ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Е.В. Тугучева, студент Т.А. Громак, студент
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)
Аннотация. Авторы данной статьи рассматривают избирательные кампании по выборам Президента РФ на примере выборов 2012 года. Анализируя в своем исследовании средства и методы борьбы кандидатов, авторы выделяют основные составляющие избирательных кампаний, стратегии, также приводят примеры, иллюстрирующие выдвигаемые в исследовании теории. В заключении авторы анализируют достоинства и недостатки избирательных кампаний по выборам Президента в России, акцентируя внимание на последствиях такого рода избирательной гонки.
Ключевые слова: избирательная кампания, выборы Президента, избирательный процесс, предвыборная гонка, стратегия избирательных кампаний, программа кандидата.
Избирательный процесс является важнейшим элементом демократического правового государства, который несет на себе функцию легитимации политической власти, а значит, стабилизации общества. Ни один избирательный процесс не обходится без привлечения голосов электората, поэтому в данной работе речь пойдет именно об избирательной кампании как об основном инструменте политической борьбы.
Избирательные кампании играют сегодня ключевую роль в процессе завоевания, удержания, распределения и реализации политической власти на разных уровнях: от федерального до местного. Мы же рассмотрим этот вопрос с высоты федерации, а конкретно, на примере президентских выборов в России 2012 года.
Для участия официально были зарегистрированы 5 кандидатов - четыре представителя от зарегистрированных партий и один самовыдвиженец.
Интересно, что тактика каждого из кандидатов обладала какой-либо отличительной чертой, выделявшей их на фоне других. Специалисты по связям с общественностью и PR, ученые [1] выделяют ряд стратегий, применяемых в ходе избирательной кампании. Условно мы разделили их на несколько категорий:
- крейсерская стратегия;
- стратегия рывка;
- стратегия критики программ соперника с уступкой;
-стратегия объединения;
- стратегия привлечения «влиятельных друзей».
«Крейсерская стратегия» чаще всего применяется теми кандидатами, которые являются однозначными лидерами с самого начала кампании и которые стремятся сохранить свои позиции непосредственно до дня выборов. Эта стратегия предполагает плановость и систематичность избирательной кампании. На выборах Президента 2012 года команда В.В. Путина выбрала этот путь. Позиционирование и имидж кандидата были основаны на том факте, что он являлся безусловным лидером среди кандидатов в глазах населения.
Это условие неизбежно приводит к выводу об использовании именно В.В. Путиным стратегии «привлечения «влиятельных друзей». Безусловно, это не запрещено законом, ведь поддержать «народного любимчика» вызвались работники творческой и спортивной среды под руководством известного кинорежиссера Станислава Говорухина. Андрей Аршавин, Игорь Акинфеев, Армен Джигарханян, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Сергей Трофимов, Олег Табаков, Владимир Спиваков, Федор Бондарчук, Татьяна Нав-ка, Евгений Плющенко и др. [2]. Они по-
могли сформировать в обществе и без того положительный образ кандидата.
«Стратегию рывка» используют те кандидаты, которые неизвестны большой аудитории в начале избирательной кампании. Суть стратегии состоит в рывке на ранней стадии и за несколько месяцев до выборов. Для достижения этой цели на 1014 дней покупается большое количество рекламного времени как в центральных, так и в региональных теле- и радиокомпаниях, делается заказ на множество газетных публикаций, распространяется большое количество агитационной продукции. Проводятся поездки кандидата по регионам, громкие акции, пресс-конференции, съезды и т.д. Стратегию рывка в полной мере использовал М.Д. Прохоров. Плакаты с портретами кандидата-миллиардера украсили всю страну от Калининграда до Владивостока в один день. Участие в теледебатах показало, что он умеет держать удар и демонстрировать невозмутимость и хладнокровие.
Его выступления нельзя назвать яркими, но элементарного факта, что их произносит новая персона, имеющая во всем неоднозначную и не связанную с политикой последних лет биографию, уже оказывается достаточно, чтобы завоевать популярность на уровне, сопоставимым с уже известными кандидатами.
Сложно представить, какова истинная роль дебатов в предвыборной гонке. Ведь именно они становятся ареной для основных акторов политической жизни России. Где еще, как не здесь, использовать всевозможные средства и «тузы в рукаве». Одним из приемов, применяемых на дебатах, становится «стратегия критики программ соперника с уступкой». Наиболее ярко этим методом воспользовался В.В. Путин. Например, 6 февраля 2012 года на встрече с политологами и 7 февраля на встрече с доверенными лицами, начав с позитивных оценок своих визави В.В. Путин, все же заострил внимание именно на критике программ Прохорова, Зюганова, Жириновского и Миронова, назвав положения их политических про-
грамм нереализуемыми и неэффективными [3].
В противовес данной стратегии выступает «стратегия объединения», которой воспользовались Зюганов и Жириновский. Под конец предвыборной гонки, явно объединившись, кандидаты стремительно «выбивали» Прохорова из активной борьбы, пытаясь защитить «свой хлеб» от «новичков».
Выбор какой-либо стратегии отнюдь не гарантирует эффективную и продуктивную политическую борьбу. В ходе избирательной кампании кандидаты используют дополнительные средства, привлекающие голоса электората.
Первым шагом на пути выбора курса и характера кампании является определение целевой аудитории кандидата в Президенты. Ориентируясь на потребности определенных групп или классов, штаб кандидата формирует цели и задачи программы, и, соответственно, модель проводимой кампании. «Заставлю вернуть украденное» Зюганова явно направлено на «обездоленных», «обманутых» избирателей, для которых капитализм - зло, а рыночная экономика - привилегия для богатых. Конечно, эти люди пойдут за своим «спасителем» и отдадут ему свои голоса.
Одним из ключевых моментов агитационных действий выступает риторика. Каждый кандидат выбирает свой стиль общения с электоратом. Общество дифференцируется, и поэтому властям стало трудно удерживать за собой единственный центр политической риторики: у разных общественных групп разные и нередко противоположные ожидания от политики и от государства.
Так, Д.А. Медведев перед началом кампании наложил строгий запрет на использование националистической риторики и неоднократно повторял, что разжигание розни в предвыборной кампании недопустимо [4]. Предостережение главы государства не помешало Жириновскому В.В. использовать традиционные лозунги «За русских!» и «В защиту русского народа!», которые стали одной из основных тем избирательной кампании партии.
Во время предвыборной агитации неизбежно использование рекламной продукции: печатные издания, мелкие агитационные «сувениры», телевизионные ролики, реклама на наружных рекламных носителях, реклама на транспорте и т.п. Следует отметить, что СМИ принадлежит к числу таких немногих институтов, которые пользуется широким доверием электората, что не может не привлекать всех кандидатов в предвыборных избирательных кампаниях. Не стоит забывать о таком ресурсе как Интернет. Отличился в этом направлении М.Д. Прохоров, который агитировал электорат даже на своих блогах и интернет-сообществах в социальных сетях.
Использование народной инициативы мы также отнесли к средствам предвыборной борьбы. Митинги и шествия, проводимые гражданами, как правило, проходят по собственному желанию участников. Поэтому такую деятельность можно считать прямым выражением отношения кандидату, сложившегося о нем мнении. Политики умело это используют, афишируя лишь удачные для них и невыгодные для их соперников народные инициативы.
Несмотря на достаточно широкий перечень убедительных и действенных средств борьбы во время избирательной кампании кандидатов, все же есть некоторые методы, не позволяющие назвать российскую предвыборную гонку совершенной.
Во-первых, «невнятная» агитационная кампания кандидата. Размытость и отсутствие конкретики в программах, ненаправленность на конкретные результаты, несопоставимость с нынешними реалиями страны приводят к еще большей путанице в головах электората. Граждане, заинтересованные политикой лишь поверхностно, с трудом разберут намерения и планы «будущего Президента», или же, поймут его не так, как предполагалось самим кандидатом. В таком случае гонку за голоса начинают штабы кандидатов, соревнуясь во внешнем облике программы: наиболее красивая, яркая, позитивная программа, внушающая скорое светлое будущее россиянам, полюбится и будет приоритетной для большинства голосующих. А про-
граммы, написанные сложным научным языком, пусть даже описывающие все шаги к достижению всеобщего блага, весьма реалистичные, но не красочные прогнозы, останутся далеко позади. Ведь большинству избирателей такая программа не понравится.
Во-вторых, ситуативность избирательных кампаний. Воздействие на электорат проявляется лишь в течение определенного, которого отрезка времени. Избиратель не успевает мобилизоваться и сосредоточиться на выборах - для этого слишком мало времени. Это существенно снижает эффективность избирательных кампаний.
В-третьих, низкая активность кандидатов. Из-за достаточно длительного избирательного цикла их работоспособность снижается. Деятельность сокращается до пары месяцев раз в несколько лет. Кандидат ведет пассивную, монотонную работу с редкими всплесками активности, как раз во время предвыборной гонки. Такое поведение кандидатов снижает их способность к продуктивной борьбе и ставит под сомнение возможность их участия в выборах.
Более того, во время таких всплесков деятельности кандидаты не нередко прибегают к нечестным методам борьбы. Внушение, оскорбление чувств других людей (например, лозунг: «Россия для русских!» В.В. Жириновского), информационно-психологическое скрытое воздействие. В рамках последних электоральных циклов наблюдалась тенденция использования деструктивных методов воздействия на избирателей.
Таким образом, избирательные кампании по выборам Президента в нашей стране имеют некоторые особенности, которые можно проследить по прошедшим выборам. Предвыборные гонки кандидатов отличаются оригинальностью агитационных действий, осведомленностью штаба кандидатов о положении дел электората, активностью привлечения дополнительных средств и ресурсов, «политической игрой» с соперниками. Наряду с положительными чертами есть и существенные недостатки, которые умаляют эффективность избира-
тельной кампании и, вообще, выборов как ление отдает голоса самому привлекатель-института. Низкий уровень активности ному кандидату, а не Президенту, чья про-кандидатов на протяжении основной рабо- грамма наиболее точно описана, соответ-ты, прерывающейся редкими всплесками ствует нынешним реалиям и положению кипучей деятельности, и бессистемность дел в стране, чьи слова подкреплены дей-проводимых мероприятий не позволяют ствиями. Чтобы впредь избежать таких избирателям в полной мере понять идею и ошибок, штабы будущих кандидатов в замысел кампании кандидата. Использова- Президенты России должны учитывать ние оскорбительных или некорректных недостатки работы своих предшественни-лозунгов, призывы к агрессивной деятель- ков и учиться на их ошибках. Тогда, воз-ности лишь усугубляют ситуацию, связан- можно, истинное предназначение избира-ную с низким уровнем правосознания и тельного процесса - легитимация полити-политической культуры граждан. ческой власти, стабилизация общества -
Следствием таких избирательных кам- будет достигнуто. паний выступают «слепые» выборы: насе-
Библиографический список
1. Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Стратегия избирательной кампании. - М.: РЦИОТ, 2001. - 8 с.
2. Булгак О.В. Стратегии избирательной кампании на примере президентских выборов 4 марта 2012 года: вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2013. - №1-2. - С. 261-265.
3. Турченко М.С. Дискурсивная практика В.В. Путина в период избирательных кампаний федерального уровня 2000-2012 годов // Журнальный клуб Интерлос // Мир и политика. - 2012. - №6. URL:http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/14912-politicheskaya-modernizaciya-avtor-turchenko-ms-diskursivnaya-praktika-v-v-putina-v-period-izbiratelnyh-kampaniy-federalnogo-urovnya-2000-2012-godo.html.
4. Вахромеева А.В., Иванов И.С. Информационной-агитационное и организационное направление избирательных кампаний в России (2011-2012 гг.)//Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2015. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-agitatsionnoe-i-organizatsionno-massovoe-napravlenie-izbiratelnyh-kampaniy-v-rossii-2011-2012-gg.
THE CAMPAIGN FOR THE PRESIDENTIAL ELECTIONS IN RUSSIA
E.V. Tugucheva, student
T.A. Gromak, student
National research Saratov state university
(Russia, Saratov)
Abstract. The authors of this article examine the electoral campaign for the election of the Russian President on the example of the 2012 elections. Analysing the means and methods of struggle of candidates, the authors in their study isolated the basic components of electoral campaigns, strategies, and provide examples illustrating the theory put forward in the study. In conclusion, the authors analyze the strengths and weaknesses of the campaign for the presidential elections in Russia, focusing on the consequences of this kind of election race.
Keywords: election campaign, presidential election, the electoral process, the election race, the strategy of election campaigns, the candidate program.