Контрольная работа по математике (5 кл.)
Тема: «Буквы и формулы»
Отметка
“3” “4” “5”
Обязательная часть 3 задания 3 задания 4 задания
Дополнительная часть 1 задание 2 задания
Вариант - I
Обязательная часть
1. Составьте выражение по условию задачи: Сосна высотой а м выше липы на 6 м. Какова высота липы?
2. Составьте уравнение по условию задачи: Задумали число, прибавили к нему 17 и результат увеличили в 3 раза. Получилось 60. Какое число задумали?
3. Решите уравнение:
а) 10а = 2; б) 2,5 — х = 1.
Дополнительная часть
4. Турист едет на велосипеде а ч со скоростью 15 км/ч и идёт Ъ ч пешком со скоростью 4 км/ч.
а) Составьте формулу для вычисления пути s, проделанного туристом.
б) Найдите а, если s = 42 км, Ъ = 3 ч.
в) Выразите а, через s и b.
5. Решите уравнение: 4 : с + 10 = 2.
Алиева Татьяна Владимировна,
учитель
МОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой ЯНАО
Тюменской области
Из опыта работы по модульным программам учителя-словесника
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам и отдельным педагогическим работникам выбирать и конструировать педагогические и методические процессы по любой модели.
Хочу поделиться опытом работы по модульным программам на уроках русского языка. Не для кого не секрет, что учитель, работая по традиционной системе, по сей день сохраняет объяснительноиллюстративный характер как ведущий в учебном процессе. Это делает познавательный процесс малоактивным. Уверена в том, что эффективности обучения можно достичь только при такой его организации, когда сам ученик оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а значит активно идет процесс развития интеллекта ученика.
Многолетний опыт работы по модульным программам позволяет мне сделать вывод о том, что именно эта технология направлена на индивидуализированное обучение, позволяющее осуществлять самообучение,
регулировать темп работы, содержание учебного материала. Именно модульное программирование урока отвечает всем современным требованиям.
Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающей технологии дифференцированного обучения. Наиболее эффективна внутриклассная дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому учащемуся. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха. При модульном программировании возможно использование всех современных технологий и методов. Так используя групповую, диалоговую, игровую технологию, работу в парах постоянного и сменного состава, учитель имеет возможность дать на уроке разноуровневый дидактический материал, подобрать методы и средства обучения, адекватные индивидуальным способностям обучаемого.
Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора, выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а следовательно, укрепляет здоровье.
На основе многолетнего опыта могу утверждать, что особое значение в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации ведет к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы позволяет учащимся свободно вступать в диалоги, перемещаться
по классу, это расковывает ребят, снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс. Решаются и воспитательные задачи, например, внимательное отношение к напарнику, умение свободно общаться как с одноклассниками, так и с учителями, формируется аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, развивается умение работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
Еще один немаловажный плюс модульного программирования — самостоятельное изучение нового материала, что способствует выработке навыков самостоятельной работы с информационным источником, умение выбирать и группировать нужный материал, самостоятельно строить алгоритмы, делать логические выводы и умозаключения.
Любая образовательная технология предполагает контрольно-оценочную деятельность. Насколько несовершенна пятибалльная система оценивания, как чувствительна для психологического состояния ребенка «двойка», - общеизвестно. В модульной технологии существует мягкий промежуточный контроль, который не оценивается, а служит для самоконтроля и ликвидации пробелов в знаниях, каждому учащемуся дается время на достижение качественного результата, что снижает стрессовость учебного процесса.
Все вышеперечисленное - это те плюсы, которые я увидела в процессе практической экспериментальной работы по модульной программе на уроках русского языка. Далее хотела бы рассказать о сущности модульного программирования.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.
Построение модульного урока начинается с определения системы целей и ее структуры. Прежде всего формируется комплексная дидактическая цель, которая и будет реализовываться модульной программой. На основе комплексной цели определяются интегрирующие дидактические цели, характеризующие структуру модульной программы. Для реализации каждой интегрирующей цели строится конкретный модуль. Далее определяется структура отдельных модулей, обеспечивающих достижение интегрирующих дидактических целей. Основой структуры модулей
являются частные дидактические цели, реализуемые отдельными учебными элементами.
В ходе освоения содержания модуля организуется мягкий текущий контроль. Он может проводиться с помощью заданий, представленных в содержании модуля. При этом каждое задание должно быть снабжено эталоном (ответы на задания, описание решений, алгоритмы и др.). Текущий контроль позволяет своевременно выявить пробелы в усвоении знаний и скорректировать работу ученика.
В конце изучения каждого учебного элемента обязательно организуется контроль с целью определения качества усвоения в соответствии с целями учебного элемента. Этот контроль может проводиться в виде проверочных, контрольных, самостоятельных, практических работ.
Количество учебных элементов в модуле может быть различно, но всегда присутствуют три обязательных. Первый — целевой УЭ-О. Он всегда первый и предназначен для представления целей и содержания всего модуля. Ученик, знакомясь с целевым блоком, имеет возможность видеть перспективу работы при изучении конкретного учебного предмета, может самостоятельно планировать свою деятельность.
Второй обязательный учебный элемент является резюмирующим УЭ-Р, он всегда занимает предпоследнее место в модуле и служит для обобщения и повторения всей информации модуля. В этом учебном элементе в сжатом виде повторяются все самые важные, основополагающие вопросы, усвоение которых будет проверяться при проведении итогового контроля.
Особое значение в УЭ-резюме имеет форма подачи информации, выносимой на повторение. Повторяемый материал может быть представлен в форме: концентрированного текста; опорного конспекта, различных блок схем; таблиц, графиков, рисунков.
После того, как учащиеся повторили необходимую информацию, они переходят к последнему учебному элементу — УЭК (контроль).
Итоговый контроль проводится с целью определения качества усвоения содержания учебных целей, представленных в целевом блоке (УЭ-О). Именно этот блок дает возможность оценить в какой степени ученик усвоил содержание и соответствуют ли полученные результаты поставленным целям. Этот вид контроля позволяет учителю выявить индивидуальные пробелы в знаниях и умениях учащихся.
Работая по модульным программам более десяти лет, могу сказать, что мои выпускники показывают стопроцентную результативность и очень высокое качество знаний, им не страшны ни экзамены в форме ЕГЭ, ни вступительные испытания в самые престижные вузы страны.