УДК 339.94
п.А. Королев ИЗМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЯПОНИИ В ПОСЛЕКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Глобальный финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на развитие автомобилестроения в Японии. В статье проанализированы особенности антикризисного регулирования отрасли и изменения в корпоративных стратегиях японских транснациональных корпораций на внутреннем и зарубежном рынках. Ключевые слова: автомобилестроение, Япония, автомобильная промышленность, транснациональные корпорации (ТНК).
Pavd Korokv CHANGE OF COMPETITIVE STRATEGY OF JAPAN
AUTOMOBILE CORPORATIONS IN POST-CRISIS CONDITIONS
Annotation. Global financial and economic crisis had essential impact on development of automotive industry in Japan. In the article features of anti-recessionary regulation of branch and change in corporate strategy of Japanese multinational corporations in the internal and foreign markets are analyzed.
Keywords: automobile produ^ion, Japan, automotive industry, multinational corporations.
К главным достоинствам автомобилей, производимых японскими ТНК, относятся надежность и качество. Эти компании занимают прочные позиции на мировом рынке автомобилей. Во многом это обусловлено организационно-техническим содержанием концепции японского менеджмента, включающего систему «Канбан», ориентацию исключительно на потребителя, комплексное управление качеством, методологию «опережающего мышления» и «участвующего управления», систему управленческого контроля и гибкость организационной структуры компании, а также другие инструменты, широко описанные в [4].
Автомобильные ТНК Японии, как и многие другие гиганты автомобильной промышленности, прошли длительный путь эволюции. В современных условиях автомобильные ТНК Японии занимают лидирующие позиции в рейтинге крупнейших производителей автомобилей мира [6]. В 2008 г. компания Toyota вышла на первое место в мире среди автомобильных компаний, впервые обогнав лидера - General Motors по показателю совокупного оборота, что также выразилось в достижении компанией лидерства в выпуске и реализации автомобилей. На протяжении последних лет компания General Motors была вынуждена сократить производство, тем самым освобождая место на рынке, которое занимают конкуренты, в первую очередь Toyota. Под влиянием глобального финансового кризиса последняя закончила 2009 г. с убытками, чего не наблюдалось с послевоенных времен, что, впрочем, позволило ей остаться лидером в мировом автомобилестроении [1]. В 2013 г. японскими автомобильными ТНК на внутреннем рынке было реализовано 4,56 млн автомобилей, а если учитывать грузовики и автобусы - 5,48 млн [7].
Важным этапом развития автомобильной промышленности Японии, оказавшим влияние на модификацию корпоративных стратегий автомобильных ТНК, явился глобальный кризис 2008-2009 гг. В результате кризиса был нанесен серьезный ущерб национальному автомобилестроению. Начался кризис с резкого сокращения экспорта автомобилей на рынки развитых стран. В результате объем производства автомобилей в 2009 г. сократился на 30 % и на 37 % в стоимостном выражении, а экспорт - на 46 и 40 % соответственно [11, с. 11-13]. Первая половина 2009 г. была связана с банкротством около трехсот компаний, напрямую или опосредованно связанных с автомо-
© Королев П.А., 2014
бильной промышленностью. В настоящее время эксперты оценивают восстановление автомобильного рынка лишь как начальное, и рассчитывать на коренное улучшение ситуации в ближайшие годы не придется. Япония (впрочем как и ни одна из автомобильных компаний) не достигла по объему производства автомобилей докризисных показателей [8, с. 18-19].
В период кризиса о банкротстве объявило 273 японских компании, большая часть которых занималась реализацией автомобильных компонентов, а также розничной и оптовой продажей автомобилей. Связано это было с невозможностью получения новых кредитов для финансирования своей деятельности. Только к осени 2009 г. удалось восстановить спрос на автомобили, что во многом было реализовано за счет общего улучшения конъюнктуры мирового рынка, а также благодаря мерам правительства Японии по стимулированию потребителей к покупке новых автомобилей. Характерно, что данные меры были предприняты в основном в отношении «экологичных» автомобилей. С 1 апреля 2009 г. по 30 апреля 2012 г. в стране был полностью отменен налог на покупку автомобиля (в размере 5 % от цены), а также налог на мощность двигателя (который взимался при прохождении техосмотра и покупке автомобиля) для автомобилей на биотопливе, электромобилей, гибридных моделей, автомобилей с газовыми и дизельными двигателями. Кроме того, предоставлялись субсидии на покупку «экологичных» автомобилей: при замене старого автомобиля на новый она составляла 3 тыс. долл. США, при покупке стандартного автомобиля - 1,5 тыс. долл., при покупке мини-автомобиля - 1,2 тыс. долл., при покупке новой машины без замены на старую - 600 долл. [2, с. 92] Эти меры принесли свои результаты, поскольку в настоящее время на «экологичные» автомобили в Японии приходится около 50 % всех продаж автомобилей, большая часть из которых - с гибридным двигателем [9, с. 2-4].
Очевидно, что правительственные меры способствовали сглаживанию влияния кризиса для автомобильных ТНК Японии. При этом следует отметить большие усилия самих компаний, которые сумели в результате кризиса заложить основы для будущего роста. В результате кризиса резко актуализировались необходимость учета в корпоративных стратегиях японских автомобильных ТНК по крайней мере двух ключевых тенденций развития мирового автомобилестроения:
— увеличение роли экологического фактора и расширение спроса на автомобили, безопасные для окружающей среды, что было связано с мерами, предпринимаемыми в развитых странах по экономии энергии и противодействию глобальному потеплению;
— снижение цен на автомобили, что было связано с появлением на рынке новых автомобилей, для которых были характерны низкие издержки производства и, соответственно, цены (например, в Индии) [10, с. 3].
В связи с этим японские компании намерены в ближайшем будущем наращивать объемы расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также усилить работу по снижению издержек производства на основе налаживания более эффективной кооперации с производителями автомобильных компонентов. Уже в послекризисные годы капиталовложения японских автомобильных ТНК в сферу НИОКР составили до 26 млрд долл. [5]. Следует отметить, что высокий уровень НИОКР, осуществляемый японскими компаниями, подтверждается соотношением объемов экспорта и импорта ноу-хау и технологий: первый показатель в стране почти в четыре раза превышает второй. Если же рассматривать этот показатель в автомобилестроении, то, по оценкам И.П. Лебедевой, в последние годы платежи автомобильных компаний за импорт технологий не превышали 3 % доходов от экспорта технологий [2, с. 93].
В контексте анализа инновационной направленности японских автомобильных ТНК следует упомянуть о том, что важную роль, обеспечивающую лидирующие позиции в мировом автомобилестроении, играет не абсолютный прирост расходов на НИОКР, а уменьшение времени внедрения их результатов в производство. Японские ТНК опережают своих конкурентов из США и ЕС по целому
ряду осуществляемых технологических инноваций. Прежде всего, к ним следует отнести следующие.
1. Достижения в области качественных характеристик автомобилей с бензиновым двигателем с точки зрения объема выхлопных газов и расхода топлива. За предкризисный период 1997-2011 гг. пробег автомобиля из расчета на один литр бензина возрос с 12,6 до 19,9 км, т.е. расход топлива на километр пути снизился за указанный период на 36,8 % [12, с. 24].
2. Экологические стандарты Японии являются одними из самых жестких в мире, что в равной мере относится и к продукции автомобилестроения, на которую в стране приходится до 20 % выбросов углекислого газа в атмосферу. В последние годы предпринят ряд радикальных мер, направленных на снижение эмиссии углекислого газа. Достигший пиковой отметки в 2001 г. в размере 267 млн т, этот показатель последовательно снижался до 230 млн т [2, с. 23]. При этом основным направлением усилий японских ТНК явился рост эффективности использования топлива и дальнейшее расширение выпуска автомобилей, дружественных окружающей среде. Разработкой и производством экологически чистых автомобилей занимаются все ведущие автомобильные ТНК страны, но безусловным лидером здесь является Toyota со своей моделью гибридного автомобиля Prius. После кризиса активно начали разработку и производство гибридов Honda и Nissan [3, с. 90-91].
Автомобильные ТНК Японии стремятся занять лидирующие позиции в мире по производству экологически безопасных автомобилей, чему способствует активная поддержка со стороны правительства страны. В 2010 г. Министерством экономики, торговли и промышленности Японии была разработана «Программа развития производства автомобилей следующего поколения», поставившая в качестве амбициозных целей достичь доли экологически безопасных автомобилей в структуре совокупного объема продаж новых автомобилей на уровне 20-50 % к 2020 г. и 50-70 % к 2030 г. Приоритетными направлениями указанной Программы являются создание новых видов ионо-литевых батарей и механизмов их рециклирования, разработка принципиально новых видов топлива, уменьшение использования редкоземельных металлов в двигателях, улучшение качества транспортной инфраструктуры страны, установление более жестких международных экологических стандартов [11].
3. Утилизация автомобилей, отработавших свой срок. Для Японии, страны с большим парком автомобилей и малой территорией, эта проблема является весьма актуальной. В 2005 г. был принят закон о рециклировании, в соответствии с которым ответственность за утилизацию автомобилей была возложена на их производителей, а в случае с импортными автомобилями - на их импортеров. Для реализации собственно утилизации в стране созданы специализированный Центр рециклирования автомобилей, финансовую основу которого составляют расходы на рециклирование, заложенные в цене автомобиля и оплачиваемые потребителями на момент покупки. Работы же по рециклированию осуществляются частными компаниями, финансируемыми данным Центром.
Таким образом, японскими автомобильными ТНК был приложен ряд огромных усилий для развития автомобильной промышленности и повышения конкурентоспособности отрасли и укрепления ее позиций в мире в послекризисных условиях.
Библиографический список
1. Впервые с 1950-го Toyota закончила год с убытками [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2009/05/090508_toyota_loss.shtm
2. Лебедева И.П. Автомобильная промышленность Японии: национальные особенности // Япония. Ежегодник. - 2011. - № 40.
3. Мировой кризис и Япония. - М.: АИРО-ХХ1, 2010.
4. Миуки Микадо. Особенности и основные черты японского менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miuki.info/2012/12/osobennosti-i-osnovnye-cherty-yaponskogo-menedzhmenta/#more-19321
5. Результаты обследования положения в сфере НИОКР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.go.jp/data/kagaku/2010
6. Cable News Network.2012. Global 500 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://money. cnn.com/magazines/fortune/global500/2012/full_list/
7. December 2013 and Calendar Year 2013 Automobile & Motorcycle Statistics and Summary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jama-english.jp/statistics/production_export/2013/140131.htmlt automobile_production
8. Motor Vehicle Statistics of Japan. - Japan Automobile Manufacturers Association, 2013.
9. News from JAMA Asia, Vol. 36, September 2009.
10. News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010.
11. Next-Generation Vehicle Plan 2010 (Outline) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meti.go.jp/english/press/data/pdf/N-G-V2.pdf
12. The Motor Industry of Japan 2010. - JAMA, 2010.
13. The Motor Industry of Japan 2013. - JAMA, 2013.