Научная статья на тему 'Издательская программа как организационно-правовая основа издательской деятельности вуза в современных экономических условиях'

Издательская программа как организационно-правовая основа издательской деятельности вуза в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысуев Игорь Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации, финансирования издательской деятельности вуза в соответствии с программой, реализующей комплексный подход к планированию работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTING OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Publishing programms as the organizational legal base of high school publishing activities in a modem economic conditions The article tells about the problem of organization, financing and guaranteeing of publishing activites in high school In accordance with the programms, realizing complex approach to the planning of the work.

Текст научной работы на тему «Издательская программа как организационно-правовая основа издательской деятельности вуза в современных экономических условиях»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

в статье рассматриваются вопросы организации, финансирования издательской деятельности вуза в соответствии с прогрлшюЛ, пгппгггггицпТ комплексный подход к планированию работы.

Анализ издательской деятельности высших учебных заведений г. Омска позволил выявить ряд общих для всех вузов проблем, определяющих особеннос-ти функционирования и взаимодействия подразделений, включая изда-тельско-полиграфические. и требующих нахождения оптимального решения в современных экономических условиях.

К ним относятся:

1. Значительное увеличение потребности в оперативном издании учебной и учебно-методической литературы, вызванное введением значительного количества новых специальностей и переработкой действующих учебных планов и рабочих программ (в среднем 70-150 новых учебных дисциплин по вузу).

2. Несоответствие состояния методического обеспечения значительного количества специальностей нормативным требованиям из-за частичного или полного отсутствия либо наличия устаревших методических разработок по дисциплинам и особенно по видам самостоятельной работы студентов (СРС) в них (в среднем потребность составляет около 400-600 методических разработок по вузу).

3. Необходимость количественного увеличения учитываемых показателей издательской деятельности в части выпуска:

- учебников, учебных пособий, в т.ч. с внешними рекомендательными грифами;

- программ учебных дисциплин;

- монографий

4. Необходимость одновременного обновления и вызванное этим увеличение заказа на издательско-по-лигр&фические услуги по выпуску форм служебной документации для кафедр и учебно-методических управлений (отделов).

5. Как правило, ограниченная мощность иэдательс-ко-полиграфических подразделений вузов, обусловленная физическим и моральным износом издательско-полигра-фической техники, недостаточным количеством или отсутствием отдельных видов технологического оборудования

6. Отсутствие бюджетного финансирования и достаточного количества внебюджетных средств для реализации потребности университета в литературе учебного и научного назначения и для обноаления материальной базы издательско-полиграфических подразделений.

В целом состояние дел по издательской деятельности вузов таково: ,

- финансовые и технические возможности издателэ-ско-полиграфических подраделений не обеспечивают реальные неотложные потребности в выпуске учебной, учебно-методической литературы, бланочной продукции образовательного назначения и научных изданий;

- существующее нормативное и организационное обеспечение издательской деятельности, устоявшаяся практика не позволяют отрегулировать взаимоотношения участников издательской деятельности с соблюдением баланса их интересов.

Решение указанных проблем требует комплексного подхода, что невозможно, на наш взгляд. без разработки в соответствии с принципиально ноаымиподходами концепции и принятия на ее базе издательской программы вуза; которая должна стать организационно-правовой основой издательской деятельности.

Под издательской деятельностью вуза следует понимать как собственно подготовку и выпуск в обращение экземпляров (копий) изданий произведений учебного и научного назначения в любой материальной форме, так и процесс, включающий в себя инициативную (планирование), творческую (создание), экспертную (оценка), производственную (издательская подготовка и изготовление копий, включая распространение) и управленческую (организация и управление) компоненты.:

Общими целями издательств программы как комплексного подхода, всесторонне определяющего и регулирующего издательскую деятельность вуза, являются:

во-первых, обеспечение выпуска научной, учебной, учебно-методической литературы и бланочной продукции образовательного назначения в объеме, необходимом для соответствующей государственным образовательным стандартам подготовки специалистов;

во-вторых, обеспечение постепенного выполнения планов формирования комплексов методического обеспечения новых специальностей и переработки действующих;

в-третьих, введение и отработка механизма регулирования взаимодействия участников издательской деятельности в условиях финансовых и технических ограничений;

в-четвертых, продолжение технического переоснащения издательско-полиграфического подразделения с обеспечением дальнейшего перехода на современные технологии, увеличивающие производительность и качество продукции.

Наряду с общими вуз, учитывая своеобразие образовательной и текущее состояние издательской деятельности, финансовые и иные ресурсы, определяет частные цали издательской программы, направленные на решение специфических проблем, например, подготовка к государственной аттестации и т.п.

Издательская программа как организационно-правовая основа, регулирующая издательскую деятельность вуза, должна содержать в себе и реализовывать-ся посредством:

- привлечения и оптимизации использования финансовых средств;

- перехода на избирательное и поэтапное оказание издательских услуг при формировании комплексов методического обеспечения учебных дисциплин и специальностей;

- организации издательской деятельности на принципах приоритетности и частичной компенсации финансовых затрат на издание литературы учебного и научного назначе <ия;

-неп радсгвеннопо оказания издательских услуг с совладением устаноетенных требований, сроюв и объема.

Издательская программа, принимаемая на 1-3 года и направленная на решение конкретных задач, должна содержать:

• чегко сформулированные приоритеты,

- перечень организационных мероприятий,

- нормативно-правовое, ресурсное (в т.ч. финансовое) и кадровое обеспечение.

Приоритетность должна относиться в целом к направлению издательской деятельности, разновидностям изданий, учебным дисциплинам, авторам и, возможно, содержать несколько уровней.

Приоритетное направление издательской деятельности в целом определяется важнейшей из целей издательской программы на период ее действия и обуславливается специфическими частыми задачами, которые предстоит решить или решаются вузом.

Приоритетными ртяновидмоетяыи изданий признаются: учебники, учебные пособия с внешними грифами, монографии.

Приоритетными для издательского обеспечения признаются учебные дисциплины: не имеющие для этого в достаточном объеме централизованно изданной учебной литературы; те же при наличии учебной, но при полном отсутствии учебно-мепщической литературы; те же при отсутствии методических разработок по фиксированным видам внеаудиторной работы студентов.

Приоритетными аетораыи признаются лица из числа ППС, реально претендующие на получение ученых званий профессоров и доцентов, либо готовящие к защите диссертации, если представленные к изданию работы необходимы для решения задач профессионального роста

Приоритетами второю уровня признаются учебные дисциплины по вновь открытым специальностям при полном отсутствии по ним изданной учебной литературы и методических разработок; по специальностям, имеющим в обеспечении только морально устаревшие (выпуска до 1993 г.) издания.

Среди учебно-методической литературы в соответствии с принципом приоритетности признается необходимой ориентация на методические указания по изучению дисциплины в целом (а не по видам учебных занятий и работ).

Отнесенные к приоритетным издания должны включаться в годовой издательский план, в первую очередь, на их подготовку и выпуск мажет быть оформлен заказ администрации, предусматривающий стимулирование работников, занятых при его выполнении

В настоящее время в вузах сложилась практика формирования методического обеспечения учебных дисциплин только за мет изданных методических разработок. В современных условиях следовать такой прает-ике технически и экономически сложно или невозможно, а также, на наш взгляд, нецелесообразно

Издательская программа как раз и должна предусматривать переход на комбинированную систему методического обеспечения, сочетающую методические разработки:

а) изданные;

б) используемые временно на правах рукописей, прошедшие издательскую подготовку (попное редактирование с присвоением издательских реквизитов) с перспективой издания в следующем финансовом году;

в) используемые временно на правах рукописей, прошедшие доиздатепьскую подготовку - стадию экспертизы на кафедре и факультете, в том числе внутреннее или внешнее рецензирование - с оформлением сопроводительных документов (авторские оригиналы, готовые к редактированию в издательстве);

г) рукописи (раздаточный материал), подготовленные кафедрами

Методические разработки трех последних вариантов возмокно тиражировать без использования мощностей из-дательско-полиграфического подразделения, на копировально-множительной технике кафедр и факультетов

На методических разработках этих категорий должна стоять метка «Используется на правах рукописи», обеспечивающая исключение претензий по поводу незаконности использования грифа вуза и нарушения лицензионных требовений.

Кроме того, методические рвзработки указанных вариантов могут и должны, на наш взгляд, использоваться в виде электронных версий, что, помимо прочего, во-первых,

экономически целесообразно, а, во-вторых, в дальнейшем ускорит их выпуск в виде печатных изданий.

Предполагаемая эталность обеспечивает совладение принципа апробвции разработок до издания, сохранение возможности оперативного издания в случае улучшения экономической ситуации или увеличения технических возможностей издательства.

Методические разработки на правах рукописи, прошедшие процедуру рассмотрения (от утверждения кафедрой и выше) могут быть представлены при госаттестации как полноценные элементы методического обеспечения учебных дисциплин при достаточности числа их копий.

Программа должна устанавливать ограничения на объем издаваемой литературы, связанные с финансовыми возможностями вуза, мощностью иэдотальско-полигра-фического подразделения, сроком выхода в свет: монографии-до 6, учебные пособия-до 6, лекции -до 2, методические указания по изучению дисциплины в цепом - до 4, методические указания по видам учебных занятий и работ по дисциплине - до 3, прочие методические разработки -до 2 уч.-изд. л

На произведения печати, издаваемые на средства авторов (спонсоров) ограничения не устанавливаются (кроме технических).

Также следует установить ограничения на тираж издаваемой литературы, в том числе монографии, учебные пособия - не более 500 экз.

Рабочие тетради и журналы, на наш взгляд, должны признаваться методическими разработками, однозначно отнесенными к числу распространяемых на правах рукописей (раздаточного материала) Их издание менее целесообразно в настоящей экономической ситуации, а тиражирование вне издательско-полиграфичесюго подразделения более доступно, чем выпуск других разработок. К этой же категории могут и должны быть отнесены и другие виды бланочной продукции: бланки заданий, раздаточный материал к лекциям, также планы семинерских занятий, инструкции по проведению лабораторных работ и т.п. Для обеспечения учебного процесса рабочие тетради и другие выше указанные разработка могут тиражироваться на правах рукописей (раздаточного материала) с использованием техники кафедр и факультетов

С другой стороны, необходимо введение более жестких требований по технической подготовке авторских оригиналов, в т.ч. ориентация на их сопровождение в изда тельство электронными версиями, что позволит уменьшить срок их прохождения в производстве и сэкономить трудозетраты издательско-попиграфического подразделения на стадии допечатных процессов. Не могут быть приняты в издательство рукописи, требующие непроизводительного труда, вызванного их неудовлетворительным техническим состоянием.

С учетом целей и задач издательской программы для ее реализации необходимо нормативное обеспечение ряда требований, в т.ч. связанных с распространением изданий.

В целом издательская деятельность должна определяться внутривузовским положением об издательской деятельности, которое регулирует взаимоотношения участников всех ее видов и этапов: инициативной, творческой, экспертной, производственной и управленческой деятельности. Издательская программа как нормативный документ должна быть разработана на базе этого положения в его развитие и дополнение.

Особое внимание следует уделить разработке и введению в действие нормативной базы внутривузовской системы распространения издательской продукции. Распространение издательской продукции собственною производства должно производиться на возвратной и безвозвратной основах, в т.ч. путем реализации, с полной (для сторонних организаций) и частичной компенсацией зетрат на производство. Общее соотношение бесплатных и платных изданий по вузу, соотношение доли бесплатных и платных изданий по вузу, соотношение доли бесплатных изданий в тираже платных в соответствии с аккредитационными нормами, перечень (номенклатура) платных изданий, мехвнизм их реализации, установление цены реализации должны быть строго регламентированы и нормативно закреплены.

Целесообразно создание и функционирование д ля решения указанных вопросов тиражно-расценочной комиссии вуза.

3 этой связи одной из важнейших задач должно стать создание регулярно действующей системы распростране-

ния, в т.ч. реализации, издательской продукции собственного производства. По нашему мнению, целесообразно включить решение этого вопроса в сферу интересов и деятельности издательско-полиграфического подразделения. Формы распространения могут быть самыми разнообразными, включая создание книжной лавки, являющейся структурным подразделением либо вуза, либо издатальско-по-лигрвфического подразделения, но в любом случае нормативно закреплены.

Разнообразие форм финансирования издательской деятельности вуза обусловливает необходимотсь заключения (авторских) договоров на издание и использование произведений, которые должны становиться частью нормативного обеспечения издательской программы.

Финансовое обеспечение является одним из основных лимитирующих факторов реализации программы и одной из ее целей

Бюджет издательской программы предполагает дифференцировать и целенаправленно использовать четыре группы средств:

- внебюджетные средства вуза;

- внебюджетные сродства подразделений;

- внебюджетные сродства авторов и их спонсоров;

- сродства от частичной компенсации затрат на производство издательской продукции.

Внебюджетные средства вуза традиционно исполь-эуюгя для реализации годового издательского плана, объем которого определяется в соответствии с финансовыми возможностями вуза и производственной мощностью издательско-полиграфического подразделения, а также для решения вопросов дооснащения последнего современной техникой.

Внебкджетные средства подразделений (а также авторов и спонсоров) целесообразно использовать для выпуска изданий учебного назначения, включенных в годо вой издательский план на условиях частичной или полной компенсации затрат на производство, научных изданий - когда подразделение выступает в качестве заказчика (спонсора).

Внебкджетные средства авторов, спонсоров (а также подразделений) могут быть использованы для выпуска изданий, не вошедших в издательский план, в т.ч. рабочих тетрадей, журналов, раздаточных материалов. Указанную группу средств целесообразно, на наш взгляд, использовать также для реализации части издательского плана по выпуску научной литературы: монографий, сборников научных трудов факультетов (кафедр), тезисов и материалов научных (научно-практических) конференций. Перечисленные издания должны выпускаться на основе полной самоокупаемости с обязательным заключением издательских договоров, определяющих распределение имущественных и неимущественных прав на издание и использование произведений (сборников произведений), а также финансовые взаимоотношения сторон

>ДК378.14 А.И. ПАНЦЕРНОВСКИЙ, Т.В. ПОСПЕЛОВА, В.П. РЫПОВ

Эффективность организации и упрааления учабь^м процессом обусловлена системным подходом и интеграцией взаимодействия всех задействованных подразделений вуза. Во главе этой системней интеграции находится £ учебно-мет одическое управление (УМУ), которое коэоци-Е нирует и направляет действия структурных подразделений £ прежде всего выпускающих кафедр

Анализируя работу УМУ, можно отметить причины,

Средства от частичной компенсации затрат на производство издательской продукции - собственные средства издательства, полученные от реализации, должны реинвестироваться в издательскую деятельность. Целесообразно использовать их на дооснащвние издательско-попигра-фического подразделения. Оборудование, комплектующие, рвсходные материалы, приобретенные на эти средства, а также централ изо ввн-ные внебюджетные средства вуза, выделенные на реализацию годового издательского плана, и в форме кратко- или долгосрочных инвестиций, составляют материально-техническое обеспечение издательской программы.

Реализация издательской программы предполагает также использование компьютерной техники, средств копирования и размножения, имеющихся на кафедрах, факультетах, для создания электронных версий авторских оригиналов, подлежащих передаче в издательство, что ■ перспективе должно стать нормой в отношениях «автор - издательство»; тиражирования разработок, используемых нв правах рукописей.

Что касается кадрового обеспечении издательской программы, то следует отметить три главные задай: сохранение кадрового потенциала издатальско-палиграфи-ческого подразделения вуза, ориентация на привлтение к издательской деятельности сотрудников кафедр и факультетов для подготовки электронных версий и изготовления копий (тиражирования) изданий, используемых на праввх рукописей, привлечение сотрудников !уэа для создания и функционирования системы распространения изда-твльс-кой продукции собственного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Издательская программа, разработанная и состаренная с учетом выше изложенных положений, по нашему мнению, должна стать основой текущей издательской деятельности вуза, всесторонне регулирующей правовые, организационные и финансовые взаимоотношения ее участников, и способствовать успешному решению поставленных целей.

СЫСУЕВ Игорь Алвксаедроаич - к. т.н., доцент юфадры «Технология полиграфического фоизеодапва»0*ГГУ,ааторбапев40пубпикаций (научных работ и учвСно-мвпюдичвских разработок). Имеет значительный практический опьтвиздательсксиюпигрвфичвской деятельности вузов. В1993-1998гг. - директор

типографии (МТУ.

побудившие ОмГТУ, как, вероятно, и другие вузы страны, заняться более целеустремленно и интенсивно научной организацией учебного процесса. Переходный период рыночной экономики, успехи науки и техники привали к возникновению новых специальностей и специализаций, изменению содержания подготовки по традиционным специальностям, возможностям реализации целевого контрактного и дополнительного платного образования. Одноере-

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОМГТУ

рассшютрв&проажшыорглнизл10иучвбноп>гжм1всслв1ямлщ

ный к рыночной жоноюлке период, дано описа1вш тпкущшму иссж-довлний и разработок по сумтяж )ша<мми организации и иимшмг учш1ышпрр1щосошвошжмгосу^к1ш10имтпашряаюшишвшгч.т1».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.