Научная статья на тему 'Издательство Герценовского университета образованию и науке (Итоги 2009 года)'

Издательство Герценовского университета образованию и науке (Итоги 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товмач Наталья Львовна

В 2009 г. на исторической карте Герценовского университета появилась одна знаменательная дата 200-летие издательства, существующего в рамках комплекса педагогических учреждений. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена одно из старейших издательств не только Санкт-Петербурга, но и России. Издательская деятельность всегда была одной из основных в учебных заведениях, находящихся под патронатом императрицы Марии Федоровны. Благодаря деятельности типографии (читай издательства) здесь обеспечивался не только учебный и научный процесс, но воспитанникам прививались трудовые навыки. Все 200 лет издательство было неразрывно связано со структурой университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательство Герценовского университета образованию и науке (Итоги 2009 года)»

Н. Л. Товмач,

ведущий редактор издательства

ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

(Итоги 2009 года)

В 2009 г. на исторической карте Герценовского университета появилась одна знаменательная дата — 200-летие издательства, существующего в рамках комплекса педагогических учреждений. Эта дата говорит о многом. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена — одно из старейших издательств не только Санкт-Петербурга, но и России. Издательская деятельность всегда была одной из основных в учебных заведениях, находящихся под патронатом императрицы Марии Федоровны. Благодаря деятельности типографии (читай — издательства) здесь обеспечивался не только учебный и научный процесс, но воспитанникам прививались трудовые навыки. Все 200 лет издательство было неразрывно связано со структурой университета. Можно утверждать, что современные издания «генетически» восходят к материалам, которые издавались в типографиях Императорского Воспитательного дома и Училища глухонемых.

Издательство всегда принимало активное участие в решении общих задач, стоящих перед университетом, и тем самым способствовало повышению качества педагогического образования.

Одной из составных частей образовательного процесса в университете была и остается учебная литература. Появление и распространение в последние годы самых современных информационных технологий не понижает спрос на издание учебных материалов, а лишь делает его более динамичным. Так, появилась потребность в резком увеличении спектра изданий с одновременным сокращением срока их выпуска, а зачастую и тиражей. Конкуренция на рынке образования заставила повысить гибкость процесса публикации учебных материалов.

С учетом новых требований к полиграфическому исполнению в рамках реализации инновационной образовательной программы издательством РГПУ им. А. И. Герцена была проведена модернизация типографии на базе современных цифровых технологий. Это позволило поднять на качественно новый уровень издательскую и полиграфическую культуру, что благотворно сказывается на всей деятельности университета. Уникальные технологии позволяют использовать такое важное преимущество оперативной полиграфии, как возможность быстро (за часы, а не дни) изготавливать любое количество экземпляров книг, брошюр и т. д., вплоть до одного. Для авторов это означает, что цифровая печать помогает им более успешно работать на рынке образования и дает дополнительные шансы в конкурентной борьбе. В этом случае даже общее увеличение затрат на производство учебной литературы может принести существенный экономический эффект.

Реализуя университетскую образовательную программу, издательство в 2009 г. выпустило в свет 172 наименования литературы самых разных жанров.

Учебно-методическая литература

В уходящем году были продолжены разработка и выпуск учебно-методических комплексов нового поколения. Материалы этой серии направлены на повышение качества образования и конкурентоспособности университета, повышение социальной и экономической эффективности российского образования. Комплекс разработок ориентирован на развитие междисциплинарного знания в контексте гуманитарных технологий, обновление содержания и технологий непрерывного педагогического образования на основе компетентностного подхода. В нижеперечисленных изданиях прослеживается качественно новый подход к организации подготовки специалистов в области гуманитарных технологий на основе модульного обучения.

Стефанова Н. Л., Харитонова О. В. Математика для гуманитарных направлений профессионального педагогического образования.

Пак В. Н., Гавронская Ю. Ю., Соколова О. Б. Коллоидная химия.

Пак В. Н., Гавронская Ю. Ю., Соколова О. Б. Физическая химия.

Михеева С. А. Теория и методика обучения экономике.

Акмеология профессиональной деятельности / Под ред. С. Ф. Эхова.

Воронцов А. В. и др. Социология: Рекомендации для преподавателей.

Воронцов А. В. и др. Социология: Рекомендации для студентов.

Иностранный язык. Грамматика / Под ред. М. К. Алтуховой.

Организация самостоятельной работы в магистратуре: Методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов / Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова.

Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Ч. 1 / Под ред. А. П. Тряпицыной.

Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций. Ч. 3 / Под ред. А. П. Тряпицыной.

Роботова А. С., Хоменко И. А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций.

Педагогика: текущая и промежуточная аттестация студентов / Отв. ред. И. Э. Кондракова.

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «История образования и педагогической мысли» / В. А. Седов, Н. В. Седова, С. Ю. Шалова, С. А. Лагун.

Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогическая практики / Отв. ред. Е. Н. Глубокова.

Большую и приоритетную часть издаваемой литературы по-прежнему составляли учебные и учебно-методические пособия.

Козырев В. А., Черняк В. Д. Современная языковая ситуация и речевая культура: лингвистические аспекты гуманитарных технологий.

Учебное пособие выполнено в рамках инновационной образовательной программы по проекту «Гуманитарные технологии: оптимизация общения в современной языковой и социокультурной ситуации». В пособии рассматриваются основные характеристики гуманитарной образовательной среды, место в ней языковой составляющей. Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике современной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. Пособие содержит большое количество практических заданий, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций. Адресовано студентам и магистрантам, получающим образование по гуманитарным направлениям и специальностям, а также всем, кто проходит специальную подготовку в сфере гуманитарных технологий.

Основы гендерной лингвистики / Авт.-сост. В. А. Ефремов.

Издание позволит специалистам гуманитарной сферы не только углубить полученные ранее знания по психологии, педагогике, социологии, лингвистике и теории коммуникации, но и познакомиться с новой сферой гуманитарных знаний и овладеть современными технологиями работы с информацией. Главная цель учебного пособия — научив анализировать с точки зрения гендерных исследований различные факты языковой и внеязыковой действительности, сформировать гендерную составляющую гуманитарной компетенции специалиста, владеющего навыками толерантного и гендерно правильного речевого и социального, в частности педагогического, поведения, а также осознающего всю сложность и глубину взаимопереплетений социокультурных параметров личности и языка.

Королькова А. В. Возвратные глаголы: в современном русском языке: структурносемантическая характеристика.

Представлена структурно-семантическая характеристика возвратных глаголов в современном русском языке. С учетом достижений лингвистической науки описаны типы возвратных глаголов. Учебное пособие содержит богатый языковой материал, необходимый для самостоятельной работы студентов.

Антошинцева М. А., Губернская Т. В., Швец А. В. Русский язык и культура речи: Материалы для аудиторной работы студентов.

Основная задача пособия — повышение уровня владения языком и формирование навыков успешной коммуникации через овладение нормами речевого общения. Книга содержит задания разных типов и уровней сложности, составленные с учетом межпредметных связей, и может использоваться на всех факультетах университета.

Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / Отв. ред. М. Я. Дымарский.

Учебное пособие содержит изложение всех вопросов синтаксиса современного русского языка, предусмотренных программами университетов, а также вопросы и задания для самостоятельной

работы студентов. Адресовано студентам филологических специальностей и преподавателям университетов, специалистам по синтаксису.

Речевая конфликтология / Отв. ред. М. Я. Дымарский.

Речевая конфликтология — новая и пока мало исследованная область междисциплинарного знания, изучающая речевую сторону многообразных ситуаций, содержащих элемент конфликтности. Владение коммуникативной культурой с необходимостью предполагает владение базовыми понятиями речевой конфликтологии, коммуникативными сценариями и связанными с ними стратегиями и тактиками речевого поведения в конфликтной ситуации. Книга предназначена для использования в качестве учебного пособия на занятиях по русскому языку и культуре речи, риторике, в спецкурсах для будущих учителей, методистов, лингвистов, социологов, психологов, юристов, врачей; специалистов по рекламе и связям с общественностью, менеджменту; на курсах переподготовки и повышения квалификации; в коммуникативных, психологических тренингах и др.

Козырев В. А. Тесты по истории древнерусского языка.

Пособие содержит тестовые задания, предназначенные прежде всего для контроля самостоятельной работы студентов, проверки их знаний по основным разделам курса истории древнерусского языка, для проведения промежуточной аттестации.

Сандалова Т. А. Ритмика и интонация русской речи.

Пособие по практической фонетике русского языка содержит учебные задания, предназначенные для работы с иностранными студентами.

Орлова Н. Ф., Карпова А. П., Алтухова М. К., Карловская В. Н. Разговорный английский для студентов университета: 3-е изд., испр. и доп.

Пособие адресовано студентам второго курса отделения английского языка факультета иностранных языков, а также может быть использовано широким кругом учащихся, которые желают усовершенствовать свои знания английского языка.

Васильева Т. Г., Мацибора М. Г., Погосян В. А. Read & Speak: Учебное пособие по английскому языку (коммуникативное чтение).

Пособие направлено на развитие у студентов умений в чтении, говорении, письменной речи на английском языке. Помимо основного раздела, пособие содержит разделы по самодиагностике, развитию и совершенствованию речевых умений в использовании языкового материала в ситуациях, находящихся за пределами прочитанных текстов (по темам «Окружающая среда», «Внешность», «Характер», «Закон и порядок»); содержит грамматический раздел, включающий основной изучаемый материал, а также раздел для повторения освоенных ранее грамматических правил. Рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия к дисциплине «Английский язык» либо в качестве основного пособия для курсов по выбору. Адресовано также широкому кругу лиц, изучающих английский язык.

Мировая экономика / Авт.-сост. А. Я. Линьков.

Цель учебного пособия — дать студентам знания о мировой экономике как целостной системе, включающей экономики всех стран мира, связанные между собой международными экономическими отношениями.

Тропинова Е. А. Коммерческая деятельность.

Пособие нацелено на формирование у студентов системного представления о направлениях, формах, методах и инструментах реализации коммерческой деятельности в современной экономике России.

Лебедев В. Н. Тестовые задания по микробиологии с основами вирусологии.

Методическое пособие предназначено для студентов биологических специальностей с целью успешной подготовки к текущей и итоговой аттестации по дисциплине. Может быть использовано для экспресс-оценки знаний учащихся и оперативного контроля усвоенного материала.

Никифорова Л. В. История художественной культуры. Западноевропейский Ренессанс.

Пособие знакомит с художественной культурой эпохи Возрождения в современной культурологической интерпретации. Показана роль ренессансного гуманизма и сакрализации античности в

процессе рождения искусства, значение теории искусства в осознании права человека на творчество. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации к выполнению научноисследовательской работы студентами в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — логопедия). Ч. I / Е. А. Логинова, В. И. Липакова, Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, А. П. Антропов.

Методическое пособие содержит рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов, требования к содержанию и оформлению курсовых и дипломных работ, знакомит с критериями оценок выполнения работ. Адресовано студентам логопедических отделений факультетов коррекционной педагогики.

Подготовка конкурентоспособных выпускников, развитие творческого потенциала студентов, способствующего их устойчивому профессиональному росту, а также формированию имиджа успешного специалиста, — является наиважнейшей задачей современного педагогического университета. Практические рекомендации и пути решения этой непростой задачи предлагают авторы двух актуальных методических пособий, открывающих серию «Инновационный университет ХХ1 в.»:

Виландеберк А. А., Шубина Н. Л.

Научно-исследовательская работа в системе уровневого образования: планирование, организация, оценивание.

Методическое пособие предназначено преподавателям высших учебных заведений, руководителям образовательных программ магистратуры. В нем содержатся информационно-методические материалы и практические рекомендации, направленные на эффективное внедрение новых технологий планирования, организации и оценивания результатов научно-исследовательской работы студентов в условиях уровневого образования.

Виландеберк А. А., Шубина Н. Л.

Научно-исследовательская работа в магистратуре: планирование и представление результатов.

Методическое пособие предназначено студентам магистратуры. В нем содержатся информационно-методические материалы и практические рекомендации, направленные на эффективное внедрение новых технологий планирования и организации научно-исследовательской работы студентов в системе уровневого образования.

Научная литература

Некоммерческий характер научной литературы объясняет уменьшение ее выпуска в целом по России. Ограниченный спрос и в результате этого малые тиражи научных изданий побуждают издателей отказываться даже от интересных в научном и образовательном плане книг. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, напротив, продолжает выпуск сборников научных трудов, монографий, научно-методических пособий, учитывая, что университетское образование — это прежде всего углубленное изучение не только учебной, но и научной литературы. Назовем лишь некоторые монографии и научно-методические пособия, вызывающие наибольший интерес с точки зрения инновационного развития университетского образования.

Ефремов В.А. «Мужчина» и «женщина» в русской языковой картине мира.

Монография посвящена проблеме концептуализации представлений о мужчине и женщине в русской языковой картине мира. Особое внимание уделяется вопросам лексикографической интерпретации слов, обозначающих мужчин и женщин. Адресована специалистам по когнитивной и гендерной лингвистике, лексикологии и лексикографии, общему языкознанию и культуре речи, преподавателям, аспирантам, студентам.

Панкратова С. А. Когнитивно-семантические механизмы метафорического выбора.

Новой моделью взаимосвязи когнитивной и лингвистической науки в приложении к метафоре является когнитивно-семантическое моделирование механизмов метафорического выбора в разнородной семантической среде, что позволяет снять одномерность взгляда на метафору как на троп или системоорганизующий элемент языка, и рассматривать ее как универсальный когнитивный механизм, позволяющий осуществлять концептуализацию нового онтологического явления по аналогии с уже сложившейся системой понятий. Монография рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами филологии.

Макейчик А. А. Полесье: война и люди.

В книге феномен войны исследуется в контексте народной жизни в единстве ее общего характера и поступков отдельных личностей. В ней представлены зарисовки истории одной полесской деревни и военных судеб ее жителей в период Великой Отечественной войны.

Чернякова Н. С. Диалоги о культуре и ценностях.

Научно-методическое пособие раскрывает предметно-методологическую специфику культурологии и особенности культурологического подхода к изучению сущности, структуры, типологии и развития культуры. Особое внимание уделено анализу ценностей как смыслообразующего элемента культуры и специфике ценностной регуляции человеческой деятельности. Изложение материала в форме диалогов позволяет развернуть содержание каждой проблемы в совокупность вопросов и ответов, что дает возможность наглядно продемонстрировать ход размышлений, логику движения мысли. Адресовано студентам, магистрантам и аспирантам, изучающим курс культурологии на различных факультетах педагогических университетов, преподавателям, стремящимся овладеть методикой диалогического общения с учащимися, и всем, кто интересуется проблемами и методологией культурологического познания.

Ефремова Н. А., Сидоров С. А. Международно-правовые аспекты современной экономической интеграции государств.

В монографии рассмотрены вопросы вхождения России в мировое сообщество, ее активного участия в международной жизни, в том числе в деятельности международного правотворчества, гармонизации российского законодательства с международными стандартами.

На пути к человеку. Развитие антропологических идей: от Санкт-Петербургского Императорского Воспитательного дома к Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена / Авт.-сост. С. А. Расчетина, Н. В. Седова.

Коллективная монография характеризует 210-летнюю историю развития уникального образовательного учреждения России, отразившего в своей филантропической, воспитательной и образовательной деятельности этапы становления отечественного человекознания и педагогической науки. Значимость подобного исследования увеличивается в современных условиях в связи с ориентацией науки на культурологические подходы, нацеленные на всестороннее исследование индивидуальности социально-педагогических объектов.

Результаты научных исследований преподавателей Герценовского университета отражены в сборниках научных трудов.

Языковая картина мира. Лексика. Текст: Сборник научных статей, посвященных юбилею профессора Н. Е. Сулименко / Ред. кол.: Л. А. Пиотровская, В. Д. Черняк.

Сборник посвящен широкому кругу проблем современной русистики: языковая картина мира, принципы исследования текста, типология текстов, слово в лексико-семантической системе языка, слово в тексте, прикладные аспекты исследования слова и текста. Для специалистов по русистике, преподавателей, аспирантов и студентов филологических специальностей.

Философская и педагогическая антропология / Под ред. А. А. Королькова.

Сборник научных трудов приурочен к десятилетию создания в РГПУ им. А. И. Герцена кафедры философской и психологической антропологии. В числе авторов сборника профессора, преподаватели, аспиранты кафедры, а также ученые, в разные годы сотрудничавшие с кафедрой. Издание представляет интерес для педагогов, философов, студентов гуманитарных вузов, размышляющих о человеке, о проблемах человекознания.

Проблемы современной филологии и лингводидактики. Вып. 3 / Отв. ред.: Н. В. Баграмо-ва, Н. Ю. Зайцева, А. Е. Краснов.

В сборнике научных трудов представлены статьи, посвященные исследованиям в области филологии и лингводидактики. Работы по филологии охватывают широкий круг общих и частных вопросов лингвистики и литературоведения. В статьях, касающихся общих вопросов лингводидактики, рассматриваются различные аспекты совершенствования обучения иностранным языкам в контексте модернизации российского образования и его интеграции в общеевропейское образовательное пространство, актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам. Особое внимание уделяется проблематике в сфере теории и практики обучения иностранным языкам в вузе и школе в современных условиях. Сборник адресован специалистам в области филологии и лингводидактики,

e9

преподавателям иностранных языков, аспирантам и студентам вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами лингвистики и методики обучения языкам.

В 2009 г. углублялась интеграция научных исследований ученых РГПУ им. А. И. Герцена и других российских и зарубежных вузов. Обмен информацией о научных достижениях, как правило, осуществлялся на международных и межвузовских научных конференциях, по итогам которых изданы сборники материалов и тезисов:

Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (отечественный и зарубежный опыт): Сборник статей по материалам международной научной конференции, 17-19 марта 2009 г. / Отв. ред. Н. Ф. Радионова.

В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, в которых раскрываются современные подходы к развитию и исследованию педагогического образования, приводятся результаты исследований проблем развития профессиональной компетентности субъектов педагогического образования, освещаются проблемы изучения образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.

Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (опыт исследований в рамках научного направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования»): Сборник статей по материалам международной научной конференции, 17-19 марта 2009 г. / Науч. ред. Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова.

В сборнике представлены статьи преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, в которых раскрываются актуальные проблемы современного педагогического образования, рассматриваются различные подходы к развитию и исследованию педагогического образования; представляются результаты исследований различных направлений и уровней педагогического образования; освещаются проблемы информатизации педагогического образования.

Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы Х Международной конференции. Т. 1, 2 / Отв. ред. Ю. А. Гороховатский.

Сборники материалов ежегодной международной конференции посвящены состоянию физического знания в современной естественнонаучной картине мира, проблемам преподавания физики в системе общего среднего и высшего образования, информационным и коммуникационным технологиям в преподавании физики, проблемам профессиональной подготовки и многим другим актуальным для системы образования вопросам.

Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы XI Российско-Американской конференции / Ред. кол.: Г. А. Бордовский, Т. О’Коннор, С. М. Шилов и др.

Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции посвящен проблемам высшего профессионального образования в российских и зарубежных вузах.

Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: Материалы 56-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2009 г. / Под ред. В. П. Соломина.

Научные статьи и тезисы докладов, посвященные перспективам развития химического и естественнонаучного образования, подготовлены учителями химии средних образовательных учреждений, преподавателями химических и химико-методических дисциплин российских и зарубежных вузов, а также научными сотрудниками системы дополнительного образования и центров повышения квалификации работников образования.

Формирование установок толерантного сознания у детей и молодежи в системе образования: Материалы городской научно-практической конференции / Под ред. С. А. Гончарова, В. В. Семикина, М. С. Игнатенко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сборник составлен по материалам научно-практической конференции, проходившей в рамках городской целевой программы «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг.», принятой Правительством Санкт-Петербурга. Материалы адресованы руководителям, педагогам, специалистам образовательных учреждений разной профессиональной направленности, преподавателям вузов, слушателям системы дополнительного профессионального образования.

Лингвистическое наследие Шарля Балли в XXI веке: Материалы международной научнопрактической конференции, 5-7 октября 2009 года / Отв. ред. Г. В. Елизарова.

Сборник посвящен актуальным проблемам современной лингвистики в свете лингвистических концепций швейцарского лингвиста ХХ в. Шарля Балли.

В этом году получили свое дальнейшее развитие традиции межвузовских конференций на базе РГПУ — Герценовские чтения. По результатам Герценовских чтений изданы сборники «Проблемы теории и практики обучения математике» (под ред. В. В. Орлова), «Иностранные языки» (под ред. А. Ю. Фетисова) и другие.

Значительное внимание в университете всегда уделялось развитию студенческой науки. Это выражается в том числе и в издании студенческих научных сборников. Уже стала традиционной публикация таких сборников, как «Вестник СНО» и «Штудии». Однако в этом году выросло количество представленных научным студенческим сообществом работ, расширилась их тематическая направленность. Издательство осуществило редакционную подготовку представленных материалов и их полиграфическое исполнение на современном, актуальном дизайнерском уровне. Например, «Вестник СНО» впервые был издан серией, состоящей из трех художественно оформленных книг.

Перечисленные ниже издания можно рассматривать как некий «пропуск», открывающий молодым авторам путь в научное сообщество, как площадку, на которой впервые практически апробированы сформированные в ходе обучения в университете компетентности.

Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена: Сборник лучших научных работ студентов. Вып. 10: В 3 кн.

В сборник вошли статьи студентов РГПУ им. А. И. Герцена, доклады которых были признаны лучшими на десятой межвузовской студенческой научной конференции «Студент — исследователь — учитель», а также статьи студентов разных факультетов, активно участвующих в научной работе университета. Сборник состоит из трех книг. В первой собраны статьи по психологопедагогическим наукам, во второй — исследования в области общественных и гуманитарных наук, в третьей — в области естественных и точных наук.

Штудии: Альманах научно-образовательной практики: Психолого-педагогическая серия статей по выпускным квалификационным работам РГПУ им. А. И. Герцена. Вып. 7.

Альманах является оригинальной формой, в которой подтверждаются теоретические и практические умения, приобретенные студентами во время обучения и необходимые для осуществления карьеры исследователя. Выпускники получили замечательную возможность представить итоги своих квалификационных работ (на диплом бакалавра, специалиста или магистра) в виде научных статей. Альманах с результатами выпускных работ по философским дисциплинам издается в РГПУ им. А. И. Герцена с 2001 г. в рамках добровольческой научно-образовательный практики.

Большая Петербургия в пространстве культурологического исследования: Сборник научных студенческих статей. Вып. IV / Под ред. В. В. Лаптева.

Сборник содержит материалы ежегодных научно-практических студенческих конференций, состоявшихся на факультете философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, и отражает опыт научной и практической деятельности студентов-герценовцев по итогам выездных социокультурных практик, а также подводит итог работы студенческих научных обществ Выборгского и Волховского филиалов РГПУ им. А. И. Герцена.

Психология, педагогика, управление, социальная работа в инновационных условиях современного высшего образования: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции / Под ред. В. В. Семикина, М. С. Игнатенко.

Сборник составлен по материалам студенческой конференции, проходившей в рамках внедрения инновационной образовательной программы в области гуманитарных технологий. Материалы адресованы студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям вузов, социальным работникам, специалистам службы психолого-педагогического сопровождения.

Актуальные проблемы современной экономики: теоретические и практические аспекты: Сборник студенческих научных работ / Отв. ред. Н. М. Старобинская.

Сборник подготовлен на основе материалов студенческих научных конференций, организованных факультетом экономики Герценовского университета в рамках 10-й и 11-й межвузовских конференций «Студент — исследователь — учитель». Сборник адресуется тем, кому интересно узнать о последних тенденциях в развитии экономической теории, а также прикладных экономических наук, о

новых направлениях в исследовании рынков и современных маркетинговых технологиях. Возможно, издание будет полезно и профессионалам, принимающим ответственные решения в бизнесе.

Справочные издания

Большую научную и образовательную ценность представляют публикации в жанре словари-справочники. Ряд изданий явился результатом длительных наблюдений за речевым опытом студентов и сотрудников педагогического университета. В этом заключается одно из достоинств книг: они рассчитаны прежде всего на работников сферы образования. Любители справочной литературы по достоинству оценят «карманный» формат изданий, повышающий мобильность пользователя.

Все, кого волнуют проблемы русского языка и литературы, состояние речевой культуры, заинтересуются предлагаемыми вниманию читателя изданиями.

Черняк В. Д., Черняк М. А. Базовые понятия массовой литературы: Учебный словарь-справочник.

В словаре-справочнике впервые в словарной форме представлены базовые понятия массовой литературы, знание которых необходимо для ориентации в современном книжном потоке, являющемся частью социокультурного пространства, для формирования читательской компетенции. Словарь может служить своеобразным путеводителем для квалифицированного читателя. Книга адресована студентам и магистрантам, получающим образование по гуманитарным направлениям и специальностям, а также всем, кто проходит подготовку в сфере гуманитарных технологий.

Козырев В. А., Черняк В. Д. Правильно ли мы говорим? Краткий словарь-справочник трудностей русского языка и тестовые задания по культуре речи: 2-е изд., доп.

Краткий словарь-справочник содержит слова, употребление которых в современной речи вызывает вопросы и частые ошибки. В словаре представлены трудные случаи произношения, ударения, образования грамматических форм и управления. В словник вошли главным образом слова, наиболее актуальные в сфере образования. Пособие включает также тестовые задания, представляющие разнообразные случаи использования содержащихся в словаре языковых единиц. Справочное пособие рекомендуется студентам и преподавателям педагогических вузов, учителям, всем работникам сферы образования, желающим проверить свой уровень владения нормами русского языка и получить ответы на возникающие вопросы.

Мокиенко В. М., Семенец О. П., Сидоренко К. П. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: цитаты, литературные образы, крылатые выражения: Учебный словарь-справочник / Под общ. ред. К. П. Сидоренко.

Словарь-справочник является собранием цитат, литературных образов, крылатых выражений, восходящих к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он включает около 800 словарных статей, созданных на основе картотеки выписок из художественной, публицистической, научно-популярной литературы и периодической печати за период с 20-х годов XIX в. до наших дней. В словаре использовались также материалы пародий, шутливых переделок, литературных продолжений, эпиграмм, объявлений, рекламы, школьных сочинений. Активно привлекались источники из Интернета. Данное справочное издание может быть полезно, в первую очередь, студентам, преподавателям-словесникам, школьникам, гимназистам, учащимся колледжей, а также всем, кто интересуется творчеством А. С. Грибоедова, литературой и историей русской речевой культуры.

Серийные издания

Привлечение новых информационных технологий значительно расширило возможности издательства в подготовке университетской имиджевой литературы, к которой относятся такие серийные и периодические издания, как «Золотые имена», «Вестник Герценовского университета», «Антология поэзии», «Учебно-методический комплекс», «Вестник СНО», «Герценовский университет -новой школе» и другие.

Публикациями в серии «Золотые имена» университет может по праву гордиться: в них повествуется о сотрудниках РГПУ им. А.И. Герцена, которые составили его научную славу и служат образцом для новых поколений герценовцев.

Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / Авт.-сост. И. Д. Аванесян; Под общ. ред. Г. А. Бор-довского и В. А. Козырева.

Эта книга о жизни и творчестве И. П. Иванова, педагога, ученого, преподавателя ЛГПИ/РГПУ им. А. И. Герцена. Имя Игоря Петровича Иванова известно многим учителям нашей страны как имя пе-дагога-новатора, создателя общественно-педагогического движения.

Е. В. Максимов: учитель, географ-исследователь / Сост. Н. В. Ловелиус, Н. Н. Максимова, Г. Н. Паранина; Под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева.

Эта книга о талантливом преподавателе географического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, который строил многие из своих курсов, как правило, на материалах собственных исследований. Завораживающие рассказы Евгения Владиславовича Максимова настолько увлекали сведениями о его прошлых и предстоящих маршрутах в горные системы нашей страны, что создавали «конкурс» для участия в экспедициях в неизведанные районы России и страны ближнего зарубежья.

Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система / Авт. Н. Л. Шкорина, Г. Д. Кириллова; Под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева.

В книге впервые освещается жизненный путь и творчество представителя ленинградской научной школы, исследователя истории и теории педагогики — Ш. И. Ганелина, отдавшего более 50 лет работе в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Адресована педагогам, исследователям в области истории педагогики и дидактики.

В 2009 г. осуществлен выпуск очередного ежегодника «Герценовский университет». Издание представляет собой краткий отчет о состоянии и действиях университета за 2008 год и содержит обширные статистические и справочные данные.

Благодаря сотрудничеству издательских дизайнеров и профессиональных художников-герце-новцев были найдены новые оформительские решения в создании университетских художественных календарей, ежегодный выпуск которых стал традиционным. В рамках серии «Календарь Герценовского университета» выпущена линейка календарей на 2010 год, объявленный Годом учителя. Под этим же знаком подготовлено к печати ставшее традиционным издание «Знаменательные даты 2010 года», в котором отражены события, наиболее значимые для истории Герценовского университета как ведущего российского педагогического вуза.

Периодические издания

В 2009 г. осуществлено шесть плановых выпусков научного журнала «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена».

Большую популярность среди вузовского научного сообщества приобрел информационноаналитический научно-образовательный журнал «Вестник Герценовского университета», который находится в постоянной динамике и творческом развитии. Необходимо отметить, что на этот журнал производится регулярная подписка.

Герценовский университет — школе

Университет всегда уделял большое внимание проблемам начального и среднего образования. В связи с этим в издательстве продолжается выпуск литературы для практических работников системы образования и социального обеспечения. Это становится особенно актуальным в преддверии Года учителя.

Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: Сборник методических рекомендаций и программа / Отв. ред. Е. А. Логинова.

Сборник составлен ведущими специалистами кафедры логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена при участии специалистов Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. В нем представлены критерии логопедической и психологической диагностики, схемы обследования детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями развития устной и письменной речи. Изложена программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Адресован логопедам дошкольных и школьных учреждений, методистам ДОУ, студентам факультетов коррекционной педагогики.

Сокольницкая Т. Н. Тестовые технологии в обучении русскому языку. Работа с текстом.

Пособие адресовано учителям русского языка и студентам-филологам. Оно поможет учителю-словеснику активно использовать возможности тестовых технологий на уроках русского языка, научиться составлять различные виды заданий в тестовой форме, освоить методику работы с текстом на основе таких заданий, повысить эффективность подготовки учеников к ЕГЭ и ГИА. Материалы пособия могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях по подготовке к итоговой аттестации, на интегрированных уроках русской словесности.

Васильев С. В., Соломин В. П. Экологизация географического образования: Сущность. Развитие. Реализация.

В пособии рассмотрены теоретические основы экологизации школьного курса географии, показана новая стратегия школьного экологического образования в рамках этой дисциплины. Для студентов, магистрантов высших учебных заведений, учителей школ.

Гаврилов С. П., Гороховатский Ю. А. Физика элементарных частиц.

В пособии в доступной для студентов форме излагаются основные принципы современной физики элементарных частиц. На основе этих принципов дано краткое описание всех классов элементарных частиц и их взаимодействий, входящих в Стандартную модель. Обсуждается экспериментальная основа Стандартной модели, ее границы применимости и возможность обобщения. Пособие содержит новейшую информацию, снабжено задачами, примерами решения задач и исторической справкой. Предназначено студентам вузов, может быть полезно преподавателям физики.

Подходова Н. С., Ложкина Е. М. Введение в моделирование. Математические модели в естествознании (биология, химия, экология).

Учебное пособие направлено на овладение студентами основами моделирования на примере построения простых математических моделей в биологии, химии, экологии, что способствует формированию целостной системы знаний. Адресовано студентам математических специальностей, учителям школ.

Возвращаясь к началу нашего материала, подтвердим еще раз мысль и тезис о том, что деятельность издательства Герценовского университета отличают лучшие качества, воспринятые им от своих предшественников — учреждений Ведомства императрицы Марии Федоровны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.