превосходит (P < 0.01) средний процент годовалых самок в местной размножающейся популяции. На искусственных гнёздах отлавливались самки разных возрастов: красноголовый нырок в пределах 1-8 лет, хохлатая чернеть — 1-14 лет. Доказано, что только часть паразитирующих самок в сезон отлова нормально размножалась — в среднем не менее 49% красноголовых нырков и 70% хохлатых чернетей.
Приведённые цифры свидетельствуют, что часть паразитирующих самок обоих видов, очевидно, не имела собственной нормальной кладки в данном сезоне размножения, и что среди годовалых птиц доля неразмножающихся особей была больше, чем среди самок старших возрастных групп. За трёхлетний период учтено всего 1126 успешных гнёзд этих двух видов уток. Из 693 гнёзд красноголовых нырков признаки паразитической подкладки яиц обнаружены в 34%, из 433 кладок хохлатой чернети — 25% (P < 0.01). В успешных смешанных кладках разных возрастных групп обоих видов вылупляемость была значительно ниже (P < 0.01), средняя величина кладки и среднее количество выведенных утят больше (P < 0.01), чем в нормальных кладках. В смешанных кладках пониженная вылупляемость с избытком компенсировалась увеличением средней величины кладки.
Факультативный паразитизм в условиях озера Энгуре следует считать выгодным для местной популяции нырковых уток, так как общая продукция молодых уток из одинакового количества нормальных и смешанных кладок выше у последних.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 577: 1054-1055
Изменение путей пролёта краснозобой казарки Rufibrenta ruficollis в бассейне Нижней Оби
В. А. Бахмутов
Второе издание. Первая публикация в 1986*
Многолетние наблюдения (1958-1985) позволяют считать междуречье Большой и Малой Оби в Ямало-Ненецком автономном округе традиционным местом осеннего пролёта, кормёжки и отдыха многих видов пластинчатоклювых, и в том числе краснозобой казарки Rufi-brenta ruficollis. Последний вид предпочитает использовать на пролёте малоосвоенные и нетронутые человеком угодья в бассейнах рек По-
* Бахмутов В. А. 1986. Изменение путей пролёта краснозобой казарки в бассейне Нижней Оби II Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 63-64.
луй, Собты-Юган, Питляр, Куноват и других (Бахмутов 1978; Кривен-ко и др. 1983).
До 1980-х годов краснозобая казарка встречалась в пойме Оби от её устья до южных границ округа, не образуя больших скоплений на местах кормёжки и отдыха. Пролёт начинался со второй половины сентября. Птицы летели на юг вдоль основного русла Оби. Затем характер пролёта изменился. В первых числах сентября 1981 года в районе посёлков Хашгорт и Горки впервые наблюдали пролёт казарок в юго-западном направлении и остановку их на отдых в пойме Оби. Раннее появление можно было объяснить благоприятными погодными условиями весны и лета того года. Однако в последующие годы подобные миграции повторялись, а количество останавливающихся в междуречье казарок стало увеличиваться. В 1985 году первые красно-зобые казарки были встречены уже 3-4 сентября. Они распределялись стаями до 50-60 особей по сорам поймы. 9 сентября у посёлка Мелек-сим со стороны правого коренного берега Оби начался интенсивный пролёт. Птицы летели на высоте 150-250 м на запад, постепенно снижаясь над поймой. Учтено 18 стай по 19, 28, 17, 15, 25, 30, 20, 19, 30, 40, 52, 50, 60, 27, 30, 48 штук, пролетавших через 35-45 мин. Ночью стаи летели через 1-1.5 ч, краснозобые казарки хорошо определялись по характерному крику. Через Питлярский сор на запад пролетело более 20 стай (от 12 до 50 шт.). 10-16 сентября близ Хашгорта на юго-запад летели стаи до 30-40 шт. В конце сентября все казарки, отдыхавшие в междуречье, отлетели в более южные районы. Судя по интенсивности и направлению пролёта, эти краснозобые казарки относились к таймырской популяции, изменившей пути пролёта.
По наблюдениям работников госохотинспекции в Тазовском и Пу-ровском районах не наблюдалось подобных миграционных аномалий. В то же время поступали сведения об отсутствии краснозобых казарок в верховьях рек Куноват и Полуй. В 1985 году они летели через среднее и нижнее течение Полуя и в бассейне Собты-Югана. Очевидно, миграционный путь сместился севернее линии Надым — Новый Уренгой, в обход зоны интенсивного промышленного освоения.
Не случайно местом для длительной остановки краснозобые казарки избрали соровую систему междуречья Большой и Малой Оби, так как юго-запад Ямало-Ненецкого автономного округа меньше всего затронут промышленным освоением. Не исключено, что указанное место остановки краснозобых казарок — единственное на путях миграции в этом регионе, в связи с чем, вероятно, следует учредить здесь республиканский заказник сезонного режима.