УДК 75.047
М. А. Васильева
Из истории выставочной деятельности Клуба петербургских медальеров (1990-е - начало 2000-х гг.)
В статье впервые рассмотрена выставочная деятельность Клуба петербургских медальеров в контексте развития медальерного искусства второй половины ХХ в. Выставки наглядно продемонстрировали медаль как самодостаточное и целостное явление художественной жизни Ленинграда - Петербурга 1990 - начала 2000-х гг. Экспозиции знакомили с новыми именами медальеров, выявляли особенные возможности материалов и технологий, свидетельствовали о возросшем интересе к необычным формам и «медальерным объектам», органично вливаясь в общий поток развития современной медали.
Ключевые слова: медаль; петербургский медальер; экспозиция; выставка; материал; форма; композиция; сюжет; аверс; реверс.
Maria Vasilyeva From the History of Exhibition Activities of the Club of St Petersburg Medallists (1990s - Early 2000s)
The article firstly considers the exhibition activities of the Club of St Petersburg Medallists in the context of the development of medallic art in the second half of the 20th century. The exhibitions have clearly demonstrated medal as the self-contained and integral phenomenon in the artistic life of Leningrad - Petersburg of the 1990s - early 2000s. The expositions presented new names of medallists, revealed the special features of materials and technologies, demonstrated the
increased interest in unusual forms and "medallic objects", seamlessly joining the general stream of the development of the modern medal. Keywords: medal; St Petersburg medallist; exposition; exhibition; material; form; composition; theme; obverse; reverse.
Медаль во второй половине ХХ в. не просто металлический знак с двусторонним изображением, а произведение малой пластики, в котором комплекс художественно-композиционных особенностей проявился в близких медальеру идеях, темах, в своеобразии изобразительно-выразительных средств. Традиционные идеи увековечения и прославления государственного деятеля или героической личности начали уступать место глубоко личному представлению художника о мире, любви, добре и зле, отношению мастера к наследию прошлого, современным глобальным проблемам. Медальеры 1990-х все чаще используют в своих работах новые пластические и технологические возможности и формы для выражения идей, которые в репрезентативной пластике казались исключительно ограниченными.
Активизации медальерного искусства Ленинграда - Петербурга в этот период и оживлению интереса к уникальной выставочной медали, бесспорно, способствовали выставки, организованные под началом Клуба медальеров Ленинграда (Санкт-Петербурга)1. Деятельное участие в выставочном движении принимали такие ведущие мастера медали разных поколений, как А. Козлов (1917-2000), Л. Разумовский (1926-2006), И. Комшилов (род. в 1929), Р. Харитонов (1931-2008), Н. Носов (1932-2007), А. Королюк (1933-2002), Ю. Архипова (1935-2011), А. Шамаев (род. в 1935), Я. Роменский (род. в 1937), С. Иванов (1938-1995), В. Сидоренко (род. в 1938), Е. Волкова (род. в 1945), А. Никитин (род. в 1946), А. Долгов (род. в 1950), Н. Передерий (род. в 1950), Г. Постников (род. в 1950), С. Корнилов (род. в 1953), А. Бакланов (род. в 1954), А. Архипов (род. в 1955), Г. Дьячкова (род. в 1956), П. Екушев (род. в 1961), А. Долгополова (род. в 1964).
Первая самостоятельная выставка ленинградских медальеров была открыта в конце 1987 г. в Выставочном зале Ленинградского Союза художников. На ней сошлось два поколения медальеров -
старшее, сплоченное А. Королюком, и молодое, организованное Г. Постниковым. К сожалению, каталог выставки не был издан, и в историю вошли лишь афиша и воспоминания участников. Однако это событие заложило основы регулярности последующих выставок медали и будущего Клуба медальеров, созданного три года спустя.
В 1990 г. в Чайном домике Летнего сада была организована Вторая выставка. В экспозицию вошли авторские литые медали и штампованные, созданные в разное время (некоторые датированы 1970-ми гг.). Диапазон охвата тем и сюжетов был созвучен непростому времени 1990-х гг. Многих медальеров волновали вопросы возрождения церковной традиции России (А. Бакланов «Андрей Рублёв»; Н. Передерий, панагия «Знамение» (ил. 1); И. Павлов «Пи-тирим»; В. Поповская, серия «Иконы»), будущее Человека и Природы (П. Екушев, серия «Колеса Апокалипсиса»; Г. Дадонова «Мир для всех единый Бог»; В. Сидоренко «Планета Земля во вселенной - уникальна»; Г. Постников «Спаси и сохрани»; Г. Дьячкова «Мир планете Земля»)2.
Также на выставке были представлены традиционные для медальерного искусства юбилейные штампованные медали (А. Королюк «750 лет Невской битвы», «Эрмитаж. 225 лет»; С. Корнилов «150 лет со дня рождения П. И. Чайковского»; А. Козлов «250 лет ленинградскому монетному двору», «А. М. Горький. 100 лет со дня рождения»), портреты поэтов Серебряного века, художников, писателей, философов, ученых, полководцев, композиторов (А. Архипов «Анна Ахматова», «Николай Гумилёв»; А. Долгов «Г. Гольбейн», «И. Босх»; Г. Дьячкова «Р. Тагор» (ил. 2); П. Екушев «Шемякин»; А. Козлов «М. И. Глинка»; И. Комшилов «100 лет со дня рождения Осипа Пятницкого»; А. Королюк «И. Левитан» (ил. 3, 4), «Ж.-Ж. Руссо»; А. Никитин «Багратион. 1765-1812»)3. Кроме традиционной круглой по форме медали на выставке впервые появились новаторские, смелые по пластике «медальерные объекты» Георгия Постникова «Данте и Вергилий в чистилище», «Взаимосвязь», «Саженец».
Важно отметить, что в 1990 г. проходил XXII Конгресс Международной федерации медальеров в Хельсинки, но по административным причинам российской делегации не удалось принять в нем участие. Поэтому вторая выставка ценна тем, что представила весь потенциал ленинградских медальеров, определила уровень их профессионализма в решении пластических задач, сочетания традиций и новаций. По завершении выставки ее участниками и организаторами был официально образован Клуб медальеров Ленинграда (Петербурга), президентом которого единогласно избрали Алексея Алексеевича Королюка - талантливого медальера и обаятельного человека, своими работами воспитавшего не одно поколение художников.
Третья Петербургская выставка «Медальерное искусство Петербурга - традиции и современность» состоялась в залах отдела нумизматики Государственного Эрмитажа и была приурочена к 200-летию Санкт-Петербургского Монетного двора (1994). Материалом для экспонирования стали современные медали петербургских мастеров: А. и Ю. Архиповых, А. Бакланова, Е. Волковой, А. Долгова, Г. Дьячковой, П. Екушева, А. Королюка, А. Никитина, Н. Носова, Г. Постникова, В. Сидоренко, - выполненные в основном в 1990-1993 гг. Здесь же можно было ознакомиться с небольшой ретроспективой русских медалей ХУШ-ХХ вв.
Работающий в классической манере приверженец традиционного направления в медальерном искусстве, А. Королюк представил вниманию зрителей литые авторские и чеканные медали. Особенно выделялся образ Сергия Радонежского: несмотря на то, что медаль была выполнена в технике штампа, в ней сохранилось ощущение скульптурной лепки - видно, как медальер прорабатывал каждую деталь многопланового рельефа. Изображенная на реверсе знаменитая троица, в обрамлении текста, выполненного старославянским шрифтом («Святая троица в похвале преподобному Сергию»), способствовала раскрытию духовного образа преподобного. Отметим, что медальер придавал большое значение графеме, шрифту в медали и всегда лепил текст сам, выкладывая каждую букву вручную (ил. 5, 6).
Древнему русскому зодчеству посвящена лирическая серия из двух медалей Ю. Архиповой «Купола». А. Долгов продемонстрировал мастерство техники резьбы на раковине, представив изысканные по колориту медали, навеянные образами Брейгеля и Кранаха. Работы П. Екушева произвели сильное впечатление сочетанием различных материалов - меди, латуни, титана, дамасской стали с ручной гравировкой («Куликовская битва», «Видения», «Маленький Петр»).
Особенность техники литья с образованием фактурной поверхности часто подсказывает петербургскому медальеру А. А. Архипову интересные композиционные решения. Представленные на выставке медали «Дзинтари», «Сосны на ветру», «Сны Прометея», «Музыка», «Волна Земли» требуют от зрителя угадывания образов и символов, которыми скульптор наполняет свои произведения. Визитной карточкой В. Сидоренко в этот период становятся античные мотивы: медальер трактует пластические образы в свойственной ему манере греческой архаики («Ахиллес и Пентесилея» (ил. 7), «Раненая амазонка», «Аполлон и Дафна»). Несколько смелых «медальерных объектов» наряду с портретными медалями вновь представил Г. Постников. Интересна по форме его лаконичная композиция «Страдание во искупление» (ил. 8), а триптих «Расстрел», посвященный гибели последнего императора России, производил мощное эмоциональное воздействие на зрителя.
В целом, развернутая в залах Эрмитажа экспозиция определила активную команду петербургских медальеров, каждого из которых отличала индивидуальная творческая манера, излюбленная тема, материал и техника исполнения.
Выставка «Медальерное искусство Санкт-Петербурга: Творцы и подвижники» (четвертая по счету) была открыта в 2001 г. в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Она знакомила с результатами творческих поисков петербургских медальеров за последние семь лет и представляла работы, выполненные с 1994 по 2001 гг., а также медали из собраний коллекционеров4. По мысли организатора выставки - главного
редактора газеты «Миниатюра» С. Петрова: «Художники творят, а коллекционеры собирают, систематизируют и сохраняют их произведения, являясь, таким образом, подвижниками» [1, с. 5].
Каждый участник выставки выступал в традиционном для себя амплуа. Это и напряженные композиции на тему Данте Ю. Архиповой, и античные мотивы В. Сидоренко, традиционные портретные работы выдающихся деятелей культуры, науки А. Королюка, Я. Ро-менского и А. Шамаева. Поиск новых форм и образов прослеживался в работах А. Архипова, П. Екушева, Н. Передерия, Р. Харитонова. Интересны покрытые яркой эмалью декоративные фарфоровые пла-кеты Н. Передерия, посвященные восточному новогоднему календарю («Крыса», «Дракон», «тигр», «Змея»), и тонкие психологические «Портреты родителей» (ил. 9,10). Оригинальны литые плакеты Р. Харитонова, с глубокими образами эксцентричного Ван-Гога и напористого Сезанна (ил. 11,12). П. Екушев в серии «Медали Гулливера» применил комбинации металла и реальных предметов - монет или пуговиц, увлекая в мир лилипутов (ил. 13, 14).
Дебютантка выставки И. Суворова восхитила зрителей своими медалями из стекла, выполненными в сложной технике спекания. Благодаря многослойности стекла и необычному колориту в ее работах возникли удивительные символичные образы («Кораблекрушение», «Следы. Первый лед», «Погибшим в авиакатастрофах»)5.
Интересно отметить, что Клуб петербургских медальеров пополнился не только новыми именами медальеров, но и представителями смежных искусств. Так, медальерная пластика заинтересовала известного графика В. Мишина, который представил на выставке триптих, посвященный Пушкину.
В целом, четвертая выставка определила жанровые предпочтения и особенности композиционных решений в творчестве петербургских медальеров, дополнила представления о формах и материалах в медальерном искусстве конца ХХ века.
В 2007 г. в стенах Музея-института семьи Рерихов открылась Пятая, и, как оказалось, последняя, выставка Петербургского клуба медальеров6. К этому времени ушли из жизни С. М. Иванов, А. В. Козлов, Г. А. Миронов, И. И. Павлов. Не стало и главного
организатора Клуба медальеров, выдающегося медальера России
A. А. Королюка.
Экспозиция выставки охватывала весь диапазон тем и сюжетов, характерных для современного медальерного искусства, и открывалась ретроспективой работ А. А. Королюка (было представлено более 100 экспонатов). Каждый из участников представил свои лучшие работы, исполненные в разное время (от 1970-х до начала 2000-х гг.): портреты выдающихся деятелей музыки, искусства, науки, литературы; образы Петербурга; знаменательные события истории; религиозные сюжеты; общечеловеческие ценности; фантазийные и юмористические композиции7. Экспозиция демонстрировала различные техники и материалы: литые и штампованные медали в бронзе (А. Архипов, П. Екушев, Л. Калугина, Н. Носов,
B. Сидоренко, Р. Харитонов), резные на раковине медали А. Долгова и терракотовые с эмалями Н. Передерия. Среди участников были и новые имена: медальер-самоучка А. Лось и недавний выпускник Академии имени А. Л. Штиглица Ю. Клементьев (ил. 15, 16).
К сожалению, Пятая выставка медальеров Санкт-Петербурга завершила коллективную деятельность Петербургского клуба медальеров. Впоследствии участники стали активно заниматься персональными выставками и встречались в основном на экспозициях, организованных Всемирной федерацией медальеров (ФИДЕМ).
Таким образом, выставочная деятельность ленинградских-петербургских медальеров наглядно продемонстрировала развитие медали как самодостаточное и целостное явление художественной жизни Ленинграда - Петербурга второй половины ХХ в. Экспозиции выставок знакомили с новыми именами мастеров, выявляли особенные возможности материалов и технологий, свидетельствовали о возросшем интересе к необычным формам и «медальерным объектам», органично вливаясь в общий поток развития современной медали.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ленинградский (Петербургский) клуб медальеров был создан в 1990 г. при активном участии медальера А. А. Королюка, коллекционера и знатока
медальерного искусства Д. Б. Робинсона, редактора газеты «Миниатюра» С. Петрова.
2 Также интересны работы А. Бакланова «200-летие Князь-Владимирского собора», «Смоленская церковь»; серия П. Екушева «Трубящий Ангел. Апокалипсис»; Г. Дадоновой «Не дадим погубить жизни»;
B. Сидоренко «Это случиться может завтра», «Раненная цапля».
3 В том числе А. Долгов «И. Бунин»; Г. Дьячкова «Нестор-летописец», «Р. Тагор», «Пушкин»; А. Козлов «С. В. Рахманинов», «А. К. Глазунов», «П. И. Чайковский»; И. Комшилов «Композитор М. Балакирев»; А. Ко-ролюк «Лопе де Вега», «Б. Пастернак»; А. Никитин «Д. Н. Кардовский».
4 На выставке были впервые представлены слепки медалей из коллекции барона Н. А. Типольта, хранящиеся в фондах ВИМАИВиВС.
5 На Конгрессе ФИДЕМ в Германии работы И. Суворовой вызвали интерес и были приобретены Швейцарским музеем.
6 На выставке были представлены работы из фондов Художественного училища имени Н. К. Рериха, Музея-института семьи Рерихов и Музея истории гимназии К. И. Мая.
7 В Пятой выставке приняли участие 18 медальеров.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Медальерное искусство Петербурга : Творцы и подвижники : IV Выставка медальеров Петербурга : Каталог / Сост. Т. Н. Ильина,
C. П. Петров. СПб., 2001.
1. Н. Ф. Передерий. Медаль «Панагия „Знамение"». Аверс. Фарфор. 1988
2. Г. Г. Дьячкова. Медаль «Р. Тагор». Аверс. Бронза, литье. 1986
3. 4. А. А. Королюк. Медаль «И. И. Левитан». Аверс, реверс Томпак, штамп. 1989
5, 6. А. А. Королюк. Медаль «Сергий Радонежский» Аверс, реверс. Томпак, штамп. 1992
7. В. Г. Сидоренко. Медаль «Ахиллес и Пентесилея» Аверс. Бронза, литье. 1990
8. Г. П. Постников. Медальерный объект «Страдание во искупление» Бронза, литье. 1992
9. Н. Ф. Передерий. Медаль «Портреты родителей. Передерий Л. С.» Аверс. Фарфор, эмаль, роспись. 2000
10. Н. Ф. Передерий. Медаль «Портреты родителей. Передерий Ф. Г.» Аверс. Фарфор, эмаль, роспись. 2000
11. Р. В. Харитонов. Плакета «Ван Гог» Медь, гальванопластика. 1995
12. Р. В. Харитонов. Плакета «Сезанн» Медь, гальванопластика. 1996
13. П. Г. Екушев. Серия «Медали Гулливера. Пуговицы». Бронза, пуговицы, литье, комбинированная техника. 1998
14. П. Г. Екушев. Серия «Медали Гулливера. Монеты». Бронза, монеты, литье, комбинированная техника. 1998
15. Ю. А. Клементьев. Медаль «Портрет учителя». Медь, штамп. 2004
16. Ю. А. Клементьев. Медаль «Автопортрет». Медь, штамп. 2003