ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
в статье рассматриваются вопросы организации, финансирования издательской деятельности вуза в соответствии с прогрлшюЛ, пгппгггггицпТ комплексный подход к планированию работы.
Анализ издательской деятельности высших учебных заведений г. Омска позволил выявить ряд общих для всех вузов проблем, определяющих особеннос-ти функционирования и взаимодействия подразделений, включая изда-тельско-полиграфические. и требующих нахождения оптимального решения в современных экономических условиях.
К ним относятся:
1. Значительное увеличение потребности в оперативном издании учебной и учебно-методической литературы, вызванное введением значительного количества новых специальностей и переработкой действующих учебных планов и рабочих программ (в среднем 70-150 новых учебных дисциплин по вузу).
2. Несоответствие состояния методического обеспечения значительного количества специальностей нормативным требованиям из-за частичного или полного отсутствия либо наличия устаревших методических разработок по дисциплинам и особенно по видам самостоятельной работы студентов (СРС) в них (в среднем потребность составляет около 400-600 методических разработок по вузу).
3. Необходимость количественного увеличения учитываемых показателей издательской деятельности в части выпуска:
- учебников, учебных пособий, в т.ч. с внешними рекомендательными грифами;
- программ учебных дисциплин;
- монографий
4. Необходимость одновременного обновления и вызванное этим увеличение заказа на издательско-по-лигр&фические услуги по выпуску форм служебной документации для кафедр и учебно-методических управлений (отделов).
5. Как правило, ограниченная мощность иэдательс-ко-полиграфических подразделений вузов, обусловленная физическим и моральным износом издательско-полигра-фической техники, недостаточным количеством или отсутствием отдельных видов технологического оборудования
6. Отсутствие бюджетного финансирования и достаточного количества внебюджетных средств для реализации потребности университета в литературе учебного и научного назначения и для обноаления материальной базы издательско-полиграфических подразделений.
В целом состояние дел по издательской деятельности вузов таково: ,
- финансовые и технические возможности издателэ-ско-полиграфических подраделений не обеспечивают реальные неотложные потребности в выпуске учебной, учебно-методической литературы, бланочной продукции образовательного назначения и научных изданий;
- существующее нормативное и организационное обеспечение издательской деятельности, устоявшаяся практика не позволяют отрегулировать взаимоотношения участников издательской деятельности с соблюдением баланса их интересов.
Решение указанных проблем требует комплексного подхода, что невозможно, на наш взгляд. без разработки в соответствии с принципиально ноаымиподходами концепции и принятия на ее базе издательской программы вуза; которая должна стать организационно-правовой основой издательской деятельности.
Под издательской деятельностью вуза следует понимать как собственно подготовку и выпуск в обращение экземпляров (копий) изданий произведений учебного и научного назначения в любой материальной форме, так и процесс, включающий в себя инициативную (планирование), творческую (создание), экспертную (оценка), производственную (издательская подготовка и изготовление копий, включая распространение) и управленческую (организация и управление) компоненты.:
Общими целями издательств программы как комплексного подхода, всесторонне определяющего и регулирующего издательскую деятельность вуза, являются:
во-первых, обеспечение выпуска научной, учебной, учебно-методической литературы и бланочной продукции образовательного назначения в объеме, необходимом для соответствующей государственным образовательным стандартам подготовки специалистов;
во-вторых, обеспечение постепенного выполнения планов формирования комплексов методического обеспечения новых специальностей и переработки действующих;
в-третьих, введение и отработка механизма регулирования взаимодействия участников издательской деятельности в условиях финансовых и технических ограничений;
в-четвертых, продолжение технического переоснащения издательско-полиграфического подразделения с обеспечением дальнейшего перехода на современные технологии, увеличивающие производительность и качество продукции.
Наряду с общими вуз, учитывая своеобразие образовательной и текущее состояние издательской деятельности, финансовые и иные ресурсы, определяет частные цали издательской программы, направленные на решение специфических проблем, например, подготовка к государственной аттестации и т.п.
Издательская программа как организационно-правовая основа, регулирующая издательскую деятельность вуза, должна содержать в себе и реализовывать-ся посредством:
- привлечения и оптимизации использования финансовых средств;
- перехода на избирательное и поэтапное оказание издательских услуг при формировании комплексов методического обеспечения учебных дисциплин и специальностей;
- организации издательской деятельности на принципах приоритетности и частичной компенсации финансовых затрат на издание литературы учебного и научного назначе <ия;
-неп радсгвеннопо оказания издательских услуг с совладением устаноетенных требований, сроюв и объема.
Издательская программа, принимаемая на 1-3 года и направленная на решение конкретных задач, должна содержать:
• чегко сформулированные приоритеты,
- перечень организационных мероприятий,
- нормативно-правовое, ресурсное (в т.ч. финансовое) и кадровое обеспечение.
Приоритетность должна относиться в целом к направлению издательской деятельности, разновидностям изданий, учебным дисциплинам, авторам и, возможно, содержать несколько уровней.
Приоритетное направление издательской деятельности в целом определяется важнейшей из целей издательской программы на период ее действия и обуславливается специфическими частыми задачами, которые предстоит решить или решаются вузом.
Приоритетными ртяновидмоетяыи изданий признаются: учебники, учебные пособия с внешними грифами, монографии.
Приоритетными для издательского обеспечения признаются учебные дисциплины: не имеющие для этого в достаточном объеме централизованно изданной учебной литературы; те же при наличии учебной, но при полном отсутствии учебно-мепщической литературы; те же при отсутствии методических разработок по фиксированным видам внеаудиторной работы студентов.
Приоритетными аетораыи признаются лица из числа ППС, реально претендующие на получение ученых званий профессоров и доцентов, либо готовящие к защите диссертации, если представленные к изданию работы необходимы для решения задач профессионального роста
Приоритетами второю уровня признаются учебные дисциплины по вновь открытым специальностям при полном отсутствии по ним изданной учебной литературы и методических разработок; по специальностям, имеющим в обеспечении только морально устаревшие (выпуска до 1993 г.) издания.
Среди учебно-методической литературы в соответствии с принципом приоритетности признается необходимой ориентация на методические указания по изучению дисциплины в целом (а не по видам учебных занятий и работ).
Отнесенные к приоритетным издания должны включаться в годовой издательский план, в первую очередь, на их подготовку и выпуск мажет быть оформлен заказ администрации, предусматривающий стимулирование работников, занятых при его выполнении
В настоящее время в вузах сложилась практика формирования методического обеспечения учебных дисциплин только за мет изданных методических разработок. В современных условиях следовать такой прает-ике технически и экономически сложно или невозможно, а также, на наш взгляд, нецелесообразно
Издательская программа как раз и должна предусматривать переход на комбинированную систему методического обеспечения, сочетающую методические разработки:
а) изданные;
б) используемые временно на правах рукописей, прошедшие издательскую подготовку (попное редактирование с присвоением издательских реквизитов) с перспективой издания в следующем финансовом году;
в) используемые временно на правах рукописей, прошедшие доиздатепьскую подготовку - стадию экспертизы на кафедре и факультете, в том числе внутреннее или внешнее рецензирование - с оформлением сопроводительных документов (авторские оригиналы, готовые к редактированию в издательстве);
г) рукописи (раздаточный материал), подготовленные кафедрами
Методические разработки трех последних вариантов возмокно тиражировать без использования мощностей из-дательско-полиграфического подразделения, на копировально-множительной технике кафедр и факультетов
На методических разработках этих категорий должна стоять метка «Используется на правах рукописи», обеспечивающая исключение претензий по поводу незаконности использования грифа вуза и нарушения лицензионных требовений.
Кроме того, методические рвзработки указанных вариантов могут и должны, на наш взгляд, использоваться в виде электронных версий, что, помимо прочего, во-первых,
экономически целесообразно, а, во-вторых, в дальнейшем ускорит их выпуск в виде печатных изданий.
Предполагаемая эталность обеспечивает совладение принципа апробвции разработок до издания, сохранение возможности оперативного издания в случае улучшения экономической ситуации или увеличения технических возможностей издательства.
Методические разработки на правах рукописи, прошедшие процедуру рассмотрения (от утверждения кафедрой и выше) могут быть представлены при госаттестации как полноценные элементы методического обеспечения учебных дисциплин при достаточности числа их копий.
Программа должна устанавливать ограничения на объем издаваемой литературы, связанные с финансовыми возможностями вуза, мощностью иэдотальско-полигра-фического подразделения, сроком выхода в свет: монографии-до 6, учебные пособия-до 6, лекции -до 2, методические указания по изучению дисциплины в цепом - до 4, методические указания по видам учебных занятий и работ по дисциплине - до 3, прочие методические разработки -до 2 уч.-изд. л
На произведения печати, издаваемые на средства авторов (спонсоров) ограничения не устанавливаются (кроме технических).
Также следует установить ограничения на тираж издаваемой литературы, в том числе монографии, учебные пособия - не более 500 экз.
Рабочие тетради и журналы, на наш взгляд, должны признаваться методическими разработками, однозначно отнесенными к числу распространяемых на правах рукописей (раздаточного материала) Их издание менее целесообразно в настоящей экономической ситуации, а тиражирование вне издательско-полиграфичесюго подразделения более доступно, чем выпуск других разработок. К этой же категории могут и должны быть отнесены и другие виды бланочной продукции: бланки заданий, раздаточный материал к лекциям, также планы семинерских занятий, инструкции по проведению лабораторных работ и т.п. Для обеспечения учебного процесса рабочие тетради и другие выше указанные разработка могут тиражироваться на правах рукописей (раздаточного материала) с использованием техники кафедр и факультетов
С другой стороны, необходимо введение более жестких требований по технической подготовке авторских оригиналов, в т.ч. ориентация на их сопровождение в изда тельство электронными версиями, что позволит уменьшить срок их прохождения в производстве и сэкономить трудозетраты издательско-попиграфического подразделения на стадии допечатных процессов. Не могут быть приняты в издательство рукописи, требующие непроизводительного труда, вызванного их неудовлетворительным техническим состоянием.
С учетом целей и задач издательской программы для ее реализации необходимо нормативное обеспечение ряда требований, в т.ч. связанных с распространением изданий.
В целом издательская деятельность должна определяться внутривузовским положением об издательской деятельности, которое регулирует взаимоотношения участников всех ее видов и этапов: инициативной, творческой, экспертной, производственной и управленческой деятельности. Издательская программа как нормативный документ должна быть разработана на базе этого положения в его развитие и дополнение.
Особое внимание следует уделить разработке и введению в действие нормативной базы внутривузовской системы распространения издательской продукции. Распространение издательской продукции собственною производства должно производиться на возвратной и безвозвратной основах, в т.ч. путем реализации, с полной (для сторонних организаций) и частичной компенсацией зетрат на производство. Общее соотношение бесплатных и платных изданий по вузу, соотношение доли бесплатных и платных изданий по вузу, соотношение доли бесплатных изданий в тираже платных в соответствии с аккредитационными нормами, перечень (номенклатура) платных изданий, мехвнизм их реализации, установление цены реализации должны быть строго регламентированы и нормативно закреплены.
Целесообразно создание и функционирование д ля решения указанных вопросов тиражно-расценочной комиссии вуза.
3 этой связи одной из важнейших задач должно стать создание регулярно действующей системы распростране-
ния, в т.ч. реализации, издательской продукции собственного производства. По нашему мнению, целесообразно включить решение этого вопроса в сферу интересов и деятельности издательско-полиграфического подразделения. Формы распространения могут быть самыми разнообразными, включая создание книжной лавки, являющейся структурным подразделением либо вуза, либо издатальско-по-лигрвфического подразделения, но в любом случае нормативно закреплены.
Разнообразие форм финансирования издательской деятельности вуза обусловливает необходимотсь заключения (авторских) договоров на издание и использование произведений, которые должны становиться частью нормативного обеспечения издательской программы.
Финансовое обеспечение является одним из основных лимитирующих факторов реализации программы и одной из ее целей
Бюджет издательской программы предполагает дифференцировать и целенаправленно использовать четыре группы средств:
- внебюджетные средства вуза;
- внебюджетные сродства подразделений;
- внебюджетные сродства авторов и их спонсоров;
- сродства от частичной компенсации затрат на производство издательской продукции.
Внебюджетные средства вуза традиционно исполь-эуюгя для реализации годового издательского плана, объем которого определяется в соответствии с финансовыми возможностями вуза и производственной мощностью издательско-полиграфического подразделения, а также для решения вопросов дооснащения последнего современной техникой.
Внебкджетные средства подразделений (а также авторов и спонсоров) целесообразно использовать для выпуска изданий учебного назначения, включенных в годо вой издательский план на условиях частичной или полной компенсации затрат на производство, научных изданий - когда подразделение выступает в качестве заказчика (спонсора).
Внебкджетные средства авторов, спонсоров (а также подразделений) могут быть использованы для выпуска изданий, не вошедших в издательский план, в т.ч. рабочих тетрадей, журналов, раздаточных материалов. Указанную группу средств целесообразно, на наш взгляд, использовать также для реализации части издательского плана по выпуску научной литературы: монографий, сборников научных трудов факультетов (кафедр), тезисов и материалов научных (научно-практических) конференций. Перечисленные издания должны выпускаться на основе полной самоокупаемости с обязательным заключением издательских договоров, определяющих распределение имущественных и неимущественных прав на издание и использование произведений (сборников произведений), а также финансовые взаимоотношения сторон
>ДК378.14 А.И. ПАНЦЕРНОВСКИЙ, Т.В. ПОСПЕЛОВА, В.П. РЫПОВ
Эффективность организации и упрааления учабь^м процессом обусловлена системным подходом и интеграцией взаимодействия всех задействованных подразделений вуза. Во главе этой системней интеграции находится £ учебно-мет одическое управление (УМУ), которое коэоци-Е нирует и направляет действия структурных подразделений £ прежде всего выпускающих кафедр
Анализируя работу УМУ, можно отметить причины,
Средства от частичной компенсации затрат на производство издательской продукции - собственные средства издательства, полученные от реализации, должны реинвестироваться в издательскую деятельность. Целесообразно использовать их на дооснащвние издательско-попигра-фического подразделения. Оборудование, комплектующие, рвсходные материалы, приобретенные на эти средства, а также централ изо ввн-ные внебюджетные средства вуза, выделенные на реализацию годового издательского плана, и в форме кратко- или долгосрочных инвестиций, составляют материально-техническое обеспечение издательской программы.
Реализация издательской программы предполагает также использование компьютерной техники, средств копирования и размножения, имеющихся на кафедрах, факультетах, для создания электронных версий авторских оригиналов, подлежащих передаче в издательство, что ■ перспективе должно стать нормой в отношениях «автор - издательство»; тиражирования разработок, используемых нв правах рукописей.
Что касается кадрового обеспечении издательской программы, то следует отметить три главные задай: сохранение кадрового потенциала издатальско-палиграфи-ческого подразделения вуза, ориентация на привлтение к издательской деятельности сотрудников кафедр и факультетов для подготовки электронных версий и изготовления копий (тиражирования) изданий, используемых на праввх рукописей, привлечение сотрудников !уэа для создания и функционирования системы распространения изда-твльс-кой продукции собственного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Издательская программа, разработанная и состаренная с учетом выше изложенных положений, по нашему мнению, должна стать основой текущей издательской деятельности вуза, всесторонне регулирующей правовые, организационные и финансовые взаимоотношения ее участников, и способствовать успешному решению поставленных целей.
СЫСУЕВ Игорь Алвксаедроаич - к. т.н., доцент юфадры «Технология полиграфического фоизеодапва»0*ГГУ,ааторбапев40пубпикаций (научных работ и учвСно-мвпюдичвских разработок). Имеет значительный практический опьтвиздательсксиюпигрвфичвской деятельности вузов. В1993-1998гг. - директор
типографии (МТУ.
побудившие ОмГТУ, как, вероятно, и другие вузы страны, заняться более целеустремленно и интенсивно научной организацией учебного процесса. Переходный период рыночной экономики, успехи науки и техники привали к возникновению новых специальностей и специализаций, изменению содержания подготовки по традиционным специальностям, возможностям реализации целевого контрактного и дополнительного платного образования. Одноере-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОМГТУ
рассшютрв&проажшыорглнизл10иучвбноп>гжм1всслв1ямлщ
ный к рыночной жоноюлке период, дано описа1вш тпкущшму иссж-довлний и разработок по сумтяж )ша<мми организации и иимшмг учш1ышпрр1щосошвошжмгосу^к1ш10имтпашряаюшишвшгч.т1».