УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012
При условии инвестиций в указанные проекты и если составной частью механизма реализации Стратегии становится вариант 2 по предложенному в работе алгоритму развития индустрии туризма - создания комплекса целевых программ, результатом развития туризма будут показатели, представленные в таблице.
В результате реализации варианта 2 число мест в гостиницах увеличится на 2450, соответственно, количество рабочие места в регионе увеличится на 5997, что снизит на 33,7% уровень безработицы. В настоящее время услуги туризма в регионе составляют 1% от общего объема услуг, по Стратегии планируется их снизить до 0,9%.
Средняя стоимость турпродукта в регионе на данный момент составляет 6 тыс. р. в сутки из-за высоких цен на места в гостиницах (от 3 тыс. р. за сутки), высокой стоимости транспорта (вертолет, вездеход, катер, мотонарты) для охоты, рыбалки.
Интегральный кумулятивный эффект от внедрения варианта 2 включает
САрСЕмБЕКов нажен Тулегенович
Аспирант кафедры экономики и социологии труда
омский государственный университет им. Ф. м. Достоевского 644077, рФ, г. омск, пр. мира, 55а Контактный тел.: (701) 788-66-29 E-mail: nazhen74@mail.ru
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Аннотация
Рассмотрены особенности перехода к инновационной экономике и роль в этом человеческого капитала. Отмечено, что для развитых стран характерным является высокий уровень человеческого развития и большой вклад научно-технической сферы в экономику страны. Для государств-членов ЕврАзЭС широкие перспективы для развития наукоемкой и конкурентоспособной экономики открывает Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, формирование Единого экономического пространства. Получение экономических выгод от инновационного сотрудничества в рамках названных структур зависит от принятия мер по повышению уровня человеческого капитала и технологической модернизации.
Изменение человеческого капитала и индустриально-инновационного развития в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства
С созданием в 2010 г. Казахстаном, Россией и Беларусью Таможенного союза (ТС) экономическая интеграция на евразийском пространстве получила качественно новое институциональное и правовое оформление: действует высший исполнительный наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза, гармонизируется и унифицируется законодательство. Техническое регулирование переводится на наднациональный уровень, что дает возможность введения единых межгосударственных технических регламентов и стандартов. Эти успешные действия способствовали переходу к более высоким формам интеграции: принято решение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) этих государств и его функционировании с 1 января 2012 г.
Реальная экономическая интеграция означает, в частности для Казахстана и России, преодоление сырьевой направленности экономик и активизацию развития сферы высоких технологий. Более того, перспективным направлением экономического развития государств ТС признается восстановление или создание единых индустриально-технологических производств в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, химическая промышленность, эффективная добыча минеральных ресурсов и их комплексная переработка, машиностроение и приборостроение и т.д.
Казахстан в настоящее время выполняет масштабную Государственную программу форсированного
индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), рассчитанную на 2010-2014 гг. Ее основным приоритетом является реализация крупных инвестиционных проектов в экспортоориентированных секторах экономики при одновременном развитии малого и среднего бизнеса. Вместе с тем будут осуществляться формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональные рынки стран ТС, СНГ и Центральной Азии. Все проекты ГПФИИР тесно связаны с задачами ТС и ЕЭП. Хотя в Казахстане созданы и действуют механизмы инновационного развития - инновационный фонд, технопарки, инкубаторы и т.д., их эффективность все еще низка, технологическое отставание от индустриально развитых стран остается значительным и это вызвано главным образом недостаточностью научно-технических кадров. Кроме того, следует отметить, что малые и средние предприятия имеют высокую энергоемкость, большинство из них эксплуатируют морально и физически устаревшее оборудование, что не стимулирует развитие человеческого капитала. В результате - низкое качество продукции и производительность труда, составляющая 3 тыс. дол. на одного занятого, тогда как в развитых странах она достигает 50-70 тыс. дол. Решение данной проблемы имеет первоочередное значение: согласно Карте индустриализации Казахстана предполагается реализовать 294 проекта с созданием 161 тыс. постоянных
прямой доход от деятельности основных предприятий индустрии туризма и косвенный доход от деятельности сопутствующих предприятий.
Проведение варианта 2 позволит организовать занятость вновь созданных мест размещения туристов на 70%, при этом продажа турпродукта (прямой доход от туризма) составит
10,3 млн р. в год к 2020 г. Исходя из того, что каждый турист в России помимо приобретения турпродукта тратит за неделю проживания в среднем 200 дол. США, доход сопутствующих предприятий индустрии туризма в регионе увеличится на 7145,8 дол. США, или 221,5 млн р. в год (косвенный доход).
Интегральный кумулятивный эффект от внедрения комплекса программ составит 231,8 млн р. в год.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ВРП составляет в среднем 40% от доходов. Таким образом, ВРП по варианту 2 в экономике региона составит 92724 тыс. р. ежегодно.
Alteration in Human Capital
and Industrial-Innovative Development
in the Conditions
of the Customs Union
and Single Economic Space
Nazhen T. SARSEMBEKov
Postgraduate of Labour Economics and Sociology Dprt.
omsk State University named after Fyodor M. Dostoevsky 644077, RF, omsk, pr. mira, 55a Phone: (701) 788-66-29 E-mail: nazhen74@mail.ru
With the Customs Union (CU) created by Kazakhstan, Russia and Belarus the economic integration in Eurasian space received entirely new institutional and legal framework: now there operates a supranational supreme executive body - Commission of the Customs Union and the process of the legislation unification and harmonization takes place. Technical governance is transferred to the supranational level and that allows introducing uniform interstate regulations and standards. These actions have contributed to successful transition to further forms of integration: the countries made a decision to form a Single Economic Space (SES) and commence its functioning on January 1, 2012.
Economic integration means, in particular to Kazakhstan and Russia, overcoming resource orientation of the economies and promoting high-tech development. Moreover, restoration or creation of joint industrial-technological productions in such sectors as agriculture, chemical industry, mineral resources extraction and processing, machinery and instrumentation industries etc is considered to be a perspective direction of economic development in the CU countries.
At the moment a comprehensive Government Program of Accelerated Industrial-Innovative Development (GPAI-ID) is implemented in Kazakhstan. It is designed for the period of 2010-2014 and principally focuses on realization of large investment projects in export-oriented economic sectors with participation of small and medium-sized business.
Along with this, there will be formed and strengthened the economic sectors that are not related to raw materials and are oriented primarily to domestic market and then to regional markets of CU, CIS, and Central Asia. All GPAIID projects are closely connected to CU and SES goals. Although such mechanisms of innovation development as innovation funds, technology parks, and business incubators were established in Kazakhstan, they appear to be rather inefficient, consequently, the degree of technological backwardness compared to developed countries remains rather significant and this is mainly caused by lack of scientific and technical personnel. Besides, we should mention that small and mediumsized enterprises have a high rate of energy consumption, use obsolete equipment and this does not stimulate human capital development. On the contrary, it results in poor quality of produced goods and low labour productivity, which amounts to 3 thousand U.S. dollars per worker, whereas in developed countries it peaks at 50-70 thousand U.S. dollars. Solving this problem is a live issue for the country: according to the Kazakhstan Industrialization Map 294 projects are supposed to be undertaken generating 161 thousand permanent and 207 thousand temporary jobs (for the construction period). Putting new production sites into operation and modernizing existing ones will boost the demand for qualified staff that can manage the production and technological processes. Yet the country does not have enough qualified technical specialists at its disposal and
Keywords
innovations
human capital
human development index
innovative development index
integration
Summary
The article considers peculiarities of the transition to an innovation economy and the role of human capital in this process. The author points out that developed countries feature high level of human development and significant contribution of scientific and technical spheres into the country's economy. For the countries - members of the EurAsian Economic Community (EurAsEC) the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus and the formation process of the Single Economic Space open up a broad spectrum of opportunities to build knowledge-intensive and competitive economy. In their turn, technological modernization and adequate measures to increase human capital will have profound impact on getting economic benefits from innovative cooperation within the Customs Union and Single Economic Space.
UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012
УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012
►
Источники
1. Чуланова З. К. Конкурентоспособность человеческого капитала в условиях Таможенного союза // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №1(10), февраль.
2. Доклад о человеческом развитии. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. ПРООН, 2011.
3. www.Insead.edu
4. Global Innovation Index 2011. Режим доступа: www.globalinnovationindex.org.
5. Абишева М. Человеческий капитал России и стран Центральной Азии: состояние и прогнозы. М., 2009.
6. Хронология становления инновационных экономик. Режим доступа: www. economy.gov.ru/wps.
7. Обзор инновационного развития Беларуси. ЕЭК ООН. Женева, 2011.
8. Евразийское экономическое сообщество: кр. стат. сб. / Статкомитет СНГ. М., 2010.
и 207 тыс. временных рабочих мест (на период строительства). Введение в строй новых производств и модернизация действующих увеличат спрос на высококвалифицированных специалистов, способных управлять производством и технологическими процессами. Однако страна не располагает достаточным количеством подготовленных квалифицированных технических кадров, и этот фактор следует отнести к потенциальным рискам ГПФИИР [1].
Инновационное развитие государств ТС базируется на человеческом капитале - высококвалифицированных исполнителях, обладающих накопленным опытом и знаниями. Можно сказать, что реализация такого крупнейшего регионального проекта, которым является ЕЭП, зависит от уровня развития человеческого капитала: чем он будет выше, тем будет больше возможностей для экономического роста государств ЕЭП в условиях их инновационного развития и международной конкуренции на мировых рынках.
Государства ТС располагают достаточным потенциалом человеческого капитала, оцениваемым так называемым индексом человеческого развития (ИЧР), расчет которого ведется ежегодно для всех стран мира по методике Программы развития ООН (ПРООН). ИЧР - это совокупный показатель уровня развития человека в стране, он отражает достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан в диапазоне от 0 до 1. На основе этого показателя государства ранжируются и классифицируются четырьмя категориями: страны с очень высоким уровнем ИЧР -1,0-0,79; страны с высоким уровнем ИЧР - 0,790,69; страны со средним уровнем ИЧР -0,69-0,51 и страны с низким уровнем ИЧР - 0,51-0,3. В докладе ПРООН за 2011 г. рейтинг ИЧР возглавляет Норвегия (0,943). В число стран с очень высоким уровнем развития вошли: Австралия (0,929), Нидерланды (0,91), США (0,91), Новая Зеландия (0,908), Канада (0,908), Ирландия (0,908), Лихтенштейн (0,905), Германия (0,905) и Швеция (0,904). Государства ТС в рейтинге стран с высоким уровнем ИЧР занимают следующие места: Беларусь - 65-е место (0,756), Россия - 66-е место (0,719), Казахстан - 68-е место (0,745) [2].
Для стран с очень высоким уровнем человеческого развития характерным является большой вклад
научно-технической сферы в ВВП, что обусловлено хорошо налаженной системой образования, высоким уровнем подготовки квалифицированных специалистов, оптимальным сочетанием научно-технической деятельности в университетах, научноисследовательских организациях различных форм собственности и финансируемых как государством, так и частными компаниями.
Опыт индустриально развитых стран показывает, что одним из основных факторов здесь является продуманная государственная инновационная политика, высокая степень развития человеческого капитала и его интеграция в международный научнотехнический рынок [3; 4]. Отличительной особенностью развитых стран является то, что научно-инновационный сектор тесно интегрирован во все отрасли экономики, способствуя тем самым быстрому продвижению инновационных технологий на мировые рынки. При этом вложения в науку в развитых странах отличаются более высокими темпами роста, чем в производство [5].
Для государств ТС вложения (в рамках ЕЭП, а в перспективе Евразийского экономического союза) инновационный потенциал для индустриально- инновационного развития может быть использован в разных формах и по различным направлениям. Прежде всего, расширение межгосударственной коо-перации взаимно обеспечит доступ к новым технологиям, в том числе путем распространения неявных знаний, передачи технологий в менее развитые сектора, расширения возможностей сотрудничества для научных работников [6]. В этом большая роль принадлежит России, научно-технический потенциал которой значительно превосходит страны ТС и ЕврАзЭС (рис. 1-3). Это касается показателей числа организаций, выполняющих научно-технические работы, персонала, занятого исследованиями и разработками, а также стоимости выполненных научно-технических работ в процентах к ВВП. Как видно, все страны имеют крайне низкие по сравнению с Россией показатели научно-технического обеспечения индустриально-инновационного развития.
Участие России в научно-технической интеграции позволит странам ТС и ЕврАзЭС поднять инновационный уровень экономики, сократить транзакционные издержки и будет
this factor can be regarded as one of the potential risks in GPAIID [1].
The CU countries innovation development relies heavily on human capital (highly qualified staff that possesses experience and knowledge). To a certain extent, implementation of such large-scale regional projects as SES strongly depends on the level of human capital development: the higher it is the greater opportunities for SES countries economic growth in conditions of their innovation development and international competition in the global markets there will be.
The countries - members of CU have enough potential of human capital which can be assessed by Human Development Index (HDI). It is calculated annually for all countries according to the methodology drawn up by the United Nations Development Programme. HDI is an aggregate indicator of human development in a country; it measures country's achievements in terms of country citizens' health, education and income using the scale from 0 to 1. On the basis of this indicator the countries are classified in four categories: countries with very high HDI (1.0 - 0.79), with high HDI (0.79-
0.69), with average HDI (0.69-0.51) and countries with low HDI (0.51-0.3). In the 2011 UNDP Report Norway leads with HDI equal to 0.943, among the countries with very high HDI there were enumerated: Australia (0.929), the Netherlands (0.91), the USA (0.91), New Zealand (0.908), Canada (0.908), Ireland (0.908), Liechtenstein (0.905), Germany (0.905), and Sweden (0.904). The CU countries are ranked among countries with high HDI index where Belarus takes 65th position (HDI=0.756), Russia occupies 66th position (HDI=0.719), Kazakhstan - 68th (HDI=0.75) [2].
The countries with very high level of human development feature strong contribution of scientific and technical sphere in GDP. This results from smoothly run education system, significant level of qualified staff training, and reasonably balanced combination of scientific-technical activities in universities and scientific & research organizations of different ownership forms (funded either by state or by private companies).
The experience of developed countries advocates that one of the main factors which is responsible for the obtained results is a thoroughly formulated government innovation policy, profound development of human capital ant its integration into international scientific-
technical market [3, 4]. The distinctive ^ feature of developed countries is the fact that scientific-innovation sector is closely integrated into all sectors of economy in a way that favours promotion of innovation technologies to the global markets.
At this, financial investments in science in developed countries are marked by higher growth rates than investments in production [5].
The CU countries can use innovation potential of SES and in perspective of Eurasian Economic Union for industrial-innovation development. Above all, expansion of interstate cooperation will provide mutual access to new technologies particularly through spreading of tacit knowledge, transferring technologies to less developed sectors, enhancing cooperation opportunities for scientific workers [6]. Here Russia plays a great role since its scientific potential outrivals the potential of the CU and EurAsEC countries (pictures 1-3). This refers to the number of R&D organizations, R&D personnel and to the value of completed R&D works as a percentage to GDP. As we can see all countries have extremely low indicators of scientific-technical provision to encourage industrial-innovation development compared to Russia.
Value of completed R&D works, percentage to GDP.
Russia's participation in scientific-technical integration will enable CU and EurAsEC countries to raise the innovation level of their economies, to cut transactional costs, and will contribute to industrial-innovation development of integrating countries.
In addition, it is important to take into consideration the fact that Belarus and Russia enjoy finely developed processing industries [7]. In new conditions when single customs space admits free transfer of technologies, Kazakhstan gets an opportunity to shift to wider use of industrial innovations on the basis of technologies exchange. In its turn, this will allow to eliminate the technological gap between Kazakhstan and its partners in integration process in the shortest terms as well as to increase enterprises' profitability and labour productivity.
Gaining economic benefits from CU and SES depends on taking measures to raise the level of human capital and modernize the country. For example, they may entail joint innovation programs and projects in different economic sectors. CU presents the opportunity for its participants to augment the share of
References
1. Chulanova Z. K. Competitiveness of human capital in conditions of the Customs Union // Eurasian Economic Integration. 2011. № 1 (10).
2. Human Development Report 2011. Sustainable Development and Equity. A Better Future For All. PROON, 2011.
3. Official website of the Business School for the World. URL: www.insed.edu
4. Global Innovation Index 2011. URL: www.globalinnovationindex.org.
5. Abisheva M. Human capital in Russia and Central Asia: current status and forecasts. Moscow: Naslediye Evrazii, 2009.
6. Formation chronology of innovation economies. URL: www.economy.gov.ru/ wps.
7. Overview of Belarus innovation development. UNECE. Geneva, 2011.
8. Eurasian Economic Comminity, Brief Statistical Collection / CIS Statistical Service. Moscow, 2010.
UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012
УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012
способствовать индустриально-инновационному развитию участников интеграционного процесса.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что Россия и Беларусь располагают хорошо развитой перерабатывающей промышленностью [7]. В новых условиях, когда единое таможенное пространство позволяет осуществлять свободный трансферт технологий, Казахстан получает возможность на основе обмена технологиями шире переходить к инновациям в промышленности. Это позволит в короткие сроки сократить технологический разрыв с партнерами по интеграции, повысить рентабельность предприятий и производительность труда.
Получение экономических выгод в рамках ТС и ЕЭП зависит от принятия мер по повышению уровня человеческого капитала и технологической модернизации. Это могут быть, например, совместные инновационные программы и проекты в различных отраслях экономики. ТС позволяет его участникам повысить долю высокотехнологичных товаров во взаимной торговле, согласовывать свои действия по модернизации и инновационному развитию, которые обеспечиваются: развитием подсистем образования, науки и исследований, производства на основе разделения труда и специализации; системой институтов развития; расширением подготовки высококвалифицированных кадров и научно-технического сотрудничества.
3500
3000
2500
2000
1500
1000
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
2000 I Беларусь
2005 I Казахстан
2006
Кыргызстан
2007
2008
I Россия
□ Таджикистан
Рис. 1. Число организаций, выполняющих научно-технические работы [8]
2000 і Беларусь
2005
Казахстан
2006 □ Кьфгызаан
2007
2008
I Россия
і Таджжисин
Рис. 2. Численность персонала, занятого разработками и ислледованиями, тыс. чел. [8]
-Беларусь
■ Казахстан
Кыргызстан
■ Россия
Таджикистан
Рис. 3. Стоимость выполненных научно-технических работ, % к ВВП [8]
high-tech imports in mutual trade, coordinate the actions on modernization and innovation development which is maintained by improving education, production, science and research subsystems on the basis of labour division and specialization; establishing development institutions system; enhancing qualified personnel training and extending scientific-technical cooperation.
4500
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
2000 I Belarus
2005 I Kazakhstan
2006
Kyrgyzstan
2007
I Russia □ Tajikistan
2008
Picture 1. R&D organizations [8]
1000
900
700
500
400
300
200
100
2000 ■ Belarus
2005
Kazakhstan
2006 □ Kyrgyzstan
2007
2008
■ Russia
i Tajikistan
Picture 2. R&D personnel, thousand people [8]
1,4
1,2
1
0,8
0,6
0,4
0,2
2000
2005
Belarus
Kazakhstan
2006
Kyrgyzstan
2007
2008
Russia
Tajikistan
Picture 3. Value of completed R&D works, percentage to GDP [8]
UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012