включила все лучшее из прошлого, а последнее, как известно, во многом было не лучшим. При этом такая «вестернизация» на уровне партийного строительства не содержала ясных и четких разъяснений подобного рода действий. Думается, что это делалось не случайно, поскольку в программах всех старых и новых партий России, а тем более в их политических действиях присутствуют консервативные аспекты.
Если консерватизм упорно и целенаправленно цепляется за прошлое без внесения в современную политику отдельных позитивных изменений, то он везде неизбежно проигрывает. Точно так же обстоит дело и с прошлым, в котором имеется позитивный и негативный опыт. Когда консерваторы берут за основу все прошлое без существенных пропорций его диалектических сторон, они тоже не достигают успеха.
В настоящее время в партстроительстве существует такое единодушие, при котором по содержанию программ конкретных партий трудно определить их идеологическое и иное кредо. Они все похожи друг на друга. И, направляя модерни-зационные процессы на восприятие новых и ста-
рых технологий, они выпускают из вида главное -ценности партийной модернизации, являющиеся их целями. Нельзя жертвовать идентичностью во имя технологического развития. Поэтому так важно отделить техническую модернизацию от культурной. Сегодня необходима консервативная революция, которая усилит Россию технически, укрепит ее идентичность и сохранит вечные ценности русской культуры.
Литература
1. Демидов А. И., Долгов В. М., Малько А. В. Политология. М., 2004.
2. Матейкович М. С. Политическая модернизация России и право // Государство и право. 2011. № 1.
3. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.
4. Хейфец Б. Внешний фактор. Модернизация: необходимо стимулировать ПИИ и привлекать ИС // Независимая газета - сценарии. 2010. 28 сентября.
© 2014 г. А. Е. Епифанов
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЙСКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1920 ГОДЫ)
В статье представлен комплексный историко-правовой анализ вопросов, касающихся организации и деятельности советских вооруженных сил по борьбе с контрреволюционными выступлениями в 1917-1920 годах. Автор предпринимает попытку с позиций российского государства и права дать развернутую характеристику войсковых формирований специального назначения, стоявших на страже внутренних интересов Советского государства.
Ключевые слова: внутренние войска, чрезвычайные комиссии, контрреволюция, Советская власть, наркоматы, Совет народных комиссаров, интервенция, Совет труда и обороны.
На защиту завоеваний Октябрьской революции 1917 года от внутренней контрреволюции и иностранной интервенции было направлено формирование регулярных вооруженных сил, регламентированное декретами СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, принятыми в январе - феврале 1918 года. Между тем свергнутые эксплуататорские классы пытались восстановить свое положение как путем развязывания гражданской войны, так и разложения Советской власти изнутри. Большая ставка при этом делалась на разрушение Российской Федерации всеми возможными способами, преимущественно
насильственным путем, что однозначно квалифицировалось Советской властью как контрреволюционные мятежи и восстания.
На этапе становления Советского государства с особой остротой стоял вопрос об организационных формах подавления контрреволюционных выступлений подобного рода, о революционных силах, которые наряду с Красной Армией и Флотом следовало использовать с этой целью. Дальнейшее развитие событий показало, что решение подобных задач было невозможно без специальных органов по обеспечению государственной безопасности и наделения их специальными вооруженными формированиями. В этой связи в
1917-1919 годах руководством Советского государства предпринимались меры по формированию так называемых внутренних войск [1, с. 15]. Их основу составили войска Всероссийской чрезвычайной комиссии, отряды которых создавались с конца 1917 года. В марте 1918 года постановлением ВЧК все отдельные отряды были объединены в боевой отряд ВЧК. Одновременно по предложению Всероссийской чрезвычайной комиссии местными Советами стали организовываться вооруженные отряды при местных ЧК.
Одной из первых боевых операций, наглядно продемонстрировавшей актуальность формирования частей внутренних войск, а также их эффективность на практике, явилось разоружение анархистских банд в Москве, Петрограде, Воронеже, Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах весной 1918 года. Так, в ночь на 12 апреля того же года отряды ВЧК совместно с частями Московского гарнизона при личном участии Ф. Э. Дзержинского окружили занятые анархистами особняки и арестовали около 600 человек из них [2, с. 149]. Ликвидация анархистских банд способствовала укреплению Советской власти, обеспечила спокойствие и безопасность граждан.
Организационные и правовые основы строительства войск ВЧК были заложены I Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11-14 июня 1918 года. Прежде всего, в ходе ее проведения была признана необходимость создания особого корпуса войск, способного защищать Советскую власть от посягательств внутренних врагов. Личный состав его предполагалось укомплектовать преданными делу революции, дисциплинированными и хорошо обученными военному делу людьми.
За основу на конференции был принят принцип территориального размещения войск ВЧК. При этом предписывалось в стратегическом отношении части корпуса распределять по политическим центрам страны таким образом, чтобы в распоряжении местных ЧК находились силы, прямо пропорциональные размаху контрреволюционных выступлений. Руководство корпусом было поручено председателю ВЧК и специально созданному оперативному штабу. Командирами местных подразделений войск ВЧК назначались члены территориальных ЧК. В результате конференции особо подчеркивалось, что данный войсковой корпус находится в исключительном распоряжении ВЧК и строится на принципах железной революционной дисциплины и строжайшей централизации.
Во исполнение решений конференции 13 июня 1918 года разрозненные отряды ВЧК как центре, так и на местах были объединены коллегией ВЧК
в корпус ее войск. Формирование корпуса войск ВЧК регламентировалось специальным положением от 15 июля 1918 года и осуществлялось по принципу классового отбора. Его численность и состав определялись самой ВЧК. На службу в корпус принимались исключительно рабочие и беднейшие крестьяне по рекомендации партийных большевистских организаций, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, комитетов крестьянской бедноты, а также не менее двух коммунистов. Каждый боец корпуса давал подписку беспрекословно выполнять все приказы, строго соблюдать революционную дисциплину, решительно подавлять всякое посягательство на Советскую власть.
Особое значение, придававшееся качеству кадрового отбора в войска ВЧК, было продиктовано прежде всего их ролью, которая отводилась им в борьбе за власть не только большевиками, но и их политическими противниками. Характерно, что в ходе июльского мятежа 1918 года в Москве в качестве основной вооруженной силы левые эсеры использовали отряд ВЧК под командованием своего сподвижника Д. И. Попова. Вместо отправленных на фронт преданных Советской власти бойцов Поповым были набраны антисоветски настроенные черноморские матросы и анархисты. Левым эсерам при поддержке этого отряда 6 июля 1918 года удалось не только убить германского посла Вильгельма фон Мирбаха, захватить стратегические пункты столицы, но и арестовать самого Ф. Э. Дзержинского [2, с. 155, 156].
Корпус войск ВЧК делился на отдельные батальоны численностью по 750 человек в составе трех пехотных рот, кавалерийской и пулеметной команд, подразделения связи и взвода артиллерии. Кроме того, корпус был усилен за счет отделений бронеавтомобилей.
Необходимо отметить, что активным противником образования специальных войск ВЧК являлся нарком по военным и морским делам Троцкий. Выполнение их функций в каждом конкретном случае он предлагал возлагать по просьбе ЧК на части Красной армии по территориальности. В конечном счете в вопросе организации специальных внутренних войск возобладала позиция Дзержинского, сумевшего отстоять данную структуру и состав войск ВЧК. Справедливость его мнения была подтверждена последующими событиями, связанными с ликвидацией разного рода контрреволюционных мятежей в советском тылу, часть из которых зрела в недрах самой Красной Армии. Так, наиболее крупной заслугой ВЧК и ее войск в 1919 года явилась ликвидация контрреволюционной организации «Национальный
центр», имевшей свои отделения в Петрограде, Сибири, на Урале и Кубани. Эта организация взаимодействовала с подпольным штабом «Добровольческой армии Московского района», в распоряжении которого находились значительные вооруженные силы из состава РККА, в том числе преподаватели и слушатели трех военных школ, броневики и артиллерия[2,с. 175, 176].
Создание войск ВЧК было закреплено 28 октября 1918 года утвержденным ВЦИК Положением о чрезвычайных комиссиях. Теперь ВЧК и местные ЧК наделялись правом организации особых вооруженных отрядов. На местах их численность регулировалась местными исполкомами по соглашению с ВЧК. Ее войска оставались при этом под контролем и на учете Реввоенсовета республики.
Особое внимание ВЧК уделялось комплектованию войск из наиболее сознательных, стойких и дисциплинированных бойцов. Для того чтобы нейтрализовать попытки контрреволюционных сил разложить и дезорганизовать осуществлявшие «красный террор» войска, внедрить в их ряды белогвардейцев, ВЧК предписывала своим подразделениям на местах контролировать процесс формирования частей, усилить в них партийную работу.
В результате рассмотренных мероприятий к маю 1919 года войска ВЧК достигли 17 904 человек. При их комплектовании неуклонно соблюдался принцип качества, а не численности. Части войск ВЧК были призваны стать элитными вооруженными силами Советского государства, во всех отношениях превосходившими обычные войска, прежде всего в воспитании [3].
Прообразом, а затем еще одной составной частью советских внутренних войск явились части созданной по инициативе В. И. Ленина продовольственной армии, призванные осуществлять принудительное изъятие продовольствия и его охрану. Их формирование из матросов и рабочих началось в ноябре 1917 года по решению Петроградского военно-революционного комитета и Центрального комитета Балтийского флота. Тогда же руководство этими отрядами было передано СНК Наркомату продовольствия. Так, 14 января 1918 года Ленин выступил с предложением активизировать направление в деревни многочисленных вооруженных отрядов для принятия «самых революционных мер» по сбору и транспортировке хлеба, а также беспощадной борьбы со спекулянтами и саботажниками, вплоть до их расстрела на месте [4, с. 314]. Развернувшееся весной и летом 1918 г. массовое направление в деревню вооруженных продовольственных отрядов было вызвано непосредствен-
ной угрозой Советской власти, которую представляли антисоветские восстания на почве голода и обострения классовой борьбы. ВЦИК и СНК РСФСР 9 мая 1918 года был принят совместный декрет, который предписывал продотрядам применять вооруженную силу при противодействии изъятию излишков хлеба и иных продовольственных продуктов.
Декретом ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 года закреплялась организация при местных продовольственных органах особых вооруженных отрядов из лояльных Советской власти рабочих. Главной их задачей выступала «организация трудового крестьянства против кулаков» [5, с. 310]. Программа создания массовой продовольственной армии была разработана лично Лениным в июне 1918 года. Согласно этой программе каждая фабрика обязана была направить в продар-мию по одному человеку от каждых 25 рабочих. Регистрацию ее бойцов осуществляли фабрично-заводские комитеты с предоставлением в отношении них особых поручительств о личной добросовестности и революционной дисциплинированности. Организацию подразделений продар-мии должны были осуществлять выборные представители от мобилизованных в нее рабочих. Каждый мобилизованный обязывался беспрекословно выполнять возложенные на продотряды функции и подчиняться их комиссарам [6, с. 431]. Для руководства создаваемыми по всей стране продотрядами, их обучения и вооружения в мае 1918 года при Наркомпроде было учреждено специальное управление под командованием главного комиссара и военного руководителя. Все продотряды составляли единую продовольственно-реквизиционную армию. Каждый продотряд насчитывал не менее 75 человек и имел по 2-3 пулемета. Указанные отряды подчинялись назначаемому главным комиссаром по формированию продотрядов начальнику и утверждаемому Нарком-продом комиссару. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины и революционной законности. Инструкция Наркомпрода продовольственным отрядам от 20 августа 1918 года требовала расстрела на месте застигнутых на месте преступления бойцов продотрядов, допустивших кражи, вымогательство, мародерство, взяточничество и тому подобное.
Размещенные на территории уезда продотряды дислоцировались таким образом, чтобы при необходимости объединиться с 2-3 отрядами для совместных военных действий. С этой целью между ними устанавливалась непрерывная кавалерийская связь. Тем самым наряду с массовым формированием продовольственных отрядов
большое внимание уделялось централизации управления их деятельностью, насаждению в ней воинской организации. В результате предпринятых мер в августе 1918 года численность про-дармии достигла 6 218 человек. Несмотря на это, продовольственное положение в стране резко ухудшилось, что потребовало организации новых продотрядов и совершенствования методов их работы. В августе 1918 года при ВЦСПС было создано Центральное военно-продовольственное бюро, в уездах и губерниях образовано продовольственные бюро. Им поручалось сформировать и отправить в деревню продовольственные отряды нового типа. В отличие от прежних, передававших весь изъятый хлеб в распоряжение государства, отряды Военпродбюро половину такового оставляли в распоряжении предприятий, направивших их в деревню. К концу 1918 года в продармию и отряды Военпродбюро были направлены 72 тысячи рабочих. Если в течение первой половины 1918 года продотряды заготовили 28 млн пудов хлеба, то во второй половине того же года - 67 млн [6, с. 312].
В связи с введением продразверстки Ленин 27 февраля 1919 года подписал декрет СНК «О рабочих продовольственных отрядах» [8]. Согласно этому декрету по всей стране была развернута мобилизация трудящихся в продотряды, которая позволяла восполнить убыль их бойцов, направленных в действующую Красную Армию. Специальный приказ РВС Республики 28 декабря 1918 года определил новый порядок организации и комплектования продармии. С этого времени в нее зачислялись в основном добровольцы, не подлежащие призыву в Красную Армию, а также слабосильные и выздоравливающие красноармейцы.
Основным подразделением продармии являлся полк в составе трех батальонов из трех рот каждый. Такая штатная организация в целом соответствовала штатам строевых частей и подразделений Красной Армии. В свою очередь, полки продармии сводились в бригады. В марте 1919 года совместным приказом РВС республики и Нарком-прода был учрежден Военный совет продармии, включавший в себя военного руководителя и двух военных комиссаров [9]. Он стал высшим военным органом продовольственной армии и подчинялся Реввоенсовету республики.
Приказом РВС Республики 15 мая 1919 года общее число полков продармии достигло 20. Каждые 3-4 полка образовывали бригаду. Подобно строевым частям Красной Армии подразделения продармии приобрели в организационном отношении войсковые черты и вооружение.
В изучаемый период части продармии сыграли огромную роль не только в улучшении продовольственного положения страны, но и приняли на себя основную тяжесть борьбы с кулацкими восстаниями.
В годы Гражданской войны во внутренние войска входили и другие части вспомогательного назначения, при необходимости активно применявшиеся в случаях, требующих федерального вмешательства. К их числу следует отнести войска охраны железных дорог, водных путей сообщения, сахарного производства и некоторых других жизненно важных для РСФСР объектов.
Так, в экстремальных условиях Гражданской войны первостепенное общегосударственное значение приобрела охрана железных дорог. Летучие отряды из рабочих и солдат по борьбе с контрреволюцией на железных дорогах были созданы уже вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Во исполнение требований особого совещания при НКВД от 28 декабря 1917 года вооруженные силы для охраны железнодорожных станций первоначально выделялись военными комиссариатами [10].
В последующем обстановка Гражданской войны и катастрофическое состояние дел на транспорте потребовали перехода от временных к постоянным мерам охраны путей сообщения. В соответствии с декретом об охране дорог 30 января 1918 года СНК была образована Всероссийская междуведомственная чрезвычайная комиссия по охране железных дорог, на основании положения о которой железнодорожная сеть страны, все шоссейные дороги и водные пути делились на участки. Каждый из них находился под охраной необходимого количества вооруженных отрядов во главе с начальником охраны участка.
Согласно новому декрету СНК 23 марта 1918 года неограниченные полномочия по охране дорог предоставлялись Наркомату путей сообщения, ему подчинялась военная охрана, в основном состоящая из отрядов железнодорожников [5, с. 18-20]. При этом было положено начало охране не только железнодорожных, но и водных путей, пристаней, в частности Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Уфы, Саратова и других. На 1 июня 1918 года в этих отрядах проходили службу свыше 28 000 человек. В последующем, учитывая большое значение путей сообщения, руководство Советского государства приняло решение об увеличении их численности до 70 000 человек [1, с. 33].
В. И. Ленин 17 июля 1918 года подписал Декрет СНК, исходя из которого охрана путей сообщения в прифронтовой полосе переходила в веде-
ние Наркомата по военным делам, а в тылу по-прежнему осуществлялась НКПС [11, с. 43, 44]. Вместо существовавших прежде двух видов охраны - военных отрядов железнодорожников и отрядов добровольцев - вводился единый вид охраны из бойцов, набранных по рекомендации рабочих, профсоюзных и крестьянских организаций.
В конце 1918 года, учитывая активизацию внутренней и внешней контрреволюции на транспорте, выразившуюся в подготовке разного рода диверсий на его объектах, советское правительство приняло решение о полной передаче охраны железных дорог Наркомату по военным делам, что было закреплено Положением о железнодорожной охране от 18 февраля 1919 года [11, с. 409, 410]. С этих пор на военное ведомство возлагались обязанности по внешней охране всей железнодорожной сети, водных путей, телеграфных линий, воинских складов на железнодорожных станциях, а также воинских эшелонов. С данной целью использовались как прежняя железнодорожная охрана, так и части Красной Армии. Так, в декабре 1918 года для охраны железных дорог центра России были сформированы 14 пехотных полков и 9 отдельных пехотных батальонов железнодорожной охраны [12]. Руководство войсками железнодорожной охраны осуществлялось начальником обороны и охраны железных дорог Советской республики, общий надзор входил в полномочия начальника Центрального управления военных сообщений при Реввоенсовете республики. В результате проведенных мероприятий к июню 1 919 года численность внутренних войск данной категории достигла 102 000 человек [13].
Вследствие катастрофического положения дел было принято решение о формировании собственных вооруженных отрядов по охране водных путей сообщения также Главным управлением водного транспорта (Главводом) ВСНХ, созданным 18 мая 1918 года. А 12 июля того же года председателю ВСНХ Советом народных комиссаров вменено в обязанность взять под контроль весь речной транспорт и пристани для того, чтобы лишить контрреволюционные отряды всякой возможности беспрепятственно передвигаться водными путями в целях совершения заговоров и мятежей.
В связи с крайне неудовлетворительным состоянием дисциплины и соблюдения революционной законности среди личного состава этих отрядов 25 июля 1918 года вся речная охрана Глав-вода передавалась в ведение Наркомата по военным делам [11, с. 14]. К июню 1919 года ее численность достигла 4 237 человек [13]. Впоследствии она была подчинена корпусу войск ВЧК. На практике функции по охране объектов
водного транспорта в сложных условиях Гражданской войны продолжительное время дублировались войсками Главвода, Красной Армии и милицией, что крайне неблагоприятно сказывалось на ее результатах.
Общегосударственное значение в годы Гражданской войны приобрели мероприятия, связанные с производством и распределением сахара, что в свою очередь потребовало действенных мер со стороны центрального руководства страны по их вооруженной охране. Первый вооруженный отряд по охране сахарного производства численностью 100 человек был организован в июне 1918 года Московским окружным военкоматом по просьбе Главного сахарного комитета Великорусского района (Главсахара). Сформированному таким образом «Московскому летучему отряду» была поставлена задача вывезти сахарные запасы из прифронтовой полосы, а также обеспечить их вооруженную охрану от расхищения. В дальнейшем Главсахаром неоднократно увеличивалась численность вооруженных формирований по охране сахарного производства. При этом в сахаропроизводящих районах (Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерниях) создавались резервные отряды по 117 человек во главе с губернскими штабами, на сахарных заводах - команды по 25 охранников. Часть сахарной охраны являлась конной. Декретом СНК от 19 августа 1918 года отряды по охране сахарного производства относились к войскам специального назначения [14]. В декабре 1918 года для управления ими была сформирована междуведомственная коллегия во главе с представителем Наркомата по военным делам. К середине 1919 года войска Главсахара насчитывали 4 015 человек, в том числе 116 кавалеристов. На их вооружении находились даже пулеметы.
При этом 19 августа 1918 года Лениным был подписан декрет СНК «Об объявлении всех Вооруженных сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам» [11, с. 224-226]. Данный декрет приказом РВС республики 15 ноября 1918 года распространялся на войска ВЧК. Согласно этому декрету все без исключения Вооруженные силы республики переходили в ведение Наркомата по военным делам. В основном это касалось вопросов комплектования, размещения, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и использования. Наряду с этим сохранялось и ведомственное управление войсками специального назначения (в том числе внутренними) при выполнении возложенных на них задач. Комплектование войск уже осуществлялось на общих с Красной Армией основаниях.
Для войск изучаемой категории положительным моментом явились унификация и усовершенствование их организации по образу и подобию Красной Армии, а также улучшение комплектования за счет мобилизованных. Важное значение для укрепления Вооруженных сил РСФСР, в том числе внутренних войск, имели решения VIII съезда РКП(б), резолюции которого были направлены на соблюдение принципа классовой мобилизации в армию только трудящихся, повышение роли в укреплении вооруженных сил военных комиссаров.
ВЧК 30 марта 1919 года выступила с инициативой объединения всех войск вспомогательного назначения в войска внутренней охраны и подчинения их Наркомату внутренних дел с целью более эффективного их использования. На заседании Совета обороны 28 мая 1919 года Ленин подписал Постановление об объединении войск вспомогательного назначения [15, с. 508-510], которое было осуществлено на базе войск ВЧК. При этом все внутренние войска перешли в ведение Наркомата внутренних дел и получили наименование войск внутренней охраны республики (ВОХР). Их начальник назначался совместно РВС и ВЧК и утверждался непосредственно СНК. Численность ВОХР устанавливалась в 120 000 человек. Их основными подразделениями становились роты и команды различного назначения, сведенные в батальоны, а также эскадроны и батареи. Все вместе они образовывали бригады.
Наиболее ответственные задачи по борьбе с контрреволюционными выступлениями возлагались на части ВОХР, приданные чрезвычайным комиссиям. К весне 1920 года они составляли !/4 всех войск ВОХР. При этом каждой губернской ЧК придавалось по одному батальону. В оперативном отношении они подчинялись руководству ЧК по территориальности, в строевых, хозяйственных и политических вопросах -старшим войсковым начальникам. Руководство указанных бригад и секторов ВОХР было не вправе использовать приданные Губчека батальоны без их согласия. На случай обострения обстановки в подверженных контрреволюционным проявлениям регионах создавались войсковые резервы ВОХР [ 1, с. 46].
Постановлением Совета труда и обороны 1 сентября 1920 года войска ВОХР преобразовывались в войска внутренней службы республики (ВНУС). Из войск ВНУС были сформированы дивизии, отдельные бригады и полки. Исключение составляли лишь части, обслуживавшие чрезвычайные комиссии, штаты которых формировались по согласованию с ВЧК. В части вы-
полнения возложенных на них специальных задач войска ВНУС подчинялись НКВД, по остальным вопросам - главкому Наркомата по военным делам. В аналогичном двойном подчинении находился и командующий войсками ВНУС.
В результате всех этих преобразований руководству Советского государства удалось сосредоточить охрану важнейших объектов страны от контрреволюционных выступлений в ведении единых войск. Однако существенным недостатком продолжала оставаться ведомственная разобщенность в руководстве ими. Для ее преодоления вместо существовавших ранее секторов организовывались штабы командующих войсками ВНУС соответствующих округов и фронтов. В ноябре 1920 года их обязанности были возложены на командующих войсками военного округа.
Литература
1. Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК - ОГПУ - НКВД - МВД. М., 1983.
2. Феликс Эдмундович Дзержинский: биография. 2-е изд., доп. М., 1983.
3. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 92. М., 1972.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 35.
5. Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 2.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 36.
7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38.
8. Из истории войск ВЧК и пограничной охраны 1917-1921 гг.: документы и материалы. Документ № 22. М., 1928.
9. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 86. М., 1972.
10. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 8. М., 1928.
11. Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 3.
12. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 58. М., 1972.
13. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 114. М., 1972.
14. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.): документы и материалы. Документ № 37. М., 1972.
15. Декреты Советской власти. М., 1959.