а также готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Индикаторами должного уровня готовности к самостоятельной работе могут быть также прирост арсенала двигательных умений, развитие физических качеств, улучшение спортивной техники и т.д. (если отсутствуют аудиторные занятия, например, на старших курсах или в процессе последипломного профессионального образования).
Исходя из представленных моделей и критериев, следует проектировать технологии сопровождения самостоятельной работы студентов.
Заключение. При управлении учебной деятельностью преподаватель должен оценивать обученность студента (уровень усвоения знаний) и его готовность к самостоятельной работе (чем ниже уровень готовности, тем интенсивней процесс коррекции учебной деятельности студента).
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы “Мониторинг качества непрерывного образования”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Мониторинг самостоятельной работы студентов / И.Г. Лучинина, Т.В. Тихомирова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 90-93.
3. Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп : Изд-во АГУ, 2011. - Выпуск 1. - С. 25-30.
REFERENCES
1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), “Students' personal physical culture as life activity resource”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 3235.
2. Luchinina, I.G., Tikhomirova, T.V., Voroshilova, I.S. and Romanov, D.A. (2013) “Students independent activity monitoring”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No 11, pp. 90-93.
3. Khazova, S.A. (2011), “Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport”, VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2014.
УДК 61:796/799
ИЗМЕНЧИВОСТЬ КАРДИОРИТМОГРАММЫ ПРИ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ
Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России, Рязань); Сергей Александрович Глушков, старший преподаватель, Алексей Викторович Фомичев, старший преподаватель, Александр Николаевич Воробьев, преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
(ВИПЭ ФСИН России)
Аннотация
В процессе исследования длительности различий последовательных пар RR-интервалов нагрузочной кардиоритмограммы выявлены и изучены физиологические закономерности изменчи-
вости сердечного ритма (СР) в условиях непредельной физической нагрузки, определены показатели pN№ - маркеры изменчивости СР и нагрузочной толерантности у школьников старшей возрастной группы и студенческой молодежи до 23 лет. Доказано уменьшение pNN при возрастании ЧСС и существенное доминирование настоящего показателя в группе спортсменов. Предложены и обоснованы наилучшие маркеры изменчивости СР: pNN5, pNN10, которые могут быть использованы как динамические критерии при изучении физической работоспособности и тренированности.
Ключевые слова: лабильность сердечного ритма, непредельное нагрузочное тестирование, критерии нагрузочной толерантности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p122-127
VARIABILITY OF CARDIAC RHYTHMGRAM UNDER NON-LIMITING PHYSICAL
LOAD
Andrey Leonidovich Pokhachevskiy, the candidate of medical sciences, senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Sergey Aleksandrovich Glushkov, the senior teacher, Aleksey Viktorovich Fomichev, the senior teacher, Aleksandr Nikolaevich Vorob'ev, the teacher, The Vologda Institute of the Law and Economy of Federal Penitentiary Service Russia, Vologda
Annotation
Investigations of the length differences in consecutive pairs of RR intervals of the exercise cardiac rhythmgram allowed us to reveal and study the physiological laws of the heart beat (HB) variability under non-limiting physical load and define pN№ figures - HB variability and loading tolerance markers for school-children of senior age group and young students under 23 years old. It is proved, that the pN№ decreases at the heart rate growth and substantially prevails in the sportsmen group. The best markers for HB variability are suggested and mathematically justified: pNN5, pNN10 that can be used as dynamic criteria to study physical capability and training level.
Keywords: heart beat liability, non-limiting load test, criteria for loading tolerance.
ВВЕДЕНИЕ
При обследовании молодежи - преимущественно здорового контингента, обращает на себя внимание не только подавляющее превышение прогностических порогов коронарных событий, но и существенное их различие внутри популяции. Вероятно уровень этого превосходства, может свидетельствовать и об адаптационных возможностях организма, что в рамках донозологической диагностики проявляет количественный уровень здоровья, а с точки зрения спортивной медицины - выносливость, тренированность.
Изучение лабильности сердечного ритма (СР), обусловленное не усредненным уровнем ЧСС, а совокупной изменчивостью «bit to bit» величины кардиоинтервалов, может стать одной из современных диагностических альтернатив. При этом высокая чувствительность кардиоритмограммы (КРГ) как к внешним нагрузочным, так и внутренним регуляционным воздействиям позволяет предположить вероятность существования прогностических маркеров предопределяющих различные состояния как сердечнососудистой системы, так и организма в целом.
Цель работы: выявить физиологические закономерности ранних адаптационных реакций СР на непредельную физическую нагрузку посредством изучения длительности различий пар RR-интервалов 1-3 минуты нагрузочной КРГ, с тем, чтобы установить и использовать показатель pN№ для определения переносимости физической нагрузки у школьников старшей возрастной группы и студенческой молодежи до 23 лет. Выявить связь оптимального показателя pN№ с нагрузочным максимумом стресс-теста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследованы смешанная популяция (40 человек) практически здоровых школьников старшей возрастной группы и студенческой молодежи до 23 лет из которой выделе-
ны 2 составляющие. Первая группа (22 человека) - действующие спортсмены 1 спортивного разряда и КМС: легкая атлетика (средние дистанции) - 10 человек, лыжные гонки -12 человек. Вторая группа: 18 человек, не имеющих отношения к систематическим физическим нагрузкам, занимающихся физической культурой не более 3 раз в неделю по программе учебного заведения.
Максимальное велоэргометрическое тестирование осуществлялось по индивидуальному протоколу. Мощность ’1(Ватт) первой ступени длительностью три минуты рассчитывали исходя из величины должного основного обмена (ДОО) в килокалориях по формуле ’1(Вт)=ДОО х 0,1 (ДОО определяется по таблице Гарриса-Бенедикта) [1]. В дальнейшем физическая нагрузка (ФН) ступенчато возрастала каждую минуту на 30 Вт до индивидуального максимума - снижения скорости педалирования ниже 30 оборотов в минуту, определяющего конец нагрузки и начало восстановительного периода длительностью 7 минут.
Нагрузочные пробы проводили в первой половине дня с 8 до 12 часов на велоэргометре e-Bike Ergometer (диапазон нагрузки 20-999 Вт). В течение всего времени тестирования посредством кардиоанализатора «ПолиСпектр-12» (Нейрософт, частота квантования 1000 Гц) записывали оцифрованную электрокардиограмму (ЭКГ), из которой в дальнейшем выделяли последовательный ряд R-R интервалов - КРГ.
Разность длительностей RR-интервалов вычислялась с использованием Microsoft Excel. Результаты исследования обрабатывали с помощью статистического пакета Statis-tica 6.0. Поскольку распределение полученных значений отличалось от нормального, данные представляли в виде перцентильного (Пц) ряда (25 - 75), а для статистической обработки использовали непараметрические методы: Mann-Whitney, Wilcoxon.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что при исследовании изменчивости КРГ в покое применяется показатель pNN50 - это процент RR-интервалов длительностью 50 мс и более к общему числу кардиоинтервалов в массиве. Считается, что чем выше значение pNN50 тем, активнее участие парасимпатической составляющей в регуляции СР [1]. Кроме того, различие соседних пар RR-интервалов обусловливается длительностью самих кардиоинтервалов [2]. При этом у новорожденных (средняя ЧСС 130-140 ударов в минуту), показатель pNN50 вообще не определяется (равен 0), а диагностически значимым является pNN15 [2]. Известно также, что изменчивость СР «bit to bit» взрослого человека при возрастании ЧСС связанном с физической нагрузкой - уменьшается [1].
Таблица 1
Длительность RR-интервалов и разности их последовательных пар 1, 2, 3 минуты _________________________нагрузочной кардиоритмограммы____________________________
Мин Показатели~~~~~^ 1 2 3
RR (мс) | dRR (мс) RR (мс) | dRR (мс) RR (мс) | dRR (мс)
Смешанная популяция
Пц 25 432 2 387 1 372 1
50 488 3 419 3 396 2
75 597 6 577 5 577 5
Студенты-спортсмены (1 группа)
Пц 25 572 2 564 2 565 1
50 604 4 580 4 581 4
75 650 8 596 7 598 8
Студенты (2 группа)
Пц 25 415 1 381 1 356 1
50 434 3 388 2 375 2
75 456 5 403 3 385 3
В связи с тем, что на уровне 75 Пц значение абсолютной разности соседних кардиоинтервалов не превышает 8 мс (таблица 1) для решения поставленных задач исследо-
ваны рМЫ5, 10 и 15 мс. Как и предполагалось, рМЫ15 плохо дифференцируется и имеет значение медианы не равное нулю, только на первой минуте тестирования. Показатель рМЫ10 обладает лучшей чувствительностью, но и она определяется минимальной интер-квантильной изменчивостью, превышая по медиане нулевой уровень лишь со 2 минуты нагрузки. Максимальный перцентильный коридор отличный от нуля на 1-3 минутах нагрузки демонстрирует лишь рМЫ5 (таблица 2). В этой связи он и может претендовать на диагностическую значимость. Однако в сравнительном анализе были задействованы все 3 показателя.
Таблица 2
Значение pNNx (5, 10, 15) в группах на 1-3 минутах нагрузки (%)*____________
Мин р№Ых 1 2 3
5 0 5 5 | 10 | 15 5 0 5
Смешанная популяция
Пц 25 30,9 3,9 0,2 14,4 0,0 0,0 6,5 0,0 0,0
50 34,5 7,2 1,5 18,8 1,3 0,0 16,5 0,0 0,0
75 51,7 22,6 7,0 52,1 17,3 3,9 60,2 25,5 3,9
Студенты-спортсмены (1 группа)
Пц 25 34,5 7,2 1,0 18,2 0,0 0,0 9,7 1,0 0,0
50 49,2 20,2 6,7 51,7 16,1 2,9 59,3 24,8 2,9
75 61,4 35,2 19,3 54,4 19,8 5,9 62,1 26,7 7,9
Студенты (2 группа)
Пц 25 25,4 3,7 0,0 10,3 0,0 0,0 5,4 0,0 0,0
50 33,8 4,5 0,7 16,0 0,6 0,0 11,5 0,0 0,0
75 34,3 5,9 1,5 18,8 1,3 0,0 16,5 0,0 0,0
* Все межгрупповые различия статистически существенны при р<0.001
Установлено, что уровень значений всех показателей рМЫ5, 10 и 15 последовательно и существенно уменьшается от 1 к 3 минуте, что несколько расширяет трактовку данных обзора о снижении лабильности СР в ответ на физическую нагрузку. Кроме того, показатели спортсменов по всем изученным рММх на 1, 2 и 3 минутах теста существенно превосходят группу сравнения, что вероятно связано с наличием у них более длительного периода чувствительности миокарда к регуляционным влияниям вегетативной нервной системы при адаптации к физической нагрузке [4].
Таблица 3
Корреляционная связь (г) достигнутого максимума нагрузки и pNNx
Мин р№Ых 1 2 3
5 10 15 5 10 15 5 10 15
8 (р<0.001) г 0.58 0.47 0.55 0.57 0.41 0.63 0.40 0.74 0.63
Т 3.18 2.39 2.91 3.14 2.02 3.64 1.93 4.97 3.64
1 группа (р<0.001) г -0.66 -0.83 -0.66 -0.89 -0.89 -0.66 -0.94 -0.94 -0.94
Т -2.76 -4.68 -2.76 -6.03 -6.03 -2.76 -8.95 -8.95 -8.80
2 группа (р>0.05) г -0.20 -0.10 0.31 0.10 0.21 0.11 -0.30 -0.12 -0.10
Т -0.58 -0.28 0.91 0.28 0.59 0.29 -0.89 -0.31 -0.28
Несмотря на существенность межгрупповых различий, определенных по критерию Манн-Уитни, для выбора предпочтительного критерия рМЫх и изучения его физиологических эквивалентов использован корреляционный анализ с достигнутым в результате стресс-теста максимумом физической нагрузки (таблица 3). В свою очередь существенность выявленных взаимоотношений весьма выразительно свидетельствует в пользу физиологической значимости рМЫх. При этом в смешанной молодежной популяции максимальная (сильная) положительная взаимосвязь определяется на 3 минуте нагрузки и связана с рМШ0. Группа спортсменов характеризуется усилением взаимосвязей всех показателей рМЫх от 1 к 3 минуте, которые достигают равного по выраженности и «чрезвычайного» по силе обратного взаимодействия с максимумом нагрузки также на 3 минуте. Отсутствие существенных взаимосвязей изучаемых показателей во 2 группе (студентов-не спортсменов) свидетельствует на наш взгляд о дезрегуляции СР связанной с неспо-
собностью нетренированного организма адекватно реагировать на физическую нагрузку стресс-теста, что в свою очередь обусловлено минимумом адаптационных резервов как сердечно-сосудистой системы, так и организма в целом. Иными словами, прогноз физического максимума по результатам pNNx в группе не спортсменов невозможен. Однако и необходимость в нем отсутствует, так как уровень pNN5 и 10 определенный на 2, 3 минутах тестирования убедительно свидетельствует о детренированности субъекта и вероятной опасности наращивания ФН, которая может выражаться не только в минимальном уровне физического максимума но и в дезрегуляции сердечно-сосудистой системы, легко преломляющейся различными вариантами нарушений СР [5]. Обратная взаимосвязь pNNx и максимума нагрузки в группе спортсменов вероятно определяется особенностями формирования высокого уровня аэробно-анаэробной выносливости, когда более совершенная функциональная система организма обеспечивающая данный - уровень работоспособности использует иные регуляторные механизмы. При этом функциональная система в процессе достижения окончательного результата непрерывно и активно производит перебор степеней свободы множества компонентов, чтобы включить те из них, которые приближают организм к получению конкретного результата [3].
ВЫВОДЫ
1. При возрастании ЧСС величина показателей pNN5, 10 и 15 - уменьшается. При этом изначальные уровни настоящих показателей существенно выше, а скорость их снижения существенно ниже в группе спортсменов, обладающих высоким уровнем смешанной выносливости.
2. Максимальный уровень межгрупповых различий демонстрируют показатели pNN5, 10 на 3 минуте нагрузочного тестирования. Вероятно, именно эти показатели могут быть использованы для изучения переносимости физической нагрузки, а также как ее динамические критерии.
3. Высокий уровень взаимосвязи pNN5, 10 с нагрузочным максимумом стресс-теста позволяет использовать настоящие показатели в прогностических целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов, В.М. Нагрузочное тестирование под контролем ЭКГ: велоэргометрия, тредмилл-тест, степ-тест, ходьба / В.М. Михайлов. - Иваново : Талка, 2008. - 545 с.
2. Михайлов, В.М. Показатель вариабельности сердечного ритма у новорожденных /
B.М. Михайлов, Н.В. Харламова, М.Э. Беликова // Функциональная диагностика. - 2006. - № 1. -
C. 19-22.
3. Павлов, С.Е. Технология подготовки спортсменов / С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова. -Щелково : Издатель Мархотин П.Ю., 2011. - 344 с.
4. Похачевский, А. Л. Вегетативный контроль сердечного ритма в динамике нагрузочной толерантности / А.Л. Похачевский // Вестник восстановительной медицины. - 2013. - № 1. - С. 3843.
5. Похачевский, А. Л. Регуляция сердечного ритма в восстановительный период стресс-теста / А.Л. Похачевский, Н.В. Анкудинов, О.В. Крапивин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 139-143.
REFERENCES
1. Mikhailov, V.M. (2008), Stress testing under the supervision of ECG: cycle ergometer test, treadmill test, step test, walking, publishing house “Talka”, Ivanovo.
2. Mikhailov, V.M., Harlamova, N.V. and Belikova, M.Je. (2006), “Component of heart rate variability in newborns”, Functional diagnostics, No. 1, pp. 19-22.
3. Pavlov, S.E. and Pavlova, T.N. (2011), Technology training athletes, Publisher Marhotin, P.Y., M.O. Schyolkovo.
4. Pokhachevskiy, A.L. (2013), “Heart rate vegetative control in the loading tolerance dynamics”, Vestnik vosstanovitel'noj mediciny, No 1, pp. 38-43.
5. Pokhachevskiy, A.L., Ankudinov, N.V. and Krapivin, O.V. (2014), “Heart rate regulation in the recovery period of the stress test”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No 5, pp. 139-143.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2014.
УДК 796.352.081: 304.442
МОДАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ
Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, Воронежский государственный институт физической культуры (ФГБОУВПО ВГИФК), г. Воронеж; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Педагогический институт физической культуры и спорта ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва; Анна Витальевна Черных, кандидат медицинских наук, преподаватель, Светлана Владимировна Седоченко, соискатель, Воронежский государственный институт физической культуры (ФГБОУ
ВПО ВГИФК), г. Воронеж
Аннотация
В статье предпринята попытка индивидуализации психологической подготовки стрелков на основе использования трансовых методик с представлениями об идеальном выстреле, а вместе с тем элементами психорегулирующей тренировки и релаксации. Для этого при построении тренинга использовались словесные модальности, совпадающие с ведущей индивидуальной модальностью спортсмена.
Ключевые слова: модальность, стрелковый спорт, спортсмены, индивидуализация психологической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p127-130
MODAL INDIVIDUALIZATION OF THE PSYCHOLOGICAL IMPACT IN THE
SHOOTING SPORTS Irina Alexandrovna БаЫгвха, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Master of Sports, Voronezh State Institute of Physical Culture and Sport, Voronezh; Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture, Teacher Training Institute of Physical Culture and Sport of MSTTU, Moscow; Anna Vitalyevna Chernykh, the candidate of medical sciences, lecturer, Svetlana Vladimirovna Sedochenko, the competitor, Voronezh State Institute of Physical Culture and Sport, Voronezh
Annotation
There is an attempt of the individualization of the psychological training of shooters on the basis of use of the trance techniques with the ideas of an ideal shot in the article, at the same time with the elements of the psychoregulating training and relaxation. For this purpose at training planning the verbal modalities coinciding with the leading individual modality of the athlete have been used.
Keywords: modality, shooting sport, athletes, individualization of psychological preparation, individual modality of the athlete.
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой чертой современного спорта является ориентация деятельности спортсменов на предельно высокий уровень достижений, который необходимо продемонстрировать в условиях соревновательной борьбы. Поэтому, с одной стороны, у исследователей и практиков сохраняется устойчивый интерес к изучению психологических