ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Например, для II категории почвогрунтов при M(qs)=30 МПа и М(9)=10 град. вариации значений 9 и qs в пределах 20 % обеспечивают значения К0)=5 % и KJr)=8 %, что при М(р)=1,5 иМ(г^)=1,08 м устанавливает допустимый диапазон изменения р от 1,42 до 1,58, при этом показатель rs может заполнить диапазон от 1 до 1,17 м. Уместно отметить, что 20 %-ая вариация означает достаточно стабильные условия трелевки. Более существенная вариативность параметров наблюдается при Kv >30 %.
Еще один вывод связан с фактором влияния категории почвогрунта. Чем слабее почвогрунты, тем изменчивость параметров 9 и qs обусловливает более широкие границы допустимых диапазонов изменения показателей р и rs.
Таким образом, разработанная математическая модель [8] и на ее основе полученные в данной работе результаты исследований позволяют определять как проектные значения параметров и показателей трелевки, так и допустимые диапазоны их изменений с целью стабилизации заданных технологических показателей.
Библиографический список
1. Котиков, В.М. Ходовые свойства машин и экология / В.М. Котиков, Я.В. Сладкевич // Лесная пром-сть. - 1990. - № 12. - С. 5.
2. Анисимов, Г.М. Основы минимизации уплотнения почвы трелевочными системами / Г.М. Анисимов, Б.М. Большаков. - СПб.: ЛТА, 1998. - 106 с.
3. Сюнев, В.С. Методика прогнозирования воздействия лесозаготовительных машин на почвогрунты в межсезонные периоды / В.С. Сюнев, Е.И. Рать-кова // Ученые записки ПетрГУ Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - № 6. -С. 70-74.
4. Рудов, С.Е. Снижение отрицательного воздействия на почву трелевочных тракторов на выборочных рубках: дисс. ... канд. техн. наук / С.Е. Рудов.
- Петрозаводск, 2010. - 20 с.
5. Лепилин, Д.В. Оценка влияния поворотов трелевочного трактора на уплотнение почвогрунтов лесосеки: дисс. ... канд. техн. наук / Д.В. Лепилин.
- Петрозаводск, 2011. - 22 с.
6. Григорьев, И.В. Влияние способа трелевки на эксплуатационную эффективность трелевочного трактора: дисс. ... канд. техн. наук / И.В. Григорьев. - СПб., 2000. - 20 с.
7. Иванов, А.В. Совершенствование технологии лесосечных работ для условий труднодоступных лесосек северо-западного региона РФ: дисс. ... канд. техн. наук / А.В. Иванов. - Архангельск, 2011. -20 с.
8. Григорьев, И.В. Математическая модель уплотнения почвы комлями пачки хлыстов при их трелевке / И.В. Григорьев, В.Я. Шапиро, М.Е. Рудов и др. // Ученые записки ПетрГУ Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - № 6. - С. 65-69.
9. Агейкин, А.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители / А.С. Агейкин. - М.: Машиностроение, 1972. - 183 с.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИНЫ ОПОРНО-АКТИВНЫХ УЧАСТКОВ
движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения
Е.Е. КЛУБНИЧКИН, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,
В.Е. КЛУБНИЧКИН, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,
Ю.В. БАШКИРЦЕВ, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,
В.М. КРЫЛОВ, гл. конструктор ГНЦЛПК
[email protected], [email protected] По результатам известных исследований нормальные давления лесных агрегатных машин, создаваемые на базе трелевочных ГЛЗМ, намного превышают величину нормальных давлений последних. Проблемой снижения средних значений нормальных давлений движителей ГЛЗМ на лесной грунт заняты многие научные и промышленные
Важнейшими характеристиками, в наибольшей степени определяющими проходимость, сцепные качества и сопротивление движению гусеничной лесозаготовительной машины (ГЛЗМ), являются нормальные давления движителя ГЛЗМ на лесной грунт и закономерность их изменения по длине опорной поверхности движителя.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2013
119
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
L, м
0,50 а)
0,45 0,40
0 2000 4000 6000 Q, кг
L, м
0,60 б)
0,55 0,50 0,45 0,40
0 2000 4000 6000 Q, кг
первого катка ■ в и второго катка ^ третьего катка
■ ■ и щ четвертого катка
-----------пятого катка
шестого катка
Рисунок. Изменение длины опорно-активных участков L движителей гусеничных лесозаготовительных машин с учетом режимов нагружения (а - ЛЗ-5, б - ЛЗ-4)
предприятия. Исследованием возможностей улучшения тягово-сцепных качеств ГЛЗМ за счет изменения параметров опорных поверхностей ходовых аппаратов посвящены, в частности, работы ЦНИИМЭ, AT ОТЗ, МГУЛ. При этом отмечается [1], что для ГЛЗМ резервы снижения нормальных давлений движителя на грунт за счет увеличения длины и ширины опорной поверхности движителя весьма ограничены.
Рассмотрим возможность снижения нормальных давлений за счет внутренних резервов ГЛЗМ, принимая во внимание, что под средним нормальным давлением понимается отношение вертикальных нагрузок к площади опорной поверхности движителя ГЛЗМ, а площадь вычисляется как произведение расстояния между осями крайних опорных катков и ширины гусениц [2].
В известных работах, посвященных воздействию гусеничных машин на грунт, отмечается, что движитель может быть представлен опорно-активными участками (ОАУ),
число которых равно количеству опорных катков. Длина ОАУ зависит как от деформативных качеств поверхностей движения, так и от нагрузок, приходящихся на катки движителя. Так, на бетонную площадку гусеничная машина воздействует грунтозацепами звеньев, на болоте поверхностью движителя по всей опорной длине. Для лесных грунтов (плотностью у = 1,48 - 1,61 г/см3, влажностью W= 14 - 24 %) установлено, что для ГЛЗМ ЛЗ-4 и ЛЗ-5 длина ОАУ равна шагу трех звеньев [3, 4].
В связи с обновлением парка ГЛЗМ отрасли возникает необходимость проведения исследований по характеру изменения длин ОАУ перспективного ГЛЗМ ЛЗ-4. С этой целью были проведены опыты, в ходе которых замерялись нормальные давления движителя ГЛЗМ ЛЗ-4 и ЛЗ-5 на лесной грунт. При замерах нормальных давлений был использован тензопреобразова-тель в виде консольной балки, который устанавливался на звене гусеницы.
Согласно программе экспериментальных исследований, опыты проводились при
120
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2013