7889 УДК 304.44
Из СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1976-1980 годы). ЧАСТЬ I
В.В. КАЛУГИН,
кандидат биологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Десятая статья В.В. Калугина — продолжение историко-социального очерка об организации, планировании и координации научных исследований в СССР в 1976-1980 гг.* На основании проведенных исследований и детального анализа различных источников, автором сделаны конкретные выводы о значении наиболее важных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятых в десятой советской пятилетке в области планирования народного хозяйства, включая планирования науки и техники. Программно-целевой метод планирования юридически получил правовой статус государственного обязательного метода планирования народного хозяйства, включая планирование науки и техники. Необходимым условием ускорения научно-технического прогресса являлся планомерный перевод научно-исследовательских, проект-но-конструкторских организаций, предприятий, НПО и других учреждений различных министерств на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике. В статье имеются три информативные таблицы (динамика за 25 и 45 лет): численность научных работников в СССР; количество научных учреждений; численность научных работников в СССР по различным отраслям наук.
Ключевые слова: десятый пятилетний план СССР, социальная история науки, научно-технический комплекс, программно-целевой метод планирования, народное хозяйство СССР, планирование науки и техники, научные учреждения, научные работники, отрасли наук
*Первые девять статей автора по данной проблеме опубликованы в журнале «История и педагогика естествознания», выпуски: № 3 (С. 3-8), № 4 (С. 3-9) 2012 г.; № 1 (С. 3-7), № 2 (С. 3-9), № 3 (С. 5-14), № 4 (С. 12-19) 2013 г.; № 1 (С. 3-11), № 2 (С. 3-9), № 3 (С. 3-8) 2014 г.
Нам следует превратить Академию в постоянно действующий штаб координации научных исследований по всей стране.
Президент АН СССР (1975-1986) академик А.П. Александров, 1976 г.
(Из выступления на Общем собрании Академии наук
СССР 17 марта 1976 г.)
Десятый пятилетний план СССР. Главная задача десятой пятилетки состояла «...в последовательном осуществлении курса Коммунистической партии на подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства» [1, с. 233-234].
В 1980 г. закончилась десятая советская пятилетка. По сравнению с девятой пятилеткой, национальный доход увеличился (по сумме лет) на 400 млрд руб., промышленная продукция — на 717 млрд руб. и продукция сельского хозяйства — на 50 млрд руб. Основные фонды в стране увеличились в 1,4 раза. Были введены в действие более 1200 крупных промышленных предприятий. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие технический прогресс. Производительность общественного труда возросла на 17%. Только за счет увеличения производительности труда в промышленности было получено 75% прироста продукции, в строительстве — 95% прироста строительно-монтажных работ, а в сельском хозяйстве — весь прирост продукции. Реальные доходы на душу населения за пятилетку повысились на 18%. Средняя заработная плата рабочих и служащих выросла на 16%, а оплата труда колхозников — на 26% [2, с. 65].
В десятой пятилетке продолжалось интенсивное развитие науки и техники, внедрение их достижений во все отрасли народного хозяйства. Например, в 1980 г. «создано 3610 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации; на промышленных предприятиях установлено около 12 тыс. механизированных поточных и автоматических линий; переведено на комплексную механизацию и автоматизацию 8,4 тыс. участков, цехов, производств; создано 697 автоматизированных систем для учета, планирования и управления, в т.ч. 395 АСУ технологическими процессами; внедрено св. 4 млн изобретений и рационализаторских предложений» [2, с. 66].
Важно отметить многолетнюю тенденцию (тренд) значительного увеличения расходов на науку в Советском Союзе из государственного бюджета и других источников. Так, в 1965 г. они составляли 6,9 млрд руб. (100%); в 1970 г. — 11,7 (169,6%); в 1975 г. — 17,4 (252,2%); в 1980 г. — 22,3 млрд руб. (323,2%). Следовательно, расходы на науку в СССР за период с 1965 по 1980 гг. включительно увеличились в 3,2 раза [3, с. 564]. При этом увеличивался также удельный вес затрат на обеспечение материальной базы науки. Например, в 1950 г. 80% всех расходов составлял фонд заработной платы, а в 1975 г. он снизился до 43% при абсолютном росте в 9,6 раза [4, с. 589].
Важнейшее государственное значение имело постановление XXV съезда КПСС от 3 марта 1976 г., который утвердил «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.». В пункте 5 данного постановления было конкретно указано: «Совершенствовать систему взаимоувязанных народнохозяйственных планов — долгосрочного, пятилетних и годовых. Обеспечивать более полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования. Шире использовать в планировании программно-целевой метод, осуществить разработку комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам... Повысить обоснованность прогнозов научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, расширить использование этих прогнозов при разработке народнохозяйственных планов. Продолжить работу над комплексной программой научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на перспективу» [1, с. 238-239] (здесь и далее курсив автора. — В.К.).
В развитие этого документа было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственной науки и укреплению её связи с производством» от 26 августа 1976 г. Оно фактически определило дальнейшее развитие сельскохозяйственной науки. Характерно, что в постановлении были отмечены существенные недостатки в работе отраслевых министерств и ведомств. Так, указывалось, что Министерство сельского хозяйства СССР (далее — Минсельхоз СССР), Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (далее — Госкомитет СССР по науке и технике), Академия наук СССР (далее — АН СССР) не принимали действенных мер к сосредоточению ученых на совместной разработке крупных теоретических и прикладных проблем в области сельского хозяйства. Были отмечены также серьезные недостатки в планировании и координации научно-исследовательских работ, что приводило к ненужному их дублированию, распылению сил и средств научных учреждений, затягиванию сроков решения проблем [5, с. 401-402].
В связи с этим, в данном постановлении было конкретно указано, что Академии наук СССР, академиям наук союзных республик и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (далее — ВАСХНИЛ) необходимо осуществлять программы совместных исследований по молекулярной биологии, генетике, физиологии, биохимии и другим фундаментальным наукам о природе растений и животных, а также по вопросам охраны природы, рационального использования земельных и водных ресурсов, повышения плодородия и защиты почв от эрозии [5, с. 403].
Кроме того, в постановлении, в частности, отмечено, что Минсельхоз СССР, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, «Союзсельхозтех-ника», ВАСХНИЛ, Госкомитет СССР по науке и технике и Советы Министров союзных республик должны осуществлять научные исследования по следующим основным направлениям научно-технического прогресса в сельском хозяйстве в области: экономики и организации сельскохозяйственного производства, растениеводства, земледелия и защиты растений, кормопроизводства, животноводства и ветеринарии, химизации сельского хозяйства, механизации и электрификации сельского хозяйства, гидротехники и мелиорации земель, агролесомелиорации и лесоводства. При этом каждое направление в постановлении было конкретизировано [5, с. 403-407].
Как ранее отмечал автор, необходимым условием ускорения научно-технического прогресса в Советском Союзе являлся планомерный перевод (начиная с 1975 г.) научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, предприятий, научно-производственных и производственных объединений (далее — научно-исследовательские организаций, предприятий НПО и другие учреждения) различных министерств на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике [3 6, с. 8]. Так, в 19751978 гг. было принято 11 постановлений Совета Министров СССР о переводе указанных организаций и учреждений на новую систему планирования и экономического стимулирования* [7, с. 367, 417, 571, 584; 8, с. 260, 271, 307, 430, 504].
Программно-целевое планирование. Необходимо напомнить, что термин «программно-целевое планирование» уже употреблялся в Советском Союзе в научной литературе в середине 1970-х годов [6, с. 6]. Однако только после принятия указанного постановления XXV съездом КПСС программно-целевой метод планирования получил правовой статус официального государственного метода планирова-
*Это постановления Совета Министров СССР, принятые в 1975-1978 гг., в том числе: 2 июля 1976 г., 20 сентября 1976 г., 10 января 1977 г., 14 января 1977 г., 11 мая 1978 г., 29 мая 1978 г., 2 июля 1978 г., 8 августа 1978 г., 24 октября 1978 г., 21 декабря 1978 г. и др. [7, 8] .
ния народного хозяйства СССР при разработке комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам. Дальнейшим развитием программных установок XXV съезда КПСС явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшения планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г. Именно в этом постановлении впервые были подробно изложен «государственный механизм» осуществления системы мер по дальнейшему совершенствованию планового руководства экономикой Советского Союза и широкого применения программно-целевого метода планирования; конкретизированы функции Госплана СССР, Госкомитета СССР по науке и технике, Академии наук СССР, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик; определён порядок составления перспективных планов экономического и социального развития, а также методы хозяйственного и экономического стимулирования и т.д. [9, 64 с.].
Это постановление не только вносило принципиально новые качественные изменения в государственную систему долгосрочного планирования развития народного хозяйства СССР (на 20 лет по пятилетиям), включая долгосрочное планирование развития науки и техники, но и предусматривало комплексную систему взаимоувязанных мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование всего хозяйственного механизма страны и значительное ускорение научно-технического прогресса в СССР.* В связи с этим, а также учитывая особую важность указанного постановления для комплексного изучения социальной истории отечественной науки, необходимо кратко изложить его основные положения в области организации и планирования развития науки, техники и ускорения научно-технического прогресса в СССР.
В первом пункте данного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР было указано: «Считать важнейшими направлениями улучшения всей плановой работы выбор наиболее эффективных путей достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих планов, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение сбалансированного роста экономики». В частности, Госплан СССР должен был обеспечивать качественно новый уровень содержания пла-
*Указанное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, изложенное на 64 с., предусматривало комплексную систему мер по дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма страны и включало 63 пункта по трем основным направлениям: 1. О мерах по повышению уровня плановой работы в народном хозяйстве. 2. О мерах по ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов и повышению эффективности капитальных вложений. 3. О развитии хозяйственного расчета и усиления роли экономических рычагов и стимулов [9, 64 с.].
нирования на основе перспективных планов, широкого применения программно-целевого метода и внедрения научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов [9, с. 8-9] (здесь и далее курсив автора — В.К.).
Во втором пункте постановления устанавливался конкретный порядок составления перспективных планов экономического и социального развития:
а) Академия наук СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике и Госстрой СССР разрабатывали комплексную программу научно-технического прогресса (далее — КП НТП) на 20 лет (по пятилетиям) и представляли эту программу в Совет Министров СССР и Госплан СССР за два года до очередной пятилетки. Через каждые пять лет указанные организации вносили в КП НТП необходимые уточнения и составляли уточненную программу на новое пятилетие;
б) Госплан СССР, исходя из социально экономических задач, установленных на длительную перспективу и КП НТП, разрабатывал совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик проект основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям). Через каждые пять лет в основные направления вносились необходимые уточнения и составлялся проект на новое пятилетие [9, с. 9].
Шестым пунктом постановления предусматривалась разработка «.в качестве важнейшей составной части государственных перспективных планов экономического и социального развития целевые комплексные научно-технические, экономические и социальные программы, а также программы отдельных регионов и территориально-производственных комплексов, обеспечивая необходимую увязку этих программ с соответствующими разделами плана, с материальными и финансовыми ресурсами» [9, с. 13].
В седьмом пункте указано, что промышленные министерства, объединения и предприятия обязаны утверждать в пятилетних планах экономического и социального развития следующие важные показатели и экономические нормативы (с распределением по годам) по: производству, труду и социальному развитию, финансам, капитальному строительству, внедрению новой техники, материально-техническому обеспечению [9, с. 14-16].
В пункте 13 предусматривалось, что Государственный комитет СССР по науке и технике и Госстрой СССР совместно с Академией наук СССР разрабатывают и представляют в Госплан СССР программы по решению важнейших научно-технических проблем и проблем комплексного использования природных ресурсов с учетом применения результатов фундаментальных и прикладных исследований [9, с. 20].
В пункте 51 постановления подчеркивалось, что для ускорения научно-технического прогресса и расширения выпуска новой высокоэффективной продукции необходимо:
а) завершить в 1980 г. перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, научно-производственных объединений (предприятий) промышленных министерств на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров). Определять в договорах конечные результаты этих работ, народнохозяйственный эффект, исполнителей, сроки выполнения работ и т. д.;
б) создать в министерствах и ведомствах единый фонд развития науки и техники для финансирования НИР и ОКР, возмещения затрат, связанных с разработкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов и др.;
в) создавать в научно-исследовательских, проек-тно-конструкторских и технологических организациях фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий, развития организации и др.;
д) постепенно переводить в одиннадцатой пятилетке научно-исследовательские, проектно-конструк-торские и технологические организации на систему расчетов за полностью законченную и принятую заказчиком работу вместо поэтапной оплаты работ [9, с. 51-53].
Таким образом, даже этот очень краткий перечень отдельных мер, отмеченных в данном постановлении, в том числе в области организации и планирования развития науки и техники, показывает исключительную важность программно-целевого метода перспективного и пятилетнего планирования. Необходимо акцентировать масштабность комплексных взаимоувязанных мероприятий, предусмотренных при разработке и выполнении целевых ком-
Таблица 1
Количество научных учреждений в СССР (на конец года)
плексных научно-технических, экономических, социальных программ, а также программ отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. Фактически данное постановление являлось главным нормативно-методическим документом, который заложил единые научно-методические основы программно-целевого метода планирования. Спустя год Госплан СССР разработал и утвердил «Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР» (от 31 марта 1980 г., № 63), которые были направлены всем министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров и госпланам союзных республик.
Научно-технический комплекс СССР. Как известно, наука функционирует и развивается не только как специфический вид творческой деятельности человека, но и как совокупность многогранных общественных отношений, непосредственно связывающих научных работников, а также научные сообщества друг с другом. Например, в СССР, благодаря планомерной и последовательной государственной политике, научные сообщества (социальные институты) в процессе своей эволюции для достижения своих целей объединялись в соответствующие подсистемы: отраслевые академии наук и (или) академии наук союзных республик, которые, в свою очередь, объединялись в единый научно-технический комплекс СССР (далее — НТК СССР). НТК СССР, как отмечал автор в предыдущих статьях [6, с. 3-5; 10, с. 3-4], являлся первой в мире централизованной многоуровневой структурой, в которой в десятой советской пятилетке плодотворно функционировали около 5 тысяч научных организаций различных министерств, ведомств и работали свыше 1,3 млн научных работников.
Показатели 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1986 г.
Всего научных учреждений (включая высшие учебные заведения), в том
числе: 5182 4938 5057 5070
академии 20 20 20 20
отделения, научные центры и филиалы академий 14 20 20 21
научно-исследовательские институты 2078 2478 2607 2649
филиалы и отделения научно-исследовательских институтов 447 530 564 551
научно-исследовательские лаборатории 134 80 71 68
научные и опытные станции 483 357 352 348
конструкторские бюро, ведущие научно-исследовательскую работу 42 31 13 12
обсерватории 13 15 15 15
ботанические сады, дендрарии 24 24 24 24
заповедники 43 15 16 17
Примечания. 1. К научным учреждениям отнесены научно-исследовательские институты (НИИ), их филиалы и отделения, высшие учебные заведения (ВУЗы), самостоятельные научно-исследовательские лаборатории, научные и опытные станции, некоторые музеи, библиотеки, архивы, которые систематически ведут научную работу, а также ряд других научных учреждений [11, с. 60].
2. В 1913 г. в России было всего 298 научных учреждений; в 1940 — 2359. В дореволюционной России непосредственно в ведении Академии наук было только 41 научное учреждение, в которых числилось всего лишь 154 научных работника. Численность научных и научно-педагогических работников составляла: в 1913 г. — 11,6 тыс. человек; в 1940 г. — 98,3 тыс. человек [11, с. 60].
Примечания. 1. Сводная таблица составлена автором на основании трех статистических сборников ЦСУ СССР: 1971, 1982, 1987 гг. [11-13].
2. В численность научных работников включены все их категории: академики (действительные члены), члены-корреспонденты всех академий; все люди, имеющие ученую степень доктора, кандидата наук или ученое звание профессора, доцента, старшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника и ассистента, независимо от места и характера их работы; все лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, а также специалисты, ведущие научную работу на промышленных предприятиях и в проектных организациях, независимо от наличия у них ученой степени или ученого звания.
Таблица 2
Численность научных работников СССР и в союзных республиках (на конец года, тыс. человек)
Показатели 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г.
Численность научных работников, тыс. человек:
СССР 98,3 162,5 354,2 927,7 1373,3 1491,3
РСФСР 62,0 111,7 242,9 631,1 937,7 1019,1
Украинская ССР 19,3 22,4 46,7 129,7 195,8 210,3
Белорусская ССР 2,2 2,6 6,8 21,9 38,1 42,4
Узбекская ССР 3,0 4,5 10,3 25,2 35,3 38,1
Казахская ССР 1,7 3,3 9,6 26,8 37,4 40,4
Грузинская ССР 3,5 4,9 9,1 17,1 25,2 27,6
Азербайджанская ССР 1,9 3,4 7,2 21,3 22,0 23,2
Литовская ССР 0,6 1,4 3,3 9,0 14,3 14,8
Молдавская ССР 0,2 0,2 2,0 5,7 8,8 10,3
Латвийская ССР 1,1 2,2 3,3 8,9 12,6 13,5
Киргизская ССР 0,3 0,8 2,3 5,9 8,2 9,1
Таджикская ССР 0,4 0,7 2,1 5,1 7,6 8,4
Армянская ССР 1,1 2,0 4,2 12,8 19,1 21,5
Туркменская ССР 0,5 0,7 1,8 3,6 5,0 5,6
Эстонская ССР 0,5 1,2 2,2 4,7 6,2 7,0
В связи с этим, для всестороннего изучения социальной истории отечественной науки, в том числе для исследования развития научно-технического комплекса СССР, представляет несомненный научный интерес изучение динамики изменений количества различных научных учреждений в стране (табл. 1) и соответственно — численности научных работников в СССР и в союзных республиках (табл. 2).
Из данных табл. 1 для конкретного анализа выбраны показатели количества научно-исследовательских институтов (НИИ) в СССР за 1970, 1980 и 1985 гг. Установлено, что количество НИИ в СССР постепенно увеличивалось и составляло соответственно по указанным годам следующие цифры в процентах (исходный 1970 г. — это 100%): 1980 г. — 119,2; 1985 г. — 125,4%. Итого, количество НИИ в СССР за 15 лет увеличилось на 25,4% в сравнении с исходным 1970 г.
Из данных табл. 2 для анализа выбраны показатели численности научных работников (тыс. человек) СССР за 1970, 1980 и 1985 гг. Установлено, что количество научных работников в СССР постепенно увеличивалось и составляло соответственно по указанным годам следующие цифры (исходный 1970 г. — 100%): 1980 г. —148%; 1985 г. — 160,8%. Итого, численность научных работников в СССР за 15 лет увеличилась на 60,8% в сравнении с исходным 1970 г.
С точки зрения историко-социологических исследований данные табл. 3 представляют особенно большой интерес, так как в ней наглядно представлена не только положительная динамика изменения численности научных работников в СССР за 25 лет по различным отраслям науки (что очень важно), но и продемонстрирована большая востребованность в Советском Союзе высококвалифицированных научных работников. Например, в 1986 г. самый большой процент научных работников, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, наблюдался в следующих семи отраслях науки (по убыванию процентов): медицинских (74%), исторических (65%), философских (64%), юридических (64%), ветеринарных (63%), биологических (58%) и психологических (53%).
Выводы
На основании проведенных научных исследований, а также детального анализа данных различных источников, необходимо сделать следующие выводы:
1. В десятой советской пятилетке продолжалось интенсивное развитие науки и техники, внедрение их достижений в разнообразные отрасли народного хозяйства. Было создано 3610 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации; на промышленных предприятиях установлено около 12 тыс. механизированных
Примечания. 1. В последней правой графе таблицы указано процентное соотношение лиц, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, к общей численности научных работников (в процентах).
2. Сводная таблица дана, согласно статистическому ежегоднику (1987 г.) Государственного комитета СССР по статистике [11, с. 63].
3. В численность научных работников включены все их категории: академики (действительные члены), члены-корреспонденты всех академий; все люди, имеющие ученую степень доктора, кандидата наук или ученое звание профессора, доцента, старшего научного сотрудника, младшего научного сотрудника и ассистента, независимо от места и характера их работы.
Таблица 3
Численность научных работников в СССР по отраслям наук (на конец года, тыс. человек)
Показатели 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1986 г. 1986 г., % лиц с ученой степенью
Численность научных работников СССР, всего,
включая научные кадры ВУЗов, в том числе по
отраслям, тыс. человек: 354,2 927,7 1373,3 1491,3 1500,5 35
физико-математическая 29,0 95,3 142,0 149,3 145,4 43
химическая 26,2 45,8 57,6 60,2 62,5 46
биологическая 15,1 37,3 52,5 56,3 57,1 58
геолого-минералогическая 10,7 20,3 27,6 28,5 28,7 50
техническая 129,8 409,5 635,2 708,2 715,7 23
сельскохозяйственная 18,0 31,1 41,7 42,4 42,7 51
историческая 16,5 25,1 27,5 28,5 28,5 65
экономическая 13,9 57,5 105,1 113,0 112,5 35
философская 3,4 12,0 19,9 21,2 20,9 64
филологическая 21,2 48,7 57,9 58,8 58,6 32
географическая 4,3 7,2 10,1 10,8 10,8 47
юридическая 2,2 4,8 8,3 8,8 8,7 64
педагогическая 14,1 31,3 36,0 38,9 39,6 29
медицинская 31,4 48,8 68,3 75,0 76,4 74
фармацевтическая 0,8 1,2 1,9 2,3 2,2 47
ветеринарная 3,2 4,3 6,2 6,1 6,2 63
искусствоведения 5,6 12,2 15,0 15,6 15,7 17
архитектуры 1,4 2,6 4,5 4,4 4,4 37
психологическая — 1,9 4,2 4,4 4,6 53
поточных и автоматических линий; создано 697 автоматизированных систем для учета, планирования и управления; внедрено свыше 4 млн изобретений и рационализаторских предложений.
2. Большое значение для развития сельскохозяйственной науки и ускорения развития различных отраслей сельского хозяйства имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственной науки и укреплению её связи с производством» от 26 августа1976 г.
3. Необходимым условием ускорения научно-технического прогресса в Советском Союзе являлся планомерный перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, предприятий, НПО и других учреждений различных министерств и ведомств на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике.
4. Важнейшим событием в десятой пятилетке являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшения планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г., которое внесло качественные изме-
нения в государственную систему долгосрочного и пятилетнего планирования и предусматривало комплексную систему взаимоувязанных мероприятий по дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма страны.
5. Большой интерес, с точки зрения историко-со-циологических исследований, представляют систематизированные данные положительной динамики изменения численности научных работников в СССР за 35 лет по различным отраслям науки (табл. 3). Проведенный анализ подтверждает большую востребованность в Советском Союзе высококвалифицированных научных работников.
Продолжение данной статьи в следующем выпуске журнала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление XXV съезда КПСС. / Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1975-1977). — М.: Политиздат, 1977, — Т. 11. — С. 233-234, 238-239.
2. Воронин А. Народное хозяйство СССР / Ежегодник БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Выпуск 25. — С. 65-66.
3. Народное хозяйство СССР. 1922-1982. М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 564.
4. Газета «Правда», 4 января 1979 г. (текст цит. по: История социалистической экономики СССР. — М.: Наука, 1980. — Т. 7. — С. 589).
5. О мерах по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственной науки и укреплению её связи с производством: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 августа 1976 г. / Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (19751977 гг.). — М.: Политиздат, 1977, — Т. 11. — С. 401-402.
6. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1966-1970 годы) // История и педагогика естествознания. — 2014. — № 2. — С. 3-4.
7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1975-1977 гг.). — М.: Политиздат, 1977, — Т. 11. — С. 367, 417, 571, 584.
8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1977-1979 гг.). — М.: Политиздат, 1979, — Т. 12. — С. 260, 271, 307, 430, 504.
9. Об улучшения планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. — М.: Политиздат, 1979. — С. 8-9, 13-16, 30, 51-53, 64.
10. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1966-1970 годы) // История и педагогика естествознания. — 2014. — № 3. — С. 3-4.
11. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1987. — С. 60, 63.
12. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1971. — С. 243244.
13. Народное хозяйство СССР. 1922-1982. Юбилейный статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 125-126.
ABOUT THE SOCIAL HISTORY OF SCIENCE: ORGANIZATION, PLANNING AND COORDINATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE USSR (1976-1980). PART I
Kalugin V.V., Candidate of Biological Sciences, Docent
ABSTRACT
Tenth article V. Kalugin is the continuation of the historical and social essay about the organization, planning and coordination of research in the USSR in 1976-1980. On the basis of research and detailed analysis of various sources, the author has made specific conclusions about the significance of the most important decisions of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers adopted in the Tenth Five-Year Plan in the Soviet economic planning, including planning of science and technology. Program-target method of planning legally obtained the legal status of the state compulsory method of economic planning, including planning for science and technology. A necessary condition for accelerating scientific and technological progress is the systematic translation of research, design organizations, enterprises and other institutions of various ministries to the new system of planning, financing and economic incentives work on the new technology. In the article, there are three informative tables: the number of scientists of the USSR; number of scientific institutions; number of scientific workers of the USSR in various branches of science.
Keywords: Tenth Five-Year Plan of the USSR, social history of science, scientific and technical complex, method of planning, national economy of the USSR, planning of science and technology, academia, scientists, industry, science.
REFERENCES
1. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam (1975-1977) [Action Party and the government on economic matters (1975-1977)]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, vol. 11, pp. 233-234, 238-239.
2. Voronin A. Yezhegodnik BSE [Yearbook Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1981, is. 25, pp. 65-66.
3. Narodnoye khozyaystvo SSSR. 1922-1982 [National economy of the USSR. 1922-1982]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1982, pp. 564.
4. Istoriya sotsialisticheskoy ekonomiki SSSR [History of the socialist economy of the USSR]. Moscow, Nauka Publ., 1980, vol. 7, p. 589).
5. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam (1975-1977) [Action Party and the government on economic matters (1975-1977)]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, vol. 11, pp. 401-402.
6. Kalugin V.V. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya [History and Pedagogy of Natural Science]. 2014, no. 2, pp. 3-4.
7. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam (1975-1977) [Action Party and the government on economic matters (1975-1977)]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, vol. 11, pp. 367, 417, 571, 584.
8. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam (1977-1979) [Action Party and the government on economic matters(1977-1979)]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, vol. 12, pp. 260, 271, 307, 430, 504.
9. Postanovleniye TSK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 12 iyulya 1979 g [Resolution of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers on July 12, 1979 ] Moscow, Politizdat Publ., 1979, pp. 8-9, 13-16, 30, 51-53, 64.
10. Kalugin V.V. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya [History and Pedagogy of Natural Science]. 2014, no. 3, pp. 3-4.
11. Narodnoye khozyaystvo SSSR za 70 let. Yubileynyy statisticheskiy yezhegodnik [The national economy of the USSR for 70 years. Jubilee Statistical Yearbook]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1987, pp. 60, 63.
12. Narodnoye obrazovaniye, nauka i kul'tura v SSSR. Statisticheskiy sbornik [Education, science and culture in the USSR. Statistical collection]. Moscow, Statistika Publ., 1971, pp. 243-244.
13. Narodnoye khozyaystvo SSSR. 1922-1982. Yubileynyy statisticheskiy yezhegodnik [The national economy of the USSR for 70 years. Jubilee Statistical Yearbook]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1982, pp. 125-126.