Психологические науки
УДК 37(100); 159.9:001.32
ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЕЖНОГО НАУЧНОГО ФОРУМА «НОВЫЕ ФОРМАТЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Л.В. Ахметова, Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия), e-mail: axme-lv@yandex.ru Л.Ф. Чупров, журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: leo-chuprov@yandex.ru
Аннотация. Статья написана на основе материалов, полученных в ходе реализации научного проекта «Проект организации VIII Международного молодежного научного форума "Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности"», осуществляемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-413-701001 р_г).
Ключевые слова: научный форум, молодёжь, совместная научная и творческая деятельность, полиэтнокультурная образовательная среда, «валовое национальное счастье», инклюзивное образование
UDC 37(100); 159.9:001.32
SELECTED PAGES OF THE VIII INTERNATIONAL
YOUTH SCIENTIFIC FORUM "NEW FORMATS OF TRANSNATIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES"
L.V. Akhmetova, Tomsk state pedagogical University (Tomsk, Russia) L.F. Chuprov, scientific e-journal "Bulletin on the Pedagogy and Psychology of Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia)
Abstract. The article was written on the basis of materials received during the implementation of the scientific project "Project of the Organization of the VIII International Youth Scientific Forum" New Forms of Transnational Scientific and Educational Activities ", carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-413-701001 r_g).
Keywords: scientific forum, youth, joint scientific and creative activities, multi-cultural educational environment, "gross national happiness", inclusive education
Уважаемый читатель, текст этой статьи посвящён описанию ярких событий, которые происходили в среде многочисленных мероприятий VIII международного молодёжного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» состоявшегося 26-27 апреля 2018 года в городе Томске.
Вместе с тем, следует отметить, что работа участников молодёжного научного форума как специфическая форма образовательной деятельности в полиэтнокультурном пространстве ВУЗов представляла собой целостную функциональную систему, ориентированную в условиях глобализированной социально-экономической реальности на формирование мотивации молодёжи к эффективной научно-образовательной и организационно-деловой активности.
В соответствии с задачами VIII международного молодёжного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» участники - студенты, известные учёные, общественные деятели, руководители высших учебных заведений из разных городов, и государств (более тысячи человек) продемонстрировали возможности эффективного научного взаимодействия.
Вероятно, по-другому и быть не могло?! Ведь сибирский город Томск, расположенный в российской глубинке является сильнейшим интеллектуальным центром притяжения, способным за свою многовековую историю собрать на поле единомыслия целеустремленных людей, цель которых - «сохранитьвсе ценное, накопленное в вековых складках научно-педагогического подвижничества, предложить стране и миру российско-национальную модель образования, отвечающую вызовам «времени-кайрос». Именно такую оценку дал участникам форума Тагиров Энгель Ризакович, известный учёный, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, политологии и права Казанского государственного финансово-экономического института, участник программ ООН, эксперт ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры. В своём послании он выразил уверенность, что студенты, молодые учёные «как новая генерация России, наполнены мыслью не только о путях решения претекающих образовательных проблем, но и высотой исторической ответственности за будущее цивилизации».И далее Э.Р. Тагиров подчеркнул меру значимостисобытия. «...Ваш Форум проходит в центре Сибири - пассионарной точке Планеты. И это не случайно: Сибирь - это Праматерь духа и плоти России, а Томская земля - ментальный нерв крепости, стойкости и величия российского народа, российской цивилизации. Низко кланяюсь вашему Форуму, вы незаметно, исподволь совершаете научный, нравственный, гражданский Подвиг.» http://katpo.tspu.ru/
Сейчас, в ретроспективе, приходит ясное осознание того, что источником вдохновенного послания участникам Форума явилась всё та же непостижимая земля Сибирская. Действительно, разве не является земля Томская таёжной жемчужиной, сияние которой непрестанно порождается россыпью российских ремёсел, удивляющих богатством воображения, талантом рукотворного мастерства, научной изобретательности? Достаточно только взглянуть на удивительное по творческому замыслу представление - демонстрация национальных костюмов, выполненных местными умельцами - учителями и школьниками (рисунок 1), чтобы восхититься их мастерством. Роскошные модели, представленные вниманию участников Форума,
вобрали в себя разнообразные оттенки прекрасных этнических мотивов, хранимых и воспеваемых коренными народами края https://www.youtube.com/embed/rW-dYuNfie0?rel=0.
Сибирь как частица России была ярко представлена в этнокультурной программе III научно-практической конференции «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде» традиционно проводившейся в рамках Форума на площадках МАОУ Улу-Юльской СОШ Первомайского района и МБОУ «Белоярская СОШ №1», р.п. Белый Яр Верхнекетского района Томской области [1].
На заседании секции 2 «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде (обучающиеся) были представлены учащимися, начиная с третьего - по одиннадцатый классы, научно обоснованные доклады, авторские проекты и затейливые, мастерски выполненные творческие поделки.
Рисунок 1 - «Многогранность народного костюма Сибири» Образцовый детский коллектив «Театр костюма». Ответственные: З.М. Первова, О.А. Первова, Первомайский район Томской области, МАОУ Улу-Юльская СОШ. Костюмы демонстрируют обучающиеся 7-11 классов.
Научным консультантом в подготовке и проведении III научно-практической конференции «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде» был Куровский В.Н., д.п.н., профессор,
заслуженный учитель РФ, директор Института развития образования РАО при Томском государственном педагогическом университете. Руководитель сельской конференции - Мурзина Н.Б., учитель высшей категории МБОУ «Белоярская СОШ №1»; руководители отдельных мероприятий учителя - Снигирёва И.В., Максимова Т.Ф., Первова З.М., Первова О.А. и другие. Невозможно перечислить всех специалистов образования и обучающихся, объединившихся в единую совместную научную и творческую деятельность, направленную на возрождение и продвижение кладезя народного духа.
Не менее ярким событием VIII международного молодёжного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» было обсуждение и осмысление континуума значений понятий «счастье», «счастливый человек», «качество жизни человека». Означенные категории были ключевыми в пленарных докладах:
- «Квинтэссенция «Счастливый человек» в онтологии королевства Бутан». Докладчик - Дордже Пенджо, генеральный директор Центра изучения Бутана и валового национального счастья, г. Тхимпху, Королевство Бутан, (г. Тхимпху, Королевство Бутан);
- «Квинтэссенция «Счастливый человек» в зеркале транснациональных процессов сибирского региона». Докладчик Ковалевский Евгений Александрович (к.т.н., Ученый секретарь по международной деятельности ИФПМ СО РАН, Первый заместитель председателя Томского отделения РГО, «Выдающийся путешественник России», г. Томск).
В работе Круглых столов:
- «Социальные и духовно-нравственные практикив полиэтнокультурном образовательном пространстве России: проблема соотношения традиционного и современного». Модератор: Иванкина Л.И., д.филос.н. профессор НИ ТПУ, Томск;
- «Социализация и духовно-нравственная абилитация личности в полиэтнокультурном пространстве». Модераторы: Е.П. Молчанова, к.псх.н., доцент ТГПУ, И.Л. Шелехов, к.псх.н., доцент ТГПУ, Томск;
- «Квинтэссенция «Счастливый человек» в зеркале транснациональных процессов». Модераторы: Е.А. Ковалевский, Дордже Пенджо [1].
Постановка проблемы «качество жизни человека» рассматривалась с различных узкодисциплинарных и междисциплинарных точек зрения: как аспект жизнедеятельности человека, реализуемой в определённых социально-экономических условиях; как аспект индивидуального духовно-нравственного самоощущения и т.д.
Необходимо сделать некоторые пояснения в отношении внима-нияк вопросам качества жизни человека.
В эпоху цифровых преобразований, которыми характеризуется настоящее время, человек необратимо вовлекается в иную систему отношений. Экзистенциальные проблемы, поиск ответов и решений фокусируется в новых уровнях сознания, либо вовсе вытесняется в формирующееся новое виртуальное пространство. Какие возможности, и какую роль предоставляет глобальный цифровой мир жизни человека? Поиск ответов на эти вопросы в эпохально-переходное время приобретает глобальный характер.
Рисунок 2 - Дордже Пенджо в научной библиотеке Томского государственного педагогического университета.
Ключевой фигурой в обсуждении проблемы качества жизни человека был приглашённый на Форум гость - Дордже Пенджо, генеральный директор Центра изучения Бутана и валового национального счастья в Королевстве Бутан (Рисунок 2).
В своем пленарном докладе Дордже Пенджо изложил понимание качества жизни человека, разработанное сотрудниками Центра изучения Бутана и валового национального счастья в Королевстве Бутан. Дордже Пенджо подчеркнул, что в концепции «валовое национальное счастье» заключается целостная философия развития (рисунок 4).
Рисунок 3 - ДорджеПенджои Е.А. Ковалевский на пленарном заседании
Валовое национальное счастье важнее, чем валовый национальный продукт, в росте которого заинтересованы государства Запада, функционирующие как военная машина: война делает государство, государство делает войну».
Правильный путь социально-экономического развития это баланс между модернизацией и традициями. Правильный путь государственных преобразований, социальных реформ должен строиться на тщательном исследовании проблемного поля с целью установить, чем обеспечивается стремление к валовому национальному счастью. В связи с этим сотрудниками Центра было проведено в 2008 годув несколько этапов стандартное анкетирование 7143 респондентов, включающее 474 вопроса.
Рисунок 4 - Мандала Валового национального счастья. Схема концепции государственного уклада, представленная в пленарном докладе генеральным директором Центра изучения Бутана и валового национального счастья, Дордже Пенджо.
Далее тема качества жизни получила дальнейшее развитие при обсуждении вопросов на круглом столе «Квинтэссенция «Счастливый человек» в зеркале транснациональных процессов». Модераторы: Е.А. Ковалевский, Дордже Пенджо:
1. Мировой опыт и мировые тенденции в определении «счастливый человек».
2. Категория «счастье» как психологический феномен: индивидуальное или типичное? врожденное или приобретённое?
3. Соотношение понятий «качество жизни человека», «счастливый человек».
4. Конструирование счастливого человека: миф или реальность?
5. Структура счастья: динамика, статика, иерархия.
6. Условия, методы и принципы, которые помогут человеку быть счастливым.
7. Роль современных образовательных учреждений в формировании счастливого человека [1].
Профессор философии НИ ТПУ Л.И. Иванкина поделилась опытом организации социальных и духовно-нравственных практик в полиэтнокультурном образовательном пространстве России. Заведующий МНОЛ ТУБПЛ, доктор экономических наук НИ ТПУ Г.А. Барышева рассказала о методах, улучшающих благополучие пожилых людей, отметила актуальность понимания факторов, влияющих на их благополучие. А.П. Пилосян, представитель армянской диаспоры в г. Томске обратил внимание на роль патриотического воспитания в формировании благополучия на государственном уровне, а африканский учитель Согоба Тьюфоло из Республики Мали сделал акцент о необходимости миролюбивого настроя государств.
Рисунок 5 - Участники Круглого стола «Квинтэссенция «Счастливый человек» в зеркале транснациональных процессов».
Другая, не менее актуальная грань человеческого благополучия, возможности конструктивного, созидательного построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера в постпенитенциарный период обсуждалась на Круглом столе «Социализация и духовно-нравственная абилитация личности в полиэтнокультурном пространстве». Модераторы: Е.П. Молчанова, кандидат психологических наук, И.Л. Шелехов, кандидат
психологических наук, ТГПУ, Томск.
Проблема безопасности не только социальной, но и психологической, социально-культурной и нравственно-духовной -резюмировали участники Круглого стола - особенно актуальны в процессах транснациональной миграции и полиэтнокультурной концентрации населения. Исследование и анализ этих вопросов жизненно актуальны для этноцентрированного пространства Томской области. Важно в этом ключе исследование особенностей психологической коррекции уровней жизнестойкости асоциальных субъектов региона.
В итоге совместной интеллектуальной деятельности участники Круглого стола «Квинтэссенция «Счастливый человек» в зеркале транснациональных процессов» - представители разных национальностей пришли к общему убеждению, что качество жизни человека есть ничто иное как успешность его самореализации в различных аспектах жизнедеятельности, которая осознаетсяим самим как результат сочетания субъективного и объективного благополучия. Движущей силой стремления (мотивации) человека к благополучию является система функционального взаимодействия биологических, психологических и социальных структур. С психологической точки зрения движущей силой, мотивирующей субъективное и объективное благополучие человека, выступают когнитивно-эмоциональные процессы психического аппарата личности. С социальной -самоотношение человека к своему социальному статусу (в его традиционном классическом понимании) как показателю самореализации.
И ещё одна яркая страница в обширном повествовании о научной деятельности профессионального сообщества. Речь пойдёт о Первой научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы и инклюзивные практики в образовательной организации», работа которой состоялась в рамках VIII Международного молодёжного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» [2]. Множество обсуждаемых проблем было структурировано руководителями конференции в два тематических направления. Первое направление «Комплексный подход в работе с
детьми с ОВЗ: пропедевтика, коррекция, развитие речи». (Председатель секции: Татьяна Владимировна Сорочинская, кандидат педагогических наук, руководитель ТРОФ «Центр развития личности», учитель- логопед МАОУ СОШ № 54. Сопредседатель: Т.Ю. Холецкая, учитель инклюзивного класса МАОУ СОШ № 54). Второе - «Психолого-педагогическая коррекция в образовательной организации». (Председатель: Е.В. Дозморова, кандидат педагогических наук заместитель директора по науке МАОУ СОШ № 54. Сопредседатель: Е.Н. Шмыга, педагог-психолог МАОУ СОШ № 54). Богатый методический материал для работы с детьми с ОВЗ был представлен в стендовых докладах специалистов.
С приветственным словом и докладом «Инновационные проекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» выступил Борис Викторович Белявский, кандидат педагогических наук, зам. руководителя Центра дошкольного, общего, коррекционного образования Федерального института развития образования (ФИРО, г. Москва, Россия).
Б.В. Белявский, отталкиваясь от решений II Всероссийского съезда дефектологов, прошедшего 2-3 ноября 2017 года в Москве говорил о необходимости создания федеральных центров по обучению детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи. Задачи Федеральных ресурсных центров аккумулировать лучшие технологии обучения, воспитания и коррекции того или иного нарушения развития из опыта подобных образовательных организаций России и других стран, стать экспериментальной базой по их внедрению, а далее по распространению его на всю территорию Российской Федерации путем проведения стажировок и курсов повышения квалификации. Обратил внимание на недостаточный квалификационный уровень работников образовательных учреждений, занятых обучением и развитием детей с ОВЗ. Основываясь на убедительных данных, описал перспективы и проблемы развития образования детей с ОВЗ не зависимо от формы их обучения.
Рисунок 6 - Б.В. Белявский выступление с докладом на Первой научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы и инклюзивные практики в образовательной организации»
В завершение обзора материалов Форума организационный комитет выражает глубокую благодарность учёным, общественным деятелем, руководителям высших учебных заведений разных городов и государств, которые уделили внимание актуальным вопросам, обсуждаемым на Форуме.
Республика Беларусь (Сергей Александрович Полетаев, директор Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске, кандидат экономических наук, доцент https://www.youtube.com/embed/lIwY5qykSx8?rel=0 Елена Викторовна Самаль, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и конфликтологии Российского государственного социального университета, филиал в г. Минске.
https://www.youtube.com/embed/xgiowJsxeb0?rel=0), Республика Болгария (Албена Николаева Андонова, гл. ассистент кафедры „Здравные уходы", Медицинского факультета, доктор медицинских наук, Тракийский университет, г. Стара Загора
https://www.youtube.com/embed/EJEeRCRhs6E?rel=0), Республика
Таджикистан (Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни: Ренат Муссаевич Сайфутдинов, директор научно-образовательного центра Российской Федерации при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни, филолог-лингвист, старший преподаватель кафедры
современного русского языка и общего языкознания. Валиев Нурали Умарович, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и мировой литературы. Аброржон Наврузов, ассистент кафедры русской и мировой литературы факультета русского языка и литературы Таджикского государственного педагогического им С. Айни, https://www.voutube.com/embed/HfPopKocs1Q?rel=0), Китайская Народная Республики (Цзилиньский университет иностранных языков ХУАЦЯО: Ян Цзюньфэн, профессор, доктор филологических наук, проректор Цзилиньского университета иностранных языков ХУАЦЯО. https://vk.com/evrazoc?z=video-
108150937 456239049%2Fc4573a45a848c8cd61%2Fpl wall -108150937 Чжоу Шуцзюань, доктор филологических наук, доцент, директор института европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков ХУАЦЯО https://vk.com/evrazoc?z=video-
108150937 456239041 %2F4fd6b524910269f318%2Fpl wall -108150937 Ли Интао, доктор фил. наук, доцент, директор института английского языка Цзилиньского университета иностранных языков ХУАЦЯО г. Цзилинь, КНР, Чжан Вэй, декан факультета русского языка и литературы Института европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков «Хуацяо» https://vk.com/evrazoc?z=video-
108150937 456239043%2Fb8e911a1657431fed0%2Fpl wall -108150937 Чжан Вэй, декан факультета русского языка Цзилиньского университета иностранных языков ХУАЦЯО https://vk.com/evrazoc?z=video-108150937 456239042%2Fabce1ec1d9c8d116e7%2Fpl wall -108150937), коллеги из России (Б.В. Белявский, кандидат педагогических наук, зам. руководителя Центра дошкольного, общего, коррекционного образования Федерального института развития образования, г. Москва, Россия https://www.voutube.com/embed/TWK6X tcFKo?rel=0 ; В.Ю. Рудь, доктор физико-математических наук, заведующий отделом экологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого г. Санкт-Петербург. https://www.voutube.com/embed/vPABjVRI6es?rel=0 ; Д.Г. Шкаев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров образования и науки, г. Москва
https://www.voutube.com/embed/pTPdIkK3Ze0?rel=0).
В целом, события Форума, а именно, многочисленные мероприятия, широкая география участников Форума, технические возможности взаимодействия, живая реакция, готовность обсуждать и решать актуальные вопросы образования указывают на огромный потенциал работников системы науки и образования, крепкую солидарность профессионального сообщества, преданность своему благородному делу.
Оргкомитет VIII Международного молодёжного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности», выражает глубокую благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований за оказание финансовой и технической поддержки в его работе [2; 3].
Подытоживая краткий обзор значимости проектов международного научно-образовательного взаимодействия при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, необходимо подчеркнуть эффективность формирования, развития глобальной стратегии международной интеграции в поликультурной образовательной среде, эффективность профессиональной коммуникации среди специалистов и обучающейся молодёжи в условиях этнокультурной интеграции.
Литература:
1. Официальный сайт «Форум ЕврАзОЦ» VIII Международный молодёжный научный форум. Программа «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности», 26-27 апреля 2018, г. Томск. 44 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://forumevrazoc.tspu.edu.ru/programma/ (дата обращения 21 ноября 2018)
2. Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции(18-20 июня) / Под науч. ред. С.И. Ануфриева, Л.В. Ахметовой.- Томск: Томский ЦНТИ, 2008. - С. 482. (ГРАНТ РГНФ № 08-06-14129 Г). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное_образование
3. Образование в полиэтнокультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: Материалы VII Международного молодёжного научно-культурного форума (23-24 марта 2017 г.) I Ответственный научный редактор Л.В. A/метова. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2017. 312 с.
4. A/метова Л.В. Международный молодежный научно-культурный форум как творческая форма НИРС1УИРС по психолого-педагогическим наукам. «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine». 2014. № 4. С. 623.
5. Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы : Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума (21-23 марта 2016 г.) I Под науч. ред. Л.В. A/мето-вой. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. 372 с.
6. A/метова Л.В. Роль коммуникации среди обучающейся молодёжи в условиях этнокультурной интеграции. В сборнике: Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015 сборник научни статии в 8 тома. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. 2015. С. 25-31.
References:
1. Oficial'nyj sajt «Forum EvrAzOC»VIII Mezhdunarodnyj molodjozhnyj nauchnyj forum. Programma «Novye formaty transnacional'noj nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti», 26-27 aprelja 20l8, g. Tomsk. 44 p. [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa. URL: http://forumevrazoc.tspu.edu.ru/programma/ (data obrashhenija 21 nojabrja 2018)
2. Problemy sovremennoj shkoly i puti ih reshenija: inkljuzivnoe obrazovanie. Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii(18-20 ijunja) / Pod nauch.red. S.I. Anufrieva, L.V. Ahmetovoj.-Tomsk: Tomskij CNTI, 2008. Pp. 482. (GRANT RGNF № 08-06-14129 G). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Inkljuzivnoe_obrazovanie
3. Obrazovanie v polijetnokul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy: Materialy VII Mezhdunarodnogo molodèzhnogo nauchno-
kul'turnogo foruma (23-24 marta 2017 g.) / Otvetstvennyj nauchnyj redaktor L.V. Ahmetova. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017. 312 p.
4. Ahmetova L.V. Mezhdunarodnyj molodezhnyj nauchno-kul'turnyj forum kak tvorcheskaja forma NIRS/UIRS po psihologo-pedagogicheskim naukam. «Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri», JeNZh «PEM: Psychology. Educology. Medicine». 2014. № 4. Pp. 6-23.
5. Obrazovanie v jetnopolikul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy: Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul'turnogo foruma (21-23 marta 2016 g.) / Pod nauch. red. L.V. Ahmetovoj. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016. 372 p.
6. Ahmetova L.V. Rol' kommunikacii sredi obuchajushhejsja molodjozhi v uslovijah jetnokul'turnoj integracii. V sbornike: Mezhdunarodna nauchna shkola "Paradigma". Ljato - 2015 sbornik nauchni statii v 8 toma. N.
V. Sljusarenko, L. F. Chuprov, E. K. Janakieva. 2015. Pp. 25-31.
— • —
Сведения об авторах
Людмила Владимировна Ахметова, кандидат психологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия).
Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, гл. редактор журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).