ИЗБЫТОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КУРСЕ ОБЖ. ЗЛО ИЛИ БЛАГО?
Залесский Михаил Львович,
кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В КУРС ОБЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ИНФОРМАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ КРИТЕРИЙ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛЕЗНУЮ И ИЗБЫТОЧНУЮ. В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ЧЕТЫРЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В КУРС ОБЖ ИЗБЫТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
• информация • знания • умения • навыки • алгоритм поведения • система ценностей
• жизнедеятельность • ОБЖ • содержание курса
Предмет ОБЖ (Основы Безопасности Жизнедеятельности) введён в школьный курс в 1991 году. Перед курсом ставились, бесспорно, важные цели: «формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих... приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим» [1]. Казалось бы, всё понятно, своевременно, выполнимо. Однако отношение к предмету и у учителей, и у школьников до сих пор достаточно неоднозначное. Мало кто считает его важным. Увлекательным, занятным — да, важным, нужным — нет. А если он не нужен и не важен, то сил, внимания, времени, особенно в старших классах, ему достаётся — по остаточному принципу.
Почему так происходит? Спрячемся за длинную цитату: «.единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету „Основы безопасности жизнедеятельности". на должном уровне не осуществляется. Причинами данного положения дел являются:
• отсутствие чёткой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;
• низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;
• фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие чёткого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
• отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, постоянном совершенствовании своих знаний и умений в этой области» [2].
Итак, содержание курса чётко не оговорено, входной и итоговый контроль — поверхностен, но задачи, ставящиеся перед курсом, благие. Похоже, методика решения этих задач и круг обсуждаемых вопросов отдаётся на усмотрение преподавателя.
нонет тодш, прошы
Но и здесь не всё просто. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «преподаватель — организатор основ безопасности жизнедеятельности должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональную подготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет» [3].
Конечно, офицеры-отставники обладают очень интересным опытом, которым с радостью делятся с учениками. Они способны сделать курс увлекательным, используя дополнительную информацию, которой у них с их профессиональным опытом — в избытке. Вопрос — вся ли эта информация нужна ученикам общеобразовательной школы? Предмет называется «Основы безопасности жизнедеятельности». Если понимать под жизнедеятельностью повседневную деятельность человека в привычных для него условиях, становится понятным, что жизнедеятельность военнослужащего отличается от жизнедеятельности школьника. Достаточно часто информация, которой владеют вчерашние военные, для школьника будет явно избыточной. Однако даже систематический рассказ о своём опыте при определённых условиях может сформировать у ученика алгоритм поведения в определённой ситуации [4]. Значит, информация, включаемая в курс для привлечения внима-
ния, поддержания интереса, может быть как полезной, так и вредной.
Справедливости ради заметим, что отставные военные являются не единственным источником избыточной информации. С учётом проблем, выявленных выше [2], введения в курс элементов допризывной подготовки и благих задач, поставленных перед курсом [1], ученики иногда получают совершенно неожиданную информацию.
Автору посчастливилось вести курс «Безопасность жизнедеятельности» — вузовское продолжение ОБЖ — в Нижегородском государственном университете (Институт Экономики и Предпринимательства). Соответственно приходится работать со знаниями, умениями и навыками, заложенными в школе. Мы провели экспресс-опрос ста студентов первого курса. Целью опроса было узнать, какую «дополнительную информацию» получали вчерашние школьники в курсе ОБЖ. Сразу оговоримся, мы разговаривали не с выпускниками кадетских классов, мы не обсуждали знания, полученные во время сборов в 10-м классе. Нас интересовало лишь изучаемое в курсе общеобразовательной школы. Результаты опроса сведены в таблицу (см. таблицу 1).
Проанализируем таблицу. Первый вопрос, который приходит в голову: «Зачем?». Зачем, например, знать текст Присяги наизусть, если ты не присягал? Зачем систематически заниматься строевой подготовкой, если твоя жизнедеятельность не включает хождения строем? Мы постоянно говорим о том, что на курс отведено недостаточно времени. Времени не хватает на изучение бесспорно важных тем. Когда в такой ситуации видишь вчерашнюю
Таблица 1
Изучаемые темы Доля участвовавших (%)
Строевая подготовка 30
Устройство автомата (пистолета, гранаты) на макете 25
Текст Присяги (наизусть) 20
Стрельба из пневматического (лазерного) симулятора боевого огнестрельного оружия 8
Навыки рукопашного боя (в том числе с применением холодного оружия и средств самообороны) 7
Стрельба из боевого огнестрельного оружия 0
школьницу-отличницу, которая на память цитирует «порядок действия ударно-спускового механизма автомата Калашникова», становится как-то не по себе. Ей нужна была пятёрка — она выучила. Зачем?
Не будем настаивать на репрезентативности выборки испытуемых и достоверности результатов. Наша задача — лишь доказать наличие проблемы. Возможно, нам достались нетипичные школьники и в остальных школах ситуация другая. Проверим. Поищем доказательства ещё одним способом — зададим в Интернете поисковый запрос «ОБЖ, АК, фото» и получим бесконечный список ссылок. Становится понятно, что наши школьники — не исключение. Приглядимся к некоторым из найденных ссылок.
Итак, сайт школы № 43 города Калининграда [5] (фото 1). Цитируем по сайту: «Занятие по огневой подготовке. На уроке ОБЖ осваивали практические навыки стрельбы из лазерного пистолета. Учитель ОБЖ, Николай Петрович Чернега, полковник ВВС в отставке, проводил занятие по огневой подготовке» (http://maou43.ru/2015-05-18-1 8-45-14/1 0-11 -к!авву/11 -а/^етЛ 147-zanyatie-po-ognevoj-podgotovke.html).
Можно спорить с автором заметки относительно терминологии, но на фотографии школьник стреляет в школьном кабинете в сторону доски из предмета, похожего на пистолет (лазерного его симулятора). Какие навыки формируются в результате? В любом случае формируется интерес к оружию, желание его иметь. Зачем, если мы не говорим о кадетском классе и подго-
товке будущих офицеров? Даже разговор о допризывной подготовке здесь не совсем уместен: призывник — это будущий солдат, пистолет — оружие офицера.
Дальше — интереснее (фото 2). Город Барыш Ульяновской области, школа № 1 [6]. Снова цитируем по сайту: «5 марта 2018 года преподаватель-организатор ОБЖ Чижов Николай Александрович провёл среди девушек 9-11 классов общешкольные соревнования по стрельбе из лазерного оружия, посвящённые Международному празднику 8 Марта. Самые меткие получили школьные грамоты» (http://barschool.ucoz.net/ news/obshheshkolnye sorevnovanija_po_ stre!be_iz_!azernogo_oruzhija_sredi_ devushek/2018-03-05-822).
Что мы видим на фотографии? В школьном кабинете школьница, в окружении подруг, сосредоточенно целится из автомата в место, где обычно находится учитель. Грустная шутка, конечно, но, судя по тому, как она держит автомат, навык прицеливания, по крайней мере, у неё сформирован. Чем пример отличается от предыдущего? Добавлен элемент совместной деятельности, соревновательности, а это уже условие для формирования личной системы ценностей [7, с. 233-234]. Ученик усваивает, что стрелять — хорошо, хорошо стрелять — престижно.
Дальше — веселее. МКОУ «Медвежьегорс-кая СОШ № 1» Республики Карелия. Игра по ОБЖ для восьмого класса. Этап называется «разборка АК-74». Цитируем описание этапа: «Участвуют по 3 человека от каждой команды. Разобравший автомат за 15 секунд
Фото 1
Фото 2
Ноши, тодш, ппвеиты
получает 5 баллов. Плюс 0,5 балла за каждую секунду опережения. Разобравший автомат за 15-17 секунд получает 4 балла. Разобравший за 17-19 секунд — 3 балла, за 19 и более — 1 балл. Штрафные баллы: участник не отсоединил магазин и взвёл затвор — 3 штрафных балла; нажал на спусковой крючок, не направив ствол вверх, — 3 штрафных балла» [8]. Интересно, что ставится задача только разобрать автомат (уничтожить оружие). А если серьёзно, восьмиклассникам предлагается играть с макетом автомата, выполнять действия, характерные для подготовки автомата к стрельбе и самой стрельбы. Статус мероприятия (игра) формирует отношение к оружию не как к источнику опасности, а как к игрушке.
Предвидим характерное для этого момента замечание: «навык обращения с оружием пригодится при службе в армии». Коллеги, давайте надеяться, что девушкам с двух последних фотографий никогда не понадобится служить в армии — это не их жизнедеятельность! Кроме того, возьму на себя смелость утверждать, что полученные таким образом
навыки при обращении с боевым оружием будут не только вредны, но и опасны.
Чтобы убедиться в этом, посмотрим на рекламу интерактивного лазерного тира, в том числе предназначенного и для уроков ОБЖ [9]. Опять — девушки с автоматами! Обратите внимание на большой палец правой руки на фото 4 (http://bazis-ufa.ru/catalog/10564. html). Очевидно, что навык стрельбы сформирован на симуляторе. Девушка не боится, она уверена, что пользоваться автоматом умеет. Если в руки этой амазонке попадёт реальное оружие (отдача, шум, дым, отлетающие гильзы), она его просто уронит. Похожее и на фото 5. Обратите внимание, как держит приклад автомата девушка, стоящая посередине. Она упирается в приклад губами. При выстреле из реального автомата последствия тоже будут плачевными.
Предлагая школьнику поиграть с предметом, похожим на оружие, мы будим в нём интерес к оружию, убеждаем его, что он умеет оружием пользоваться, а это отключает естественную защиту ребёнка — страх. То же
Фото 5
самое происходит и с приёмами рукопашного боя. Единожды показанный на уроке приём не сформирует у ребёнка навык без постоянной тренировки, но может создать ощущение защищённости, которое, в свою очередь, заставит ребёнка забыть об осторожности, усилив тем самым опасность.
К сожалению, избыточную информацию ребёнок может получить и из вполне доступных учебных пособий. Пример? Пожалуйста! Хороший справочник «Энциклопедия безопасности» В.И. Громова и Г.А. Васильева при переиздании был дополнен. Цитируем по аннотации к третьему изданию: «В новой (заключительной) версии авторы значительно расширили и дополнили существующий материал. Авторы раскрывают практические сведения по безопасности в самом широком смысле этого слова — информационная и компьютерная безопасность, упреждающая разведывательная деятельность, партизанская борьба как средство защиты своего Отечества, следопытство и маскировка, специальные навыки, навыки обращения с оружием, рукопашный бой, выживание в экстремальных природных условиях, а также многое другое» [10]. Чтобы раскрыть выражение «многое другое», приведём название некоторых тем, появившихся в справочнике (с номерами параграфов). Итак, в третьем издании рассматриваются темы: «2.1.2.1. Коктейль Молотова», «2.1.2.2. Бомба из хозмага», «2.1.3.7. Уничтожение и обезвреживание отдельных мин», «2.1.4.2. Обращение с гранатами, уход и сбережение», «2.13.13. Минирование дорог и уязвимых мест», «2.13.14. Вывод из строя транспортных средств», «2.13.17. Организация внезапных нападений», «2.14.4. Приёмы эффективной стрельбы», «2.15.1. Снятие часового», «2.15.2. Захват в плен», «2.15.3. Связывание пленного», «2.15.5. Удары ножом», «2.15.11. Удары сапёрной лопаткой», «2.15.14. Метание ножа». Хорошо написанный справочник, практически — самоучитель. Самоучитель для кого? Поскольку информация аккумулирована в одном сборнике и общедоступна, школьник, ищущий, например, материал для доклада по ОБЖ, может случайно найти информацию, явно избыточную для условий его жизнедеятельности. Такая информация формирует интерес, многократное обращение к подобным темам, при определённых условиях [4] формирует алгоритм поведения, а потом и навык.
Подведём итог. Мы привели несколько достаточно типичных примеров включения в курс ОБЖ избыточной информации. Нашей задачей ни в коей мере не являлось оценить уровень подготовленности, профессионализм упоминаемых в тексте людей. Нас интересовали лишь способы включения информации в курс. Мы сознательно рассмотрели общедоступные (взятые из Интернета) примеры, чтобы не предлагать уважаемому читателю поверить нам на слово. Примеры, на наш взгляд, достаточно наглядно показывают, что информация, полезная в одном случае (например, подготовка будущего офицера, спортивные секции), может быть явно избыточной в другом (например, массовая общеобразовательная школа). Избыточная информация, в лучшем случае, неэффективно расходует время урока, в худшем — создаёт у школьника ошибочную уверенность в защищённости (например, несформированные навыки рукопашного боя, работы с оружием, разминирования), отключает страх как естественную защиту. Наконец, самый неприятный вариант воздействия избыточной информации на школьника — самостоятельное (не под нашим контролем) формирование у него навыков поведения в определённых ситуациях. Фактически мы даём ребёнку оружие и не контролируем его дальнейшее применение.
Чтобы определить, какая информация окажется для ученика полезной, а какая избыточной, достаточно проанализировать условия жизнедеятельности, к которым мы его готовим. Действие простое, но с учётом сказанного явно необходимое! □
Литература
1. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса „Основы безопасности жизнедеятельности"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901759604.
2. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрна-уки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу „Основы безопасности жизнедеятельности"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902051121.
HO 11 il[ Hilli и, твдили, просит
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/199499/#ixzz5QKVVUkFt.
4. Залесский М.Л. Формирование навыков правильного поведения на уроках ОБЖ средствами сторителлинга // Школьные технологии. — 2017. — № 6. — С. 25-29.
5. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 43 г. Калининграда». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maou43.ru.
6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 МО «Барышс-кий район» Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// barschool.ucoz.net.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
8. Андрианов А.А. Основы безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность. Сценарий игры по станциям для 8 класса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/ andrei-aleksandrovich-andrianov/scenarii-igry-po-stancijam-dlja-8-klasa.html.
9. Компания БАЗИС. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bazis-uf a. ru/com pa ny/.
10. Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности-3. — 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// nashol.com/201009013432/enciklopediya-bezopasnosti-3-gromov-v-i-vasilev-g-a-2000.html.
References
1. Order of the Ministry of education of the RSFSR of may 27, 1991. № 169 «on the introduction of the new course «Fundamentals of life safety» in the state educational institutions of the RSFSR. [Electronic
resource.] Access mode: http://docs.cntd. ru/document/901759604
2. Letter of the Department of state policy and legal regulation in the field of education of the Ministry of education of the Russian Federation dated April 27, 2007 № 03-898 «On guidelines for the course «Fundamentals of life safety». [Electronic resource.] Access mode: http://docs.cntd. ru/document/902051121
3. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of August 26, 2010 N 761 n «about the approval of the Uniform qualification directory of positions of heads, experts and employees, the section «Qualification characteristics of positions of employees of education». [Electronic resource.] Access mode: http:// base.garant.ru/199499/#ixzz5QKVVUkFt
4. Zalessky M.L. Formation of skills of correct behavior in the lessons of life by storytelling / / School technology. — 2017. — № 6. — P. 25-29.
5. Municipal Autonomous educational institution «school № 43 of Kaliningrad». Official site. [Electronic resource.] Access mode: http://maou43.ru
6. Municipal budget educational institution secondary school № 1 MO «Baryshsky district» Official website. [Electronic resource.] Access mode: http://barschool. ucoz.net
7. Pedagogy: textbook for students of pedagogical educational institutions / V.A. Slas-tenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shi-yanov. — M.: School Press, 2000. — 512 p.
8. Andrianov, A.A. The Basics of life safety through extracurricular activities. The scenario of the game stations for the 8th grade. [Electronic resource.] Mode of access: http://ped-kopilka.ru/blogs/andrei-aleksandrovich-andrianov/scenarii-igry-po-stancijam-dlja-8-klasa.html
9. The company BASIS. Official site. [Electronic resource.] Mode of access: http:// bazis-ufa.ru/company/.
10. Gromov V.I., Vasil'ev G.A. Encyclopedia of security-3. — 2000. [Electronic resource.] Access mode: https://nashol.com/ 201009013432/enciklopediya-bezopasnos-ti-3-gromov-v-i-vasilev-g-a-2000.html