американские военные и юристы относят активное участие Вооруженных Сил США в действиях против нарко-бизнеса, начавшееся в 1981 г. и продолжающееся до настоящего времени. Этот принцип предполагает «строго продуманное, взвешенное и продолжительное использование сил и средств Вооруженных Сил США для достижения стратегически важных целей».
Принцип ограничения означает использование формирований Национальной гвардии США и регулярных войск по специальным правилам, разработанным в соответствии с существующим гражданским и военным законодательством США. Они касаются как вопросов численного состава привлекаемых частей и подразделений Национальной гвардии США, так и их военно-технического оснащения, а также особенностей использования во внутригосударственных операциях.
Принцип безопасности предполагает организацию успешного противодействия противоправным попыткам экстремистов в ходе внутригосударственного кризиса нанести ущерб привлекаемым формированиям Национальной гвардии США, иных сил правопорядка, частей и подразделений регулярных войск или их имуществу, поставить под угрозу выполнение ими задач или использовать внутригосударственный конфликт в политических или идеологических целях.
Таким образом, принципы деятельности Национальной гвардии США и регулярных Вооруженных Сил США во внутригосударственных операциях содержат не только законодательное и военно-теоретическое обоснование применения Вооруженных Сил США во внутригосударственных конфликтах, но и предусматривают практические вопросы их жизнедеятельности.
ИЗ ИСТОРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Н.А. ГЕЙТ,
доцент кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ
Аннотация. В результате анализа отечественного законодательства в области закрепления прав на землю автором определен современный этап развития земельных отношений в Российской Федерации как наиболее демократичный в соотношении с предшествующими. В современном законодательстве обозначено сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Ключевые слова: права на землю, земельный строй, законодательное закрепление прав на землю, сочетание публичных и частных интересов в землепользовании.
OF THE HISTORY LEGISLATION FIXING HUMAN LAND RIGHTS
N.A. GEYT,
An assistant professor for the department of state building and law Russian academy
of state service under President of Russian Federation
The Summary. On the result of the analysis of Russian legislation on the sphere of regulation human land rights, author came to the conclusion that modern stage of development land relations in Russian Federation is more democratic than preceding. In modern legislation balance of public and individual legal interests of citizens is mark.
Key words: land rights legislation, land order, fixing human land rights, balance of public and individual legal interests of citizens in agriculture.
Законодательное закрепление прав на землю произошло в России во второй половине XVIII в., непосредственное установление права собственности на землю относится к периоду правления Екатерины II. В Манифесте от 28 июня 1782 г. было подтверждено право собственности дворян на поверхность земли, ее недра и воды. Это право было привилегией дворян
и горожан, крестьяне таких прав не имели вплоть до 1861 г.
19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы стали основой проведения земельной реформы России. Важнейшим в земельной рефор-
ме было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. Изначально крестьяне наделялись землей в постоянное пользование, за что они были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. С согласия помещика крестьянин мог выкупить надельную землю, после чего он становился собственником, а все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Для приобретения земли правительство предоставляло крестьянам ссуду на 49 лет под проценты.
Помимо крестьян, помещичьи земли могло приобретать в собственность сельское общество, которое в дальнейшем могло предоставлять земельный участок в частную собственность или оставлять его в общем владении домохозяев. Однако крестьянин, приобретший земельный участок у сельского общества, был ограничен в правах распоряжения им. Так, в течение первых десяти лет с момента приобретения земельного участка он мог продать его только членам общества, а по истечении этого срока — любому постороннему лицу. В результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, стали помещики (дворяне), крестьяне и община1.
Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего в направлении разрушения общины, затронувшие свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г. Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. о новом, льготном, порядке выдела из общины. В последующем Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910 г.2
Упразднялся общинный порядок землевладения. Общества считались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева — частными собственниками находившихся в их владении земельных участков. Каждому крестьянину в обществах предоставлялось право в любое время требовать закрепления его участка в частную собственность. Кроме того, каждый домохозяин мог требовать выделения ему вместо надельных участков соответствующего участка «к одному месту».
Был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Отменялись выкупные платежи за надельные земли. Став собственником, крестьянин мог продавать или покупать землю. И в целях недопущения образования крупных землевладений и спекуляции земли Законом от 14 июля 1910 г. был установлен запрет на сосредоточение у одного лица в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов.
Основной целью проведения земельной реформы и широкого внедрения частной собственности на землю было стимулирование экономического развития сельского хозяйства в России, находившегося в упад-
ке. После революции 1917 г. земельный строй был снова изменен в противоположном направлении ранее проводимым реформам. Ликвидировался земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и закреплялся новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием. Положения Декрета «О земле» были конкретизированы в Декретах ВЦИК от 19 (6) февраля 1918 г. «О социализации земли», предусматривавшем необходимость перехода к коллективным формам хозяйствования в земледелии, и от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», отменившем право частной собственности на все без исключения участки3.
Высшее законодательное закрепление национализация земли, ее недр, вод и лесов получила в Конституции РСФСР 1918 г. «Частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования». В Конституции РСФСР 1918 г. земля, леса, недра и воды были объявлены объектом исключительной государственной собственности и общенародным (национальным) достоянием (ст. 3)4. Эта норма, повторенная в советских конституциях (ст. 6 Конституции СССР 1936 г., ст. 11 Конституции СССР 1977 г.)5, означала отказ от признания земли товаром, изъятие ее из оборота и запрет распространять на землю универсальные механизмы гражданского (частного) права. Статья 3 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. гласила: «Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются».
Основные земельные преобразования постреволюционного периода сводились к следующему: к отмене права частной собственности; к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства;
к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов;
к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (временного) пользования6.
С этого периода начинается история конституционного закрепления и развития прав на землю, которая за 80 с лишним лет претерпела существенные изменения.
22 мая 1922 г. был принят Закон РСФСР «О трудовом землепользовании», а 30 октября — ЗК РСФСР. Несмотря на то что переход участков от одних лиц к другим, в том числе в аренду, был запрещен, ЗК аренда
земли в определенной мере была разрешена и ей был посвящен специальный раздел — «О трудовой аренде земли». Согласно ст. 28 для трудовых хозяйств, временно ослабленных вследствие либо стихийных бедствий, либо недостатка инвентаря или рабочей силы, либо по иным причинам, допускалась сдача всей или части земли в аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения. Срок аренды равнялся трем годам. Аренда была исключительно трудовой. Однако впоследствии, в период сплошной коллективизации, аренда земли была запрещена.
Положения, касающиеся аренды земли и найма труда, были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». 15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства, закрепившие единый государственный земельный фонд и компетентные государственные органы по их управлению. 3 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепившее землю за каждым колхозом, которая находилась в его трудовом пользовании.
Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование (навечно). Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на этом участке. Все последующие нормативные правовые акты исходили из признания права исключительной государственной собственности.
В послевоенный период проводилась активная работа по кодификации земельного законодательства. 13 декабря 1968 г. принимаются Основы земельного законодательства. На их базе в течение 1970-х годов во всех союзных республиках, в том числе в РСФСР, принимаются ЗК. Изменения в сфере земельных отношений последовали с принятием 28 февраля 1990 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, закрепивших новое вещное право на земельные участки для граждан — право пожизненного наследуемого владения.
Как ранее, так и сейчас в земельном праве существенным условием возникновения прав на землю является ее целевое назначение. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются требованиями специальных федеральных законов. Законодательством определено значение земельных ресурсов как основы жизни и
деятельности человека. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Продекларированы следующие приоритеты при использовании земель:
# приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
# владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде;
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
сохранение особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В законодательстве обозначено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
1 См.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. — М., 2001. С. 13
2 См.: Крассов О.И. Право частной собственности на землю. — М., 2000. С. 16.
3 Там же. С. 124.
4 См.: Советские Конституции: Справочник. — М., 1963. С. 129.
5 См.: Конституция СССР: Политико-правовой комментарий. — М., 1982. С. 61.
6 См.: Иконицкая И.А. Указ. соч. С. 22.