УДК 373.3031.2: 811.161.1 (072.2) Е.В. ШАМАРИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
UDC 373.3031.2: 811.161.1 (072.2) E.V. SHAMARINA
candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogics and psychology of elementary education and bases ofpsikhologo-pedagogical technologies of the Oryol
state university E-mail: [email protected]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
FROM THE WORK EXPERIENCE ON ORGANIZING A CORRECTION-DEVELOPING ACTIVITY OF JUNIOR PUPILS WITH PSYCHOLOGICAL DELAY AT THE READING AND RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT
A SECONDARY SCHOOL
В статье представлены некоторые направления работы учителя с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) на уроках русского языка и чтения, обоснованы возможности использования программного материала этих уроков для коррекции имеющихся нарушенийдетейуже при начале школьного обучения.
Предложенные упражнения учитель может использовать в разных формах обучения: на уроках и индивидуальных коррекционных занятиях. Статья будет полезна всем специалистам, работающим в специальных (коррекционных) классах VII вида начальной школы.
Ключевые слова: русский язык, чтение, младшие школьники с ЗПР, развитие.
The article presents some directions of the teachers work with psychologically delayed pupils at the Russian language and Reading lessons, the article also substantiates the possibilities of using the programme material of these lessons for correction of the deviations which these pupils have already got at the beginning of their school education. The teacher can use the offered exercises in different forms of education: at the school lessons and at the optional individual correction lessons.
The article will be useful for the specialists working in the special (correcting) VII type forms of elementary school.
Keywords:Russian language, Reading, junior pupils with psychologically delay, development.
Первые попытки специальной работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) были предприняты в 60-е roдыXX века при Институте дефектологии, в которых такиемладшие школьники получали дополнительную подготовку на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Основоположниками такой системы работы с учащимися с ЗПР были в основном клиницисты: Т.А.Власова, М.С.Певзнер. Это положе-ниеопределяло трудности в деятельности учителя, поскольку данные лишь клинических заключенийдля осуществления процесса обучения в начальных классах принципиального значения не имеют. Г.Я. Трошин считал целесообразным создать специальную дисциплину - педагогическую психопатологию, как «пограничную область знаний», где взаимно преломляются педагогические и психиатрические аспекты. Уорд А. Д. отмечал в своих исследованиях: «...любое государство должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми нуждами, то такое государство должно предоставить и им соответствующую их потребностям возможность обучения».
В основном принято учитывать особенности развития внимания, мышления и памяти, а также некоторые личностные проявления таких детей: темп приобретения знаний, умений и навыков, состояние работоспособности, уровень самостоятельности (С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Ю.А. Костенкова). Известно, что в 1994 году сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО была разработана «Концепция коррекционно-развивающего обучения», получили широкое распространение классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Цель их организации - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья (С.Г. Шевченко). Поэтому некоторые методы по преодолению в основном недостатков гиперактивного или тревожного поведения детей позволяли учителю решать следующие задачи:
- продолжить рисовать начатое;
- сосредоточиться на определенной детали рисун-
© Е.В. Шамарина © E.V. Shamarina
ка и прорисовать ее до конца. Решение таких задачосу-ществляется на уроках ИЗО и технологии, а также во внеурочной работе с детьми. В настоящее времячасть этих методов и приемов используют при подготовке руки детей к письму (Е.А. Логинова, Н.П. Локалова, Р. Д. Тригер).Это различного рода штриховки, рисование по спирали, дорисовывание недостающих деталей предметного рисунка, формирование чувства ритма и ориентировка в пространстве сначала на клетчатой основе путем присчитывания клеток и выбора цвета карандаша, а затем на листе бумаги произвольного формата.
Выполнение заданий на индивидуальных карточках может предполагатьдорисовывание предмета или его части с отрывом и без отрыва руки,крупных элементов буквенных изображений,но уже при помощи прогова-ривания. Сформированные таким образом практические умения проецируютсянанепосредственное обучение письму в прописях и тетрадях, способствуют дальней-шемуразвитию мелкой моторики пальцев рук, а также могут выступать в качестве отдельного этапа урока чистописания.Нами исследовались некоторые особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, составляющие основу для дальнейшего речевого развития таких детей. При этом использовались следующие методики: «Лабиринт», «Корректурная проба», «Разрезные картинки», «Исключение лишнего» и диагностические задания, связанные с изучением пространственного и временного восприятия, а также кратковременной и долговременной памяти детей. При обучении грамоте детей в специальных (коррекционных) классах VII вида следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение детьми знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития связной речи, грамотного письма и правильного, выразительного, осознанного чтения.
Во многих исследованиях выявлен недостаточный уровень развития познавательной деятельности детей с ЗПР: мышления, внимания, восприятия и памяти, которые приводят к запаздыванию в формировании речевой функции, связанной с ограниченностьюи бедностью словаря таких детей, трудностями осуществления фонетических и морфологических обобщенийпри усвоении программного материала по чтению (Г.Н. Рахмакова). Это особенно ярко находит свое отражение при выполнении упражнений и заданий по русскому языку, при анализе читаемого материала любого жанра, начиная с произведений устного народного творчества: песенок, прибауток, сказок и загадок.
Использование игровых приемов существенно повышает познавательную активность детей младшего школьного возраста, поэтому при первоначальном обучении чтению следует использовать игру «Третий лишний» на картинном или словесном материале. Представим содержание такой игры.
Для учителя. Назови любые 5 слов, которые начинаются со звука [у].
Задание. Если в слове нет звука [ы] - это слово лишнее.
Найди такое слово в каждой цепочке:
Крыса, крыша, Париж;
Крым, гром, балык;
Бескозырка, дырка, носик.
Вариант игры. Цепочка составлена так: после твердого
звука - звук [у]. Все остальные лишние.
Мука-люк-уши;
туфли-плющ-утро;
пуля-улей-салют.
Или: после мягкого звука - звук [у]. Люстра-пушка-любовь; сушка-шлюпка-мука; трюмо-трюфель-туча; тюльпан-куча-тюлень.
Обучая детей письму, следует руководствоваться методическими рекомендациями, предназначенными для обучения шестилеток. Особенности развития детей с ЗПР, общая повышенная утомляемость требуют тщательной работы по подготовке к обучению письму (О.А. Дробинская, Е.А. Екжанова, С.Г. Шевченко, Е.А. Медведева и др.).Это обводка контуров овалов, полуовалов, волнистых и прямых линий, обучение правильному движению руки по строке, выделение рабочей строки и межстрочного пространства, рисование и раскрашивание узоров в пределах одной строки, письмо элементов букв. При организации такой работы значительное внимание уделяется анализу схем слов и предложений, практическому умению составить предложение по заданной учителем схеме (Р.Д.Тригер). Следует отметить, что индивидуальные кассы букв при этом занимают большое место. Например, при выполнении такого упражнения развивающего характера на уроке обучения грамоте.
Задание. Составь схемы слов и образуй трехсложные слова.
Лексический материал: кот, мышь, нож, роза, дуб, коза, зерно_
Г.Ф. Кумаринав своих работах пишет: «Не всегда выявляются причины и характер отклонений в развитии детей, и клинико-психологические проблемы у детей приобретают глубокий характер».
Особое внимание она уделяет разработке практических рекомендаций как по подготовке к школе детей с ЗПР, так и для коррекции имеющихся недостатков в младшем школьном возрасте. При этом важно знать, какие личностные изменения произошли под влиянием, например, использованных учителем средств искусства и других продуктивных видов деятельности (лепки, аппликации), как они влияют на формирование практических навыков для последующего обучения в целом (Т. С.Комарова, 1998, 2009).
Считается, что детям с противоположными особенностями поведения: инертным и осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие творческого воображения.При этом рисунок или задание следует выполнятьна больших поверхностях с использованием гуаши или цветных мелков (И.А.Грошенков).Большое значение имеет работа с пластилином, картоном и наждачной бумагой.В коррекции этихособенностей поведения учитель можетрешать
следующие задачи:
- выбрать цвет и смешать краски, не боясь запач-катьстол или руки;
- развить сюжет, использовать больше новых тем при составлении сюжета рисунка.Продолжение ре-шенияэтих задач возможно и в младшем школьном возрасте, в период обучения грамоте, так как за годы дошкольного периода детства, несмотря на имеющиеся недостатки в развитии, дети приобретают некоторый эмоциональный опыт развития и у них формируются особенности эмоционального поведения. Закрепляя эту работу, в первом классе следует использовать задание: «Повтори скороговорки».
Повторить скороговорки:
Лошадка с ленцой, Цветик - семицветик, Лисица с хитрецой. Семицветик - цветик.
Далее детям предлагается изменить слово, написанное на доске, путем замены или прибавления какого-либо звука.
В слове бык замените звук [ы]на[а]. Какое получилось новое слово?
Следует учитывать, что линейная последовательность действий детей находит свое отражение не только при формировании правильного навыка чтения, но и при сохранении в памяти содержания прочитанного. Приведем пример для работы.
Нарисуй самолет, поезд и человека.
Задание. Ответь, кто быстрее, а кто медленнее? В словах: изюм, иволга, избушка, камин, люди, бензин определить количество слогов.
Распредели слова к нарисованным картинкам так: если звук [и] в начале слова - отнеси его к самолету, если в конце - к человечку, если в середине - к поезду.
Дополнительное задание. Придумай 5 слов, в которых все гласные звуки [а]
Для учителя. Гласных должно быть два или три звука.
Для обогащения словаря детей с задержкой психического развития в период первоначальному обучению чтению и письму можно использовать следующее задание.
Составь предложение, начиная его со следующих слов:
Пастух ... . Буренка ... . Мальчики . . . .
Слова для справок: играют, заботятся, мычит, присматривает, отдыхают, радуются.
При изучении структуры словаря младших школьников с ЗПР, его уровня сформированное™ в связной речи этих детей проявляются следующие особенности: перестановки слов местами, значительное количество орфографических ошибок, выраженные затруднения в оформлении слов и высказывания, а при необходимости изменения их грамматической формы, повторы слов одинаковых частей речи.Синтаксические конструкции, составленные младшими школьника-
ми рассматриваемой категории, достаточно распространенные, порою лишенные определенного смысла (Ю.А. Костенкова). Указанные особенности отчетливо проявляются при усвоении программы по всем предметам, потому чтоприводят не только кналичию аграмма-тизмов в речи детей, затрудняя построение осознанного самостоятельного высказывания, но и обуславливают трудности при формировании навыков письменной речи(Г.Ф. Кумарина, Е.А. Логинова, Р. Д. Тригер).
В дальнейшем, учитывая эту особенность, уместно предложить задание на уровне связного текста. Например:
Запиши с помощью схем следующие предложения.
Расцвела сирень. Уже рассвело. Над лесом солнце. Лиса сцапала цыпленка. На сухой скале расцвел цветик.
Следует особенно подчеркнуть, что уже в период подготовки к обучению грамоте тема «Практическое ознакомление с предложением. Слово в предложении» вводится для предварительного ознакомления и проходит через весь курс грамматики, правописания и развития речи, постоянно сочетаясь с работой по другим разделам. Например, обозначив звуки цветными карандашами, школьники проверяют правильность выполненного задания, «читая»по схеме составленное ими слово. Такие дети могутпотерять правильный «графический контроль» над написанием слов, особенно со стечением согласных звуков.
Например, на уроке по чтению следует использовать такое задание.
Дополни слово до предложения по образцу.Составь схему одного из предложений. Вспомни, какое предложение ты составил первым.
Образец: Детеныш овцы - ягненок.
Детеныш лошади - ... . Детеныш свиньи - ... . Детеныш собаки - ... .
При учете полученных данных диагностики, трудностей при обучении первоначальным навыкам письма и чтения, строится дифференцированная программа коррекционной работы на уроках русского языка, литературного чтения, используются интегрированные уроки, планируется содержание на индивидуальных занятиях. Например, чтение слоговых таблиц индивидуально, либо во фронтальной форме работы со всеми детьми класса. Это может быть чтение слогов «по цепочке» или индивидуальная работа по карточкам. Например,
Прочитай вслух слоги.
ОП УП ПА ПИ АС
ОТ УТ ТА ХИ ТУ
ОХ УХ ЫХ ТА ТИ
ОС УС ЫС ХА ДИ
На уроках русского языка, а затем и чтения формирование глагольного словаря детей целесообразно начинать с глаголов значения движения с привнесением оттенков эмоционального состояния. Такие глаголы можно отрабатывать с помощью подвижных и дидактических игр. Это также глаголы действия.
лексической, фонетической и грамматической;
- приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выделяется постановкой вопроса от главного слова в словосочетаниик зависимому. Например, при выполнении упражнения, когдапеда-гог предлагает ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию или картинку и показать, кто умывает, а кто умывается, кто прячет, а кто прячется и т.д. После окончаниянужно обязательно сделать вывод, что слова-глаголы умывается, прячется, вытирается, играет обозначают, что ребенокможет выполнятьнад собой. Таким образом, может формироваться линейная последовательность деятельности, играющая значительную роль в обучении чтению.
Библиографический список
1. Власова Т.А., ПевзнерМ.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение,1967.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития /Под ред. С.Г.Шевченко. М.: Аркти, 2001.
3. Программы образовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы (I-IV). /Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.
4. Шамарина Е.В. О возможностях психолого-педагогического и индивидуального сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях ППМС-Центра // Ученые записки. 2012. №4 (48). С.294-302.
5. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающими миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М.: Школьная Пресса, 2005. 80 с.
References
1. Vlasova T.A. Pevzner M.S. To a teaser: about the children with deviations in the development. M. Prosveschenie Publishers, 1967.
2. The diagnostics and correction of psycological development's delay /Edited by S.G. Shevchenko. M.: Arkti Publishers, 2001
3. The programmes of educational establishments. Correcting- developing education: elementary school forms (I-IV). Edited by S.G. Shevchenko. M.Shkolnaya Pressa Publishers, 2001.
4. ShamarinaE.V. About the opportunities of psycologico- pedagogical individual conducting children with psycological delay in PPMS centry //UchyenyeZapiski Publishers. № 4(48). Pp. 294-302.
5. Shevchenko S.G. The acquaintance with the world and the development of the speech of the children under school age with psycological delay. M. Shkolnaya Pressa, 2005. 80 p.
Например, при выполнении упражнения:
Выдели голосом каждое предложение. Подбери заголовок к полученному рассказу.
Выпиши слова-действия, а затем слова, в которых произношение согласных может расходиться с их обозначением на письме.
В субботние дни мы часто ходим в лес стройным рядком стоят березки под ними живут в травке гномы это маленькие грибки накрылись листочками забавно на них смотреть вот мы видим красивого маленького ежика он медленно переставляет свои лапки на спине у зверька осенний листок. Коррекционная работа на синтаксическом уровне в третьем классебудет включать следующие задачи: - преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов: