3. Kobrinsky, M.E., Grigorov, A.V. and Ensen M. (2016), The socio-organizational structure and ways of optimizing the management of sports reserves and sport of high achievements, Minsk.
4. Lubysheva, L.I. (1992), The concept of the formation ofphysical culture and sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2018
УДК 796.012.2
ИЗМЕНЕНИЕ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЗЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Андрей Валентинович Гусаров, преподаватель, Надежда Евгеньевна Ерешко,
старший преподаватель, Подольский спортивно-социальный институт (НОУ ВПО ПССИ), г. Подольск; Владимир Леонидович Ростовцев, доктор биологических наук, профессор, Федеральный научный центр Физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г Москва; Сергей Викторович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Подольский спортивно-социальный институт (ПССИ), г. Подольск; Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва; Мария Алексеевна Назарова, начальник,
Подольское отделение областного центра сопровождения замещающих семей
Московского государственного областного университета (МГОУ), Подольск
Аннотация
В статье рассматривается использование стабилометрических тестов для оценки влияния статических упражнений на показатели, характеризующие стабильность позы: положение проекции общего центра масс тела (ОЦМТ), скорость перемещения и площадь статокинезиограммы.
Ключевые слова: статические позы, стабилометрия, проекция на плоскость общего центра массы тела (ОЦМТ), скорость перемещения, площадь статокинезиограммы.
CHANGES IN STABILOMETRIC CHARACTERISTICS OF POSES UNDER INFLUENCE OF STATIC EXERCISES
Andrew Valentinovich Gusarov, the teacher, Nadezhda Evgenievna Ereshko, the senior teacher, Podolsk Sports and Social Institute; Vladimir Leonidovich Rostovtsev, the doctor of biological sciences, professor, Federal Research Center of Physical Culture and Sports, Moscow; Sergey Viktorovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Podolsk Sports and Social Institute; Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Maria Alekseevna Naza-rova, the head, Podolsk branch of the regional center for support of substitute families of the Moscow State Regional University, Podolsk
Annotation
The article considers the use of the stabilometric tests for evaluating the effect of static exercises on the indicators characterizing stability of posture: the position of the projection of the common center of mass of the body, the moving speed and the size of statokinesigram.
Keywords: static posture, stabilometry, common centre of mass of body projection, speed of movement, area of statokinesigram.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена проблемой широкого распространения функциональных нарушений осанки среди учащихся общеобразовательных учреждений [7]. Для противодействия этой негативной тенденции разработано и предлагается к использованию большое число методик, как встроенных в образовательный процесс [7], так и в виде дополнительных занятий лечебной физической культуры (ЛФК) [1, 6]. Основным средством
воздействия данных методик, дающим лечебно-оздоровительный эффект, являются физические упражнения, влияющие, в том числе, и на тонус скелетной мускулатуры.
Влияние мышечного тонуса на статику и динамику опорно-двигательного аппарата (ОДА) несомненно [2]. Выполняя различные физические упражнения, изменяющие тоническую активность мышцы (а, следовательно, длину и упругость мышечного волокна), возможно оказывать управляемое воздействие на биомеханические характеристики ОДА в целом, в том числе - и на стабилометрические характеристики позы.
Статические упражнения, взятые из арсенала оздоровительной гимнастики йоги, пилатеса, стретчинга, неоднократно применялись в лечебно-оздоровительных, коррекци-онных занятиях лечебной физической культуры (ЛФК) [1, 6], являлись предметом научно-исследовательской работы [3, 4].
Гипотеза: предполагается, что асимметричные статические упражнения, вызывающие изменение тонуса мышц, участвующих в удержании позы, способны вызвать контролируемое смещение ОЦМТ во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
Объект исследования: процесс проведения занятий лечебной физической культуры (ЛФК).
Предмет исследования: статические упражнения, как часть процесса лечебной физической культуры (ЛФК), направленные на восстановление баланса проекции ОЦМТ во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогический эксперимент, тестирование с использованием стабилометрической платформы МБН, анализ методами математической статистики.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагогический эксперимент проводился на базе НОУ ВПО ПССИ (г. Подольск). В эксперименте принимали участие 10 студентов 1-2 курсов НОУ ВПО ПССИ в возрасте 16-18 лет. Испытуемые проходили тестирование с использованием стабиломет-рической платформы дважды: перед проведением эксперимента и сразу после его окончания. Тестирование проводилось с соблюдением необхо-, ,, димых требований Г91, в европейской
Рисунок 1 - Статическая поза, используемая в эксперименте г
стойке, с открытыми глазами, в течение 51 секунды. Участникам эксперимента предлагалась выполнить позу, представленную на рисунке 1 и удерживать ее 45 секунд.
Выбор опорной ноги определялся по результатам первого тестирования. Предполагалась возможность вызвать смещение ОЦМТ назад и в сторону безопорной ноги. Соответственно: участники эксперимента, имеющие смещение ОЦМТ вправо во фронтальной плоскости, в качестве опорной ноги использовали правую ногу, а участники, имеющие смещение ОЦМТ влево во фронтальной плоскости, в качестве опорной ноги использовали левую ногу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, представлены в таблице 1.
Участники эксперимента под номерами 1, 2, 4, 5, 8 (выделены в таблице жирным шрифтом) - имели смещение проекции ОЦМТ вправо относительно начала координат и выполняли упражнение с левой безопорной ногой. Участники эксперимента под номерами
3, 6, 7, 9, 10 - имели смещение проекции ОЦМТ влево относительно начала координат и выполняли упражнение с правой безопорной ногой.
Таблица 1 - Данные стабилометрических тестов. X -положение во фронтальной плоскости, У - положение в сагиттальной плоскости, V - скорость перемещения, 8 - площадь статокинезиограммы, сред - среднее арифметическое значение, с - среднеквадратическое отклонение; индексы: 1 - до, 2 - после выполнения позы. Пояснения к таблице даны в тексте.
№ участника Х(мм) У(мм) V(мм/с) 8 (мм2)
Х1 Х2 У1 У2 V! V2 в2
1 1,75 2,71 -64,86 -65,74 8,69 7,27 39,04 57,16
2 5,32 -0,79 -51,07 -83,69 11,28 12,14 100,55 65,56
3 -29,94 -1,86 -69,61 -92,07 10,38 10,26 111,78 170,94
4 5,41 -9,96 -60,65 -68,27 11,86 12,78 147,25 366,36
5 5,83 -12,57 -57,31 -84,45 7,49 7,76 46,17 182,67
6 -7,13 -23,31 -89,77 -91,36 13,95 13,66 130,47 96,19
7 -14,38 3,11 -83,26 -96,72 8,40 6,69 73,10 71,84
8 4,51 -7,33 -86,99 -73,35 10,94 12,67 68,41 87,00
9 -18,79 -19,45 -65,25 -80,88 9,61 11,78 103,17 175,79
10 -31,25 4,24 -69,16 -76,52 27,32 23,17 199,07 160,81
сред. -7,87 -6,52 -69,79 -81,31 11,99 11,82 101,90 143,43
±с 14,07 9,20 12,29 9,84 5,41 4,47 46,28 87,97
Данные, полученные в ходе стабилометрических тестов, имеют нормальное распределение. При анализе методами математической статистики использовались ^критерий Стьюдента для связных выборок и Т-критерий Вилкоксона [8]. Результат исследования представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ методами математической статистики. X -положение во фронтальной плоскости, У - положение в сагиттальной плоскости, V - скорость перемещения, 8 - площадь статокинезиограммы, * - степень достоверности 0,05 для ^критерия Стьюдента (1эмп > Ъкрит, 1крит0,05 =2,26 при п=10), ** - степень достоверности 0,05 для Т-критерия Вилкоксона
Критерий X У V 8
^критерий Стьюдента 2,4* 2,6* 0,3 1,6
Т-критерий Вилкоксона 9** 6** 27 16
Так как по ходу эксперимента выполнялись разные варианты выполнения упражнения (правая или левая безопорная нога), при расчете коэффициентов у участников под номерами 3, 6, 7, 9, 10 были изменены знаки положения проекции ОЦМТ во фронтальной плоскости на противоположные (зеркально), дабы показать направление смещения в сторону безопорной ноги. Предполагается, что подобное смещение проекции ОЦМТ вызвало некоторое повышение тонуса мышц задней поверхности бедра и большой ягодичной мышцы, возникшее в результате удержания статической позы.
ВЫВОДЫ
Применение асимметрической позы, тестируемой в ходе проведения эксперимента, способно вызвать направленное смещение ОЦМТ назад и в сторону безопорной ноги в краткосрочной перспективе с высокой степенью достоверности 0,05. Тестируемое статическое упражнение не оказывает существенного влияния на изменения показателей скорости перемещения и площади статокинезиограммы в краткосрочной перспективе.
Данные эксперимента использовались авторами для написания учебно-методического пособия «Использование корригирующих упражнений с непредельной статической нагрузкой в процессе физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений, имеющих II группу здоровья (нарушение осанки)». В данном пособии изложены методические рекомендации к применению статических поз и особенности их выполнения [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликова, Ж. А. Упражнения хатха-йоги как средство коррекционной деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Беликова Жанна Анатольевна. - Белгород, 2012. - 22 с.
2. Васильева, Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека. / Л.Ф. Васильева. - Иваново : МИК, 1996. - 112 с.
3. Влияние статических упражнений с прогибом на тонус скелетной мускулатуры при занятиях оздоровительной физической культурой с женщинами среднего возраста 30-40 лет / А.В. Гусаров, Н.Е. Ерешко, А.С. Махов, С.В. Клименко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2016. - №10 (140). - С. 51-57.
4. Исследование влияния статических упражнений с пассивным прогибом на тонус пара-вертебральной мускулатуры / А.В. Гусаров, Н.Е. Ерешко, М.В. Яшарова, А.С. Махов, С.В. Клименко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 48-53.
5. Использование корригирующих упражнений с непредельной статической нагрузкой в процессе физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений, имеющих II группу здоровья (нарушение осанки) : учебно-методическое пособие / А.В. Гусаров, Н.Е Ерешко, И.М. Тараров, С.В. Клименко, В.Л. Ростовцев, А.С. Махов. - М. : ОнтоПринт, 2018. - 48 с.
6. Иванова, О. В. Методика лечебной гимнастики для детей 11-13 лет, имеющих грудной сколиоз 2 степени, на основе средств, методов и внутренней техники хатха-йоги : автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Иванова Ольга Вячеславовна. - Малаховка, 2009. - 25 с.
7. Пенькова, И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Пенькова Ирина Витальевна. - Омск, 1997. - 164 с.
8. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий : учебное пособие / П.К. Петров ; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2013. - 179 с.
9. Скворцов, Д.В. Стабилометрическое исследование / Д.В. Скворцов. - М. : Маска, 2010.
- 176 с.
REFERENCES
1. Belikova, J.A. (2012), The exercises of hatha yoga as a means of corrective spinal deformation of students of special medical groups with impaired posture, dissertation, Belgorod.
2. Vasilyeva, L. F. (1996), Visual diagnosis of disorders of the statics and dynamics of the musculoskeletal system of man, MICK, Ivanovo.
3. Gusarov, A.V., Ereshko, N.E., Makhov, A.S. and Klimenko, S.V. (2016), "The effect of static exercise with a deflection in the tone of skeletal muscles when engaging in physical culture with middle-aged women 30-40 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 140, No. 10, pp. 51-57.
4. Gusarov, A.V., Ereshko, N.E., Yasharova, M.V., Makhov, A.S. and Klimenko S.V. (2016), "Research of influence of static exercises with a passive deflection on a tonus of the paravertebral muscles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 141, No. 11, pp. 48-53.
5. Gusarov, A.V., Ereshko, N.E, Tararov, I.M., Rostovtsev V. L, Makhov, A.S. and Klimenko S.V. (2018), Use corrective exercises with unsaturated static load in process ofphysical education of students of secondary and higher education institutions with IIgroup of health (posture): textbook, Ontoprint, Moscow.
6. Ivanova, O. V. (2009), Methods of therapeutic exercises for children 11-13 years old with thoracic scoliosis of 2 degrees, on the basis of the tools, techniques and internal techniques of Hatha yoga, dissertation, Malakhovka.
7. Penkova, I.V. (1997), Prevention ofpostural disorders of children ofprimary school age, dissertation, Omsk.
8. Petrov, P.K. (2013), Mathematical and statistical processing and graphical representation of the results of educational research using information technology: textbook, Udmurt state University, Izhevsk.
9. Skvortsov, D.V. (2010), Stabilometric study, Mask, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.07.2018