Научная статья на тему 'Изменение физико-механических свойств почвы под воздействием движителей тракторов'

Изменение физико-механических свойств почвы под воздействием движителей тракторов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПЛОТНЕНИЕ ПОЧВЫ / ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / НАГРУЗКА НА КОЛЕСО / ВЛАЖНОСТЬ ПОЧВЫ / ПЛОТНОСТЬ ПОЧВЫ / ТВЕРДОСТЬ ПОЧВЫ / ПАХОТНЫЙ АГРЕГАТ / УРОЖАЙНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Нормирзаев Абдукаюм Рахимбердиевич, Валиева Гулшан Файзимурадовна

В статье приведены результаты исследований по уплотняющее воздействие на почву ходовых систем хлопковых МТА изучалось путем сравнения плотности и твердости почвы по их следам и вне следов. Изучено влияния на всходы, рост и развитие растений и урожайность хлопчатника применения гусеничного и колесного тракторов при предпосевной обработке почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение физико-механических свойств почвы под воздействием движителей тракторов»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЧВЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДВИЖИТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ

ВЕСТНИК НАУКИ Нормирзаев Абдукаюм Рахимбердиевич, Валиева Гулшан Файзимурадовна, Наманганский инженерно-педагогический институт (НамМПИ), г. Наманган E-mail: nabducaum@mail.ru

И ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В статье приведены результаты исследований по уплотняющее воздействие на почву ходовых систем хлопковых МТА изучалось • путем сравнения плотности и твердости почвы по их следам и вне следов. Изучено влияния на всходы, рост и развитие растений и урожайность хлопчатника применения гусеничного и колесного тракторов при предпосевной обработке почвы.

Ключевые слова: уплотнение почвы, гусеничный движитель, колесный движитель, комплексный показатель, нагрузка на колесо, влажность почвы, плотность почвы, твердость почвы, пахотный агрегат, урожайность хлопчатника.

При проведении различных агротехнических мероприятий под воздействием ходовых систем машино-тракторных агрегатов (МТА) происходит значительное уплотнение почвы, особенно колесными движителями. Это отрицательно влияет на получение всходов, рост и развитие растений, а также урожайность сельскохозяйственных культур. В связи с этим настоящие исследования направлены на определение уплотняющих воздействий на почву и проведение агроэкологической оценки ходовых систем существующих МТА, изучение уплотнения почвы под воздействием гусеничных и колесных тракторов общего назначения при предпосевной обработке почвы и его влияние на качество всходов, рост и развитие растений, а также урожайность хлопчатника [1].

В настоящее время в агропромышленном комплексе Республики Узбекистан посевные и пропашные работы выполняются с помощью тракторов ГАО ТТЗ. Несмотря на это до сих пор используются имеющиеся в хозяйствах тракторы Т-

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

28Х4МА (для междурядий 0,6 м) и МТЗ-80Х (для междурядий 0,9 м). Эти тракторы имеют трехколесную схему движителей. Ведущие движители комплектуются шинами с диагональной конструкцией корда размером:

-9,5- 4,2 и 13,6-38 с нормой слойности 6 для работы в междурядьях 0,6 м;

-18ДЬ-30 с нормой слойности 6 для междурядий 0,9 м.

Из-за нехватки шин в последнее время большинство тракторов ТТЗ и имеющиеся в хозяйствах трактора МТЗ-80Х комплектуются шинами 13,6 - 38.

Направляющие колеса комплектуются шинами 9-16 с нормой слойности 10 для узких междурядий и 16-12 с нормой слойности 8 для широких междурядий.

Посевные агрегаты комплектуются, как правило из сеялки, навешиваемой сзади трактора, приспособления для припосевного внесения гербицидов, монтируемого на остов трактора в зоне ведущих колес и правой и левой передних секций от культиватора-растениепитателя хлопкового, монтируемых на остов трактора в межбазовом пространстве.

В зависимости от зоны технологические операции, предшествующие посеву, бывают самые разнообразные: ранневесеннее боронование зяби с целью закрытия влаги, чизелевание почвы после промывных поливов или чизелевание • зяби после зимних запасных поливов, весновспашка с последующими малованием, выравниванием и др.

На полях для гребневого посева при ширине междурядий 0,6 м и 0,9 м имеются борозды глубиной до 18 или 26 см соответственно.

Влажность верхних слоев почвы перед севом должна соответствовать так называемой биологической спелости (т.е. быть готовой к посеву культурных растений).

Нижние горизонты почвы имеют в этот момент еще более высокую влажность, особенно на землях получивших промывные или влагозарядковые поливы.

Экологически настораживающими факторами при посеве являются:

- большой эксплуатационный вес посевных агрегатов;

- высокие вертикальные нагрузки на почву через колеса трактора;

- сосредоточенность эксплуатационного веса посевного агрегата на задних колесах;

- рассредоточенность веса агрегата на три опорных колеса, из которых одно переднее, как правило небольшого диаметра с повышенным внутренним давлением и незначительной площадью контакта;

- высокая влажность почвы в пахотном и подпахотном горизонтах;

- низкая твердость почвы (в горизонтах 0...5 см -0,2...0,4 МПа, 5...10 см -0,3...1,0 МПа, 10.15 см - 0,6.1,3 МПа), способствующая образованию колеи по следам колес трактора и сеялки.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Пропашные агрегаты обеспечивают довсходовую обработку посевов хлопчатника и междурядную обработку в процессе вегетации растений.

При экспериментальных исследованиях по изучению изменения физико-механических свойств (плотности и твердости) почвы под воздействием колес трактора «Магнум» 8940 и гусениц трактора Т-4А проводились в период ранневесеннего боронования зяби.

При проведении опытов на передние колеса трактора «Магнум» 8940 были установлены шины 16,9 R30, а на задние 720/01 R38.

Необходимо отметить, что в опытах замеры плотности и твердости почвы сначала проводились по общему фону, а затем после прохода тракторов - по центру следов их движителей.

Данные, полученные в опытах, представлены в табл.1.

Таблица 1

Плотность и твердость почвы по вариантам опыта

Слой почвы, см Плотность почвы, г/см Твердость почвы, МПа

до прохода тракторов по следу трактора до прохода тракторов по следу трактора

«Магнум» Т-4А «Магнум» Т-4А

0...10 1,303 1,485 1,389 0,58 2,26 1,12

10...20 1,349 1,571 1,425 0,96 2,74 1,69

20...30 1,369 1,515 1,414 1,17 3.02 2.33

30...40 1,343 1,469 1,389 1,42 2,21 1,92

40...50 1,342 1,418 1,349 1,54 1,97 1,72

Как следует из данных, представленных в табл.1, в период предпосевной обработки почвы под воздействием движителей тракторов «Магнум» 8940 и Т-4А происходит значительное уплотнение почвы. По следам обоих тракторов плотность и твердость почвы существенно больше, чем до их прохода. Особенно сильное уплотнение почвы происходило под воздействием колес трактора «Магнум» 8940. Так, например, в слое 0...30 см после прохода трактора «Магнум» 8940 плотность и твердость почвы увеличились соответственно на 0,183 /см и 1,77 МПа, а после прохода трактора Т-4А эти показатели увеличились соответственно на 0,069 г/см и 0,81 МПА. Отсюда следует, что колеса трактора «Магнум» оказывают в 2.3 раза больше уплотняющее воздействие, чем гусеницы трактора Т-4А. По этой причине после прохода трактора «Магнум» 8940 на поверхности почвы остаются следы глубиной 10. 15 см и шириной 60.70 см. Как показали наблюдения в этих местах без дополнительного рыхления почвы не возможно заделывать семена засеваемой культуры равномерно и на заданную глубину. Это отрицательно влияет на получение полноценных всходов, рост и развитие растений.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Из анализа данных табл.1 следует, что под воздействием движителей тракторов как «Магнум» 8940, так и Т-4А значительное уплотнение почвы происходило в основном в горизонте 0.40 см. В слое 40.50 см по сравнению с верхними слоями уплотнение почвы под воздействием движителей тракторов было значительно меньше, особенно под воздействием гусениц трактора Т-4А.

Литература:

1. А.Р. Нормирзаев Определение уплотняющих воздействий на почву ходовых

систем МТА и их агроэкологическая оценка. Научно-технический журнал ФарПИ. - 2012. I I I ННННННВНН^НН^^НН!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.