Юбилеи и знаменательные даты
УДК 94 (47). 727.3 ГРНТИ 03.23.55
ИЗ СТОЛЕТИЯ В СТОЛЕТИЯ
И.И. Резник
Омский государственный университет путей сообщения 644046, г. Омск, просп. К. Маркса, 35
Статья посвящена 100-летию легендарного здания Омского государственного университета путей сообщения. Затрагивается тема строительства Транссибирской магистрали, благодаря которой было построено здание Управления Омской железной дороги. Рассказывается об архитектуре и скульптурном оформлении здания.
Ключевые слова Управление Омской железной дороги, Ф.И. Ли-дваль, В.Ф. Винклер, проект фасада, скульптуры.
Ьшг
if Яо
Ш-
FROM THE CENTURY TO THE CENTURY
I.I. Reznik
Omsk State Transport University Russia, Omsk, 644046, K. Marx Ave., 35
The article is devoted to the 100th anniversary of the legendary building of Omsk State Transport University. The author pays attention to the construction of the Trans-Siberian Railway. It is allowed building Omsk Railroad Administration. The author considers the architecture and sculptural design of the building.
Keywords: Management of the Omsk railway, F.I. Lidval', V.F. Vinkler, a facade project, a sculpture.
Трудно представить, что когда-то вместо величественного здания Омского государственного университета путей сообщения был низменный участок земли, окраинный пустырь. Но в конце позапрошлого века началось строительство железной дороги через всю Сибирь, что сильно изменило облик городов и других населённых пунктов этой огромной территории. По словам писателя В. Распутина, «только с прокладкой этой дороги, только с «прошивом» Сибири из конца в конец она была, наконец-то, подтянута к европейской части России накрепко, в единое целое. И только зацепившись этим «арканом» за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нём уверенно». Сооружение Транссиба и строительство здания Управления Омской железной дороги повлекло за собой пересечение людских судеб, а к истории города оказались причастными талантливые инженеры, архитекторы, скульпторы, строители - жители Омска и других городов и стран.
Великий Сибирский путь, благодаря которому в городе Омске появилось величественное здание Управления Омской железной дороги, стартовал 19 марта 1891 года из города Владивостока на запад, а на восток Транссиб тронулся 7 июля 1892 года от города Челябинска. В 1894 году на станцию Куломзино
© И.И. Резник, 2017_
на левом берегу Иртыша прибыл первый поезд из Челябинска, а 17 марта 1896 года началось беспересадочное движение поездов на линии от Челябинска до Оби. Наш город стал железнодорожным.
Западная часть Транссибирской магистрали от Челябинска до Иркутска делилась на
Западно-Сибирскую с отдельной веткой на Томск и Средне-Сибирскую от реки Томи до Иркутска. С окончанием их строительства и введением в эксплуатацию в 1900 году было образовано Управление Сибирской железной дороги с резиденцией в г. Томске. А в 1915 году в связи с разделением железной дороги на Томскую и Омскую это управление было упразднено.
Задолго до разделения дорог, 9 февраля 1912 года, состоялось заседание Управления железных дорог, на котором слушался рапорт начальника Сибирской железной дороги по вопросу о постройке домов управлений будущих Томской и Омской железных дорог. В рапорте говорилось, что «...Его Высокопревосходительством Господином Министром Путей Сообщения (С.Ю. Витте - прим. автора) местом пребывания Управления будущей Омской железной дороги назначен г. Омск». На заседании был представлен эскизный проект вышеозначенного дома Управления, являющийся по своей идее аналогичным с планом дома Управления Южных железных дорог в Харькове. Проект был составлен в техническом отделе и одобрен инженерным советом по журналу от 8 августа 1911 г. за № 83.
Этот проект рассматривался инженерным советом и 8 марта 1912 года. Совет одобрил общий эскизный план расположения внутренних помещений дома Управления и внёс ряд дополнений, касающихся устройства водопровода, отопления, клетей для возможности устройства лифтов. Среди предложенных дополнений также был обозначен пункт следующего содержания: «Надлежит озаботиться выработкой более красивого фасада здания, изыскав проектные формы в деталях и выбрав к тому более долговечный материал.». Для разработки фасада был объявлен конкурс, на который было представлено 12 проектов. Управление железных дорог установило три премии за разработки фасадов, которые были вручены архитекторам В.Ф. Оржешко (первая премия) и А.Д. Крячкову (вторая и третья премии). Однако министр путей сообщения С.В. Рухлов, посетив Омск и ознакомившись с проектами фасадов, нашёл, что они не совсем соответствуют зданию. Он рекомендовал обратиться с предложением разработать новый проект фасада к петербургским архитекторам А.И. Дмитриеву и Ф.И. Лидвалю. Дмитриев ввиду занятости отказался, а Лидваль принял
предложение, войдя тем самым в историю создания архитектурного облика города Омска.
Ф.И. Лидваль предложил оформить фасад в виде двух ярусов: нижний, двухэтажный, обработанный «рваным гранитом», и верхний, трёхэтажный, богато декорированный лепниной и скульптурой. Омский архитектор П.Ф. Горбачёв предложил эскизы на четыре скульптуры, которые должны были увенчать полуколонны над центральным входом в здание. Таким образом, для оформления здания были поставлены сложные художественные задачи, требующие профессионально подготовленного скульптора, которого в Омске тогда найти было невозможно, работала только артель лепщиков, выполняющих растительные орнаменты.
22 января 1913 года на заседании Омской городской думы был утверждён проект дарственной на участок земли для постройки здания Управления Омской железной дороги. Это была южная окраина города - пустующий, низменный участок, большую часть времени года залитый водой.
И вот, наконец, состоялась торжественная закладка, которую свершил 29 июня 1914 года сам Андроник - епископ Омский и Павлодарский. Молебен был отслужен при большом стечении народа, а часть денег, собранных с присутствующих, была замурована в нише фундамента.
Через месяц началась Первая мировая война между двумя коалициями держав: с одной стороны Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария, с другой - Антанта: Россия, Франция, Великобритания, затем в неё были вовлечены и другие государства, всего 38. Россия вступила в войну 1 августа 2014 года. В 1915 году в Омск привезли около 14 тысяч пленных, большая часть которых принимала участие в строительстве здания Управления Омской железной дороги. Это были австрийцы, чехи, венгры, хорваты - каменщики, штукатуры, лепщики, разнорабочие. Подсобным рабочим, а затем и каменщиком работал на строительстве военнопленный хорват Иосип Брозович, вошедший в историю как Иосип Броз Тито - президент Югославии с 1953 по 1980 год. Но главной находкой, ценным приобретением для Омска стал талантливый чешский скульптор Франтишек Винклер, получивший прекрасное образование у себя на Родине.
Сама судьба предоставила возможность выполнить в Омске те художественные задачи, которые были поставлены при проектировании здания Управления дороги. Руководитель стройки инженер Волков был очень рад, когда к нему явился полный сил и творческой энергии 30-летний военнопленный-скульптор. Не часто среди рядовых солдат попадаются люди с академическим образованием! Волков определил Винклера на должность главного скульптора, а к нему в помощники - его товарища по лагерю Ладислава Пршеносила. В бригаде помощников было около 50 человек, которые занимались формовкой рельефов, замешивали цементную массу, готовили глину для лепки, взятую на берегу Иртыша. На цокольном этаже строящегося здания Винклер лепил из глины барельефы и горельефы, учил помощников снимать клеевые формы и отливать с них из гипса готовые произведения. Обученные помощники устанавливали рельефные композиции на места.
Вскоре преобразился зал совета, богато оформленный пышными композициями, среди которых отличаются изяществом полулежащие на изогнутых корзинах женские фигуры. Активно использован в оформлении интерьеров и фасада здания мотив играющих путти (декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса), совмещающих черты Амура и христианского ангела.
В вестибюле над входом на центральную лестницу расположен горельеф «Жизнь», состоящий из трёх фигур: полулежащие мужская и женская, олицетворяющие жизнь, а за ними, позади картуша, в образе старухи с косой Винклер изобразил смерть. Колоннаду над центральным входом в здание скульптор увенчал четырьмя аллегорическими статуями, символизирующими основные движущие силы железной дороги: «Путь», «Тягу», «Движение» и «Управление».
По воспоминаниям очевидцев, были выстроены леса гораздо больше самого здания, которые заканчивались на другой стороне дороги. Всё дело в том, что был необходим покатый, строго под углом 30 градусов, склон, по которому наверх доставляли бетонную смесь. Скульптор набрасывал раствор на арматуры, установленные там же на высоте, ждал, пока материал немного подсохнет, и быстро лепил фигуры. Упростив решение технических задач,
скульптор усложнил собственные, так как он был лишён возможности периодического обзора своих творений со стороны, что необходимо каждому художнику и скульптору при создании произведения.
Для досмотра за строительством в 1916 году в Омск приезжает архитектор А.П. Илларионов, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, работавший архитектором загородных дворцовых зданий в Петергофе, Красном Селе, Гатчине. Под его руководством заканчивается строительство здания. Выполнение скульптур тоже подошло к завершению. На парапете, служащем фоном для железнодорожных богинь, Винклер выполнил рельефную надпись в две строки:
Управление 1914 Омской железной дороги 1917
20 октября 1917 года состоялся митинг рабочих и строителей, посвящённый окончанию строительства. Здание Управления, как рождённое и выпестованное дитя, было выпущено в самостоятельную жизнь. После завершения всех работ оно стало напоминать Букингемский дворец, приобретя музейный характер.
Весной 1918 года Винклер, зарегистрировав свой брак с юной омичкой Леной Мусатовой, вместе с чехословацкими легионерами отправился во Владивосток с надеждой морем вернуться на Родину. В Омске он оставил богатое творческое наследие, отразив в своих произведениях на нескольких городских зданиях дух эпохи, состояние культурного и экономического подъёма города. Кстати сказать, на Родину он никогда уже не вернулся, так как разрешение на выезд пришло после его смерти в 1956 году, а его жена Елена погибла трагически ещё раньше. Они оба похоронены в Харбине.
А осенью того же года Омск был провозглашён столицей Сибири, а затем и всей Белой России. 18 ноября 1918 года Верховным правителем Российского государства был избран адмирал Александр Васильевич Колчак. По воспоминаниям члена Омского правительства Г.К. Гинса, «Ставка поместилась в обширном здании Управления Омской железной дороги. Внешнее впечатление посетителя должно было быть таково, что целый этаж этого огромного здания превратился в военный
муравейник» [3, с. 244]. В здании размещались службы военного ведомства российского правительства Колчака и Министерство путей сообщения. В зале совета проходили совещания Ставки под председательством Верховного главнокомандующего.
Весь золотой запас страны находился в Омске почти год. Омский историк И.П. Шиха-тов пишет в своей книге «Колчак Омский»: «Чувствуя, что город придётся оставить, и надеясь на конечный успех союзников, адмирал даёт задание своим доверенным лицам укрыть часть золота. Для партизанской войны. .. с большевиками». И далее: «Но я считаю, что если клад и оставили в Омске, то не в одном месте, а укрыли в разных частях города. Одним из них может быть и здание управления Омской железной дороги (Транспортная академия). Вокруг корпуса и под ним в два яруса проложена система подземных ходов (дренажная сеть), большая часть которых затоплена, и до сих пор эти инженерные сооружения основательно никем не исследованы. А здесь возможна тайна. Возможна. Такова легенда» [8, с. 88].
В 1959 году в актовом зале (зале совета) здания Управления дороги снимались некоторые сцены художественного фильма «Золотой эшелон», посвящённого судьбе золота Колчака. О пребывании в здании Верховного правителя России А.В. Колчака напоминают два кожаных кресла, специально заказанные в Европе: одно - для него, другое - для посетителя. Эти кресла потом много лет находились в кабинете начальника Управления Омской железной дороги, а затем в ректорском кабинете ОмИИТа - ОмГУПСа. После реставрации в 1999 года кресла находятся в музее университета.
В январе - марте 1922 года на железнодорожной ветке напротив здания Управления дороги стоял поезд № 387/11 - боевой штаб экспедиции, возглавляемый Ф.Э. Дзержинским - председателем ВЧК и Наркомом путей сообщения. Он находился в Омске в качестве уполномоченного Совета труда и обороны (СТО) для урегулирования вопросов, связанных с вывозом хлеба в центральную Россию, работой топливных, железнодорожных и других органов. По долгу службы Дзержинский часто бывал в здании Управления дороги.
В последующие годы на первом этаже здания УОЖД работал Клуб железнодорожни-
ков, в котором был кинозал (каб. № 112) и комнаты для занятий кружков художественной самодеятельности, кружок рукоделия, где проходили уроки шитья, вязания, вышивки, обучались технике «ришелье». Известно, что в клубе был организован самодеятельный театр, танцевальный коллектив.
С 1954 по 1960 год заместителем, а затем начальником Управления Омской железной дороги работал выдающийся организатор железнодорожного транспорта Герой Социалистического Труда за оборону Ленинграда Борис Константинович Саламбеков. Иногда, при необходимости, он круглые сутки находился в рабочем кабинете (сейчас лекционная аудитория № 210).
Через 40 лет после возведения легендарное здание стало приходить в плачевное состояние. В газете «Омский железнодорожник» появилась тревожная статья, автор которой (С. Палкин) высказывал озабоченность тем, что разрушается «одно из самых значительных сооружений города».
В 1961 году, после перевода Управления железной дороги в Новосибирск, в здании разместился переведённый из Томска по решению правительства Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ), переименованный в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ), с 1997 года - Омский государственный университет путей сообщения. Известно, что сразу после переезда, ввиду нехватки мест в общежитии по ул. Пушкина (сейчас общежитие № 1), студенты ОмИИТа жили в самом здании института, в левом крыле, в кабинетах, расположенных на втором этаже с № 211 по № 250 (в нём жило 40 человек). В каб. № 120 (балетном классе клуба «Железнодорожник») проходили танцевальные вечера. По воспоминаниям бывших студентов, жить в здании было удобно, завтракать и обедать ходили в столовую на цокольном этаже.
В 2000 году началась реконструкция главного корпуса университета, поскольку с 1917 года легендарное здание не знало капитального ремонта, а время, как известно, не знает пощады. И вот, «благодаря весомой поддержке Министерства путей сообщения и Западно-Сибирской железной дороги, настойчивой инициативе и ответственному личному руководству ректора Ильхама Исламовича Га-лиева, в период с 2000 по 2005 год, проведена
коренная модернизация материальной базы университета: возрождён прекрасный памятник архитектуры - главный корпус университета» [4, с. 37]. Реставрация скульптур стала составной частью грандиозной программы, ведь легендарные девы Винклера были сильно разрушены, более восьмидесяти лет простояв в суровых условиях сибирского климата. В.П. Касьянов - заведующий отделом скульптуры Омского государственного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, принимавший участие в реставрационных работах, пишет: «В особое производство были выделены работы по реставрации аллегорических
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабенко Х.Т. Историческая справка. Памятник истории нач. ХХ в. - Управление Омской железной дороги (по пр. Маркса, 35 в г. Омске). Томск: Спецпроектреставрация, 1987. 50 с.
2. Белый Омск. Омск - столица Белой России. 1918-1919 гг. Открытки. / авторы текстов А. Лосу-нов, А. Сорокин, И. Балабонкин, Л. Дебус. Омск: Омскбланкиздат, 2011.
3. Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории 1918-1920 гг. М.: Айрис Пресс, 2008. 672 с.
4. История и современность. Омский государственный университет путей сообщения. 1900-2005 / под общ. ред. И.И. Галиева. Омск, 2005. 284 с.
5. Касьянов В.П. Жемчужина Великого Сибирского пути. Омск: ОмГУПС, 2000. 12 с.
6. Палкин С. Сохранность здания Управления дороги под неослабный контроль / Омский железнодорожник 17.07.1957.
7. Селюк В.И. «Неизвестный» Лидваль / Омская правда. 1990, 17 фев.
8. Шихатов И.П. Колчак Омский. Омск: Наследие. Диалог-Сибирь, 2005. 319 с.
Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения.
статуй Винклера: определены повреждения фигур, отдельные утраченные фрагменты... Особой заботой стало сохранение первоначального образа и авторского почерка в облике статуй. Помог реставраторам успешно добиться поставленной цели омский скульптор С.В. Норышев. Фигуры богинь после реставрации стали вновь таинственно-прекрасны и недосягаемы» [5, с. 12].
Поистине дворцовое величие встречает каждого, кто входит в университет, здание продолжает жить и удивлять омичей и гостей города своим великолепием. Оно по-настоящему прекрасно и молодо ...
REFERENCES
1. Babenko H.T. Istoricheskaya spravka. Pa-myatnik istorii nach. XX v. - Upravlenie Omskoy zheleznoy dorogi (po pr. Marksa, 35 v g. Omske). Tomsk: Spetsproektrestavratsiya, 1987. 50 s.
2. Bely Omsk. Omsk - stolitsa Beloy Rossii. 1918-1919 gg. Otkrytki. / avtory tekstov A. Losunov, A. Sorokin, I. Balabonkin, L. Debus. Omsk: Omskblankizdat, 2011.
3. Gins G.K. Sibir', soyuzniki i Kolchak. Povorotny moment russkoy istorii 1918-1920 gg. M.: Ayris Press, 2008. 672 s.
4. Istoriya i sovremennost'. Omskiy gosudar-stvenny universitet putey soobscheniya. 1900-2005 / pod obsch. red. I.I. Galieva. Omsk, 2005. 284 s.
5. Kas'yanov V.P. Zhemchuzhina Velikogo Sibirskogo puti. Omsk: OmGUPS, 2000. 12 s.
6. Palkin S. Sohrannost' zdaniya Upravleniya dorogi pod neoslabny kontrol' / Omskiy zheleznodorozh-nik 17.07.1957.
7. Selyuk V.I. «Neizvestny» Lidval' / Omskaya pravda. 1990, 17 fev.
8. Shihatov I.P. Kolchak Omskiy. Omsk: Nasledie. Dialog-Sibir', 2005. 319 s.
Reznik Irina Ivanovna - Cand. Sc. {Philosophy}, Member of the Union of Writers of Russia, Head of Omsk State Transport University Museum.
Статья поступила в редакцию 28.06.2017 г.
Цитаты
Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник.
Книга - коллективный опыт. Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьёзного учителя.
Пётр Андреевич Павленко (1899-1951) - советский писатель и деятель культуры. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени.