УДК 656.13
ИЗМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА
А.И.Петров1
Тюменский государственный нефтегазовый университет, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского,38.
Обоснована необходимость учета при организации процессов функционирования городского пассажирского общественного транспорта (ГПОТ) на региональном уровне фактора «погодно-климатические условия». Предложен к использованию показатель экономической эффективности функционирования системы ГПОТ, разработанный на основе статистических показателей, подлежащих обязательному учету Госкомстатом. Приведены закономерности изменения показателя эффективности функционирования системы ГПОТ под воздействием показателя среднегодовой температуры воздуха. Ил. 6. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: суровость; эффективность; погодные условия; пассажирские перевозки.
CHANGES IN THE OPERATION EFFICIENCY OF THE URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT UNDER THE INFLUENCE OF THE WEATHER AND CLIMATIC FACTOR A.I. Petrov
Tyumen State Oil and Gas University, 38, Volodarsky St., Tyumen, 625000.
The author proves the necessity to take into account the factor "Weather and Climatic conditions" when organizing the operation processes of the urban passenger public transport (UPPT) at the regional level. He proposes to use an indicator of the economic efficiency of the UPPT system, developed on the basis of statistical indicators, subject to mandatory accounting by Goskomstat (Russian Federal Service of State Statistics). The article gives the regularities of change of the indicator of UPPT system efficiency under the influence of the indicator of average air temperature. 6 figures. 2 tables. 6 sources.
Key words: severity; efficiency; weather conditions; passenger transportation.
Повышение эффективности функционирования городского пассажирского общественного транспорта - одна из основных задач, стоящих как перед муниципальными служащими, так и перед специалистами-транспортниками. Особенно возрастает значимость поиска вариантов этой задачи в условиях снижения величины муниципальных бюджетов и постоянного роста затрат на организацию пассажирских перевозок в городах.
В рамках данной статьи автор сделал попытку установить наличие связи между реализуемой эффективностью функционирования системы городского пассажирского общественного транспорта и одним из факторов влияния - погодно-климатическими условиями. Поскольку погодно-климатические условия являются неуправляемым фактором, то при установлении факта наличия его влияния на эффективность перевозок организаторы транспортных процессов должны знать закономерности этого влияния и учитывать их в своей практической деятельности.
Эффективность системы пассажирского общественного транспорта определяется соотношением полезного результата работы (экономический и социальный эффект) по перевозке пассажиров и затраченных на ее осуществление средств (финансо-
вых, материальных, трудовых, временных и т.д.)
Для количественной оценки эффективности функционирования системы пассажирского общественного транспорта города или региона в целом предлагается использовать показатель (коэффициент) экономической эффективности функционирования системы пассажирских перевозок К ээф. [1, 2].
Показатель экономической эффективности функционирования системы пассажирских перевозок (отдельного специализированного пассажирского автотранспортного предприятия) К ээф. рассчитывается по формуле
К э.эф. = 10(Д - З)/(Б 10 пасс.км. ' Р),
где Д - доходы всех перевозчиков системы ГПОТ в п-ный год, млн руб.; З - затраты всех перевозчиков системы ГПОТ в п-ный год, млн руб.; Б 10 пасс.км. - расчетная по системе ГПОТсебестоимость выполнения 10 пасс. км, руб.; Р - пассажирооборот всех перевозчиков системы ГПОТ в п-ный год, млн пасс.км.
Данный показатель, по мнению автора, является абсолютно объективным и обладает всеми необходимыми признаками характеристического показателя -безразмерный и имеет смысловую нагрузку - показывает, как соотносятся результат хозяйственной деятельности (Д-З) и затраты на его получение (Эпассш.Р).
1Петров Артур Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта, тел.: (3452) 209302, e-mail: [email protected]
Petrov Arthur, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport Exploitation, tel.: (3452) 209302, e-mail: [email protected]
Для моделирования закономерностей изменения в течение определенного времени эффективности функционирования региональных и городских систем пассажирского транспорта необходимо оперировать информацией о фактическом состоянии системы ГПОТ, затратах на ее функционирование и итоговой продукции. Эту информацию можно почерпнуть в отчетных статистических данных сборников «Транспорт в Тюменской области», подготовленных специалистами Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Тюменской области [3, 4, 5, 6].
В табл. 1 приведены необходимые для проведения моделирования искомой закономерности данные.
Здесь же приведены значения показателя экономической эффективности функционирования системы пассажирских перевозок Тюменской области.
На рис. 1 приведены графические изображения тенденций изменения коэффициента экономической эффективности системы ГПОТ в Тюменской области. На этом же рисунке приведена аппроксимирующая кривая - полинома 6-ой степени, описывающая формирование величины К э.эф по годам исследуемого временного периода.
В табл. 2. приведена информация об изменении К э.эф. систем ГПОТ Тюменской области за период 1997-2007 гг. с учетом среднегодовой температуры воздуха.
к
га х
СО
-0,3
-0,35
-0,45
-0,55
-0,65
-0,7
у = 1Е-05х6 - 0,0003х5 + 0,0031х4 - 0,0072х3 - 0,0171х2 + 0,0552х - 0,61
Р2 = 0,9115
Номер года периода (начиная с 1997 г.)
Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Номер года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Рис. 1. Изменение величины К э.эф. по годам за период с 1997 по 2007 г. в Тюменской области (исключая ХМАО и
ЯНАО)
Таблица 1
Экономические показатели работы пассажирского автомобильного транспорта в Тюменской области (исключая ХМАО и ЯНАО, т.н. Сельхоззона Тюменской области) в период 1997- 2007 гг.
Показатель Год
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Объем перевозок, тыс. чел. 223468 227815 234714 234714 180124 144558 131308 126447 120496 124446 112331
Пассажирооборот, млн пасс. км 1955,6 1962,3 2004,4 2083,7 1796,8 1675,8 1638,3 1557,4 1552,6 1498,2 1294,9
Доходы, млн руб. 152,9 147,3 180,3 283,9 399,6 523,4 848,2 1015,0 1164,4 1285,2 815,7
Затраты, млн руб. 369,7 371,9 492,9 753,5 1002,4 1329,2 1337,2 1547,7 1835,4 2072,3 2106,5
Убытки, млн руб. 216,8 224,6 312,6 469,6 602,8 805,8 489,0 532,7 671 787,1 1290,8
Доходы/Затраты, доля от 1 0,413 0,396 0,365 0,376 0,398 0,393 0,634 0,655 0,634 0,620 0,387
Себестоимость 10 пасс. км, руб. 1,9 1,9 2,5 3,6 5,6 7,9 8,2 9,9 11,8 14,3 17,3
Средняя дальность поездки, км 8,75 8,61 8,54 8,87 9,97 11,59 12,47 12,31 12,88 14,3 17,3
Убытки/пасс. км., руб./пасс. км 0,110 0,114 0,156 0,225 0,335 0,480 0,298 0,342 0,432 0,525 0,996
Убытки/пасс. поездку, руб./пасс. поездка 0,96 0,98 1,33 1,995 3,339 5,563 3,716 4,210 5,568 6,324 11,491
Коэффициент К э.эф. - 0,583 - 0,602 - 0,623 - 0,626 - 0,599 - 0,608 - 0,364 - 0,345 -0,366 -0,367 -0,576
Таблица 2
Динамика изменения расчетной величины К э.эф.в Тюменской области (исключая ХМАО и ЯНАО, т.н. Сельхоззона Тюменской области) в период 1997 - 2007 гг. с учетом среднегодовой температуры воз__духа в регионе_
Показатель Год
1997 1998 1999 2000 2001
Среднегодовая температура
воздуха в представительном + 0,5 - 0,2 - 0,7 - 1,3 + 0,3
пункте, град. С
Коэффициент К э.эф. - 0,583 - 0,602 - 0,623 - 0,626 - 0,599
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Среднегодовая температура воздуха в представительном пункте, град. С + 0,4 + 1,1 + 2,4 + 1,0 + 0,8 - 0,1
Коэффициент К э.эф. - 0,608 - 0,364 - 0,345 -0,366 -0,367 -0,576
На рис. 1, 2 представлены графические изображения совместного изменения среднегодовой температуры воздуха и величины показателя эффективности К э.эф. в г. Тюмени (представительный пункт Сельхоззоны Тюменской области) в течение одиннадцатилетнего периода.
На основе данных, приведенных в табл. 2, и тенденций совместного изменения величин среднегодовой температуры воздуха и величины коэффициента экономической эффективности функционирования систем ГПОТ в регионе, была выдвинута рабочая гипотеза о том, что среднегодовая температура воздуха является одним из важнейших факторов, значимо определяющих уровень экономической эффективности функционирования системы ГПОТ в регионе.
Связь между среднегодовой температурой воздуха и величиной показателя экономической эффективности оценивалась посредством корреляционно-регрессионного анализа. На рис. 3 приведено графическое изображение исследуемой зависимости, построенной по данным табл. 2.
Аналогичные исследования были проведены для региональных систем ГПОТ Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО. Были получены схожие результаты. Соответствующие зависимости К э.эф. = ср. год °С) представлены на рис. 4 - 5.
Отметим, что анализ графических изображений зависимостей К э.эф = !(Тсредгод °С) для трех различных административных регионов (Сельхоззона Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), отличающихся различными характеристиками климатического фактора, показал, что зависимости однотипны и для их описания могут быть использованы либо степенная, либо на каких-либо участках - варианты полиноминальных (квадратическая или кубическая) функций.
Статистические характеристики полученных зависимостей позволяют судить об адекватности квадратичных моделей исследуемым процессам, что подтверждает гипотезу о наличии влияния среднегодовой температуры на эффективность ГПОТ.
о
сх ш
о чд о
о
Год
Номер
года
Номер года периода
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 123456789 10 11
Рис. 2. Изменение среднегодовой температуры воздуха в г. Тюмени в период с 1997 по 2007 г.
Уэг2 = -0,6066+0,0932*х+0,0977*жл2
(О
о
0
1
со
<и т
о <и т
I
<и
т о
-0,25
-0,3
-0,35
-0,4
-0,45
-0,5
-0,55
-0,6
-0,65
-0,7 -0,2 0,2 0,4 0,8 1,0 1,4
Среднегодовая температура воздуха в представительном пункте региона, град. С.
Рис.3. Зависимость величины К э.эф. функционирования региональной системы ГПОТ от среднегодовой температуры воздуха в регионе Сельхоззоны Тюменской области (представительный пункт - г. Тюмень)
Уэг2 = -0,1567+0,1287*х+0,0111*хл2
-0,34 -0,36 -0,38 -0,4 -0,42 -0,44 -0,46 -0,48 -0,5 -0,52 -0,54
-1,5
-5 -4,5 -4 -3,5 -3 -2,5 -2
Среднегодовая температура в представительном пункте региона, град. С
Рис.4. Зависимость величины К э.эф. функционирования региональной системы ГПОТ от среднегодовой температуры воздуха в регионе ХМАО (представительный пункт - г. Сургут)
Уэг2 = 0,4493+0,3081*х+0,0181*хЛ2
-0,5
-0,55
-0,6
-0,65
-0,7
-0,75
-0,85
-0,9
-7,5 -7 -6,5 -6 -5,5 -5 -4,5 -4
Среднегодовая температура воздуха в представительном пункте региона, град. С
Рис.5. Зависимость величины К э.эф. функционирования региональной системы ГПОТ от среднегодовой температуры воздуха в регионе ЯНАО (представительный пункт - г. Салехард)
Исследования влияния погодно-климатических условий на экономическую эффективность функционирования региональной системы ГПОТ будут продолжены. Планируется проведение подобных исследований для систем более частного порядка (ГПОТ отдельного города, отдельное ПАТП, отдельный маршрут, модель автобусов). В качестве погодно-климатических факторов условий эксплуатации также
могут быть выбраны, кроме температуры воздуха, скорость ветра, наличие и интенсивность осадков, комплексный показатель. В качестве характеристики эффективности системы ГПОТ, кроме К э.эф., также могут быть использованы другие показатели, более частным образом характеризующие результативность функционирования системы ГПОТ с учетом затрат.
I EN I
Транспорт
1. Петров А.И. Анализ экономической приспособленности систем пассажирского общественного транспорта в городах Тюменской области к региональной социально экономической конъюнктуре / в межвузовском сборнике научных трудов «Перспективы развития автотранспорта и специальной нефтепромысловой техники». Тюмень, 2006.
2. Петров А.И. Формирование результативности пассажирских автомобильных перевозок в условиях переменной внешней среды. Тюмень, Изд-во ТюмГНГУ, 2009. 152 с.
3. Транспорт и связь Тюменской области. Статистический сборник. Тюмень. ООП Тюменского областного комитета государственной статистики. 1997. 96 с.
Библиографический список
4. Транспорт Тюменской области. Статистический сборник. Тюмень. ООП Тюменского областного комитета государственной статистики. 2001. 136 с.
5. Транспорт Тюменской области (2000 - 2004 гг.). Статистический сборник. Тюмень. ООП Тюменского областного комитета государственной статистики. 2005. 212 с.
6. Транспорт Тюменской области (2003 - 2007 гг.). Статистический сборник. Тюмень. ООП Тюменского областного комитета государственной статистики. 2008. 274 с.
УДК 621.33.025
ВЫБОР ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ КАПСУЛИРОВАНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
И.А.Худоногов1, Е.М.Лыткина2, Д.Ю.Алексеев3, А.А.Васильев4
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
С целью анализа взаимодействия системы «излучатель-пропиточная жидкость» рассмотрена классификация электрических инфракрасных излучателей, на основании которой в качестве генератора теплового излучения в технологии капсулирования лобовых частей обмоток тяговых электрических машин был выбран керамический QCE - излучатель. Излучатель - изогнутый, что позволяет расположить его в наиболее оптимальной позиции относительно задней лобовой части обмотки якоря НБ-514 непосредственно в процессе капсулирования. Ил. 3. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: тяговый электродвигатель; изоляция электрических машин; капсулирование; энергия инфракрасного (ИК) излучения; излучение.
SELECTION OF THE HEAT RADIATION GENERATOR IN THE ENCAPSULATION TECHNOLOGY FOR FRONTAL WINDING PARTS OF TRACTION ELECTRICAL MACHINES I.A. Khudonogov, E.M. Lytkina, D.Yu. Alexeyev, A.A. Vasiliev
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.
In order to analyze the interaction of the system "radiator-impregnating liquid" the authors consider the classification of electric infrared radiators. On this base they selected a ceramic QCE-radiator as a heat radiation generator in the encapsulation technology for frontal winding parts of traction electrical machines. The radiator is arched that enables to position it in the most optimal position relatively the rear frontal winding of the armature НБ-514 immediately during the encapsulation process. 3 figures. 3 sources.
Key words: traction motor; electrical machine insulation; encapsulation; energy of infrared (IR) radiation; radiation.
С целью повышения надёжности изоляции обмоток тяговых электрических машин (ТЭМ) необходимо учесть комплекс требований и условий эксплуатации, обеспечивающий ресурс работы без замены изоляции на пробег до 5 млн км. Притом, когда создаются новые системы изоляции, то преследуется задача макси-
мально использовать свойства новых материалов при возрастании мощности в единице объема и снижении расхода воздуха на охлаждение тяговых электродвигателей (ТЭД). Электротехнологии капсулирования лобовых частей обмоток тяговых электрических машин с использованием теплового излучения для осу-
1Худоногов Игорь Анатольевич, доктор технических наук, доцент кафедры электроснабжения железных дорог, тел.: 89646524520.
Khudonogov Igor, Doctor of technical sciences, Associate Professor of the Department of Electrical Supply of Railways, tel.: 89646524520.
2Лыткина Екатерина Михайловна, аспирант, ассистент кафедры электроподвижного состава, тел.: 89027619414, e-mail: [email protected]
Lytkina Ekaterina, Postgraduate Student, Assistant of the Department of Electric Rolling Stock, tel.: 89027619414, e-mail: [email protected]
3Алексеев Денис Юрьевич, соискатель, тел.: 89501366058. Alexeev Denis, Competitor for a scientific degree, tel.: 89501366058.
"Васильев Антон Александрович, аспирант, тел.: 89500662396. Vasiliev Anton, Postgraduate Student, tel.: 89500662396.