ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА
О
• защита прав несовершеннолетних • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей • изменение функций детского дома • семейное устройство детей-сирот
Последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, на улучшение их положения, — приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации.
В течение последнего десятилетия решались такие стратегические задачи:
• максимально возможное, в рамках имеющихся ресурсов, сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни;
• обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения;
• развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
• поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• гуманное отношение к детям на основе уважения их прав, максимальная интеграция их в семью и общество;
• создание действенного механизма профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков (беспризорности, безнадзорности, насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения);
• законодательное обеспечение прав детей и мер по отношению к детям (принято более 250 законодательных, нормативных и правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, учитывая федеральные законы, указы и постановления Президента РФ);
Изменение содержания работы детского дома при создании уполномоченной службы по развитию семейных форм
Татьяна Ивановна Шульга,
заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, эксперт Комитета по делам семьи и женщин Государственной думы РФ, профессор, доктор психологических наук
• перенос ответственности за положение детей на уровень муниципальной власти (пользуясь предоставленными правами, субъекты РФ принимают законы по различным аспектам прав детей, что не всегда благоприятно сказывается на положении несовершеннолетних: наблюдается не только использование дополнительных ресурсов помощи семьям с детьми, устройство детей в семьи, но и снижение материальных затрат на решение проблем детей, обусловленное отсутствием достаточного финансирования на местах);
• создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей;
• изменение кадровой политики по обеспечению профессиональной деятельности с такими категориями детей.
Основные задачи организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
• создание условий (приближенных к домашним), которые способствуют умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
• обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
• охрана прав и интересов воспитанников.
Типовое положение 1996 г. устарело. Современные требования и принятие ФЗ № 48 «Об органах опеки и попечительства» требуют изменения содержания деятельности и функций организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентирован-ной работы по оказанию помощи детям, нуждающимся в разных её видах, необходимо рассмотреть функции учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время стоит проблема не закрытия детских домов, а изменения их функций и задач. Основной целью детского дома должно стать помещение воспитанника в семью. Наиболее эффективным является возврат ребёнка в свою, изменённую биологическую семью. При невозможности вернуть ребёнка в биологическою семью целью становится помещение ребёнка в семью близких родственников или родных. Если и это невозможно, необходимо найти для ребёнка профессиональную замещающую семью.
Принципы, лежащие в основе работы:
1. Защита прав детей и подростков и соблюдение их законных интересов.
2. Создание условий для сохранения семьи ребёнка или помещения его в семью (в этом случае меньшее количество детей будет отбираться у родителей, а дети, которые на время будут изъяты из се-мьи,смогут в неё вернуться).
П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А
3. Реализация государственной политики в области подготовки детей к адаптации в обществе.
4. Оказание помощи детям и подросткам в самостоятельном становлении и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
5. Создание условий для нормальной социализации и психического развития детей и подростков.
6. Своевременность и адресность оказания необходимой государственной помощи детям и подросткам.
7. Проявление заботы о будущем, подрастающем поколении нации.
8. Планирование попечения над ребёнком (означает проведение периодической оценки состояния и развития ребёнка и пересмотр мер его государственной защиты, что позволит изменить существующее положение, когда ребёнок отправляется в детский дом в младенчество и забыт до его совершенствования).
9. Учёт каждого уникального случая предполагает гибкую форму помощи ребёнку.
Таким образом, сложившаяся система диктует необходимость реформирования интернатных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности, а также системы работы органов опеки и попечительства разной ведомственной подчинённости. —
В связи с этим организации для детей-сирот должны выполнять новые функции, которые помогут решить стоящие перед ними задачи.
К ним относятся следующие:
• Устройство детей в семьи.
• Подготовка ребёнка к семейной жизни.
• Возврат детей в кровную семью.
• Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью.
• Работа с травмами ребёнка при возврате его из семьи в учреждение.
• Создание условий в организации, приближенных к семейным.
• Использование новых форм воспитания (этого требует изменение контингента воспитанников).
• Преодоление социальной эксклюзии (отторжения) в обществе.
Основания для изменения функций организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— Изменение контингента воспитанников (это, в основном, подростки от 11 до 18 лет, дети из одной семьи — их может быть до 5 — 7 человек, что затрудняет их передачу на семейные формы) с неизбежностью приводит к разработке новых форм воспитания.
— Устройство детей в семьи требует изменения содержания деятельности детского дома. Это связано с тем, что далеко не все дети хотят переходить в новые семьи. Во-первых, они боятся предать своих родителей и надеются, что те заберут их из детских домов. Во-вторых, дети боятся повторения того негативного опыта, который они приобрели в своих семьях, так как других семей они не знали. В-третьих, они не знают, как жить в новой семье, и испытывают в связи с этим страх, тревогу.
— Возврат детей в кровную семью является наиболее благоприятной ситуацией для любого ребёнка, оказавшегося в детском доме. Это обусловлено тем, что семья, которая восстановилась после лишения родительских прав, способствует преодолению социальной эксклюзии ребёнка в обществе. Возврат ребёнка в кровную семью для многих родителей является новым «днём рождения ребёнка». Самооценка членов семьи изменяется в позитивную сторону, и они ощущают собственный ресурс для дальнейшей жизни и воспитания детей.
— Работа с травмами ребёнка при возврате его из семьи в учреждение требует особой психологической поддержки ребёнка, изменения его самооценки, умения осмысленно ставить цели, реа-лизовывать их, более адекватно оценивать результаты своего поведения.
— Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью, требует разработки и внедрения разных программ подготовки к самостоятельной семейной жизни, профориентации, личностного роста и развития и т.д.
— Подготовка к самостоятельной жизни, в том числе к семейной, требует особой работы с юношами и девушками по формированию образа семьи, её функций, ролевых позиций в семье. Это связано с отсутствием знаний подростками функций родителей, мужа, жены, ребёнка и т.д.
— Опережающее формирование социальных сетей для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, реинтегрированных в кровные семьи. Создание системы оказания помощи выпускникам, а также детям, возвращённым в кровную семью, требует определения тех людей, значимых лиц, к которым они могут обратиться при возникновении проблем и трудностей в их жизни.
— Создание в детском доме условий, приближенных к семейным, предполагает проживание детей в разновозрастных группах, проживание по семейному признаку, уменьшение количества детей в учреждении, формирование навыков самостоятельной жизни и т.д.
— Выполнение функций организации по сопровождению замещающих семей и выпускников интернатных учреждений.
ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА
В то же время специалисты считают, что сосредоточение всей реабилитационной и профилактической работы с семьями группы риска, неблагополучными семьями, проблемными детьми исключительно в органах социальной защиты (как это прописано в Указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.1993) привело к тупику, увеличению безнадзорных и беспризорных детей в обществе, снижению возможности проводить реабилитацию детей с учётом их возрастных и психологических особенностей (нет профессионально подготовленных специалистов для работы с данной категорией детей, отсутствуют научно-разработанные и апробированные методики и технологии работы и т.д.).
В настоящее время достаточно широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность выделяемых ресурсов и на национальном уровне определить задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите и психолого-педагогической помощи и поддержке (детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по актуальным проблемам защиты детей в сфере охраны здоровья, профилактики социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха.
Необходимость активных действий по созданию условий для оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложения усилий специалистов для того, чтобы ребёнок оставался в своей кровной семье. С принятием Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ утратила силу нормативная база, регламентирующая содержание и порядок деятельности органов опеки и попечительства. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке. В связи с этим необходимо уточнить категории детей, которые относятся к нуждающимся в государственной помощи, сделать предоставляемую помощь государства более гибкой и отвечающей социальной ситуации, имеющимся ресурсам.
Органы местного самоуправления согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации являются органами опеки и попечительства. В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ «вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по
осуществлению опеки и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ».
В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представлением интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в полной мере.
Особую актуальность и значимость такая деятельность приобретает в связи с тем, что многие направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, малоэффективны и не позволяют сегодня решать вопросы межведомственного взаимодействия в оказании им помощи и поддержки. Мы опять можем констатировать тот факт, что в последние годы продолжает расти и увеличивается социальное неблагополучие детей и подростков в России. Это проявляется в том, что всё большее число детей и подростков нуждаются в помощи и поддержке государства.
При этом по-прежнему наблюдается значительный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных, детей с проблемами в развитии, с девиантными формами поведения, социальными заболеваниями и т.д. Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, её материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врождёнными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребёнка, вынужденной миграцией и т.д.
Перечень причин такого явления можно продолжать бесконечно. Но одна из основных проблем заключается в несвоевременном выявлении таких детей и семей, что затрудняет процесс реабилитации как самого ребёнка, так и его семьи. В результате мы лишаем родителей родительских прав и помещаем детей в государственные учреждения различных типов или пытаемся найти ему
П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А
другую семью. При этом мы получаем ребёнка с целым комплексом проблем, обусловленных поздним выявлением семейного неблагополучия. Проблем, связанных с психическим и физическим развитием ребёнка, его обучением, воспитанием, социализацией.
Нужно признать, что первопричиной перечисленных проблем в среде несовершеннолетних прежде всего является нарушение собственных прав ребёнка в семье, утрата ценности самого ребёнка не только в семье, но и в обществе. Ребёнок, который не получает тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, насилие над собой, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Отсутствие у ребёнка возможности удовлетворить свои потребности законным образом заставляет его искать другие пути, в результате чего он убегает из семьи, ворует, попрошайничает, проявляет виктимность, что позволяет другим эксплуатировать его в собственных неблаговидных целях.