УДК 338
А. И. Азарова
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ЦЕНЫ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
К 2040 году с ростом численности населения и удвоением ВВП во всех странах мира спрос на энергоносители вырастет примерно на 30 процентов по сравнению с 2010 г.; в развивающихся странах рост спроса составит почти 60 процентов.
Определенную долю рынка завоевывают виды топлива с меньшим содержанием углерода, в частности, природный газ, в то время как спрос на уголь, достигнув максимального уровня, начинает, впервые в современной истории, снижаться.
К 2040 г. 30 процентов мирового объема добычи газа будет приходиться на сланцевый газ и другие нетрадиционные запасы газа.
Ключевые слова: цены на энергоносители, мировая экономика, российская экономика, добыча газа, сланцевый газ.
Потребность в надежных и доступных по цене энергоносителях существует всегда и в любой стране. Удовлетворение этой потребности требует умения строить долгосрочные планы, за которым должны следовать огромные инвестиции и годы работы по строительству инфраструктуры для добычи и доставки энергоносителей и продукции нефтехимии. Оно также требует постоянного анализа и решения комплекса задач по ликвидации технических, финансовых, геополитических и экологических рисков, возникающих в нашем постоянно изменяющемся мире.
Развитие нефтегазовой отрасли в 2011 году сопровождалось высокими ценами на нефть и стабильным ростом мирового спроса на энергоносители. Согласно результатам исследования компании Exxon Mobil, к 2040 году он увеличится до 30 % в странах, входящих в Организацию экономического содействия и развития (ОЭСР), включая Северную Америку и Европу, и до 60% в других странах. Увеличивается доля нетрадиционных источников получения углеводородов, таких как
залежи сланца. На нефть и газ будет приходиться 60 % всех энергоносителей. Какие перспективы ожидают нефтегазовый бизнес России в предстоящем году?
Полагаясь на позитивные прогнозы динамики спроса на углеводороды, большинство нефтегазовых компаний планируют расширить свой портфель профильных активов и готовятся инвестировать в запасы и разработку месторождений. В качестве основного источника финансирования будут использоваться в большей степени собственные средства компаний. В операционной деятельности основными областями для развития являются повышение эффективности работы подрядчиков и оптимизация материально-технического обеспечения. В финансовой деятельности -ожидания от налогового и ценового регулирования компаний. Какие проблемы стоят перед российскими нефтянниками и газовиками?
Системный кризис, из которого мировая экономика не вышла до сих пор, по характеру и модели отличается от предыдущих. Его проблемы и истоки носят иной характер, это кризис глобальной экономики, он много сложнее по механизму возникновения и протекания, его последствия более длительны и обременительны для мировой экономики. Как и предыдущие кризисы, он спровоцирован экономическими проблемами накапливания диспропорций в национальной и мировой экономиках. Глобальная экономика связывает страны едиными требованиями к законотворчеству, торговым правилам и таможенным условиям, биржевым операциям, ценообразованию на энергоресурсы, налогам, аудиту и оценкам финансовых результатов и стоимости бизнеса. В ней страны объединены друг с другом совместным бизнесом и потоком движения капитала через вертикально интегрированные структуры, где каждая страна занимает своё место в мировом разделении труда и зависит и от внутренних, и от внешних факторов. Кризис накапливался медленно, но развивался стремительно, в пик падения производства и спроса мировая торговля сократилась почти на половину в течение нескольких месяцев, особенно большие потери понесли экспортно-ориентированные страны. Благодаря мерам, принимаемым коллективно правительствами стран, Федеральной резервной системой, Европейским Центральным банком были созданы так называемые антикризисные пакеты фискального стимулирования экономики. Ситуация несколько выправилась, за 2009 год общее падение мировой торговли составило 12 %, в России же сокращение российской торговли со странами СНГ достигло 45 %.
Отличительными признаками современной мировой экономики являются динамика, направ-
66
ление и изменение свободно переливающихся потоков капитала. Российский рынок является более уязвимым и более рискованным, чем рынок США и ряда европейских стран - там институты, более развитый опыт и реакция антикризисной системы поддержки. Эти страны в таких случаях считаются менее рискованными, чем Россия или Китай.
Банк России оценил отток капитала из РФ за 11 месяцев 2011 года на уровне около 74 млрд долл. «Отток капитала по итогам этого года в 85 млрд долл. теоретически вполне возможен», - отметил г-н Улюкаев.
Для сравнения - по итогам 2010 года чистый вывоз капитала из России составил $38,3 млрд, а годом раньше, в разгар кризиса, $52 млрд.
Нехватка ликвидности в Европе и политическая нестабильность - основные причины бегства капитала из России. Для того, чтобы остановить отток капитала, необходимы: минимизация политических рисков, рост национальной экономики и инвестиционный климат развития.
13 января 2012 года произошло событие, которое говорит о том, что кризис не преодолен: «Standard & Poor’s» понизил долговой рейтинг двух ведущих стран - Франции и Австрии. Еще на ступеньку снижен рейтинг Италии и нескольких стран Евросоюза. США в 2009 году снизили свой ВВП на 3,5 %, Еврозона - на 4,2 %, мировой ВВП снизился на 0,7 %. А в 2012 году мировой рост будет еще ниже, пока прогнозируется 3,3 % (прогноз Министерства экономического развития РФ).
Экономические проблемы, вызванные кризисом, в России усугубляются собственными проблемами, в первую очередь зависимостью от энергоносителей: 40 % доходов бюджета и 40-45 % ВВП России складываются от прибыли от продажи нефти и газа.
Российская Федерация обладает одними из самых крупных запасов нефти и газа в мире. Более
34 % запасов природного газа и около 13 % мировых разведанных запасов нефти находится на территории России. По итогам 2011 года добыча нефтяного сырья в Российской Федерации составила 511,4 млн т, что выше аналогичного показателя прошлого года на 6,3 млн т (+1,2). Несмотря на то, что за прошедший год в России было открыто 37 месторождений нефти и газа, 2 из которых оказались крупными, нефтедобыча не превышает объемов разведки. Добыча нефти по итогам года выросла почти у всех нефтяных компаний. Роснефть увеличила выпуск нефти на 2,5 % - до 122,5 млн т, Сургутнефтегаз - на 2 % - до 60,8 млн т, Газпромнефть на 7 % - до 57,2 млн т, лишь ТНК-BP пока не объявляла официальных результатов, однако рассчитывает на рост добычи на уровне 1,5-1,7 %.
Казалось бы, что Россия выигрывает от присутствия на международной сцене и от высоких
цен на нефть. Прогноз по среднегодовой цене на нефть в 2012 г.: цена ожидается в пределах 115 долл./барр. По итогам 2011 г. средняя цена марки Urals составила около 110 долл./барр., а базовый прогноз стоимости нефти Urals на 2011 г. был на уровне 100 долл./барр. Следует отметить, что возможности роста экономики, основанные на добыче углеводородов, исчерпаны, и, по оценкам МЭР. в последующие 20 лет показатель добычи нефти должен стабилизироваться на уровне 2011 г.
Высокая цена на нефть позволяет осуществлять высокие затраты и не заниматься серьезно всей остальной экономикой. Существенно увеличить стоимость нефти может начало войны в Персидском заливе, при этом понижательным трендом может быть развитие новых технологий, которые позволяют дешево и разумно получить сланцевый газ и нефть. Также на цены на нефть влияет работа так называемого печатного станка в Европе и США, что приводит к росту цен на все товары, которые имеют стратегическое значение. Высокие цены на нефть оказывают негативный эффект на темпы восстановления мировой экономики, так как внутренние цены также повышаются, это особенно касается тех отраслей, где энергоресурсы в структуре затрат занимают основную долю.
На снижение цен может повлиять система налогов, распечатывание стратегических запасов нефти развитых стран и скоординированные действия вместе с монархиями Персидского залива по регулированию добычи и ценообразования. Совокупным результатом этих решений может быть снижение котировок Brent к отметке 100 долл. за барр., т.е. снижение порядка 20 % с текущих уровней. Фактически единственным фактором, играющим против дальнейшего роста цен на нефть, является взаимная зависимость темпов мировой экономики и нефтяных цен. Существенный рост нефтяных цен в нынешних условиях может стать неподъемной ношей для стран-импортеров и вызвать снижение темпов роста мировой экономики, поскольку на данный момент мировая экономика в целом скорее находится ближе к дну экономического цикла. Можно ожидать, что в ближайшее время котировки нефти будут находиться в диапазоне от 115 до 125 долл. за барр. марки Brent, а уже в III квартале 2012 года возможен новый виток роста цен.
Окажутся ли растущие цены на нефть благом для России - большой вопрос. Можно с уверенностью говорить о том, что темпы роста экономики РФ при сохранении сырьевой структуры и отсутствии серьезного инвестиционного климата снизятся до 2-3% в ближайшие год, два. Замедление темпов роста приведет к снижению финансирования, в первую очередь, крупномасштабных проектов, пострадают социальная сфера и депрес-
сивные регионы, которые не могут поддерживать приемлемый уровень занятости, и те сферы, которые зависят от госзаказа. «Вполне возможно, что снижение доходной части бюджета потребует продажи части госпакетов акций крупных предприятий. Если России удастся модернизировать экономику и перейти от сырьевой к инновационной структуре, темпы роста увеличатся до 4,4 % в год вплоть до 2030 г.».
Министерство экономического развития (МЭР) снизило прогноз по росту ВВП РФ в 2013 г. до 3,8 % с 3,9 %, прогнозировавшихся ранее. При этом прогноз по росту экономики на 2014 г. оставлен без изменений - на уровне 4,4 %, на 2015 г. прогноз составляет 4,7 %. Снижение прогноза про росту ВВП связано с повышением на 12,5 % прогнозируемого роста импорта в 2012 г. При этом прогнозируемые темпы роста импорта в 2013-2014 гг. были также снижены - во многом из-за того, что несколько замедлились темпы внутреннего роста, но главным образом из-за того, что динамика курса рубля в реальном выражении ослаблена. По данным Федеральной службы госстатистики (Росстат), ВВП РФ в 2011 г. увеличился на 4,3 %, дефицит федерального бюджета по итогам 2012 г. - 0,5 % от ВВП. Ранее ведомство прогнозировало дефицит на уровне 1 % ВВП, снижение объясняется тем, что доходная база увеличится за счет роста ВВП в номинальном выражении и цен на нефть.
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 г. и 2014 г.» [1] дефицит бюджета РФ в 2012 г. составит 1,5 % валового внутреннего продукта (ВВП), в 2013 г. - 1,6 % ВВП, в 2014 г. - 0,7 % ВВП. В абсолютном выражении в 2012 г. дефицит бюджета запланирован в размере 876,6 млрд руб., в 2013 г. - 1 трлн 24,7 млрд руб., в 2014 г. - 491,1 млрд руб. Планируется, что дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Министерство повысило прогноз по положительному сальдо торгового баланса в 2012 г. до 188,5 млрд долл. против 144,4 млрд долл., экспорт в 2012 г. составит 558 млрд долл. против прогнозировавшихся ранее 513 млрд долл., импорт - 369,5 млрд долл. против 368,6 млрд долл., при этом понижен прогноз роста промышленного производства, это связано с тем, что ведомство понизило прогноз по росту инвестиций в основной капитал на 2012 г. с 7,8 до 6,6 %.
В 2012 г. федеральный бюджет можно сбалансировать лишь при высокой цене на нефть, не менее $120 за баррель. Таким образом, государство
рассчитывает только на высокую цену на нефть и газ [2].
В начале апреля появились прогнозы стоимости нефти в ближайшей перспективе. Свои оценки этому процессу дали Всемирный банк (ВБ). По оценкам Всемирного банка, мировая цена на нефть упадет в 2012 г. со 104 долл. до 98,2 долл., а в 2013 г. - до 97,1 долл./барр. По мнению экспертов организации, в России снижение цен на нефть может привести к увеличению бюджетного дефицита и оттока капитала, ухудшению состояния счета текущих операций, несмотря на снижение валютного курса, и замедлению роста. Эксперты ВБ указывают, что в начале марта 2012 г. впервые после июля 2008 г. цена нефти марки Urals превысила 125 долл./барр. - в основном из-за перебоев с поставками нефти на Ближнем Востоке. С одной стороны, это положительно влияет на РФ, а с другой - может вызвать перегрев экономики, говорится в докладе банка. Несмотря на рекордные поступления от продажи нефти, общий профицит бюджета РФ в 2011 г., по оценке S&P, составил всего лишь 0,8 % ВВП, поскольку фискальная экспансия российского правительства вызвала существенный рост госрасходов в отношении к ВВП
[3].
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s предупреждает, что, если цены на нефть упадут, рейтинг России будет снижен. Причем в случае, если они дойдут до $60 за баррель на сколько-нибудь продолжительное время, страна потеряет сразу три ступени, и ее рейтинг вновь станет спекулятивным, то есть бумаги попадут в ту же корзину, где находятся облигации самых проблемных стран Европы.
Если цены на нефть упадут на 10 %, то это увеличит дефицит бюджета расширенного правительства на 1,4 % ВВП. В 2011 году нефтегазовая часть доходов составила 9,4 % ВВП - по сравнению с 2008 годом, когда случилось последнее серьезное падение нефтяных цен, она выросла почти в два раза. Ненефтяные доходы расширенного правительства за этот же период сократились с 13,9 % ВВП до 10,9 % ВВП.
Относительно высокий рейтинг России (ВВВ), как и сам рост экономики, обеспечен быстрым ростом цен на нефть и высоким профицитом торгового счета. Именно эти обстоятельства привели к повышению рейтинга России: “B-” в 2001 году до максимального “BBB+” в 2006 году. Затем он был снижен на одну ступень - опять же из-за падения цен на нефть в 2008 году. Благодаря высоким ценам на нефть бюджет этого года может оказаться бездефицитным. Но падение цен, как это уже было в 2008 году, станет для российской экономики шоком. Бюджет пострадает намного сильнее -
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
-------Цена на нефть марки Urals (в среднем за год; до л л/барр.)
(левая шкала)
-------Прирост реального ВВП (%)
(правая шкала)
- - - - Баланс счета текущих операций (% ВВП)
(правая шкала)
- - - - Баланс бюджета расширенного правительства (% ВВП)
(правая шкала)
Рис.1 Российская экономика в последние годы все больше зависит от цен на нефть
«подушка безопасности» была в значительной мере израсходована в 2008-2009 годах.
Правительство опасность осознает: оно готовит со следующего года возвращение к «бюджетному правилу», существовавшему до кризиса - по нему большая часть нефтегазовых доходов направляется на пополнение резервов - как раз на
случай падения цен. Все доходы выше $90 баррель будут уходить в Резервный фонд. Однако S&P допускает, что Россия может не успеть с этим разумным нововведением.
Аналитики рассмотрели три сценария. Нельзя исключать и самые негативные варианты: замедление темпов роста ВВП, в странах Азии, прежде
Рис. 2. Зависимость ВВП от стоимости барреля Urals
(% ВВП)
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Цена на нефть - 60 долл./барр.
■ Цена на нефть - 80 долл./барр.
- -а.• Фактическая цена на нефть-100 долл/барр.
Рис. 3. Прогноз изменения ВВП в зависимости от стоимости барреля [4]
всего в Китае, снизит спрос на нефть и, следовательно, цены [4].
• Цены на нефть до 2014 года будут высокими - более $100 за баррель. При этом сценарии темпы роста экономики будут умеренными, дефицит бюджета расширенного правительства сократится до 1 % в 2014 году.
• Умеренный шок: цены на нефть снизятся до $80 за баррель. В 2012 году российскую экономику ждет небольшая рецессия - 0,2 %, затем темпы роста восстановятся. Финансовая ста-
бильность Россия пострадает сильнее: дефицит бюджета составит 4,4 % ВВП в 2012 году, а к 2014 году сократится до 2,8 % ВВП.
• Негативный сценарий: цены упадут до $60 за баррель. ВВП в 2012 году сократится на 5,3 %, но затем начнет довольно быстро расти. Решить проблему дефицита бюджета в этом случае не удастся: он снизится с 8,2 % ВВП до 5,9 % ВВП.
Максимальная общая ставка налога на экспорт сырой нефти составляет 86 %. В 2011 году эти на-
Рис. 4. Зависимость темпа роста экономики России от цены на нефть
70
Рис. 5. Влияние цены на нефть на бюджет
логи обеспечили половину поступлений в бюджет. Зависимость можно выразить так: при изменении цены на нефть на $10 доходы изменяются на 1 % ВВП. Однако падение цен на нефть приводит еще и к сокращению ВВП, потребления и налогооблагаемой базы: это уменьшает доходы еще на 0,4 % ВВП в случае падения цен на $10. При росте цены на нефть эффект не так выражен.
Счет текущих операций во всех трех случаях останется положительным: падение экспортных доходов снизит и импорт. Смягчит падение и гибкий валютный курс.
Рейтинг России в случае падения цен на нефть может быть потерять 1-2 ступени из-за ухудшения бюджетных показателей. Если же Россия не сможет взять займ на внешнем рынке, а отток капитала усилится, вызвав обвал курса рубля, то рейтинг может быть снижен сразу на три ступени и больше.
Учитывая столь сильное влияние нефти и газа на экономику России, мы должны понимать, что оба процесса: снижение добычи и цен, а также высокий рост цен могут принести стране огромные проблемы. Есть еще дополнительный фактор, который необходимо учитывать со всей серьезностью последствий для России.
Открытие новых источников энергетических ресурсов является для человечества потребностью и однозначной необходимостью. В последнее время всеми энергозависимыми странами активно развиваются технологии добычи сланцевого газа, трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, технологии-заменители по производству возобновляемого топлива: атомной энергетике, ветро- и солнечной
энергетике, инновационные методики на базе генетически модифицированных организмов и др.
Сланцевый газ - это разновидность природного газа, хранящегося в виде небольших газовых образований, коллекторов, в толще сланцевого слоя осадочной породы Земли. Запасы отдельных газовых коллекторов невелики, но они огромны в совокупности и требуют специальных технологий добычи. Сланцевые залежи встречаются на всех континентах, таким образом, практически любая энергозависимая страна может себя обеспечить необходимым энергоресурсом.
Первой страной, использовавшей у себя потенциал добычи сланцевого газа почти 20 лет тому назад, стали США, которые не только нарушили планы ОАО «Газпром» на диверсификацию газового рынка Северной Америки за счет запасов нового Штокмановского месторождения, но и в 2009 году забрали у России пальму первенства крупнейшего мирового газодобытчика.
В результате этих событий в Европе произошли существенные, если не кардинальные изменения рынка. Например, сжиженный газ Катара (объем экспорта к 2012 году прогнозируется до 100 млрд куб. м), прежде поставляемый в США, был переориентирован на Европу, в результате переизбыток предложения сформировал эффективный спотовый рынок, который уже оказывает значительное влияние на регуляцию газовых цен в Европе.
В настоящий момент эксперимент с добычей сланцевого газа проводится в Европе, надеющейся повторить опыт США. Потенциальные возможности сланцевого газа как энергоресурса являются
предметом спора многих экспертов, которые пытаются прогнозировать ситуацию на рынке газа.
По данным годового отчета Energy Information Administration (EIA), объем запасов сланцевого газа США на 2011 год составляет 72 трлн куб. м, из них технически извлекаемые запасы - 24 трлн куб.м. По их оценкам, мировой объем сланцевого газа превышает 187 трлн куб.м. В то же время по данным Международного энергетического агентства (МЭА) на основании исследований Cedigaz нетрадиционные запасы газа составляют всего 4 % от доказанных запасов природного газа. Мнения экспертов по отношению к оценке мировых запасов сланцевого газа и перспектив развития этого направления диаметрально противоположные.
В докладе заместителя директора Института энергетической стратегии РФ Алексея Громова в январе 2011 года были названы следующие цифры прогноза добычи сланцевого газа в мире: по оценкам IHS CERA, к 2018 году объем добычи сланцевого газа составит 180 млрд куб. м в год, по оценке East European Gas Analysis, уже в 2015 году добыча в США составит 180 млрд куб. м в год, согласно прогнозу МЭА, добыча сланцевого газа в США к 2030 году будет не более 150 млрд куб. м в год [5].
Информация о запасах сланцевого газа на территории России, приведенная ОАО «Газпром», такова: оценка перспективных месторождений нетрадиционных запасов газа России составляет 83,7 млрд куб. м.
В 2009 году США потеснили Россию. Данные из годового отчета EIA 2011 года:
«По данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), объём добычи газа в России в 2009 году составил 589 млрд куб.м., в США - 594 млрд куб.м. (общий объём добычи газа в мире составил 3,1 трлн куб.м). Таким образом, Россия переместилась с первого на второе место в мире по объёмам добычи газа, хотя осталась крупнейшим его экспор-
тёром, тогда как США по-прежнему один из крупнейших мировых импортёров этого продукта».
Действительно, успех мероприятия кардинально изменит геополитическую картину мира. Европа, Китай, получив источники газа на своей территории, станут более независимыми в своих политических решениях, а Россия и страны Ближнего Востока лишатся инструмента международного давления. Кроме того, газовый бум в США стал причиной активизации рыночного механизма. Вместе с увеличением спроса на газ увеличилась стоимость газодобывающего оборудования. Как правило, каждая скважина дает 100 % результат, но при отсутствии научного подхода это длится недолго, то есть не более года. В результате увеличения газового предложения были обрушены цены на газ в противовес высоким европейским ценам.
Появление продукта-заменителя, субститута, в виде LNG-газа оказывает значительное влияние на спотовый рынок Европы вплоть до момента насыщения рынка, то есть приведет к некоторому снижению цен на газ (10-25 %) и ограничению влияния ОАО «Газпром» на рынок ЕС. В 2011 году увеличение потребления газа за счет отказа стран ЕС от АЭС изменило направление спроса, увеличило потребление газа и частично компенсировало снижение цены за счет импорта LNG-газа.
В настоящий момент распределение цены на газ имеет следующий вид: средняя биржевая цена в ЕС на природный газ составляет $320 за тыс. куб. м, биржевая цена на газ в США - $147 за тыс. куб. м, цена российского трубного газа в ЕС составляет $360-403 за тыс. куб. м, цена за LNG-газ в Азии - $540 за тыс. куб. м, спотовые цены на рынке ЕС составляли $260-290 за тыс. куб. м. Мировой газовый рынок представляет собой целую систему региональных рынков, которые развиваются независимо: Северной Америки, Южной Америки, Европы, Азии, Австралии.
Saxo Bank: Цена природного газа в США скатилась до 10-летнего минимума [6].
Таблица 1. Примерные запасы сланцевого газа в мире
Регион Запасы газа, %
Северная Америка 23,846
Китай и Центральная Азия 21,897
Австралия 16,301
Ближний Восток и Северная Африка 15,817
Южная Америка 13,140
Бывшие страны СНГ 3,894
Западная Европа 3,161
Суб-Сахарная Африка 1,702
Центральная и Восточная Европа 0,242
72
Suur-ca: Blíombíig ind Sjn® ÜjnkSíntuy &Ris»uí1i
Рис. 6. Изменение цен на газ в Европе и США с 2007 года
Мировые потребители газа внимательно наблюдают за США, где цена природного газа продолжает снижаться. В середине марта цена контракта с ближайшим месяцем поставки достигла очередного десятилетнего минимума на уровне 2,27 долл. за миллион британских тепловых единиц, а с начала года газ подешевел уже почти на четверть. Причинами такого снижения цены являются избыточное предложение газа, добываемого из новых источников, например сланцевого газа, и аномально теплая зима. Ввиду низкого потребления в сезон пикового зимнего спроса доступные запасы в подземных хранилищах почти на 48 % превысили среднее значение за последние пять лет, отмечает директор отдела CFD и листинговых продуктов Saxo Bank Оле Слот Хэнсен.
На графике (рис. 6) показано расхождение цен на газ в Европе и США с 2010 г., когда начался активный рост добычи сланцевого газа, а также полностью отсутствует (в 2012 г.) обычный в зимние месяцы скачок цен. Уже возникают вопросы о том, что будет с забитыми до отказа хранилищами, когда закончится зимнее потребление и начнется летний период пополнения запасов. Из-за слишком больших объемов запасов на рынок может хлынуть поток лишнего газа, что окажет еще большее давление на цены, считает эксперт [7].
В настоящий момент наиболее оправданной для ОАО «Газпром» будет гибкая политика ценового управления с реализацией присутствия во всех регионах мира. Увеличение присутствия в разных регионах мира может быть осуществлено за счет строительства газовой инфраструктуры в США, а также строительства трубопроводов и LNG-терминалов в Азии. Как показывает практика, к наиболее эффективным стратегиям развития
энергетических компании можно отнести развитие совокупной газовой инфраструктуры, соответственно, для ОАО «Газпром» актуально наращивание собственных активов в газотранспортной инфраструктуре на рынках сбыта и рынках, требующих регуляции.
Распределенная тактика размещения активов потребует от ОАО «Газпром» пересмотра принципа «о равнодоходности рынков», при высокой эластичности спроса он не является рыночно оправданным. Каждый локальный рынок в каждый момент времени имеет свои уникальные особенности, соответственно, норма прибыли и условия ее получения на каждом рынке будут отличаться. Гибкое ценовое управление рынком крупным поставщиком газа может иметь ограничительный эффект для нежелательных для ОАО «Газпром» рыночных явлений. Рост активов ОАО «Газпром» на региональных рынках увеличит распределенность компании, что будет иметь позитивное влияние на финансовую устойчивость. Грамотная экономическая политика не только не сократит влияние «Газпрома» на энергетический рынок, но может его стабилизировать и упрочить.
Ценовая неоднородность мирового газового рынка, безусловно, повлечет перераспределение газового ресурса. В ближайшие годы потребление газа будет расти в Азии за счет роста объема потребления и снижения запасов. Газосланцевые потоки США после расширения газотранспортной инфраструктуры будут направлены, прежде всего, в Южную Америку и Азию, что повлечет увеличение предложения в Европе за счет перераспределенных газовых потоков, ранее направленных в Азию.
В ближайшие годы наращивать поставки в европейской части будет Катар, который лишился рынка США в связи с увеличением добычи газа из сланца. Объем газового экспорта Катара в Европу в первом полугодии 2011 года вырос на
35 %. Кроме того, Катар наращивает газовую инфраструктуру и свое присутствие в Европе: Qatar Terminal Limited владеет долей акций в терминале Adriatic LNG (Италия), а также South Hook LNG (Великобритания), имеются официальные заявления о строительстве LNG-терминалов в Болгарии и Украине, рассматривается строительство газопровода «Катарбукко» по маршруту Катар-Ирак-Турция-Европа.
Газотранспортная система Евросоюза является сбалансированной и позволяет эффективно распределить поставки при недостатке энергоресурсов в сторону одного из продуктов-заменителей. В будущие периоды дополнит объем европейского газа газовый поток «Набукко».
Увеличение запасов предложения на рынке ЕС при практическом сохранении объема спроса, безусловно, будет приводить к снижению цены товаров-субститутов, а рынок будет стремиться к идеальному, где увеличивается число поставщиков и исчезает монополия. Дополнительные потоки газа значительно улучшат эластичность спроса, соответственно, произойдет рыночное регулирование цен и снижение влияния ОАО «Газпром» на энергетический рынок ЕС. Чтобы сократить объем запасов природного газа, в ЕС нужно увеличить объем потребления. Увеличение потребления можно осуществить за счет переработки природного газа в синтетическую нефть, тем самым снизить эластичность спроса природного газа с использованием рыночного механизма.
Влияние сланцевого газа на мировой энергетический рынок будет иметь выраженный регулирующий характер, причем степень влияния на региональных рынках будет значительно отличаться, а само влияние будет подчиняться различным законам из-за уникальных характеристик каждого из рынков. Подобные изменения приведут к некоторым геополитическим изменениям, но грубые изменения энергетической структуры рынка и релевантных политических процессов можно добиться только при условии неграмотной экономической политики крупнейших газовых игроков. Появление товаров-заменителей на рынке будет иметь корректирующее воздействие на цену газа, в целом, приведет к ее снижению, но наличие газовой инфраструктуры в Европе, использование рыночных регуляторов ОАО «Газпром» позволяет думать, что, несмотря на заявления многих экспертов о неопределенности мирового газового рынка, ситуация является достаточно определен-
ной. Регуляторное влияние сланцевого газа на мировые рынки действительно нельзя сбрасывать со счетов. Сланцевый газ действительно в будущих периодах может обеспечить значительные запасы природного газа, что приведет к значительному изменению эластичности спроса на всех микрорынках, включая европейский.
В настоящий момент политике ОАО «Газпром» необходимо предполагать смену приоритетов. Если ранее «газовый рычаг» был эффективным политическим механизмом, то в данный момент нужно ориентироваться на экономические принципы управления рынком. Иначе причиной снижения мирового влияния ОАО «Газпром» будет не само появление сланцевого газа, а снижение доли на мировом рынке газа.
Как отмечалось, позиция ОАО «Газпром» в отношении газосланцевого производства должна иметь регуляторный характер и использовать многочисленные сдерживающие механизмы, чтобы обеспечить себе запас времени для эффективного роста газовой инфраструктуры и перераспределения активов: освоения мощностей российского Штокмановского месторождения и Сахалинского шельфа; получения контроля через акции за активными хранилищами на Западной Украине, включая Богородчанское и части магистральных трубопроводов, а также других стратегических объектов; собственное развитие газосланцевой промышленности, что усилит гибкость позиции «Газпрома» по отношению к мировым тенденциям.
С целью ограничения монополии и политической зависимости от газовых поставщиков энергозависимых стран с 2004 года мировым сообществом предпринимаются активные действия по влиянию на адекватный процесс газового ценообразования, а также других энергоресурсов в привязке к их топливной калорийности. В результате были приняты нормировочные цены, которые привязываются к стоимости нефти. Они составляли: на август 2004 года - 0,10 USD киловатт/час, на август 2007 года - 0,10 USD киловатт/ час. Таким образом, в настоящий момент средняя стоимость газа при приведенных соотношениях не должна превышать 648 USD за 1000 м3. В связи с финансово-экономическим кризисом ценовая регуляция газового рынка несколько снизилась, но современная тенденция состоит в том, что мировое сообщество стремится восстановить влияние и создать управляемый газовый рынок с адекватным ценообразованием. Учитывая все эти факторы, в настоящий момент наиболее оправданной для ОАО «Газпром» будет гибкая политика ценового управления с реализацией присутствия во всех регионах мира.
8. http://www.exxonmobil.ru/Russia-Russian/ PA/news_releases_20111208_епе^у^рх
9. www.exxonmobil.com/energyoutlook
10. http://en.openei.org/wiki/International_ Energy_Agency_(IEA)
11. http://www.rbcdaily.ru/2011/12/15/ йпвпсє/562949982303141/ргіп1/
12. www.economy.gov.ru
74
■ Азарова А. И.
■ ■ ■ ■___________________________________________
Литература
1. О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 г. и 2014 г.: Федер. закон от 25 ноября 2011 г.
2. http://finmarket.ru. 26.03.2012 года.
3. http://neftegaz.ru/analisis/view. 05.04.2012 г.
4. http://inteгfax.ru/business/txt.asp?id=237825
5. www.energystrategy.ru/
6. http://quote.rbc.ru. 15.03.2012 12:40
7. http://quote.rbc.ru/topnews/2012/03/15/ 33591427.html