Научная статья на тему 'Из опыта установления границ земель рекреационного назначения'

Из опыта установления границ земель рекреационного назначения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калеева К. М., Рахымбердина М. Е., Каретина И. П., Хасенов К. Б.

Specially protected natural areas's lands, recreational, historic and cultural facilities lands includes a variety of natural sites, which have special ecological, scientific and cultural value. Almost half of all land in this category in the Republic of Kazakhstan is in the East Kazakhstan region, including the unique natural and recreational complexes: Coast Bukhtarma reservoir, Sibin Lakes, Alakol Lake, Katon-Karagaiskiy district and a suburb of the Ridder-city. Continuous growth of recreational needs of society, as well as the transformation of tourism in the independent sector of the economy, operating recreational resources, require a more precise identification of the most promising resources for recreation. First and foremost, a serious approach requires work to do the borders of recreational destination lands for the withdrawal the lands in these areas from the state fund in the category: recreational destination lands.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калеева К. М., Рахымбердина М. Е., Каретина И. П., Хасенов К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE ESTABLISHMENT OF LAND BOUNDARIES OF THE RECREATION DESTINATION LANDS

Specially protected natural areas's lands, recreational, historic and cultural facilities lands includes a variety of natural sites, which have special ecological, scientific and cultural value. Almost half of all land in this category in the Republic of Kazakhstan is in the East Kazakhstan region, including the unique natural and recreational complexes: Coast Bukhtarma reservoir, Sibin Lakes, Alakol Lake, Katon-Karagaiskiy district and a suburb of the Ridder-city. Continuous growth of recreational needs of society, as well as the transformation of tourism in the independent sector of the economy, operating recreational resources, require a more precise identification of the most promising resources for recreation. First and foremost, a serious approach requires work to do the borders of recreational destination lands for the withdrawal the lands in these areas from the state fund in the category: recreational destination lands.

Текст научной работы на тему «Из опыта установления границ земель рекреационного назначения»

УДК 332.334.2

К.Б. Хасенов, И.П. Каретина, М.Е. Рахымбердина, К.М. Калеева ВКГТУ им. Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, Казахстан

ИЗ ОПЫТА УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

K.B. Khasenov, I.P. Karetina, M.Ye.Rakhimberdina, K.M. Kaleeva East-Kazakhstan State Technical University of D. Serikbaev (EKSTU)

19 Serikbaev, Ust-Kamenogorsk, 070010, Kazakhstan

FROM THE ESTABLISHMENT OF LAND BOUNDARIES OF THE RECREATION DESTINATION LANDS

Specially protected natural areas's lands, recreational, historic and cultural facilities lands includes a variety of natural sites, which have special ecological, scientific and cultural value.

Almost half of all land in this category in the Republic of Kazakhstan is in the East Kazakhstan region, including the unique natural and recreational complexes: Coast Bukhtarma reservoir, Sibin Lakes, Alakol Lake, Katon-Karagaiskiy district and a suburb of the Ridder-city.

Continuous growth of recreational needs of society, as well as the transformation of tourism in the independent sector of the economy, operating recreational resources, require a more precise identification of the most promising resources for recreation . First and foremost, a serious approach requires work to do the borders of recreational destination lands for the withdrawal the lands in these areas from the state fund in the category: recreational destination lands.

Согласно Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года, в настоящее время одной из сильных сторон ситуации в территориальном развитии нашей страны являются ее уникальные рекреационные ресурсы, но использовать такое преимущество на благо народу и государству можно только при обеспечении рациональной эксплуатации и сохранения (восстановления) этого природного богатства.

Постоянный рост природоохранных мероприятий, направленных на рациональное использование земельных и природных ресурсов, превращение туризма в самостоятельную отрасль экономики, эксплуатирующую рекреационные ресурсы, требуют более точной идентификации наиболее перспективных для этих целей территорий. В первую очередь, серьезного подхода требуют работы по установлению границ земель рекреационного назначения для осуществления вывода земель в этих зонах из государственного фонда в категорию земель рекреационного назначения.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения включают в себя различные природные объекты, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность.

Почти половина всех земель данной категории в Республике Казахстан числится в Восточно-Казахстанской области, в том числе уникальные рекреационные природные комплексы: побережье Бухтарминского

водохранилища, Сибинские озера, озеро Алаколь, Катон-Карагайского район и пригород города Риддера.

Еще в 2005 году в соответствии с поручением Акима области, департаментом архитектуры, градостроительства и строительства совместно с территориальным управлением по управлению земельными ресурсами, представителями районных отделов архитектуры была проведена инвентаризация строений и использования земельных участков на территориях Восточно-Казахстанской области, традиционно используемых для целей рекреации. В результате предварительно проведенных проверок и анализа сложившейся ситуации был обозначен ряд проблем: основная часть возводимых и эксплуатируемых объектов не отвечает санитарно-гигиеническим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям водоохранного и природоохранного законодательства. На градостроительное освоение данных рекреационных территорий нет разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке проектов застройки территорий, то есть освоение территории ведется хаотично и большей частью не рационально. Основными выявленными нарушениями были строительство без разрешения, утвержденного проекта и согласования с местным органом архитектуры, а также освоение территории без правоустанавливающих документов на земельные участки.

В целях развития туристического кластера, упорядочения хозяйственной деятельности на землях, предназначенных для массового отдыха населения, акиматами нескольких районов были приняты постановления о переводе земель общей площадью 1265,2 га в категорию земель особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Основная доля пришлась на побережье Бухтарминского водохранилища (Зыряновский район) и составила 811 га. Хочется отметить, что Бухтарминское водохранилище на р. Иртыш образовано плотиной одноименной ГЭС, которое заполнено в 1960-1967годах и имеет площадь (с

2 3

подпором оз. Зайсан) 5490 км , объем воды 49,6 км , длину 425 км, наибольшую ширину 35 км. Практически вдоль половины всего побережья располагаются дачи, базы и зоны отдыха, в труднодоступных местах развит неорганизованный туризм, то есть выше озвученные 811 га - лишь малая доля земель, фактически занятых под рекреацию.

В соответствии со статьей 126 Земельного кодекса Республики Казахстан в состав земель рекреационного назначения могут входить земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, лесопарки, туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Порядок и режим использования земель рекреационного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами.

В 2005 году было утверждено постановление акимата области «О региональной программе развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на 2006-2008 годы», предусматривающее ряд мероприятий, которые

могут позволить в кратчайшие сроки создать комфортные условия для благоприятного отдыха и улучшения здоровья отдыхающих.

В 2008 году авторами выполнялись работы по разработке землеустроительного проекта установления границ земель рекреационного назначения в районе сел Алтайка и Кремнюха на побережье Бухтарминского водохранилища (Зыряновский район).

В процессе работ было проведено установление границ всех землепользователей в районе ведения работ:

1. Имеющих в наличии правоудостоверящие документы, по предоставленным ВК ДГП ГосНПЦзем и Зыряновским земельно-кадастровым бюро (ЗКБ) данных государственного земельного кадастра (ГЗК);

2. Не имеющих правоудостоверящих документов на земельные участки, по фактически занимаемым границам, либо согласно существующим нормам отвода;

3. Отсутствующих на топографических планах, но по существующим границам землепользований, с учетом норм отвода, посредством тахеометрической съемки с привязкой к местной системе координат.

Район ведения работ был разбит на 6 участков общей площадью 721,47 га, на которых выполнено землеустроительное проектирование.

В результате проведенных полевых и камеральных работ было определено, что испрашиваемые земли представлены!

- Землями населенных пунктов, общей площадью 24,61 га;

- Землями сельскохозяйственного назначения, общей площадью 31,89 га;

- Землями промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, общей площадью 664,97 га.

Согласно ст. 134 Земельного Кодекса РК по берегам водохранилищ по предложению уполномоченного органа управления водными ресурсами местными исполнительными органами выделяются земельные участки под водоохранные зоны и полосы.

В Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области были запрошены сведения о наличии водоохранной зоны и полосы на проектной территории, однако областной акимат своими постановлениями водоохранную зону и полосу не устанавливал.

В связи с этим в проекте был определен согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 16 января 2004 года №42 «Об утверждении Правил установления водоохранных зон и полос» минимально возможный размер водоохранной зоны и полосы, а именно размер водоохранной зоны принят равным 500 м от линии затопления, водоохранной полосы - 20 м от линии затопления. В результате все собственники (землепользователи) на каждом из 6 участков попали в водоохранную зону Бухтарминского водохранилища. 161 земельный участок, общей площадью 63,75 га, большинство из которых находятся в частной собственности, оказался в водоохранной полосе (рис. 1, 2).

В соответствии со статьей 132 Земельного кодекса РК, земли, выделенные под водоохранные зоны и полосы, признаются землями водного фонда. В соответствии со 135 статьей Земельного кодекса РК, земельные участки из состава земель водного фонда могут быть предоставлены только во временное землепользование.

Рис. 1. Схема расположения участков проектной территории

Схема расположения участка №5 проектной территории

Рис. 2. Схема расположения участка №5 проектной территории

Геодезические работы проводились с целью получения топографического плана в масштабе 1: 2000, 1:10000. Полевые работы проводились в условной системе координат по следующей технологической схеме:

- Анализ имеющихся топографо-геодезических материалов на район работ;

- Рекогносцировочные работы;

- Создание планово-высотного обоснования;

- Тахеометрическая съемка местности;

- Камеральная обработка полевых измерений.

Анализ представленных топографо-геодезических материалов, выполненных различными организациями, с последующими рекогносцировочными работами показал существенные отличия и нестыковки представленных данных. Во-первых, представленные материалы съемок выполнены в различных системах координат. Во-вторых, отсутствие сведений о привязке к существующим пунктам геодезической сети. Натурные изменения в основном были связаны с отсутствием границ землепользователей, которым были выданы земельные участки по документам, либо ликвидацией старых границ. Важным этапом подготовительных работ стала рекогносцировка, т.к. участки расположены не в едином массиве и в условиях сложного рельефа. В результате рекогносцировочных работ были выбраны местоположения съемочных точек, с которых открывался достаточно широкий обзор побережья. Плановое положение определялось проложением сети теодолитных ходов, высотное - тригонометрическим нивелированием.

Создание съемочного обоснования и тахеометрическая съемка местности были выполнены электронным тахеометром PENTAX R-325NX.

После окончания полевых работ результаты измерения были переданы из памяти тахеометра в РС для дальнейшей обработки. Камеральная обработка полевых материалов выполнялась в соответствии с действующими нормативными документами и представлена в виде топографических планов в масштабах 1: 2000 и 1: 10000.

Камеральная обработка включала следующие основные этапы:

1. Импорт файла измерений.

2. Уравнивание теодолитного хода и хода тригонометрического нивелирования.

3. Создание текстового файла (x, y, z) точек съемки.

4. Построение цифровой модели и создание плана тахеометрической съемки местности.

5. Выпуск чертежей.

При уравнивании сети теодолитных ходов и тригонометрического нивелирования полученная точность планово-высотного обоснования удовлетворяет требованиям технического задания и соответствует в плане 1 -му

разряду полигонометрии, невязка нивелирного хода - техническому классу нивелирования.

© К.Б. Хасенов, И.П. Каретина, М.Е. Рахымбердина, К.М. Калеева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.