166 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель ^
ИЗМЕНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
М. М. Абдуразаков, О. М. Магулаева
Московский городской педагогический университет
В становлении системы непрерывного образования важную роль играет формирование соответствующей информационно-образовательной среды обучения. В этом аспекте в статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в новой информационно-образовательной среде обучения информатике.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, информационные и коммуникационные технология, информационно-образовательная среда, Web-технология.
In formation of the system of the unceasing formation important role plays shaping corresponding to information-educational ambience of the education. In this aspect in article is considered problem of preparing the future teacher to professional activity in new information-educational ambience of the education to informatics.
Key words: informatics teacher training for future professional activities, information and communication technologies, information-educational ambience, Web-technologies.
В современных условиях осуществить связь с широким культурным контекстом в процессе подготовки компетентного профессионала возможно посредством телекоммуникационных технологий, а именно на базе Интернети Web-технологий.
Интернет как технологическая основа реализации и функционирования глобальной компьютерной сети обеспечивает доступ к огромным массивам самой разнородной информации, позволяет целенаправленно ее обрабатывать и использовать для решения конкретных проблем. При этом под Web-технология-ми будем понимать систему методов и способов поиска, накопления, хранения, обработки и выдачи информации в гипертекстовой и гипер-
медиа форме, реализующую новые подходы к образованию, основанные на новой образовательной парадигме: ученик - информационно-образовательная среда - учитель.
Информационные ресурсы Интернет, базы и банки данных, аккумулирующие информацию о самых различных аспектах современного мира, обеспечивают связь процесса обучения с широким социально-культурным контекстом деятельности человека. Этому способствует и наметившаяся в последнее время тенденция присутствия в Интернет всех имеющихся видов массовой информации: электронные версии газет и журналов, интерактивные диалоги с известными политическими лидерами, деятелями науки и культуры, видеоконфе-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 166-171
08_îâôàçîâàièà.p65 166 1 16.05.2011, 13:43
Образование в сфере культуры 167
ренции и выпуски новостей и т.д. Виртуальные музеи, экскурсии, библиотеки и фонотеки дают возможность любому человеку повысить свой общекультурный уровень. Таким образом, современный учитель может использовать накопленную в глобальной сети информацию для решения определенных профессиональных проблем.
Формирующаяся в настоящее время система непрерывного образования, составной частью которой является многоуровневое педагогическое образование, ориентирована на реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, их социализацию и самоорганизацию в информационно-образовательном пространстве через индивидуализацию и дифференциацию обучения. Такая система должна более гибко, мобильно отражать современные социокультурные реалии и обеспечивать подготовку будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса и активного внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) обучения.
Дидактические и методические проблемы применения средств ИКТ в повышении эффективности учебного процесса обоснованы в исследованиях А.Я. Ваграменко, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, Е.С. Полат, Т.А. Сергеевой и др. Основные результаты исследования применения телекоммуникационных технологий в педагогическом образовании отражены в работах А.А. Андреева, М.Ю. Бу-харкиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, В.А. Полякова, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и других ученых.
Их результаты убедительно свидетельствуют о необходимости подготовки учителя к использованию Интернет- и Web-технологии в курсе информатики и других учебных дисциплин.
Для нашего исследования этот анализ важен под углом зрения использования средств ИКТ в системе непрерывного образования, способствующего усвоению подготовленной преподавателем учебной информации, разви-
тию самостоятельности, активизации познавательной деятельности, реализации индивидуальных «траекторий образования» и т.д. В связи с этим можно утверждать, что в образовании будущего все большая роль станет отводиться самообучению и самообразованию.
Нельзя сводить причины реформирования системы высшего образования к социально-экономическим преобразованиям в стране. В ряду других важных причин, значимых для рассматриваемой нами проблемы, можно отметить следующие:
- развернувшаяся информатизация и компьютеризация учебного процесса, развитие форм контроля за его качеством;
- изменение технологий обучения;
- воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на информационное обеспечение учебного процесса.
Среди основных причин, затрудняющих процесс формирования готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, отметим те, которые, на наш взгляд, нуждаются в изучении и реализации в теории и практике обучения:
1. Опора в процессе подготовки не на модель готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, а на положения учебных планов и программ.
2. Тенденция к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к накоплению информационного фонда.
3. Недостаточное использование в процессе изучения специальных дисциплин информационных технологий и связанных с ними понятий.
4. Отсутствие системы информационной подготовки будущего учителя в процессе его обучения в высшей школе.
Для решения вышеуказанных проблем нам необходимы опережающее развитие базовых информационных технологий и обеспечение существенного расширения доступа к информационным ресурсам для их широкого использования в сфере образования. При этом на
168 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
передний план, на наш взгляд, выходит педагогическая, содержательная сторона процесса организации обучения. Имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала. Поэтому важно определить, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно организовать обучение на базе средств ИКТ.
Анализируя роль и значение ИКТ для современного этапа развития общества, К.К. Ко-лин отмечает стратегическую их важность. Значение их в ближайшем будущем будет возрастать, поскольку этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития общества. При этом в качестве наиболее важных и приоритетных направлений развития информационных технологий по отношению к производственным и социальным технологиям он выделяет в качестве отличительных свойств:
- активизацию и эффективное использование информационных ресурсов общества, выступающих важным стратегическим фактором развития;
- обеспечение информационного взаимодействия между людьми через дополнение в социальной сфере традиционных средств связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) системами электронных телекоммуникаций (электронная почта, факс, телематической связь и т.д.).
- интеллектуализация общества, развитие систем образования и культуры через использование обучающих информационных технологий, систем повышения квалификации и переподготовки кадров как эффективных методов для систем самообразования, продолжения обучения;
- получение и накопление знаний, где на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований приходят такие способы, как информационное моделирование, искусственный интеллект, когнитивная компьютерная графика и т.д., Эти методы позволяют находить решение плохо формализуемых, с неполной информацией и с нечет-
кими исходными данными задач, проводить своего рода эксперимент, образно представлять различные математические формулы и закономерности и т.д. (1, с. 63). Речь идет о превращении образования в самоорганизующую систему, ориентированную на будущее и способную дать выпускникам знания, которые позволят им свободно ориентироваться в сложных условиях быстрых перемен в производственной и профессиональной деятельности и помогут им в их профессиональном и интеллектуальном становлении.
В этих условиях существенно увеличится роль средств обучения, особое значение приобретут средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения. Фактически, надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.
По мнению В.П. Мозолина (2), для организации учебно-информационной среды необходимо наличие:
- материального обеспечения, то есть наличие (существование) материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры и компьютерные сети и т.д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т.д.);
- информационного обеспечения, то есть возможности доступа к материальным носителям информации, сформированности навыков работы с информацией (знания методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);
- коммуникативного обеспечения, то есть возможности необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации, с друзьями и коллегами, с учителями, со специалистами в той или иной области и т.д.
В связи с этим отметим, что информационные технологии не могут развиваться без наличия информационной среды, включающей все необходимые компоненты - базы знаний, информационные ресурсы, развитую систему информационных коммуникаций и информа-
08_Tá6ágTaáíéá.p65 168 Í 16.05.2011, 13:43
Образование в сфере культуры 169
ционного сервиса, компьютеры и программное обеспечение, а главное, наличие специалистов в области информатики, информационных технологий и инженерии знаний. Поэтому важную роль играет формирование соответствующей информационно-образовательной среды обучения, которая становится необходимым элементом всей системы образования. Если к процессу информатизации образования подходить как к ключевому этапу создания информационно-образовательной среды обучения, появляется необходимость в механизме интенсивного использования нового знания, формирования условий предоставления совокупного знания общества каждому индивидууму, при обеспечении каждому члену общества равных прав на доступ к источникам информации.
Одним из преимуществ учебно-информационной среды, обеспечиваемой средствами ИКТ, является предоставление обучаемым доступа к огромным массивам информации вместо ограниченного знания учебников, что оказывается возможным благодаря наличию электронных учебников, других информационных носителей (компакт-диски, компьютерные энциклопедии) и подключению к глобальным информационным сетям.
Технологии использования средств компьютерного обучения характеризуются местом их использования в учебном процессе, при этом целью преподавателя является поиск способов сопряжения с традиционными технологиями обучения. В рамках такого подхода компьютер необходимо применять как универсальное средство обучения, позволяющее с помощью компьютерных технологий создавать разнообразные дидактические материалы, например на базе мультимедийных систем.
На наш взгляд, технологию создания учебного Web-ресурса можно охарактеризовать как: собственно принципы организации гипертекста (гиперссылки, гарантирующие быстрый переход между частями текста, реализация наглядности с помощью вставки в текст графических изображений небольшого объема, и т.д.) и особенности создания образовательного продукта (принцип систематичности, полно-
ты, глубины описываемого объекта или процесса и отсутствие «шумового порога»).
К защите лабораторной работы предоставляются учебные Web-проекты разработанные с помощью НТМЬ-редактора и критериями оценки являются:
- использование различных ИТМЬ-редак-торов;
- соответствие полученных информационных ресурсов требованию заданий.
В рассматриваемой технологии подготовки будущих учителей информатики использование дидактических возможностей Web-тех-нологий, выполнение проектного задания являются логическим завершением системы лекционных занятий и лабораторных работ.
Специфика проектной деятельности заключается в том, что обязательным условием ее осуществления является использование Web-сайта для создания Web-ресурса.
Основная цель проекта: получение профессиональных навыков сбора, обработки и размещения информации на Web-сайтах для достижения соответствующей проекту цели. Основная роль организации учебных проектов принадлежит учителю. Рассмотрим некоторые основные, на наш взгляд, этапы деятельности учителя.
Во-первых, учитель осуществляет подбор тем проектов, которые затем предлагаются на выбор. Исходя из того, что студенты проявляют особый интерес к овладению знаний и умений в определенной области, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, обучение лучше всего строить так, чтобы показать применимость знаний и умений, необходимых для усвоения согласно целям обучения, на практике.
Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях она может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов. В других - тематика проектов может предлагаться самими студентами. Тематика проекта может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы курса <^еЬ-технологии в об-
170 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
разовании» с целью углубить знания по этому вопросу или расширить круг изучаемых вопросов путем самостоятельного изучения нового материала.
Во-вторых, на первом занятии, отведенном для выбора темы того или иного проекта, учителем дается краткая характеристика каждой темы, рассматривается ее значение, организуется обсуждение изучаемых систем, то есть создается атмосфера, активизирующая студентов в выборе темы проекта и работы над ним. Важно, чтобы тема проекта была интересна студентам, отвечала их познавательным потребностям. При исследовании и отборе информационных ресурсов для будущего проекта студенты выступают в роли экспертов, поэтому тема выбираемого проекта должна соответствовать уровню их знаний и способностей.
В-третьих, учитель организует деятельность студентов так, чтобы у них поддерживался интерес на протяжении всего времени, запланированного на выполнение проекта. Учитель должен оказывать помощь постепенно в ходе работы над проектом - помогать в работе над литературой, в преодолении технических трудностей, стимулировать генерацию идей, поддерживать интерес к выполнению проекта, включаясь в процесс группового обсуждения выполнения выбранного проекта.
В-четвертых, после завершения работы студентов над учебным проектом и оформления ими результатов в виде отчетов, учителем организуется дискуссия, коллективное обсуждение решаемой проблемы. Студенты выносят на защиту результаты своей работы над проектом, а учитель предлагает внимательно заслушать группу или отдельных студентов, выслушать предлагаемые ими пути решения этих проблем, оценить полученные выводы. Здесь уместны обострение противоречий, повышенная эмоциональность, полемичность. В обсуждение целесообразно включать вопросы, которые остались не изученными, выяснить возможные пути их решения.
Таким образом, учитель становится не «источником знаний», а организатором процесса самостоятельного активного приобрете-
ния студентами новых знании.
Индивидуальный режим функционирования образовательного процесса обеспечивается высокой гибкостью информационно-образовательной среды. Обучающие могут заниматься разного рода развивающей деятельностью, связанной с удовлетворением их потребностей в реализации своих персональных интересов и склонностей в системе основного и дополнительного образования. Каждому из обучающихся представляется выбор глубины изучения определенных предметных областей.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов и программ требует как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств, форм его реализации. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся, конкретизируемыми в процессе диалога с самими обучающимися.
Использование Интернет-, Web- и телекоммуникационных технологий вместе с соответствующим программным и методическим обеспечением создает новую учебно-информационную среду, в которой и организуется учебно-познавательная деятельность обучаемого.
Компьютер как средство обучения, и как средство подачи учебного материала при телекоммуникационном обучении обладает специфическими особенностями, которые должны быть учтены при разработке методических материалов, связанных с его использованием. При этом могут использоваться следующие технологии:
- целенаправленного изучения психологических особенностей и наклонностей обучаемого (анализ выбора тем практических, курсовых и контрольных работ и т.п.);
- формирования социально-психологического и профессионального портрета обучаемого, программы индивидуальной профессиональной и психологической коррекции и контроля за ее проведением;
- формирования системы целенаправлен-
08_tá6ágtaáíéá.p65 170 1 16.05.2011, 13:43
^ Образование в сфере культуры 171
ного воздействия на конкретного обучаемого, включая консультацию психологов и специалистов изучаемой специальности, подборку информационных материалов, размещенных на индивидуальной навигационной странице.
Таким образом, при переходе к непрерывному образованию актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основой целью учебного процесса
Примечания
1. Колин, К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» / К.К. Колин // ИНФО. - 2000. - № 10.
2. Мозолин, В. П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис. ... док. пед. наук / В.П. Мозолин. - М., 2000.
3. Ниматулаев, М. М. Подготовка учителей информатики в педвузе к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.02 / М.М. Ниматулаев. - М., 2002.
4. Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И.В. Роберт, В.А. Поляков. - М., 2004.
5. Уваров, А. Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 1998. - № 4.
6. Урсул, А. Д. На пути модели образования XXI века / А.Д. Урсул. - М.: РАГС, 1999.
становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучаемых. Осуществление непрерывного образования невозможно без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса.
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ш. К. Шахов, А. С. Дамадаева
Дагестанский государственный университет
В статье представлен анализ результатов исследования влияния гендерных стереотипов на формирование взглядов на проблему маскулинизации женщин, занимающихся спортом. Степень изученности проблем гендерной дифференциации является довольно низкой, что подчеркивает высокую актуальность, научную и практическую значимость дальнейшего изучения данных феноменов.
Ключевые слова: спорт, гендер, идентичность, роль, стереотипы, маскулинность, феминность.
The articles deals with the analysis of the results of investigations of gender stereotypes influence in the formation of views on the problem of masculinization of women engaged in sports. The degree of analysis of the problems of gender differentiations is rather low. This fact underlines the high relevance, scientific and practical significance of the further study of these phenomenon.
Key words: sport, gender, identity, role, stereotypes, masculinity, femininity.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 171-175
08_Ta6agTaaiea.p65 171 1 16.05.2011, 13:43