Научная статья на тему 'Изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза'

Изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Финляндия / политика безопасности / НАТО / Северное Измерение / Североевропейское Оборонное Сотрудничество / страны Северной Европы / Finland / security policy / NATO / Northern Dimension / Northern European Defense Cooperation / Nordic countries

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоров Роман Александрович

Трансформация современного мирового порядка привела к изменению взаимоотношений Российской Федерации и Финляндии. Последняя заняла недружественную позицию по отношению к России, что, конечно, не могло не отразиться на политике безопасности Финляндии. 4 апреля 2023 года Финляндия вступила в Организацию Североатлантического договора и во многом определила новую эру в формировании своей оборонной политики. Автор дает оценку этому событию через анализ трансформации вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза. Насколько неожиданным было решение вступить в НАТО? Или это был результат целенаправленных попыток изменить внутреннюю систему подходов — как к взаимодействию в рамках стран Северной Европы, так и к сотрудничеству с Россией? Это главные вопросы, которые автор поднимает в статье, предпринимая попытку проанализировать изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза. Выводы, к которым приходит автор, говорят о том, что изменения политики безопасности (которые привели страну к НАТО) являются следствием достаточно системной политики усиления совместной североевропейской обороны, давления западных союзников и роста «русской угрозы». Можно также говорить о постепенной эволюции от мягких аспектов безопасности к ее более жестким формам, что несомненно происходит из-за отхода от сотрудничества с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing Approaches to Finnish Security Issues after the Collapse of the Soviet Union

The transformation of the modern world order has led to a change in the relationship between the Russian Federation and Finland. The latter took an unfriendly position towards Russia, which, of course, could not but affect Finland's security policy. On April 4, 2023, Finland joined the North Atlantic Treaty Organization and largely defined a new era in the formation of its defense policy. The author tries to assess this event through the analysis of the transformation of Finnish security issues after the collapse of the Soviet Union. How unexpected was the decision to join NATO? Or was it the result of purposeful attempts to change the internal system of approaches — both to interaction within the framework of the Nordic countries and cooperation with Russia? These are the main questions that the author raises in the article, attempting to analyze the changing approaches in the field of Finnish security issues after the collapse of the Soviet Union. The author's conclusions indicate that the changes in security policy (which led the country to NATO) are the result of a fairly systemic policy of strengthening the joint Northern European defense, pressure from Western allies, and the growth of the «Russian threat». We can also talk about a gradual evolution from the soft aspects of security to its more rigid forms in security policy, which is undoubtedly due to the departure from cooperation with Russia.

Текст научной работы на тему «Изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза»

5.6.7.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) HISTORY OF FOREIGN AFFAIRS AND EXTERNAL POLICY

УДК 327.8 ГРНТИ 23.43 EDN: XMWLUS

DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-4-87-94

Изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза

©Федоров Роман Александрович

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Трансформация современного мирового порядка привела к изменению взаимоотношений Российской Федерации и Финляндии. Последняя заняла недружественную позицию по отношению к России, что, конечно, не могло не отразиться на политике безопасности Финляндии. 4 апреля 2023 года Финляндия вступила в Организацию Североатлантического договора и во многом определила новую эру в формировании своей оборонной политики. Автор дает оценку этому событию через анализ трансформации вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза. Насколько неожиданным было решение вступить в НАТО? Или это был результат целенаправленных попыток изменить внутреннюю систему подходов — как к взаимодействию в рамках стран Северной Европы, так и к сотрудничеству с Россией? Это главные вопросы, которые автор поднимает в статье, предпринимая попытку проанализировать изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза. Выводы, к которым приходит автор, говорят о том, что изменения политики безопасности (которые привели страну к НАТО) являются следствием достаточно системной политики усиления совместной североевропейской обороны, давления западных союзников и роста «русской угрозы». Можно также говорить о постепенной эволюции от мягких аспектов безопасности к ее более жестким формам, что несомненно происходит из-за отхода от сотрудничества с Россией.

Ключевые слова: Финляндия, политика безопасности, НАТО, Северное Измерение, Североевропейское Оборонное Сотрудничество, страны Северной Европы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Федоров Р. А. Изменение подходов в области вопросов безопасности Финляндии после распада Советского Союза //История и современное мировоззрение. 2024. Т. 6. № 4. С. 87-94. DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-4-87-94. EDN: XMWLUS

V_J

DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-4-87-94

Changing Approaches to Finnish Security Issues after the Collapse of the Soviet Union

©Roman A. Fedorov

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The transformation of the modern world order has led to a change in the relationship between the Russian Federation and Finland. The latter took an unfriendly position towards Russia, which, of course, could not but affect Finland's security policy On April 4, 2023, Finland joined the North Atlantic Treaty Organization and largely defined a new era in the formation of its defense policy The author tries to assess this event through the analysis of the transformation of Finnish security issues after the collapse of the Soviet Union. How unexpected was the decision to join NATO? Or was it the result of purposeful attempts to change the internal system of approaches — both to interaction within the framework of the Nordic countries and cooperation with Russia? These are the main guestions that the author raises in the article, attempting to analyze the changing approaches in the field of Finnish security issues after the collapse of the Soviet Union. The author's conclusions indicate that the changes in security policy (which led the country to NATO) are the result of a fairly systemic policy of strengthening the joint Northern European defense, pressure from Western allies, and the growth of the «Russian threat». We can also talk about a gradual evolution from the soft aspects of security to its more rigid forms in security policy, which is undoubtedly due to the departure from cooperation with Russia

Keywords: Finland, security policy, NATO, Northern Dimension, Northern European Defense Cooperation, Nordic countries.

FOR CITATION: Fedorov R. A. Changing Approaches to Finnish Security Issues after the Collapse of the Soviet Union // HISTORY AND MODERN PERSPECTIVES. 2024. Vol. 6. № 4. P. 87-94. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-4-87-94. EDN:XMWLUS

V_J

ВВЕДЕНИЕ

Советский Союз и Российская Федерация всегда занимали особое место во внешней политике Финляндия. И это не удивительно: 1300 километров границы, общая история пребывания в одном государстве и даже события Зимней войны 1939 г. сделали разработку собственных подходов к обеспечению безопасности особенно важной задачей. 6 апреля 1948 г. был подписан договор между Финляндией и СССР, где было четко зафиксировано, что принимается «во внимание стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав и выражая свое неуклонное стремление к сотрудничеству в интересах поддержания международного мира и безопасности соответственно целям и принципам Организации Объединенных Наций»1.

Фактически это означало, что государство сохраняет с одной стороны нейтральную позицию, с другой — на долгие годы выстраивает взаимоотношения с Советским Союзом, что несомненно создавало некоторый баланс в ситуации, когда три страны Северной Европы (Норвегия, Дания и Исландия) в 1949 г. вошли в состав НАТО.

По мнению полковника Юри Райтасало, «во время Холодной войны это вылилось в концепцию "тотальной обороны".

1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой// Heninen.net. URL: http://heninen.net/sopimus/1948.htm.

то есть мобилизации всего общества для потенциальной войны, на протяжении всей Холодной войны финское общество постоянно ощущало всеохватывающую угрозу со стороны Советского Союза»2. Схожее мнение бытует и в российской науке. Исследователи полагают, что: «Советско-финляндские отношения после войны часто характеризуются как "финлян-дизация", поскольку Финляндия находилась в зоне советского влияния и чувствовала при проведении внутренней политики "руку Москвы"»3 [Фридкин, 2004]. Тем не менее, можно отметить, что планы по обороне государства, благодаря концепции «тотальной обороны», включали все правительственные силы и даже невоенные силы, такие как экономику.

Это трансформировалось в традицию страны ловко сочетать в формировании политики безопасности ее мягкие и жесткие аспекты. В этом контексте мы таже можем отметить зарождение достаточно амбициозной политики Финляндии, которая использовала отношения с Советским Союзом для поднятия своего международного статуса. Как пример, можно привести события Хельсинского процесса.

2 Raitasalo Jy. Finnish Defense «Left of Bang»//Finnish National Defence University. URL: https://ndupress.ndu.edu/Media/News/News-Article-View/Article/3323915/finnish-defense-left-of-bang/#:~:text=Finland%20 has%20a%20long,the%20potential%20purpose%20of%20war.

' Фридкин B.H. Эволюция российско-финляндских отношений: от Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи до современности (1948-2000 гг.): Автореф. дис.... канд. ист. наук: 07.00.02. / В.Н. Фридкин. СПб., 2004. 48 с.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Распад Советского Союза привел к необходимости Финляндии переосмыслить, пересмотреть свою политику обороны и безопасности. Мы можем говорить о том, что сложилось три принципиальные схемы: Финляндия — углубление взаимодействия со странами Северной Европы: Финляндия — укрепление сотрудничества с Европейским Союзом и НАТО: Финляндия — Россия.

Рассмотрим все три направления.

ФИНЛЯНДИЯ — УГЛУБЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Можно говорить о том, что углубление взаимодействия со странами Северной Европы происходили и на институциональном, и на концептуальном, и на практическом уровнях. Если говорить о первом, то военно-политическое сближение начало проявляться после создания Северного Совета в 1952 г., когда основные экономические, политические и культурные связи были выстроены на региональном уровне. Распад СССР привел к исчезновению очевидного противника и для Северного Совета, а также к усилению аспектов «мягкой безопасности». Подобная общая политика международной организации, несомненно, влияет и на риторику Финляндии, которая хочет ориентироваться на североевропейских соседей.

Так в докладе Еосударственного совета парламенту 6 июня 1995 г. «Безопасность в меняющемся мире: руководящие принципы политики безопасности Финляндии» отмечается: «общие ценности и принципы, такие как демократия, права человека и основные свободы, права меньшинств, верховенство закона, социальная справедливость, экономическая свобода и ответственность за окружающую среду, которым привержены все государства в новой Европе, соответствуют Северным мир-ценностям» и отмечают, что «принадлежность к странам Северной Европы и тесное сотрудничество с другими странами Северной Европы является краеугольным камнем финского общества, символом народной власти, справедливости и благополучия» [УаШоршуМ 1995 УЖ 1].

Следует отметить, что в этот период Финляндия вступает в Европейский Союз и старается выстроить политику взаимодействия с европейскими государствами, сделав приоритетом Северную Европу.

Параллельно мы можем говорить, о том, что идет и зарождение концептуальных основ взаимодействия стран в области безопасности. Они представлены в работах шведского историка и дипломата Еуннара Ветерберга и бывшего министра иностранных дел Норвегии Турвальда Столтенберга. Так, Е. Ветерберг в книге «Объединённая северная федерация» обосновывал одну из достаточно интересных геополитических идей XX в. в Северной Европе — необходимость создания Североевропейскими странами единого федерального государства. Выводы автора сводились к тому, что военное взаимодействие государств должно обладать возможностями к модификации в зависимости от меняющейся геостратегической обстановки, а объединённая федерация Единого Севера сможет защищать и продвигать региональные интересы на мировой арене [Веттерберг, 2010].

В феврале 2009 г. на обсуждении доклада «Сотрудничество Северных стран в области внешней политики и политики безопасности» экспертной комиссии по безопасности под председательством Турвальда Столтенберга были высказаны рекомендации по формированию общей системы оборонной политики Северной Европы. В докладе были представлены

13 предложений, направленных на укрепление военно-поли-тического сотрудничества между государствами Северной Европы и дальнейшую интеграцию. Подавляющее большинство рекомендаций относились к сфере обороны и предотвращения возможных террористических актов. Турвальд Столтенберг предлагает сформировать «стабилизационную оперативную войсковую группу, которая могла бы направляться в страны, подвергающиеся внешнему вмешательству или в случае иных критических ситуаций»4.

Под предлогом защиты Северной Европы от нетрадиционных угроз норвежский политик предложил наращивать милитаристскую мощь в регионе. При этом, Столтенберг не ставил задачу дистанцироваться от таких международных организаций как НАТО и ЕС, напротив он заявил, что создание Североевропейского военного альянса позволит «принимать участие в операциях под эгидой ООН, так же, как и в операциях Евросоюза, НАТО, Африканского союза и ОБСЕ», однако при наличии мандата ООН [Конышев, 2013]. Также Столтенберг отметил: «Министры обороны Финляндии, Норвегии и Швеции недавно подготовили доклад, содержащий предложения по сотрудничеству в целях обеспечения максимально эффективного использования их оборонных бюджетов. Современные оборонные технологии становятся все более дорогостоящими, что затрудняет финансирование отдельными странами современной оборонной системы. Это само по себе создает потребность в сотрудничестве Северных стран в оборонном секторе»5. Таким образом мы можем говорить о явной заинтересованности этим сотрудничеством.

В этом контексте мы можем проанализировать развитие практической стороны реализации концепций. Стоит сразу отметить, что, Финляндия находилась в несколько иных условиях, поскольку вооружённые силы Норвегии, Исландии, Дании взаимодействовали с НАТО с момента образования блока. Военные круги государств Северной Европы открыто заявляли о согласии в вовлечении Севера в структуру. Несомненно, мы наблюдаем интерес Финляндии к участию в этом процессе. По мнению военных экспертов, базовый фундамент скандинавского мини-НАТО уже заложен и готов к эксплуатации.

Ееостратегический регион расположен в скандина-вско-балтийском ареале, который простирается от Норвежского и Баренцева до Балтийского и Северного морей. В подразделение Североевропейского региона входили как члены НАТО (Дания, Исландия и Норвегия), так и на тот момент партнёры альянса — Швеция и Финляндия. Еренландия и Фарерские острова совместно с Аландскими островами должны были стать пограничными форпостами мини-НАТО Севера6. Как продолжение этой политики — 16 марта 2023 г. четыре северные страны, а именно Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, подписали первое соглашение о командовании воздушными силами Северных стран (NACI), целью которого было объединение средств противовоздушной обороны всех четырех стран, что в конечном итоге привело к созданию «Объединенных военно-воздушных сил Северных стран»7. Не удивительно и то, что Финляндия в данном контексте использовала русскую угрозу как причину усиления милитаризации.

4 StoltenbergTh. NordicCooperation on foreign and security policy. Proposais presented to the extraordinary meeting of Nordic foreign ministers in Oslo on 9 February 2009 // Nordic foreign ministers. URL: https://arcticportal. org/images/stories/pdf/Stol tenberg_report.pdf

5 Ibid

6 Ibid

7 Shailesh S. Unified Nordic Airforce- A Mini-NATO in the Making? // CESCUBE. URL: https://www.cescube.com/vp-unified-nordic-airforce-a-mini-nato-in-the-making.

Бывший премьер-министр Норвегии и по совместительству генеральный секретарь НАТО Йене Столтенберг активно продвигает интеграционную концепцию «Североевропейское сотрудничество в вопросах внешней политике и безопасности». И. Столтенберг заявил, что «основное внимание сосредоточил на 13 вопросах Турвальда Столтенберга по укреплению сотрудничества в Североевропейском регионе, таких как: укрепление мира и стабильности в регионе, контроль воздушного и морского пространства, безопасность на Крайнем Севере, антитеррористическая деятельность, ки-бербезопасность, сотрудничество между внешнеполитическими и оборонными ведомствами»8.

В докладе И. Столтенберг «призвал к созданию единой Североевропейской военной и гражданской рабочей группе по нестабильным регионам, совместного десантного воинского контингента, подразделения по действиям в условиях катастроф и стихийных бедствий, морского подразделения реагирования на уровне сил береговой охраны, совместных систем кибернетической обороны, единой воздушно-мор-ской и спутниковой разведки (контрразведки), к налаживанию отношений в области кооперативного управления в Арктическом регионе, а также к созданию специальной группы по расследованию военных преступлений»9. По мнению экспертов, «элементами альянса Северной Европы должны стать положения об обороне НАТО и интеграция консульского сотрудничества, способная создать альтернативу развития событий в рамках ЕС»10. Все это также указывает на то, что вопросы коллективной безопасности североевропейского региона являются приоритетными для стран региона.

Милитаризация Северной Европы и воплощение идей военно-политического реваншизма проявляется как в формате реорганизации национальных армий, так и в виде Североевропейской кооперации, что во многом является продолжением геостратегической политики военного сотрудничества. Очень важно понимать, каким потенциалом обладают страны. Так, если брать возможности именно Финляндии, то согласно отчету правительства по обороне от 2017 г.: «Финляндия повысит обороноспособность всей страны за счет более эффективного использования войск, численность которых в настоящее время не превышает 230000 военнослужащих»11.

Правда, подобные условия сложились после реформы вооруженных сил в 2012-2014 гг., когда численность и базовая структура вооруженных сил были скорректированы таким образом, чтобы соответствовать строгим финансовым требованиям, а также условиям безопасности с более низким уровнем угрозы. В состав ВС Финляндии входят: Сухопутные войска («Maavoimat»), ВМФ («Merivoimat») и ВВС («Imavoimat»)12. Можно предположить, что рост в последнее время милитаризации Финляндии приведет к пересмотру этих цифр. Все это несомненно потребует и денежных вливаний, что явно усилит давление на экономику страны.

В полной мере северное военное сотрудничество выразилось в формате Североевропейского Оборонного Сотрудничества — «Nordic Defence Cooperation» («NORDEFCO»), Целью объединения является уменьшение расходов на оборону и повышение эффективности армии, флота и авиации 5 стран Северной Европы. В качестве долгосрочных целей военное

3 Розофф Р. Военный альянс НАТО в Арктике. Британия инициирует создание «мини-НАТО» в Северном Ледовитом океане и в Балтийском море // Иносми.ру URL: http://www.inosmi.ru/world/20110124/165922113.html.

9 Ibid.

10 Ibid.

11 Valtioneuvoston puolustusselonteko // Valtioneuvoston kanslian julkaisusarja 2017. №5.

12 Valtioneuvoston puolustusselonteko // Valtioneuvoston kanslian

julkaisusarja 2017. №5.

сотрудничество направлено на повышение функциональной совместимости вооруженных сил и придание им возможности действовать совместно как в регионе Скандинавии и Балтии, так и на международной арене. Дания, Исландия, Швеция, Норвегия и Финляндия намерены увеличить масштабы военного сотрудничества в рамках регионального объединения ЖЖОЕБСО. Договор значительно упростил доступ военных к территориям друг друга, включая воздушное и морское пространство. Особое внимание уделяется оборонному сотрудничеству между Финляндией и Швецией как на двусторонней основе, так и в рамках существующих форматов ЖЖОЕБСО13.

Согласно командующему силами обороны Финляндии генералу Тимо Кивинену, «цель состоит в том, чтобы развить потенциал для проведения совместных военных действий. В таких случаях речь идет не о запросе и предоставлении помощи, а о сотрудничестве, которое приносит пользу всем сторонам. Возможное сотрудничество во время кризиса всегда требует отдельных национальных и политических решений»14.

Всего программа сотрудничества между Вооруженными Силами Северной Европы предполагает работу в 6 областях: по родам войск — ВМФ, ВВС, Сухопутные войска: тыловая деятельность (логистика), связь и штабное управление. Каждому роду войск двух стран была поставлена задача разработать концепцию, включая дорожную карту с целями и сроками мероприятий по ним. Для ВМФ и ВВС Северной Европы, помимо их давнего сотрудничества в области подготовки и совместного участия в военных учениях, в программе предусматривается возможность создания общей инфраструктуры базирования. Планируется передача отдельных военных единиц — самолётов в подчинение подразделений страны-партнера15.

В области военно-морского флота в программе была представлена концепция шведско-финской военно-морской целевой группы (ЗБЫТО), которая охватывает все сферы сотрудничества военно-морских флотов. Целью совместной шведско-финской военно-морской группы станет проведение операций для защиты судоходства. В рамках Североевропейской группы флот должен использовать для своего обслуживания финские или шведские военно-морские базы, а в дальнейшем и иные базы государств Северной Европы. Предполагается, что развитие военно-морских сил стран будет осуществляться на основании согласованных четырехлетних планов. Защита судоходства предполагает и борьбу с вражескими подводными лодками. Тренировки по борьбе с субмаринами будут включены в четырехлетний план сотрудничества в качестве составной части военно-морских учений16.

Североевропейские государства полагают, что безопасность приобрела первоочередное значение в условиях кризиса в Украине. Оборонные ведомства Финляндии вместе с остальными странами Северной Европы разработали программу тесного военного сотрудничества. Военный союз на базе запланированного сотрудничества является фактом. Программа военного сотрудничества предполагает возможность встраивания будущих совместных подразделений Северной Европы в систему с кооперацией стран Балтии и участие их в совместных операциях с НАТО. Североевропейские государства намериваются создать единый силовой блок.

13 Nordic Defence Cooperation» («NORDEFCO»)//Official website of the Nordic Defence Cooperation. URL: https://www.nordefco.org.

14 Kivinen T. Nordic defence cooperation strengthens regional stability// Official website of the Nordic Defence Cooperation. URL: https://www. nordefco.org/nordic-defence-cooperation-strengthens-regional-stability.

15 Александров M.B. Балтийский котел для НАТО: зачем нейтральной Скандинавии NORDEFCO?//VIPERSON. URL: https://viperson.ru/articles/ baltiyskiy-kotel-dlya-nato-zachem-neytralnoy-skandinavii-nordefc. Семушкин Д. Военный союз Швеции и Финляндии: реальность на границах России //Regnum. URL: https://regnum.ru/news/polit/1901644.html.

способный вести диалог на равных со всеми державами, имеющими свои интересы в Арктике, Атлантике и на Балтике. Таким образом, мы можем констатировать, что оборонное сближение Финляндии и ее партнеров по Северной Европе продолжаются достаточно активно.

Здесь мы можем поставить открытый вопрос — в какой мере подобные действия обоснованы добровольной политикой самого государства или сильным давлением на него северных соседей?

ФИНЛЯНДИЯ — УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И НАТО

Изначально Финляндия не являлась членом НАТО, но после распада СССР можно наблюдать рост интереса к этой организации. Важно подчеркнуть и заинтересованность НАТО и США в своем присутствии на севере Европы. Во многом мы можем говорить, что эта политика шла в контексте взаимоотношений со Швецией и нового понимания вопросов безопасности. Еенерал Кивинен отмечал: «Швеция является ближайшим двусторонним партнером Финляндии. У обеих стран есть политическая воля к углублению сотрудничества. Наша обязанность как военнослужащих — создавать практические условия для совместной работы при любых обстоятельствах. Военное сотрудничество во время кризисов требует, например, заблаговременного планирования, обмена информацией о ситуации, совместного использования материально-технического обеспечения и инфраструктуры, а также сотрудничества для усиления наблюдения и защиты территориальной целостности»17.

Швеция начала сотрудничать с НАТО в 1994 г. и не удивительно, что тогда и Финляндия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира» (ПРМ) в 1994 г., а также в 1997 г. и к Совету Евроатлантического партнерства (многостороннему форуму для диалога, объединяющему всех союзников и страны-партнеры в Евроатлантическом регионе)18. Следует отметить, что Финляндия была последовательна в своем сотрудничестве с НАТО. Можно говорить об участии в операциях и миссии на Балканах, в Афганистане и Ираке19.

Следует выделить и ряд важных учений. В сентябре 2016 г. 50 боевых кораблей и 4000 военнослужащих из состава ВМС США, Дании, Норвегии, Великобритании, Франции, Еермании, Швеции и Финляндии приняли участие в военных учениях «Северное побережье» («Northern Coasts») у побережья Финляндии. Это были самые широкомасштабные военные манёвры, проводившиеся в финских водах20. В целом эти ежегодные учения направлены на укрепление возможностей по борьбе с подводными лодками (ASW), обезвреживанию взрывоопасных предметов (EOD), противодействию минам (МСМ) и сил специальных операций (SOF) при одновременном повышении оперативной совместимости21.

Очевидно, что НАТО было заинтересовано во вступлении Швеции и Финляндии в свои ряды и оказывало постоянное давление на эти страны. Это помогло бы усилить присутствие организации в Балтийском регионе и сделать

17 Kivinen Т. Nordic defence cooperation strengthens regional stability// Official website of the Nordic Defence Cooperation. URL: https://www. nordefco.org/nordic-defence-cooperation-strengthens-regional-stability. 13 Relations with Finland // Official website of NATO. URL: https://www.nato.

¡nt/cps/ru/natohq/topics_49594.htm?selectedLocale=en. 19 Ibid.

211 Эксперт назвал главную цель втягивания в НАТО Швеции и Финляндии // РИА Новости Крым. URL: https://crimea.ria.ru/20240405/ekspert-nazval-glavnuyu-tsel-vtyagivaniya-v-nato-shvetsii-i-finlyandii-1136289626.html. 21 NATO naval forces participate in exercise northern coasts// https://shape. na to. in t/2016/na to-nava l-forces-pa rticipate-in-exercise-northern-coasts.

более уязвимым субъект Российской Федерации — Калининградской области. Средства в поддержку обороны государств Балтии могли бы следовать через Финляндию и Швецию. Решение присоединиться к НАТО и получить гарантию защиты в силу обязательств по коллективной обороне стало радикальным изменением в политике безопасности Швеции и Финляндии и их отношениям с Россией.

Не менее важным фактором, несомненно, является и Арктическая политика и заинтересованность НАТО в самых северных территориях мира22. В случае военного конфликта или геостратегического кризиса Стокгольм и Хельсинки будут втянутыми в него.

18 мая 2022 г. Финляндия заявила миру о своем желании присоединиться к Организации Североатлантического договора. В протоколе НАТО о вступлении государства говорилось, что «после вступления в силу настоящего Протокола Еенеральный секретарь Организации Североатлантического договора от имени всех Сторон направит правительству Финляндской Республики приглашение присоединиться к Североатлантическому договору. В соответствии со статьей 10 Договора Финляндская Республика становится участником с даты сдачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки своего документа о присоединении»23. Надо отметить, что Финляндия планировала вступление одновременно со Швецией. Тем не менее, когда у той возникли проблемы, Финляндия решила завершить процесс вступления в НАТО самостоятельно, независимо от происходящего с заявкой союзника-соседа.

Еенеральный секретарь НАТО Йене Столтенберг высоко оценил значительный вклад Хельсинки в НАТО, заявив, что «Финляндия серьезно относится к безопасности и обороне»24. Он заявил, обращаясь к Финляндии: «Вы долгое время придавали оборонным расходам приоритетное значение, и мы благодарны за то, что, когда Финляндия вступила в НАТО, еще один союзник по НАТО стал тратить на оборону более 2°о своих средств. У вас есть высококвалифицированный персонал, а Ваши передовые военные возможности укрепляют наше сдерживание и оборону»25.

Еосподин Столтенберг «также поблагодарил Финляндию за ее неизменную поддержку Украины, которая с 2022 г. составила около 2 млрд евро в виде военной помощи, и приветствовал недавнее заключение Финляндией 10-летнего соглашения о безопасности с Киевом»26. В данном контексте, конечно, отдельным лейтмотивом проходит тема экономики страны и как это негативно отразиться на ее гражданах. Но Столтенберг на это не акцентировал внимание партнеров.

Следует отметить, что не только НАТО является приоритетным направлением для Финляндии. Еосударство старается ориентироваться и на политику безопасности Европейского Союза. Так, Финляндия являются активными участниками военного формирования «Nordic Battlegroup» («NBG») — «Боевая группа Север». «Nordic Battlegroup» входит в 18 военных групп по обороне ЕС. Первый этап существования военной группировки был с 1 января 2008 по 30 июня 2008 г. Форми-

22 Североевропейский дуэт должен оставаться вместе // Вестник НАТО. — URL: http://www.nato.int/docu/review/2016/Also-in-2016/nato-membership-finland-sweden/RU/index.htm.

2i Protocol to the North Atlantic Treaty on the Accession of the Republic Finland// Official website of NATO. URL: https: //www.nato.int/cps/ru/ natohq/official_texts_ 213294. htm?selectedLocale=en. 24 NATO Secretary General: Finland takes security and defence seriously// Official website of NATO. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/ news_224675. htm Pselected Loca le=en.

23 NATO Secretary General: Finland takes security and defence seriously//

Official website of NATO. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/

news_224675. htm Pselected Loca le=en.

26 Ibid.

рование состоит из 2500 солдат из 7 стран-участниц: Норвегия, Швеция, Финляндия, Ирландия, Латвия, Литва, Эстония. Дания отказалась от общей безопасности ссылаясь на факт присутствия в НАТО. Исландия ведёт переговоры по участию в «NBG» на правах ассоциированного члена. Стратегическое командование объединёнными вооружёнными силами осуществляется в кооперации всех штабов стран-участниц27.

По состоянию на декабрь 2014 г., «Боевая группа Север» в человеческих ресурсах была представлена следующим образом: Швеция — 1900, Ирландия — 170, Латвия — 150, Финляндия — 60, Норвегия — 50, Литва — 50, Эстония — 50. И не смотря на не очень большой контингент, Финляндия очень ответственно относиться к своей роли в Европейском Союзе. Ее амбиции в политике не позволяют стать периферийным государством ЕС.

«Nordic Battlegroup» в своих военных планах особое внимание уделяют Калининградской области и размещении там российской оперативно-стратегической группы. Это проблемный участок военного транзита и соседства войск России и НАТО с ЕС, и вероятно, потенциальный очаг напряжённости. Правительства стран Балтии воспринимают группировку «Север» и тесное сотрудничество со Скандинавскими государствами как гарантию национальной безопасности, что, по их мнению, является стабилизирующим фактором в Балтийском регионе. Активное участие Северной Европы во внешней безопасности Европы создаёт прецедент конкуренции для США и Еермании за влияние в Поль-ско-Балтийском регионе.

Крымский вопрос и военные действия в Украине заставили политиков НАТО и ЕС дать новую оценку механизмам коллективной обороны в Европе, в том числе и на Севере. Значение данного региона в контексте меняющегося устройства безопасности значительно выросло, а оборона и безопасность являются одними из первоочередных вопросов на повестке дня Финляндии. Ееополитические трансформации увеличили темпы кооперации стран Балтийского моря путём расширения обмена информацией, в том числе по гибридной борьбе и координации учебных мероприятий и в целях повышения общей осведомлённости об обстановке.

Военный контингент Северной Европы в случае возникновения кризиса в районе Балтийского моря обеспечит надёжный доступ к инфраструктуре стран Балтии, чтобы предоставить «Боевой группе Север» максимальную свободу действий, если НАТО понадобится принимать меры по защите членов регионе. Поскольку Швеция и Финляндия являются важнейшими государствами-поставщиками в развивающихся Североевропейско-балтийских инфраструктурных сетях, военное руководство ЕС стремится к созданию возможности интеграции в соответствующие структуры, планирующие действия в особой обстановке. Подобного рода широкое сотрудничество в сфере безопасности, построенное на ведущей роли Североевропейских государств, осуществлялось ранее в рамках подготовки к операциям по поддержанию мира, например учения «Viking» под руководством Швеции, в которых участвует и Финляндия.

А в мае 2024 г. армия США приняла участие в учениях финской армии «Северный лес-24» в Роваярви. Командование материально-технического обеспечения Вооруженных сил Финляндии оказывает поддержку в проведении учений и их материально-технических операциях28.

27 Раек У. К. Открытие битвы штаб-квартиры группы Северных // The Swedish armed forces. URL: http://www.mil.se/index. php?lang=E&c=news&id=32771. 23 Logistics Command supports U.S. Army participation in exercises in northern Finland // Finnish Defence Forces Logistics Command. URL:

Достаточно интересным фактом стало использование в учениях наименование региона Северная Калотта, что напрямую ассоциируется с Зимней войной 1939 г29. Таким образом мы можем говорить о том, что Финляндия в вопросах безопасности выбрала путь русофобии, что достаточно иррационально с точки зрения не только политики и экономики, но и наличия 1300 километров границы.

ФИНЛЯНДИЯ-РОССИЯ

Если рассматривать ситуацию, которая складывалась вокруг взаимоотношений Финляндии и России после распада СССР, то следует отметить, что политическая ситуация на Севере Европы также определялась долгие годы формированием системы «мягкой» безопасности, что делало акцент не столько на военно-политических задачах, сколько как раз на «мягких аспектах» — общеполитических, социальных, экологических, экономических, этнических, религиозных [Маркушина, 2010,2011, 2015].

Согласно эксперту Н. Ю. Маркушиной такой «всеобъемлющий подход к вопросам безопасности прочно утвердился в Северных странах в 1990-е гг. на государственном уровне и превратился в один из принципов их геополитики. Методологическим инструментом достижения адекватных геополитических устремлений стран Севера стала концепция регионального строительства, которая появилась в середине 1990-х гг. как альтернатива теории и практике регионального развития» [Маркушина, 2010, 2011,2015].

Финляндия искала возможности как закрепиться в новом статусе члена Европейского Союза, а заодно использовать весь потенциал соседства с Россией. Разработанный Финляндией проект соответствовал российским традициям структурирования геополитического пространства. Суть сводилась к продолжению «коренного» европеизма к берегам Ледовитого океана с одновременным включением России в сферу интересов через северную горизонталь.

Иными словами, в рамках концепции «Северного измерения» предлагается новая модель взаимоотношений с Россией в том числе и области безопасности, поскольку затрагивал многие важные вопросы, такие как Калининградская область и Арктический регион. В основе концепции лежит идея северных ценностей, которая предлагается как основа для создания северной идентичности. Важно отметить включения в «Северное измерение» Северо-Западный Федеральный округа, что расширяло региональный уровень сотрудничества Финляндии и России.

Согласно Министерству иностранных дел Финляндии, «Северное измерение» была новой политикой, которая предлагала «странам-партнерам гибкий и эффективный механизм для углубления сотрудничества во всех отдельно согласованных секторах»30. Соединенные Штаты, Канада и Беларусь имели статус наблюдателей31.

Конечно, мы не можем говорить о том, что «Северное измерение» являлся некой системой безопасности. Но он выявил несколько важных моментов. Во-первых, можно отметить интерес ЕС в налаживании активного сотрудничества именно в этом регионе. В отличие от жестких форм безопасности и де-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://maavoimat.fi/en/-/1948673/logistics-command-supports-u.s.-

army-participation-in-exercises-in-northern-finland.

29 Northern Forest 24 Concluded the Spring Exercise Series of the Army // The finnish army. URL: https://maavoimat.fi/en/-/northern-forest-24-concluded-the-spring-exercise-series-of-the-army.

30 Northern Dimension//Ministry for foreign Affairs of Finland. URL: https:// um.fi/northern-dimension.

31 Ibid.

ятельности альянсов, была попытка создать взаимодействие между ЕС и государствами на основе мягких форм безопасности — от вопросов экологии до энергетики, здравоохранения, информационных технологий, культуры и транспорта32. Во-вторых, важно подчеркнуть, что инициатива «Северное измерение» была отражением интересов безопасности ЕС, углублением интеграции со странами Северной Европы и Прибалтики, а также сотрудничество с Россией.

Не стоит забывать, что в 2006 г. «Северное измерение» стало равноправным партнерством с Россией. Украинский конфликт и здесь внес свои коррективы. Хотя есть достаточно любопытный момент: МИД Финляндии объявил, что «Европейский союз, Исландия и Норвегия решительно осудили военное вторжение России в Украину, начатое 24 февраля 2022 г. В результате вторжения другие страны «Северного измерения» приостановили все политические меры в отношении России и Беларуси до дальнейшего уведомления. Однако они намерены продолжать сотрудничество между собой. Если в будущем условия для сотрудничества с Россией будут восстановлены, участники смогут оценить, стоит ли возобновлять сотрудничество, которое будет основываться на общих ценностях и правилах»33.

То есть «Северное измерение» продолжает работать без России, но сохраняет маленькую лазейку, для возможного сотрудничества с соседом. Другой вопрос — будет ли Россия восстанавливать эту форму взаимодействия? Особенно при подобных русофобских заявлениях.

Следует отметить, что Финляндия совершила достаточно резкий поворот в своем видении роли России в обеспечении безопасности государства. Еще в отчете за 2012 г. До присоединения Крыма Финляндия видела в России не только крупнейшего торгового партнера, но партнера в области развития вопросов безопасности. В отчете четко проявлялись и амбиции Финляндии, которые уже неоднократно отмечались. Финляндия была не против сыграть роль моста между ЕС и Россией: «В интересах Финляндии, чтобы Россия все больше поддерживала европейское развитие, международное сотрудничество и интегрировалась в структуры глобальной экономики. Развитие сотрудничества между ЕС и Россией в области внешней политики и политики безопасности также является важной целью, которую Финляндия поддерживает»34.

В следующем отчете уже после присоединения Крыма к России отмечается, что ситуация с безопасностью уже нестабильна. Речь идет о том, что «недавние изменения в нашей операционной среде также создали новые угрозы и нестабильность. С европейской точки зрения ситуация с международной безопасностью в последние годы ухудшилась»35.

32 Archer С. Security Aspects of the Ell's Northern Dimension // The NEBI Yearbook 2000. North European and Baltic Sea Integration. URL: https:// link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-642-58337-7_21.

33 Northern Dimension // Ministry for foreign Affairs of Finland. URL: https:// um.fi/northern-dimension.

34 Finnish Security and Defence Policy 2012 //Prime Minister's Office Publications. URL: https://vnk.fi/documents/10616/1093242/ J0113_FinnishSecurity_net.pdf/f7d0b3db-f5 66-4d3 2-afl9-68a7064e24ee?version=1.0.

35 Government Report on Finnish Foreign and Security Policy 2016 //

Prime Minister's Office Publications. URL: https://valtioneuvosto.fi/

Здесь важно отметить, что Финляндия позиционирует себя в рамках европейской политики безопасности. Следующий отчет в 2020 г. во многом продолжал политику безопасности 2016 г. Финляндия считает, что крупномасштабное военные события в Европе остается крайне маловероятным36.

При этом мы видим уже абсолютную поддержку ЕС и усиление сотрудничества с НАТО. И наконец, отчет 2022 г. делает акцент, что Финляндия уже не видит Россию партнером в области безопасности. Речь идет на сотрудничестве со Швецией, усиление сотрудничества ЕС и НАТО как безальтернативного вектора безопасности страны: «Российская агрессия еще больше усилила роль НАТО как оборонительного альянса, и единство внутри Альянса усилилось»37.

Таким образом, мы может отметить, что на позицию Финляндии по отношению к России достаточно сильно изменилась — от положительного сотрудничества в области безопасности до политики изоляции от соседа. А если учесть, что большая роль в экономике и политике государства держалась на активном сотрудничестве с Россией, то мы можем говорить, что Финляндия нанесла себе сама непоправимый ущерб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя три вектора обеспечения безопасности Финляндии, можно отметить, что на сегодняшний момент рабочими остаются только две. Взаимодействие с Россией на данный момент закрыто, и мы не можем говорить о выстраивании общей системы безопасности. Финляндия выбрала стратегию пребывания в НАТО и большей интеграции в вопросах обороны со странами Северной Европы.

Несомненно, мы можем говорить, что события 2022 г. привели к изменению политики безопасности Финляндии. Хотя неверное это все-таки не до конца справедливое утверждения. После распада Советского Союза Финляндия начала акцентировать свою политику на западном направлении. Вступление в ЕС, тесное взаимодействие с НАТО, сотрудничество в рамках североевропейского военного сближения — все это несомненно, говорило, что данные факторы однажды сыграют не в пользу Российской Федерации.

Все большее вовлечение в процесс западной интеграции привел к переменам в вопросах обороны государства. Можно уверенно говорить, что в ближайшее время это усиление милитаризации и отход от политики баланса за счет сотрудничества с Россией. Также на повестке дня активно используется мнимая российская угроза для оправдания данного курса.

documents/10616/1986338/VNKJ092016+en.pdf/b33c3703-29f4-4cce-a910-b05e32b676b9.

36 Government Report on Finnish Foreign and Security Policy 2020 // Valtioneuvoston yhteinen julkaisuarkisto Valto. URL: https://julkaisut. valtioneuvosto.fi/handle/10024/162515.

37 Government report on changes in the security environment 2022// Publications of the finnish government. URL: https://julkaisut. valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/164002/VN_2022_20. pdf?sequence=4&isAllowed=y.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веттерберг Г. Объединенная северная федерация. СПб.: 2010.

2. Конышев В.Н. Ремилитаризация Арктики и безопасность России. // N6: Национальная безопасность. 2013. № 6. С. 1-30.

3. Маркушина НЮ. Российская Федерация и поиск роли в концепции «Новый север» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 1 (22). С. 13-20.

4. Маркушина НЮ. «Северная модель» и политика России // Обозре-ватель-ОЬ5егуег. 2011. №5. С. 51-59.

5. Маркушина НЮ. Перспективы трансформации концепции «Новый Север» на современном этапе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. №4 (13). С. 100-102.

6. \/аИюра1уа1: 1995 \/№ 1. ТигуаПКиш тииПиуа55а тааПта55а Биотеп Шп/аШзишроШПкап БиигЛаПгуа! УаПюпеи^кШп 5е1оп1:еко ес1и5киппа11е. 6.6.1995. Биотеп ЫкоггнпЫегю. 1995.45 р.

REFERENCES:

1. VetterbergG. United Northern Federation. St. Petersburg: 2010.

2 KonyshevV.N. Remilitarization of the Arctic and the security of Russia.// NB: National security. 2013. No. 6. pp. 1-30.

3. Markushina N.Yu.Jbe Russian Federation and the search for a role in the concept of the «New North» //The Caspian region: politics, economics, culture. 2010. No. 1 (22). pp. 13-20.

4. Markushina N.Yu. «The Northern model» and the politics of Russia // Obozrevatel-Observer. 2011. No. 5. pp. 51 -59.

5. Markushina N.Yu. Prospects for the transformation of the concept of the «New North» at the present stage// Azimut nauk Research: Economics and management. 2015. No. 4 (13). pp. 100-102.

6. Valtiopaivat 1995 VNS 1. Turvallisuus muuttuvassa maailmassa Suomen turvallisuuspolitiikan suuntalinjat Valtioneuvoston selonteko eduskunnalle. 6.6.1995. Suomen ulkoministerio. 1995.45 p.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 91,3%.

Рецензент: Камынин В.Д., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ).

Статья поступила в редакцию 15.10.2024, принята к публикации 05.11.2024 The article was received on 15.10.2024, accepted for publication 05.11.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Федоров Роман .Александрович, аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: rci.fedorov(g!gmail.com

ABOUT THEAUTHOR

Roman A. Fedorov, Postgraduate student; St. Petersburg State University; Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: rci.fedorov(g!gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.