УДК 616-053.2-058.862
ИЗМЕНЕНИЕ НЕСпЕЦИФИЧЕСКОй РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА У УЧАЩИХСЯ В пРОЦЕССЕ АДАЛТАЦИИ ИХ
к условиям проживания в школе-интернате
Л. А. Мозговая *', О. С. Бирина1, В. П. Рочев2
1 Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера, г. Пермь,
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия
CHANGE IN PUPILS' NONSPECIFIC BODY RESISTANCE IN PROCESS OF THEIR ADAPTATION TO LIVING CONDITIONS AT BOARDING SCHOOL
L. A. Mozgovaya', O. S. Birina', V. P. Rochev2
1 Perm State Academy of Medicine named after Academician E. A. Wagner,
2 Perm State National Research Universsity, Perm, Russia
Цель. Оценить в динамике характер изменения НРО и рН слюны учащихся в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате.
Материалы и методы. Изучено состояние НРО и уровень рН смешанной слюны у 19 учащихся двух групп Лицея милиции при ГУВД Пермского края, прибывших из городов и сельской местности, в процессе их адаптации к условиям проживания в школе-интернате. Для определения уровня НРО использовали способ оценки ее величины, основанный на сравнении показателей титра антител (ТА) в слюне к шигел-лам Зонне и Флекснера в реакции пассивной гемагглютинации с использованием коммерческих антигенных эритроцитарных диагностикумов.
Результаты. При поступлении в Лицей милиции у детей, прибывших из сельской местности, уровень НРО на 301% выше, чем у городских. В обеих группах обследуемых в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате величина ТА снижается и стремится к среднему уровню, а рН смешанной слюны увеличивается. Существует корреляционная зависимость между изменениями НРО и рН смешанной слюны, что подтверждается критерием Пирсона.
Выводы. Исследование показало, что при поступлении в Лицей милиции у детей, прибывших из сельской местности, уровень НРО в 3 раза выше, чем у городских. Изменения показателей НРО и рН смешанной слюны подростков в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате носят выраженный положительный характер.
Ключевые слова. Неспецифическая резистентность организма, рН смешанной слюны, учащиеся школы-интерната.
Aim. To estimate in dynamics the character of changes in nonspecific body resistance NBR and pH of pupils' saliva in process of their adaptation to living conditions at the boarding school.
Materials and methods. Mixed saliva NBR state and pH level was studied in 19 pupils of two groups of Police Lyceum of MIAB of Perm Territory, who had arrived from cities and countryside, in process of their adaptation to living conditions at the boarding school. To determine NBR level, the method of assessing its value on the basis
© Коллектив авторов, 2012 тел. 8 (342) 236 12 80
[Мозговая Л. А. (* контактное лицо) — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии; Бирина О. С. — аспирант кафедры терапевтической стоматологии; Рочев В. П. — профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности].
of comparison of saliva antibody titer (AT) indices and Zonne and Flexner shigells in passive hemagglutination reaction using commercial antigenic erythrocytic diagnosticums was applied.
Results. When entering the Police Lyceum, children from the countryside had NBR level 301% higher than those from the cities. In both groups of children when they are adapting to living conditions at the boarding school, AT level is decreasing and tends to its mean value, but mixed saliva pH is increasing. There is a correlation dependence between mixed saliva NBR and pH changes that is proved by Pirson criterion.
Conclusion. The study showed that when entering the Police Lyceum, children from the countryside have NBR level 3 times higher than those form the cities. Changes in children's mixed saliva NBR and pH indices in process of their adaptation to living conditions at the boarding school have a marked positive character. Key words. Nonspecific body resistance, mixed saliva pH, boarding school pupils.
Введение
Здоровье — один из основных признаков состояния любого индивидуума, что служит показателем приспособленности человека к социальным, природным, экологическим и профессиональным условиям. В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей и подростков как наиболее чувствительной группы [1]. Факторами риска, способствующими снижению здоровья школьников, являются: неблагоприятная экологическая обстановка; социально-гигиенические условия жизни; нерациональное питание; повседневные стрессовые ситуации; повышение учебной нагрузки; недостаток организации медицинской помощи и др. [5].
В механизме патогенного влияния на здоровье населения вредных и опасных для жизни факторов важную роль играет изменение естественной или неспецифической резистентности организма (НРО). Оценка величины НРО проводится, как правило, путем исследования активности или количества отдельных клеточных, а также гуморальных факторов иммунитета (ФИ) в крови [6]. Однако большинство этих способов отличаются сложностью и трудоемкостью, проведение соответствующих исследований требует дорогостоящих и дефицитных реактивов, а также сложной аппаратуры [8, 11].
Цель исследования — оценить в динамике характер изменения НРО и рН смешанной
слюны учащихся в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате.
Материалы и методы исследования
Под наблюдение взято 19 учащихся в возрасте 12—13 лет, поступивших в 7-й класс Лицея милиции при ГУВД Пермского края, при этом 7 (36,8%) детей прибыли из сельской местности, а 12 (63,2%) — из городов Пермского края.
Лицей милиции располагается в курортной зоне «Усть-Качка» и осуществляет профильную подготовку учащихся. Вся их жизнедеятельность основывается на неукоснительном выполнении распорядка дня, утвержденного начальником Лицея, что способствует успешному осуществлению учебного процесса и обеспечивает качественное выполнение всех воспитательных и организационно-бытовых мероприятий. Так, распорядок дня школьников строится по типу, практикуемому в Суворовских училищах МО РФ: подъем; утренняя физическая зарядка; осмотр внешнего вида; пятиразовое питание; непосредственно учебные занятия; самостоятельная подготовка под руководством воспитателя; внеклассные мероприятия и занятия в различных кружках; вечерняя проверка; отбой. Одновременно предусмотрены дополнительные занятия по физической подготовке, что является одной из отличительных особенностей учебных заведений подобного
типа. Что касается питания детей, то оно — щадящее по способу приготовления пищи, сбалансировано по содержанию белков, жиров, углеводов (1 : 1 : 4) и в полной мере восполняет все потребности растущего организма (4000—4500 ккал). При этом в рационе питания присутствуют такие необходимые для детского организма продукты. как мясо, рыба, молоко, творог, сливочное и растительное масло, сыр, яйцо, бобовые, свежие овощи, фрукты.
С 2007/08 учебного года на базе стоматологического кабинета медицинской части Лицея внедряется «Программа профилактики основных стоматологических заболеваний», в рамках которой на фоне санации полости рта учащихся предусмотрены следующие меры: соблюдение рациональной оральной гигиены; контролируемая чистка зубов; местное применение фторсодержащих препаратов («Бифлюорид» по схеме в зависимости от степени активности кариозного процесса); герметизация фиссур зубов; санитарное просвещение.
Для определения уровня НРО учащихся использовали разработанный нами способ оценки его величины, основанный на сравнении показателей титра антител (ТА) в слюне к шигеллам Зонне и Флекснера в реакции пассивной гемагглютинации (РПГА) с использованием коммерческих антигенных эритроцитарных диагностикумов [6, 8, 10]. Анализ варьирования индивидуальной величины НРО позволяет изучить уровень и скорость адаптации организма к новым условиям окружающей среды. Предложенная нами классификация уровня НРО индивидуума в зависимости от величины ТА слюны представлена в таблице 1.
Определение НРО проводили у школьников сразу после поступления их в Лицей, а также через год и три года в одно и то же время сезона в соответствии с рекомендациями разработчиков. С целью более глубокого ана-
Таблица 1
Классификация уровня НРО в зависимости от величины ТА слюны
Группа Показатели ТА слюны Характеристика НРО
I <2 Очень низкая
II 4-8 Низкая
III 16-64 Средняя
IV 128-256 Высокая
V >512 Очень высокая
лиза состояния здоровья дети разделены на две группы в зависимости от того, в какой местности они проживали до поступления в Лицей: сельские (I группа) и городские (II группа).
Уровнь рН слюны определяли путем использования полосок индикаторных «Ликонт рН».
Анализ полученных данных проведен с помощью статистической программы Stat-Р1ш 2009. Одновременно изучена корреляционная связь между изменениями НРО учащихся и уровнем рН слюны; использован коэффициент корреляции Пирсона, а также проведено сравнение двух зависимых выборок (метод знаков и тест Уилкоксона).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что процесс адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности отражается как на показателях НРО, так и на уровне рН слюны (табл. 2).
Как следует из таблицы 2, средняя исходная величина ТА учащихся I группы при поступлении в Лицей оказалась на 301% выше таковой во II группе. В процессе адаптации школьников к новым условиям проживания уровень НРО изменился через год: в I группе он снизился на 285%, а во II группе — на 137%. Через три года наблюдений на фоне работы «Программы профилактики» отмечается зна-
Таблица 2
Изменение НРО и рН слюны учащихся в процессе их адаптации (М±т)
Возраст (лет)/ класс ТА слюны по группам, млн микроб. тел рН смешанной слюны, по группам
I II I II
12-13/7-й 627±384 64—1024 208±226 6—638 6,7±0,3 6,4±0,3
13-14/8-й 334±199 8—512 77±72 4—265 6,9±0,2 6,6±0,2
15—16/10-й 117±81 22—256 56±71 8—256 7,0±0,2 6,7±0,3
Примечание. р<0,05.
чительное снижение ТА слюны как в I группе, так и во II группе соответственно на 535% и на 371%. Согласно предложенной нами классификации уровня НРО отмечено, что показатели ТА слюны учащихся в обеих группах стремятся к среднему уровню [2].
Что же касается динамики показателя рН смешанной слюны учащихся в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате и при внедрении «Программы профилактики», то практически у всех детей при поступлении он был смещен в кислую сторону; через 3 года этот показатель значительно изменился: с 6,7 (7-й класс) до 7,0 (10-й класс) в I группе и с 6,4 до 6,7 соответственно во II группе (табл. 2).
Одновременно исследование показало, что в обеих группах учащихся 7—8-х классов изменение показателей ТА и рН слюны име-
Таблица 3
Корреляционная связь показателей НРО и рН ротовой жидкости
Класс Группа, абс. ч.
I II
7-й 0,4 0,3
8-й 0,06 0,1
10-й —0,2 —0,3
ют положительную корреляционную зависимость, тогда как в 10-х классах корреляционная связь становится обратнонаправленной.
Как следует из данных таблицы 3, исходный уровень корреляционной связи между НРО и рН слюны является средним в обеих группах обследуемых. В процессе адаптации индивидуума к новым условиям жизнедеятельности на показатели НРО и рН слюны действуют различные факторы. Так, на естественную резистентность организма наибольшее влияние оказывают следующие факторы: общее состояние здоровья; психоэмоциональное напряжение; повышенные физические нагрузки; проживание в районе с различной экологической обстановкой. Что же касается рН слюны, наибольшее воздействие оказывают местные факторы: употребление бутилированной питьевой воды со сбалансированным минеральным составом; рациональное полноценное питание; внедрение «Программы профилактики».
Адаптация организма школьников к вышеперечисленным факторам происходит с различной интенсивностью, в результате чего корреляционная связь между показателями НРО и рН слюны уменьшается через год и становится слабо выраженной. Через три года учащиеся полностью адаптируются к условиям проживания в школе-интернате и по-
этому работают все факторы, положительно влияющие на состояние их здоровья, в результате чего сила корреляционной связи становится средней, но обратной по направленности. Изменение уровня НРО на протяжении всего периода наблюдений имеет очень сильную положительную зависимость (г=0,8—0,9) в обеих группах школьников.
Вывод
Проведенное исследование показало, что при поступлении в Лицей милиции у детей, прибывших из сельской местности, уровень НРО оказался в 3 раза выше, чем у городских. В процессе адаптации школьников к новым условиям проживания естественная резистентность организма изменяется в сторону средних значений в обеих группах наблюдений. Так, в I группе показатели ТА снизились в 5,3 раза, а во II группе — в 3,7. Обнаружена корреляционная зависимость между изменениями НРО и уровнем рН слюны, которая в обеих группах детей в возрасте 12—14 лет имеет положительное направление, тогда как в 15—16 лет она становится обратнонаправ-ленной. Динамика показателей НРО и рН слюны учащихся в процессе адаптации их к условиям проживания в школе-интернате носит выраженный положительный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов А. А Детские болезни. М.: ГЭОТАР-Медиа 2002; 632.
2. Васильев Н. В, Коляда Т. И. Закон исходного уровня и влияние иммуномодуляторов на иммунитет. Реабилитация иммунной системы: Тезисы II Межд. симпозиума. Цхалтубо 1990; 15.
3. Грудянов А. И., Дмитриева Л. А., Макси-мовский Ю. М. Перспективы научных исследований в области терапевтической стоматологии. Стоматология 1996; 75 (6): 8—11.
4. Константинова В. Е. Планирование и обоснование программы лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний у детей, лишенных родительской опеки: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Пермь 2006; 18.
5. Мозговая Л. А, Степанова Л. В. Эффективность внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных группах школьников. Пермь 2007; 30.
6. Мозговая Л. А, Рочев В. П., Черешнева М. В, Новожилова Т. П. Принципы оценки естественной резистентности организма в норме и при патологии. Пермь 2000; 14.
7. Пузин М. Н, Балашов Е. К. Исследование уровней иммуноглобулинов основных классов в сыворотке крови и слюне больных с невралгией тройничного нерва. Стоматология 1990; 2: 49—50.
8. Рочев В. П, Мозговая Л. А, Фокина Н. Б. Способ определения неспецифической защиты организма к микробам. Патент на изобретение № 2112244 от 27.05.1998 г.
9. Соловьева А. М. Фторидпрофилактика у детей: современные концепции. Стоматология сегодня 2010; 2: 41.
10. Черешнев В. А., Рочев В. П., Мозговая Л. А, Черешнева М. В. Исследование антибактериальной активности крови и слюны для оценки резистентности организма. Вопросы экспериментальной физиологии. Екатеринбург 1997; 164—169.
11. Шляхов Э. Н, Андриеш Л. П. Иммунология: справочное пособие. Кишинев 1985; 280.
Материал поступил в редакцию 10.08.2012