Научная статья на тему 'Изменение показателей ударного объема кровотока у детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности'

Изменение показателей ударного объема кровотока у детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕРДЦА УДАРНЫЙ ОБЪЕМ / ПЕДИАТРИЯ / СЕРДЦА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕК / ДЕТИ / ШКОЛЬНИКИ / MOTOR ACTIVITY / STROKE VOLUME / PEDIATRICS / HEART FUNCTION TESTS / COMPARATIVE STUDY / HUMAN / CHILD / SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вахитов И. Х., Абзалов Р. А., Сафин Р. С., Кирилова Т. Г., Зюзюлькин Ю. С.

The variations of stroke volume in children of junior school age in changing motor activity regimes are studied. It is established that during natural growth and development of children daily muscular trainings which were begun at earlier stages, provide the essential increase of stroke volume. This effect, attained during training in the first form, is retained later even in case of the essential decrease of motor activity level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вахитов И. Х., Абзалов Р. А., Сафин Р. С., Кирилова Т. Г., Зюзюлькин Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATION OF STROKE VOLUME INDICES IN CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN CHANGING MOTOR ACTIVITY REGIMES

The variations of stroke volume in children of junior school age in changing motor activity regimes are studied. It is established that during natural growth and development of children daily muscular trainings which were begun at earlier stages, provide the essential increase of stroke volume. This effect, attained during training in the first form, is retained later even in case of the essential decrease of motor activity level.

Текст научной работы на тему «Изменение показателей ударного объема кровотока у детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности»

УДК 612.171.1:616—053.5:615.825

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДАРНОГО ОБЪЕМА КРОВОТОКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ СМЕНЕ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

И.Х. Вахитов, P.A. Абзалов, P.C. Сафин, Т.Г. Кирилова, Ю.С. Зюзюлькин

Кафедра теоретических основ физической культуры (зав. - проф. P.A. Абзалов) Казанского государственного педагогического университета

Изучены изменения ударного объема крови (УОК) у детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности. В процессе ежедневных занятий физическими упражнениями в течение первого года обучения в школе у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы происходит увеличение показателей УОК. Высокие показатели УОК сохраняются и в последующем, несмотря на значительное снижение уровня двигательной активности в процессе учебы во втором и третьем классах. У детей контрольного класса, занимающихся физической культурой по общей школьной программе, в течение первых двух лет обучения в школе показатели УОК существенно не изменяются, и лишь в начале третьего года учебы наблюдается естественный возрастной прирост систолического выброса.

Процесс адаптации детей к учебе в первом классе сопровождается значительным снижением уровня двигательной активности. Это связано в первую очередь с существенным увеличением объема, интенсивности умственной нагрузки и, особенно, с включением в учебную программу различных дополнительных форм образования. Дети значительное время вынуждены проводить в положении сидя при выполнении домашних заданий. При этом изменения УОК у детей младшего школьного возраста при смене режима двигательной активности остаются недостаточно изученными.

Исследования были проведены в средней общеобразовательной школе № 51 г. Набережные Челны у физически здоровых детей, отнесенных к основной медицинской группе. В первую (экспериментальную) группу вошли мальчики и девочки (24 ученика), которые в течение первого года обучения в школе занимались по режиму усиленной двигательной активности (занятия физи-

ческой культурой в течение четырех часов проводились на свежем воздухе независимо от времени года и один час -в бассейне). На втором году обучения двигательная активность данных детей была снижена до уровня двухразовых занятий на уроках физической культуры. Во вторую группу (контрольная) вошли 23 ученика того же возраста из параллельного класса, которые занимались физической культурой два часа в неделю по общей школьной программе начиная с первого года обучения.

УОК регистрировали в положении детей лежа при помощи реоплетизмо-графа 4РГ-2М, изготовленного в экспериментально-производственных мастерских АМН России. В комплекте с ним был применен автоматизированный микропроцессорный анализатор реог-рамм “Курсор”, разработанный НПО “Экран” и состоящий из преобразователя реограмм, записывающего устройства и дисплея. Регистрацию реограммы осуществляли используя способ тетра-полярной грудной реографии по методу W. Kubicek [6] в модификации А.М.Бадаква [2] и Р.А. Абзалова [1].

Показатели УОК у детей контрольного класса первого года обучения составили в сентябре 21,8 1,9 мл. В течение первого и второго годов обучения показатели систолического выброса крови у них сохранялись примерно на уровне 22,5 2,2—23,0 1,3 мл. На третьем году обучения показатели УОК стали постепенно увеличиваться и к середине учебного года достигли 30,2 3,2 мл. Данная величина оказалась на 8,4 мл больше по сравнению с исходными данными, полученными в первом классе (Р<0,05). Следовательно, показатели УОК у детей контрольного класса в течение первых двух лет обучения существенных изменений не претерпевают, и лишь на третьем году учебы наблюдается постепенный прирост данных показателей.

У первоклассников экспериментальной группы в сентябре показатели УОК составили 24,8 3,6 мл. К середине учебного года, после прохождения пятимесячного цикла мышечных тренировок, произошло существенное увеличение систолического выброса крови. Показатели УОК достигли 42,6 4,2 мл, прирост составил 17,8 мл. По истечении годичного цикла мышечных тренировок, то есть к концу учебного года, среднее значение УОК у детей экспериментального класса достигло 52,8 3,6 мл, что в 2 раза больше по сравнению с показателями УОК, полученными в сентябре (Р<0,05). Данная величина по сравнению с показателями УОК детей контрольного класса оказалась больше на 28,7 мл. Следовательно, у детей экспериментального класса на фоне естественного возрастного прироста УОК ежедневные занятия физическими упражнениями привели к значительному увеличению показателей УОК.

Начиная со второго года обучения дети экспериментального класса перешли с ежедневных мышечных тренировок на двухразовые занятия физическими упражнениями в неделю, проводимые на уроках физической культуры. Несмотря на существенное снижения уровня двигательной активности, показатели УОК в течение второго года обучения в школе сохранялись на высоком уровне (в среднем 55,8 2,4 - 5б,6 3,8 мл), что было почти в 2,5 раза больше, чем у детей того же возраста из контрольного класса (Р<0,001). Показатели УОК у детей экспериментального класса оставались на высоком уровне и в течение третьего года учебы (74,4 5,9 - 76,3 2,0 мл).

Таким образом, на фоне естественного роста и развития детей ежедневные мышечные тренировки, начатые на более ранних этапах, способствуют существенному увеличению УОК. Более того, при последующем снижении уровня двигательной активности показатели УОК у этих детей сохраняются на высоком уровне. Многие исследователи [1, 3, 4, 5] отмечают, что в процессе систематических мышечных тренировок происходит функциональное развитие

сердца вследствие расширения его полостей при одновременной гипертрофии миокарда. На наш взгляд, изменения происходят, вероятно, также на клеточном уровне, и они, по-видимому, достаточно устойчивы, что позволяет поддерживать УОК на высоком уровне даже при последующем существенном снижении двигательной активности. Необходимо учесть и то, что в экспериментах мы имели дело с растущими детьми, для которых свойственно естественное возрастное увеличение УОК.

Итак, проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что ежедневные занятия физическими упражнениями в течение первого года обучения в школе способствуют увеличению УОК. Данный положительный эффект, достигнутый в процессе мышечных тренировок в первом классе, сохраняется и в последующем даже при существенном снижении уровня двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абзалова Р.А. Движение и развивающееся сердце. - М., 1985.

2. Бадаква А.М. Изменение минутного объема кровообращения у животных в космическом полете и в модельных исследованиях: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. - М., 1989.

3. Лембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. - М., 1989.

4. Лембо А.Г., Земцовский Э.В. и др. // Теор. и практ. ФК. - 1978. - № 11.— С. 24.

5. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М., 1988.

6. Kubichek W.P. //Biomed. End. - 1974. - Vol. 9. -P. 410—416.

Поступила 18.02.02.

VARIATION OF STROKE VOLUME INDICES IN CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN CHANGING MOTOR ACTIVITY REGIMES

I.Kh. Vakhitov, R.A. Abzalov, R.S. Safin,

T.G. Kirilova, Yu.S. Zyuzyulkin

S u m m a г у

The variations of stroke volume in children of junior school age in changing motor activity regimes are studied. It is established that during natural growth and development of children daily muscular trainings which were begun at earlier stages, provide the essential increase of stroke volume. This effect, attained during training in the first form, is retained later even in case of the essential decrease of motor activity level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.