Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ '

ИЗ ОПЫТА САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ »

жащем уходе за доильными установками и молочной посудой; устройстве прифермской молочной и доильного зала; обеспечении фермы в достаточном количестве горячей водой, паром, дезинфицирующими веществами, санитарной и специальной одеждой; соблюдение санитарных условий при доении, первичной обработке и транспортировке молока; немедленном охлаждении молока после доения до температуры не выше 10°; загрязненность сапрофитной микрофлорой свежевыдоенного молока не должна превышать четырехзначных цифр при полном отсутствии патогенных микроорганизмов, а коли-титр не более 3 мл\ сдача на предприятия молока с кислотностью, не превышающей 18° по Тернеру. В целях стимулирования производства колхозами и совхозами высококачественного молока следует учитывать при оплате за сдаваемое ими молоко и его санитарное качество.

Выводы

1. Из многочисленных источников экзогенного загрязнения молока микрофлорой наиболее важным звеном .являются несовершенство доильных установок и недостаточный уход за ними. На резиновых деталях доильных аппаратов образуются трещины, что затрудняет очистку и дезинфекцию и служит источником загрязнения молока микрофлорой, вызывает быстрое его скисание и даже порчу.

2. Ухудшению качества молока способствуют антисанитарное состояние скотных дворов, отсутствие на некоторых фермах специальных помещений для первичной обработки молока, недостаточное количество горячей воды и дезинфицирующих средств для мойки посуды и доильных установок, отсутствие санитарного контроля за доением и первичной обработкой молока.

3. Обсеменению молока салмонеллами способствует допуск больных телят и реконвалесцентов салмонеллеза к вымени коров.

4. Для профилактики зоонозных и токсикоинфекционных заболеваний, передающихся человеку через молоко и молочные продукты, необходима взаимная информация медицинских и ветеринарных специалистов о появлении массовых вспышек этих заболеваний у людей и животных.

5. Молочные фермы, как и пищевые предприятия, остро нуждаются в усилении санитарно-гигиенического, ветеринарного и противоэпидемического контроля за сдаваемой ими продукцией. В целях улучшения санитарно-гигиенических качеств молока необходимо настойчиво и систематически повышать производственную и санитарную культуру персонала молочных ферм. При оплате колхозам и совхозам ¡а сдаваемое молоко следует учитывать и санитарное качество продукта.

Поступила 21/Х1 1962 г.

Ъ -й- -й-

ИЗ ОПЫТА САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ

Научный сотрудник Н. А. Ермакова Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев

Требования, предъявляемые к строительству школ, весьма многочисленны и многообразны. Решающее место среди них занимают педагогические и гигиенические вопросы. Вопросы архитектуры, в частно-

сти внешнее оформление школьного здания, следует рассматривать и решать как подчиненные.

Еще при разработке здания на проектирование строительства необходимо учитывать гигиенические требования, направленные на создание здоровых условий внешней среды обучения.

На Украине органы школьно-санитарного надзора ежегодно рассматривают много проектов. В связи с все возрастающими масштабами строительства школьных зданий объем этой работы увеличивается. Так, если в 1957 г. было рассмотрено 1596 проектов, то в 1961 г. число их увеличилось до 2085.

Одновременно усложняются задачи санитарной экспертизы проектов. На основе опыта экспертизной работы Отдела гигиены детства Украинского научно-исследовательского института коммунальной гигиены целесообразно обобщить некоторые недочеты проектирования школьных зданий с тем, чтобы мобилизовать внимание школьно-санитарных врачей на повышение гигиенических требований при рассмотрении проектов. С нашей точки зрения этот вопрос не безынтересен и для архитекторов-проектантов.

В институт на экспертизу поступают наиболее сложные проекты, отражающие новизну в решении тех или иных вопросов проектирования. Так, в 1962 г. это были типовые проекты общеобразовательных 8- и 11-летних школ, проекты школ-интернатов, новые экспериментальные проекты.

Типовые проекты, поступившие на рассмотрение в 1962 г. в Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, в основном удовлетворяют современным гигиеническим требованиям. В них лучше решены вопросы набора помещений, искусственного освещения, организации мастерских. Типовые проекты последних лет улучшились благодаря более рациональному композиционному решению здания и внутренней планировки помещении. В проектах школ и школ-интернатов ряд помещений группируется по функциональному признаку в отдельные корпуса-блоки (учебные, клубные, административно-хозяйственные и т. п.). В некоторых проектах это позволило сгруппировать классы по возрастному принципу. Однако и эти проекты, по нашему мнению, не лишены некоторых недочетов.

Для примера можно привести проектное задание типового проекта унифицированного крупнопанельного здания 8- и 11-летней школы на 960 и 964 ученических места (разработано Киевпроектом—Государственным институтом проектирования). В нем был неудачно решен вопрос планировки актового зала-буфета: предусматривалась его четырехсторонняя застройка, а естественное освещение — 2 ленты окон, расположенных на высоте 3,4 м от пола, — было бы недостаточным и в нижних частях помещения создавался бы застой воздуха. К недостаткам нужно отнести также одностороннее освещение гимнастического зала и недостаточную площадь поэтажных гардеробов (0,12 м2 на одного учащегося вместо 0,35 м2), занижение площади земельных участков и другие недочеты. Проектное задание не согласовано.

Некоторые архитекторы, пренебрегая гигиеническими требованиями, выдвигают проекты многоэтажного строительства школьных зданий в крупных городах.

Строительство зданий выше 3 этажей нарушает связь школы с земельным участком и не позволяет учащимся в достаточной мере пользоваться открытым воздухом, особенно во время перемен между уроками. При 4-этажном строительстве ученики, классы которых расположены на верхних этажах, пользуясь столовой, гимнастическим залом, учебными мастерскими и другими помещениями, размещенными на 1-м этаже, ежедневно должны будут подниматься на 16—20 этажей,

что отрицательно скажется на состоянии здоровья и на учебно-педагогическом процессе.

В институте рассматривался проект расширения школьного зда ния — вариант типового проекта 11-летней школы серия 2-02-964у с увеличением числа учащихся до 1320. Предусматривалась надстройка 4-го этажа (разработан Киевпроектом).

В пояснительной записке к проекту не указывалось, в какой мере и как общешкольные помещения (столовая, актовый зал, гимнастический зал, мастерские и т. п.) будут удовлетворять учащихся, число которых увеличилось на 350 человек, тем более что необходимо обеспечить не только соответствие площади и кубатуры, но и предусмотреть более напряженный режим эксплуатации этих помещений. Проекты расширения и реконструкции школьных зданий требуют особого внимания со стороны школьно-санитарных органов для обеспечения здоровых условий труда учащихся.

Часто занимаются площади отдельных помещений. Например, в типовом проекте № 703 8-летней трудовой общеобразовательной политехнической школы столовая рассчитана на 48 посадочных мест. Пропускная способность такой столовой не обеспечит питания учащихся даже в 4 смены. Занижаются также площади вестибюля с гардеробом, предлагается совмещение актового зала с гимнастическим и т. п.

В проектах часто совершенно произвольно размещают кабинеты и лаборатории. Например, в проектной задании 11-летней общеобразовательной школы на 1284 ученика (Киевпроект) лаборатория химии располагается на 2-м этаже (вместо 4-го), лаборатория биологии — на 3-м этаже (вместо 1-го), нерационально размещаются лаборантские комнаты по отношению к лабораториям. В некоторых проектах предлагается неограниченная ориентация школьного здания. Гигиенисты должны требовать, чтобы ориентация фасада здания была четко оговорена.

Несколько подробнее остановимся на проектном задании учебных производственных мастерских для существующих 11-летних школ с производственным обучением (Государственный институт проектирования городов). При его рассмотрении выявлены следующие гигиенические недостатки.

1. Занижены площади отдельных помещений: а) площадь инструментальной (12 м2 вместо 16 м2); б) площадь гардероба для верхней одежды (на 80 учащихся планируется гардероб площадью в 6—7 м2)\ в) площадь помещений для хранения спецодежды (не обеспечено размещение индивидуальных шкафчиков); г) площадь умывальных (8,75 м2 на 40 учащихся).

2. Принятый принцип двусторонней застройки ухудшает условия вентиляции мастерских (не будет обеспечено сквозное проветривание) и рекреаций (рекреационное помещение не имеет естественного света).

3. Не предусмотрены питьевые фонтанчики.

4. Не указано, какие светильники местного освещения будут использованы в мастерских, особенно в токарно-механической.

В проектах школ-интернатов наряду с недочетами такого же характера, как и в проектах общеобразовательных школ, отмечается и ряд других. Например, проектируются спальные комнаты с большой наполняемостью; проектанты пытаются снизить высоту помещений, не увеличивая площади (например, высота спальных комнат проектируется 2,5 м). В спальных комнатах не предусматриваются встроенные шкафы для хранения одежды (проектное задание экспериментального проекта школы-интерната санаторного типа разработано Гипроградом), занижается площадь кладовых и пр. Между тем эти вопросы не требуют научного изучения и обоснования, они давно

6 Гигиена и санитария, Кк 2

81

изучены. Необходимо лишь строгое выполнение гигиенических требо ваний при проектировании и строительстве.

Отдел гигиены детства рассмотрел ряд проектов экспериментального строительства. В проектах выдвигаются новые вопросы, которые необходимо изучить гигиенистам. Как новое следует отметить: проектирование укрупненных школ, блочную систему застройки, новые системы вентиляции и отопления, новые покрытия для полов, измененную конфигурацию классов (квадратные классы и пр.).

Экспериментальные проекты следует приветствовать. Наличие объектов в натуре позволит гигиенистам изучить и обосновать возможность и необходимость внедрения в практику школьного строи тельства новых, прогрессивных моментов. Некоторые архитектурные институты к участию в создании экспериментальных проектов привлекают гигиенистов, что обеспечивает более высокое качество этих проектов.

Проектное задание экспериментальной школы на 1604 ученика было разработано Научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования и Научно-исследовательским институтом архитектуры сооружений Академии строительства и архитектуры УССР. В целом проектное задание разработано в соответствии с основными гигиеническими требованиями как к отдельным помещениям, так и к их набору и взаимному расположению. В связи с тем что укрупненная школа проектируется впервые, авторы проекта совместно с педагогами провели специальный расчет пропускной способности мастерских, гимнастического заЛа и других помещений в соответствии с учебными планами. Основное здание школы запроектировано трехэтажным, что соответствует проекту СНИП 1961 г. и отвечает предельной, физиологически обоснованной этажности школьного здания. Для настила полов проектом предусматривалось использование нового синтетического материала — релина. В некоторых других новых проектах также предлагают использовать безлесные полы на мастике. Мы считаем, что релиновые полы могут быть использованы только в санузлах и рекреациях, так как релин обладает низкими теплозащитными свойствами (холодный пол) и создает в помещении довольно стойкий запах резины.

Среди недочетов современного проектирования школ нужно отметить, что до сих пор не созданы проекты школ продленного дня, а в общеобразовательных 8- и 11-летних школах не решен вопрос правильной организации условий среды и воспитания учащихся групп продленного дня. В типовых проектах школ до сих пор не уделяется должного внимания вопросу вентиляции школьных зданий, слабо внедряется люминесцентное освещение, имеется и ряд других недочетов.

Очень давно началось внедрение в детские учреждения правильно устроенной фрамуги. Однако инженеры-проектанты часто не предусматривают фрамугу либо не указывают, какие фрамужные устройства будут использованы для открывания фрамуг и какова площадь предусмотренных фрамуг.

Проектанты часто также не предусматривают питьевые фонтанчики и достаточное количество умывальников в столовой, мастерских, лабораториях, медпункте и других помещениях, где они необходимы, а также шкафчики для спецодежды.

Одним из слабых мест в проектировании школ остается планировка и размещение туалетных помещений. В некоторых проектах туалетные комнаты выходят в рекреационный коридор или входы в них расположены вблизи дверей, ведущих в класс. У смывных бачков предусмотрены ручные спуски, которые следует заменить ня педальные.

Поступила 27/IV 1964 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.