Научная статья на тему 'Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции'

Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова А. И., Гурье Л. И.

Статья посвящена вопросам многоуровневого образования (бакалаври-ат/магистратура/ докторантура) в Турции в контексте интеграции в евро-пейские структуры. В частности, рассматриваются особенности организации обучения на первом цикле обучения, ориентированность турецких университе-тов на обучение, необходимость формирования научно-исследовательской культуры на основе развития магистерских и докторских образовательных программ. Также освещаются вопросы, связанные с организацией обучения на магистерском и докторском уровнях; требования к компетентности докто-рантов; опыт развития инновационных докторских программ на примере сотрудничества университетов с промышленностью и внедрения совместных дипломов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции»

А. И. Газизова, Л. И. Гурье

ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРЦИИ

Статья посвящена вопросам многоуровневого образования (бакалавриат/магистратура/ докторантура) в Турции в контексте интеграции в европейские структуры. В частности, рассматриваются особенности организации обучения на первом цикле обучения, ориентированность турецких университетов на обучение, необходимость формирования научно-исследовательской культуры на основе развития магистерских и докторских образовательных программ. Также освещаются вопросы, связанные с организацией обучения на магистерском и докторском уровнях; требования к компетентности докторантов; опыт развития инновационных докторских программ на примере сотрудничества университетов с промышленностью и внедрения совместных дипломов.

В соответствии с общеевропейскими интеграционными тенденциями Турция проводит широкомасштабные реформы в системе высшего образования и является активным партнером государств, вовлеченных в текущие глобальные трансформации. Реформирование системы высшего образования в Турции характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями и новыми веяниями, связанными как с вхождением в мировое образовательное пространство, объединяющее национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию, так и с вхождением в европейское образовательное пространство, объединяющее образовательные системы по признаку взаимного сближения и взаимодействия.

Одним из основных аспектов реформирования образования и интеграции в европейские структуры является многоуровневость системы образования, которая призвана повысить качество выпускаемых специалистов в соответствии с идеями гармонизации европейского образовательного пространства. На состоявшейся в сентябре 2003 г. в Берлине конференции министров образования стран Европы была определена трехуровневая структура образовании, с включением докторского уровня в качестве третьего цикла Болонского процесса [8]. Включение докторских программ в систему высшего образования представляется его сторонниками одним из подтверждений глубокой взаимосвязи европейского пространства высшего образования и европейского научного пространства как двух фундаментальных основ общества знаний.

Многоуровневая структура бакалавриат/магистратура/ докторантура в Турции, в отличие от многих стран Европы, является традиционной, она была введена задолго до принятия Болонской декларации, десятилетиями основывалась на образовательном компоненте и сочеталась с научно-исследовательской деятельностью. Каждый цикл обучения является одновременно и базой для продолжения образования и базой для удовлетворения требований рынка труда, что может свидетельствовать о согласованности образовательных программ разных уровней. Согласно изменениям в «Положении об обучении в магистратуре и докторантуре» (2003 г.) В Турции можно реализовать программы, ведущие к получению

степени доктора, без промежуточного финиша в качестве бакалавра, при этом подготовка студента на уровне степени бакалавра должна быть оценена на «отлично» и заявление претендента должно быть одобрено руководством университета [11].

Первый цикл обучения в Турции включает в себя ассоциированную или профессионально-техническую степень и степень бакалавра. Ассоциированная степень, присуждаемая присоединенными к университетам двухлетними профессионально-техническими школами, направлена на содействие образовательным институтам в обеспечении рынка труда высококвалифицированными специалистами, необходимыми для решения вопросов дефицита профессиональных знаний среднего уровня.

Интеграция двухлетних профессионально-технических программ в многоуровневую систему является частью национальной политики Турции, которая направлена на удовлетворение реального социального спроса на высшее образование, обусловленного демографическим давлением. Проводимая политика в целом соответствует рекомендациям Болонского процесса. Бергенское коммюнике (2005 г.) приняло структуру квалификаций в европейской области высшего образования, включающую известные три цикла обучения и «возможность введения промежуточных квалификаций в рамках национальных систем» в каждом их этих циклов [10]. Между тем турецкое академическое сообщество отмечает слабость программ профессионально-технических школ, низкий уровень качества данного типа образования и соответственно необходимость поиска новых путей для эффективной интеграции двухлетних школ в университетское сообщество [3].

Степень бакалавра присуждается после успешного завершения четырехлетнего курса обучения в университете. Квалификации в области стоматологии и ветеринарии (срок обучения пять лет) и медицины (шесть лет) не имеют деления на первый и второй циклы обучения, они эквивалентны степени бакалавра плюс степени магистра. Первый цикл обучения в Турции предусматривает накопление 240 кредитов БСТБ.

Степень бакалавра в Турции на сегодняшний день является базовым типом высшего образования. В 2006-2007 уч.г., например, на первом цикле обучался 379 591 студент, или 88% от общего числа студентов, принятых в университеты на 1-3 цикла обучения, из которых 31% получали образование в двухлетних профессионально-технических школах [1]. Высокий процент обучающихся на первом цикле обучения свидетельствует об ориентации турецких университетов преимущественно на обучение, что не лучшим образом отражается на научно-образовательной деятельности учебных заведений, их возможностях и приоритетных направлениях. Сегодня далеко не все университеты в Турции имеют достаточно финансовых или человеческих ресурсов, чтобы стать успешными исследовательскими университетами, поэтому все более актуальным становится вопрос дифференциации учреждений, ориентированных преимущественно на научное исследование или преподавание [5].

Формирование научно-исследовательской культуры заявлено в качестве одного из ключевых приоритетов турецкого высшего образования. Решающую роль в достижении поставленных целей играет развитие высококачественных магистерских и докторских образовательных программ. В условиях, когда спрос на специалистов с исследовательской степенью в стране очень высок, поднятие роли науки в университетах на качественно новый уровень представляется очень важным фактором для достижения исследовательских целей Турции, ускорения прогресса в области научных разработок и инноваций. Именно научно-исследовательский уровень обучения может сделать турецкое университетское образование более узнаваемым, привлекательным, конкурентоспособным и открытым. Поэтому с введением в процесс обучения исследовательского компонента предполагается

решить не только проблему подготовки молодых специалистов к научной карьере и формирования их способности выполнять существенную роль в других сферах общества, таких как государственный сектор, другие научные учреждения, промышленность, торговля, сфера оказания услуг, но и задачу повышения международной конкурентоспособности системы высшего образования Турции.

Для учреждений, обеспечивающих научно ориентированное высшее образование, важно гарантировать включение исследовательского компонента во все циклы обучения и таким образом предоставить студентам возможность получить опыт проведения изысканий и развить интерес к научной деятельности как возможной карьере. Здесь уместно вспомнить принцип единства образовательной и научной деятельности университетов, изложенный в Великой Хартии Университетов (1988 г.) [7], который соотносится с современными представлениями о характере высшего образования и сохраняет свою актуальность.

Степень магистра в Турции присуждается после успешного освоения двух типов программ: с написанием диссертации или без написания таковой. Программа подготовки магистра с написанием диссертации рассчитана на два года и включает в себя минимум 7 курсов, 1 семинар, диссертацию, 120 кредитов БСТБ. Семинар и диссертация оцениваются по принципу «сдал - не сдал». Магистерская программа без написания диссертации рассчитана на полтора года и включает минимум 10 курсов и некредитный семестровый проект, 90 кредитов БСТБ. Проект семестра оценивается по принципу «сдал - не сдал».

Степень магистра часто воспринимается студентами-бакалаврами ориентированной исключительно на научное исследование и, следовательно, ведущей к академической карьере. В результате лишь незначительная часть студентов, закончивших бакалавриат, продолжает обучение в магистратуре, что несколько противоречит господствующим тенденциям в Европе [3]. По данным национального отчета (2007 г.), в 2006-2007 уч.г. из 97% студентов, обучавшихся по программам первого и второго циклов обучения, только 9% приходилось на магистратуру [1]. Такое положение определенно оказывает влияние на разрешение проблемы, связанной с дисбалансом спроса и предложения в области подготовки специалистов с исследовательской степенью, а также на развитие научных исследований и создание новых знаний. В связи с этим особую важность в образовательной политике приобретают вопросы соответствия трех циклов друг другу и рынку труда относительно возможностей трудоустройства выпускников, баланса между общими и специальными курсами в различных учебных планах и междисциплинарного подхода в составлении учебных планов.

Обучение на третьем цикле в Турции завершается присуждением степени доктора философии, являющейся наивысшей и единственной подтверждающей квалификацию специалиста в той или иной отрасли научных знаний: доктор философии в экономике, доктор философии в психологии и т.д. Подготовка докторов философии в Турции, как и в США, и ведущих странах Европы, ориентирована на требования рынка труда к академической и прикладной специализации, на перспективы карьерного роста в определенных кластерах, получение практических результатов, позволяющих вносить весомый вклад в формирование новых знаний, отличающихся концептуальностью, системностью, методологической обоснованностью. Специалист однократно получает ученую степень и впоследствии может совершенствоваться без формального подтверждения уровня квалификации в других областях знаний.

В Турции докторские программы традиционно реализуются только в специальных школах или докторантуре/научных школах в рамках университета. Это представляет особый интерес в связи с выбором в рамках учреждений организационных структур, наилуч-

шим образом подходящих для предоставления высококачественных программ. На сегодняшний день в Европе представлено три типа организации образования на докторском уровне: докторское образование на индивидуальной основе, структурные программы на факультетах или отделениях, докторантура/ научные школы [2]. В последние годы наблюдается растущая тенденция в сторону организации докторантуры/научных школ. Отчет Европейской ассоциации университетов за 2007 г. свидетельствует, что 30 % европейских учреждений высшего образования открыли научные школы [2]. Из 37 опрошенных стран-участников Болонского процесса 16 уже заявили о создании в учреждениях высшего образования подобных школ наравне с существующими моделями.

Исследовательские школы в разных странах имеют различные наименования: doctoral schools, graduate schools, research schools. Независимо от названия большинство из них предусматривает подготовку студентов только на третьем цикле обучения. Такая организационная модель (чаще doctoral и research schools) может быть представлена в рамках отдельной отрасли знания, темы исследования или междисциплинарной области исследования и/или направлена на создание исследовательской группы/сети, может управляться на основе проекта. В Турции организационная структура научной школы традиционно охватывает как докторантов, так и магистрантов (graduate school). Согласно Закону о Высшем образовании Турции graduate school функционирует в составе университетов и факультетов и обеспечивает продвинутое образование, научные и прикладные исследования более чем в одной отрасли знания [6].

Управление докторским образованием в Турции осуществляется на национальном уровне в соответствии со статьей 65 Закона о высшем образовании № 2547 и Положением об обучении в магистратуре и докторантуре [9]. С 1996-1997 уч. г. национальное законодательство Турции регулирует образование на уровне магистра, доктора и компетенции в области искусства. Оно регламентирует цели и задачи обучения, условия приема студентов, их перевода и зачисления в программы, продолжительность периодов обучения и проведения исследования, руководство написанием диссертации, порядок представления диссертаций и их защиты, порядок присуждения академической степени, права и обязанности студентов.

На сегодняшний день обучение в докторантуре в Турции полностью структурировано и рассчитано на восемь семестров. Докторские программы включают минимум семь курсов и 21 национальный кредит, квалификационный экзамен, план диссертации и саму диссертацию. Научный руководитель докторанта должен иметь как минимум звание ассистента профессора (assistant professor), соруководитель (в случае необходимости) - степень доктора. Студенты, претендующие на получение степени доктора философии, после успешного завершения учебы должны сдавать квалификационный экзамен. Кредиты ECTS обязательны в докторских программах Турции ввиду того, что взаимное признание квалификаций в рамках Болонского процесса основано на единой многоуровневой системе обучения, когда квалификация выпускников измеряется в рамках общей для всех вузов системы кредитов. Существующая система кредита основана на контактных занятиях (то есть теоретических или практических часах в неделю).

Турция активно работает над определением набора общих и специальных компетенций (или дескрипторов), осваиваемых на каждой ступени высшего образования в соответствии с актуальными запросами профильной научно-исследовательской или прикладной сферы. Это обусловлено тем, что сегодня ведущим ориентиром и критерием качества обучения в европейских странах становится не срок получения высшего образования, не разнообразие учебных дисциплин, не объем знаний, и даже не фиксация «болонских» зачет-

ных единиц, обеспечивающих некоторую соотнесенность европейских дипломов, а компетенции, суммирующие результаты обучения с точки зрения умений и качеств, которыми должен обладать выпускник для получения соответствующей степени. В связи с этим все более привычными в вузовской среде становятся термины «компетенция» и «компетентность».

Для получения докторской степени в 2006 г. в Турции были определены следующие требования к компетентности: способность создавать знание и разрабатывать методику (технологию) на общем уровне; способность самостоятельно планировать, проводить и завершать научное исследование. Им предшествует приобретение более простых компетенций, таких как владение основными умениями и знаниями; способность устной и письменной коммуникации на турецком языке и, по крайней мере, на одном иностранном языке, широко используемом в научных кругах (английском, немецком или французском); способность применять современные информационные и коммуникативные технологии; умения, включающие анализ, синтез и творческий потенциал; приобретение представления об обучении в течение жизни; глубокие знания в области своей профессиональной деятельности; способность понимать сложность и междисциплинарную природу своей академической карьеры [1].

В стремлении отвечать изменяющимся требованиям развивающегося рынка труда Турция нацелена на развитие инновационных докторских программ. Трудоустройство докторантов, как и необходимость обучения человека и общества в течение всей жизни, действуют как катализатор для развития новых программ, включающих докторские степени, которые основаны на сотрудничестве университета и промышленности, и совместные докторские степени как результат растущего европейского и международного сотрудничества. Разнообразие докторских программ и докторских степеней отражает расширение турецкого пространства высшего образования, которое обусловливает большую автономию университетов для определения своей миссии и ориентации с точки зрения образовательных программ и исследовательских приоритетов.

Примером тесного сотрудничества турецких университетов и промышленности является разработанный и запущенный в 2006 г. проект под названием 8ЛК-ТБ2 в соответствии с Постановлением о принципах и процедурах для оказания поддержки проектов диссертаций в промышленных целях [1]. Межотраслевая мобильность и, в частности, докторская степень, полученная на основе интенсивного сотрудничества университета и промышленности, определение докторантов в промышленные и другие лаборатории укрепляют сотрудничество университетов и промышленности и добавляют ценность индивидуальным исследователям, расширяя их опыт, навыки и перспективы занятости. Создание прочных связей между университетами и другими секторами, таким образом, способствует интенсификации передачи знания как определяющего фактора инновации.

В практике развития инновационных докторских образовательных программ особое место занимают совместные программы как средство достижения целей Болонской декларации. Европейские и международные совместные докторские программы и договоры о сотрудничестве, привлекая лучших докторантов со всего мира, поддерживая и поощряя мобильность, играют основополагающую роль в развитии международной стратегии.

В настоящее время университеты Турции лишь в незначительной степени вовлечены в международное сотрудничество по развитию совместных программ на уровне степени доктора. Например, согласно национальному отчету за 2005 г., в рамках соглашений между турецкими и французскими университетами реализуются четыре совместные докторские программы, ведущие к присуждению двойных дипломов. Это программы между

Department of Civil Engineering (Факультетом гражданского строительства) и Ecole Nation-ale Superieure des Mines de Paris; Department of Chemical Engineering (Факультетом химической инженерии) и INSA of Lyon (Institut National des Sciences Appliquees de Lyon); Department of Mathematics (Факультетом математики) и Universite Louis Pasteur- Strasbourg I; Department of Aerospace Engineering (Факультетом космической инженерии) и University of Poiters, ENSMA [11]. Между тем сотрудничество с зарубежными партнерами по развитию совместных программ на уровне бакалавра развивается активно, свидетельством тому принятие Постановления о создании совместных программ в сотрудничестве с зарубежными учреждениями высшего образования (2006г.) [1].

Практика показывает, что основным вопросом для развития совместных программ и сохранения их устойчивости является необходимость расширения базы их финансирования, а также постоянная поддержка со стороны государства при принятии решений [4]. В связи с этим все чаще предлагается расширить источники финансирования, привлечь к финансированию программы не только государство, но и бизнес; делегировать права финансового управления руководителям совместных программ для обеспечения большей эффективности и развития сотрудничества; расширить рамки финансирования благодаря облегчению процедуры признания совместных программ и степеней и т.д.

Итак, результаты проведенных исследований свидетельствуют об активном участии Турции в поддержке многоуровневого образования, поскольку ее научно-образовательное пространство все более осознает себя частью общеевропейского сообщества в широком смысле. Первый цикл обучения, включающий ассоциированную степень и степень бакалавра, представляет собой базовый тип высшего образования. Ориентация турецких университетов преимущественно на обучение затрудняет формирование научноисследовательской культуры в Турции, заявленное в качестве одного из ключевых приоритетов высшего образования. Это обусловливает необходимость определения стратегических приоритетов образовательной политики. Организация обучения на исследовательских уровнях в Турции осуществляется в специальных научных школах (известных как graduate school), которые охватывают подготовку как докторов, так и магистров. Организация, поддержка и реализация научно-исследовательских проектов в турецких университетах представляет собой объект и предмет целенаправленной политики со стороны государства. Национальное законодательство и распространение инструментов Болонского процесса на магистерские и докторские программы во многом обусловливают успех проводимых реформ в области образования. В последние годы турецкая высшая школа уделяет большое внимание вопросам определения общих и специальных компетенций докторантов, развитию инновационных докторских программ, основанных на сотрудничестве университета с промышленностью и на развитии совместных с европейским партнером программ. Реализация университетами исследовательских программ во многом обусловливает повышение качества профессорско-преподавательского состава, образовательного уровеня абитуриентов, качества инфраструктуры вуза и образовательных программ, уровня организации вузовской науки и информационного обеспечения.

Литература

1. Bologna Process. National Reports 2005 - 2007: Turkey - Режим доступа:

http://www.aic.lv/ace/ace_disk/2005_07/Nat_reps/TurkeyNatRep10Jan07.pdf

2. Doctoral Programmes in Europe’s universities: achievements and challenges / Report prepared for

European universities and Ministers of Higher education, 2007. - Режим доступа:

http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/Publications/Doctoral_Programmes_in_Europe_s_Unive rsities.pdf

3. European University Association (EUA) Institutional Evaluation Programme / Ege University / Review Report By Helene Lamicq, Maria Helena Nazare, Ivan Leban, Dionyssis Kladis /September 2007

- Режим доступа: http://www.ege.edu.tr/egefinalreport.pdf

4. Guruz K. Dual-Degree Cooperation between the Turkish University System and the State University of New York: A Model for International Student Mobility in the Global Knowledge Economy”, paper presented at the Association International Education Administrators (AIEA) Annual Conference, February 16-19, 2005, Washington, DC.

5. Hatakenaka S. Higher Education in Turkey for 21st Century: Size and Composition, November 2006.

- Режим доступа:

http://siteresources.worldbank.org/EXTECAREGT0PEDUCATI0N/Resources/444607-1192636551820/S._Hatakenakas_report_on_Higher_Education_in_Turkey_for_21st_Century_Nov_20 06.pdf

6. Higher Education Act (Law of Higher Education, 1981) - Режим доступа: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/Turkey/811104_TURKEY.PDF

7. Magna Charta Universitatum, Bologna, Italy, September 18, 1988 - Режим доступа:

http://www.bologna-bergen2005.no/

8. Realising the European Higher Education Area. Communique of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003. - Режим доступа:

http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/0FFD0C_BP_Berlin_communique_

final.1066741468366.pdf

9. Regulations on graduate education - Режим доступа: http://www.yok.gov.tr/english/gradreg.html

10. The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005 - Режим доступа: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050520_Bergen_Communique.pdf

11. Towards the European higher education area: bologna process. National Reports 2004 - 2005. -http://www.bologna.mgimo.ru/files/otcheti-2005/Reports-Turkey_05_pdf

© А. И. Газизова - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков филиала Казанского государственного университета, г. Набережные Челны; Л. И. Гурье - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.