Кулешов Д.А.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ УТОЧНЕНИЯ И ВИДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Виды избирательных систем.
Термин «избирательная система» используется в литературе в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система -это упорядоченные общественные отношения, составляющие порядок выборов органов публичной власти. В узком смысле термин «избирательная система» употребляется как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Таких способов существует несколько. Каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Существует мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Мажоритарная система проста и понятна, но в условиях, когда выборы государственных и нередко самоуправленческих органов опосредуются политическими партиями, часто несправедлива: большинство мандатов может получить партия, поддерживаемая меньшинством избирателей. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.
Позже стала выдвигаться идея пропорционального представительства политических объединений, когда число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Она также не лишена недостатков. Поэтому, как некие варианты паллиатива, на практике возникли смешанные формы избирательных систем.
Рассмотрим эти системы подробнее.
Мажоритарная система относительного большинства, как уже отмечалось, самая простая. При такой системе избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).
Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым. Может получиться, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. Так, в Великобритании на парламентских выборах 1951 г. консерваторы получили 13 713 тыс. голосов (48 %) и 312 мест в Палате общин (51,35 %), а лейбористы - 13 948 тыс. голосов (48,8 %) и 295 мест (47,2 %).1
Система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии-победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентских и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. Согласно закону Дюверже, мажоритарное голосование в один тур ведет к двухпартийной системе2.
Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания более половины общего числа голосов. Это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.
1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Т. 1-2 / Отв. ред. Б.А. Стращун. М., 2000. С. 403.
2 Дюверже М. Политические партии. М., 2000. С. 279.
Достоинство данной системы заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей. Но, как и при мажоритарной системе относительного большинства, пропадают голоса, поданные за «непобедивших» кандидатов. Когда избирается президент, для которого избирательный округ - вся страна, это не имеет особого значения. Но когда страна, как это происходит на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается особый депутат, а результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньше мест.
У мажоритарной системы абсолютного большинства есть и свои специфические дефекты - чистая нерезультативность. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или список кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинство. В таком случае проводят второй тур, при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание во втором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов. А, к примеру, во Франции на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре не менее 12,5 % (т.е., 1/8) голосов от числа избирателей, внесенных в списки. Если в округе окажется всего один такой кандидат, тогда во втором туре примет участие и кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший
наибольшее число голосов (поданных голосов - во Франции, действительных голосов - в Болгарии). Мажоритарное голосование в два тура и система пропорционального представительства приводят к многопартийности .
При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает абсолютное большинство. Такая система чрезвычайно редка, поскольку менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Главная идея системы пропорционального представительства политических партий заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу подданных за нее голосов избирателей.
Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентской или смешанной форме правления создает сложные проблемы и при формировании правительства, и в дальнейшем - в ходе его деятельности.
В условиях, когда закон не гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий, пропорциональная избирательная система играет на руку узкой партийной верхушке и приводит к отчуждению от политики рядовых партийцев и партийного электората.
Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем больше степень пропорциональности. От каждого округа обычно избираются многие десятки, а то и сотни депутатов. Конечно, в избирательном бюллетене печатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишь название списка и/или его графический символ с фамилиями нескольких лидеров. Составляется список партийным руководством, и
3 Там же. С. 300.
избиратели могут даже не знать и часто не знают многих кандидатов от поддерживаемой ими партии.
Избирательные квоты.
Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используются метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота - наименьшее число голосов для избрания одного кандидата.
Существует несколько видов квот. Квота Хэра определяется по простейшей формуле х:у, где х - число голосов, у - число мандатов. После того как квота определена, число голосов, собранные каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии положено. Недостаток этой формулы в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов.
Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенные Генри Друпом и Эдуардом Гогенбах-Бишофом. Квота Друпа определяется по формуле х:(у+1) + 1, а квота Гогенбах-Бишофа - по формуле х:(у+1). При использовании этих квот удается сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра.
Квота Гогенбах-Бишофа. Предположим, что в восьмимандатном избирательном округе соперничают пять партийных списков кандидатов, за которые в общей сложности подано 400 тыс. голосов. Список партии А получил 126 тыс. голосов, Б - 94 тыс., В - 88 тыс., Г - 65 тыс. и Д - 27 тыс. голосов. Квота Гогенбах - Бишофа, составляет: 400000:(8+1)=44444.
Таблица 1
Распределение мест по квоте Гогенбах-Бишофа
Партия
А Б В Г
Д
Число голосов, деленное на квоту
126000:44444
94000:44444
88000:44444
65000:44444
27000:44444
Число мест
2 2 1 1 0
Остаток голосов
37112
5112
43556
20556
27000
Неиспользованными оказались 133336 голосов (33,3 %). Такая квота используется при выборах в национальный совет Австрии (при первом распределении).
Методы устранения погрешностей квотирования.
Использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если действовать в границах соответствующего избирательного округа, то могут применяться следующие правила. Правила наибольшего остатка требует передать нераспределенные мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой. В нашем примере наибольшие остатки у партии А и Б. Общий результат: А-3, Б-2, В-2, Г-1, Д-0. Партия Г в невыгодном положении, так как у нее примерно 20 тыс. голосов оказались «лишними». Партия Д осталась непредставленной, и голоса ее электората пропали.
Замечено, что правила наибольшего остатка (особенно при использовании квоты Хэра) в некоторой мере благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты. Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу. Это правило было предложено Томасом Джефферсоном.
В нашем примере средние оказались следующими: А -126000:(2+1)=42000, Б - 94000:(2+1)=31333, В - 88000:(1+1)=44000, Г -65000:(1+1)=32500, Д - 27000:(0+1)=27000. Нераспределенные два мандата перешли бы к партиям В и А. Правило также благоприятствует крупным партиям.
Мы видим, что если замкнуть распределение мандатов рамками отдельного избирательного округа, то в нем какая то часть голосов пропадет, а если пропавшие голоса суммировать по всей стране, то их доля может стать заметной. Поэтому в ряде стран второе распределение производится либо по
еще более крупным избирательным единицам, где объединяются остатки голосов и нераспределенные мандаты, входящие в эти единицы избирательных округов, либо даже по стране в целом. Система, при которой мандаты распространяются в масштабе всей страны, достигнет, если отсутствуют ограничения, наибольшей пропорциональности и именуется полной.
Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. Все полученные таким образом частные располагаются по убывающей, и депутатские мандаты приходятся на наибольшие из них. Наименьшие из таких частных представляют собой по существу ту же избирательную квоту.
Делители эти различны. Метод д 'Ондта предлагает делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в некоторых землях Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше).
Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки.
Метод Сент-Лагюе предполагает делить на нечетные числа: 1, 3, 5, 7, и т. д. Эта идея реализована, например, в Латвии. В ряде стран (например, в Болгарии при выборах в Великое народное собрание) применяется умеренный, или модифицированный, метод Сент-Лагюе, при котором первый делитель 1.4, а последующие - 3, 5, 7 и дальше нечетные целые числа. Поскольку этот метод используется, в частности, в Швеции, Норвегии, Дании, его иногда называют скандинавским. При так называемом датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на три единицы: 1, 4, 7, 10 и т.д. После проведения деления мандаты
Партии
А Б В Г Д
12600 94000 88000 65000 27000
42000 31333 29333 21250 9000
25200 18800 17600 13000 5400
предоставляются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.
Таблица 2
Распределение мандатов по методу Сент-Лагюе
Дели
тели
1
0
3
5
Общий результат: А-2, Б-2, В-2, Г-1, Д-1. Пример показывает, что метод благоприятствует малым партиям.
В ряде стран мы наблюдаем, сочетание различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании на выборах Фолькетинга (однопалатный парламент) 40 мандатов распределяются по модифицированному методу Сент-Лагюе, а в избирательных округах применяется правило наибольшего остатка.
Корректировки избирательных дефектов.
Различия методик особенно остро проявляются при распределении небольшого числа мандатов4. Чтобы укрупнить партийные фракции в парламенте, избежать засилья в нем мелких группировок, проникновению которых способствует пропорциональная система, можно ограничить пропорциональность представительства в пользу крупных и средних партий. Эту задачу выполняет заградительный барьер. Поднятие заградительного барьера в России с 5 до 7 % (7 % - 32 депутата Государственной Думы) преследует цель искусственной партизации методом укрупнения карликовых и маломощных партий5.
Соединение списков не предписывается, а допускается законом; в некоторых странах оно, наоборот, запрещено. Суть блокирования в том, что партии блока выступают на выборах с общим списком кандидатов, а после
4 Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарева А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: История, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 180-182.
5 Боброва Н.А. Влияние новелл избирательного права России на ее политическую систему // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: материалы международной конференции. М., 2006. С. 247.
того, как общий список получает какое-то количество мандатов, распределяют это количество.
Если в составленный партией список кандидатов никаких изменений избирателю вносить нельзя, то мы имеем дело с так называемыми связанными списками (жесткими, закрытыми). Если же вносить изменения можно, то такие списки называются свободными (гибкими, открытыми). Свободные списки применяются, например, в сочетании с преференциальным голосованием. Институт преференциального голосования имеет целью дать избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию.
В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения недостатков, в некоторых странах стали применять систему единственного передаваемого голоса. Система, отличается определенной технической сложность, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единого непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.
Система применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействительным. Протии фамилии другого желаемого кандидата он поставит цифры 2 и т. д. Избиратель может объединить своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней
действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота. Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными.
У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствие со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате такой операции кто -то из первоначально неизбранных кандидатов добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а потом остальные по убывающей.
Затем, в соответствии со вторыми преференциями, перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций и выбывших из распределения. Если всего этого оказалось недостаточно для полного распределения мандатов, используется третья преференция и т. д. Возможность передачи голоса и объясняет название системы -единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты, кроме Индии, в Австралии. Недостатком рассматриваемой системы является не всегда адекватное представительство небольших политических партий. Они получают число мест, не соответствующее числу собранных ими голосов.
Для большей убедительности используются и компромиссные методики (ограниченного и кумулятивного вотума).