных поставок оборудования и машин [4].

Для инвестирования этого крупномасштабного проекта за счет вырученных средств от продажи углеводородов в России необходимо создать государственный орган с привлечением экспертов и представителей предпринимательства для разработки государственной программы по импорту оборудования и технологий для малого и среднего бизнеса. На конкурсной основе эти малые производства могут быть распределены среди наиболее квалифицированных и опытных специалистов и предпринимателей на льготных условиях, вплоть до бесплатной приватизации, если в течение определенного времени будет налажено производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Естественно, в сложившихся коррупционных условиях не избежать злоупотреблений, но в конечном итоге эти предприятия

окажутся в руках наиболее способных предпринимателей, которые смогут наладить производство и реализацию товаров на мировом уровне, а, следовательно, обеспечить готовыми изделиями страну и способствовать выходу отечественной продукции на международные рынки.

Предложенный сценарий развития малого и среднего бизнеса в производственной сфере представляется чрезвычайно сложным в реализации и требует огромных усилий со стороны государства по организации поставок оборудования и машин, действительно необходимых для развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Опыт приобретения Россией импортного дорогостоящего медицинского оборудования и связанные с ними злоупотребления показывают, что подобные поставки должны быть производиться под жестким общественным и государственным контролем на всех этапах. Право получения оборудования и малых производств должны иметь квалифицированные специалисты и предприниматели на конкурсной основе. Конкурсы должны проходить гласно на принципах организации тендеров с привлечением интернет сообщества и признанных экспертов в соответствующих отраслях экономики, представителей РСПП. Возможно, потребуется ввести в первые годы (3-5 лет) для новых предприятий налоговые льготы, вплоть до освобождения от всех видов налогов.

Естественно, что на данном этапе невозможно предусмотреть все меры, которые обеспечат успешность предлагаемого проекта. Ошибочность и неэффективность тех или иных промежуточных шагов обнаружатся на более поздних этапах реализации, если отслеживать дорожную карту непрерывно. Для минимизации потерь необходимо вносить коррективы в способы и методы достижения оптимальных результатов.

Данный проект представляет собой принудительное инвестирование экономики за счет государственных средств, контролируемых представителями государства. Примеров такого подхода в отечественной истории нет, хотя отдельные элементы можно найти в столыпинских реформах по освоению Сибири и восточных областей российской империи. Ясно одно, что необходимо сделать первые пробные шаги в данном направлении в небольших масштабах в виде эксперимента, положительный опыт которого следует распространить на последующие крупномасштабные шаги в различных отраслях экономики. Не следует ожидать быстрой отдачи для экономики страны, но важнейшим достижением будет освоение новых технологий и техники с вовлечением в производственный процесс высокопрофессиональных кадров и современных менеджеров. Для новых предприятий главной проблемой будет конкурентная борьба с зарубежными производителями, которые после вступления России в ВТО становятся главным препятствием модернизации экономики страны в сфере производства. Предлагаемый путь модернизации экономики за счет малого и среднего бизнеса не является основным для экономики страны, но может быть подспорьем в освоении новых технологий в ближайшие годы.

В заключение следует отметить, что в целом для страны крупномасштабная модернизация возможна при создании современных крупных высокотехнологичных промышленных объектов, успешное функционирование которых обусловлено комплексом известных благоприятных условий, в первую очередь, налогообложения, инвестиционного климата и ведения бизнеса. В этой связи чрезвычайно полезен приведенный выше опыт модернизации экономики нашего ближайшего соседа-Турции. Результаты не заставят себя ждать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2013 года Электронный ресурс //Федеральная таможенная служба России URL http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=artide&id=18884> 2014-&catid=53:2011-01 -24-16-29-43 &Itemid= 1981(дата обращения 02.04.2014)

2. Планы Ирака по росту добычи пока не опасны для цен на нефть Электронный ресурс// Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» URL http://quote.rbc.ru/topnews/2013/03/18/33906684.html (дата обращения 20.04.2014)

3. Запасы, производство и потребление нефти по странам мира Электронный ресурс E-report - мировая экономика и мировые рынки URL http://www.ereport.ru/articles/commod/oilcount.htm(дата обращения 21.02.2014)

4. Легкость ведения бизнеса в Турции Электронный ресурс// Проект «Ведение бизнеса» , Всемирный Банк

5. URL http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/turkey (дата обращения 17.01.2014)

6. Klaus Schwab The Global Competitiveness Report 2012-2013: Full Data Edition The World Economy Forum URL http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (дата обращения 18.01.2014)

7. Экономика Турции Электронный ресурс //Интернет портал webeconomy.ru URL http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=223&type=news& p=3&newsid=1392 (дата обращения 16.01.2014)

8. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна - Путин Информационное агентство «Финмаркет» Электронный ресурс URL http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3129845(дата обращения 05.11.2013)

9. Владимир Буев. Сбились со счету Точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП не удалось. Российская газета http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html (дата обращения 06.12.2013)

10. Карпова Наталья Статистика малого бизнеса России 2012 Электронный ресурс Союз молодых предпринимателей http://smp-partner.ru/all_news/statistika_malogo_biznesa_rossii_2012/ (дата обращения 16.10.2013)

11. Никита Аронов Мир Малого бизнеса близок к краху Информационный портал «Мир новостей»- Электронный ресурс URL http://mirnov.ru/rubriki-novostey/27-glavnaya-tema/1975-poslednij -vzdokh-malogo-biznesa-2 (дата обращения 25.09.2013)

12. Масумова Н.Р.Турция в международном движении капитала «Мировое и национальное хозяйство», Издание МГИМО (У) МИД России №3(22), 2012.

Рецензент: Орехов Владимир Иванович, заведующий кафедрой экономики, д.э.н., НОУ «Институт Управления и Права».

Madina Takhtamysheva

FSFEI of HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow [email protected]

Change of structure of small and medium business as potential of modernization of economy of Russia in the short term

Abstract. The author considers that the problems of Russia's economic development are the lack of modernization, the predominance of Russian imports of finished products and exports over raw materials, excessive dependence on the welfare of the country prices for hydrocarbon resources. One possible way of economic development the author considers is development of small businesses as a source of increase and qualitative improvement of the gross domestic product. As an example of a country with a successful small business, development given is Turkey. The author considers the measures taken by Turkey to develop its economy. The author compares the import and export of Russia and Turkey, from becoming more visible strengths of the Turkish economy, such as focusing on the export of competitive products and investment goods. The author notes a large untapped potential for small businesses at a fraction of the gross domestic product of Russia. While author notes the positive experience of Turkey in this field, the author also proposes measures to provide small and medium business opportunities with high-tech equipment for the development of not only services, but also the sphere of industrial production. The author also notes the problems that may hinder the implementation of these measures, but at the same time emphasizes that this method may be the principal only in respect of small and medium-sized businesses.

Keywords: small business; Russia; Turkey; GDP; exports; imports; technology.

REFERENCES

1. Eksport-import vazhneyshikh tovarov za yanvar'-dekabr' 2013 goda Elektronnyy resurs //Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossii URL http://www.customs.ru/in-dex2.php?option=com_content&view=article&id=18884:-2014-&catid=53:2011-01-24-16-29-43&Itemid=1981(data obrashcheniya 02.04.2014)

2. Plany Iraka po rostu dobychi poka ne opasny dlya tsen na neft' Elektronnyy resurs// Informatsionnoe agentstvo «RosBiznesKonsalting» URL http://quote.rbc.ru/topnews/2013/03/18/33906684.html (data obrashcheniya 20.04.2014)

3. Zapasy, proizvodstvo i potreblenie nefti po stranam mira Elektronnyy resurs E-report -mirovaya ekonomika i mirovye rynki URL http://www.ereport.ru/articles/commod/oil-count.htm(data obrashcheniya 21.02.2014)

4. Legkost' vedeniya biznesa v Turtsii Elektronnyy resurs// Proekt «Vedenie biznesa» , Vsemirnyy Bank

5. URL http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/turkey (data obrashcheniya 17.01.2014)

6. Klaus Schwab The Global Competitiveness Report 2012-2013: Full Data Edition The World Economy Forum URL http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompeti-tivenessReport_2012-13.pdf (data obrashcheniya 18.01.2014)

7. Ekonomika Turtsii Elektronnyy resurs //Internet portal webeconomy.ru URL http://www.webeconomy.ru/in-

dex.php?page=cat&cat=mcat&mcat=223&type=news&p=3&newsid=1392 (data obrashcheniya 16.01.2014)

8. Dolya malogo i srednego biznesa v VVP Rossii nedostatochna - Putin Informatsionnoe agentstvo «Finmarket» Elektronnyy resurs URL http://www.finmar-ket.ru/z/nws/news.asp?id=3129845(data obrashcheniya 05.11.2013)

9. Vladimir Buev. Sbilis' so schetu Tochno opredelit' dolyu malogo i srednego biznesa v VVP ne udalos'. Rossiyskaya gazeta http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html (data obrashcheniya 06.12.2013)

10. Karpova Natal'ya Statistika malogo biznesa Rossii 2012 Elektronnyy resurs Soyuz mo-lodykh predprinimateley http://smp-partner.ru/all_news/statis-tika_malogo_biznesa_rossii_2012/ (data obrashcheniya 16.10.2013)

11. Nikita Aronov Mir Malogo biznesa blizok k krakhu Informatsionnyy portal «Mir novostey»- Elektronnyy resurs URL http://mirnov.ru/rubriki-novostey/27-glavnaya-tema/1975-poslednij-vzdokh-malogo-biznesa-2 (data obrashcheniya 25.09.2013)

12. Masumova N.R.Turtsiya v mezhdunarodnom dvizhenii kapitala «Mirovoe i natsion-al'noe khozyaystvo», Izdanie MGIMO (U) MID Rossii №3(22), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.