Научная статья на тему 'Из опыта сотрудничества кафедры аналитической химии Мордовского университета с акционерным обществом „Лисма“'

Из опыта сотрудничества кафедры аналитической химии Мордовского университета с акционерным обществом „Лисма“ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта сотрудничества кафедры аналитической химии Мордовского университета с акционерным обществом „Лисма“»

ИНТЕГРАЦИЯ ПО ПРОФИЛЯМ И ПРЕДМЕТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

А. К. ОСИПОВ, заведующий кафедрой аналитической химии МГУ им. Н. П. Огарева, доцент

А. П. СИВКО, заместитель технического директора ОАО „Лисма“, заведующий филиалом кафедры аналитической химии, доцент МГУ им. Н. П. Огарева

ОПЫТА

ЕТА С АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ „ЛИСМА“

Открытое нема"

общество

акционерное является одним из ведущих предприятий светотехнической промышленности Европы. Выпуская широкий ассортимент источников света (лампы накаливания общего назначения, газоразрядные лампы низкого и высокого давления, кварцево-галогенные, металлогалоидные, автомобильные, самолетные, железнодорожные, трамвайные и многие другие лампы), предприятие вынуждено постоянно разрабатывать новые составы электровакуумного стекла, незаменимого конструкционного материала для внешних оболочек, создавать новые и совершенствовать существующие технологические процессы их изготовления с одновременным внедрением в производство. Уже к середине 70-х годов в Саранске в составе бывшего СПО „Светотехника" (ныне ОАО ,,Лисма“) вырос крупный завод электровакуумного стекла с пятью стекольными цехами, который стал своеобразным „законодателем мо-ды“ в данной области электротехнической промышленности. Развитию стеклоделия в Мордовии способствовало создание в составе СПО „Светотехника" инженерного центра „Электростекло “

с технологическими, конструкторскими подразделениями, исследовательскими лабораториями, крупным опытным производством.

Бурное развитие электротехнической промышленности, рост и расширение масштабов стекольного производства вызывали постоянную потребность в высококвалифицированных специалистах, для подготовки которых в 1980 году при инженерном центре „Электростекло" был организован филиал кафедры аналитической химии Мордовского университета. На филиал возлагались такие задачи, как улучшение специальной подготовки выпускников, приближение учебного процесса к запросам науки и промышленности, выполнение курсовых и дипломных работ, проведение лабораторно-практических занятий и производственной практики с использованием современного оборудования. Совместно с руководством кафедры и факультета были составлены программы по курсам „Химия кремния и физическая химия силикатов", Технология электровакуумного стекла1', Теплотехническое оборудование стекольных заводов". Для чтения лекций по указанным предметам и проведения ла-

© А. К. Осипов, А. П. Сивко, 1997

бораторно-практических занятий выделялись высококвалифицированные специалисты, учебное оборудование, лаборатория для исследования свойств стекла; разработана необходимая учебно-методическая литература. Лекционные курсы читаются в аудиториях факультета, а занятия по спецпрактикумам проводятся в лабораториях инженерного центра „Электростекло44.

Начиная с III курса студенты-химики проходят производственную практику в стекольных цехах, непосредственно на рабочих местах операторов, лаборантов, техников-технологов под руководством начальников технологических бюро и заместителей начальников стекольных цехов. Целью практики является ознакомление с физико-химическими свойствами электровакуумного стекла как конструкционного материала для изготовления источников света; с сырьевыми материалами, с технической документацией по их обработке, расчету, приготовлению шихты и варке стекла. Все это обеспечивает приобретение лаборантских навыков, расширяет профессиональный кругозор будущих специалистов. Тем же целям служат изучение студентами ГОСТов, ОСТов и ТУ на сырьевые материалы, технологии подготовки кварцевого песка, доломита, барита, соды, борной кислоты, поташа, селитры, способов приготовления шихты в смесительных башнях, способов

контроля по

качеству хранения шихты, транспортировке и загрузке ее в стекловаренные печи; участие в проведении лабораторного и цехового контроля стеклоизделий, используемых в производстве источников света.

После прохождения практики студенты пишут подробный отчет и защищают его на заседании комиссии. Студентам, успешно защитившим отчет по практике, присваивается квалификация лаборанта. Старшекурсники проходят практику по

более сложной программе, составленной филиалом кафедры по каждому стекольному цеху с учетом их общей теоретической подготовки независимо от учебного курса. По результатам практической подготовки им присваивается квалификация техника-технолога.

Фундаментальная подготовка в процессе обучения и практические навыки, полученные при изучении технологиче-

ских процессов производства, позволяют выпускникам кафедры сравнительно быстро сформироваться в умелых специалистов и успешно решать производственные задачи.

Союз науки с производством всегда был краеугольным камнем научно-технического прогресса. Потому и сейчас, несмотря на социально-экономические

трудности общества, постановка такой задачи остается актуальной. На IV и V курсах дневного и VI курсе вечернего отделений студенты получают в филиале кафедры конкретные темы курсовых и дипломных работ по синтезу электровакуумных и светотехнических стекол, выполнение которых осуществляется под руководством ведущих специалистов-тех-нологов. Студенты-дипломники проводят расчет и составление шихты синтезируемых стекол, варку стекломассы с выработкой стеклянных изделий в виде пластин. В условиях опытного производства готовятся образцы для исследования и определяются их физико-химические свойства. В процессе выполнения курсовых и дипломных работ, индивидуальных научных заданий у студентов формируются умения работать с патентной и научной литературой, навыки исследова-теля-экспериментатора по анализу и обработке полученных результатов.

Вместе с тем научная организация труда доставляет студентам огромное удовлетворение, ибо разработка научной темы требует не только мобилизации силы и воли, но и творческого мышления, поисков путей оптимального решения поставленной конкретной задачи по получению новой качественной отечественной продукции из стекла. Выпускниками кафедры синтезированы и синтезируются различные составы стекол для источников света, бытовых светильников на уровне изобретений. Разработаны и внедрены оригинальные технологические процессы варки и формирования стекла, в том числе такие, как: процесс производства увиолевых стекол для бактерицидных и эритемных стекол; процесс изготовления прозрачного кварцевого стекла из недефицитного сырья; электрическая варка боросиликатного стекла; процесс изготовления стеклянных флаконов для комбината „Биохимик44 и бутылок для Саранского ликероводочного завода; процесс изготовления люсгровых

и силикатных красок для бытовых светильников и т. д. Полученные результаты по исследованию и синтезу новых составов стекол имеют научно-практическое значение и внедряются в производство.

До 1991 года шла целенаправленная, планомерная подготовка специалистов для данной отрасли промышленности. Ежегодно после окончания вуза 8 — 10 выпускников направлялись в СПО „Светотехника". После трехмесячной стажировки специалисты получали самостоятельную работу мастера, старшего мастера, инженера-технолога. Те из них, кто проявил самостоятельность и инициативность в работе, достиг конкретных результатов при решении производственных задач, быстро продвигались по службе, назначались на ведущие руководящие должности. В настоящее время в силу известной экономической ситуации в

БИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ

И СРЕДНЕГО

Говоря о биологии в системе интеграции, мы прежде всего имеем в виду межпредметные связи, складывающиеся в процессе преподавания биологических и других дисциплин естественного цикла. Особый интерес представляют взаимоотношения между новыми направлениями биологической науки. Проследим это на примере спецкурса „Экологическая генетика" В программу включены вопросы по изучению генетического потенциала Земли, его использованию, охране и обогащению новыми генотипами,

стране направление на работу выпускников университета в ОАО „Лисма“ носит эпизодический характер, но по-прежнему выпускники кафедры служат потенциальным резервом обновления кадров этого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что трудом выпускников Мордовского университета в стране создано производство таких видов стекла, как кварцевое, боросиликатное, свинцовое, медицинское, тарное и светотехническое. ОАО „Лисма“ заняло лидирующее положение в России и странах СНГ в области электровакуумного стекла.

Как показала многолетняя практика, интеграция ОАО „Лисма“ и МГУ им. Н. П. Огарева по подготовке специалистов в области химии и технологии стекла — наиболее эффективный, опытом проверенный путь подготовки высококвалифицированных кадров.

Н. Ф. САНАЕВ, заведующий кафедрой генетики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

создаваемыми искусственным путем. Планируется рассмотрение материала по бережному отношению к уникальным уголкам природы, например первичным генетическим центрам происхождения культурных растений, установленным известным ученым Н. И. Вавиловым. Обоснованно выдвигается задача по ознакомлению студентов с генетическим разнообразием растительного и животного мира, в частности, в лесостепной зоне, где расположена территория Мордовии. Вместе с тем предусмотрено обсуждение

© Н. Ф. Саиаев, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.