13. Downing A., Klein L. R. A multilingual virtual tour for international students: The Web-based library at Baruch College opens doors //College & research libraries news. - 2001. - T. 62. - №. 5. - C. 500-502.
14. Jan D. et al. A virtual tour guide for virtual worlds //Intelligent virtual agents. - Springer Berlin Heidelberg, 2009. - C. 372-378.
15. Rayward W. B., Twidale M. B. From Docent to Cyberdocent: Education and Guidancein the Virtual Museum //Archives and Museum Informatics. - 1999. -T. 13. - №. 1. - C. 23-53.
16. Stainfield J. et al. International virtual field trips: a new direction? //Journal of Geography in Higher Education. - 2000. - T. 24. - №. 2. - C. 255-262.
17. Warburton S. Second Life in higher education: Assessing the potential for and the barriers to deploying virtual worlds in learning and teaching //British Journal of Educational Technology. - 2009. - T. 40. - №. 3. - C. 414-426.
© Енбаева Л.В., Чеснокова М.В., Мальцева И.Н., 2016
ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Анна Германовна Канцур
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-Mail: ankantsur@mail.ru
Андрей Вячеславович Шелякин
студент гр.738 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-Mail: andrejscheljakin@gmail. com
Анастасия Евгеньевна Гуляева
студентка гр.738 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-Mail: gulia-1968@mail.ru
Аннотация: Представлен опыт создания образовательного веб-квеста в Интернете для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при обучении немецкому языку. В статье сделан особый акцент на практической части создания веб-квеста.
Ключевые слова: веб-квест, немецкий язык, проектно-исследовательская деятельность, веб-сайт, интернет-ресурсы.
Технология веб-квест появилась в методике обучения иностранным языкам относительно недавно, в 1995 году. Автором технологии веб-квест как учебного задания является Берни Додж, профессор государственного университета Сан Диего (США). С тех пор технология веб-квест широко используется учителями и преподавателями образовательных учреждений [4].
135
Образовательный веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебные задания. Работа над веб-квестом может быть как самостоятельной, так и групповой [1, с. 70].
Особенностью веб-квеста является то, что часть информации, представленной на сайте, находится на сторонних веб-ресурсах. Обучающиеся переходят на эти ресурсы благодаря гиперссылкам, собирают и обрабатывают материалы по той или иной проблеме. Ссылки на внешние ресурсы учитель отбирает сам при создании веб-квеста. Обучающиеся также используют Интернет для самостоятельного поиска информации.
Необходимо отметить, что с внедрением ФГОС нового поколения проектная технология становится приоритетной и позволяет в интересной форме формировать универсальные учебные действия, среди которых, например, учебные и познавательные мотивы, планирование своей деятельности, контроль и самоконтроль, умение аргументировать и убеждать и др. Все это способствует полноценно реализовывать цели и задачи ФГОС [3].
Работа над веб-квестом - процесс творческий. Творческий подход требуется не только от обучающихся, но и от учителя. Учителю необходимо опубликовать созданный им веб-квест в Интернете. Это может вызвать трудность, так как учитель должен обладать высоким уровнем не только предметной компетенции, но также методической и информационно-коммуникационной.
Когда речь идет о создании сайта учителя, то это не означает, что ему нужно быть программистом, дизайнером или верстальщиком веб-страниц. Мир информационных технологий шагнул далеко вперед. На сегодняшний день имеется множество бесплатных ресурсов, конструкторов сайтов с хостингом, которые предоставляют учителю возможность создать свой веб-квест. Рассмотрим наиболее популярные конструкторы сайтов:
• uCoz.ru - конструктор нового поколения, прекрасная система для создания сайтов;
• ru.jimdo.com - простой способ создания сайта. Сервис предлагает 120 шаблонов, мобильную версию сайта;
• setup.ru - система, которая позволит создать сайт без помощи специалистов;
• sites.google.com - конструктор системы Google, который позволяет легко и быстро, без знания языков программирования создать свой сайт.
Перечень предложенных конструкторов не является исчерпывающим и может быть дополнен другими сервисами.
Рассмотрим один из выше предложенных бесплатных конструкторов. На наш взгляд, самой достойной и солидной является платформа uCoz, которая насчитывает более 1,2 млн действующих сайтов. Система предлагает широкий функционал и спектр шаблонов, безграничный простор для воплощения любых творческих задумок и огромное количество возможностей:
136
• возможность привязать к сайту собственный домен;
• настраиваемые модули: блог, форум, галерея, каталог статей/файлов, новости, опросы, магазин и т. п.;
• возможность создать собственный дизайн;
• визуальный конструктор блогов;
• версиясайтовдля PDA (Personal Digital Assistant);
• доступпо FTP (File Transfer Protocol);
• регистрация через социальные сети;
• выбор языка сайта из 13 доступных;
• дисковое пространство в 400 мегабайтов [5, с. 16].
С чего же начать создание сайта? Создание сайта - дело сложное и начинается оно, прежде всего, с ознакомления с платформой и инструкциями. Все это находится на главной странице конструктора. Вторым этапом работы является регистрация пользователя в системе uCoz. Третьим этапом работы, после регистрации пользователя, является регистрация нового сайта, где необходимо придумать уникальный домен, то есть адрес сайта, и выбрать шаблон, то есть дизайн. После регистрации учитель попадает на панель управления сайтом. Именно на панели управления доступен широкий спектр инструментов для реализации творчества учителя [5, с. 25-35].
UCoz.ru, как уже было сказано, является бесплатной платформой. Нужно упомянуть, что бесплатная платформа имеет ряд ограничений. Так, например, бесплатно можно получить только домен третьего уровня, то есть адрес сайта будет примерно таким: site.ucoz.ru. Во-вторых, в бесплатной версии присутствует реклама, которую можно убрать, если оплатить премиум-услуги. Однако учителям повезло: рекламу на сайте отключить можно бесплатно, если проект попадает под следующие категории сайтов:
• официальные сайты дестких садов, школ, училищ, колледжей и т. д.;
• ученические и студенческие проекты;
• сайты кружков, классов и творческих объединений;
• методические сайты для педагогов и прочие.
Для бесплатного отключения рекламы на социальном проекте необходимо написать письмо в техническую службу поддержки support@ucoz.ru с просьбой отключить рекламу. Для этого нужно выразить свою просьбу, прикрепить адрес сайта и заявление в свободной форме на имя генерального директора ООО «Юкоз Медиа» [2]. Бланк заявления и все рекомендации по заполнению доступны на официальном сайте.
В качестве примера сайта на платформе uCoz был разработан веб-квест на тему «das Leben des Touristen in Berlin» (см. рисунок 1). Адрес веб-квеста -http://deutsches-perm.moy.su/. Данный веб-квест является частью нашего проекта в рамках дисциплин «Современные образовательные технологии» и «Информационно-коммуникационные технологии» и адресован учителям немецкого языка.
Web-quest
das Leben des Touristen in Berlin
Рис. Главная страница веб-квеста
Веб-квест «das Leben des Touristen in Berlin» - это наглядный пример, как можно на бесплатной платформе создать полезный и эффективный ресурс для реализации проектно-исследовательской деятельности. Веб-квест выполнен студентами факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Шелякиным Андреем и Гуляевой Анастасией, в соавторстве. Основополагающий вопрос веб-квеста: «Как прожить туристу в Берлине 3 дня на 100 евро?» Обучающимся необходимо выполнить предложенные задания («Schritte»), в ходе выполнения которых они знакомятся со столицей Германии, ее культурными и национальными особенностями. Итоговым продуктом веб-квеста является оформленная брошюра, в которой наглядно представлены выполненные задания.
Веб-квест «das Leben des Touristen in Berlin» имеет структуру:
• «Введение» (Einleitung) предназначено для мотивационного настроя обучающихся на восприятие материала, представленного в виде веб-квеста.
• Раздел «Задание» (Aufgabe) кратко знакомит обучающихся с задачами веб-квеста.
• «Этапы» (Schritte) представляют собой подробно расписанный каждый шаг работы. Для эффективной работы раздел снабжен гиперссылками.
• В разделе «Оценивание» (Bewertung) определены критерии, согласно которым будет оцениваться итоговый продукт обучающихся.
• Раздел «Заключение» (Schlussfolgerung) содержит ряд вопросов по прохождению веб-квеста.
• В разделе «Рефлексия» (Evaluation) обучающимся предстоит заполнить итоговую рефлексию по прохождению веб-квеста.
• «Источники» (Quellen) содержат ссылки на сторонние веб-ресурсы, которые помогут обучающимся в работе над веб-квестом.
• На «Странице для учителя» (Lehrerseite) определены тема, проблема, целевая аудитория, предметные, личностные и метапредметные результаты, а также задачи учителя.
• В разделе «Форум» (Forum) обучающиеся и учителя могут оставлять свои комментарии о веб-квесте и о работе сайта. Кроме того, на форуме обучающиеся делятся результатами о прохождении веб-квеста [6].
Таким образом, каждый учитель довольно просто и быстро может создать свой веб-квест в Интернете для более качественной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
Список литературы
1. Гришина К.А. Преимущества применения технологии веб-квест на уроках иностранного языка // Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике (FromReflectionto Action): сб. науч. ст. - Тула, 2013. - 308 с.
2. Как бесплатно отключить рекламу на образовательных и социальных сайтах // Мануалы. Инструкция по системе. [Электронный ресурс]. - URL: http://manual.ucoz.net/board/36-1-0-533 (дата обращения: 06.06.2016).
3. Куликова Ю.В. Формирование УУД в проектной деятельности на уроке английского языка: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3436-3440. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85688.htm (дата обращения: 03.06.2016).
4. Федоров А.В., Новикова А.А. Интерактивное развитие медиакомпетентности в webquest и деловой интернет-игре // Исследователь (Казахстан). - 2008. - № 7-8. - С. 108-121.
5. Черепанова H.C.uCoz. Создание сайта. - М.: Эксмо, 2011. - 544 с.
6. ШелякинА.В., ГуляеваА.Е. Web-quest «Das Leben des Touristen in Berlin». - 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://deutsches-perm.moy.su (дата обращения: 05.06.2016).
© Канцур А.Г., Шелякин А.В., Гуляева А.Е., 2016
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Людмила Анатольевна Киселёва
учитель английского языка МБОУ «СОШ№ 14» (НОЦ), г. Губаха E-Mail:miladymillakis@yandex.ru
Аннотация. Описывается опыт использования позиционной технологии в процессе обучения английскому языку.
Ключевые слова, активизация процесса обучения, позиционное обучение, позиционные роли, позиционное чтение на практике, развитие коммуникативной компетенции.