Научная статья на тему 'Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий'

Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
629
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ МЕДИА / YOUNG PEOPLE / MEDIA CONSUMPTION / TELEVISION / TV CONSUMPTION / DIGITAL TECHNOLOGIES / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинская Екатерина Витальевна

В статье анализируются практики телепотребления российской молодежи, претерпевающие значительные изменения в условиях развития цифровых информационно-коммуникационных технологий в первом десятилетии XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of TV Consumption Practices of Russian Young People under Conditions of Information and Communication Technologies Development

The article covers the TV consumption practices of Russian youth, which have been undergoing significant changes under conditions of digital information and communication technologies development over the first decade of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий»

Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий

Е. В. Овчинская (Московский гуманитарный университет)*

В статье анализируются практики телепотребления российской молодежи, претерпевающие значительные изменения в условиях развития цифровых информационно-коммуникационных технологий в первом десятилетии XXI в.

Ключевые слова: молодежь, медиапотребление, телевидение, телепотребление, цифровые технологии, новые медиа.

Средства массовой информации (СМИ) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. Многие рабочие места требуют навыков обращения с компьютером, Интернетом. Досуг также связан с обращением к всевозможным медиа — просмотр телевизора, использование Интернета, чтение газет, просмотр фильмов на DVD-плеере, прослушивание музыки и пр. Причем цифровые технологии и

возникающие на их основе «новые медиа» предлагают расширенные возможности получения информации, развлечения и общения, становясь многофункциональными домашними (Интернет) или персональными и мобильными (сотовый телефон, нетбук, коммуникатор и пр.) медиацентрами. Телевидение, которое в середине XX в. заняло особое место в повседневной жизни и практически безраздельно господствовало в сфере распространения информации и домашних раз-

* Овчинская Екатерина Витальевна — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета, старший социолог отдела социологических исследований Аналитического центра «Видео Интернешнл». Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]

влечений, в начале XXI в. столкнулось с конкуренцией со стороны «новых медиа», претендующих на время и внимание аудитории. Оснащенность домохозяйств различными медиаустройствами и услугами за последнее десятилетие значительно возросла. Так, по данным мониторингового социологического исследования «Телевидение глазами телезрителей»1, в 2002 г. практически каждая городская семья в России имела как минимум один телевизор (в среднем — 1,3 телевизора на домохозяйство) и почти половина семей (46%) имели видеомагнитофон. Сегодня помимо телеприемников (которых стало больше — в среднем 1,7 на семью), почти все горожане имеют также мобильный телефон (92%), более 50% городских семей оснащены компьютером и/или ноутбуком, DVD-плеером (и/или VHS-видеомагнитофоном) и около 50% — Интернетом. Почти каждая пятая семья (18%) имеет и телевизор, и компьютер, и доступ в Интернет, и DVD-плеер (видеомагнитофон), подключена к многоканальному платному телевидению.

Новые ИКТ, входя в повседневную жизнь, меняют привычные формы общения, работы, досуговой деятельности и т. п. Эти технологии осваиваются и включаются в повседневные практики в первую очередь именно молодым поколением. Для молодых этот процесс происходит легко и естественно, без напряжения (причем вне зависимости от гуманитарного или технического образования), в то время как старшему поколению приходится «преодолевать себя», чтобы освоить технические новинки. Эту особенность уловил и отчетливо сформулировал известный американский педагог М. Прен-ски (Prensky, 2001), который ввел два новых понятия: Digital Natives (цифровые аборигены) и Digital Immigrants (цифровые иммигранты). К первой категории относятся люди, которые родились и выросли в окружении различных цифровых технологий: компьютеров, игровых приставок, МР3-плееров, видеокамер, сотовых телефонов и пр. Для цифровых аборигенов Интернет — неотъемлемая часть жизни. Они обращаются с новыми

технологиями свободно и непринужденно, как обращается с родным языком его носитель. Цифровые иммигранты — те, кто был рожден и вырос в «доцифровую» эпоху, но освоил и пользуется цифровыми технологиями (по мнению Пренски, это все те, кому больше 30 лет). Как и обычные иммигранты, «цифровые» «общаются» с новыми технологиями с «акцентом», часто продолжая думать на родном языке, а для «общения» с цифровыми технологиями им каждый раз приходится «преодолевать» себя. Это проявляется в отношении любых цифровых технологий. Например, старшее поколение с большим трудом, чем их дети, осваивает технические возможности мобильного телефона, часто используя его исключительно по прямому назначению (позвонить) и игнорируя другие возможности. В то же время для представителей молодого поколения, прежде всего тинейджеров, мобильный телефон стал многофункциональным карманным устройством, по сути дела, «расширением» или «продолжением» самого человека, если использовать термин М. Маклюэна (Маклюэн, 2003). Неслучайно, Г. Рейнгольд — один из пионеров исследования Интернета, автор концепции «виртуального сообщества», в последней своей книге «Умная толпа: новая социальная революция» рассматривает феномен мобильной связи и вводит очень точное, емкое и образное определение молодого поколения, которое всегда «на связи»: «большепальцевое племя» (Рейнгольд, 2006: 23-30), подчеркивая, что молодые люди постоянно осуществляют манипуляции со своими мобильными телефонами, используя для этого «большой» палец. Еще одна метафора для молодого поколения — «поколение text» (или «поколение txt»), отражающая значимое место текстинга (написания sms-сообщений) и самого сотового телефона в жизни молодежи (Омельченко, 2008; Рейнгольд, 2006: 47-52).

Отечественные социологи также отмечают, что молодежь быстрее других групп населения осваивает различные технологии и их широкие возможности (Луков, 2005).

Вал. А. Луков видит в этом наличие «в данной цивилизационной модели признаков префигуративной культуры (по М. Мид)» (Луков, 2005: 209-210). В сфере медиапотребления это проявляется особенно ярко.

В условиях роста многообразия медиаканалов и насыщения ими повседневной жизненной среды меняются объемы, структура и привычные практики медиапотребления. В среднем городские жители России (старше 15 лет) отводят семь часов в сутки на контакты с различными медиа. Это почти треть суток и практически равнозначно времени на сон. Но поскольку время — ограниченный ресурс, люди «уплотняют» свое медиапотребление. Во-первых, за счет совмещения потребления медиа с другими повседневными занятиями — работой, домашними делами, временем в пути (так называемое «фоновое» потребление медиа). По данным социологического исследования «Телевидение глазами телезрителей», из всего суточного объема медиапотребления более половины — около 60% — происходит в фоновом режиме. Для некоторых видов медиаконтента — радио, музыка — эта цифра достигает 90% и более. Почти половина суточного времени просмотра телепередач совмещается с другими занятиями, прежде всего с домашними делами и приемом пищи.

Во-вторых, «уплотнение» медиапотребления происходит за счет «параллельного» использования нескольких медиа одновременно. Каждый пятый взрослый горожанин (старше 15 лет) хотя бы раз в течение дня использует два и более медиа одновременно, а среди молодых людей (от 15 до 34 лет) — каждый четвертый. Просмотр телепередач также комбинируется с использованием других медиа. Молодые чаще совмещают телепросмотр с использованием Интернета, а люди старшего возраста — с чтением газет или книг, прослушиванием радио.

Наибольшая часть времени медиапотребления у всех возрастных категорий приходится на просмотр телепередач — в среднем почти пять часов в день. Однако не все группы населения смотрят IV в одинаковых объ-

емах, что объясняется различиями в образе жизни, бюджете времени и структуре досуга разных групп населения. Телесмотрение было и остается основной формой домашнего досуга, и потому ему больше времени уделяют представители старших возрастных групп. Молодежь смотрит телевизор меньше, поскольку имеет больше возможностей и времени для проведения досуга вне дома. Так, молодые люди ежедневно уделяют телепросмотру около четырех часов, тогда как люди старше 55 лет — на полтора часа больше. Меньшая вовлеченность молодежи в телепросмотр была зафиксирована социологами уже в 60-е гг. XX в. и объяснена фазами жизненного цикла, различием в досуговом времяпрепровождении (Фирсов, 1977: 130-131).

Интересно отметить, что молодежь, проживающая в селах, смотрит телевизор намного больше, чем городская. Это связано, во-первых, с тем, что в селах у молодежи меньше возможностей для внедомашнего проведения свободного времени, во-вторых, с более низким уровнем проникновения новых информационно-коммуникационных технологий, которые «отвлекают» городскую молодежь от телевидения.

Основным конкурентом телевидения, претендующим на время и внимание городской молодежи, в последнее время стал Интернет: те, кто регулярно пользуется Интернетом, смотрят телевизор 3 часа 45 минут в день, а те, кто не пользуется, — на полтора часа больше. Вместе с тем распространенное суждение о том, что молодежь, которая пользуется Интернетом, совсем не смотрит телевизор, опровергается данными социологических исследований: почти четыре часа в день — это довольно много. Чтению книг, например, городская молодежь уделяет существенно меньше времени (в среднем полтора часа в день), газеты и журналы читают еще меньше (около 50 минут).

Уводя молодых людей от телеэкрана, Интернет в то же время предоставляет новые возможности просмотра телевизионного контента (телепередач, фильмов, телесе-

риалов), на основе которых формируются альтернативные формы и способы телепросмотра. Цифровые технологии позволяют зрителю обращаться к телевизионному контенту без привязки к сетке вещания, со сдвигом во времени (time shifting) и на «другом» экране (place shifting), самому программировать свое телепотребление, управлять им, учитывая индивидуальные потребности и предпочтения. Этот новый тип телепотребления называется «нелинейным» в противоположность традиционному «линейному» телепросмотру — по телевизору во время трансляции. Таким образом, традиционная (и долгое время единственно возможная) форма просмотра телепередач (по телевизору в соответствии с сеткой вещания) дополнилась множеством новых возможностей потребления телевизионного контента.

Наиболее активными в освоении новых форм телепросмотра являются молодые люди. Согласно данным исследования «Телевидение глазами телезрителей», среди горожан 27% хотя бы иногда практикуют «нелинейный» телепросмотр, тогда как среди молодых — почти в два раза больше (50%). Просмотр телепередач, фильмов и сериалов посредством Интернета довольно популярен среди городской молодежи. Самой распространенной формой потребления телевизионного контента в Интернете является «скачивание». Наиболее востребованным в Сети типом профессионального контента являются фильмы (их «скачивает» почти треть молодых людей). Просмотр фильмов в режиме онлайн также довольно распространен в среде молодых (23%). Интернет предоставляет богатые возможности для потребления телевизионного контента. Сайты телеканалов (www.1tv.ru, www.ctc-tv.ru и др.), специально созданные ресурсы (www.videomore.ru, www.tnt-online.ru и др.), контент-агрегаторы (www.zoomby.ru, www.ivi.ru и др.) предлагают бесплатный лицензионный контент и порой даже без рекламы (или реклама дается только перед просмотром, а сама программа/фильм не прерывается на рекламные блоки). Но российские интернет-пользова-

тели активнее используют ресурсы с нелегальным контентом — социальные сети, ви-деохостинги и торренты. По данным исследования «Медиапотребление интернет-аудитории России»2, в поисках интересующего контента к этим ресурсам обращается 50% активных интернет-пользователей, а к сайтам с легальным контентом — 37%. Культурная специфика россиян такова, что они не готовы платить за контент. Эта особенность проявляется и в молодежной среде, и среди населения в целом. И дело не только в отсутствии материальных возможностей и обременительности этой платы, сколько именно в культурных установках, отсутствии привычки, в представлении о целесообразности таких затрат и т. п. Весьма убедительны и красноречивы в этом отношении результаты опроса активных интернет-пользователей. В гипотетической ситуации, если бы интересующий видеоконтент был доступен для просмотра только в двух вариантах — бесплатно, но с рекламой или без рекламы, но за плату, — абсолютное большинство (более 80%) выбрало бы первый, «бесплатный» вариант, несмотря на широко распространенное негативное отношение к рекламе и стремление ее избежать (данные онлайн опроса «Медиапотребление интернет-аудитории России», 2010 г.).

В России «нелинейное» телепотребление связано в основном с использованием Интернета, тогда как в западных странах, особенно в осуществивших переход на цифровое вещание, возможности «нелинейного» телепотребления предоставляют операторы платного телевидения (услуги video-onde-mand, са1:сЫир-1т). В России технологическая отсталость сетей платного телевидения, низкий уровень доходов большей части россиян тормозят развитие и распространение подобных услуг и сервисов, стало быть, и освоение новых практик телепотребления.

Итак, распространение современных ИКТ постепенно меняет традиционные практики медиапотребления. Молодежь активнее других групп населения осваивает новые технологии и новые практики теле-

просмотра, включает их в свою повседневную жизнь. Новые формы предоставляют большую свободу в управлении своим телепросмотром и способствуют индивидуализации телепотребления. Однако альтернативные формы телепотребления (даже в среде молодых телезрителей) не вытесняют, а скорее дополняют традиционную форму просмотра телепередач — по телевизору во время трансляции. Очевидно, в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе эти два типа телепотребления будут сосуществовать, дополняя друг друга. И традиционный тип телепросмотра останется основным и доминирующим, хотя бы потому, что 50% телепотребления, как было отмечено выше, происходит в фоновом режиме. А новые формы, связанные с поиском, выбором интересующего контента, требуют большей сосредоточенности, большей включенности в процесс.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мониторинговое социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей» проводилось Аналитическим центром «Видео Интернешнл» в 2000-2010 гг. Опрос городского населения в возрасте старше 15 лет (формализованное интервью по месту жительства респондента). Выборка — около 3000 чел. Авторы: И. А. Полуэхтова (рук.), А. В. Воронцова, П. А. Ковалев, А. М. Гладько, Е. В. Овчин-ская и др.

2 Социологическое исследование «Медиапотребление интернет-аудитории России» проводилось Аналитическим центром «Видео Интернешнл» в 2010 г. (рук. И. А. Полуэхтова). Онлайн опрос активных интернет-пользователей старше 15 лет. Выборка — 2159 чел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Луков, Вал. А. (2005) Знаки и символы молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 209-211.

Маклюэн, Г. М. (2003) Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М. ; Жуковский : Канон-пресс-Ц ; Кучково поле.

Омельченко, Е. Л. (2008) Поколение Text: новые имена молодежной культуры // Рекламные идеи. № 2. С. 106-111.

Рейнгольд, Г. (2006) Умная толпа: новая социальная революция. М. : Фаир-Пресс.

Фирсов, Б. М. (1977) Пути развития средств массовой коммуникации. Л. : Наука.

Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants [Электр. ресурс] // Marc Prensky. com. URL: http://www.marcprensky.com/writing/Pren-sky%20-%20Digital%20Natives,%20Digi-tal%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 08.04.2011).

THE EVOLUTION OF TV CONSUMPTION PRACTICES OF RUSSIAN YOUNG PEOPLE UNDER CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES DEVELOPMENT E. V. Ovchinskaia (Moscow University for the Humanities)

The article covers the TV consumption practices of Russian youth, which have been undergoing significant changes under conditions of digital information and communication technologies development over the first decade of the 21st century.

Keywords: young people, media consumption, television, TV consumption, digital technologies, new media.

BIBLIOGRAPHY

(TRANSLITERATION)

Lukov, Val. A. (2005) Znaki i simvoly mo-lodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 209-211.

Makliuen, G. M. (2003) Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniia cheloveka. M. ; Zhukovskii : Kanon-press-Ts ; Kuchkovo pole.

Omel’chenko, E. L. (2008) Pokolenie Text: novye imena molodezhnoi kul’tury // Reklamnye idei. № 2. S. 106-111.

Reingol’d, G. (2006) Umnaia tolpa: novaia sot-sial’naia revoliutsiia. M. : Fair-Press.

Firsov, B. M. (1977) Puti razvitiia sredstv massovoi kommunikatsii. L. : Nauka.

Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants [Elektr. resurs] // Marc Prensky.com. URL: http://www.marcprensky.com/writing/

Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digi-tal%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (data ob-rashcheniia: 08.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.