Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ α-РИТМА ЭЭГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ИЗМЕНЕНИЕ α-РИТМА ЭЭГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
398
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTROENCEPHALOGRAPHY (EEG) / αRHYTHM / βRHYTHM / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ) / α-РИТМ / β-РИТМ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИ / EMOTIONAL BURNING OUT / TEACHERS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна, Башкотов Сергей Александрович

В статье представлены результаты изучения α-ритма у педагогов общеобразовательных школ с различными уровнями сформированности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Полученные результаты свидетельствуют, что амплитудная асимметрия α-ритма прогрессивно увеличивается по мере формирования отдельных фаз СЭВ. При этом амплитуда и индекс α-ритма прогрессивно снижаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна, Башкотов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change in the EEG α-rhythm While High School Teachers' Emotional Burning Out Syndrome Forming1Ufa Branch Moscow State Liberal Arts University named after M.A. Sholokhov

The article presents the results of studying the α-rhythm of high school teachers with different levels of the emotional burning out syndrome forming. The results obtained testify that the amplitude asymmetry of α-rhythm progressively increases in proportion to the independent emotional burning out syndrome phases forming. In this case the amplitude and index of α-rhythm are progressively reduced.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ α-РИТМА ЭЭГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

УДК 612.8:153 ББК 28.991:88.32

Кондратьева Ольга Генриховна

преподаватель

кафедра педагогики и психологии Уфимский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет

им. М. А. Шолохова» г.Уфа

Башкатов Сергей Александрович

доктор биологических наук, профессор кафедра общей психологии Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

г.Уфа

Kondratyeva Olga Genrikhovna

Lecturer

Chair of Pedagogy and Psychology Ufa Branch

Moscow State Liberal Arts University named after M.A. Sholokhov

Ufa

Bashkatov Sergey Alexandrovich

Doctor of Biology,

Professor Chair of General Psychology Eastern Economic-and-Law Liberal Academy

Ufa

Изменение a-ритма ЭЭГ при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ Change in the EEG a-rhythm While High School Teachers’ Emotional Burning

Out Syndrome Forming

В статье представлены результаты изучения a-ритма у педагогов общеобразовательных школ с различными уровнями сформированности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Полученные результаты свидетельствуют, что амплитудная асимметрия a-ритма прогрессивно увеличивается по мере формирования отдельных фаз СЭВ. При этом амплитуда и индекс a-ритма прогрессивно снижаются.

The article presents the results of studying the a-rhythm of high school teachers with different levels of the emotional burning out syndrome forming. The results obtained testify that the amplitude asymmetry of a-rhythm progressively increases in proportion to the independent emotional burning out syndrome phases forming. In this case the amplitude and index of a-rhythm are progressively reduced.

Ключевые слова: электроэнцефалография (ЭЭГ), a-ритм, P-ритм, эмоциональное выгорание, педагоги.

Key words: electroencephalography (EEG), a- rhythm, p- rhythm, emotional burning out, teachers.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений в прикладных исследованиях стресса является его изучение в контексте профессиональной деятельности человека. С этих позиций стресс понимается как результат дисбаланса между внутренними ресурсами работающего человека и требованиями внешней среды, воплощенными в особенностях конкретной трудовой ситуации [2; 4]. Говоря о профессиональном стрессе, нельзя не упомянуть термин «эмоциональное выгорание» (burnout), введенный американским психиатром H.J. Freudenberger в 1974 году [16] для оценки психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с другими людьми в эмоционально насыщенной атмосфере профессиональной деятельности. Интерес к исследованию синдрома выгорания возрос после того, как американские ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach С, Jackson S.E., 1986) [17; 18]. Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний:

• эмоциональном истощении - переживание опустошенности и бессилия;

• деперсонализации - дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости);

• редукции личных достижений - занижение собственных достижений, потеря смысла деятельности и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте.

К настоящему времени опубликовано достаточно большое количество работ, авторы которых нашли статистически значимые корреляции между показателями стресса, особенностями профессиональной деятельности в системе «человек-человек», электрофизиологическими показателями [6; 7; 9; 11; 12; 15]. Многие исследователи считают ЭЭГ-параметры весьма перспективными диагностическими критериями стресса [4; 5].

Чувствительность а-ритма к эмоциональному напряжению хорошо известна всем, кто работает с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) человека. Однако его способность подавляться разнообразными состояниями напряженности, в

т.ч. кратковременными и даже незаметными для испытуемого, не используется широко в диагностике психологических нарушений и исследовании их механизмов. Временная структура а-ритма может представлять большой интерес в связи с тем, что она, вероятно, в той или иной степени может отражать временные вариации эмоционального напряжения. Основные нарушения биоэлектрической активности при стрессе наблюдаются в диапазоне а-ритма: снижаются амплитудные значения и индекс; а-ритм выражен вспышками, длительностью до нескольких секунд, отделенными друг от друга участками низкоамплитудной полиморфной медленной активности. Перерывы между вспышками а-ритма могут быть также заполнены плоской ЭЭГ.

Попытки разработки диагностических средств на основе анализа а-ритма предпринимались лишь в отдельных работах [4; 9; 10]. Возможно, это связано с общим недостатком внимания к диагностической ценности оценок вариативности компонентов ЭЭГ.

В настоящее время серьезной социальной проблемой является профессиональное выгорание работников педагогических специальностей [7; 8], поэтому в рамках изучение его психофизиологических механизмов мы предположили, что существуют различия показателей а-ритма на различных этапах формирования профессионального выгорания.

В исследовании приняли участие 318 педагогов в возрасте от 21 до 63 лет общеобразовательных школ г. Уфы. Изучение уровня стресса проводилось с использование опросника «Шкала профессионального стресса» Ч.Д. Спилбер-гера в адаптации О.М. Радюка [13]. При профилактике и диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервнопсихической устойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Уровень нервнопсихической устойчивости определяли с помощью методики «Прогноз» [13], разработанной в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [13] позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгора-

ния» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».

Всем испытуемым была сделана фоновая запись ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. ЭЭГ регистрировали от 16 отведений, расположенных в симметричных точках правого и левого полушарий по системе «десять-двадцать». Анализ ЭЭГ осуществлялся с помощью компьютерной программы "Нейрокартограф-3.55". Патологическими изменениями для а-ритма были определены следующие: постоянное наличие а-ритма (индекс более 50%); амплитудная межполушарная асимметрия более 30%; изменения количественных параметров: снижение амплитуды ниже 20 мкВ или повышение свыше 90 мкВ, снижение индекса а-ритма ниже 50% вплоть до полного его отсутствия. Для Р-ритма - амплитудная межполушарная асимметрия - более 50%, повышение амплитуды - более 7 мкВ. Полученные данные статистически обрабатывали: рассчитывали средние значения, стандартные отклонения, средние значения сравнивали с помощью 1-критерия Стьюдента.

В таблице 1 приведены средние значения и стандартные отклонения амплитудной асимметрии а-ритма на разных уровнях сформированности фаз (первой, второй и третьей) СЭВ. В таблице 2 - результаты сравнения средних значений по 1-критерию Стьюдента.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения амплитудной асимметрии

а-ритма на разных уровнях сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы п М±т

Ампл. асимметрия а-ритма - несформированная фаза напряжения 47 21,17±3,49

Ампл. асимметрия а-ритма - формирующаяся фаза напряжения 169 23,99±6,23

Ампл. асимметрия а-ритма - сформированная фаза напряжения 101 33,51±7,54

Ампл. асимметрия а-ритма - несформированная фаза резистенции 96 21,56±3,83

Ампл. асимметрия а-ритма - формирующаяся фаза резистенции 181 27,52±7,81

Ампл. асимметрия а-ритма - сформированная фаза резистенции 41 34,48±8,08

Ампл. асимметрия а-ритма - несформированная фаза истощения 156 23,29±5,76

Ампл. асимметрия а-ритма - формирующаяся фаза истощения 138 28,95±7,99

Ампл. асимметрия а-ритма - сформированная фаза истощения 24 35,56±9,37

Примечание: п-количество испытуемых, М - среднее значение, т - стандартное отклонение.

Таблица 2

Результаты сравнения средних значений амплитудной асимметрии а-ритма разных уровней сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы Среднее 1 Среднее2 1;-уа1ие ёГ Р п1 п2

ААальфа Н1 и ААальфа Н2 21,17 23,99 -2,97 214 0,003261 47 169

ААальфа Н1 и ААальфа Н3 21,17 33,51 -10,68 146 0,0000001 47 101

ААальфа Н2 уб. ААальфа Н3 23,99 33,51 -11,21 268 0,0000001 169 101

ААальфа Р1 уб. ААальфа Р2 21,56 27,52 -7,03 275 0,0000001 96 181

ААальфа Р1 уб. ААальфа Р3 21,56 34,48 -12,7 135 0,0000001 96 41

ААальфа Р2 уб. ААальфа Р3 27,52 34,48 -5,11 220 0,000001 181 41

ААальфа И1 уб. ААальфа И2 23,29 28,95 -7,03 292 0,0000001 156 138

ААальфа И1 уб. ААальфа И3 23,29 35,56 -8,72 177 0,0000001 156 24

ААальфа И2 уб. ААальфа И3 28,95 35,56 -3,57 159 0,000456 138 24

Примечание: ёГ - количество степеней свободы, р - вероятность нулевой гипотезы; жирным шрифтом выделены статистически значимые различия.

Из таблиц 1 и 2 следует, что амплитудная асимметрия а-ритма статистически достоверно возрастает по мере формирования фазы напряжения соответственно на 13 и 38%; фазы резистенции - 21 и 39%; фазы истощения - 20 и 35%.

В таблице 3 приведены средние значения и стандартные отклонения амплитуды а-ритма на разных уровнях сформированности фаз СЭВ. В таблице 4 -результаты сравнения средних значений по 1-критерию Стьюдента.

Таблица 3

Средние значения и стандартные отклонения амплитуды а-ритма на разных

уровнях сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы п М±т

Амплитуда а-ритма - несформированная фаза напряжения 47 55,23±11,20

Амплитуда а-ритма - формирующаяся фаза напряжения 169 50,04±16,93

Амплитуда а-ритма - сформированная фаза напряжения 102 31,07±17,92

Амплитуда а-ритма - несформированная фаза резистенции 95 55,51±11,52

Амплитуда а-ритма - формирующаяся фаза резистенции 181 42,61±19,11

Амплитуда а-ритма - сформированная фаза резистенции 42 29,52±19,53

Амплитуда а-ритма - несформированная фаза истощения 156 53,04±15,31

Амплитуда а-ритма - формирующаяся фаза истощения 138 38,50±18,50

Амплитуда а-ритма - сформированная фаза истощения 24 25,13±17,86

Таблица 4

Результаты сравнения средних значений амплитуды а-ритма разных уровней

сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы Среднее 1 Среднее2 1;-уа1ие ёГ Р п1 п2

Аальфа Н 1 уб. Аальфа Н 2 55,23 50,04 1,986 214 0,048364 47 169

Аальфа Н 1 уб. Аальфа Н 3 55,23 31,07 8,505 147 0,000001 47 102

Аальфа Н 2 уб. Аальфа Н 3 50,04 31,07 8,739 269 0,000001 169 102

Аальфа Р 1 уб. Аальфа Р2 55,51 42,61 6,023 274 0,000001 95 181

Аальфа Р 1 уб. Аальфа Р3 55,51 29,52 9,718 135 0,000001 95 42

Аальфа Р2 уб. Аальфа Р3 42,61 29,52 3,98 221 0,000092 181 42

Аальфа И1 уб. Аальфа И2 53,04 38,50 7,368 292 0,000001 156 138

Аальфа И1 уб. Аальфа И3 53,04 25,13 7,983 177 0,000001 156 24

Аальфа И2 уб. Аальфа И3 38,50 25,13 3,224 159 0,001535 138 24

Из таблиц 3 и 4 следует, что амплитуда а-ритма статистически достоверно снижается по мере формирования фазы напряжения соответственно на 10 и 44%; фазы резистенции - 24 и 48%; фазы истощения - 29 и 53%.

В таблице 5 приведены средние значения и стандартные отклонения индекса а-ритма на разных уровнях сформированности фаз СЭВ. В таблице 6 -результаты сравнения средних значений по 1-критерию Стьюдента.

Таблица 5

Средние значения и стандартные отклонения индекса а-ритма на разных

уровнях сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы п М±т

Индекс а-ритма - несформированная фаза напряжения 47 72,13±8,42

Индекс а-ритма - формирующаяся фаза напряжения 169 71,22±11,54

Индекс а-ритма - сформированная фаза напряжения 102 54,94±15,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс а-ритма - несформированная фаза резистенции 102 73,20±9,08

Индекс а-ритма - формирующаяся фаза резистенции 175 65,35±14,61

Индекс а-ритма - сформированная фаза резистенции 41 51,90±15,49

Индекс а-ритма - несформированная фаза истощения 157 71,60±10,46

Индекс а-ритма - формирующаяся фаза истощения 136 62,33±15,38

Индекс а-ритма - сформированная фаза истощения 25 51,92±17,9

Таблица 6

Pезультаты сравнения средних значений индекса a-ритма разных уровней сформированности фаз СЭВ

Сравниваемые группы Среднее 1 Среднее2 t-value df P n1 n2

И альфа Н1 уб. И альфа Н2 72,13 71,22 0,500 214 0,617385 47 169

И альфа Н1 уб. И альфа Н3 72,13 54,94 7,149 147 0,000001 47 102

И альфа Н2 уб. И альфа Н3 71,22 54,94 9,884 269 0,000001 169 102

И альфа Р1 уб. И альфа Р2 73,20 65,35 4,90 275 0,000002 102 175

И альфа Р1 уб. И альфа Р3 73,20 51,90 10,21 141 0,000001 102 41

И альфа Р2 уб. И альфа Р3 65,35 51,90 5,247 214 0,000001 175 41

И альфаИ1 уб. И альфаИ2 71,69 62,33 6,16 291 0,000001 157 136

И альфаИ1 уб. И альфа И3 71,69 51,92 7,83 180 0,000001 157 25

И альфаИ2 уб. И альфа И3 62,33 51,92 3,031 159 0,002845 136 25

Из таблиц 5 и 6 следует, что индекс a-ритма статистически достоверно снижается по мере формирования фазы напряжения соответственно на 25%; фазы резистенции - 11 и 35%; фазы истощения - 12 и 28 %.

Полученные результаты свидетельствуют, что амплитудная асимметрия a-ритма прогрессивно увеличивается по мере формирования отдельных фаз синдрома эмоционального выгорания. При этом амплитуда и индекс a-ритма прогрессивно снижаются.

В настоящее время доказано [1; 13], что a-ритм отражает предметность зрения и квантование внешних стимулов. Не вызывает сомнений, что в случае синдрома профессионального выгорания стрессовое воздействие осуществляется внешними стимулами и носит предметный характер. Амплитудная асимметрия a-ритма, снижение его амплитуды в целом нарушают прежде всего познавательные процессы и, как следствие этого, восприятие педагогом внешней и внутренней реальности, приводящего к формированию редукции профессиональных обязанностей. Иными словами в этой ситуации мы теряем педагога как полноценного участника педагогического процесса.

Выявленные закономерности позволяют рекомендовать шире использовать энцефалографию в качестве диагностического инструментария формирования стресс-реакции и эффективности ее коррекции у представителей педагогических профессий.

Библиографический список

1. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004 - 464 с.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях «человек-человек»: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под редакцией Г.С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Ситкова - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учебное пособие [Текст]. / Н.Н. Данилова - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192 с.

5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2001. - 144 с.

6. Звягина Н.В., Вершинина И.В. Возрастные особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга в процессе зрительного воприятия. // Материалы IV Международной конференции по когнитивной науке. - Томск, 2010.

7. Морева Е.В. Источники стресса в педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Мо-рева // Научно-методические проблемы развития общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин в вузе: Материалы Всерос. научно-методической конференции. - Тверь, 2005. -С. 73-75.

8. Идобаева О.А., Подольский А.И. Проблема стресса в профессиональной деятельности педагога // Прикладные исследования, 2005. - №4.- С.102=106.

9. Кануников И.Е., Белов Д.Р. Пространственная синхронизация ЭЭГ как системный показатель деятельности мозга. Материалы IV Международной конференции по когнитивной науке. - Томск, 2010.

10. Островская Т.В. Методы математического анализа электрической активности мозга человека, укладывающейся в понятие «норма» // Архив клинической и экспериментальной медицины. - 2001. - Т10. - №3. - С. 272-276.

11. Пасечник И.В., Вартанов А.В., Захаров И. А.. Методы анализа электроэнцефало-графических данных в задачах исследования мозговых механизмов семантических процессов. // Материалы IV Международной конференции по когнитивной науке. - Томск, 2010.

12. Плотников Д.В., Козаренко Л.А., Захарова Л.И. Факторная структура общемозговых индикаторов фоновой ЭЭГ человека // Университетская наука: теория, практика, инновации. Сборник 73-й научной конференции КГМУ - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. - Т.1. - С.87-91.

13. Райгородский Д. Я., Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — М.: Издательство Бахрах. , 2006—672 с.

14. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационноэмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1975.

15. Шишкин С.Л., Борисов С.В., Левичкина Е.В., Каплан А.Я. Перспективы анализа временной структуры альфа-ритма ЭЭГ человека и ее пространственной синхронности в психофизиологической диагностике // «Стресс и поведение». - Материалы VI Международной междисциплинарной конференции по биологической психиатрии. - Москва, 2001.

16. Freudenberger H.J. Staff Burn-Out //Journal of Social Issues. - 1974. - V. 30. P. 159165.

17. Maslach, C. Burnout: A Social Psychological Analysis. In The Burnout Syndrome Ed. J.W. Jones, P. 30-53, Park Ridge, IL: London House, 1982.

18. Maslach, C. and Jachson, S.E. The Measurement of Experienced Burnout. Journal of Occupational Behaviour, 2, 99-113, 1981.

Bibliography

1. Alexandrov, Yu.I. Psychophysiology: Textbook for Higher Education Institution. 3rd Ed. - St. Petersburg: Peter, 2004 - 464 p.

2. Danilova, N.N. Psychophysiological Diagnostics of Functional States: Study Guide. -M.: Publishing House of MSU, 1992. - 192 p.

3. Dubrovinskaya, N.V., Farber, D.A., Bezrukikh, M.M. Psychophysiology of a Child. - M.: Vlados, 2001. - 144 p.

4. Freudenberger H.J. Staff Burn-Out //Journal of Social Issues. - 1974. - V. 30. P. 159—

165.

5. Idobaeva, O.A., Podolsky, A.I. Stress Problem in a Teacher’s Professional Activity // Applied Research, 2005. - №4. - P. 102-106.

6. Kanunikov, I.E., Belov, D.R. Three-dimensional EEG Synchronization as a System Index of Brain Activity // The Materials of IV International Conference on the Cognitive Science. -Tomsk, 2010.

7. Maslach, C. Burnout: A Social Psychological Analysis. In The Burnout Syndrome Ed. J.W. Jones, P. 30-53, Park Ridge, IL: London House, 1982.

8. Maslach, C. and Jachson, S.E. The Measurement of Experienced Burnout. Journal of Occupational Behaviour, 2, 99-113, 1981.

9. Moreva, E.V. Stress Sources in Pedagogical Activity // Scientific-and-Methodological Problems of the General Nonscience and Natural-and-Scientific Disciplines Development at Higher School: Materials of Scientific-and-Methodological Conference. - Tver, 2005. - P. 73-75.

10. Ostrovskaya, T.V. Mathematical Analysis Methods of Man’s Brain Electrical Activity Corresponding the Concept of “Standard” // The Archive of Clinical and Experimental Medicine. -2001. - V.10. - №3. - P. 272-276.

11. Pasechnik, I.V., Vartanov, A.V., Zakharov, I.A. Methods of the Electroencephalo-graphic Data Analysis in the Tasks Investigating the Cerebral Mechanisms of Semantic Processes. // The Materials of IV International Conference on the Cognitive Science. - Tomsk, 2010.

12. Plotnikov, D.V., Kozarenko, L.A., Zakharov L.I. Factor Structure of the General Cerebral Indicators of a Man’s Background EEG // The University Science: Theory, Practice, Innovation. Collection of 73th Scientific Conference of KSMU. - Kursk: 2008. - V.1. - P.87-91.

13. Raygorodsky, D.I., Practical Psychodiagnostics. Procedures and Tests. - M.: Bakhrakh Publishing House, 2006 - 672 p.

14. Shishkin, S.L., Borisov, S.V., Levichkina, E.V., Kaplan, A.Ya. Prospects for the Analysis of the Time Structure of the Alpha-Rhythm of a Man’s EEG and Its Three-Dimensional Synchronization in Psychophysiological Diagnostics // “Stress and Behaviour”. - The Materials of VI International Interdisciplinary Conference on Biological Psychiatry. - Moscow, 2001.

15. Simonov, P.V. The Higher Nervous Activity of a Man. Motivational-and-Emotional Aspects. - M.: Science, 1975.

16. Vodopyanova, N.E. “Burning Out” Syndrome in “Man-Man” Professions: Practical Course in Management Psychology and Professional Activity / Edited by G.S. Nikiforov, M.A. Dmitrieva, V.M. Sitkov. - St. Petersburg: Speech, 2003. - P. 276-282.

17. Vodopyanova, N.E., Starchenkova, E.S. Burning Out Syndrome: Diagnostics and Preventive Measures. - St. Petersburg: Peter, 2005. - 336 p.

18. Zvyagina, N.V., Vershinina, I.V. The Special Features of the Three-Dimensional Organization of the Brain Bioelectric Activity in the Process of Visual Perception // The Materials of IV International Conference on the Cognitive Science. - Tomsk, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.