In: Nogaytsy: 21 vek. Istoriya. Yazyk. Kul'tura. Ot istokov - k gryadushchemu [Nogais: XXI century. History. Language. Culture. From sources - to the future]. Cherkessk, Karachay-Cherkessia State Univ. Press, 2014, 480 p., pp. 384-389.
6. Kazenin K. Elementy Kavkaza. Zemlya, vlast' i ideologiya v severokavkazskikh respublikakh [Elements of the Caucasus. The earth, the power and ideology in the North Caucasian republics]. Moscow, REGNUM Publ. House, 2012, 176 p., p. 112.
7. Informatsiya o Nogayskom rayone na ofitsial'nom sayte Glavy Respubliki Dagestan [Information on the Nogai area on the official site of the Head of the Republic of Dagestan], available at: http://president.e-dag.ru/respublika/2013-03-24-22-55-10/content/63-nogayskiy-rayon/ (accessed April 11, 2015).
8. Minimushchestvo Dagestana vyyavilo na zemlyakh otgonnogo zhivotnovodstva 199 sel [The Ministry of Property of Dagestan revealed on lands of distant-pasture animal husbandry of 199 villages],
available at: http://chemovik.net/content/inye-smi/ minimushchestvo-dagestana-vyyavilo-na-zemlyah-otgonnogo-zhivotnovodstva-199-sel (accessed April 13, 2015).
9. Zhiteli Babayurtovskogo rayona potrebovali iz-menit' zakonodatel'stvo o statuse zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Babayurtovsky area demanded to change the legislation on the status of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/articles/258640/ (accessed April 13, 2015).
10. Zhiteli Nogayskogo rayona Dagestana zayavili ob ugroze opustynivaniya zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Nogai region of Dagestan declared threat of desertification of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://www.kavkaz-uzel. ru/articles/259238/ (accessed April 13, 2015).
11. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy regin. Obshchestvennye nauki, 2011, no. 1, pp. 16-20.
Статья подготовлена в рамках НИР по теме "Факторы и механизмы дестабилизации ситуации на Северном Кавказе: исламизм, национализм и регионализм" (проектная часть государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере научной деятельности № 30.1577.2014/К)
13 мая 2015 г.
УДК-94
ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
НАРОДОВ КАВКАЗА (вторая половина I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.)
М.Р. Гасанов
Одной из актуальных задач исторической науки является освещение ранних этапов экономических связей кавказских народов и стран. Кавказ не только физико-географическое понятие, но и историко-этнографический регион, имеющий под собой цивилизацион-ную основу, которая складывалась веками, тысячелетиями.
О Кавказе и его народах писали и высоко отзывались древние, средневековые авторы, видные ученые, общественные деятели разных времен и народов. В масштабах статьи нет возможности дать даже поверхностный ее обзор. Несмотря на это, тема связей на-
Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, г Махачкала, ул. Ярагского, 57.
селения Кавказа не получила специального освещения в литературе в масштабе кавказского региона.
Отдельные вопросы темы затронуты в работах Я.А. Манандяна, Г.А. Меликиш-вили, З.Н. Ямпольского, К.Ф. Смирнова, С.Т. Еремяна, К. Алиева и др. Некоторые сюжеты темы освещены в обобщающих трудах: "Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории СССР", "История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.", "История Дагестана", "Очерки истории Грузии", "История Азербайджана", "История Армении", и др. По этой проблеме опубли-
Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragskogo Street, Mahachkala, 367003.
кованы сборники статей: "Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа" (1977), "Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа" (1982), а также тезисы докладов научной конференции "Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее". (Махачкала 2004).
Определенный интерес для освещения проблемы представляют сочинения античных и раннесредневековых авторов. Следует особо отметить значение археологических исследований.
Данная проблема не только актуальная, но и весьма сложная. Статья является первой попыткой обобщить имеющиеся сведения о некоторых вопросах экономических связей владений народов и племен Кавказа в указанных рамках. Другая сложность разработки темы связана с тем, что история отдельных обществ и владений Кавказа изучена неравномерно.
В глубокой древности уже на Кавказе сложились условия для развития разносторонних связей племен региона между собой, а также с различными странами и народами. В эпоху железа, с возникновением крупных объединений племен и государств, связи между жителями Кавказа вступили в дальнейший этап своего развития. Уже в начале I тыс. до н.э. началось производственное освоение железа почти на всей территории Кавказа, где существовали, как указывают археологи, железообрабатывающие очаги. В административно-политических образованиях Кавказа производились различные изделия. В Грузии была развита цветная металлургия, Албания могла вывозить рыбные продукты. Особое место в торговле населения Кавказа в древности занимало олово. Ремесленные центры Кавказа производили продукцию, пользовавшуюся большим спросом не только на территории собственно региона, но и далеко за его пределами.
Население Кавказа было связано с различными странами и народами. В Закавказье и на Северный Кавказ из соседних регионов ввозили предметы роскоши. На территории региона найдены привозные зеркала, пряжки, колокольчики, браслеты, височные кольца, бусы и т.д. Следует отметить также роль Кавказского региона в международных связях как местного населения, так и различных стран и народов. Связи жителей Кавказа между собой и с соседними регионами, странами
осуществлялись по различным путям сообщения. Не только общекавказское, но и международное значение имела сухопутная трасса вдоль западного побережья Каспийского моря, по которой исстари велась интенсивная торговля между владениями Кавказа, а также с населением Юга России и Передней Азии. На торгово-экономическое значение этой дороги указывали античные авторы - Геродот (V в до н.э.), Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.), Диодор Сицилийский (I в. до н.э. - I в. н.э.), Плиний (I в. н.э.) и др. Страбон сообщает о существовании торгового пути аорсов, ведущего с Северного Кавказа в Закавказье и Мидию. Важную роль в связях населения Кавказа и с жителями соседних регионов, стран играла Меото-Колхидская дорога. Академик Я.А. Манандян [1] убедительно доказал существование древнего пути из Приазовья в Закавказье вдоль восточного побережья Черного моря, которым воспользовались при совершении походов сперва киммерийцы, затем и скифы. Жителей различных регионов Кавказа между собой связывали перевальные тропы через Главный Кавказский хребет, Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухор-ский перевалы.
В развитии связей населения Кавказа, а также связей населения региона с окружающими странами и народами огромной была роль международной торгово-транзитной дороги, ведущей из Индии по направлению к греческим городам Восточного Причерноморья. Об этом пути сообщает Страбон [2, с. 311]. Некоторые исследователи отрицали существование указанного торгового пути. Этот вопрос был специально исследован в трудах Г.К. Гозалишвили, З.И. Ямпольского, О Д. Лордкипанидзе, Г.А. Меликишвили и др., которые подтверждали достоверность сообщения Страбона об этом торговом пути. Территория Кавказа служила зоной транзита товаров из Индии и Китая до берегов Атлантики. Главными товарами, поступавшими из Индии в то время, были рис, хлопчатобумажные ткани, пряности, драгоценные камни и жемчуг, красильные вещи и т.д. Из Китая шел шелк, шелковые материи, пряности. Население Кавказа с Китаем и Индией поддерживало связи через Среднюю Азию. Через Кавказ на восток вывозили медь, свинец, олово, золотые и узорчатые ткани египетских и сирийских мастеров, стеклянные изделия Александрии, Сирии и других стран. Древние караванные
пути связывали население Северного Кавказа с жителями Юга России, Закавказья и Передней Азии. Северокавказский степной торговый путь проходил через степи Центрального Предкавказья, который связывал города Босфора с Северным Кавказом и Закавказьем. Этот путь связывал города Таманского полуострова - Фанагориа, Гермонасса и др. с населением Закавказья. Из этих городов караваны двигались по правобережью Кубани, затем по меотоколхидской трассе - на юг, к перевалам Кавказа.
В период усиления влияния сармат на Северном Кавказе под их контролем оказались перевальные пути, соединявшие Северный Кавказ с Закавказьем.
Исследователи справедливо отмечают, что в период вхождения Дагестана в Кавказскую Албанию аорсы, являющиеся одним из крупных сарматских племенных объединений, продолжали торговый караванный путь, соединявший Переднюю Азию с Закавказьем. Путь этот оттуда вел в глубь северокавказских степей [3]. О существовании этого торгового пути свидетельствуют находки боспор-ских и римских монет в районе Центрального и Восточного Предкавказья.
Из города Диоскурмада торговый путь шел через Клухорский перевал и далее по долине Теберды в глубь Кавказа. Он связывал Черноморское побережье с горцами Центрального Кавказа и прибрежным населением Каспийского моря.
Торговые пути имели и обратное направление - с берегов Каспийского моря к берегам Черного, и они пролегали через горы, равнины.
Важную роль в международной торговле народов Кавказа играл Каспийско-Волжский путь. В античных источниках содержатся сообщения об этом пути. В древний период осуществлялись интенсивные торговые контакты по Каспийско-Волжскому пути между жителями Кавказа и Юга России. О значении этого пути в связях населения Кавказа свидетельствуют и результаты археологических исследований.
Письменные источники содержат сведения о караванных путях из Закавказья в Сар-матию и Скифию. Как полагают, во времена полководца Патрокла впервые были обнаружены следы былого соединения Каспийского моря с Азовским через Кума-Маныческую впадину. По свидетельству некоторых письменных источников, существовавший ранее
соединительный канал сильно обмелел, и Па-трокл предложил расчистить пролив и восстановить морское сообщение между Азовским и Каспийским морями. О существовании связи Каспийского моря с Азовским, в доисторическое время Манычским, проливом установлено достаточно точно [4].
В установлении связей племен и народов Кавказа между собой, а также с другими народами и странами значительной была роль Великого Шелкового пути. "Шелковый путь" - общее название торговых, караванных путей, связывавших со II в. до н.э. до XVI в. Китай с Передней Азией, Кавказом и другими регионами через Среднюю Азию. Название получил в связи с тем, что товаром, привозимым по шелковому пути, был китайский шелк. Великий Шелковый путь представлял собой огромную цепь, звеньями которой служили отдельные народы и государства. Это было громадное экономико-культурное пространство шириной в одну, а то и полутора тысячи километров. В первые века существования шелкового пути велась борьба за преобладание в посреднической торговле между Римской империей и Парфянской державой. Стремление римлян утвердиться на западном берегу Каспия было продиктовано желанием поставить под контроль одну из ветвей шелкового пути. Торговые магистрали, протянувшиеся из Китая, Индии, Средней и Передней Азии, с одной стороны, а также Восточной Европы - с другой, скрещивались на территории Кавказа, население которого с древних этапов истории вплоть до раннего средневековья включалось в торговые связи с различными странами и народами.
Прослеживая историю древних межрегиональных коммуникаций, следует отметить, что общение, обмен и межэтническая торговля развивались вопреки существующей примитивности путей сообщения с глубокой древности.
Были известны и пути, связывавшие страны Кавказа. Дорога, пролегавшая по долине р. Алазани и связывавшая Албанию с Иберией и Колхидой, уже в раннеэллини-стическую эпоху являлась одним из важных отрезков так называемой Фасид-Гирканской торговой магистрали.
По данным греко-римских авторов, дорога из Колхиды в Иберию шла через Сурамский перевал и Картлийскую низменность - дорога "со стороны северных кочев-
ников" через Дарьяльское ущелье и крестовый перевал вдоль течения Арагви. Из Албании дорога шла через Алазанскую долину и Кахе-ти, а проход из Армении через ущелья "при Куре и при Араге". Так, Страбон, описывая Иберию и иберов отмечает, что "существуют четыре прохода в страну [2, с. 185].
С соседними народами и владениями Иберия (Картли) была связана и другими путями, пролегавшими через перевалы Главного Кавказского хребта. Сарматские ворота, или Сарматский проход, как считает С.Т. Ере-мян [5], соответствует Кодорскому перевалу, который был одним из удобных путей, связывавших Иберию с Дагестаном в древний период. Существует и другое мнение, согласно которому Сарматские ворота соответствуют Вантлашетскому перевалу.
В связях Дагестана с Закавказьем большую роль играли и другие перевальные пути, пролегавшие через перевалы Салават, Гурушдереси, Херакова, Малкамуд и другие, пересекающие Главный Кавказский хребет в районах с. Хачмас, Куткашен, Бум, Вандам и др. [6].
В пределах Армении существовали торговые пути, которые связывали население различных частей страны. Геродот пишет: "В Армении есть пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиной парасангов; эти [стоянки имеют] укрепление" [7, с. 159].
В свою очередь, торговые пути связывали Армению со многими государствами и народами. Для транзитной торговли главными магистралями, полагают, служили южные дороги в Сирию и Египет, а также так называемая "Царская дорога", подробно описанная у Геродота. Из Вавилонии эта дорога имела боковую магистраль - через Загар мимо Багистанской или Бахистунской скалы на Экбатану, а оттуда к Бактрийской и Индийской границе. Эти дороги предназначались как для административных сношений, так и для караванной торговли [8, с. 16]. Важное значение в международной торговле имела сухопутная магистраль через Экбатану и Атропатенский Гандзак. Эта дорога, являясь на севере основной магистралью для транзитной торговли, шла из Мидии в столицу древней Армении - Арташат, из которого транзитные товары шли в порты Черного моря - Фасис и Диоскурию.
Страбон указывает на наличие караванной торговли индийскими и вавилонски-
ми товарами, которые при посредничестве армян и мидян, с одной стороны, и аорсов, с другой - поступали в Боспорское царство и Приазовье. "Они (аорсы. - М.Г.), - пишет Страбон, - вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и ми-дийцев" [4, с. 193].
Жители различных владений и обществ Северного Кавказа поддерживали торговые связи также по перевальным путям. Дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Она связывала горцев Северного Кавказа между собой и с различными регионами. Свидетельством торговых связей являются разнообразные находки импортных вещей в могилах и на городищах. Прикубанье стало в древний период районом сбыта для боспорских торговцев, поглощая большое количество товаров, как импортных, шедших транзитом через Боспор из Римской империи, так и непосредственно боспорских [9]. Касаясь влияния аорсов на Северном Кавказе, Страбон говорит о том, что они владели огромной территорией и господствовали над большой частью Каспийского побережья. В их руках был древний путь из Северного Причерноморья на Восток, в Среднюю Азию и Китай. «В Китае страна аорсов называлась "Янт-сай", - говорится в "Истории Осетии", - через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера. Другой торговый маршрут шел по Западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским» [10].
В связях населения Северного Кавказа и Закавказья значительной была роль дороги через Центральный Кавказ - Дарьяльского прохода, а также тропов через Мамисонский, Клухорский и другие перевалы.
В развитии торгово-экономических связей населения Кавказа значительную роль играли центры торговли - города и села. По данным античных авторов, одним из наиболее известных центров международного торгового значения был г. Диоскуриада. Этот город был широко известен своими торговыми рынками. Согласно данным Тимосфена Родосского (III в. до н.э.), в Диоскуриаде для коммерческих сделок собирались представители 300 народов и племен. Страбон,
опираясь на источники ПН вв. до н.э., писал: "Диоскуриада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей. Во всяком случае, в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300) Все они говорят на разных языках, так как живут замкнуто" [8, с. 183]. В другом месте своего сочинения о торговом значении Диоскуриады Страбон писал: "Наиболее высокими частями настоящего Кавказа являются самые южные его части - у Албании, Иберии, страны колхов и гениохов. Там обитают племена, которые, как я указал выше, сходятся в Диоскуриаду, сходятся они туда главным образом за солью" [7, с. 192]. В период стихийных бедствий Диоскурия сначала потеряла свой порт с причалами и молами, а потом и большая часть города ушла под воду. О Диоскурии античный автор Плиний писал: "Теперь этот город находится в запустении, но некогда был столь знаменит, что, по словам Тимосфена, туда сходились 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши римляне вели здесь свои дела при посредстве 130 толмачей" [8, с. 218]. Далее Плиний сообщает, что римляне построили на этом же месте свою крепость и назвали ее Себастополисом. Полагают, что ее создание, кроме прочего, было связано с устремлением римлян прололжить северную обходную трассу знаменитого "шелкового пути" в Индию и Китай. Эта трасса проходила через Марухский перевал Главного Кавказского хребта.
Огромной в развитии торгово-экономических связей народов Кавказа была роль городов Армении, Иберии, Албании, Северного Кавказа.
В Армении периода арташесидов существовали города Арташат, Тигранакерт, Армавир, Ван, Еруандашат, Валаршапат, Аршамашат и др., которые являлись центрами ремесла и торговли [1, с. 30]. Благодаря выгодному географическому положению они играли важную роль в торговых связях Армении с народами и владениями Кавказа. Направления торговых путей из армянских городов, как полагают, шли в Малую Азию, Сирию, Двуречье, страны Закавказья, Северный Кавказ, Приазовье и Боспор, в города Южного Причерноморья [11, с. 162].
На рубеже ^-Ш вв. до н.э. центром Картлийского царства становится район
Мцхета, через который проходили дороги, связывающие Картли с соседними странами, а также международный торговый путь, идущий из Индии к черноморским греческим городам [12, с. 259-260].
К числу крупных центров - городов в древней Иберии (Картли), древнегрузинская историческая традиция относит Каспи, Уплис-цихе, Урбниси, Непреси и др. [12, с. 366]. Города античной Картли являлись в первую очередь торгово-ремесленными центрами. Главные торговые пути на территории Грузии в древности проходили там же, где и ныне проходят основные магистрали, соединяющие разные части Грузии, а также связывающие ее с соседними областями. Благодаря торговым путям древняя Картли была связана с главными международными путями, идущими с востока на запад. Но не только эти пути связывали Картли с основными международными торговыми магистралями, проходящими через территорию исторической Армении. Через Самцхе и Джавахети, несомненно, шли дороги, идущие не только на юго-восток, в сторону Арташата, но и на юго-запад, в области Кларджети, Тао и т.д. [12, с. 368].
Иберия (Картли) являлась связывающим звеном северокавказских областей с закавказскими торговыми центрами. Тем более, что жители картлийских городов поддерживали торгово-экономические связи с населением Северного Кавказа и Закавказья [11, с. 370].
0 вовлечении Картли в международные торгово-экономические связи говорит также наличие большого количества импортных товаров в археологическом материале конца
1 тыс. до н.э. и начала I тыс. н.э. Значительным был экспорт картлийских товаров в соседние страны, в том числе в горные области [12, с. 371]. Города древней Картли, наряду с центрами торговли, являлись и центрами ремесла. В них были развиты стекольное, металлообрабатывающее, керамическое, ювелирное и другие производства [12, с. 373], продукция которых вывозилась в различные владения и страны.
Важную роль в развитии торгово-экономических связей населения Кавказа с жителями соседних регионов и стран играли города Кавказской Албании. В последние века I тысячелетия до н.э. в Албании существовало солидное количество населенных пунктов, в том числе и городов. Так, Клавдий Птолемей пишет о 29 городах и населенных пунктах,
особо выделяя четыре города: Телеба, расположенный в устье р. Гарр (Герр); Гельда -в устье р. Касий; Албана - в устье р. Албана и Гетера - в устье р. Кир [13], жители которых поддерживали торгово-экономические связи с соседними народами и владениями. Города и села были расположены как на приморской территории Албании, так и во внутренней части страны [14].
В городах Албании получили дальнейшее развитие такие виды промыслов и ремесел, как металлургия и металлообработка, ювелирное дело, гончарное производство, стеклоделие, обработка камня, кости и дерева, кожевенное ремесло, ткачество и т.д.
Торговыми магистралями Кавказская Албания была связана со странами, владениями Кавказа, Передней Азии, Юга России. Интенсивная торговля велась с Боспором. Товары из Боспора в Албанию и наоборот шли по северной дороге, через Дербентский проход на Северный Кавказ. С другими странами торговля шла по Куре, Риону и к берегам Черного моря.
Из Албании товары вывозились в Китай, Индию, Атропатену и другие страны. Товары из Албании и других стран Кавказа поступали также в один из крупных торговых центров - Экбатаны.
Археологические исследования, проведенные на Северном Кавказе, показали наличие здесь огромного количества памятников, не говоря о нескольких сотнях поселений и городищ IV в. до н.э. - IV в. н.э. Это городища - Зилгинское, Алхан - кала, Серноводское, Нижний Чулат, Заюнковское, Семибратнее и др. Древние названия городищ неизвестны, поэтому они носят условные археологические названия. Некоторые городища находились вблизи международных магистральных путей, связывавших различные регионы Северного Кавказа, Юга России и Закавказья.
Таким образом, активизация транзитной торговли на Кавказе стимулировала вовлечение местного населения в международный товарообмен. Появление и расширение местных рынков сбыта, новых поселений способствовала формированию и развитию ранних городов, становившихся торгово-экономическими центрами региона.
Итак, археологические материалы, письменные источники свидетельствуют о том, что в хозяйстве населения регионов Кавказа
во второй половине I тыс. до н.э. и в первые века I тыс. н.э., наряду с земледелием и скотоводством, значительное место занимали различные промыслы: металлообработка, металлургия, керамическое производство, ткачество, ювелирное дело, производство стекла, обработка дерева и т.д. Разнообразие географических и климатических условий территории Кавказа способствовало производству различных изделий, продуктов и их обмену.
Торговля здесь велась в основном путем обмена. Условия для возникновения и развития денежного обращения в регионе появились с возникновением первых государств, особенно в эллинистическую эпоху, когда торговые связи приобрели мировой характер. Древнейшими монетами, довольно широко распространенными на Кавказе, были монеты Александра Македонского, парфянские драхмы.
В странах Кавказа появилась нужда и в местной чеканке, и началась чеканка собственных монет, следующих типу тогда популярных, широко распространенных тетрадрахм и драхм Александра Македонского.
Развитие промыслов и ремесел на Кавказе привело к возникновению, наряду с поселениями, крупных населенных городищ, которые играли важную роль в торгово-экономических связях в регионе, а также его населения с Передней Азией и Югом России.
С древнейших времен через территорию Кавказа пролегали пути, которые связывали как население региона, так и жителей многих соседних стран и народов. В результате Кавказ на всем протяжении своей истории был контактной зоной многочисленных народов, цивилизаций и культур [15].
Изложенный материал позволяет полагать, что экономические связи между племенами, народами, государствами и владениями Кавказа были более разносторонними, чем те, которые получили отражение в источниках и об этом свидетельствуют вещественные памятники.
Вместе с тем торгово-экономические связи населения Кавказа развивались неравномерно, не всегда они были регулярными. Развитию связей мешали военные столкновения, нашествия, завоевателей, а также плохое и небезопасное состояние дорог и перевальных путей.
В данной статье затронуты лишь некоторые вопросы торгово-экономических
связей населения Кавказа в древний период. Эта проблема гораздо шире и глубже и требует своего дальнейшего осмысления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манандян Я.А. О некоторых проблемах истории древней Армении и Закавказья. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1944. 142 с. С. 16.
2. Страбон. География (XI. 7,3). М.: Олма-пресс, 2004. 632 с.
3. Смирнов К.Ф. Археологические исследования в Дагестане в 1948-1950 годах // КСИИМК. М.: Изд-во АН СССР, 1952. № 45. С. 80-93.
4. См.: Кавказ и Дон в произведениях античных авторов Ростов н/Д: Изд-во "Русская энциклопедия" Ростовский-на-Дону филиал. 1990. 400 с.
5. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Традата к хазарскому хану Алп-Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. VII, М.-Л.Изд.-во АН СССР. 1929. С. 141-152.
6. Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала: Даг. кн. изд.-во 1991. 100 с. С. 10.
7. См.: Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишо-ва И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М.: Наука, 1982. 454 с.
8. Манандян Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н.э. - XV в. н.э.). Ереван. Изд-во Ереван. ун-та, 1954. 346 с.
9. См.: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1988. 544 с.
10. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. Владикавказ: Ир, 2000. 352 с. С. 10.
11. Тирацян Г.А. Город Армении эллинистического времени в свете археологических исследований // Вестник древней истории. 1979. № 2. С. 160-174.
12. Очерки истории Грузии: В 2 т. Т. I. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 508 с.
13. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании. Баку: Элм, 1985. 276 с. С. 168.
14. Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала. Даг. кн. изд-во, 1995. 64 с. С. 13.
15. Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 30-33.
REFERENCES
1. Manandyan Ya.A. O nekotorykh problemakh istorii drevney Armenii i Zakavkaz'ya [About some problem of the histories ancient Armenia and Transcaucasia]. Erevan. Erevan State University, 1944, 142 p.
2. Strabon. Geografiya [The Geography] (XI. 7, 3). Moscow, Olma-Press, 2004, 632 p.
3. Smirnov K.F. Arkheologicheskie issledovaniya v Dagestane v 1948-1950 godakh [The Archeological studies in Dagestan in 1948-1950]. In: KSIIMK. Moscow, Academy fo Science USSR, 1952, no. 45, pp. 80-93.
4. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh av-torov [Caucasus and Don in the works of antique authors]. Rostov-on-Don, Russian encyclopedia. Rostov-on-Don Filial, 1990, 400 p.
5. Eremyan S.T. Zapiski instituta vostokovedeniya AN SSSR, 1929, vol. 7, pp. 141-152.
6. Gasanov M.R. Istoricheskie svyazi Dagestana i Gru-zii [The History relationships of Dagestan and Georgia]. Mahachkala, Dagestan book Publ., 1991, 100 p.
7. Dovatur A.I., Kallistov D.P., Shishova I.A. Narody nashey strany v "Istorii" Gerodota [Nations of our country in "Historiy" by Gerodot. Moscow, Nauka, 1982. 454 p.
8. Manandyan Ya.A. O torgovle i gorodakh Armenii v svyazi s mirovoy torgovley drevnikh vremen (5 v. do n.e. - 15 v. n.e.) [About the trade and cities of Armenia in relation to ancient world trade times (5th century BC - 15th century AD)]. Erevan, Erevan State Univ. Press, 1954, 345 p..
9. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevney-shikh vremen do kontsa 18 v. [The history of the nations of the North Caucasus from ancient times to the late 18th century]. Moscow, Nauka, 1988, 544 p.
10. Bliev M.M., Bzarov R.S. Istoriya Osetii [The History of Ossetia]. Vladikavkaz, "Ir", 2000, 352 p., p.10.
11. Tiratsyan G.A. Vestnik drevney istorii, 1979, no. 2, pp. 160-174.
12. Ocherki istorii Gruzii [The Essays on the history of Georgia]. Vol. 1. Tbilisi, " Metsniereba", 1989, 508 p.
13. Khalilov Dzh. A. Material 'naya kul'tura Ka-vkazskoy Albanii [Material culture of the Caucasian Albania]. Baku, "Elm", 1985, 276 p.
14. Gasanov M.R. Dagestan v sostave Kavkazskoy Albanii [Dagestan as a part of Caucasian Albania]. Mahachkala, Dagestan book Publ., 1995, 64 p., p. 13.
15. Chernous V.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2000, no. 2, pp. 30-33.
23 апреля 2015 г.