Научная статья на тему 'Из опыта применения кейс-метода при изучении истории медицины'

Из опыта применения кейс-метода при изучении истории медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каспрук Людмила Ильинична

Из опыта применения кейс-метода при изучении истории медицины выявлена высокая эффективность метода. Практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF USING CASE METHOD IN THE STUDY OF HISTORY OF MEDICINE

From the experience of the case-method in the study of the history of medicine revealed the high efficiency of the method. Almost all students are involved in the process of learning, they have the opportunity to understand and reflect on what they know and think. The joint activity of students in the process of learning, learning educational material means that each makes its own individual contribution. There is an exchange of knowledge, ideas, methods of activity in an atmosphere of goodwill and mutual support, which allows not only to obtain new knowledge, but also develops the cognitive activity itself, translates it into higher forms of cooperation and cooperation.

Текст научной работы на тему «Из опыта применения кейс-метода при изучении истории медицины»

ГИГИЕНА, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ,

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК 378.1

Л. И. КАСПРУК

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

L. I. KASPRUK

FROM EXPERIENCE OF USING CASE METHOD IN THE STUDY OF HISTORY OF MEDICINE

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

Из опыта применения кейс-метода при изучении истории медицины выявлена высокая эффективность метода. Практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЕЙС-МЕТОД, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

SUMMARY

From the experience of the case-method in the study of the history of medicine revealed the high efficiency

Каспрук Людмила Ильинична - д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1; тел. 8-912-844-73-39; е-шаИ: [email protected]

of the method. Almost all students are involved in the process of learning, they have the opportunity to understand and reflect on what they know and think. The joint activity of students in the process of learning, learning educational material means that each makes its own individual contribution. There is an exchange of knowledge, ideas, methods of activity in an atmosphere of goodwill and mutual support, which allows not only to obtain new knowledge, but also develops the cognitive activity itself, translates it into higher forms of cooperation and cooperation.

KEY WORDS: THE CASE STUDY METHOD, HISTORY OF MEDICINE, ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS.

Актуальность применения кейс-метода определяется тем, что история медицины изучается на 1-м курсе, когда еще не сформированы базовые медицинские понятия у студентов. На семинарских занятиях, в том числе и на рубежном контроле, присутствуют по 28-30 человек. Объем изучаемого материала велик, поэтому возникла необходимость активизации познавательной деятельности обучающихся. Задача вовлечения обучающихся в активную деятельность, организации самостоятельного (индивидуального и группового) поиска решения проблемы на повышенном уровне усилий, может также быть решена при применении кейс-метода [1, 2].

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.

Кроме того, учитывая также, что «история медицины» изучается на 1-м курсе, базовые медицинские знания студентов весьма часто недостаточны (кроме выпускников медицинских колледжей) для четкого анализа этапов становления и развития медицины. Весомая доля изучаемого материала приходится именно на самостоятельное изучение. В связи с этим необходимо создание эмоционально-волевого фона для активной деятельности студентов [3, 4, 5, 6].

Несомненным достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, формировать общие компетенции. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению. Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Обычно источниками кейсов служат: общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы

и фактологической базы кейса; образование -определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод; наука - третий источник кейса, как отражательного комплекса.

ЦЕЛЬ МЕТОДА кейс-стади - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. Конкретно применение метода было направлено на совершенствование форм работы по формированию следующих компетенций при изучении дисциплины «История медицины» (тема «История медицины и зубоврачевания Древнего мира»):

а) общекультурные (ОК):

- способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражать свои мысли (ОК-2);

- способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-меди-цинскую терминологию (ОК-3);

- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

- способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями,

партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности (ОК-8);

б) профессиональные (ПК):

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

обучающие:

- актуализация знаний по теме «История медицины и зубоврачевания Древнего мира»;

- обеспечение знания понятий: понятие о целостности организма, единство и противоположности субстанций функционирующего организма; материалистические и идеалистические представления о болезни, единство организма и среды; законы санитарии и гигиены; гигиенические сооружения, военные госпитали;

- обеспечение обобщения изученного материала по теме «История медицины и зубоврачевания Древнего мира»;

развивающие:

- развивать у студентов умение творчески мыслить;

- развивать у студентов умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; реагировать на возникшие трудности и преодолевать их;

- развивать навыки общения внутри и за пределами конкретной группы;

- развивать активность и самостоятельность мыслительной деятельности;

воспитательные:

- воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

- формировать такие качества, как стремление быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;

- воспитывать гражданские качества, необходимые для адекватной социализации в медицинском сообществе.

Примененный кейс-стади отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться обучаемые. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Новизна метода заключается в том, что кейс-метод используется нами на всех этапах занятия, что позволяет приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Он помогает студентам научиться разрешать возникающие между ними разногласия. При этом нами учитывалось, что в учебных группах, как правило, немного студентов, которые уже обладают хорошо развитыми групповыми навыками. Поэтому такие навыки потребовали тщательного обучения и длительной практики. Метод кейс позволяет осуществлять обучение в сотрудничестве, то есть обучение, построенное на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой. На занятиях с использованием кейс-метода учебная среда выступает как реальность. Здесь обучаемые находят для себя область осваиваемого опыта. При этом педагог выступает в роли организатора процесса обучения. Это необходимо в реальных условиях преподавания истории медицины в университете в спаренных группах, когда необходимо освоить весьма значительный объем материала.

Применялась третья степень сложности кейс-метода: есть практическая ситуация - нужно определить проблему и найти пути решения. При внедрении кейс-метода в практику нами учитывается степень и уровень подготовленности студентов в разных возрастных категориях.

Один и тот же кейс не всегда подходит для работы с обучающимися в одной параллели, при этом с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще. Например, из эвристического создавать аналитический. А в то же время для более подготовленных кейс должен стать сложнее. Из аналитического его можно реорганизовать, к примеру, в исследовательский.

Таблица - Сравнение средних баллов в группах стоматологического факультета 2015-2016уч. г. и 2016-2017уч. г. при применении кейс-метода

2015-2016 уч. г. 2016-2017 уч. г.

Ср. балл без применения метода Ср. балл с применением метода Ср. балл без применения метода Ср. балл с применением метода

3,4 4,4 3,2 4,7

Практическая значимость применения кейс-метода заключается в том, что позволяет решать конкретные и прогнозируемые цели: повышение эффективности образовательного процесса. Также это достижение высоких результатов. Отмечается устойчивое повышение среднего балла в тех группах, где занятия проводились с применением метода, по сравнению с группами, в которых занятия проводились без применения его. Работа кейс-методом применяется на кафедре с 2015 года. При этом в 2015-2016 уч. г. показатели среднего балла по дисциплине «История медицины» составили 3,4 без применения метода, и 4,4 -с применением его, а в 2016-2017 уч. г. - соответственно 3,2 и 4,7 балла (табл.).

При этом отмечается уменьшение показателя среднего балла по истории медицины за двухлетний период в группах, где не применялся кейс-метод, на 0,2 балла. При этом в группах, где применялся кейс-метод, отмечается повышение на 1,0-1,5 балла.

Отмечается не только повышение среднего балла, но и показатель качественности. Так, в группах, где применялся кейс-метод, с 2015 г. отмечается качественная успеваемость - 4,4 балла, которая возросла в 2017 г. до 4,7 балла.

Кроме того, при анкетировании и интервьюировании студентов (всего 29 чел.) выявлено следующее:

- практически все студенты (100% респондентов) оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;

- 100% анкетируемых выбрали пункт анкеты: «.. .совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного

материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад»; при этом 80% анкетируемых студентов отметили значимость именно своего вклада в работу группы;

- в 100% анкет отмечается особая значимость того, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

100% респондентов отметили, что на таких занятиях они меньше устают, учатся работать корпоративно, особо отмечают решение проблемно-ситуационных задач и творческие задания. Работа над ошибками, которая проводится после каждого этапа, позволяет более четко актуализировать знания.

ВЫВОДЫ

Таким образом, вышеозначенные результаты анализа применения метода позволили сделать вывод, что применение кейс-метода позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Кроме того, метод позволяет достичь следующего:

- усиление мотивации к изучению дисциплины;

- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации, т. к. они учатся добывать новые знания самостоятельно;

- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

- сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Применение кейс-метода позволяет решить следующие задачи:

- познавательную, связанную с учебной ситуацией и овладением содержанием образовательных программ;

- коммуникативно-развивающую, связанную с выработкой и развитием навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;

- социально-ориентационную, связанную с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

При выбранном методе образовательный процесс организуется таким образом, что достигается следующее:

- практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;

- совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад;

ЛИТЕРАТУРА:

1. Каспрук, Л. И. Развитие интереса к истории медицины у студентов как важный раздел учебно-воспитательной работы Оренбургского государственного медицинского университета / Л. И. Каспрук, И. И. Каган, Г. Т. Жакупова, Д. М. Снасапова //Бюллетень науки и практики. - № 10. - 2017. - С. 362-368.

2. Каспрук, Л. И. Собственные результаты применения инновационных педагогических методов в медицинском образовании / Л. И. Каспрук // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации; Материалы IXВнутри-вузовской научно-практической конференции.

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Несомненным достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала - эмоций. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, формировать общие компетенции. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению. Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Южно-Уральский государственный медицинский университет. - 2018. - С. 50-53.

3. Метод case-study как современная технология ориентированного обучения: Реферативный обзор / Под ред. Комиссаровой. - М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. - С. 5-15.

4. Фельдштейн, Д. И. Нужна новая концепция образования / Д. И. Фельдштейн // Профессиональное образование. - Столица. - 2013. -№ 12. - С. 8.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.