Олджай Тюркан, проф., др. филолог. наук, Стамбульский университет, Стамбул, Турция
ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ В СТАМБУЛ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ОДНОГО БЕЛОЭМИГРАНТА НА «ТОМ БЕРЕГУ»
Работа осуществлена при поддержка Отдела международных научных проектов Стамбульского университета. Проект BYP №29195 *
Abstract
This work aims to supply the biography of the artist and public figure Nikolai Perov (18831963) with new information about his life till emigration and in Istanbul nextforty years. The main source of this study are manuscripts of artist's wife Anna Perova consisting of three pages, which was found by the author during a research about Iraida Barry's (née Kedrina) diaries and manuscripts in Bakhmeteff Archive of Russian and Eastern European History and Culture of the Rare Book and Manuscript Library at Columbia University in New York.
Keywords: The Russian Emigration to Turkey in 1920's, Russian Traces in Istanbul, White Russian Artists Abroad
Николай Константинович Перов - один из четырех художников-белоэмигрантов42, которые, обосновавшись в Стамбуле, выбрали Турцию своей второй родиной. Здесь он работал декоратором Стамбульского городского театра, общественным деятелем, был душой русской колонии в городе и слыл талантливым иконописцем. Сведения о жизни и творческой деятельности Н. К. Перова имеются на сайте «Искусство и архитектура Русского зарубежья»43. Этими сведениями пользуются и при проведении экспертиз картин
44
художника .
Данная работа ставит целью дополнить биографию Н. К. Перова новыми сведениями о его жизни до эмиграции и в Стамбуле в последующие сорок лет. Главным источником
* Автор выражает благодарность руководству Отдела поддержки международных научных проектов при Стамбульском университете за оказание помощи в осуществлении данного проекта (Рег. № 29195).
42 Кроме Николая Перова в городе обосновались художники Николай Калмыков (1896-1951) (известен в Турции как Наджи Калмукоглу), Ибрагим Сафиев (1998-1983) (известен как Ибрахим Сафи) и Николай Николаевич Якобсон (18951964). См.: Олджай Т. Вклад русской диаспоры в культурную жизнь Стамбула // Инновации исследования русского языка, литературы и культуры, Том I, Университетско издателство "П. Хилендарски", Пловдив, 2007, с. 453-465.
43 См.: Перов Николай Константинович. http://www.artrz.ru/texts/1804805756.html (дата доступа 20 января 2017 г.).
44 См.: Дьяконова Ю. Николай Перов - русский художник в Константинополе http://www.gosniir.ru/activity/expert /репэт^рх (дата доступа 16 сентября 2017 г.).
данного исследования является рукопись супруги художника А. Перовой на трех листах45, которая была обнаружена автором при изучении дневников и рукописей Ираиды Барри (урожд. Кедриной)46, хранящихся в Бахметьевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке. Год рукописи не обозначен, однако понятно, что написана она после смерти художника в 1963 году. На основании того, что рукопись хранится в Нью-Йорке, а также записей Ираиды Барри, в которых она часто пишет о необходимости каждому белоэмигранту письменно запечатлеть свою историю, можно предположить, что рукопись написана А. Перовой, для того чтобы сохранить память о муже, рассказать о его жизни и творчестве. Рукопись была передана И. Барри, которая к концу 1960-х гг. отправила все свои писания в Бахметьевский архив.
Интерес представляет тот факт, что автор почти не дает сведений о себе, хотя она тоже была художницей и помогала мужу в реставрационных работах. Подписав свою рукопись как «А. Перова», она предпочла остаться на заднем плане. Ее полное имя было обнаружено нами в одной из дневниковых записей Ираиды Барри, в которых она писала о предоставлении ею материальной помощи из Толстовского фонда для размещения Анны Александровны Перовой в больницу, где та, больная и одинокая, сможет дожить свои последние дни.
Рукопись начинается с описания знакомства Анны Александровны со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Перовым в 1910 г., когда они были учениками Харьковской школы рисования и живописи (через год они поженились). Далее следует рассказ о детстве Перова, его способностях.
Судя по рукописи, Н. К. Перов родился в 1886 г.47 в селе Долгинине Рязанской губернии в семье сельского дьякона Константина Алексеевича Перова. С детства проявлял «большие способности и любовь к рисованию». Одаренный мальчик обладал также «прекрасным голосом, <...> пел в церковном хоре сельской церкви, а потом и в семинарии всю свою жизнь» [Рукопись А. Перовой: л. 1а]48. В 1909 г., окончив Духовную семинарию в Рязани, поступил в Харьковский университет на историко-филологический факультет. Одновременно записался учеником Школы рисования и живописи.
Будущий художник «приехал в Харьков с 11 рублями в кармане, родители его по бедности не могли дать ему больше и вообще не могли содержать и оплачивать его жизнь»
45 Рукопись А. Перовой о муже Н. К. Перове. Iraida V. Barry Collection. Manuscripts by Various Persons. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University. BAR Ms Coll/Barry Box 7.
46 Ираида Барри (урожд. Кедрина) (1899, Севастополь - 1980, Стамбул) - дочь капитана I-го ранга, пионера русской морской авиации Вячеслава Никаноровича Кедрина (1870-1951, Ст. Барбара) и Елизаветы Нельсон Гирст (во втором браке Муравьева) (1878-1951, Стамбул). Приехав в Стамбул по приглашению своей крестной сестры Елены Чашинской (урожд. Каськова), в ноябре 1919 года начала работать в Английской морской базе машинисткой. Ход исторических событий заставил ее остаться в Стамбуле, куда в 1920 г. крупнейшей волной эмигрировали ее близкие. В том же году она вышла замуж за левантинца Альберта Барри и окончательно обосновалась в городе. Окончив в 1928 г. класс по скульптуре при Академии искусств в Стамбуле стала одной из первых женщин-скульпторов в Турции. Принимала участие в международных и национальных выставках.
47 В вышеназванных источниках указывается год рождения Н. К. Перова - 1883 г.
48 Все цитаты даются по рукописи А. А. Перовой. Iraida V. Barry Collection. Manuscripts by Various Persons. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University. BAR Ms Coll/Barry Box 7. Далее в ссылках будет указываться только номер листа, а - передняя сторона, б - оборотная сторона.
во время учебы. Он устроился подрабатывать хористом в одной из харьковских церквей. Со временем «любовь к живописи и рисованию настолько захватила его, что он увидел в этом свое истинное призвание, и университет потерял для него интерес». Перов бросил университет, хотя до его окончания оставался всего один семестр. Родственники Перова упрекали Анну в том, что она «не повлияла на него, чтобы он окончил университет». Вот как объясняет она свое невмешательство в этом выборе: «как он, так и я совершенно не были способны требовать друг от друга чего-либо, у нас обоих было врожденное чувство уважения к человеческой личности и ее правам». И все же он получил университетское образование, но «диплом ему никогда не понадобился» [л. 1б].
В 1912 г. Школа рисования и живописи перешла в ведение Петербургской Академии художеств, приобрела новые права и стала называться Харьковским художественным училищем. Николай Перов окончил училище в 1913 г. и стал преподавателем рисования в гимназиях и в Декоративно-художественной школе им. Бородаевского, директором которой был чех Ладислав Иосифович Тракал. Одновременно Перов преподавал русский язык в церковно-приходской школе при Александро-Невской церкви.
Став членом Товарищества харьковских художников (располагавшегося в здании Художественного училища), Перов стал усиленно заниматься живописью. С 1912 по 1914 гг. им написано много работ, часть из которых выставлялась на выставках «Товарищества» и тут же успешно продавалась. Однако активную деятельность молодого художника прервала разразившаяся война, летом 1914 г. его мобилизовали.
Н. К. Перов прошел строевую подготовку и был отправлен в Москву в Алексеевское военное училище. По его окончании его послали в Сибирь, в город Ачинск Иркутской области, куда с ним поехала Анна. В 1916 г. у них родился сын Лев.
В 1917 г. разразилась революция, и все офицеры, находящиеся в Ачинске, в том числе и Перов, были отправлены на фронт. А. Перова с сыном вернулась в Харьков к своим родителям.
На фронте в чине подпоручика Перов командовал батальоном. За прикрытие отступления дивизии был представлен к ордену св. Владимира с мечами и бантом. Отступал вместе с Белой армией в Крым, после чего в 1920 г. эвакуировался в Стамбул. Три года ни он, ни Анна не имели друг о друге никаких сведений.
Из рукописи узнаем, что, эвакуировавшись из Севастополя в Стамбул, Перов сначала поселился на одном из Принцевых островах - Халки (тур. Хейбели). «Н(иколай) К(онстантинович), будучи здоровым, молодым и крепким человеком, поступил грузчиком, чтобы что-нибудь заработать. Он таскал тяжелые тюки с разными товарами на пароходы и однажды, поскользнувшись, упал со своим грузом в море, но был благополучно спасен» [л. 2а]. Спустя некоторое время переехал в Стамбул, где устроился хористом в посольской церкви.
9 октября 1921 г. принял участие в выставке в галерее благотворительного клуба
«Маяк» на улице Бурса49 в доме № 40, которая стала важным событием в культурной жизни города и считается в профессиональном отношении первой в Стамбуле.
Перов был одним из первых членов созданного 1 января 1922 г. Союза русских художников и постоянным участником всех семи экспозиций, устроенных в галерее «Маяк» в течение 1922 г.
В том же году Перов получил первую большую реставрационную работу при французской церкви Св. Луи (Saint Louis) на Бейоглу. Заработанные на этом заказе деньги он отправил жене. В сентябре 1923 г. Анне Перовой вместе с семилетним сыном удалось приехать в Стамбул. Получение разрешения на выезд за границу объяснялось тем, что советское правительство нуждалось в валюте, что и «побудило разрешить на некоторое время своим гражданам выезд за границу» [л. 2а].
Сразу после приезда жены Перов получил новый заказ, и они вместе писали иконы для Николаевской церкви. Затем последовал другой заказ расписать церковь Св. Андрея на Афонском подворье50 в районе Каракёй, где художник в течение двух лет расписывал иконостас, настенные и потолочные росписи в «нестеровском» стиле. Одновременно он пел в хоре русской церкви Св. Пантелеймона, которую также расписывал. Кроме того, он выполнял заказы для греческих и униатских церквей. В 1927 г. реставрировал росписи православной церкви Св. Стефана (Сан-Стефано) совместно со своим учеником и помощником (в будущем - известным художником-реставратором) Александром Петровичем Грековым (1909-2000, Великий Новгород).
В 1927 г. Перовым были сделаны несколько панно для ателье фотографа-белоэмигранта Жюля Канцлера. Турецкий режиссер Мухсин Эртугрул (1892-1979), зайдя в ателье, заинтересовался панно. Узнав адрес художника, отправился к нему с предложением стать декоратором в Стамбульском городском театре. Анна Перова так описывает состояние театра и энтузиазм основоположника современного турецкого театра и кино Мухсина Эртугрула: «Стамбульский театр в то время, в 1927-1928 годах, не имел хорошего художника-декоратора, и Мухсин-бей как талантливый актер и режиссер очень страдал за организованный им театр, не имеющий хороших декораций. Мухсин-бей - это единственный в своем роде человек в Турции, культурный, образованный. Его можно назвать турецким Станиславским, тем более что он провел в России 4 года и учился у Станиславского. <...> И вот эти два молодых (Мухсин-бей приблизительно одного возраста с Н.К.) энергичных и талантливых человека принялись за работу» [л. 2б].
Далее в рукописи подробно описываются первые годы работы Перова в театре: «Он не имел помощников, должен был сам варить клей, перетаскивать декорации и кроме художественной, на его долю приходилось и много чисто физической работы. <...> Рано уезжал, поздно приезжал домой. Иногда даже приходилось оставаться в театре и работать ночью. Мухсин-бей в своем увлечении ставил каждую неделю новую пьесу. И поэтому у Н.
49 Нынешнее название улицы - «Садри Алышик».
50 Афонские подворья с домовыми церквями в квартале Каракёй. Русские обители на Афоне: Святопантелеймонов монастырь, Святоандреевский и Святоильинский скиты.
К. работы всегда было по горло» [л. 3а]. С течением времени у Перова появились помощники, к тому же пьесы ставились уже по одной в месяц. Его деятельность в качестве художника-декоратора при Стамбульском городском театре продолжалась 35 лет, до конца его жизни.
С 1955 г. Н. Перов служил художником-декоратором в Анкарском государственном театре оперы и балета, руководителем которого в то время был М. Эртугрул. Им же были выполнены и декорации к четырем фильмам, два из которых сняты Эртугрулом.
Деятельность Перова, не только художественная, но и общественная, была многогранной и разносторонней. Он состоял членом Общества турецких художников, выставлял свои картины. Расписал большой греческий собор Панагия, где работал более пяти лет, а также другие греческие церкви. Безвозмездно, в память умершего в 1941 г. сына, расписал церковь Св. Пантелеймона при подворье, реставрировал в ней иконы [л. 3 а].
Николай Перов играл большую роль в общественной и церковной жизни русских эмигрантов в Стамбуле. Много лет был регентом, церковным старостой при Святопантелеймоновской церкви. На церковных службах зачастую проводил проповеди. По словам жены, прихожане считали их замечательными. После закрытия последней он стал старостой Святоандреевской церкви. В 1950 г. был одним из основателей Благотворительного кружка помощи русским беженцам в Стамбуле при Андреевском подворье, а с 1957 г. вплоть до смерти, в 1963 г., - его председателем.
Вся деятельность Перова была «бескорыстной и безвозмездной. Он устраивал духовные концерты, имевшие большой успех. Два раза его приглашали дать концерт в Англиканской церкви <...>. Он устраивал также концерты русской песни, причем расписал для хора все костюмы в русском стиле» [л. 3б].
Это был мягкий, исключительно добрый и отзывчивый человек. Будучи деятельной натурой, стремился много работать, помогать, никогда никому не отказывая в помощи. И даже самый факт его смерти был вызван, в сущности, этими качествами. Случился пожар у соседей, он помогал им выбраться из дома, вытаскивал вещи, мебель, и его больное сердце не выдержало.
Похоронили художника на русском участке греческого кладбища в районе Шишли.
В местной прессе вышли статьи и некрологи о его деятельности, выражались глубокие сожаления, его потерю называли невосполнимой. В парижской газете «Русская мысль» от 26 декабря 1963 г. (№ 2091) Надир-бек опубликовал некролог «Памяти Н.К. Перова». Мухсин Эртугрул также опубликовал в январском номере журнала «Турецкий театр» записку «Наш 35-летний декоратор Перов», в которой на трех страницах описывается положение театра в 1927-1928 гг. и история знакомства с Николаем К. Перовым. Перова он характеризует как прекрасного художника, выдающегося декоратора, неутомимого работника и исключительно хорошего человека. Определив потерю Перова как невосполнимую, Эртугрул называет его своим сердцем.51
51 Ertugrul, M. 35 Yillik Dekorcumuz Nikola Perof // Tiyatro Dergisi, Ocak-§ubat 1964, Sayi 354, Yil 34, s. 21-23. 468
Н. К. Перов (1886-1963) Рукопись А. А. Перовой Фото из Архива турецкой кинематографии (TSA)
Н. К. Перов. «Мадонна», год не ук. Н. К. Перов. Экскиз декорации к комедии Мусахипзаде
Фото из альманаха «Русские на Босфоре», Джеляля «Чалма была свергнута», масло, 23x33 ст, год
сост. и изд. А.А. Бурнакин, Стамбул 1928 не ук. (премьера 13.02.1952 в Стамб. гор. театре)